Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
• В ГОСТЯХ У МУЗ • ря ТРУЖЕНИКОВ МОРЯ КОНЦЕРТЫ НА ПРОМЫСЛЕ На днях в район промысла на борту плавбазы Григорий Лы сенко» управления «Севрыбхо- лодфлот» вышла концертная бригада Мурманского музыкаль ного училища. Для рыбаков студентки Гали на Павлова, Ирина Запорожчен- ко, Ольга Подольская подгото- Ьили русские и украинские на родные песни, вокальные произ ведения советских и зарубежных композиторов. Наталья Коровки на, Николай Азаров, а также ру ководитель бригады, преподава тель училища Анатолий Дмитрие вич Трухин исполнят разнооб разные инструментальные произ ведения для балалайки, гитары, баяна. Примет участие в выступлени ях и московский ученый Игорь Николаевич Бобошин. Он расска жет труженикам моря о тайнах морских глубин, таких малоиссле дованных явлениях природы, как циклоны и смерчи, о секретах, которые хранят земные недра. На каждом промысловом суд не будет дано по два концерта, таким образом, все члены эки пажа смогут познакомиться с искусством молодых мурманчан. Это уже второй выход на про мысел в нынешнем году кон цертной бригады музыкального училища. Д. СТОЛБОВ. УРОК МУЗЫКИ ...............- ......................... - ОТЧЕГО СТРУНЫ ПОЮТ д а .а , с виду инструмент легоньний, что там — пара дощечек. А на поверку вес имеется, стоя не поиграешь. Значит, кладем на колени, верхушка треугольного кузова упирается в грудь, мизинец на эту струну, безымянный через одну... Три, четыре, пять — все пальцы при деле. Медиатор зажать большим и ун а. зательным правой — и| ...Почему они не звенят? Что значит, не должны? А х, на этом инструменте звучат все струны, кроме прижатых пальцами... Ну так бы сразу! Попробуем еще раз — и!.. Почему не звенят? Вижу, понял: задеваю рукавом, значит, надо отвести нисть руки подальше, набрать воздуха побольше — и — эх! Ну почему не звенят звончатые гусли? и хвастун в душе.то — трусишка, и перепалка заканчивается общим примирением. ...Мы с вами заглянули в областной кукольный театр на репетицию нового детского спектакля. Постановка в самом начале своего рождения, це ликом она существует пока лишь в намерениях главного режиссера театра, Федора Борисовича Шевякова. И лишь в результате долгого, упор, ного труда все компоненты спектакля оживут, заиграют красками, превратятся в интересное, поучительное зрелище для малы, шей. Работа эта нелегка даже физически: «По. слушайте, — слышится из-за ширмы, — если простоять семь часов с поднятой вверх рукой, и то рука отвалится! А ту т же еще кукла!» — «Откуда вы взяли семь часов? — интересуется режиссер. —' Пока прошло только шесть. Ну ладно... перерыв!» ВСТРЕЧА С АКТЕРОМ В. Г. ЗАЙЧЕНКО1 — Теперь я убедился, что нам не обойтись Оез поединка! А .а , вы боитесь?.. Небольшой уютный зал темен и пуст. Луч прожектора, направленный на сцену, зачерпыва. ет полунругом неснолько кресел в первых ря. Дах, и в центре этой дуги — режиссер. — Стоп.стоп! Владислав Георгиевич, на чем поедете? Где лошадь? Лошадь, примостившаяся в левом углу сцены, возвращается на исходные позиции, — Теперь я убедился, что нам’ не обойтись £ез поединка! Вы боитесь, Верблюжонок? Прояви, те отвагу! Берите свою шпагу! — У меня нет шпаги... — отвечает задирй. *тому рыжему Ноту меланхоличный Верблюжо. ё ок, подвигаясь поближе к своему приятелю, лоненку. — Бедняги! Испугались! — не унимается Кот, забираясь на своего скакуна. — Дуэ.эль! Дуэ.эль! Впрочем, сноро выясняется, что рыжий задира * * * СКАЗКИ КОНЧАЮТСЯ ХОРОШО В перерыве мь1 встретились ки х людей было бы скучновато, нце играть. В театре знают, как с актером Владиславом Георги- А еще говорили, он настолько много помогал ему Зайченко, — евичем Зайченко. Повод для занят в текущем репертуаре, что где советом, где показом, где встречи весом. Летом нынеш- когда заболел — случай нечас- просто добрым словом. И вот него года ему, а также актрисе тый, — то едва не пришлось на вырос полноправный член кол- Елене Агафоновне Коротаевой это время опустить занавес... лектива. Партнер. было присвоено звание заслу- — Наверно, не стоит пере- — ...Бургомистр — это про шенного артиста Р С Ф С Р . Но числять все ваши работы за сто мой материал, в нем я как отпуска, гастроли (кстати, ус- десять лет, но интересно уз- рыба в воде! Очень ншвопис- пешные) театра в Ленинграде, нать, какие вы считаете иаибо- ный персонаж и — увы! — частые выезды со спектаклями лее важными? живучий тип. Приспособленец по области не позволили этой — Те или иные роли запо- и карьерист: затаившийся, шду- йстрече состояться раньше. минаются по разным причинам, щий своего часа. Натура арти- Лгобая награда — это опре- Порой многое зависит от рабо- стическая, легко перевоплоща- деленный итог. И, естественно, чей атмосферы, которая созда- ющаяся в зависимости от того, , что разговор начинается с на- лась на спектакле, от личности какой ветер дует, чала — со студии в Орле, ме- постановщика... Очень важными — Я согласен: и Бургомистр, стного театра кукол, коллекти- для меня, например, оказались и спектакль в целом наверняка вов в Краснодаре и Магнито- спектакли, поставленные изве- запомнились каждому, кто по- горске, первых раббт в Мур- стным ленинградским режиссе- бывал на представлении. Но манске... ром и педагогом Михаилом почему вы рассказываете толь- — Десять лет назад, в 1974 Михайловичем Королевым, — ко о взрослых спектаклях, году я переехал в Мурманск «Голый король» и «Божествен- ведь кукольный театр прежде и поступил в областной ку- ная комедия». И хотя почему- всего обращается к детям... кольный театр. Первая роль, то в обоих мне досталис!/ «го- — Ну, с этим можно поспо- конечно, осталась в памяти, лые» роли — Короля и Адама, рить. Во-первых, родился он— хотя это и был обыкновенный — но я не в обиде. Такие спек- Петрушка колотил дубинкой рабочий ввод в уже готовый, такли могу играть хоть на мо- помещика на- ярмарках — все- сыгранный спектакль. Видимо, розе... таки как сатирическое представ- чтобы получше узнать нового — Тем более что мерзнуть ление для взрослых. Во-вторых, актера, для начала мне позво- будут куклы? в последнее время кукольный лили продемонстрировать не _ Адама я играл и с кук- театр «взрослеет» по своей те- лучшие стороны моего харак- Лой, и. так сказать, живьем, в матике повсеместно. В Магни- тера с помощью маски Кара- трико. Так что мне тоже пе- тогорске, если не слышали — баса-Барабаса в спектакле «Зо- репало -бы... Нет, серьезно: ра- не падайте, — «Гамлета» по лотой ключик». бота над этими спектаклями ставили! А в-третьих... в-тре- — Но после этого были доставила глубокое удовольст- тьих... чего уж там! Конечно, ведь и положительные роли... Вие сложностью задач, которые наш главный зритель — дети. — И сверхположительные приходилось решать. Много Главный и самый благодарный. — например, Иван — Правое озорной выдумки, пародийных Знаете, если над психологиче- дело в «Василисе Премудрой», деталей было в спектакле «Ля- ски сложными произведениями и сверхотрицательные, и вся- гушки», который поставил наш интереснее работать, то в спек- ~гкие... главный режиссер по пьесе таклях для детей очень инте- — В том числе — роли с древнегреческого драматурга ресно играть. Зал, наполненный двойным дном! Как в спектакле Аристофана. В нем у меня две ребятней, — это настоящее по пьесе Брехта «Швейк во роли зеркало, которое каждую се- второн мировой войне», где из- — Пока вы назвали лишь кунду показывает тебе, хорошо под маски «официального идио- работы, 'которым уже не по ты играешь или нет. Малей- та» постоянно проглядывало ум- одному году. А если взять по- ший сбой — тут же полетеЛи ное лицо с язвительной усмеш- следние? на пол номерки, кто-то начал кой — Конечно же, «Дракон» кашлять, шоколадку развора- — Умное .. — это вы о Евгения Шварца, образ Бурго- чивать... И наоборот: пережал чьем лице говорите? мистра! в страшной сцене, пересолил __ Ну, скажем, так: истинное РЕПЛИКА В СТОРОНУ: в моментально раздастся рев. лицо Иосифа Швейка «в ис- спектакле « Д ракон » довольно Приходится тут же импровизи- полнении» умного лица актера значительную роль Шарлемана ровать —- то маску от лица Зайченко... Устраивает? получил и молодой актер Игорь отнимешь, подмигнешь, то пря- — Вполне. А то все куклы: Зноев, которого четыре года мо в зал обратишься, пошу- маски -—’ так и не узнаешь, назад Владислав Георгиевич при- тишь — чтобы не было малы- что о твоем лице зритель Ду- в е л -в коллектив. У парня не бы- шам чересчур страшно. Онн мает Обидно! Наверное, из-за Ло никакой профессиональной ведь еще не знают, что все Этого Треть,як решил надеть подготовки — одно лишь жела- сказки кончаются хорошо... решетчатую маску. Хоть что-то • * ' вр ем я пер ер ы ва и, зн а ч и т, время наш ей беседы и сте к л о . Я складываю блокнот, а Владислав Георгиевич уходит в полутемный зал за ширму, где его ждет рыжий задиристый и хвастливый Кот. Который без умелых рук актера соесем не задирист, не хва стлив, а просто скучен и мертв. — ...Т е п е р ь я уб ед и л ся , что нам не о б о и ти сь без по еди нка! Вы о о и тесь. Верб лю ж оно к? П роявите о твагу! И так это повторится много.много раз. Прежде чем на афише театра появится слово «премьера». Н. НЕКРАСОВ, наш внешт. корр. В И Д Н О ... . РЕПЛИКА В СТОРОНУ: меня предупредили, что В ладислав Георгиевич — один из самых за водны х членов театрального ко л лектива. Мол, постоянно шуткой, острым словцом поддерживает ^ш-нужную для творческой работы <?т е м п е р а т у р у в театре ; без та? Ответ знает Валера Колы хан, знает Дима Кузнецов (вы видите ребят на снимке), но у них я спрашивать не бу ду. Неудобно, знаете: взрос лый дядька идет на поклон к второклашкам. Да и свои у них заботы — уселись в уголке, разобрали инструмен ты и наигрывают себе что-то. Вразнобой, правда, но гром ко. Вот и еще — мальчишки, девчонки, мал мала меньше. Тем временем занятие ан самбля гусляров рыбацкого Дворца культуры и техники на чинается. Владимир Владими рович Драчёв, руководитель кружка, «детским садом» ко мандует весело, но твердо. Рассаживает ребят, чтобы ви деть пальцы каждого. В уголке устраивается «ритм- группа»: один постукивает ба рабанными палочками по стулу, другой усердно шлепа ет по бубну... — Первый аккорд! Все взя ли первый аккорд! Ребячьи пальцы послушно шарят по струнам. Их четырна дцать штук, запутаться не трудно. А под декой, под верхней дощечкой гуслей, спрятаны пружины, которые придают звуку, спорхнувшему со струны, особую окраску и долготу. У каждого мастера, делающего гусли, — свой се крет расположения этих пру жин. Впрочем, суха теория... Драчев растягивает мехи ба яна, ведет мелодию. Малень кие гусляры старательно вто рят, машут медиаторами, как бы сбрызгивая яркие, высокие ноты с тонких металлических жил. Глаза — внимательные, сосредоточенные, уши — на стороже. — Первый аккорд! Третий! Первый! Тремоло... Настя, у тебя первый палец убежал! Хорошим, жирным звуком, во весь диапазон! Конечно, ничего сверхслож ного; «Барыня». Но кое-кто из этих ребят уже выступал в концертах со взрослой груп пой. И потом — редкое для художественной самодеятель ности дело... Через два меся ца ансамблю стукнет год. А самые оптимистичные руко водители кружков — хоть спортивных, хоть самодеятель ности — привыкли, что через несколько недель, когда пер вый энтузиазм остывает, поло вина состава — поминай как звали. Здесь же собрались по сле отпусков и летних каникул, огляделись, пересчитались: все налицо! Но «детский час» кончается. Теперь черед старших участ ников ансамбля. Первой, как и положено старосте, появляет ся Елена Ивановна Когутенко, в рабочее время — старший инженер института «Мурманск- промпроект». — Ну и что из того, что не модный инструмент? Зато ра. достный, веселый! У меня ни. наной музыкальной подго. товни не было, но когда увиде ла объявление, позвонила Вла. димиру Владимировичу, он ус покоил: «Главное — желание». И правда, через три месяца мы уже играли простенькие мелодии. Это же важно — чув ствовать результат, правда? Я иногда беру гусли домой, наигрываю потихоньку (это ведь не гитара, голос куда как громче) — оторваться не мо. гу! У меня даже муж, Евгений Тарасович, часто приходит на занятия, слушает, ему интерес, но. Только записаться никак не получается: он в траловом флоте плавает мастером добы. чи, все время в рейсах... Нет, даже и мысли бросить не бы. ло! Это же радость! Работница одного из подраз делений треста «Арктикмор- нефтегазразведка» Валентина Степановна Крамарова прихо дит на занятия с дочерью Та ней и сыном. Костя, правда, еще маловат, но если проявит себя, то и ему, как сестре, до верят гусли — сначала, на верное, самые маленькие — пикколо. И Лидия Анатольевна Сидоренко тоже играет вме сте с дочерью Таней. Словом, настоящая семейственность... в самом привлекательном ва рианте. Были уже у маленького кол лектива и концерты, и первые аплодисменты. На его счету даже «международный успех»: гостям Мурманского интерклу ба очень по душе пришелся голос древнего русского инст румента. Но, наверное, не это главное... Что тут делать — прихо дится признать: потому и по ют под их пальцами звончатые гусли, что собрались в ансам бле люди увлеченные. В. николин. Фото В. КОРЕЦКОГО. ш ш ш г а п 30 ноября 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz