Рыбный Мурман. 1984 г. Октябрь.

• КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА • Еженедельник 24 августа открыл новую рубрику: «Клю­ чевая проблема» |«РМ», № 34, 1984 г.]. Первое выступление — главного инженера ВРПО «Севрыба» С. В. Киреева — посвящалось проблеме сох­ ранности судов и судовых механизмов, вопросам береж­ ного отношения к ним моря­ ков. Сегодня мы предоставляем слово начальнику Мурманско­ го ордена Октябрьской Рево­ люций тралового флота Леон­ тию Васильевичу Евграфову. Ключевая проблема для это­ го коллектива — максималь­ ный выпуск пищевой рыбо­ продукции. Флот работает • сложных условиях, но проти­ вопоставляет трудностям уме­ лую организацию труда, са­ моотверженную работу, твор­ ческий поиск. моряки сами «дедовским» способом зачищают топлив­ ные танки, поскольку зачи- стная станция едва справля­ ется с выполнением заявок «Севрыбхолодфлота». Во- вторых, в порту нет танке­ ров-водолеев, недостаточно емкостей для снятия с судов замазученных вод, не хвата­ ет буксиров. Хотя суда простаивают не только в порту, но и в море. Примерно четверть непроиз­ водительно потраченного вре­ мени здесь приходится на переходы траулеров к транс­ портным судам. Так, в ав­ густе на обработку промыс­ ловых судов затрачено: 97 судо-суток, из них 26 — на переходы. И еще один нема­ ловажный фактор: в том же августе из 88 судов только 39 обработано комплексно, с 24 судов выгружали лишь часть рыбопродукции. Навер­ ное, нет смысла доказывать, ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении партийного руко­ водства комсомолом и повы­ шении его роли в коммунис­ тическом воспитании молоде­ жи». Ведь у нас на флоте большинство моряков — лю­ ди комсомольского возраста. Достаточно сказать, что 73 экипажа тралфлотовскцх су­ дов носят звание комсомоль­ ско-молодежных. И от того, как мы поставим воспита­ тельную работу, зависит за­ втрашний день флота. В по­ становлении ЦК' КПСС гово­ рится о том, что надо «на­ стойчиво формировать у мо­ лодых людей марксистско- ленинское мировоззрение, классовое самосознание, не­ примиримость к буржуазной идеологии, ко всему, что противоречит идее социаль­ ной справедливости». Где эти слова имеют большую ак­ туальность, как не на фло­ тах? Ведь не случайно гово- ) J Г ■ I День за днем все меньше листков в календаре 1984 года. Не за горами и конец одиннадцатой пятилетки. Мо­ жно уже поразмышлять над тем, что достигнуто, опреде­ лить главйьЙ направления предстоящей работы. Анализ деятельности фло­ та за первое полугодие сви­ детельствует о ' заметном улучшении показателей в сравнении с прошлым годом. Перевыполнен план шести месяцев по выпуску пище­ вой продукции, пресервов, по стоимости пищевой и стоимости товарной про­ дукции. Улучшилось ис­ пользование производст­ венных мощностей, умень­ шилось количество пре­ тензий на выработанную фло­ том продукцию. Возросла на 3 процента рентабельность производства нашего флота. Значительно сократились простои судов, связанные с авариями и аварийными про­ исшествиями. Повысился уровень дисциплины. Однако август — сентябрь ослабили наши позиции. Мы не смогли обеспечить вы­ полнения плана по добыче рыбы в ассортименте. То есть на народный стол не­ додано рыбы как раз тех по­ род, которые пользуются наибольшим спросом у поку­ пателей. Причиной тому по­ служило невыполнение пла­ на по добыче рыбы в ассор­ тименте 33 экипажами фло­ та. Тревожит и тот факт, что суда флота находятся вне эксплуатации намного доль­ ше, чем обусловлено норма­ тивами. Так, простои в пор­ ту составили 364 судо-суток, а это равноценно потере'фло­ том деятельности двух эки­ пажей судов. Из каких же «компонентов» складываются эти простои? Прежде всего из-за ожи­ дания причала и начала вы­ грузки. И особенно плохо обстоят дела с обеспечением подготовки судов к ремон­ ту. А ведь задержка поста­ новки траулера в ремонт ес­ тественно влечет за собой несвоевременный выход его в море. Почему же так происхо­ дит? Во-первых, потому, что что лишние подходы к тран­ спортам — это явные поте­ ри промыслового времени. И уж совсем досадно, ког­ да суда простаивают из-за несвоевременной комплек­ тации экипажей. Только за второй квартал 21 траулер ушел не по графику, а прос­ той составил 251 час 15 ми­ нут. Не буду расшифровы­ вать, какие это материаль­ ные потери для флота. А причины? Пьянство, разбол­ танность, безответственность некоторых моряков. И вот примеры: БМРТ «Эльбрус» задержался на 18 часов из- за того, что администрация судна плохо оформила от­ ход, да еще четыре моряка где-то «затерялись». ПСТ «Кижи» — задержка 26 ча­ сов. «Доблестные» команди­ ры этого траулера — капи­ тан Быстров, второй меха­ ник Петров, мастер по добы­ че рыбы Журавлев напи­ лись, пришлось их срочно заменять. Конечно, винов­ ные понесли наказания, од­ нако утраченного для флота времени не вернуть. Немало времени и средств теряется на ликвидацию по­ следствий аварий и аварий­ ных происшествий. Так, в прошлом году одна авария и 7 аварийных происшест­ вий «стоили» флоту почти 300 тысяч рублей. За 8 ме­ сяцев 1984 года аварий у нас не было. Но 4 аварий­ ных происшествия обошлись в 79,7 тысячи рублей, недо­ получено 157 тонн пищевой рыбной продукции. Хотя, ко­ нечно, сравнивая с другими годами, можно сказать, что сумма убытков не столь ве­ лика. Но мы не имеем права транжирить даже копейку из государственных средств, особенно недопустимо, когда они летят на ветер из-за на­ шей недисциплинированности (а именно она лежит в осно­ ве любой аварийности). Дисциплина. Мы много о ней сейчас говорим, немало предпринимаем мер, чтобы не было у нас ни одного ее нарушения. Воспитательную работу проводят в отделах и службах, огромное внимание уделяют ей партийные и ком­ сомольские организации. Это особенно важно Сейчас, ког­ да принято постановление Л. В. ЕВГРАФОВ, начальник Мурманского тралового флота. рят, что моряки находятся на передовой идеологической борьбы, непосредственно сталкиваются в портах капи­ талистических стран с бур­ жуазной идеологией во всех ее проявлениях. Лекции, бе­ седы, доклады, встречи с ру­ ководителями флота, занятия в системе партийной и ком­ сомольской учебы, экономи­ ческого образования — все это, конечно же, повышает идейный уровень моряков, делает их убежденными пат- риотами-интернационалис т а- ми. В связи с проблемой вос­ питания хотелось бы особо подчеркнуть, что это дело всех служб, а не только парткома и отдела кадров, как думается многим нашим руководителям. Восемь часов работы, а не восемь часов на работе — вот о чем надо постоянно помнить. Отсюда вытекает проблема ответст­ венности. Личной, персональ­ ной. Потому что ответствен­ ность не может быть безы­ мянной. Кто виноват в сры­ ве того или иного задания, того и следует наказывать, а не вообще критиковать низ­ кий уровень дисциплины. Примеров приводить не бу­ ду, они встречаются на каж­ дом судне, в каждой служ­ бе, с этим и боремся. Напом­ ню лишь, что воспитание — одно из важнейших звеньев нашей главной задачи: вы­ полнения государственного плана. Не менее актуальна здесь (в выполнении плана) и проблема судоремонта. Из­ вестно, что флоты растут, пополняются новыми трауле­ рами, а судоремонтных мощ­ ностей не хватает. Из-за этого сроки ремонта продле­ ваются до нескольких лет. Ясно, что это оборачивается колоссальными потерями для флота и в вылове рыбы, и в выпуске пищевой продукции. Чтобы как-то решить эту сложнейшую проблему, год назад мы приступили к де­ сятилетнему циклу работы после новостроя больших ав­ тономных и посольно-свежь- евых траулеров без средне­ го ремонта. Есть уже поло­ жительные результаты та­ кой работы: два больших ав­ тономных траулера, «Гене­ рал Родимцев» и «Капитан Маклаков», ремонтировались почти на 100 судо-суток (в среднем) меньше, чем пре­ дыдущие однотипные «Иван Сивко» и «Петр Сгибнев». Конечно, десятилетний без­ ремонтный цикл предусмат­ ривает постоянную, регуляр­ ную глубокую ревизию обо­ рудования в период между­ рейсового технического об­ служивания вплоть до ре­ монта. А в заводских усло­ виях остается выполнять лишь те работы, которые не под силу ремонтным брига­ дам. Намечали мы в этом году сократить время на­ хождения судов в ремонте на 0,5 процента. И эта циф­ ра давно перекрыта. Однако найденное реше­ ние касается лишь БАТов и ПСТ. Проблема же ре­ монта больших морозиль­ ных траулеров остается очень острой. Ведь если Мурманский траловый флот называют старейшим фло­ том, имеют в виду не толь­ ко славные традиции, ог­ ромный вклад тружеников- моряков в экономику страны. Но для нас, для тех, кто сегодня работает здесь, сло­ во «старейший» имеет и другой смысл: очень старые суда. А их большинство. Ремонт таких «пенсионеров» требует немалых денежных затрат, времени, а отдача... В этих условиях выпол­ нение государственного пла­ на требует поиска решений организационного плана. Большую роль здесь сыгра­ ло применение бригадной формы организации труда. Первым стал работать по- новому экипаж БАТ «Капи­ тан Телов», за ним после­ довали другие судовые кол­ лективы. Моряки БАТ «Ка­ питан Телов» уже шагнули в XII пятилетку, а сверх пятилетнего плана изготови­ ли Ю тысяч центнеров пи­ щевой рыбопродукции. Толь­ ко сверхплановая прибыль экипажа (за пятилетку) со­ ставила миллион рублей. Улучшению экономиче­ ских показателей способст­ вовало и применение со­ циально-экономического экс­ перимента по усилению свя­ зи материального и мораль­ ного поощрения с результа­ тами социалистического со­ ревнования. Суть его в том, что итоги соревнования эки­ пажей подводятся по пяти позициям: выполнения пла­ на по вылову, выпуску пи­ щевой продукции, изготов­ лению разделанной рыбы, сортности рыбных товаров и стоимости товарной продук­ ции. Если раньше по усло­ виям отрядно-звеньевого со­ ревнования требовалось вы­ полнить план по одному по­ казателю — выпуску пище­ вой продукции, то теперь — по пяти. Зато и премия воз­ росла от 700 до почти четы­ рех тысяч рублей на экипаж крупнотоннажного судна. Таким образом, премии ста­ ли более весомыми, но за­ служить их стало труднее, чем было раньше, надо не только хорошо работать, но и проявить умение и сме­ калку. Главнейшая задача флота — увеличение выпуска пи­ щевой рыбной продукции. В социалистических обязатель­ ствах коллектива намечено увеличить направление сыр­ ца на пищевые цели не ме­ нее чем на 0,2 процента к плану. Это достигается за счет выпуска в больших объемах рыбы в разделан­ ном виде. Так, морякам удалось из­ готовить сверх задания де­ вяти месяцев 554 тонны филе. А выполнение такого показателя, как стоимость пищевой продукции, пере­ крыть на 5584 тысячи руб­ лей. Сверхплановый выпуск консервов за 9 месяцев со­ ставил 1 миллион 154 ты­ сячи условных банок. На 26,5 миллиона рублей пре­ вышено задание по стоимос­ ти валовой продукции. Иными словами, самоот­ верженный труд моряков позволил флоту даже в сло­ жнейших условиях прибли­ зиться к рубежам, намечен­ ным в социалистических обя­ зательствах. Хотя предсто­ ит еще многое для этого сделать, кое-где прибавить «обороты», повысить напря­ жение. Заканчивая четвертый год пятилетки, мы смотрим в завтрашний день, то есть вглядываемся в наши воз­ можности достойного завер­ шения пятилетнего плана. На сегодняшний день четы­ ре экипажа флота уже ра­ ботают в счет XII пятилет­ ки, выполнив X I по всем показателям. 10 коллективов завершили выполнение пя­ тилетнего плана по вылову рыбы, 9 — по выпуску пи­ щевой продукции, 10 — по стоимости пищевой продук­ ции. Это — наши маяки, наши правофланговые, на которых рапняются осталь­ ные. Каждый день на мой стол ложатся радиограммы с моря о трудовых сверше­ ниях экипажей. Значит, мо­ ряки хорошо, правильно осознают нашу общую за­ дачу и не жалеют сил для ее решения. Близится всенародный праздник. День Великой По­ беды советского народа. Кол­ лектив тралфлотовцев гото­ вит трудовые подарки в честь этого знаменательного события. И как ответствен­ ный этап в подготовке к 9 мая 1985 года — празд­ нование 40-летия разгрома немецко-фашистских войск в Советском Заполярье. Тру­ женики флота проводят сей­ час митинги и общесудовые собрания, посвященные это­ му празднику. Многие эки­ пажи включают в свой со­ став Героев Советского Сою­ за, героических защитников Родины, заработанные сред­ ства перечисляют в Совет­ ский фонд мира. Моряки понимают, что добросовест­ ный труд — не только граж­ данская обязанность, но и патриотический долг каждо­ го советского человека, каж­ дого трудового коллектива. 12 октября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz