Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • I . „, . — ........................... ............ _ т РЫБНЫЙМУРМАН Н А МАЧТЕ плавбазы «Севрыба» вот уже который день не меня­ ется колонка сигнальных ог­ ней: красный — белый — красный. Идут грузовые операции. К левому борту пришвартован транспортный рефрижератор «Александр Иванов» — работы на три хода. У правого — очеред­ ной траулер освобождает кошельковый невод. Две 800-килограммовые стампы едва успевают усмирить по­ ток живого серебра. Уловом забиты накопительные ящи­ ки на главной палубе, рабо­ тают обе морозильные ли­ нии, пресервный цех, рыбо­ мучная установка. Мойвенная путина. Будни. На «долгих» радиосоветах (эпитет капитана - директора «Севрыбы» Петра Сидоро- вича Фесенко) руководители промрайона еще и еще раз «тасуют» суда. Рыбы много. Приемка должна быть максимальной: каждую базу С распущенными неводами ожидают по два кошелько- виста. Можно и нужно пол­ ностью использовать благо­ приятную промысловую об­ становку. В этот день, 17 сентября, отряд судов Ар­ хангельского 'рыбакколхоз- союза выполнил суточное задание по добыче на 146, объединения «Мурманрыб- пром» — на 140, Мурман­ ского РКС — на 113 про­ центов. Хорошо шли дела и у рыбаков Беломорской базы гослова. Однако плавбазы, как не­ поворотливые куры-несуш­ ки, несколько отстали от своих шустрых птенцов-тра- улеров. Не поспевали они за рассыпанным на десятки миль в поисках лучших ко­ сяков многочисленным «се­ мейством». Да и погода, ре­ шив, наверное, что моряки играют в прятки, создала для этого надлежащие усло­ вия. Усиливающийся с утра ветер запутался в мелкояче­ истой сети тумана. Но вре­ мени терять нельзя: слиш­ ком они дороги, слишком значимы для народного сто­ ла^— часы и минуты рыбац­ кой страды, мойвенной пу­ тины... И, не прекращая 'работ с транспортом, плав­ база «Севрыба» взяла курс на близлежащий в замете сейнер. У каждого человека долж­ на быть своя главная швар­ товка. Пусть нелегкая, но верная. Рано или поздно. Швартовка к тому единст­ венному делу, которому по­ святишь всю жизнь. И ни­ когда уже не будешь жа­ леть об этом. Для кого же борт плавбазы «Севрыба» стал в путинные дни именно 19 октября1984 года ветского Союза Афанасия Ивановича Иванникова и пе­ реводить в Фонд мира на­ численные на его лицевой счет деньги. А потом празд­ ничный концерт открыла песня самодеятельного во­ кально - инструментального ансамбля, наполнив зал страстными словами припе­ ва: — Поверь, Земля, люди найдут пути спасти тебя, тебя спасти... И пусть вместо одного из барабанов у ударника был пустой бочонок из-под рыбы, а на гитарах не хватало струн — дело не в качестве исполнения, а в чистоте, вы­ соте настроя, который ца­ рил в кают-компании. Не ради очередной «галочки» в рапорте на берег был про­ веден этот вечер. Моряки говорили и пели о том, что ШВАРТОВКА ПИСЬМО ВТОРОЕ го на ударную вахту- в честь 40-летия Великой Победы, стенд с направлениями ос­ новных ударов Красной Ар­ мии в годы Великой Отече­ ственной. А к специально заказанным на берегу кино­ фильмам на военную тема­ тику обязательно приурочи­ ваются лекции о боях на Крайнем Севере. Здесь за­ слуга членов судовой орга­ низации общества «Знание», которую возглавляет врач Леонид Алексеевич Хорун­ жий. Еще одна деталь — только в смене Николая Со- коленко на еженедельник «Аргументы и факты» под­ писались 27 рыбообработчи­ ков. Вряд ли равнодушный к международному положе­ нию, интересующийся толь­ ко дешевыми детективами человек будет читать и вы­ писывать эту газету. Зна­ чит, наметилась у ребят определенная активная жиз­ ненная позиция, если могут они ощущать сопричастность своего труда к делам и за­ ботам страны, планеты. Идет, наверное, их главная в жизни швартовка. С ВЫСОТЫ штур­ манского мостика ход почти незаме­ тен. Кипящим молоком об­ жигает борта плавбазы и транспорта сжатая корпуса­ ми судов вода. Трутся друг р друга огромные черные кранцы. Летящие наперерез чайки, словно летчики-ка­ микадзе, ныряют под высо­ кий нос базы. Судя, по показаниям гид­ ролокатора, до кошелькови- ста осталось не больше трех кабельтовых. Как-то сразу навалился туман, пошла зыбь. Неожиданно темным пятном — рукой подать! — показался траулер. Медлен­ но двадцатитысячетонная плавбаза приближается к трехсоттонному промыслово­ му судну. Швартовка. Мож­ но принимать улов. Еще не один день колонка сигналь­ ных огней на мачте «Сев- рыбы» останется без измене­ ний: красный — белый — красный. Семафор рабочих буден путины. В. ГЕОРГИ. В. КОРЕЦКИЙ (фото). Плавбаза «Севрыба». Баренцево море. НА СНИМКАХ: швартовка; лучший общественный распро­ странитель печати в экипаже — бригадир рыбообработчи­ ков Николай Соколенко; мат­ росы передовой смены комсо­ мольцы Игорь Барер и Сер­ гей Шумбасов (слева напра­ во). их действительно тревожит, что наполняет большим смыслом тяжелый рыбацкий труд вдали от родных и близких. Н Е ХЛЕБОМ единым жив человек. Не зама­ нишь уже «длинным» рублем хорошего специали­ ста в море — и на берегу он найдет себе работу инте­ ресную и денежную. Оста­ ются те, кто прикипел ду­ шой к экипажу, судну, ры­ бацкой доле. Их немного — умудренных опытом морехо­ дов. Остальные — моло­ дежь. На «Севрыбе» 126 комсомольцев, то есть боль­ ше половины всей команды. Для молодых-то и крайне важна постоянная воспита­ тельная работа: страстным словом пропагандиста, уме­ ло организованным вечером, личным примером. У Демянчука порой спра­ шивают: «Анатолий Макси­ мович, а не слишком ли много вы проводите всевоз­ можных мероприятий, выпу­ скаете стенгазет? Посмотри­ те: в Ленинской комнате и салоне рядового состава уборщице делать нечего — все переборки заняты на­ глядной агитацией...» Этот вопрос можно было бы све­ сти к шутке, но лично я только на «Севрыбе» видел регулярно заполняемый эк­ ран работы подразделений й служб экипажа, вставше­ таким, сознательно или пока случайно выбранным ме­ стом? С ПЕРВЫМ помощни­ ком капитана Анато­ лием Максимовичем Демянчуком мы были зна­ комы и раньше. Для тех, кто знает его по работе, моя характеристика будет лиш­ ней. И однобокой, как лю­ бое мнение одного человека. Листая книгу, лежащую на столе помполита, я обратил внимание на подчеркнутые слова: «Чем больше человек отгораживается от работы, тем меньше в нем остается самоуважения и веры в се­ бя». В этот день, заглянув на полчаса в каюту, Анато­ лий Максимович готовился выйти на третью подряд за сутки подвахту. Как бы оп­ равдываясь перед гостем, произнес: «На рыбофабри- ке сейчас словами мало что докажешь. Зрители не нуж­ ны — нужны рабочие ру­ ки». Тем временем в каю­ ту вошел кто-то из мех- службы, разгоряченный якобы незаслуженной сверх­ урочной подвахтой. Посмот­ рел на наматывающего пор­ тянки комиссара, умолк. Действительно, слова здесь были бы напрасны. И не так важны экипажу те до­ полнительные центнеры пи­ щевой продукции, изготов­ ленные руками бывшего матроса, рыбмастера, тех­ нолога, а ныне — первого помощника капитана плав­ базы «Севрыба» Демянчука, как личный пример комму­ ниста. Эта неделя, объявленная по Мурманской области Не­ делей памяти и посвящен­ ная 40-летию народного подвига в Заполярье, откры­ лась в рыбацком коллективе торжественным” митингом. Первым слово взял на удив­ ление молодой председатель судового комитета профсою­ за, четвертый дизельный механик Александр Бычков. Бесхитростны слова моря­ ков о мире, о том, что свя­ то для советских людей. У каждого из собравшихся в зале различен жизненный опыт, не схожи пути-дороги, пересекшиеся в тот вечер на 78-й северной широте. Вот моторист первого клас­ са Федор Яковлевич Моза- лев. Шестнадцатый год хо­ дит в море после окончания Одесского мореходного учи­ лища. «Человек с чувством долга», — отзываются о Федоре товарищи. Комсомолец Игорь Барер. Учится в Белгород-Днест- ровском . рыбопромышлен­ ном морском техникуме. Практикант. Старательный, безотказный работник. Из тех, о ком уже по первым шагам в профессии можно уверенно судить: толк будет. Вырастет настоящий рыбак. Сергей Федорович Писа­ рев в «Севрыбхолодфлоте» со дня основания управле­ ния. Он боцман — фигура в экипаже примечательная. Если мы порой называем суда по фамилиям капита­ нов — рефрижератор Моро­ зова, транспорт Гаврилова, плавбаза Болычева, — то, как мне кажется, с таким же успехом отдельные эки­ пажи можно называть по именам боцманов: Филипов- ского (ТР «Иван Шишкин»), Соболева (транспортное суд­ но «Белолуцк»), Писарева (плавбаза «Севрыба»)... Как в армии первым делом вспо­ минаешь старшину, а не командира ррты. Да, различны судьбы, но единодушно было мнение Моряков навечно зачислить в списки экипажа командира противоминного тральщика Северного флота Героя Со­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz