Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
СТРАНИЦА-ПЛАКАТ • нуть в журнал и, открыв на нужной странице, прочесть соответствующие графы. Должность: инженер, бухгал тер, техник, экономист... Возраст: от 18 до 26 лет. — Это. интересные люди, со своими взглядами, принципами, отношением к жизни, убеждениями. Все они нахо дятся в том возрасте, когда чьи-то авторитеты просто так на веру не при нимаются, когда любая истина отнюдь не догма, Но ведь и я от них не так далеко ушла. Вот почему работать с такой аудиторией и легко, и трудно. С первых дней Елена Юрьевна стре милась лучше узнать своих слушателей, их интеллектуальные способности, сте пень возможной активности на заня тиях. И вскоре убедилась, что боль шинство не отстает'от нее по уровню своих знаний. Они способны поспорить с ней практически по любой изучае мой теме. А это означало, что ей на до постоянно быть как бы на голову выше своих слушателей, то есть боль- Из опыта работы пропагандиста Мурманского тралового флота Е. Ю. ЦЕЛЯПИНОЙ ШАГ ПЕРВЫЙ Главное в пропагандистской работе — убежденность. В этом Елена Юрь евна уверена твердо. Внутренняя убеж денность в правоте, необходимости своего дела и в том, что завтра ты можешь, должна дать людям значи тельно больше, чем несешь им сего дня. Естественно, что она, эта убеж денность, не рождается на пустом ме сте, а закладывается семьей, школой, вузом и, наконец, рабочим коллекти вом, который принял тебя, наполнен ного знаниями, идеями, но не умеюще го пока претворить их в дело. Так было и с Целяпиной, когда она лет семь назад после окончания инсти тута пришла в Мурманский траловый флот. И здесь, заметив активный, бое вой характер, организаторские способ ности молодого специалиста (в инсти туте она была членом комитета ВЛКСМ, редактором факультетской стенгазе ты), предложили ей стать пропаганди стом школы комсомольской политуче бы. Что делать, с чего начать, Елена Юрь евна не знала и особого энтузиазма заниматься порученным делом не ис пытывала. Прочитать лекцию, провести семинар со слушателями — это не бы ло ей в новинку, кое-какие навыки получила в институте. Но как сделать, чтобы занятия в школе проходили ин тересно, чтобы она сама и комсомоль цы шли на них с удовольствием? Все это оставалось тайной за семью печа тями. Первым толчком был случайно под слушанный разговор в комитете ком сомола. Как-то, когда Елена Юрьевна готовилась к очередному занятию, штудировала необходимую литературу, в кабинет вошла девушка. Ирина М. только устроилась на работу и забежа ла в комитет ВЛКСМ, чтобы встать на комсомольский учет. — Дайте какое-нибудь поручение, — попросила она. — Пропагандистом хотите статьТ — Что вы, это же скучно! Мне бы какое-нибудь живое дело. Этот-то разговор и задел Елену Юрьевну. Почему-то стало обидно за себя: стараешься, выкладываешься, а тебе говорят: «скучно!» Потом успоко илась, подумала: «А ведь девушка » чем-то права. Уж больно традиционно проходят у нас занятия, без «Изюмин ки». Видно, надо учиться». Вскоре направили ее на курсы про пагандистов. Слушала внимательно, примеряла опыт других пропагандистов к себе, отбирала из него самое цен ное, применимое к специфике молодеж ной аудитории. Старательно пересмот рела всю методическую литературу. С особым вниманием стала прислуши ваться к рекомендациям психологов, работающих ■ управлении тралового флота. Неожиданно для себя обнару* жила, что на выступления лекторов, опытных пропагандистов, преподавате лей вузов она смотрит теперь несколь ко с иной стороны, < той, на которую раньше внимания не обращала: как они говорят, держат себя, пользуются иллюстративным материалом. Почему А уд и то р и я , даже эмоционально, выде УБЕЖДЕННОМ З Р Е Е Т В П О И С К Е Более двухсот пропагандистов рыбопромышлен ных флотов Северного бассейна ведут занятия в школах и семинарах комсомольского политического просвещения, воспитывают в процессе учебы у ком сомольцев и молодежи классовый подход к оценке общественных явлений, непримиримость к буржуаз ной идеологии. ляет одного лектора перед другим, хотя уровень выступлений в смысле информированности, эрудированности, содержательности одинаков. И поняла главное: необходимо пропа. ган ди сту и зуч ать акти вн ы е методы ве- дения зан яти й . Речь его должна бы ть выразительной, яр ко й, эмоциональной. Многое зави сит здесь от интонации, точности ф р азы . Каж дый доклад, сооб. щение надо ум еть проиллю стрировать вспомогательным материалом: д и аф и л ь. мами, слайдам и, ф отодокум ентам и, пла. катам и . Хорошо, если под рукой всегда будет обычная ш кольная доска или ли ст ватм ана. На них пропагандист по мере раскры ти я темы зап и сы вает ц вет, ными мелками или ф ломастерами ос. новные понятия, схем у рассказа. В этом случае работаю т по нрайней мере два вида пам яти, и слуш атели лучш е у с . вливаю т м атериал. Вот такой серьезный, вдумчивый подход к партийному поручению позво лил Целяпиной строить занятия твор чески, уберечься от их копирования, разбудить внимание слушателей, выз вать у них интерес. Ведь каждый из нас хоть когда-то побывал в подобной ситуации. Когда тебя что-то по-настоящему волнует, тогда и у. людей, тебя окружающих, возникает чувство сопереживания. Так и здесь. Пробудив интерес к пропа гандистской работе в себе, Елена Юрь* евна сразу же нашла отклик 8 серд цах слушателей. Это был ее первый шаг к очень сложной, ответственной и серьезной работе мастера политической пропаганды. ШАГ ВТОРОЙ — Какие они, мои слушатели? — Елена Юрьевна задумывается. Конечно, этого вопроса можно было бы и не задавать. Достаточно загля ше читать, знать, уметь квалифициро ванно и убедительно подавать матери ал, быть готовой к любому, самому каверзному и сложному вопросу. Поняв это, Целяпина пересмотрела свое отношение к лекции. — Нельзя, —- решила она, — при работе с аудиторией преподносить знания в виде готовых истин, доби ваться, чтобы слушатели заучивали все по учебнику так, чтобы «от зубов от скакивало». Нет ничего страшнее начетничества, бездумного повторения заученных ис тин. Пусть слушатели на занятиях спо рят, ошибаются, но обязательно дума ют. Как же этого добиться? Целяпина поняла: лекция должна вызывать интерес своей остротой, про- блемностью. —* Для этого, — говорит Елена Юрь евна, — я стараюсь излагать материал так, чтобы всегда оставалось место для осмысливания и выбора той или иной трактовки проблемы. Среди ак ти в н ы х форм ведения зан я. ти й ■ арсенале про пагандиста — п р ак. ти чески е задания. Это надежный и и с . пы тан ны й методический прием, но пользоваться им надо ум ело. В первую очередь нужно хорошо зн ать своих слуш ателей , и х возможности и ск л о н , ности. Л иш ь тогда можно каж дом у по. добрать задание и по силам и по и н . тересам . Здесь ■ си лу в ступ ае т п ри н. цип ди ф ф ер ен ц и р о ван н о го п одхода. Получив задание, слушатели подби рают в библиотеке соответствующую литературу, самостоятельно «входят в тему». Когда же возникают вопросы, они обращаются к пропагандисту и вместе уясняют сущность понятий, раз бираются в неясном, выделяют в про читанном материале те проблемы, ко торые могут быть интересны всей аудитории. Такая углубленная подготовка к за нятиям вырабатывает у людей навыки самостоятельной и вдумчивой работы с политической книгой, вызывает у них стремление к активности. А все это, в свою очередь, помогает пропа гандисту построить занятие неординар но и изучаемый материал давать глуб же и интереснее. ШАГ ТРЕТИЙ Недавно школа общественно-полити- ческих знаний, которой руководит Е. Ю. Целяпина, закончила занятия по учебному курсу «Актуальные проблемы борьбы с буржуазной идеологией и ревизионизмом». Как никакой другой, он потребовал от пропагандиста большого напряже ния. Ведь его материал охватывал весь период развития Советского государст ва. Причем на основные события в жизни страны, роль и значение поли тики партии нужно было посмотреть как бы через призму критики враж дебной буржуазной идеологии. Во время лекционных занятий Еле на Юрьевна следила за тем, чтобы слушатели конспектировали услышан ное, записывали смысл терминов и по нятий, ответы на проблемные вопро сы. Понимая, что примерно через 15 —20 минут наступает кризис внима ния (а в Молодежной аудитории это происходит даже раньше, через 1 0 — 1 2 минут), Целяпина старалась время от времени приводить интересные факты, примеры, характеризующие эпоху. Так, критикуя фальсификаторов Ве ликого Октября, она привела оценку событий в революционной России 1917 года, данную генералом Красновым, Абсурдность, враждебность его вымы слов стала очевидна слушателям. В конце занятия Целяпина обычно предлагает аудитории подготовить во просы, которые они бы вместе могли обсудить на следующем семинарском занятии. Как зачастую у нас проходят семи нары? Да очень просто и... не интере сно: один за другим слушатели тоск ливо пересказывают заданный «на дом» материал. И здесь нет намека ни на анализ, ни на творческий под ход. Елена Юрьевна строит свои семина ры в форме дискуссий. При подготов ке к ним она определяет основные проблемы, по которым предстоит ве сти разговор, формулирует вопросы и намечает подвопросы с таким прице лом, чтобы слушатели, избегая пере сказа, стремились к размышлениям, анализу, собственному пониманию про блемы. В такой вот творческой, живой обстановке людям легче высказать свое, пусть спорное мнение, которое и придаст нужный «накал» дискуссии. Вот, к примеру, как проходило одно из занятий. Целяпина разделила груп» пу на две части. Одна «представляла» буржуазных идеологов и обосновыва ла их концепции; другая — с позиций социалистической идеологии аргумен тированно опровергала эти теории. По« лучился самый настоящий «политич** ский бой», во время которого слуша тели вели себя непринужденно, н* стеснялись высказывать свои мысли. Ошибочные мнения и высказывания исправлялись коллективно. Такая форма занятия показывает истинные знания и убеждения людей, умение их отстаи* вать. Закончить разговор об опы те пропа. гандиста С. Ю. Целяпиной можно ело . вами одной и з ее слуш ательн и ц , эн б. номиста О. А. Горбатю к: — Такие зан яти я помогаю т нам с и . стем ати зир овать, а порой углуб л ять и дополнять знани я, полученные е вузах, ш коле. Они позволяю т, как принято го . ворить, держ аться на уровне современ. н ы х требований. Внутренняя н ультур а Елены Юрьевны, ее кругозор и эрудиция, целеустрем . ленность даю т возможность предполо. ж и ть, что разговор об опыте про паган. ди ета Целяпиной еще не закончен. В п е . реди у нее — самы й, бы ть может, тр удн ы й , четверты й ш аг, когда нужно о глян уться назад, вдум аться в пройден, ное, собрать си лы и сделать рывок в новое качество, преодолевая известный психологический барьер, ум еть найти такой новый поворот в своей работе, чтобы она засверкала еще ярче своими незнакомыми пока гранями. РЫБНЫЙ MYPMAH 30 ноября 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz