Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА и м нш и м и д ВСТРЕЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ О т го р о д и в ш и с ь о т шум­ ного мира людей тонким стеклом аквариума, в ка­ юте жили своей жизнью не­ прихотливые гуппи. «Тимофеи­ чу за бортом рыбы мало —• он ее и на столе разводит, — смеются моряки. — Такой фабрику без сырья не оста­ вит: гуппи вместо мойвы в бочки катать будем...» Первый помощник капитана плавбазы «Полярная звезда» Владимир Тимофеевич Круг- лий пять лет назад стал са­ мым молодым комиссаром в управлении «Севрыбхолод- флот». Нынче ему только по­ шел четвертый десяток. В комсомольско - молодежном коллективе это уже солидный возраст. Каюта помполита обычно находится на «пяти углах» — так моряки плавбаз называют небольшой пятачок палубы рядом с Ленинской комнатой и залом-столовой рядового состава. Пятачок, переборки которого заняты экранами по­ казателей работы экипажа и другими оперативными сооб­ щениями. Дверь к комиссару открыта круглосуточно: в лю­ бой час можно прийти с пред­ ложением или просьбой, не мешкая разобраться в сути только наметившегося конф­ ликта, просто поговорить по душам. В изолированном ры­ бацком коллективе, даже та­ ком большом, как на плавба­ зе, это порой жизненно необ­ ходимо. Специализированные суда, к которым относится и «По­ лярная звезда», на флоте счи­ тают кузницей кадров. Они переоборудованы под выпуск пресервов в мелкой расфа­ совке, и основное рабочее место таких плавучих рыбооб­ рабатывающих заводов — Ба­ ренцево море, время — мой- венная путина. На закрепление экипажей влияют как бы два подводных течения. Отток: но­ вичкам (они в первую очередь попадают на невизированные суда) хочется посмотреть мир, обогнуть «шарик». Да и что за моряк без рассказов о дальних странах, лазурных бе­ регах! Помните у Твардовско­ го в «Василии Теркине» моно­ лог о награде: ...И девчонки на вечерке Позабыли б всех ребят. Только слушали б девчонни, Как ремни на мне скрипят. С таким настроем и зара­ ботком не прельстишься, ко­ гда визу откроют. Кстати, именно заработок (иной рейс в два раза больше, чем у моряков неспециализи­ рованных баз) является при- Обидно, конечно, что все дело упирается в какие-то хвосты. Может, с ними-то как раз было бы удобнее закусы­ вать соленой мойвой? Но е ГОСТами не шутят. В ТОТ ВЕЧЕР была объяв­ лена комиссарская под- вахта. Через день на ры- бофабрику выходит «обслу­ живающий» персонал, машин­ ная команда. На этот раз потребовалась помощь на ук­ ладке тушки мойвы. Казалось бы, простое дело: бери рыбу с транспортера, набивай ею пустую банку и ставь на другой транспортер. Но это на первый взгляд. Как хороший учитель, доброжела­ тельно (подвахта!), но и тре­ бовательно лаборант Сергей Воробьев повторяет, высыпав на ладонь содержимое бан­ ки: «Тушки с хвостом и пред- головьем не класть, калянус надо удалять, рвань отсор­ тировывать». Ребята подшучи­ вают над ним, но «шару» не гонят. Отточенными движения­ ми стоящий рядом комиссар через каждые 5—7 минут пе­ реворачивает очередной ящик с пустой тарой. Вскоре руки начинают автоматически укладывать в банку именно 230 граммов тушки, а глаз замечать нетоварную рыбу. Рядом с конвейером засты­ ла машина для укладки этой же тушки в эту же банку № 19. Днем здесь самоотре- шенно колдуют специалисты объединения «Севтехрыб- пром». По винтику собирал машину на берегу наладчик Гурий Михайлович Семенов, второй месяц доводит он ее до ума в море. Вроде полу­ чается. Появились новые кон­ структивные задумки. Может, к весенней путине и зарабо­ тает агрегат, поставляя в час до полутора тысяч банок пре­ сервов. Может быть. А пока привыкшими к скользящему холоду мойвы руками осяза­ ешь (в прямом смысле слова) долгие сроки внедрения но­ вой техники. Сколько еще подвахт проведут здесь десят­ ки людей, прежде чем ожи­ вет металл, вклинится в об­ щую технологическую цепоч­ ку рыбофабрики. На промыс­ ле «сухопутные» проблемы наших конструкторов кажутся подчас столь же далекими, как искусственный мирок на столе первого помощника ка­ питана, где за тонким аквари­ умным стеклом в стоячей во­ де кормятся декоративные рыбки. П РАКТИЧЕСКИ весь нынеш­ ний рейс для экипажа плавбазы «Полярная зве­ зда» сверхплановый. С первых дней мойвенной путины мо­ ряки выполнили годовое за­ дание по производству пре­ сервов. Всего же на промыс­ ле морякам предстоит поста­ вить на народный стол более трех миллионов банок пре­ сервов. То есть 250 человек заготовят на каждого жителя Мурманской области по три самые ходовые банки. Скептически настроенный читатель на этом месте скри­ вит губы: мойва мойвой, но где же треска, окунь, зубат­ ка? Гребли из моря все под­ чистую, а теперь о мойве заговорили. Такому читателю могу ответить одно: выработ­ ка пищевой рыбной продук­ ции была и остается основной задачей на путинах. Да, не всегда и не вся мойва годит­ ся для этого. Трудно было и спрос населения переориен­ тировать на товары другого ассортимента. Сегодня зримо видны результаты перестрой­ ки наших флотов на работу по-новому, в крайне ослож­ нившихся условиях промыш­ ленного рыболовства. Особен­ но на таких специализирован­ ных плавбазах, как «Поляр­ ная звезда». Рядом с судами ВРПО «Севрыба» в одном море ловят ту же мойву и наши соседи — норвежцы. Не утруждая себя, весь улов они пускают на рыбную му­ ку. Так пока что выгоднее. А это для них главное. ...С очередным транспортом на базу передали почту. — Вот жена пишет, — го­ ворит Владимир Тимофеевич, — что для меня, мол, важнее выработка пищевой, чем се­ мейные дела. Не надоело ли ходить в море? — переспра­ шивает. — Да как сказать. Это наша работа. Хотя, конеч­ но, свою оценку ей дают не только в управлении, но и до­ ма на берегу. И обе для мо­ ряка важны. Они как те два встречных течения: отток — приток. А между ними эки­ паж, семья, ты сам со своими мыслями и планами. Казалось бы —• выбирай. А в итоге ос­ тается одно — «надо»! В. ГЕОРГИ. В. КОРЕЦКИЙ (фото]. Плавбаза «Полярная ввез* да». Баренцево море. НА СНИМКАХ: плаву­ чий рыбообрабатывающий завод на промысле — работа на два борта; капи­ тан - директор плавбазы «Полярная звезда» кавалер ордена Трудового Красного Знамени А. И. Чурилов (фото в центре); слесарь ремонтной бригады ком­ мунист Александр Сокур — молодежь судна вновь доверила Александру воз * главлять комсомольскую организацию экипажа (на нижнем фото — в центре). ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ чиной другого, встречного те­ чения в деле стабилизации экипажей. Командный же со­ став, при 70—80-процентной сменяемости рядового, в ос­ новном постоянный. А нович­ ков приходится в каждом рей­ се обучать работе на напич­ канной различным оборудова­ нием рыбофабрике. С О ДНЯ ВЫХОДА плавба­ зы из ремонта трудится здесь Иван Иванович Бе­ лоусов. Был главным техно­ логом, теперь — помощник капитана по производству. Должность на базе одна из самых сложных и, я бы ска­ зал, противоречивых. Как про­ тиворечат подчас друг другу указания берега, требования контролирующих органов, ин­ тересы экипажа. Да и свое мнение, конечно же, должно быть. Подобное производство Иван Иванович поднимал и на плавбазе «Григорий Лысенко». Так что опыт есть. Начали, как всегда, с переделок. На морозильных линиях поменя­ ли оттаечные камеры, усовер­ шенствовали транспортеры на фасовке рыбы, по-своему на­ ладили упаковку. В пресервном цехе переде­ лали участок мойки и сушки банок. В первом же рейсе «не пошли» дорогостоящие станки по разделке рыбы на тушку. Носовой участок, где они стоят, пустует и по сей день. Разделка ведется на ИРАх, которые обслуживают 24 человека. Труд ручной, безрадостный. Большие наде­ жды возлагают моряки на начале рейса. Испытывая ма­ шину Озерова, конструкторы добились своего. Не смогли только наладить обрезку хво­ стов. Обратились в вышестоя­ щие органы с просьбой об изменении ГОСТов. Ведь раз­ решается же закатывать с хвостом тушку мойвы менее 10 сантиметров. Надеемся, что на следующей путине запустим Эту машину (пока она в од­ ном экземпляре). Тогда уже наши моряки вздохнут посво­ боднее». севтехрыбпромовскую маши­ ну Озерова. Она уже прошла обкатку на судне и заслужила уважение обработчиков. Мощ­ ность агрегата до тысячи ры­ бин в минуту. Достаточно трех таких машин и при них 9 человек прислуги, утвержда­ ет помощник По производст­ ву, и уже можно думать о переходе на нормальный вось­ мичасовой рабочий день. Сейчас же на «Полярной звезде» люди работают по 14 часов в сутки. Ребята моло­ дые, крепкие — выдержива­ ют. «Но все равно тяжелова­ то, — считает капитан-дирек­ тор базы, кавалер ордена Тру­ дового Красного Знамени Александр Иванович Чурилов. — Матросы даже в кино не ходят — устают, особенно в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz