Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

•СТРАНИЦА РЕПОРТЕРА • Репортаж недели ГЭС у океана ...Ко гда едешь по молодой еще совсем дороге М урманск — Териберка, да еще вечером, когда не видны вы строивш иеся неподалену мачты линии электропередач, то и в голову не придет ощ ущ ение, что через час — другой дорога эта , упрямо пересекающ ая уны лы й и в общ ем .то явно безлюдный лан д. ш аф т тун д р ы , приведет совсем в другой уголо к Заполярья, бо­ лее привы чный нашим глазам , потому что приш ел сю да чело, век. П риш ел, осм отрелся, потопал сапогом по наменному лбу сопки и реш ил: здесь. ...Было это более десяти лет назад. Уже был готов проект каскада Терибер- ских ГЭС, уже было ясно, что не обойтись строителям без хорошей дороги, линия которой тоже значилась уже на картах строителей. Нуж­ ны были руки, руки людей, знающих, что они должны сделать в этом краю, кото­ рый смело можно было бы назвать краем света, ибо в десятке километров отсю­ да начинался Северный Ле- .довитый океан. Правда, ■ ■здесь же, на берегу, распо­ ложила свои причалы древ­ няя Териберка, ио ведь лю­ бой моряк знает: кроме как морем или по воздуху, ни туда, ни оттуда ходу нет. И если непогодь — ни почты, ни снабжения. Поэтому — своя дизельная электростанция, своя хлебо­ пекарня, из печей которой выходит хлеб, который при­ езжие деловые люди увози­ ли в Мурманск как удиви­ тельный сувенир, — столь он был (и есть) хорош. Дорогу построили в пер­ вую очередь. Ибо все то, что требуется для строительства ГЭС, сейнерами не наво­ зишь. Край света приблизил­ ся к областному центру — к экзотике можно добраться на собственных «Жигулях», срывая по обочине грибы... Но опять-таки: дело не в Э кзотике. Не ради нее и не ради грибов пробивались че­ рез тундру строители управ­ ления «Севгидрострой» — пробивались сквозь дикие метели, снежные заносы, болота и сопки. Они и вспо­ минают сейчас об этом ред­ ко — только когда кто-ли­ бо из журналистов приста­ нет. Тогда и расскажут — и как кто-то двое суток си­ дел впроголодь в занесен^ ной снегом машине или про­ бивался с грузами по уже построенной дороге только с помощью бульдозера, и как, не выбирая выражений, ком­ ментировали график работ, срывавшийся из-за нена­ стья... Для них, построивших не одну такую станцию в таких же условиях, все это — только временные и до­ садные помехи работе, кото­ рую они считают своей, ко­ торая для них практически является содержанием всей жизни. Хвастаться этими по­ годными «приключениями» — все равно что рыбаку после рейса живописать бу­ ри и штормы: он их все равно не помнит. А вот как однажды сменой два плана сделали —- расскажет... И ес­ ли мы сейчас и говорим о трудностях подобного толка, то только для того, чтобы «спасибо» наше строителям готовящейся к пуску ГЭС выглядело более полновес­ ным и учитывающим не только ударный труд, но и весь комплекс трудностей, — начиная от погодных и кон­ чая взаимоотношениями с поставщиками, смежника­ ми, субподрядчиками. Человеку, привыкшему к традиционному, сто раз ви­ денному на фотоснимках внешнему виду гидроэлектро­ станции (плотина поперек реки, на ней машинный зал, ревущий водосброс), здесь приходится только огляды­ ваться в недоумении: водо­ хранилище, дамба — на ме­ сте. А где, собственно, тур­ бины, водяная пыль стол­ бом? Да и водоприемник что-то не слишком высок: много ли энергии в воде, падающей с такой высоты? И ему терпеливо объясняют, что все это — чепуха. И что, прежде чем попасть на лопасти турбины, вода па­ дает в шахту глубиной в 120 метров. И что затем несет­ ся она по подземному тун­ нелю длиной в полтора кило­ метра во-о-он за ту сопку. А уж там — турбина. Все, оказывается, весьма просто... Это в сказке — просто. Не будем уж вспоминать о том, как насыпали дамбу для водохранилища, — про­ сто переместили сотни тысяч кубометров скального грун­ та — и все... А туннель во­ довода? Работы велись на глубине 8 0— 100 метров — не всякий перегон метропо­ литена достигает такой от­ метки. Мало того, чтобы обезопасить проходчиков, пришлось «на всякий слу­ чай» выкачать озеро, под которым велись работы... Ну и — диаметр: 8 метров. Или — доставка гидрогене­ ратора к месту установки. Чем не задача с параметра­ ми: вес — 200 тонн, диа­ метр — 18 метров, даль­ ность перевозки — 162 ки­ лометра по тундре. Оказа­ лось — «просто». Разделили махину на четыре сегмента, снарядили караван... Опера­ ция заняла времени в пять раз меньше нормативного. Станцию решено было пу­ стить досрочно: вместо декабря — в октябре. Уже в начале года строительная готовность к пуску, по при­ знанию высоких комиссий, составила более 80' про­ центов. Это очень высокий показатель, если учесть, что в истории гидроэнергетики бывало и такое: ток пошел, а турбинный зал под бре­ зентовым куполом—еще до­ страивают... Надо учесть, что легче досрочно выпол­ нить скальные, бетонные, взрывные, монтажные и всякие иные работы, чем «выбить» из поставщиков оборудование на полгода раньше намеченного срока: они-то ведь тоже по плану работают. Как это удалось — вряд ли стоит рассказы­ вать. Главное другое: слово гидростроители сдержали. «Холостой» пуск есть, не за горами — промышленный... Пройдет время. И счезнет с лица заполярной тундр ы посе­ лок Скальны й — долины пере­ кочую т в район второй ста н ­ ции каска д а, в русло реки Те ­ риберка. (П роект ее, к ста ти , не менее оригинален: тур б и н ­ ный зал — не поперек, а вдоль речни). Не скоро, но и счезн ут, за р а сту т мхом и лиш айником развороченные камни. А станц ия о стан ется. И, вы деляясь яр ким , светлы м пятном на фоне ск ал , ста н е т как бы символическим знаком в пам ять о те х , кто отдал ей годы тр уда. И ж изни. И, мо­ ж ет бы ть, не всякий свяж ет стр ои тельство ГЭС с появле­ нием вот этой дороги «на край света», с расширением произ­ водственны х мощностей Тери- бер ски х судоремонтны х м ас­ те р ски х и с другими преоб­ разованиями, которые принес­ ла и принесет в это т край электр оэн ер ги я... И никого, на­ верное, не будет уди влять без- лю дность этого энергетическо­ го предприятия: работает в автом атическом режиме, у п ­ равляется на расстоянии — чего же т у т непонятного? И ма­ ло кто вспомнит, как ворчали во время монтажа электрообо­ рудования видавшие виды спе­ ци али сты с Кольской АЭС: «Такого количества электр о ­ ники даж е у нас н ету...» Так и должно бы ть, навер­ ное. Любое сверш ение челове­ ческое — большое ли, малое — сл уж и т человеку. А раз сл уж и т, знач ит, стан овится привы чным . И хочется еще большего. Например, соорудить сам ую мощную в мире при­ ливную электростанц ию . А вот в этом месте полуострова — гидр оаккум улир ую щ ую ... Тако ­ вы планы гидростроителей. А о сущ ествлять и х они ум ею т... И. ЕЛИСТРАТОВ. Встречи На берегу Уры Ура-Губа... Очень удобное место для се' ения — песча­ ное плато среди гор на бере­ гу реки Уры, впадающей в залив, а от устья ее до моря — рукой подать. Издавна се­ лились здесь рыбаки, которые и создали в июне 1930 года рыболовецкую артель «Энер­ гия». Хорошо работали ры­ баки-колхозники, но их мир­ ный труд дважды прерывала война. Только 19 октября 1949 г. принято решение о вос­ становлении этого хозяйства. В понедельник, 8 октября, урагубцы принимали гостя— члена бюро Мурманского обкома партии, председателя облсовпрофа В. С . Грищенко­ ва. Он встретился с доярками, судоремонтниками, школьни­ ками, коллективом колхозного коптильного завода. Василию Сергеевичу было что расска­ зать жителям поселка. В до­ военное время здесь был центр Полярного района. В. С. Грищенков возглазлял райком комсомола, работал в райкоме партии. Начало вой­ ны для него памятно неверо­ ятно трудными днями и но­ чами охраны поселка, пере­ броской имущества (по б ез­ дорожью и под угрозой на­ падения с воздуха) в Бело- каменку, где райцентр сущ е­ ствовал вплоть до упраздне­ ния (потом его территория вошла в состав Кольского района). В войну — выполнение от­ ветственных поручений на по­ бережье, потом Василий С ер ­ геевич руководил политотде­ лом тралового флота, обкомом профсоюза рабочих пище­ вой промышленности, и уже 20 лет он — председатель областного совета профсою ­ зов. Встреча в Ура-Губе посвя­ щена 40-летию победы в За­ полярье. Немелочи жизни НЕ В ТРУЕЕ ЦЕЛО. ш V Может бы ть, работники ре. монтно.строительного уп р а в , ления связи втайне приняли такое реш ение: «Будя! А то как же это та к получается. Обслуживает первое отделение связи рыбаков, а в к а к и х у с ­ ловиях тр уд ятся пахари го л у , бой нивы , того и не ведает. Пусть и сп ы тае т, к а к достается хлеб ры бац кий». А может быть, просто теп лая ны неш няя осень в Заполярье и х р а схо ­ лодила. Только забросили они объект ремонта. Столбик термометра в поме­ щении почты не поднимается выше десяти градусов даж е в ^«ггожие дни. А в ту а л е т и н а. 3= как в рыбацком ш торм ко. стюме захо ди ть не реком енду. етсл. Потому как хлещ ет с потолка вода, то ли из у н и та . 3®> расположенного этаж ом выше, то ли еще отнуда. Ш ту . натурна потолка в отделе сор­ тировки отсы рела основатель- но и грози т обвалом. Н ам еча. ется под зонтиком письма сор­ тировать. Но п оскольку не устр а и ­ вают связистов и спы тан и я во- А°й и холодом, то связали сь °ни с О ктябрьским райи спол. комом. А там плечами пожали: «Вы не наш и, обращ айтесь в Л е. нинский райисполком ». С в яза. лись с Ленинским райи сп ол. комом. Там тоже плечами по. жали: «Вы не наш и, обращ ай, ком* Е ®к тя ®Рь ски й рэгйиспол- А вот что рассказал главны й инженер главной почты АЛ ек. сандр Георгиевич Забазлаев: - — Прошлую зим у еще хуж е °Ь 1 ло. Инженерные комм уни­ кации здания, в котором рас­ п л о ж е н о первое отделение требовали срочного пе- ны- дования. Однако р ы б . лит порт отказался произво. „ ,7 Ь ег° . Говорили с главным инженером порта Валерием I II i Николаевичем Борисовым. О т. вет был примерно таков: «Ваш а почта — вы ею и зан и . м айтесь». В то ж е время с у . щ ествует и н стр укц и я, со гл а . сно которой ры бацкая ор гани. зация предоставляет помещ е. ние отделению связи , о б слу. живающ ем у ф л о ты , и обеспе. чивает его отопление. И тогда взялись за дело ре. монтнини. Случилось это три м есяца назад. Кинули тогда клич спец иалисты по трубам и батареям : «Сдадим объ ект первого сентября!» А первого сентября рукам и развели: «Труб — нет, м уф т — нет, всего прочего — тож е нет». Достал А лексан др Георгие. вич тр убы . И кин ули тогда спец иалисты новый клич: «Сдадим объект к первому октября!» А первого октября руками развели: «Карбида — нет, сварщ ина — нет и проче. го ...». Труб нет, м уф т н ет... а р а . бочие бы ваю т. Но только не совсем в трезвом виде. Одол­ ж а т п ятер ку —и только и х ви. дели. На другой объ ект пода, ю тся. Но вот и М еждународная не­ деля письма м и нует. Казалось бы , самое время обр ати ть в н и . мание на условия работы те х , кто нам письма доставляет, телеграммы и даже переводы. Тем временем начальство в Р С У см енилось. «Наследство» новому н ач альству В. С. Ба­ ринову от предш ественника Н. А . Борисенко досталось не лучш ее. Дела зап ущ ены . Из 64 объектов, по которым вы ­ шли сроки сдачи, сданы 30. Но опять же тр уб нет, карби . да н ет... А дело, наверное, и зоЕсе не в тр уб ах. Явно не хв атал о самого главного — организации. Е. АВГУСТИНОВИЧ, наш внешт. корр. Еж егодно в наш ей стране вы п у скается (5олее 800 ты сяч н азван и й кн и г и брошю р, а еж едневно — около 5 м илли­ онов экзем пляров. К ак ж е р азо б р аться в этом м оре книг, к ак удовлетворить сп рос на литературу? Ч тобы определить более точ. ны е ти раж и тех или ины х и з­ даний, 17 октября м агазины облкниготорга проводят День учета неудовлетворенного си ро , са. В этот день покупателям бу. дут п редлож ены «Анкеты сп е­ циалиста», в них нужно у казать книги, которы е, н а ваш взгляд, необходимо и здать Дсбро пожаловать! КАКОВ ЗАПРОС-ТАКОВ ТИРАЖ или переиздать. Вы см ож ете вы ск азать зам ечан и я в адрес и здательств и кн иготорговы х . о ргани зац и й о содерж ании, худож ественном оф орм лении и п олиграф ическом исполнении книг по интересующ им тем ам . К стати будут предлож ения о структуре тем ати ч ески х п л а. нов, конкретны е п ож елан и я о вы п уске книг. Свои п ож елан и я, предлож е- ния и зам ечан и я можно к ак внести в «Анкету сп ец и али . ста», так и лично вы ск азать продавцу. Ваше участи е пом ож ет и з­ дательствам вы п у скать боль­ ше книг в соответствии с з а ­ просам и покупателей. Л. ТЕЛЕБИНА, товаровед облкниготорга. Спорткурьер КТО ЛЕГЧЕ НА НОГУ? Традиционный легкоатлети­ ческий пробег Кола — М ур­ манск на этот раз был посвя­ щен Дню Конституции ССС Р и 40-летию разгрома немецко- фашистских войск в Заполя­ рье. Со старта вперед вышел военнослужащий из Сезеро- морска Павел Бутюгин. Спортсмену удалось удер­ жать солидный разрыв на первом же затяжном подъ­ еме, а к концу дистанции — и увеличить его. Результат победителя — 42 мин. 21 сек. У второго призера пробега, рабочего морского рыбного порта Александра Соколова, — 43 мин. 9 сек. В. ДЕНИСОВ. ФРГ. Этот человек, стоя­ щий по грудь в воде в гид­ рокостюме, — садовник Штут­ гартского парка. Он занят тем, что заботливо очищает поверхность водяных лилий. фотофакт Некоторые из них достигают 1,7 метра в диаметре. Телефото ЮПИ — ТА СС . fi ,1 .Г4" у ; * 11 12 октября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz