Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

Перед демобилизацией по­ лучил я от старшего брата рисьмо (тот работал на Судоверфи). Он у меня ос­ тался и за отца, и за мать, поэтому в Заполярье ехал без страха и сомнения. Не вря, наверное, говорят, что «вятские — мужики хват* Сние». Пора ученичества бы­ ла недолгой, еще и солдат* ской гимнастерки не сносил, Как самостоятельно встал к станку. Жизнь заставляла Поторапливаться — из армии вернулся, все свое носил с собой. Надо было и предприятию твердо вставать на ноги: вой­ на, я слышал, нанесла верфи многомиллионный ущерб, и даже через десяток лет ее Последствия давали о себе знать. Горячими были для нас пятидесятые годы. В трало­ вом флоте появились БМ Р Т типа «Пушкин». Почти пол­ торы сотни средних трауле­ ров насчитывал сельдяной флот. Чтобы поддерживать его в нормальном техниче­ ском состоянии, надо было совершенствовать организа­ цию ремонта судов. Тогда-то был внедрен технологиче­ ский график ремонта судов агрегатно-узловым методом. В те годы мы, первые в За­ полярье, начали соревнова­ ние за коммунистический труд. Вводятся гарантийные паспорта. Передовики сда­ ют продукцию с личным клеймом. Имею и я «собст­ венную печать». Создаются укрупненные комплексные бригады по ремонту крупно­ тоннажных судов. Первой была бригада Г. Н . Бурдей- ного. Сейчас кроме нее ус­ пешно работают бригады В. В. Козловского, В . Н. Полякова, В . Н. Михайло­ ва. Они выполняют все ра­ боты на судах, кроме элект­ рики. Сложнее, а может быть, и невозможно из-за специфики производства, объединить в бригады пас, токарей. Труд­ ность в том, что у нас нет серийной продукции. В тече­ ние дня приходится перестра­ ивать станок по нескольку раз. Вот пример: у меня уже Подобралась «коллекция», в которой не менее трехсот резцов. Все необходимы для той или иной операции, хо­ тя иные резцы лежат по нескольку месяцев без дела. Тем не менее приходится иной раз для новой детали одалживать резец у товари­ ща. Такая работа: от однооб­ разия не заскучаешь... 30 лет пролетели так, что и не заметил. Появились два фрезерных полуавтоматических станка. Освоили автоматическую сварку. Коллектив электро. цеха ввел в строй электро­ печь для сушки якорей, в три— четыре раза сэкономив время на их ремонт. Появил­ ся у нас плавпричал для швартовных испытаний глав­ ных двигателей. Незачем ста­ ло для таких испытаний вы­ ходить в море. Собственны­ ми силами выстроили поме­ щения для складирования готовой продукции и раздел­ ки пиломатериалов. На юж­ ных причалах строится сле­ сарно-механический цех для ремонта крупнотоннажных судов. По мощности он бу­ дет такой же, как наш. Все это — страницы нашей ис­ тории, наше настоящее н будущее. И мы — участни­ ки и творцы этой истории. Три токарных станка сме­ нил я за три десятка лe l Хорошо помню свой первый «ДИП-200» — «догнать и перегнать». Тринадцатый год работаю на «К-625». Мы с моим «кашкой» — как опытный водитель о любимой машиной. Оба — ветераны. Но стараемся не сдавать позиций. В нашем слесарно - механическом це­ хе чуть ли не половина — ветераны. Много лет дру­ жу с Ю. Н. Морозовым, он на завод пришел еще рань­ ше. Награжден орденом Трудового Красного Знаме­ ни. Среди тех, кого называ­ ют гордостью предприятия, бригадиры судокорпусников А . Г. Михеев, М. Е . Бол­ гов, бригадир электромон­ тажников В . Л . Балакин, фрезеровщик В. И. Кожин, шлифошцнк С. И. Яшин. Кстати, иной раз мне прихо­ дится его заменять. Он с утра работает, скажем, а необходимость в шлифовке появляется в третью смену. Не повезешь же деталь на головное предприятие... Тридцать лет отдано заво­ ду. Стою па пороге, как пишут, «заслуженного от­ дыха». Естественно, появля­ ются мысли о тех, кто при­ дет нам на смену. Несколь­ ко человек «вывел на раз­ ряд». Да и без официального приказа о наставничестве разве пройдет кадровый ра­ бочий- мимо, когда видит, что у новичка дело не клеится. Обязательно подойдет, объяс­ нит, подскажет, заточит ре­ зец. Мы ирошли через та­ кую же трудовую школу. И молодежь, смотрю, осваива­ ет специальность неплохо. Хотя, пусть пе воспримется это как брюзжание «отцов», хотелось бы, чтоб бблыпе инициативы проявляла на­ ша смена, больше болела за производство, не ограничива­ лась бы взаимоотношениями с заводом «от сих до сих». Чтобы рабочее достоинство проявлялось во всем. Завод вышел в лидеры со­ циалистического соревнова­ ния среди судоремонтных предприятий объединения. Неплохо? А Мы считаем, что можем трудиться лучше. И попробуем доказать это. А. ШАДРИН, токарь СРЗ-1 объедине­ ния ((Мурманская судо­ верфь». ФОТОРЕПОРТАЖ ЗАВТРА Н а з н а ч и л и б р и г а д е Ильичева нового масте­ ра. Увидел бригадир юношу, только-только после института. Как это нередко бы­ вает, «в принципе» парень знал «все», а конкретно — хоть за руку бери и веди по­ казывай, какая деталь откуда, куда и зачем. (Сам-то Евге­ ний Васильевич, как и полага­ ется бригадиру, каждую свою железку с закрытыми глаза­ ми найдет). Но виду не подал Ильичев, а попросил юного мастера сделать одно, затем другое дело — решить в об- щем-то несложные вопросы. Понемногу втянулся мастер, теперь он сильный-специалист. Таким он, наверное, стал бы в любом случае, но на первых порах доброжелательность и помощь бригадира здорово помогли. Вместе с тем Ильичев иро­ ничен и уж за словом в кар­ ман не полезет. Но каждому слову цену знает, он не из тех, кто любит, как говорится, бухнуть в колокола, не загля­ нув в святцы, поторопиться с победным рапортом, когда не известно, будет ли успех. А в том случае, с мастером, Ильичев просто рассудил, ч^го насмешкой делу не помо­ жешь. А на первое место он всегда ставит дело. — Евгений Васильевич И ль. ичев, — говорит секретарь партбюро слесарн о.м ехан ич е. скбго цеха А . В . Ром аш ов. — беспартийны й, но обязательно, сти , ответствен ности у него мо_ гу т поучиться многие. В рабо. Тем п, тем п, тем п. Дни, часы , м и нуты см еж н и . ков должны та к совп асть, чтобы не было между ними зазора, чтобы в брешь не провалилось драгоценное время. Ещ е на большом автономном траулере «Адмирал Головмо» можно сп о ткн уть ся 9 поршни и цилиндры , и сп ускаю щ и еся в м а. Шинное отделение приним аю т неожиданный д уш , а ры баки уж е го товятся в море. Некто торопливый пристроил около вахтенного м атроса к уч у коробок: «Присм отри, это товары для лавочки». А У рем онтников — проблема на проблеме, и в Каю те старпом а сизо от табачного Дыма. Ры баки Краем у х а сл ы ш ат о затр удн ен и ях И — н икакого беспокойства: не раз убеж дались t надеж ности слова коллектива судоверф и. У беж дались даж е то гда, когда судоремонтники С Р 3 .1 только-только брались за новое дело. 3« дваж ды новое. Во-первы х, БА Ты тогда на верфи еще не ремонтировали. Во-вторы х, коллектив з а . вода делал не привы чный для него м еж дурейсо. вы й ремонт, а, по сущ е ств у , средний — на под. тверж дение класса Р е ги стр а. Таким образом, контроль уж есточился многократно. Первым судном , на котором завод-филиал № 1 «набивал ш и ш ки », был БА Т «Кап и тан М аклаков», Н еожиданности поджидали на каждом ш а гу . Но назовем к х ожидаемыми неож иданностями, -по­ ско льку к новому делу коллектив был подготов­ лен всем опытом преды дущ их лет. Потом были «Константи н Д уш енов», «Генерал Родимцев». Нынче — четвертое судно. И хотя (опять же впервые) взялся завод за ремонт р е. д укто р а, хо тя снова приш лось лом ать голову над непредвиденным , можно сч и тать, что период о с. Основное звено производства НАДО ложе) заместитель бригадира Александр Николаевич Цвет­ ков. А погоду в основном делают более молодые. Н ачальник слесарного у ч а с т. на Ю. П, Суслов подтверждает! — Ч то скр ы в ать, бы вает, по. является комсомольско . моло­ деж ная бригада и как-то, по инерции, что ли , чуть ли не навечно закрепляется за ней это звание. А там , глядиш ь, Порой уж е и ком сом ольц ев.™ н ет, да и молодежью тр«мца- ти л е тн и х н азвать можно >(ишь С оговоркой. А вот бригада Евгени я Ильичева хо ть и не комсомольского возраста, но о с. новную нош у там несет на своих плечах молодежь, им ен­ но она — стерж ень ко лл е кти ­ ва. И самого Ильичева не отнесеш ь н старш ем у поколе, нию бригадиров, но опы та ему не зан им ать. Много лет вы л зам естителем бригадира. К е та , ти , и у своего ста р ш е го 'б р а та , М ихаила Васильевича И льиче, ва, — он и сегодня, будучи в пенсионном возрасте, тр уд и т­ ся в цехе, на испы тательном стен де. И тоже известен твер­ дым характером — это у И ль. ичевы х ф ам ильное. Да, самая сложная работа по ремонту дизелей по силам молодым, но опытным Ген­ надию Мазову, Николаю Аши- хлину, Александру Ганичеву, Александру Злобину И их то­ варищам. Будь то сборка газо- турбонагнетателей, укладка коленчатого вала, привалка поршней или центровка гене­ раторов с дизелем. Почти у всех и разряды высокие для сдельщиков — четвертые, ту ухо д и т буквально с головой и тр ебует такого ж е ревн о ст. ного отнош ения от д р уги х. У в ­ леченный человен, он в тр уд привносит азар т — такой под. ход, наверное, переняли от н е. го д р уги е . Или сам по себе слож ился такой сти ль работы в бригаде. Оттого и п о л ьзует, ся э то т коллектив уваж ением и прим етны в нем лю ди. Недав­ но стал кандидатом в члены партии слесарь А лексан др А р . к уш а . Р ассчи ты ваем , что он нас не подведет и доверие комм унистов цеха оправдает. ...Нет двух абсолютно по­ хожих людей. Нет двух одина­ ковых бригад, хотя вроде вы­ полняют одну и ту же работу — ведут ремонт машинного отделения рыбацких судов, включая главные и вспомога­ тельны* двигатели. Каждая бригада, как и человек, не­ повторимо индивидуальны. Как-то заспорили между со­ бой мастера, пытаясь дать ха­ рактеристику слесарным брига­ дам, выделить в них главное. О коллективе Ильичева один возьми и скажи: дескать, там все на самом бригадире дер­ жится. Правда, потом утверж­ давший это дал, как говорит­ ся, задний ход, поправился: многое, да не все. А что его поначалу сбило с толку? Он мысленно представил брига­ ду и в первую очередь пере брал в памяти «старичков» — самых опытных, уже пожилых судоремонтников, тех, кто обы­ чно задает тон. А у Ильичева их раз, два и обчелся: Па­ вел Алексеевич Шалев, Нико­ лай Степанович Карев, ну, с натяжкой (он гораздо их мо- 30 ноября 1984 года шяйнпии А М Первого декабря М урм анская с у . доверф ь отм ечает свое ш е сти д е сяти , ле ти е . Э то т ж е день особо зн ам ена, телен для токар я судоремонтного з а . вода № 1 А лексан др а Сергеевича Ш адрина: ровно тр и д ц а ть лет назад приш ел он на завод. Тако е — день в день — совпаде. ние еще теснее св язы в ает личную судьб у е биограф ией предприятия, невольно п р и глаш ает в прошлое, приближ ает его, заста вл яе т осм ы слить пройденный п у ть ... А лексан др Сергеевич — ветеран судорем онта, ветеран тр уд а. Не Счесть поощрений, укр аси вш и х тр у . довую к н иж ку. Ф ам илия передовика заносилась в К н и гу трудовой славы завода. ~ Слово — передовику «РЕТРО» ВЕТЕРАНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz