Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

• В ГОСТЯХ У МУЗ • ря ТРУЖЕНИКОВ МОРЯ КОНЦЕРТЫ НА ПРОМЫСЛЕ На днях в район промысла на борту плавбазы Григорий Лы­ сенко» управления «Севрыбхо- лодфлот» вышла концертная бригада Мурманского музыкаль­ ного училища. Для рыбаков студентки Гали­ на Павлова, Ирина Запорожчен- ко, Ольга Подольская подгото- Ьили русские и украинские на­ родные песни, вокальные произ­ ведения советских и зарубежных композиторов. Наталья Коровки­ на, Николай Азаров, а также ру­ ководитель бригады, преподава­ тель училища Анатолий Дмитрие­ вич Трухин исполнят разнооб­ разные инструментальные произ­ ведения для балалайки, гитары, баяна. Примет участие в выступлени­ ях и московский ученый Игорь Николаевич Бобошин. Он расска­ жет труженикам моря о тайнах морских глубин, таких малоиссле­ дованных явлениях природы, как циклоны и смерчи, о секретах, которые хранят земные недра. На каждом промысловом суд­ не будет дано по два концерта, таким образом, все члены эки­ пажа смогут познакомиться с искусством молодых мурманчан. Это уже второй выход на про­ мысел в нынешнем году кон­ цертной бригады музыкального училища. Д. СТОЛБОВ. УРОК МУЗЫКИ ...............- ......................... - ОТЧЕГО СТРУНЫ ПОЮТ д а .а , с виду инструмент легоньний, что там — пара дощечек. А на поверку вес имеется, стоя не поиграешь. Значит, кладем на колени, верхушка треугольного кузова упирается в грудь, мизинец на эту струну, безымянный через одну... Три, четыре, пять — все пальцы при деле. Медиатор зажать большим и ун а. зательным правой — и| ...Почему они не звенят? Что значит, не должны? А х, на этом инструменте звучат все струны, кроме прижатых пальцами... Ну так бы сразу! Попробуем еще раз — и!.. Почему не звенят? Вижу, понял: задеваю рукавом, значит, надо отвести нисть руки подальше, набрать воздуха побольше — и — эх! Ну почему не звенят звончатые гусли? и хвастун в душе.то — трусишка, и перепалка заканчивается общим примирением. ...Мы с вами заглянули в областной кукольный театр на репетицию нового детского спектакля. Постановка в самом начале своего рождения, це­ ликом она существует пока лишь в намерениях главного режиссера театра, Федора Борисовича Шевякова. И лишь в результате долгого, упор, ного труда все компоненты спектакля оживут, заиграют красками, превратятся в интересное, поучительное зрелище для малы, шей. Работа эта нелегка даже физически: «По. слушайте, — слышится из-за ширмы, — если простоять семь часов с поднятой вверх рукой, и то рука отвалится! А ту т же еще кукла!» — «Откуда вы взяли семь часов? — интересуется режиссер. —' Пока прошло только шесть. Ну ладно... перерыв!» ВСТРЕЧА С АКТЕРОМ В. Г. ЗАЙЧЕНКО1 — Теперь я убедился, что нам не обойтись Оез поединка! А .а , вы боитесь?.. Небольшой уютный зал темен и пуст. Луч прожектора, направленный на сцену, зачерпыва. ет полунругом неснолько кресел в первых ря. Дах, и в центре этой дуги — режиссер. — Стоп.стоп! Владислав Георгиевич, на чем поедете? Где лошадь? Лошадь, примостившаяся в левом углу сцены, возвращается на исходные позиции, — Теперь я убедился, что нам’ не обойтись £ез поединка! Вы боитесь, Верблюжонок? Прояви, те отвагу! Берите свою шпагу! — У меня нет шпаги... — отвечает задирй. *тому рыжему Ноту меланхоличный Верблюжо. ё ок, подвигаясь поближе к своему приятелю, лоненку. — Бедняги! Испугались! — не унимается Кот, забираясь на своего скакуна. — Дуэ.эль! Дуэ.эль! Впрочем, сноро выясняется, что рыжий задира * * * СКАЗКИ КОНЧАЮТСЯ ХОРОШО В перерыве мь1 встретились ки х людей было бы скучновато, нце играть. В театре знают, как с актером Владиславом Георги- А еще говорили, он настолько много помогал ему Зайченко, — евичем Зайченко. Повод для занят в текущем репертуаре, что где советом, где показом, где встречи весом. Летом нынеш- когда заболел — случай нечас- просто добрым словом. И вот него года ему, а также актрисе тый, — то едва не пришлось на вырос полноправный член кол- Елене Агафоновне Коротаевой это время опустить занавес... лектива. Партнер. было присвоено звание заслу- — Наверно, не стоит пере- — ...Бургомистр — это про­ шенного артиста Р С Ф С Р . Но числять все ваши работы за сто мой материал, в нем я как отпуска, гастроли (кстати, ус- десять лет, но интересно уз- рыба в воде! Очень ншвопис- пешные) театра в Ленинграде, нать, какие вы считаете иаибо- ный персонаж и — увы! — частые выезды со спектаклями лее важными? живучий тип. Приспособленец по области не позволили этой — Те или иные роли запо- и карьерист: затаившийся, шду- йстрече состояться раньше. минаются по разным причинам, щий своего часа. Натура арти- Лгобая награда — это опре- Порой многое зависит от рабо- стическая, легко перевоплоща- деленный итог. И, естественно, чей атмосферы, которая созда- ющаяся в зависимости от того, , что разговор начинается с на- лась на спектакле, от личности какой ветер дует, чала — со студии в Орле, ме- постановщика... Очень важными — Я согласен: и Бургомистр, стного театра кукол, коллекти- для меня, например, оказались и спектакль в целом наверняка вов в Краснодаре и Магнито- спектакли, поставленные изве- запомнились каждому, кто по- горске, первых раббт в Мур- стным ленинградским режиссе- бывал на представлении. Но манске... ром и педагогом Михаилом почему вы рассказываете толь- — Десять лет назад, в 1974 Михайловичем Королевым, — ко о взрослых спектаклях, году я переехал в Мурманск «Голый король» и «Божествен- ведь кукольный театр прежде и поступил в областной ку- ная комедия». И хотя почему- всего обращается к детям... кольный театр. Первая роль, то в обоих мне досталис!/ «го- — Ну, с этим можно поспо- конечно, осталась в памяти, лые» роли — Короля и Адама, рить. Во-первых, родился он— хотя это и был обыкновенный — но я не в обиде. Такие спек- Петрушка колотил дубинкой рабочий ввод в уже готовый, такли могу играть хоть на мо- помещика на- ярмарках — все- сыгранный спектакль. Видимо, розе... таки как сатирическое представ- чтобы получше узнать нового — Тем более что мерзнуть ление для взрослых. Во-вторых, актера, для начала мне позво- будут куклы? в последнее время кукольный лили продемонстрировать не _ Адама я играл и с кук- театр «взрослеет» по своей те- лучшие стороны моего харак- Лой, и. так сказать, живьем, в матике повсеместно. В Магни- тера с помощью маски Кара- трико. Так что мне тоже пе- тогорске, если не слышали — баса-Барабаса в спектакле «Зо- репало -бы... Нет, серьезно: ра- не падайте, — «Гамлета» по­ лотой ключик». бота над этими спектаклями ставили! А в-третьих... в-тре- — Но после этого были доставила глубокое удовольст- тьих... чего уж там! Конечно, ведь и положительные роли... Вие сложностью задач, которые наш главный зритель — дети. — И сверхположительные приходилось решать. Много Главный и самый благодарный. — например, Иван — Правое озорной выдумки, пародийных Знаете, если над психологиче- дело в «Василисе Премудрой», деталей было в спектакле «Ля- ски сложными произведениями и сверхотрицательные, и вся- гушки», который поставил наш интереснее работать, то в спек- ~гкие... главный режиссер по пьесе таклях для детей очень инте- — В том числе — роли с древнегреческого драматурга ресно играть. Зал, наполненный двойным дном! Как в спектакле Аристофана. В нем у меня две ребятней, — это настоящее по пьесе Брехта «Швейк во роли зеркало, которое каждую се- второн мировой войне», где из- — Пока вы назвали лишь кунду показывает тебе, хорошо под маски «официального идио- работы, 'которым уже не по ты играешь или нет. Малей- та» постоянно проглядывало ум- одному году. А если взять по- ший сбой — тут же полетеЛи ное лицо с язвительной усмеш- следние? на пол номерки, кто-то начал кой — Конечно же, «Дракон» кашлять, шоколадку развора- — Умное .. — это вы о Евгения Шварца, образ Бурго- чивать... И наоборот: пережал чьем лице говорите? мистра! в страшной сцене, пересолил __ Ну, скажем, так: истинное РЕПЛИКА В СТОРОНУ: в моментально раздастся рев. лицо Иосифа Швейка «в ис- спектакле « Д ракон » довольно Приходится тут же импровизи- полнении» умного лица актера значительную роль Шарлемана ровать —- то маску от лица Зайченко... Устраивает? получил и молодой актер Игорь отнимешь, подмигнешь, то пря- — Вполне. А то все куклы: Зноев, которого четыре года мо в зал обратишься, пошу- маски -—’ так и не узнаешь, назад Владислав Георгиевич при- тишь — чтобы не было малы- что о твоем лице зритель Ду- в е л -в коллектив. У парня не бы- шам чересчур страшно. Онн мает Обидно! Наверное, из-за Ло никакой профессиональной ведь еще не знают, что все Этого Треть,як решил надеть подготовки — одно лишь жела- сказки кончаются хорошо... решетчатую маску. Хоть что-то • * ' вр ем я пер ер ы ва и, зн а ч и т, время наш ей беседы и сте к л о . Я складываю блокнот, а Владислав Георгиевич уходит в полутемный зал за ширму, где его ждет рыжий задиристый и хвастливый Кот. Который без умелых рук актера соесем не задирист, не хва­ стлив, а просто скучен и мертв. — ...Т е п е р ь я уб ед и л ся , что нам не о б о и ти сь без по еди нка! Вы о о и тесь. Верб лю ж оно к? П роявите о твагу! И так это повторится много.много раз. Прежде чем на афише театра появится слово «премьера». Н. НЕКРАСОВ, наш внешт. корр. В И Д Н О ... . РЕПЛИКА В СТОРОНУ: меня предупредили, что В ладислав Георгиевич — один из самых за ­ водны х членов театрального ко л­ лектива. Мол, постоянно шуткой, острым словцом поддерживает ^ш-нужную для творческой работы <?т е м п е р а т у р у в театре ; без та? Ответ знает Валера Колы­ хан, знает Дима Кузнецов (вы видите ребят на снимке), но у них я спрашивать не бу­ ду. Неудобно, знаете: взрос­ лый дядька идет на поклон к второклашкам. Да и свои у них заботы — уселись в уголке, разобрали инструмен­ ты и наигрывают себе что-то. Вразнобой, правда, но гром­ ко. Вот и еще — мальчишки, девчонки, мал мала меньше. Тем временем занятие ан­ самбля гусляров рыбацкого Дворца культуры и техники на­ чинается. Владимир Владими­ рович Драчёв, руководитель кружка, «детским садом» ко­ мандует весело, но твердо. Рассаживает ребят, чтобы ви­ деть пальцы каждого. В уголке устраивается «ритм- группа»: один постукивает ба­ рабанными палочками по стулу, другой усердно шлепа­ ет по бубну... — Первый аккорд! Все взя­ ли первый аккорд! Ребячьи пальцы послушно шарят по струнам. Их четырна­ дцать штук, запутаться не­ трудно. А под декой, под верхней дощечкой гуслей, спрятаны пружины, которые придают звуку, спорхнувшему со струны, особую окраску и долготу. У каждого мастера, делающего гусли, — свой се­ крет расположения этих пру­ жин. Впрочем, суха теория... Драчев растягивает мехи ба­ яна, ведет мелодию. Малень­ кие гусляры старательно вто­ рят, машут медиаторами, как бы сбрызгивая яркие, высокие ноты с тонких металлических жил. Глаза — внимательные, сосредоточенные, уши — на­ стороже. — Первый аккорд! Третий! Первый! Тремоло... Настя, у тебя первый палец убежал! Хорошим, жирным звуком, во весь диапазон! Конечно, ничего сверхслож­ ного; «Барыня». Но кое-кто из этих ребят уже выступал в концертах со взрослой груп­ пой. И потом — редкое для художественной самодеятель­ ности дело... Через два меся­ ца ансамблю стукнет год. А самые оптимистичные руко­ водители кружков — хоть спортивных, хоть самодеятель­ ности — привыкли, что через несколько недель, когда пер­ вый энтузиазм остывает, поло­ вина состава — поминай как звали. Здесь же собрались по­ сле отпусков и летних каникул, огляделись, пересчитались: все налицо! Но «детский час» кончается. Теперь черед старших участ­ ников ансамбля. Первой, как и положено старосте, появляет­ ся Елена Ивановна Когутенко, в рабочее время — старший инженер института «Мурманск- промпроект». — Ну и что из того, что не­ модный инструмент? Зато ра. достный, веселый! У меня ни. наной музыкальной подго. товни не было, но когда увиде­ ла объявление, позвонила Вла. димиру Владимировичу, он ус­ покоил: «Главное — желание». И правда, через три месяца мы уже играли простенькие мелодии. Это же важно — чув­ ствовать результат, правда? Я иногда беру гусли домой, наигрываю потихоньку (это ведь не гитара, голос куда как громче) — оторваться не мо. гу! У меня даже муж, Евгений Тарасович, часто приходит на занятия, слушает, ему интерес, но. Только записаться никак не получается: он в траловом флоте плавает мастером добы. чи, все время в рейсах... Нет, даже и мысли бросить не бы. ло! Это же радость! Работница одного из подраз­ делений треста «Арктикмор- нефтегазразведка» Валентина Степановна Крамарова прихо­ дит на занятия с дочерью Та­ ней и сыном. Костя, правда, еще маловат, но если проявит себя, то и ему, как сестре, до­ верят гусли — сначала, на­ верное, самые маленькие — пикколо. И Лидия Анатольевна Сидоренко тоже играет вме­ сте с дочерью Таней. Словом, настоящая семейственность... в самом привлекательном ва­ рианте. Были уже у маленького кол­ лектива и концерты, и первые аплодисменты. На его счету даже «международный успех»: гостям Мурманского интерклу­ ба очень по душе пришелся голос древнего русского инст­ румента. Но, наверное, не это главное... Что тут делать — прихо­ дится признать: потому и по­ ют под их пальцами звончатые гусли, что собрались в ансам­ бле люди увлеченные. В. николин. Фото В. КОРЕЦКОГО. ш ш ш г а п 30 ноября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz