Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

В сентябре в группе судов, ведущих кошелько­ вый лов мойвы, был установлен корреспондент­ ский пункт «Рыбного Мурмана». Сегодня мы начи­ наем публикацию материалов, подготовленных жур­ налистами еженедельника Виктором Георги и Вик­ тором Корецким. т ж • ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • верхности моря скопления мойвы. И все же из 19 по­ летов 14 были результатив­ ными. За первую половину сентября на рыбу наведено 22 судна. Общий вылов превысил четыре тысячи тонн. — Крайне нужна нам по­ исковая аппаратура, — го­ ворит Н. Д. Полозов. — Вскоре мойва опустится на дно, а мы можем просмат­ ривать коскки лишь на глу­ бине до тридцати метров. Не хватает специального судна: вертолет «привязан» к плавбазе, а та, в свою оче­ редь, к району кошельково­ го лова. Только при взаимо­ действии с поисковым ко­ раблем, комплексно, можно работать действительно эф­ фективно. Так уж повелось, что мо­ ряки чаще всего недовольны действиями поисковиков. При слабой промысловой об­ становке судам, призванным ловить рыбу, нет смысла и ^ резона заниматься дальней разведкой. Хотя приходит­ ся. И порой так же случай­ но, как СРТ «Жаворонок», находить новые районы. Су­ да же «Севрыбпромразвед- ки» в силу своих, наверное, немаловажных причин, не берут на себя ответствен­ ности предсказать характер промысла, с уверенностью сказать: «Идите сюда. Здесь есть рыба!» Найти еще один запасной, но столь же продуктивный район, где после первого неудачного замета, сыграв с рыбой 0:1, вел поиск траулер «Славя- носербск». «10.20. Невод на борту, улова нет. Спустили рыбо­ ловные конуса, выключили огни.. Дали ход. Поиск Р З (рыбных запасов). Курс и скорость переменные. 11.00. Замет невода... 11.10. Замет окончен. Выдержка. 11.15. -у Кольцевание. 11.45. Выбор­ ка невода». Это выписка из судового журнала СТР «Славяно- сербск». Поздней ночью экипаж закончил сдачу уло­ ва на плавбазу «Полярная звезда». В «кошельке» ока­ залось более трехсот тонн мойвы. В. ГЕОРГИ, В. КОРЕЦКИЙ (фото]. Наши спец. корр. СТР «Славяносербск» — плавбаза «Полярная звезда». Баренцево море. НА СНИМКАХ : сейнер- траулер в ожидании вы грузки улова на плавбазу; капитан СТР «С лавяносербск» С. И. Геллер (ввер ху); пилот верто­ лета авиаразведки А. В. Ко­ новалов. «Опытный, грамот­ ный специалист, а главное — у него нет боязни моря», — говорят об Анатолии В асиль­ евиче рыбаки (вни зу). w Д РОБНЫЕ тревожные звуки эхолота просы­ панным горохом заполнили штурманскую рубку. Экран телеприставки вы­ шит цветным ковром. Подковой на счастье све­ тится в ночи циферблат ла­ га. Поиск. ...Под утро на глубине 4 0—50 метров оформилась оранжевая «полянка». Слов­ но встретив на своем пути металлическую преграду, звуковые горошины зачасти­ ли, отскакивая от плотного косяка мойвы. Полукружьем в туман уходит километровый «коше­ лек». Через пять-десять ми­ нут его надо будет замкнуть, захлестнув на экране дисп­ лея петлю замета. И тогда уже, после кольцевания, под­ сушив невод, можно немно­ го расслабиться, прикинуть по приборам и на глазок улов. Хорошо бы тонн сто — при сегодняшней рыбал­ ке меньше взять обидно. 4120 тонн — таковы пла- ' новые рубежи команды. С ' Программой по пищевой ры­ бопродукции рыбаки спра­ вились еще весной. Так что осенняя путина в основном пойдет в счет будущего, 1985 года. Задел может быть солидным: в своем от­ ряде «Славяносербск» вхо­ дит в число лидирующей тройки. «Разрыв небольшой — экипажи находятся на расстоянии одного замета», — уточняет капитан. Третий десяток лет ходит С. И. Геллер на мурманрыб- промовских судах. Начинал матросом. Потом — школа ускоренного обучения коман­ дного состава (ШУКС), су­ доводительский факультет мореходного училища. На этом сейнере-траулере три года. И все мойвенные пу­ тины — его. Чтобы объек­ тивнее взглянуть на положе­ ние дел, попытаемся проана­ лизировать сложившуюся на путине к середине сентября промобстановку. Ночь с 14 на 15 сентяб­ ря. Ветер переменчивый, слабый. Туман. Многие су­ да промысловых флотов после интенсивных поисков легли в дрейф. Маленькие «игольчатые» косячки на два-три росчерка пера кон­ тактов не давали. Было ре­ шено выделить из отрядов кошельковистов суда для поиска рыбы в других квад- «. ратах. Ночь с 15 на 16 сентяб' ря. Погода без изменений. В поиске находились 27 тра­ улеров группы. Один за дру­ гим на утреннем радиосове­ те капитаны повторяли: «по­ казаний нет», «точечные Для инженеров лаборато­ рии авиаразведки управле­ ния «Севрыбпромразведка» Николая Дмитриевича Поло­ зова и Валерия Павловича Главатских работа на пути­ не не в новинку. Как и для пилота Мурманского авиа­ предприятия Анатолия Ва­ сильевича Коновалова, да и всех специалистов, обслужи­ вающих вертолетный комп­ лекс. В прошлом году на осенней мойвенной путине в силу -различных организаци­ онных неувязок полетов поч­ ти не было. Ныне каждый второй день вертолету уда­ ется подняться в воздух. Поиск приходится вести ви­ зуально, определяя на глаз по цветовым оттенкам по- повтныи щий программу года, экипаж сейнера-траулера «Славяно­ сербск». 1/ОГДА не хочешь перед гостем ударить в грязь лицом, чаще всего случают­ ся досадные промахи. Как на том показательном замете, когда экипаж лучшего трау­ лера порвал невод о мор­ ское дно, вызвав недоуме­ ние находящегося на борту высокого начальства. Труд­ но сказать, что на этот раз послужило причиной неуда­ чи. На радиосовете капитан сказал кратко: «Неудобная стайка попалась. Резанул ее с двух сторон — да, вид­ но, промахнулся». И вновь по штурманской рубке сейнера эхолот раз­ брасывает сухие горошины поиска. Цепляясь за грунт, они переходят в шелестя­ щий, жующий звук. Спутни­ ковая система связи бес­ страстно фиксирует курс, скорость, координаты судна. Подковой на счастье све­ тится циферблат лага. Поиск. Т ЕМ ВРЕМЕНЕМ боль- 1 шая грязно-рыжая чай­ ка села на взлетно-посадоч­ ную площадку плавбазы «Полярная звезда». Сделала несколько шагов, недоуме­ вая: что же ела-клевала здесь только что взлетевшая огром­ ная птица? Не найдя поживы, чайка с трудом поднялась в воздух. А вертолет с наблю­ дателями на борту уже взял нужный курс, ища промыс­ ловые косяки мойвы. В этой главе не лишним бу­ дет рассказать о том, что же делали на путине те,1 кто по долгу службы обязан за­ ниматься поиском. контакты», «сделали замет — мелочь», «продолжаем поиск»... Потянулись часы простоя морозильных линий на плавбазах «Григорий Лы­ сенко», «Севрыба», «Рыб­ ный Мурман». И вдруг пос­ ле малоубедительных пред­ положений «Севрыбпром- разведки» в эфире прозву­ чал возбужденный голос ка­ питана СРТ «Жаворонок» Мурманского рыбакколхоз- союза: — К двум часам ночи из глубины стали подниматься стайки мойвы. Сделали за­ мет. Рыба крупная, жирная, калянуса нет. Улов более 150 тонн. — Нет худа без добра, — подытожил разговор началь­ ник промрайона Виктор Александрович Илгунас, дав распоряжение всем плавба­ зам вслед за кошельковис- тами. следовать в новый рай­ он лова, а «Жаворонку» раз­ вивать поиск. Несколько дней назад этот траулер за­ цепил неводом за бортовые кили. Потребовалась помощь спасательного судна. Водо­ лазные работы производили в укрытии одного из остро­ вов. Таким образом траулер и оказался за сто миль от ооновной группы. Уже на следующее утро в распущенных неводах ко­ шельковистов томилось бо­ лее трех тысяч тонн мойвы. Образовалась очередь в ожидании выгрузки. За во­ семь ночных часов три мо­ розильные базы довели при­ емку рыбы до 130 тонн, а две перешагнули двухсот­ тонный рубеж. Одновремен­ но велись интенсивные гру­ зовые работы с транспорт­ ными рефрижераторами. Именно в эти дни моря­ кам удалось сократить, а затем полностью ликвидиро­ вать отставание по произ­ водству пищевой продукции, допущенное с начала года коллективом управления «Севрыбхолодфлот». Одна­ ко не уменьшался долг по товарной и пищевой у Мур­ манского тралового флота и объединения «Мурманрыб- пром». Промысловые суда, ведущие лов в других рай­ онах Мирового океана, не справлялись с плановыми заданиями. Вот в такой пе­ риод и делал замет, венчаю- ЗАМЕТ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz