Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

• В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ • Г ............- ................... ' $ декабря. Указом Прези­ диума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Советского Запо­ лярья». * Началось создание музея обороны Советского Заполя­ рья (впоследствии слился с областным краеведческим). В состав комиссии по его орга­ низации вошли представители партийных и советских орга­ нов области, армии и флота. ХРОНИКА ПОДВИГА 1944, декабрь 6 декабря. Премьер-министр Финляндии Ю. К. Паасикиви сформулировал внешнеполи­ тический курс Финляндии: в коренных интересах финнов проводить внешнюю политику так, чтобы она не была на­ правлена против Советского Союза. Добрососедские от­ ношения, основанные на пол­ ном доверии, должны были стать руководящими принципа­ ми в государственной дея­ тельности. 11 декабря. Начальник по­ литуправления Северного фло­ та Н. А. Торик направил ди­ рективу политорганам частей и соединений, в которой предлагалось вести решитель­ ную борьбу с благодушием и самоуспокоенностью, вызван­ ными разгромом захватчиков в Заполярье. 11 декабря. Областной ко­ митет партии обратился к командованию Красной Ар­ мии с просьбой демобилизо­ вать 163 оленеводов, находя­ щихся на фронте, в том чис­ ле 14 — из Кольского райо­ на, 40 — из Саамского, 109 — из Ловозерского. 27 декабря. Пленум Мурман­ ского горкома партии поста­ вил задачу добиться такого положения, чтобы вылов ры­ бы на судно в 25—30 тысяч центнеров в грд стал нормой. 28 декабря. Северному фло­ ту передана подводная лод­ ка С-17 «Советская Сванетия», построенная на средства, со­ бранные молодежью Грузии. 29 декабря. Комсомольцы Хабаровского края передали Беломорской военной флоти­ лии построенный на собран­ ные ими средства малый охот­ ник за подводными лодками «Механик». 31 декабря. К концу года вылов рыбы на траулер дос­ тиг: «Дзержинский» — 30 ты­ сяч центнеров, «Гольфстрим» — 30,8 тысячи, «Сом» — 31,1. «Абрек» — 31,7, «Полярный» — 33,7, «Профинтерн» — 34, «Иртыш», — 34,2, «Акула» —- 35,6, «Чайка» — 36, «Ерш» — 38,6 тысячи центнеров. В 1944 году коллектив Мур­ манского тралового флота во фронтовом Баренцевом море добыл рыбы в два раза боль* ше, чем в году предыдущем, и в восемь раз перекрыл по­ казатели 1942 года. Поистине это — подвиг рыбаков Севера ев имя Победы! Имя на борту D МУРМАНСКОМ ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ многие экипажи несут * * ударную трудовую вахту, посвященную 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Среди пе­ редовиков — моряки большого автономного траулера «Адми­ рал Колышкин»: недавно они досрочно выполнили задания пя­ тилетки. Тралфлотовцы гордятся тем, что их корабль носит имя прославленного североморца-подводника, стремятся от­ личным трудом оправдать эту высокую честь. 1 июня с. г. они подвели итоговую черту пятилетки под пока­ зателем «вылов». И по выпуску пищевой — отличная цифра: 127,6 процента. Себестоимость тонны пищевой продукции сни­ жена на 22 рубля 96 копеек. Сверхплановая прибыль соста­ вила около полутора миллиона рублей. Так рыбаки БАТа «Ад­ мирал Колышкин» своими славными трудовыми делами под­ держивают славу боевую. Сегодня мы рассказываем о боевом пути И. А. Колышкина. ГРОМ НАД ОКЕАНОМ I Л НАЧАЛЕ ВОЙНЫ капи- ” тан третьего ранга И. А. Колышкин узнал рано утром 22 июня 1941 года в Поляр­ ном, куда только что привел подлодку из ремонта. Вечером Иван Александро­ вич был уже в море, в бое­ вом походе. Он шел на одной и» своих «щук» к норвежским берегам, чтобы там, на манев­ ренной позиции, помочь мо­ лодому командиру постигать HCKyCCtBO подводной войны... Так началась исполненная сурового аскетизма жизнь под­ водного комдива — в холоде, духоте и тесноте, среди бпщ- шУЩих смазкой механизмов. Ц непроходящим ощущением Опасности, которую може* принести вынырнувший из-*а Гуч самолет, внезапно возник­ ший и* тумане корабль иди невидимая глазом мина. С ог­ ромным, ни с чем не сравни­ мым нервным напряжением, которого требует упорный, ёутки за сутками поиск ара- rf. И так а каждом походе. Дае-три недели такого плава­ ния иначе как подвигом не назовешь. А промежутки меж­ ду походами у комдива — иной раз не больше двух дней. В середине июля сразу две лодки — Щ-401 и Щ-402 — открыли боевой счет северо­ морских подводников, потопив по неприятельскому кораблю. Командиры этих лодок — Мо­ исеев и Столбов — были под­ чиненными Колышкина, его учениками. Впрочем, Ивану Александровичу приходилось выступать в роли учителя и не только своих подчиненных. Как раз в июле он начал го­ товить к выходу в море М-172 — лодку из соседнего диви­ зиона. У этого человека был боль­ шой опыт — и морской и жи­ тейский. Еще в 1924 году с путевкой комсомола пришел он матросом на флот. Плавал рулевым. Занимался вечерами на курсах, получая среднее образование. Уже сверхсроч­ ником поступил в военно-мор­ ское училище. Окончив его в 1932 году, попал на Балтику. Оттуда перешел на Север. Плавать приходилось на лод­ ках почти всех типов. Поэтому и поручали ему теперь вво­ дить в боевой строй молодых омандиров разных кораблей ригады. ...Фисанович, только что вступивший в командований сто семьдесят второй «малют­ кой», прошел под руководст­ вом Колышкина полный кур* подготовки к первому похо­ ду. Лодка получила боевой приказ. И вот — неприветли­ вый, волнистый Варангер-фи- орд. И ни одного судна не его пустынной поверхности. А впереди заманчиво вдается i скалистый берег узкая щель (*убы Петсамо-Вуоно. В глу­ бине ее — вражеский порт. Еще по пути на позицию Колышкин пообещал: «Попро­ буем заглянуть в Линахамари!» И Фисанович теперь с нетер­ пением спрашивает: — Ну как, пойдем? — Подожди, командир, — охлаждал его пыл комдив. А через сутки твердо и уверен­ но сказал: — Пошли! ...Скрытая толщей воды, лод­ ка втягивается в узкий, изви­ листый коридор, стиснутый черными скалистыми берега­ ми. В отсеках — спрессованная напряжением тишина. Малей­ шая ошибка в расчетах, опро­ метчивость в действиях могут сорвать успех задуманного дела. Безмерно трудно в эти ми­ нуты командиру. Еще труднее комдиву. Ему бы проще само­ му вести корабль. Но нет, не­ льзя подменять командира лодки — надо ему привыкать к самостоятельности. Поэтому за комдивом остаются созет, подсказка и решение в крити­ ческий момент. Он ведет лод­ ку чужими руками. — Боцман, точнее держи, — говорит Колышкин, глянув на глубиномер, и начинает что- то мурлыкать под нос. И раз­ ряжается напряжение — спо­ койнее становится людям. Вот в перископ обнаружен сторожевой катер. Но ничего, лодку он не заметил.., Наконец, «малютка» в гава­ ни. Увеличенные линзами пе­ рископа казармы, причалы, склады — совсем рядом, ка­ жется, можно рукой достать. А где же вражеские суда? Ага, вон у северо-западного причала дымит крупный тран­ спорт. — Хорош! — удовлетворен­ но произносит Колышкин. — Давай, командир, бей! — Аппараты, товсь! — ко­ мандует Фисанович, развора­ чивая лодку и совмещая нить прицела с трубой транспорта. — Аппарат номер один — пли 1 Торпеда вышла. Через три­ дцать секунд лодка вздрогну­ ла от близкого взрыва. Гро­ мовый раскат прокатился над гаванью и, раздробленный эхом, унесся в сторону оке­ ана. А теперь — скорее назад, так же скрытно и осторожно, чтобы фиорд не стал захлоп­ нувшимся капканом. Где-то поблизости рыщут сторожевые катера, где-то рвутся глубин­ ные бомбы, но прямой угро­ зы нет. «Малютка» невреди­ мой вырвалась в открытое море... А сутки спустя неподалеку от вражеского берега Иван Александрович приказал объ­ Медалью «За оборону Совет» сного Заполярья» Родина o fl метила 330790 человек. явить торпедную атаку по бы­ строходному транспорту, скользящему в неверной полу­ тьме белой полярной ночи. И вновь над сумеречным океа­ ном прокатился тяжелый гром. К небу взметнулся яркий спо­ лох и погас в низко нависших тучах. Транспорт скрылся в волнах. Советские подводники дела­ ли свое дело точно. Война, вероломно вторгшаяся в их родной дом, угрожавшая са­ мому существованию страны, народа, сделала моряков» ма­ стерами этой жестокой муж­ ской профессии. ...Походы на Д-3 — на лод­ ке, которую североморцы ласково называли старушкой. Вот только что началось пла­ вание, в пору возвращаться на базу. Но Колышкин неумолим: «С позиции не уйдем, неисп­ равность как-нибудь одолеем сами — мотористы народ сме­ калистый». Он хорошо знает, на что горазды сверхсрочни­ ки-старшины. Когда-то и сам был таким. И волей комдива продолжа­ ется напряженный поиск у чужих берегов. В чужих фи­ ордах. В лютующем зимнем океане, где, по заверениям иностранцев, «собрались духи зла со всех морей мира». Боевая тревога — вдали, в поредевшем снежном заряде показался транспорт. Лодка погружается, маневрирует. Комдив уступает место у пе­ рископа, командует: «Давай, командир, бей!» Форштевень судна на перекрестии нитей. «Аппараты — пли!..» И снова рокочет гром над полярным океаном. Еще одним транс­ портом стало меньше в гит­ леровском флоте. Через не­ сколько дней вторая побед­ ная атака. Потом — третья... На двадцать пятые сутки вернулся в Полярное экипаж, безмерно утомленный мало­ подвижной жизнью в сталь­ ных отсеках, измотанный штор­ мами, огромным нервным на­ пряжением. В Екатерининской гавани «старушка» четырежды отсалютовала из пушки в честь четырех своих побед. Такого успеха в одном походе не знала еще ни одна лод|<а. А вскоре Колышкин снова в море на Д-3. В походе вы­ шел из строя гирокомпас. Продолжили плавание по маг­ нитному компасу — менее точному и надежному. Но и это не было помехой искус­ ным морякам. За двадцать три дня похода три раза гре­ мел гром над океаном, обры­ вая жизнь неприятельских кораблей. И в каждый иэ этих залпов были вложены выдерж­ ка, воинская мудрость и педа­ гогический дар Ивана Алек­ сандровича Колышкина. Д-3 первой на Северном флоте была представлена к брдену Красного Знамени. А 17 января 1942 года высше­ го боевого отличия удосто­ ился капитан II ранга Колыш­ кин — он стал первым за время войны Героем Совет­ ского Союза среди моряков подводных и надводных ко­ раблей. Эта весть застала Ивана Александровича в море. И экипаж Щ-422, на которой он был в тот раз, отпраздновал награду своего комдива: два судна поразили торпедами подводники. Правда, и самой лодке до­ сталось крепко. Ее дважды бомбили корабли охранения, бомбили ожесточенно, как никогда. Два раза камнем ле­ тела «щука» вниз, то утыка­ ясь в грунт, то задерживаясь на предельной глубине. В эти жуткие мгновения людям казалось: «Ну, все, конец!» Но нет, комдив брал судьбу корабля в свои руки и уво­ дил его от неминуемой беды. Умение Колышкина нахо­ дить выход из, казалось бы, безвыходных положений с еще большим блеском проявилось в трагическом походе на Щ-421. Подорвавшаяся на ми­ не близ неприятельского бе­ рега лодка лишилась винтов, лишилась хода. А для того чтобы спастись, надо было до наступления рассвета во что бы то ни стало оторваться от опасного побережья. Тогда и предложил комдив соорудить иэ дизельных чехлов паруса 9 поднять их на перископе. И хоть недолго продолжалось это невероятное плавание, оно спасло экипаж. В феврале 1943 года, когда Иван Александрович был, к4к обычно, в море, из Москвы пришел приказ о назначении его командиром бригады под­ водных лодок. Капитан 1-гб ранга Колышкин возглавил, пв «ути дела, все действую­ щие подводные силы Севера — океанского, самого боль­ шого из наших морских теат­ ров морской войны. Войну он закончил контр- адмиралом, человеком, изве­ стным всей «тране, Признан­ ным старейшиной замечатель- & водных командиров. А на б$ евом флаге заполярной бригг ды появилось два орден; Красного Знамени и Ушако; I степени. Да, память о тех годах не затмит ничто. И знать о тоМ, как защищали Родину северо­ морцы, должно нынешнее поколение моряков. М. НОВИКОВ. T t 30 ноября 1984 года 8 РЫБНЫЙ МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz