Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.
В сентябре в группе судов, ведущих кошелько вый лов мойвы, был установлен корреспондент ский пункт «Рыбного Мурмана». Сегодня мы начи наем публикацию материалов, подготовленных жур налистами еженедельника Виктором Георги и Вик тором Корецким. т ж • ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • верхности моря скопления мойвы. И все же из 19 по летов 14 были результатив ными. За первую половину сентября на рыбу наведено 22 судна. Общий вылов превысил четыре тысячи тонн. — Крайне нужна нам по исковая аппаратура, — го ворит Н. Д. Полозов. — Вскоре мойва опустится на дно, а мы можем просмат ривать коскки лишь на глу бине до тридцати метров. Не хватает специального судна: вертолет «привязан» к плавбазе, а та, в свою оче редь, к району кошельково го лова. Только при взаимо действии с поисковым ко раблем, комплексно, можно работать действительно эф фективно. Так уж повелось, что мо ряки чаще всего недовольны действиями поисковиков. При слабой промысловой об становке судам, призванным ловить рыбу, нет смысла и ^ резона заниматься дальней разведкой. Хотя приходит ся. И порой так же случай но, как СРТ «Жаворонок», находить новые районы. Су да же «Севрыбпромразвед- ки» в силу своих, наверное, немаловажных причин, не берут на себя ответствен ности предсказать характер промысла, с уверенностью сказать: «Идите сюда. Здесь есть рыба!» Найти еще один запасной, но столь же продуктивный район, где после первого неудачного замета, сыграв с рыбой 0:1, вел поиск траулер «Славя- носербск». «10.20. Невод на борту, улова нет. Спустили рыбо ловные конуса, выключили огни.. Дали ход. Поиск Р З (рыбных запасов). Курс и скорость переменные. 11.00. Замет невода... 11.10. Замет окончен. Выдержка. 11.15. -у Кольцевание. 11.45. Выбор ка невода». Это выписка из судового журнала СТР «Славяно- сербск». Поздней ночью экипаж закончил сдачу уло ва на плавбазу «Полярная звезда». В «кошельке» ока залось более трехсот тонн мойвы. В. ГЕОРГИ, В. КОРЕЦКИЙ (фото]. Наши спец. корр. СТР «Славяносербск» — плавбаза «Полярная звезда». Баренцево море. НА СНИМКАХ : сейнер- траулер в ожидании вы грузки улова на плавбазу; капитан СТР «С лавяносербск» С. И. Геллер (ввер ху); пилот верто лета авиаразведки А. В. Ко новалов. «Опытный, грамот ный специалист, а главное — у него нет боязни моря», — говорят об Анатолии В асиль евиче рыбаки (вни зу). w Д РОБНЫЕ тревожные звуки эхолота просы панным горохом заполнили штурманскую рубку. Экран телеприставки вы шит цветным ковром. Подковой на счастье све тится в ночи циферблат ла га. Поиск. ...Под утро на глубине 4 0—50 метров оформилась оранжевая «полянка». Слов но встретив на своем пути металлическую преграду, звуковые горошины зачасти ли, отскакивая от плотного косяка мойвы. Полукружьем в туман уходит километровый «коше лек». Через пять-десять ми нут его надо будет замкнуть, захлестнув на экране дисп лея петлю замета. И тогда уже, после кольцевания, под сушив невод, можно немно го расслабиться, прикинуть по приборам и на глазок улов. Хорошо бы тонн сто — при сегодняшней рыбал ке меньше взять обидно. 4120 тонн — таковы пла- ' новые рубежи команды. С ' Программой по пищевой ры бопродукции рыбаки спра вились еще весной. Так что осенняя путина в основном пойдет в счет будущего, 1985 года. Задел может быть солидным: в своем от ряде «Славяносербск» вхо дит в число лидирующей тройки. «Разрыв небольшой — экипажи находятся на расстоянии одного замета», — уточняет капитан. Третий десяток лет ходит С. И. Геллер на мурманрыб- промовских судах. Начинал матросом. Потом — школа ускоренного обучения коман дного состава (ШУКС), су доводительский факультет мореходного училища. На этом сейнере-траулере три года. И все мойвенные пу тины — его. Чтобы объек тивнее взглянуть на положе ние дел, попытаемся проана лизировать сложившуюся на путине к середине сентября промобстановку. Ночь с 14 на 15 сентяб ря. Ветер переменчивый, слабый. Туман. Многие су да промысловых флотов после интенсивных поисков легли в дрейф. Маленькие «игольчатые» косячки на два-три росчерка пера кон тактов не давали. Было ре шено выделить из отрядов кошельковистов суда для поиска рыбы в других квад- «. ратах. Ночь с 15 на 16 сентяб' ря. Погода без изменений. В поиске находились 27 тра улеров группы. Один за дру гим на утреннем радиосове те капитаны повторяли: «по казаний нет», «точечные Для инженеров лаборато рии авиаразведки управле ния «Севрыбпромразведка» Николая Дмитриевича Поло зова и Валерия Павловича Главатских работа на пути не не в новинку. Как и для пилота Мурманского авиа предприятия Анатолия Ва сильевича Коновалова, да и всех специалистов, обслужи вающих вертолетный комп лекс. В прошлом году на осенней мойвенной путине в силу -различных организаци онных неувязок полетов поч ти не было. Ныне каждый второй день вертолету уда ется подняться в воздух. Поиск приходится вести ви зуально, определяя на глаз по цветовым оттенкам по- повтныи щий программу года, экипаж сейнера-траулера «Славяно сербск». 1/ОГДА не хочешь перед гостем ударить в грязь лицом, чаще всего случают ся досадные промахи. Как на том показательном замете, когда экипаж лучшего трау лера порвал невод о мор ское дно, вызвав недоуме ние находящегося на борту высокого начальства. Труд но сказать, что на этот раз послужило причиной неуда чи. На радиосовете капитан сказал кратко: «Неудобная стайка попалась. Резанул ее с двух сторон — да, вид но, промахнулся». И вновь по штурманской рубке сейнера эхолот раз брасывает сухие горошины поиска. Цепляясь за грунт, они переходят в шелестя щий, жующий звук. Спутни ковая система связи бес страстно фиксирует курс, скорость, координаты судна. Подковой на счастье све тится циферблат лага. Поиск. Т ЕМ ВРЕМЕНЕМ боль- 1 шая грязно-рыжая чай ка села на взлетно-посадоч ную площадку плавбазы «Полярная звезда». Сделала несколько шагов, недоуме вая: что же ела-клевала здесь только что взлетевшая огром ная птица? Не найдя поживы, чайка с трудом поднялась в воздух. А вертолет с наблю дателями на борту уже взял нужный курс, ища промыс ловые косяки мойвы. В этой главе не лишним бу дет рассказать о том, что же делали на путине те,1 кто по долгу службы обязан за ниматься поиском. контакты», «сделали замет — мелочь», «продолжаем поиск»... Потянулись часы простоя морозильных линий на плавбазах «Григорий Лы сенко», «Севрыба», «Рыб ный Мурман». И вдруг пос ле малоубедительных пред положений «Севрыбпром- разведки» в эфире прозву чал возбужденный голос ка питана СРТ «Жаворонок» Мурманского рыбакколхоз- союза: — К двум часам ночи из глубины стали подниматься стайки мойвы. Сделали за мет. Рыба крупная, жирная, калянуса нет. Улов более 150 тонн. — Нет худа без добра, — подытожил разговор началь ник промрайона Виктор Александрович Илгунас, дав распоряжение всем плавба зам вслед за кошельковис- тами. следовать в новый рай он лова, а «Жаворонку» раз вивать поиск. Несколько дней назад этот траулер за цепил неводом за бортовые кили. Потребовалась помощь спасательного судна. Водо лазные работы производили в укрытии одного из остро вов. Таким образом траулер и оказался за сто миль от ооновной группы. Уже на следующее утро в распущенных неводах ко шельковистов томилось бо лее трех тысяч тонн мойвы. Образовалась очередь в ожидании выгрузки. За во семь ночных часов три мо розильные базы довели при емку рыбы до 130 тонн, а две перешагнули двухсот тонный рубеж. Одновремен но велись интенсивные гру зовые работы с транспорт ными рефрижераторами. Именно в эти дни моря кам удалось сократить, а затем полностью ликвидиро вать отставание по произ водству пищевой продукции, допущенное с начала года коллективом управления «Севрыбхолодфлот». Одна ко не уменьшался долг по товарной и пищевой у Мур манского тралового флота и объединения «Мурманрыб- пром». Промысловые суда, ведущие лов в других рай онах Мирового океана, не справлялись с плановыми заданиями. Вот в такой пе риод и делал замет, венчаю- ЗАМЕТ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz