Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.
•СТРАНИЦА РЕПОРТЕРА • Репортаж недели ГЭС у океана ...Ко гда едешь по молодой еще совсем дороге М урманск — Териберка, да еще вечером, когда не видны вы строивш иеся неподалену мачты линии электропередач, то и в голову не придет ощ ущ ение, что через час — другой дорога эта , упрямо пересекающ ая уны лы й и в общ ем .то явно безлюдный лан д. ш аф т тун д р ы , приведет совсем в другой уголо к Заполярья, бо лее привы чный нашим глазам , потому что приш ел сю да чело, век. П риш ел, осм отрелся, потопал сапогом по наменному лбу сопки и реш ил: здесь. ...Было это более десяти лет назад. Уже был готов проект каскада Терибер- ских ГЭС, уже было ясно, что не обойтись строителям без хорошей дороги, линия которой тоже значилась уже на картах строителей. Нуж ны были руки, руки людей, знающих, что они должны сделать в этом краю, кото рый смело можно было бы назвать краем света, ибо в десятке километров отсю да начинался Северный Ле- .довитый океан. Правда, ■ ■здесь же, на берегу, распо ложила свои причалы древ няя Териберка, ио ведь лю бой моряк знает: кроме как морем или по воздуху, ни туда, ни оттуда ходу нет. И если непогодь — ни почты, ни снабжения. Поэтому — своя дизельная электростанция, своя хлебо пекарня, из печей которой выходит хлеб, который при езжие деловые люди увози ли в Мурманск как удиви тельный сувенир, — столь он был (и есть) хорош. Дорогу построили в пер вую очередь. Ибо все то, что требуется для строительства ГЭС, сейнерами не наво зишь. Край света приблизил ся к областному центру — к экзотике можно добраться на собственных «Жигулях», срывая по обочине грибы... Но опять-таки: дело не в Э кзотике. Не ради нее и не ради грибов пробивались че рез тундру строители управ ления «Севгидрострой» — пробивались сквозь дикие метели, снежные заносы, болота и сопки. Они и вспо минают сейчас об этом ред ко — только когда кто-ли бо из журналистов приста нет. Тогда и расскажут — и как кто-то двое суток си дел впроголодь в занесен^ ной снегом машине или про бивался с грузами по уже построенной дороге только с помощью бульдозера, и как, не выбирая выражений, ком ментировали график работ, срывавшийся из-за нена стья... Для них, построивших не одну такую станцию в таких же условиях, все это — только временные и до садные помехи работе, кото рую они считают своей, ко торая для них практически является содержанием всей жизни. Хвастаться этими по годными «приключениями» — все равно что рыбаку после рейса живописать бу ри и штормы: он их все равно не помнит. А вот как однажды сменой два плана сделали —- расскажет... И ес ли мы сейчас и говорим о трудностях подобного толка, то только для того, чтобы «спасибо» наше строителям готовящейся к пуску ГЭС выглядело более полновес ным и учитывающим не только ударный труд, но и весь комплекс трудностей, — начиная от погодных и кон чая взаимоотношениями с поставщиками, смежника ми, субподрядчиками. Человеку, привыкшему к традиционному, сто раз ви денному на фотоснимках внешнему виду гидроэлектро станции (плотина поперек реки, на ней машинный зал, ревущий водосброс), здесь приходится только огляды ваться в недоумении: водо хранилище, дамба — на ме сте. А где, собственно, тур бины, водяная пыль стол бом? Да и водоприемник что-то не слишком высок: много ли энергии в воде, падающей с такой высоты? И ему терпеливо объясняют, что все это — чепуха. И что, прежде чем попасть на лопасти турбины, вода па дает в шахту глубиной в 120 метров. И что затем несет ся она по подземному тун нелю длиной в полтора кило метра во-о-он за ту сопку. А уж там — турбина. Все, оказывается, весьма просто... Это в сказке — просто. Не будем уж вспоминать о том, как насыпали дамбу для водохранилища, — про сто переместили сотни тысяч кубометров скального грун та — и все... А туннель во довода? Работы велись на глубине 8 0— 100 метров — не всякий перегон метропо литена достигает такой от метки. Мало того, чтобы обезопасить проходчиков, пришлось «на всякий слу чай» выкачать озеро, под которым велись работы... Ну и — диаметр: 8 метров. Или — доставка гидрогене ратора к месту установки. Чем не задача с параметра ми: вес — 200 тонн, диа метр — 18 метров, даль ность перевозки — 162 ки лометра по тундре. Оказа лось — «просто». Разделили махину на четыре сегмента, снарядили караван... Опера ция заняла времени в пять раз меньше нормативного. Станцию решено было пу стить досрочно: вместо декабря — в октябре. Уже в начале года строительная готовность к пуску, по при знанию высоких комиссий, составила более 80' про центов. Это очень высокий показатель, если учесть, что в истории гидроэнергетики бывало и такое: ток пошел, а турбинный зал под бре зентовым куполом—еще до страивают... Надо учесть, что легче досрочно выпол нить скальные, бетонные, взрывные, монтажные и всякие иные работы, чем «выбить» из поставщиков оборудование на полгода раньше намеченного срока: они-то ведь тоже по плану работают. Как это удалось — вряд ли стоит рассказы вать. Главное другое: слово гидростроители сдержали. «Холостой» пуск есть, не за горами — промышленный... Пройдет время. И счезнет с лица заполярной тундр ы посе лок Скальны й — долины пере кочую т в район второй ста н ции каска д а, в русло реки Те риберка. (П роект ее, к ста ти , не менее оригинален: тур б и н ный зал — не поперек, а вдоль речни). Не скоро, но и счезн ут, за р а сту т мхом и лиш айником развороченные камни. А станц ия о стан ется. И, вы деляясь яр ким , светлы м пятном на фоне ск ал , ста н е т как бы символическим знаком в пам ять о те х , кто отдал ей годы тр уда. И ж изни. И, мо ж ет бы ть, не всякий свяж ет стр ои тельство ГЭС с появле нием вот этой дороги «на край света», с расширением произ водственны х мощностей Тери- бер ски х судоремонтны х м ас те р ски х и с другими преоб разованиями, которые принес ла и принесет в это т край электр оэн ер ги я... И никого, на верное, не будет уди влять без- лю дность этого энергетическо го предприятия: работает в автом атическом режиме, у п равляется на расстоянии — чего же т у т непонятного? И ма ло кто вспомнит, как ворчали во время монтажа электрообо рудования видавшие виды спе ци али сты с Кольской АЭС: «Такого количества электр о ники даж е у нас н ету...» Так и должно бы ть, навер ное. Любое сверш ение челове ческое — большое ли, малое — сл уж и т человеку. А раз сл уж и т, знач ит, стан овится привы чным . И хочется еще большего. Например, соорудить сам ую мощную в мире при ливную электростанц ию . А вот в этом месте полуострова — гидр оаккум улир ую щ ую ... Тако вы планы гидростроителей. А о сущ ествлять и х они ум ею т... И. ЕЛИСТРАТОВ. Встречи На берегу Уры Ура-Губа... Очень удобное место для се' ения — песча ное плато среди гор на бере гу реки Уры, впадающей в залив, а от устья ее до моря — рукой подать. Издавна се лились здесь рыбаки, которые и создали в июне 1930 года рыболовецкую артель «Энер гия». Хорошо работали ры баки-колхозники, но их мир ный труд дважды прерывала война. Только 19 октября 1949 г. принято решение о вос становлении этого хозяйства. В понедельник, 8 октября, урагубцы принимали гостя— члена бюро Мурманского обкома партии, председателя облсовпрофа В. С . Грищенко ва. Он встретился с доярками, судоремонтниками, школьни ками, коллективом колхозного коптильного завода. Василию Сергеевичу было что расска зать жителям поселка. В до военное время здесь был центр Полярного района. В. С. Грищенков возглазлял райком комсомола, работал в райкоме партии. Начало вой ны для него памятно неверо ятно трудными днями и но чами охраны поселка, пере броской имущества (по б ез дорожью и под угрозой на падения с воздуха) в Бело- каменку, где райцентр сущ е ствовал вплоть до упраздне ния (потом его территория вошла в состав Кольского района). В войну — выполнение от ветственных поручений на по бережье, потом Василий С ер геевич руководил политотде лом тралового флота, обкомом профсоюза рабочих пище вой промышленности, и уже 20 лет он — председатель областного совета профсою зов. Встреча в Ура-Губе посвя щена 40-летию победы в За полярье. Немелочи жизни НЕ В ТРУЕЕ ЦЕЛО. ш V Может бы ть, работники ре. монтно.строительного уп р а в , ления связи втайне приняли такое реш ение: «Будя! А то как же это та к получается. Обслуживает первое отделение связи рыбаков, а в к а к и х у с ловиях тр уд ятся пахари го л у , бой нивы , того и не ведает. Пусть и сп ы тае т, к а к достается хлеб ры бац кий». А может быть, просто теп лая ны неш няя осень в Заполярье и х р а схо лодила. Только забросили они объект ремонта. Столбик термометра в поме щении почты не поднимается выше десяти градусов даж е в ^«ггожие дни. А в ту а л е т и н а. 3= как в рыбацком ш торм ко. стюме захо ди ть не реком енду. етсл. Потому как хлещ ет с потолка вода, то ли из у н и та . 3®> расположенного этаж ом выше, то ли еще отнуда. Ш ту . натурна потолка в отделе сор тировки отсы рела основатель- но и грози т обвалом. Н ам еча. ется под зонтиком письма сор тировать. Но п оскольку не устр а и вают связистов и спы тан и я во- А°й и холодом, то связали сь °ни с О ктябрьским райи спол. комом. А там плечами пожали: «Вы не наш и, обращ айтесь в Л е. нинский райисполком ». С в яза. лись с Ленинским райи сп ол. комом. Там тоже плечами по. жали: «Вы не наш и, обращ ай, ком* Е ®к тя ®Рь ски й рэгйиспол- А вот что рассказал главны й инженер главной почты АЛ ек. сандр Георгиевич Забазлаев: - — Прошлую зим у еще хуж е °Ь 1 ло. Инженерные комм уни кации здания, в котором рас п л о ж е н о первое отделение требовали срочного пе- ны- дования. Однако р ы б . лит порт отказался произво. „ ,7 Ь ег° . Говорили с главным инженером порта Валерием I II i Николаевичем Борисовым. О т. вет был примерно таков: «Ваш а почта — вы ею и зан и . м айтесь». В то ж е время с у . щ ествует и н стр укц и я, со гл а . сно которой ры бацкая ор гани. зация предоставляет помещ е. ние отделению связи , о б слу. живающ ем у ф л о ты , и обеспе. чивает его отопление. И тогда взялись за дело ре. монтнини. Случилось это три м есяца назад. Кинули тогда клич спец иалисты по трубам и батареям : «Сдадим объ ект первого сентября!» А первого сентября рукам и развели: «Труб — нет, м уф т — нет, всего прочего — тож е нет». Достал А лексан др Георгие. вич тр убы . И кин ули тогда спец иалисты новый клич: «Сдадим объект к первому октября!» А первого октября руками развели: «Карбида — нет, сварщ ина — нет и проче. го ...». Труб нет, м уф т н ет... а р а . бочие бы ваю т. Но только не совсем в трезвом виде. Одол ж а т п ятер ку —и только и х ви. дели. На другой объ ект пода, ю тся. Но вот и М еждународная не деля письма м и нует. Казалось бы , самое время обр ати ть в н и . мание на условия работы те х , кто нам письма доставляет, телеграммы и даже переводы. Тем временем начальство в Р С У см енилось. «Наследство» новому н ач альству В. С. Ба ринову от предш ественника Н. А . Борисенко досталось не лучш ее. Дела зап ущ ены . Из 64 объектов, по которым вы шли сроки сдачи, сданы 30. Но опять же тр уб нет, карби . да н ет... А дело, наверное, и зоЕсе не в тр уб ах. Явно не хв атал о самого главного — организации. Е. АВГУСТИНОВИЧ, наш внешт. корр. Еж егодно в наш ей стране вы п у скается (5олее 800 ты сяч н азван и й кн и г и брошю р, а еж едневно — около 5 м илли онов экзем пляров. К ак ж е р азо б р аться в этом м оре книг, к ак удовлетворить сп рос на литературу? Ч тобы определить более точ. ны е ти раж и тех или ины х и з даний, 17 октября м агазины облкниготорга проводят День учета неудовлетворенного си ро , са. В этот день покупателям бу. дут п редлож ены «Анкеты сп е циалиста», в них нужно у казать книги, которы е, н а ваш взгляд, необходимо и здать Дсбро пожаловать! КАКОВ ЗАПРОС-ТАКОВ ТИРАЖ или переиздать. Вы см ож ете вы ск азать зам ечан и я в адрес и здательств и кн иготорговы х . о ргани зац и й о содерж ании, худож ественном оф орм лении и п олиграф ическом исполнении книг по интересующ им тем ам . К стати будут предлож ения о структуре тем ати ч ески х п л а. нов, конкретны е п ож елан и я о вы п уске книг. Свои п ож елан и я, предлож е- ния и зам ечан и я можно к ак внести в «Анкету сп ец и али . ста», так и лично вы ск азать продавцу. Ваше участи е пом ож ет и з дательствам вы п у скать боль ше книг в соответствии с з а просам и покупателей. Л. ТЕЛЕБИНА, товаровед облкниготорга. Спорткурьер КТО ЛЕГЧЕ НА НОГУ? Традиционный легкоатлети ческий пробег Кола — М ур манск на этот раз был посвя щен Дню Конституции ССС Р и 40-летию разгрома немецко- фашистских войск в Заполя рье. Со старта вперед вышел военнослужащий из Сезеро- морска Павел Бутюгин. Спортсмену удалось удер жать солидный разрыв на первом же затяжном подъ еме, а к концу дистанции — и увеличить его. Результат победителя — 42 мин. 21 сек. У второго призера пробега, рабочего морского рыбного порта Александра Соколова, — 43 мин. 9 сек. В. ДЕНИСОВ. ФРГ. Этот человек, стоя щий по грудь в воде в гид рокостюме, — садовник Штут гартского парка. Он занят тем, что заботливо очищает поверхность водяных лилий. фотофакт Некоторые из них достигают 1,7 метра в диаметре. Телефото ЮПИ — ТА СС . fi ,1 .Г4" у ; * 11 12 октября 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz