Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА и м нш и м и д ВСТРЕЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ О т го р о д и в ш и с ь о т шум ного мира людей тонким стеклом аквариума, в ка юте жили своей жизнью не прихотливые гуппи. «Тимофеи чу за бортом рыбы мало —• он ее и на столе разводит, — смеются моряки. — Такой фабрику без сырья не оста вит: гуппи вместо мойвы в бочки катать будем...» Первый помощник капитана плавбазы «Полярная звезда» Владимир Тимофеевич Круг- лий пять лет назад стал са мым молодым комиссаром в управлении «Севрыбхолод- флот». Нынче ему только по шел четвертый десяток. В комсомольско - молодежном коллективе это уже солидный возраст. Каюта помполита обычно находится на «пяти углах» — так моряки плавбаз называют небольшой пятачок палубы рядом с Ленинской комнатой и залом-столовой рядового состава. Пятачок, переборки которого заняты экранами по казателей работы экипажа и другими оперативными сооб щениями. Дверь к комиссару открыта круглосуточно: в лю бой час можно прийти с пред ложением или просьбой, не мешкая разобраться в сути только наметившегося конф ликта, просто поговорить по душам. В изолированном ры бацком коллективе, даже та ком большом, как на плавба зе, это порой жизненно необ ходимо. Специализированные суда, к которым относится и «По лярная звезда», на флоте счи тают кузницей кадров. Они переоборудованы под выпуск пресервов в мелкой расфа совке, и основное рабочее место таких плавучих рыбооб рабатывающих заводов — Ба ренцево море, время — мой- венная путина. На закрепление экипажей влияют как бы два подводных течения. Отток: но вичкам (они в первую очередь попадают на невизированные суда) хочется посмотреть мир, обогнуть «шарик». Да и что за моряк без рассказов о дальних странах, лазурных бе регах! Помните у Твардовско го в «Василии Теркине» моно лог о награде: ...И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят. Только слушали б девчонни, Как ремни на мне скрипят. С таким настроем и зара ботком не прельстишься, ко гда визу откроют. Кстати, именно заработок (иной рейс в два раза больше, чем у моряков неспециализи рованных баз) является при- Обидно, конечно, что все дело упирается в какие-то хвосты. Может, с ними-то как раз было бы удобнее закусы вать соленой мойвой? Но е ГОСТами не шутят. В ТОТ ВЕЧЕР была объяв лена комиссарская под- вахта. Через день на ры- бофабрику выходит «обслу живающий» персонал, машин ная команда. На этот раз потребовалась помощь на ук ладке тушки мойвы. Казалось бы, простое дело: бери рыбу с транспортера, набивай ею пустую банку и ставь на другой транспортер. Но это на первый взгляд. Как хороший учитель, доброжела тельно (подвахта!), но и тре бовательно лаборант Сергей Воробьев повторяет, высыпав на ладонь содержимое бан ки: «Тушки с хвостом и пред- головьем не класть, калянус надо удалять, рвань отсор тировывать». Ребята подшучи вают над ним, но «шару» не гонят. Отточенными движения ми стоящий рядом комиссар через каждые 5—7 минут пе реворачивает очередной ящик с пустой тарой. Вскоре руки начинают автоматически укладывать в банку именно 230 граммов тушки, а глаз замечать нетоварную рыбу. Рядом с конвейером засты ла машина для укладки этой же тушки в эту же банку № 19. Днем здесь самоотре- шенно колдуют специалисты объединения «Севтехрыб- пром». По винтику собирал машину на берегу наладчик Гурий Михайлович Семенов, второй месяц доводит он ее до ума в море. Вроде полу чается. Появились новые кон структивные задумки. Может, к весенней путине и зарабо тает агрегат, поставляя в час до полутора тысяч банок пре сервов. Может быть. А пока привыкшими к скользящему холоду мойвы руками осяза ешь (в прямом смысле слова) долгие сроки внедрения но вой техники. Сколько еще подвахт проведут здесь десят ки людей, прежде чем ожи вет металл, вклинится в об щую технологическую цепоч ку рыбофабрики. На промыс ле «сухопутные» проблемы наших конструкторов кажутся подчас столь же далекими, как искусственный мирок на столе первого помощника ка питана, где за тонким аквари умным стеклом в стоячей во де кормятся декоративные рыбки. П РАКТИЧЕСКИ весь нынеш ний рейс для экипажа плавбазы «Полярная зве зда» сверхплановый. С первых дней мойвенной путины мо ряки выполнили годовое за дание по производству пре сервов. Всего же на промыс ле морякам предстоит поста вить на народный стол более трех миллионов банок пре сервов. То есть 250 человек заготовят на каждого жителя Мурманской области по три самые ходовые банки. Скептически настроенный читатель на этом месте скри вит губы: мойва мойвой, но где же треска, окунь, зубат ка? Гребли из моря все под чистую, а теперь о мойве заговорили. Такому читателю могу ответить одно: выработ ка пищевой рыбной продук ции была и остается основной задачей на путинах. Да, не всегда и не вся мойва годит ся для этого. Трудно было и спрос населения переориен тировать на товары другого ассортимента. Сегодня зримо видны результаты перестрой ки наших флотов на работу по-новому, в крайне ослож нившихся условиях промыш ленного рыболовства. Особен но на таких специализирован ных плавбазах, как «Поляр ная звезда». Рядом с судами ВРПО «Севрыба» в одном море ловят ту же мойву и наши соседи — норвежцы. Не утруждая себя, весь улов они пускают на рыбную му ку. Так пока что выгоднее. А это для них главное. ...С очередным транспортом на базу передали почту. — Вот жена пишет, — го ворит Владимир Тимофеевич, — что для меня, мол, важнее выработка пищевой, чем се мейные дела. Не надоело ли ходить в море? — переспра шивает. — Да как сказать. Это наша работа. Хотя, конеч но, свою оценку ей дают не только в управлении, но и до ма на берегу. И обе для мо ряка важны. Они как те два встречных течения: отток — приток. А между ними эки паж, семья, ты сам со своими мыслями и планами. Казалось бы —• выбирай. А в итоге ос тается одно — «надо»! В. ГЕОРГИ. В. КОРЕЦКИЙ (фото]. Плавбаза «Полярная ввез* да». Баренцево море. НА СНИМКАХ: плаву чий рыбообрабатывающий завод на промысле — работа на два борта; капи тан - директор плавбазы «Полярная звезда» кавалер ордена Трудового Красного Знамени А. И. Чурилов (фото в центре); слесарь ремонтной бригады ком мунист Александр Сокур — молодежь судна вновь доверила Александру воз * главлять комсомольскую организацию экипажа (на нижнем фото — в центре). ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ чиной другого, встречного те чения в деле стабилизации экипажей. Командный же со став, при 70—80-процентной сменяемости рядового, в ос новном постоянный. А нович ков приходится в каждом рей се обучать работе на напич канной различным оборудова нием рыбофабрике. С О ДНЯ ВЫХОДА плавба зы из ремонта трудится здесь Иван Иванович Бе лоусов. Был главным техно логом, теперь — помощник капитана по производству. Должность на базе одна из самых сложных и, я бы ска зал, противоречивых. Как про тиворечат подчас друг другу указания берега, требования контролирующих органов, ин тересы экипажа. Да и свое мнение, конечно же, должно быть. Подобное производство Иван Иванович поднимал и на плавбазе «Григорий Лысенко». Так что опыт есть. Начали, как всегда, с переделок. На морозильных линиях поменя ли оттаечные камеры, усовер шенствовали транспортеры на фасовке рыбы, по-своему на ладили упаковку. В пресервном цехе переде лали участок мойки и сушки банок. В первом же рейсе «не пошли» дорогостоящие станки по разделке рыбы на тушку. Носовой участок, где они стоят, пустует и по сей день. Разделка ведется на ИРАх, которые обслуживают 24 человека. Труд ручной, безрадостный. Большие наде жды возлагают моряки на начале рейса. Испытывая ма шину Озерова, конструкторы добились своего. Не смогли только наладить обрезку хво стов. Обратились в вышестоя щие органы с просьбой об изменении ГОСТов. Ведь раз решается же закатывать с хвостом тушку мойвы менее 10 сантиметров. Надеемся, что на следующей путине запустим Эту машину (пока она в од ном экземпляре). Тогда уже наши моряки вздохнут посво боднее». севтехрыбпромовскую маши ну Озерова. Она уже прошла обкатку на судне и заслужила уважение обработчиков. Мощ ность агрегата до тысячи ры бин в минуту. Достаточно трех таких машин и при них 9 человек прислуги, утвержда ет помощник По производст ву, и уже можно думать о переходе на нормальный вось мичасовой рабочий день. Сейчас же на «Полярной звезде» люди работают по 14 часов в сутки. Ребята моло дые, крепкие — выдержива ют. «Но все равно тяжелова то, — считает капитан-дирек тор базы, кавалер ордена Тру дового Красного Знамени Александр Иванович Чурилов. — Матросы даже в кино не ходят — устают, особенно в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz