Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

. ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Экономическое обозрение В р ем о н т— на путину? Как а предполагалось, в сентябре рыбопромышленным бассейном обеспечено выполнение плана по вылову и, глав­ ное, по выработке пищевой рыбной продукции. Однако Вклад в этот успех не у всех коллективов одинаков. Управление «Севрыбхолодфлот» сделало все для того, чтобы улучшить работу плавбаз па мойвенной путине И в других промысловых районах, в результате достигнуты плановые рубежи по большинству показателей. Что же ка­ сается Мурманского тралового флота, то здесь картина иная. Имея в первый осенний месяц на промысле на четыре судна больше, чем в сентябре прошлого года, тралфлотовцы Не сумели использовать «численное преимущество» и со­ кратили вылов почти на две тысячи тонн. Причин этому немало. И одна из них — плохая подготовленность судов Й мойвенной путине. Так, экипаж промыслово-производствен, ного рефрижератора «Грумант», придя па промысел, вплот­ ную занялся... ремонтом механизмов. На это более чем несвоевременное занятие ушло 1,5 суток. Коллектив дру­ гого крупнотоннажного судна, БМРТ «Лесков», в районе промысла также восстанавливал вспомогательный дизель- генератор, а затем все же был отозван в порт. После ре­ монта в первых числах сентября вышел на самый старт Мойвенной путины экипаж большого морозильного траулера «Мир». И оказалось, что он напрасно спешил. Был зафик. сирован, так сказать, фальстарт: как и на БМРТ «Лес. Ков», у него вышел из строя вспомогательный дизель-гене­ ратор. 11 сентября судно также было отозвано в Мур­ манск. Наконец, БМРТ «Котелышч», запланированный для работы на рыбацкой страде, на весь сентябрь застрял (дру­ гого слова не подберешь, да и ни к чему) в ремонте. Короче говоря, многие экипажи не только Мурманского тралового флота не столько занимались ловом рыбы и вы­ работкой пищевой продукции, сколько вели в море ремонтные работы. Все сказанное лишний раз подтверждает, что про­ блема оудоремонта не потеряла своей остроты. И в этом нет ничего неожиданного, если учесть, что ремонтные мощ­ ности Северного бассейна не увеличиваются. Не прибав­ ляется, к сожалению, и запчастей, другого материального Обеспечения. В таких условиях необходимо быть предельно Ответственным и ремонтникам, и промысловикам. Первым искать резервы улучшения организации производства, Вторым — постоянно следить за тем, как обстоят дела | эксплуатационными показателями. Анализ положения дел Подсказывает, что ухудшаются они нередко из-за низкого качества содержания судов и механизмов, не всегда добро­ совестного отношения специалистов к своему делу. В ус­ ловиях острого дефицита судоремонта задача состоит в том, чтобы ставить траулеры к причалам ремонтных предприя­ тий с минимальными объемами работ, не перекладывая за­ бот С больной головы на здоровую. Нередко бывает так: сдали рыбаки траулер в ремонт, и, как говорится, «с глаз долой, из сердца вон». А вместе ф тем, находясь в ремонте, судно все же принадлежит фло- ty . Флоту, который должен приложить все усилия к тому, Чтобы обеспечить траулер теми или иными материалами, Запчастями. Все, о чем речь шла выше, зависит от отношения людей к делу. В отношении этом всегда крылся и кроется один из серьезнейших резервов производства. И сейчас, в условиях неуклонно осложняющихся промысловых дел, когда видовои Состав рыб изменился в худшую сторону, главной надеж­ дой остаются люди, их самоотверженный труд. До конца года осталось совсем немного времени. У тружеников бассейна есть все возможности выполнить пла­ новые показатели. Для этого необходимо измерять время не месяцами и неделями, а днями и даже часами. В част. Ности, многое зависит от того, насколько четко будет нала­ жен контроль за выполнением суточных заданий каждым экипажем по вылову и производству пищевой продукции. Особая ответственность ложится на рыбаков, работающих на мойвенной путине. Сырьевая база здесь сейчас довольно устойчивая, и надо бы использовать морозильные мощности исключительно на выпуск пищевых товаров. Для этого нуж­ но проявлять постоянную заботу о том, чтобы сортировочные машины стояли на рыбофабриках не «для мебели». Судовые специалисты должны пристально следить за бесперебой­ ной работой рефрижераторных установок. Это не значит, однако, что из них нужно выжимать все, что возможно. На­ против, стабильная, устойчивая работа может быть обеспе­ чена только в том случае, если морозильным камерам да^ вать своевременные передышки, осуществлять постоянный профилактический ремонт. В этот период отмечается ухудшение обстановки на об­ лове трески. Коллективы флотов должны приложить все усилия к тому, чтобы не упустить момента и направить в районы промысла этой ценной рыбы нужное количество судов, экипажей, в штате которых обязательно должны быть консервные мастера, чтобы наладить выработку продукции из тресковой печени. Решение всех этих задач, опять-таки, впрямую зависит от числа судов, от умения использовать их как можно эф­ фективнее.'И потому, возвращаясь вновь к проблеме судо­ ремонта, следует' сказать о том, что на октябрьском заседа­ нии директоров ВРПО «Севрыба» была подчеркнута необ­ ходимость обеспечить своевременный выход на промысел таких судов, как большой автономный траулер «Адмирал Колышкин», большие морозильные траулеры «Александр Грязнов» и «Ржев», транспортный рефрижератор «Пионер Мурмана». От того, насколько успешно будет выполнена эта задача, во многом зависит, каким быть финишу года. ОТДЕЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА «РМ». 21 ОКТЯБРЯ-ДЕНЬ РАБОТНИКОВ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ час в гост У«юности» Лента транспортере светла и серебристА от крупной свежей ставриды. Лента транспортера идет лениво и тяжелб. Д а и куда ей торопиться? Когда еще всю эту рыбу наколют на шомполе, уложат » контейнеры. Сегодня за рабочими столами цеха заготовки полуфабриката Второго коптильного аавода — Смена «Юность». Самая обычная смена. Смена, полностью отвеча­ ющая своему названию «Юность». Но производительность труда р ней одна из самых высоких в цехе — 125,9 процента на одного человека. Что у них за работа? Сложная? Трудная? — Да что тут сложного? •— Тамара Шарнина бросает в кон­ тейнер очередной шомпол со «тавридой. Накалывай да бро­ сай. Вот после ставриды палтус Пойдет, с ним труднее. Жабры зачистить, промыть, вычистить, потом наколоть, потом на рейки навесить, чтоб д руг друга не касался. А вообще-то, когда при­ выкнешь, все равно легко. Легко? Слуш ая Тамару, глядя на стремительные ее руки, и впрямь может показаться — лег­ ко. Если встать И попробовать самом у... А сменная норма ~- 8 среднем — наколоть тонну рыбы. Легко? Лучшие работницы смены, Тамара в их числе, нака­ лывают до двух тонн. Конечно, не все приходит сра­ зу. Ловкость и умение — катего­ рии временные. Но будь ты три­ жды ловок, тонна от этого легче не станет. Мелькают руки рыбообработ- чиц, снует по огромному цеху электропогрузчик. Ю рко снует, быстро. Иногда даже страшнова­ то: летит прямо на тебя. И вдруг в матре останавливается как вкопанный, бережно подни­ мает На вытянутых железных ру­ ках полный контейнер и момен­ тально прошмыгивает мимо. Ус­ певай только голову поворачи­ вать. — Кто это у вас так лихачит? •— спрашиваю старшего мастера це­ ха S. Т. Завражину. « - Люба Доди, бригадир «Юно­ сти». Красиво работает? Она на всех операциях одинаково хорошо управляется. Живой пример ос­ тальным. Кстати, в этой смене очень многие владеют смежными профессиями. Геннадий Ковязин — и водитель электропогрузчика, Ч коптильщик, и тельферист. Ж е ­ ня Драй и Надя Винокурова хоть И не так давнр у нас, но уже, кроме основной своей профессии, управление краном освоили. Здесь даже все вспомогательные рабочие могут выполнять основ­ ные операции. Лихо развернувшись, почти на месте, остановился электропо­ грузчик. Спорхнула наземь брига­ дир и оказалась неожиданно ма­ ленькой, хрупкой и ясноглазой. Подумалось: как же она такая махонькая со всем этим хозяйст­ вом управляется? Вот палтус в контейнерах лежит — ведь боль­ ше ее размерами... — Трудно, Люба? — Конечно, нелегко. Своя ра­ бота да надо за всей бригадой следить. Чтобы рыба вовремя была, чтоб контейнеров хватало, шомполов, чтоб простоя не бы­ ло. От нашего цеха все осталь­ ное производство зависит. Сколь­ ко заготовим — столько и на­ коптят. Да и за девчатами при­ сматривать надо ■— молодые совсем. А ведь мы работаем на один наряд. Надо, чтобы все старались. Подошла мастер смены Г. С. Ковязина, и Люба тут же пере­ ключилась на какие-то свои, чис­ то производственные проблемы. Слышалось только: «соль, ставри­ да, контейнеры...» Потом она взлетела на свой погрузчик, и снова оранжевая машина стре­ мительно замелькала меж кон­ тейнеров. Мы идем пр огромному цеху, Слова тают, не достигнув слуха, открытая дверь •— цветная кар* тинка иной жизни: поток солнца, чайки, синие волны залива и бе* лый, с яркой красной полосой^ борт траулера. Наверное, одногб из тех, что добывают рыбу для второго коптильного. Вот она, эта рыба, на посоль- ном участке: вальяжный палтус, ядреная нототения, свинцовый тушки скумбрии, серебряная став* рида. О тсюда, с этого участка, начинается путь рыбы по заводу. Здесь происходит превращений сырца в пищевую продукцию . Ровный ряд розовато-коричне* вой соли *— ряд палтуса. Акку» ратно * аккуратно. Чтобы рыбины не касались друг друга. Инач4 — брак. Ирина Байда укладыва* ет очередной ряд. Не очень бы-* стро пока у нее получается, нб вполне профессионально. — Молодец, Ира, все правиль» но, — подбадривает девуш ку ма­ стер. — Она у нас только чтб из училища. М есяц работы, и уже так лов­ ко получается? Быстро. — Да нет, за месяц бы не на­ ловчилась, — улыбается Ирина, — у нас же 8 16-м училище вс? практики здесь были. Поэтому я знала, куда приду. Работать нра­ вится, девчонки очень хорошие, все время следят, помогают, осо­ бенно Наташа Слабодян, она здесь уже год, все умеет. Что .ж , может быть, пройдет год и кто-нибудь скажет то ж^ самое об Ирине. Может быть? Вполне! Идет день. Мелькают над сто­ лами девичьи руки, снует по це» ху оранжевый электропогрузчик. Громоздится у стены свежая пар* тия полных контейнеров. Все то же, что и час назад, — работа... Только на транспортере вместит серебряной ставриды развалился палтус. Трудная рыба. Начнем? Начали! Н. Н ЕЧАЕВА. Наш рыбный стол ПУТЬ К СЕРДЦУ Мясо креветки обдают кипятком. Желирующий раствор го­ товят на рыбном бульоне, заливают в форму слоем 1— 1,5 ем и дают застыть. На застывший слой желе выкладывают мясб креветки, украшения, заливают слоем раствора и охлаждают до застывания. Приготовьте и — приятного аппетита. Сколько чего класть — подскажут собственный вкус или кулинарные рецепты, раз­ работанные общими усилиями специалистов Мурманского ры­ бокомбината, управления «Севрыбсбыт», ресторана «Арктика». Они и были устроителями выставки-дегустации. А организато­ ром — ВРПО «Севрыба». Длинный стол в малом зале ресторана был устав­ лен лакомыми блюдами, приготовленными из кревет­ ки. Кроме уже названного мяса креветки, заливного, посетители отведали еще шестнадцать блюд из дели­ катесного продукта. Боль­ шинство их получили от­ личные оценки. Что-то было изготовлено и не столь удачно. Будем снисходительны. И костюм после первой примерки где- то жмет, где-то великоват. Но приложит мастер руки — и пожалуйста: ходи в костюмчике хоть в пир, хоть в мир, хоть в добрые люди. А дегустация, проводимая в «Арктике», именно пер­ вая примерка. В разнооб­ разнейшем меню плов, блинчики, салаты, пельмени, фрикадельки, зразы, корзи­ ночки, пирожки, волованы... И все — из креветки. И все — впервые. Только са­ ми изобретатели блюд мето­ дом проб исправляли собст­ венные ошибки, пока не вы­ работали нужную рецепту­ ру. Впрочем, изменить ее может по своему вкусу каждая хозяйка. О вкусах не спорят — вкусы формируют. Кревет­ ки — экзотические ракооб­ разные в гастрономическом отношении мало изведанные. Но ведь н кальмары не так давно особым спросом не пользовались. Путь к серд­ цу покупателей начался от дегустации, проведенной в ресторане «Дары моря». И мойва горячего копчения не сразу нашла поклонников, а теперь от них отбоя нет. От четырех тысяч тонн мойвы, выпускаемых в год, ничего н е- остается. Когда-то и палтусу тре­ бовалась реклама. Ну уж, дто слишком, скажет чита­ тель: сравнили палтуса с йреветкой. А что? Говорят, во Франции блюда из кре­ ветки обходятся чуть дешев­ ке, чем женские сапожки, Й берут, похваливая, изыс­ канное кушанье гурманы. И потчуют им францужен­ ки своих любимых, не без основания полагая, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. лЦ М НЕНИ Е СП ЕЦИ АЛИ С ТА . Вы сока пищ евая ценность кр*£ веток. В них — двадц ать про* центов белка, по два проценту ж ира и углеводов. Содерж ат кальц ий , м агний, натр ий , ф тор, йод и т. д. Креветки хо« рошо усваи ваю тся организ­ мом, в н и х много витаминов. Это — диетический п родукт t большими достоинствам и. Так сч и тает заведующ ая лаборато! рией биохимии сы р ья ПИНРО Л. Л . Константинова. С ней полностью солидарна заведую * щ ая отделением гигиены пи* тан и я областной сан эп и дстан ­ ции Т . В. Леонова. У людей разные гастроно­ мические наклонности. Одни привередливы в еде, другие — не очень, третьи — кон­ серваторы, предпочитающие обходиться без новшеств в меню. Уверяю: и первые, и вторые, и третьи среди яств, предложенных для дегустации, найдут такое, которое может стать укра­ шением стола. 19 октября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz