Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.
• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • I . „, . — ........................... ............ _ т РЫБНЫЙМУРМАН Н А МАЧТЕ плавбазы «Севрыба» вот уже который день не меня ется колонка сигнальных ог ней: красный — белый — красный. Идут грузовые операции. К левому борту пришвартован транспортный рефрижератор «Александр Иванов» — работы на три хода. У правого — очеред ной траулер освобождает кошельковый невод. Две 800-килограммовые стампы едва успевают усмирить по ток живого серебра. Уловом забиты накопительные ящи ки на главной палубе, рабо тают обе морозильные ли нии, пресервный цех, рыбо мучная установка. Мойвенная путина. Будни. На «долгих» радиосоветах (эпитет капитана - директора «Севрыбы» Петра Сидоро- вича Фесенко) руководители промрайона еще и еще раз «тасуют» суда. Рыбы много. Приемка должна быть максимальной: каждую базу С распущенными неводами ожидают по два кошелько- виста. Можно и нужно пол ностью использовать благо приятную промысловую об становку. В этот день, 17 сентября, отряд судов Ар хангельского 'рыбакколхоз- союза выполнил суточное задание по добыче на 146, объединения «Мурманрыб- пром» — на 140, Мурман ского РКС — на 113 про центов. Хорошо шли дела и у рыбаков Беломорской базы гослова. Однако плавбазы, как не поворотливые куры-несуш ки, несколько отстали от своих шустрых птенцов-тра- улеров. Не поспевали они за рассыпанным на десятки миль в поисках лучших ко сяков многочисленным «се мейством». Да и погода, ре шив, наверное, что моряки играют в прятки, создала для этого надлежащие усло вия. Усиливающийся с утра ветер запутался в мелкояче истой сети тумана. Но вре мени терять нельзя: слиш ком они дороги, слишком значимы для народного сто ла^— часы и минуты рыбац кой страды, мойвенной пу тины... И, не прекращая 'работ с транспортом, плав база «Севрыба» взяла курс на близлежащий в замете сейнер. У каждого человека долж на быть своя главная швар товка. Пусть нелегкая, но верная. Рано или поздно. Швартовка к тому единст венному делу, которому по святишь всю жизнь. И ни когда уже не будешь жа леть об этом. Для кого же борт плавбазы «Севрыба» стал в путинные дни именно 19 октября1984 года ветского Союза Афанасия Ивановича Иванникова и пе реводить в Фонд мира на численные на его лицевой счет деньги. А потом празд ничный концерт открыла песня самодеятельного во кально - инструментального ансамбля, наполнив зал страстными словами припе ва: — Поверь, Земля, люди найдут пути спасти тебя, тебя спасти... И пусть вместо одного из барабанов у ударника был пустой бочонок из-под рыбы, а на гитарах не хватало струн — дело не в качестве исполнения, а в чистоте, вы соте настроя, который ца рил в кают-компании. Не ради очередной «галочки» в рапорте на берег был про веден этот вечер. Моряки говорили и пели о том, что ШВАРТОВКА ПИСЬМО ВТОРОЕ го на ударную вахту- в честь 40-летия Великой Победы, стенд с направлениями ос новных ударов Красной Ар мии в годы Великой Отече ственной. А к специально заказанным на берегу кино фильмам на военную тема тику обязательно приурочи ваются лекции о боях на Крайнем Севере. Здесь за слуга членов судовой орга низации общества «Знание», которую возглавляет врач Леонид Алексеевич Хорун жий. Еще одна деталь — только в смене Николая Со- коленко на еженедельник «Аргументы и факты» под писались 27 рыбообработчи ков. Вряд ли равнодушный к международному положе нию, интересующийся толь ко дешевыми детективами человек будет читать и вы писывать эту газету. Зна чит, наметилась у ребят определенная активная жиз ненная позиция, если могут они ощущать сопричастность своего труда к делам и за ботам страны, планеты. Идет, наверное, их главная в жизни швартовка. С ВЫСОТЫ штур манского мостика ход почти незаме тен. Кипящим молоком об жигает борта плавбазы и транспорта сжатая корпуса ми судов вода. Трутся друг р друга огромные черные кранцы. Летящие наперерез чайки, словно летчики-ка микадзе, ныряют под высо кий нос базы. Судя, по показаниям гид ролокатора, до кошелькови- ста осталось не больше трех кабельтовых. Как-то сразу навалился туман, пошла зыбь. Неожиданно темным пятном — рукой подать! — показался траулер. Медлен но двадцатитысячетонная плавбаза приближается к трехсоттонному промыслово му судну. Швартовка. Мож но принимать улов. Еще не один день колонка сигналь ных огней на мачте «Сев- рыбы» останется без измене ний: красный — белый — красный. Семафор рабочих буден путины. В. ГЕОРГИ. В. КОРЕЦКИЙ (фото). Плавбаза «Севрыба». Баренцево море. НА СНИМКАХ: швартовка; лучший общественный распро странитель печати в экипаже — бригадир рыбообработчи ков Николай Соколенко; мат росы передовой смены комсо мольцы Игорь Барер и Сер гей Шумбасов (слева напра во). их действительно тревожит, что наполняет большим смыслом тяжелый рыбацкий труд вдали от родных и близких. Н Е ХЛЕБОМ единым жив человек. Не зама нишь уже «длинным» рублем хорошего специали ста в море — и на берегу он найдет себе работу инте ресную и денежную. Оста ются те, кто прикипел ду шой к экипажу, судну, ры бацкой доле. Их немного — умудренных опытом морехо дов. Остальные — моло дежь. На «Севрыбе» 126 комсомольцев, то есть боль ше половины всей команды. Для молодых-то и крайне важна постоянная воспита тельная работа: страстным словом пропагандиста, уме ло организованным вечером, личным примером. У Демянчука порой спра шивают: «Анатолий Макси мович, а не слишком ли много вы проводите всевоз можных мероприятий, выпу скаете стенгазет? Посмотри те: в Ленинской комнате и салоне рядового состава уборщице делать нечего — все переборки заняты на глядной агитацией...» Этот вопрос можно было бы све сти к шутке, но лично я только на «Севрыбе» видел регулярно заполняемый эк ран работы подразделений й служб экипажа, вставше таким, сознательно или пока случайно выбранным ме стом? С ПЕРВЫМ помощни ком капитана Анато лием Максимовичем Демянчуком мы были зна комы и раньше. Для тех, кто знает его по работе, моя характеристика будет лиш ней. И однобокой, как лю бое мнение одного человека. Листая книгу, лежащую на столе помполита, я обратил внимание на подчеркнутые слова: «Чем больше человек отгораживается от работы, тем меньше в нем остается самоуважения и веры в се бя». В этот день, заглянув на полчаса в каюту, Анато лий Максимович готовился выйти на третью подряд за сутки подвахту. Как бы оп равдываясь перед гостем, произнес: «На рыбофабри- ке сейчас словами мало что докажешь. Зрители не нуж ны — нужны рабочие ру ки». Тем временем в каю ту вошел кто-то из мех- службы, разгоряченный якобы незаслуженной сверх урочной подвахтой. Посмот рел на наматывающего пор тянки комиссара, умолк. Действительно, слова здесь были бы напрасны. И не так важны экипажу те до полнительные центнеры пи щевой продукции, изготов ленные руками бывшего матроса, рыбмастера, тех нолога, а ныне — первого помощника капитана плав базы «Севрыба» Демянчука, как личный пример комму ниста. Эта неделя, объявленная по Мурманской области Не делей памяти и посвящен ная 40-летию народного подвига в Заполярье, откры лась в рыбацком коллективе торжественным” митингом. Первым слово взял на удив ление молодой председатель судового комитета профсою за, четвертый дизельный механик Александр Бычков. Бесхитростны слова моря ков о мире, о том, что свя то для советских людей. У каждого из собравшихся в зале различен жизненный опыт, не схожи пути-дороги, пересекшиеся в тот вечер на 78-й северной широте. Вот моторист первого клас са Федор Яковлевич Моза- лев. Шестнадцатый год хо дит в море после окончания Одесского мореходного учи лища. «Человек с чувством долга», — отзываются о Федоре товарищи. Комсомолец Игорь Барер. Учится в Белгород-Днест- ровском . рыбопромышлен ном морском техникуме. Практикант. Старательный, безотказный работник. Из тех, о ком уже по первым шагам в профессии можно уверенно судить: толк будет. Вырастет настоящий рыбак. Сергей Федорович Писа рев в «Севрыбхолодфлоте» со дня основания управле ния. Он боцман — фигура в экипаже примечательная. Если мы порой называем суда по фамилиям капита нов — рефрижератор Моро зова, транспорт Гаврилова, плавбаза Болычева, — то, как мне кажется, с таким же успехом отдельные эки пажи можно называть по именам боцманов: Филипов- ского (ТР «Иван Шишкин»), Соболева (транспортное суд но «Белолуцк»), Писарева (плавбаза «Севрыба»)... Как в армии первым делом вспо минаешь старшину, а не командира ррты. Да, различны судьбы, но единодушно было мнение Моряков навечно зачислить в списки экипажа командира противоминного тральщика Северного флота Героя Со
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz