Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
• В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ • Г ............- ................... ' $ декабря. Указом Прези диума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Советского Запо лярья». * Началось создание музея обороны Советского Заполя рья (впоследствии слился с областным краеведческим). В состав комиссии по его орга низации вошли представители партийных и советских орга нов области, армии и флота. ХРОНИКА ПОДВИГА 1944, декабрь 6 декабря. Премьер-министр Финляндии Ю. К. Паасикиви сформулировал внешнеполи тический курс Финляндии: в коренных интересах финнов проводить внешнюю политику так, чтобы она не была на правлена против Советского Союза. Добрососедские от ношения, основанные на пол ном доверии, должны были стать руководящими принципа ми в государственной дея тельности. 11 декабря. Начальник по литуправления Северного фло та Н. А. Торик направил ди рективу политорганам частей и соединений, в которой предлагалось вести решитель ную борьбу с благодушием и самоуспокоенностью, вызван ными разгромом захватчиков в Заполярье. 11 декабря. Областной ко митет партии обратился к командованию Красной Ар мии с просьбой демобилизо вать 163 оленеводов, находя щихся на фронте, в том чис ле 14 — из Кольского райо на, 40 — из Саамского, 109 — из Ловозерского. 27 декабря. Пленум Мурман ского горкома партии поста вил задачу добиться такого положения, чтобы вылов ры бы на судно в 25—30 тысяч центнеров в грд стал нормой. 28 декабря. Северному фло ту передана подводная лод ка С-17 «Советская Сванетия», построенная на средства, со бранные молодежью Грузии. 29 декабря. Комсомольцы Хабаровского края передали Беломорской военной флоти лии построенный на собран ные ими средства малый охот ник за подводными лодками «Механик». 31 декабря. К концу года вылов рыбы на траулер дос тиг: «Дзержинский» — 30 ты сяч центнеров, «Гольфстрим» — 30,8 тысячи, «Сом» — 31,1. «Абрек» — 31,7, «Полярный» — 33,7, «Профинтерн» — 34, «Иртыш», — 34,2, «Акула» —- 35,6, «Чайка» — 36, «Ерш» — 38,6 тысячи центнеров. В 1944 году коллектив Мур манского тралового флота во фронтовом Баренцевом море добыл рыбы в два раза боль* ше, чем в году предыдущем, и в восемь раз перекрыл по казатели 1942 года. Поистине это — подвиг рыбаков Севера ев имя Победы! Имя на борту D МУРМАНСКОМ ТРАЛОВОМ ФЛОТЕ многие экипажи несут * * ударную трудовую вахту, посвященную 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Среди пе редовиков — моряки большого автономного траулера «Адми рал Колышкин»: недавно они досрочно выполнили задания пя тилетки. Тралфлотовцы гордятся тем, что их корабль носит имя прославленного североморца-подводника, стремятся от личным трудом оправдать эту высокую честь. 1 июня с. г. они подвели итоговую черту пятилетки под пока зателем «вылов». И по выпуску пищевой — отличная цифра: 127,6 процента. Себестоимость тонны пищевой продукции сни жена на 22 рубля 96 копеек. Сверхплановая прибыль соста вила около полутора миллиона рублей. Так рыбаки БАТа «Ад мирал Колышкин» своими славными трудовыми делами под держивают славу боевую. Сегодня мы рассказываем о боевом пути И. А. Колышкина. ГРОМ НАД ОКЕАНОМ I Л НАЧАЛЕ ВОЙНЫ капи- ” тан третьего ранга И. А. Колышкин узнал рано утром 22 июня 1941 года в Поляр ном, куда только что привел подлодку из ремонта. Вечером Иван Александро вич был уже в море, в бое вом походе. Он шел на одной и» своих «щук» к норвежским берегам, чтобы там, на манев ренной позиции, помочь мо лодому командиру постигать HCKyCCtBO подводной войны... Так началась исполненная сурового аскетизма жизнь под водного комдива — в холоде, духоте и тесноте, среди бпщ- шУЩих смазкой механизмов. Ц непроходящим ощущением Опасности, которую може* принести вынырнувший из-*а Гуч самолет, внезапно возник ший и* тумане корабль иди невидимая глазом мина. С ог ромным, ни с чем не сравни мым нервным напряжением, которого требует упорный, ёутки за сутками поиск ара- rf. И так а каждом походе. Дае-три недели такого плава ния иначе как подвигом не назовешь. А промежутки меж ду походами у комдива — иной раз не больше двух дней. В середине июля сразу две лодки — Щ-401 и Щ-402 — открыли боевой счет северо морских подводников, потопив по неприятельскому кораблю. Командиры этих лодок — Мо исеев и Столбов — были под чиненными Колышкина, его учениками. Впрочем, Ивану Александровичу приходилось выступать в роли учителя и не только своих подчиненных. Как раз в июле он начал го товить к выходу в море М-172 — лодку из соседнего диви зиона. У этого человека был боль шой опыт — и морской и жи тейский. Еще в 1924 году с путевкой комсомола пришел он матросом на флот. Плавал рулевым. Занимался вечерами на курсах, получая среднее образование. Уже сверхсроч ником поступил в военно-мор ское училище. Окончив его в 1932 году, попал на Балтику. Оттуда перешел на Север. Плавать приходилось на лод ках почти всех типов. Поэтому и поручали ему теперь вво дить в боевой строй молодых омандиров разных кораблей ригады. ...Фисанович, только что вступивший в командований сто семьдесят второй «малют кой», прошел под руководст вом Колышкина полный кур* подготовки к первому похо ду. Лодка получила боевой приказ. И вот — неприветли вый, волнистый Варангер-фи- орд. И ни одного судна не его пустынной поверхности. А впереди заманчиво вдается i скалистый берег узкая щель (*убы Петсамо-Вуоно. В глу бине ее — вражеский порт. Еще по пути на позицию Колышкин пообещал: «Попро буем заглянуть в Линахамари!» И Фисанович теперь с нетер пением спрашивает: — Ну как, пойдем? — Подожди, командир, — охлаждал его пыл комдив. А через сутки твердо и уверен но сказал: — Пошли! ...Скрытая толщей воды, лод ка втягивается в узкий, изви листый коридор, стиснутый черными скалистыми берега ми. В отсеках — спрессованная напряжением тишина. Малей шая ошибка в расчетах, опро метчивость в действиях могут сорвать успех задуманного дела. Безмерно трудно в эти ми нуты командиру. Еще труднее комдиву. Ему бы проще само му вести корабль. Но нет, не льзя подменять командира лодки — надо ему привыкать к самостоятельности. Поэтому за комдивом остаются созет, подсказка и решение в крити ческий момент. Он ведет лод ку чужими руками. — Боцман, точнее держи, — говорит Колышкин, глянув на глубиномер, и начинает что- то мурлыкать под нос. И раз ряжается напряжение — спо койнее становится людям. Вот в перископ обнаружен сторожевой катер. Но ничего, лодку он не заметил.., Наконец, «малютка» в гава ни. Увеличенные линзами пе рископа казармы, причалы, склады — совсем рядом, ка жется, можно рукой достать. А где же вражеские суда? Ага, вон у северо-западного причала дымит крупный тран спорт. — Хорош! — удовлетворен но произносит Колышкин. — Давай, командир, бей! — Аппараты, товсь! — ко мандует Фисанович, развора чивая лодку и совмещая нить прицела с трубой транспорта. — Аппарат номер один — пли 1 Торпеда вышла. Через три дцать секунд лодка вздрогну ла от близкого взрыва. Гро мовый раскат прокатился над гаванью и, раздробленный эхом, унесся в сторону оке ана. А теперь — скорее назад, так же скрытно и осторожно, чтобы фиорд не стал захлоп нувшимся капканом. Где-то поблизости рыщут сторожевые катера, где-то рвутся глубин ные бомбы, но прямой угро зы нет. «Малютка» невреди мой вырвалась в открытое море... А сутки спустя неподалеку от вражеского берега Иван Александрович приказал объ Медалью «За оборону Совет» сного Заполярья» Родина o fl метила 330790 человек. явить торпедную атаку по бы строходному транспорту, скользящему в неверной полу тьме белой полярной ночи. И вновь над сумеречным океа ном прокатился тяжелый гром. К небу взметнулся яркий спо лох и погас в низко нависших тучах. Транспорт скрылся в волнах. Советские подводники дела ли свое дело точно. Война, вероломно вторгшаяся в их родной дом, угрожавшая са мому существованию страны, народа, сделала моряков» ма стерами этой жестокой муж ской профессии. ...Походы на Д-3 — на лод ке, которую североморцы ласково называли старушкой. Вот только что началось пла вание, в пору возвращаться на базу. Но Колышкин неумолим: «С позиции не уйдем, неисп равность как-нибудь одолеем сами — мотористы народ сме калистый». Он хорошо знает, на что горазды сверхсрочни ки-старшины. Когда-то и сам был таким. И волей комдива продолжа ется напряженный поиск у чужих берегов. В чужих фи ордах. В лютующем зимнем океане, где, по заверениям иностранцев, «собрались духи зла со всех морей мира». Боевая тревога — вдали, в поредевшем снежном заряде показался транспорт. Лодка погружается, маневрирует. Комдив уступает место у пе рископа, командует: «Давай, командир, бей!» Форштевень судна на перекрестии нитей. «Аппараты — пли!..» И снова рокочет гром над полярным океаном. Еще одним транс портом стало меньше в гит леровском флоте. Через не сколько дней вторая побед ная атака. Потом — третья... На двадцать пятые сутки вернулся в Полярное экипаж, безмерно утомленный мало подвижной жизнью в сталь ных отсеках, измотанный штор мами, огромным нервным на пряжением. В Екатерининской гавани «старушка» четырежды отсалютовала из пушки в честь четырех своих побед. Такого успеха в одном походе не знала еще ни одна лод|<а. А вскоре Колышкин снова в море на Д-3. В походе вы шел из строя гирокомпас. Продолжили плавание по маг нитному компасу — менее точному и надежному. Но и это не было помехой искус ным морякам. За двадцать три дня похода три раза гре мел гром над океаном, обры вая жизнь неприятельских кораблей. И в каждый иэ этих залпов были вложены выдерж ка, воинская мудрость и педа гогический дар Ивана Алек сандровича Колышкина. Д-3 первой на Северном флоте была представлена к брдену Красного Знамени. А 17 января 1942 года высше го боевого отличия удосто ился капитан II ранга Колыш кин — он стал первым за время войны Героем Совет ского Союза среди моряков подводных и надводных ко раблей. Эта весть застала Ивана Александровича в море. И экипаж Щ-422, на которой он был в тот раз, отпраздновал награду своего комдива: два судна поразили торпедами подводники. Правда, и самой лодке до сталось крепко. Ее дважды бомбили корабли охранения, бомбили ожесточенно, как никогда. Два раза камнем ле тела «щука» вниз, то утыка ясь в грунт, то задерживаясь на предельной глубине. В эти жуткие мгновения людям казалось: «Ну, все, конец!» Но нет, комдив брал судьбу корабля в свои руки и уво дил его от неминуемой беды. Умение Колышкина нахо дить выход из, казалось бы, безвыходных положений с еще большим блеском проявилось в трагическом походе на Щ-421. Подорвавшаяся на ми не близ неприятельского бе рега лодка лишилась винтов, лишилась хода. А для того чтобы спастись, надо было до наступления рассвета во что бы то ни стало оторваться от опасного побережья. Тогда и предложил комдив соорудить иэ дизельных чехлов паруса 9 поднять их на перископе. И хоть недолго продолжалось это невероятное плавание, оно спасло экипаж. В феврале 1943 года, когда Иван Александрович был, к4к обычно, в море, из Москвы пришел приказ о назначении его командиром бригады под водных лодок. Капитан 1-гб ранга Колышкин возглавил, пв «ути дела, все действую щие подводные силы Севера — океанского, самого боль шого из наших морских теат ров морской войны. Войну он закончил контр- адмиралом, человеком, изве стным всей «тране, Признан ным старейшиной замечатель- & водных командиров. А на б$ евом флаге заполярной бригг ды появилось два орден; Красного Знамени и Ушако; I степени. Да, память о тех годах не затмит ничто. И знать о тоМ, как защищали Родину северо морцы, должно нынешнее поколение моряков. М. НОВИКОВ. T t 30 ноября 1984 года 8 РЫБНЫЙ МУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz