Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
Перед демобилизацией по лучил я от старшего брата рисьмо (тот работал на Судоверфи). Он у меня ос тался и за отца, и за мать, поэтому в Заполярье ехал без страха и сомнения. Не вря, наверное, говорят, что «вятские — мужики хват* Сние». Пора ученичества бы ла недолгой, еще и солдат* ской гимнастерки не сносил, Как самостоятельно встал к станку. Жизнь заставляла Поторапливаться — из армии вернулся, все свое носил с собой. Надо было и предприятию твердо вставать на ноги: вой на, я слышал, нанесла верфи многомиллионный ущерб, и даже через десяток лет ее Последствия давали о себе знать. Горячими были для нас пятидесятые годы. В трало вом флоте появились БМ Р Т типа «Пушкин». Почти пол торы сотни средних трауле ров насчитывал сельдяной флот. Чтобы поддерживать его в нормальном техниче ском состоянии, надо было совершенствовать организа цию ремонта судов. Тогда-то был внедрен технологиче ский график ремонта судов агрегатно-узловым методом. В те годы мы, первые в За полярье, начали соревнова ние за коммунистический труд. Вводятся гарантийные паспорта. Передовики сда ют продукцию с личным клеймом. Имею и я «собст венную печать». Создаются укрупненные комплексные бригады по ремонту крупно тоннажных судов. Первой была бригада Г. Н . Бурдей- ного. Сейчас кроме нее ус пешно работают бригады В. В. Козловского, В . Н. Полякова, В . Н. Михайло ва. Они выполняют все ра боты на судах, кроме элект рики. Сложнее, а может быть, и невозможно из-за специфики производства, объединить в бригады пас, токарей. Труд ность в том, что у нас нет серийной продукции. В тече ние дня приходится перестра ивать станок по нескольку раз. Вот пример: у меня уже Подобралась «коллекция», в которой не менее трехсот резцов. Все необходимы для той или иной операции, хо тя иные резцы лежат по нескольку месяцев без дела. Тем не менее приходится иной раз для новой детали одалживать резец у товари ща. Такая работа: от однооб разия не заскучаешь... 30 лет пролетели так, что и не заметил. Появились два фрезерных полуавтоматических станка. Освоили автоматическую сварку. Коллектив электро. цеха ввел в строй электро печь для сушки якорей, в три— четыре раза сэкономив время на их ремонт. Появил ся у нас плавпричал для швартовных испытаний глав ных двигателей. Незачем ста ло для таких испытаний вы ходить в море. Собственны ми силами выстроили поме щения для складирования готовой продукции и раздел ки пиломатериалов. На юж ных причалах строится сле сарно-механический цех для ремонта крупнотоннажных судов. По мощности он бу дет такой же, как наш. Все это — страницы нашей ис тории, наше настоящее н будущее. И мы — участни ки и творцы этой истории. Три токарных станка сме нил я за три десятка лe l Хорошо помню свой первый «ДИП-200» — «догнать и перегнать». Тринадцатый год работаю на «К-625». Мы с моим «кашкой» — как опытный водитель о любимой машиной. Оба — ветераны. Но стараемся не сдавать позиций. В нашем слесарно - механическом це хе чуть ли не половина — ветераны. Много лет дру жу с Ю. Н. Морозовым, он на завод пришел еще рань ше. Награжден орденом Трудового Красного Знаме ни. Среди тех, кого называ ют гордостью предприятия, бригадиры судокорпусников А . Г. Михеев, М. Е . Бол гов, бригадир электромон тажников В . Л . Балакин, фрезеровщик В. И. Кожин, шлифошцнк С. И. Яшин. Кстати, иной раз мне прихо дится его заменять. Он с утра работает, скажем, а необходимость в шлифовке появляется в третью смену. Не повезешь же деталь на головное предприятие... Тридцать лет отдано заво ду. Стою па пороге, как пишут, «заслуженного от дыха». Естественно, появля ются мысли о тех, кто при дет нам на смену. Несколь ко человек «вывел на раз ряд». Да и без официального приказа о наставничестве разве пройдет кадровый ра бочий- мимо, когда видит, что у новичка дело не клеится. Обязательно подойдет, объяс нит, подскажет, заточит ре зец. Мы ирошли через та кую же трудовую школу. И молодежь, смотрю, осваива ет специальность неплохо. Хотя, пусть пе воспримется это как брюзжание «отцов», хотелось бы, чтоб бблыпе инициативы проявляла на ша смена, больше болела за производство, не ограничива лась бы взаимоотношениями с заводом «от сих до сих». Чтобы рабочее достоинство проявлялось во всем. Завод вышел в лидеры со циалистического соревнова ния среди судоремонтных предприятий объединения. Неплохо? А Мы считаем, что можем трудиться лучше. И попробуем доказать это. А. ШАДРИН, токарь СРЗ-1 объедине ния ((Мурманская судо верфь». ФОТОРЕПОРТАЖ ЗАВТРА Н а з н а ч и л и б р и г а д е Ильичева нового масте ра. Увидел бригадир юношу, только-только после института. Как это нередко бы вает, «в принципе» парень знал «все», а конкретно — хоть за руку бери и веди по казывай, какая деталь откуда, куда и зачем. (Сам-то Евге ний Васильевич, как и полага ется бригадиру, каждую свою железку с закрытыми глаза ми найдет). Но виду не подал Ильичев, а попросил юного мастера сделать одно, затем другое дело — решить в об- щем-то несложные вопросы. Понемногу втянулся мастер, теперь он сильный-специалист. Таким он, наверное, стал бы в любом случае, но на первых порах доброжелательность и помощь бригадира здорово помогли. Вместе с тем Ильичев иро ничен и уж за словом в кар ман не полезет. Но каждому слову цену знает, он не из тех, кто любит, как говорится, бухнуть в колокола, не загля нув в святцы, поторопиться с победным рапортом, когда не известно, будет ли успех. А в том случае, с мастером, Ильичев просто рассудил, ч^го насмешкой делу не помо жешь. А на первое место он всегда ставит дело. — Евгений Васильевич И ль. ичев, — говорит секретарь партбюро слесарн о.м ехан ич е. скбго цеха А . В . Ром аш ов. — беспартийны й, но обязательно, сти , ответствен ности у него мо_ гу т поучиться многие. В рабо. Тем п, тем п, тем п. Дни, часы , м и нуты см еж н и . ков должны та к совп асть, чтобы не было между ними зазора, чтобы в брешь не провалилось драгоценное время. Ещ е на большом автономном траулере «Адмирал Головмо» можно сп о ткн уть ся 9 поршни и цилиндры , и сп ускаю щ и еся в м а. Шинное отделение приним аю т неожиданный д уш , а ры баки уж е го товятся в море. Некто торопливый пристроил около вахтенного м атроса к уч у коробок: «Присм отри, это товары для лавочки». А У рем онтников — проблема на проблеме, и в Каю те старпом а сизо от табачного Дыма. Ры баки Краем у х а сл ы ш ат о затр удн ен и ях И — н икакого беспокойства: не раз убеж дались t надеж ности слова коллектива судоверф и. У беж дались даж е то гда, когда судоремонтники С Р 3 .1 только-только брались за новое дело. 3« дваж ды новое. Во-первы х, БА Ты тогда на верфи еще не ремонтировали. Во-вторы х, коллектив з а . вода делал не привы чный для него м еж дурейсо. вы й ремонт, а, по сущ е ств у , средний — на под. тверж дение класса Р е ги стр а. Таким образом, контроль уж есточился многократно. Первым судном , на котором завод-филиал № 1 «набивал ш и ш ки », был БА Т «Кап и тан М аклаков», Н еожиданности поджидали на каждом ш а гу . Но назовем к х ожидаемыми неож иданностями, -по ско льку к новому делу коллектив был подготов лен всем опытом преды дущ их лет. Потом были «Константи н Д уш енов», «Генерал Родимцев». Нынче — четвертое судно. И хотя (опять же впервые) взялся завод за ремонт р е. д укто р а, хо тя снова приш лось лом ать голову над непредвиденным , можно сч и тать, что период о с. Основное звено производства НАДО ложе) заместитель бригадира Александр Николаевич Цвет ков. А погоду в основном делают более молодые. Н ачальник слесарного у ч а с т. на Ю. П, Суслов подтверждает! — Ч то скр ы в ать, бы вает, по. является комсомольско . моло деж ная бригада и как-то, по инерции, что ли , чуть ли не навечно закрепляется за ней это звание. А там , глядиш ь, Порой уж е и ком сом ольц ев.™ н ет, да и молодежью тр«мца- ти л е тн и х н азвать можно >(ишь С оговоркой. А вот бригада Евгени я Ильичева хо ть и не комсомольского возраста, но о с. новную нош у там несет на своих плечах молодежь, им ен но она — стерж ень ко лл е кти ва. И самого Ильичева не отнесеш ь н старш ем у поколе, нию бригадиров, но опы та ему не зан им ать. Много лет вы л зам естителем бригадира. К е та , ти , и у своего ста р ш е го 'б р а та , М ихаила Васильевича И льиче, ва, — он и сегодня, будучи в пенсионном возрасте, тр уд и т ся в цехе, на испы тательном стен де. И тоже известен твер дым характером — это у И ль. ичевы х ф ам ильное. Да, самая сложная работа по ремонту дизелей по силам молодым, но опытным Ген надию Мазову, Николаю Аши- хлину, Александру Ганичеву, Александру Злобину И их то варищам. Будь то сборка газо- турбонагнетателей, укладка коленчатого вала, привалка поршней или центровка гене раторов с дизелем. Почти у всех и разряды высокие для сдельщиков — четвертые, ту ухо д и т буквально с головой и тр ебует такого ж е ревн о ст. ного отнош ения от д р уги х. У в леченный человен, он в тр уд привносит азар т — такой под. ход, наверное, переняли от н е. го д р уги е . Или сам по себе слож ился такой сти ль работы в бригаде. Оттого и п о л ьзует, ся э то т коллектив уваж ением и прим етны в нем лю ди. Недав но стал кандидатом в члены партии слесарь А лексан др А р . к уш а . Р ассчи ты ваем , что он нас не подведет и доверие комм унистов цеха оправдает. ...Нет двух абсолютно по хожих людей. Нет двух одина ковых бригад, хотя вроде вы полняют одну и ту же работу — ведут ремонт машинного отделения рыбацких судов, включая главные и вспомога тельны* двигатели. Каждая бригада, как и человек, не повторимо индивидуальны. Как-то заспорили между со бой мастера, пытаясь дать ха рактеристику слесарным брига дам, выделить в них главное. О коллективе Ильичева один возьми и скажи: дескать, там все на самом бригадире дер жится. Правда, потом утверж давший это дал, как говорит ся, задний ход, поправился: многое, да не все. А что его поначалу сбило с толку? Он мысленно представил брига ду и в первую очередь пере брал в памяти «старичков» — самых опытных, уже пожилых судоремонтников, тех, кто обы чно задает тон. А у Ильичева их раз, два и обчелся: Па вел Алексеевич Шалев, Нико лай Степанович Карев, ну, с натяжкой (он гораздо их мо- 30 ноября 1984 года шяйнпии А М Первого декабря М урм анская с у . доверф ь отм ечает свое ш е сти д е сяти , ле ти е . Э то т ж е день особо зн ам ена, телен для токар я судоремонтного з а . вода № 1 А лексан др а Сергеевича Ш адрина: ровно тр и д ц а ть лет назад приш ел он на завод. Тако е — день в день — совпаде. ние еще теснее св язы в ает личную судьб у е биограф ией предприятия, невольно п р и глаш ает в прошлое, приближ ает его, заста вл яе т осм ы слить пройденный п у ть ... А лексан др Сергеевич — ветеран судорем онта, ветеран тр уд а. Не Счесть поощрений, укр аси вш и х тр у . довую к н иж ку. Ф ам илия передовика заносилась в К н и гу трудовой славы завода. ~ Слово — передовику «РЕТРО» ВЕТЕРАНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz