Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

СТРАНИЦА-ПЛАКАТ • нуть в журнал и, открыв на нужной странице, прочесть соответствующие графы. Должность: инженер, бухгал­ тер, техник, экономист... Возраст: от 18 до 26 лет. — Это. интересные люди, со своими взглядами, принципами, отношением к жизни, убеждениями. Все они нахо­ дятся в том возрасте, когда чьи-то авторитеты просто так на веру не при­ нимаются, когда любая истина отнюдь не догма, Но ведь и я от них не так далеко ушла. Вот почему работать с такой аудиторией и легко, и трудно. С первых дней Елена Юрьевна стре­ милась лучше узнать своих слушателей, их интеллектуальные способности, сте­ пень возможной активности на заня­ тиях. И вскоре убедилась, что боль­ шинство не отстает'от нее по уровню своих знаний. Они способны поспорить с ней практически по любой изучае­ мой теме. А это означало, что ей на­ до постоянно быть как бы на голову выше своих слушателей, то есть боль- Из опыта работы пропагандиста Мурманского тралового флота Е. Ю. ЦЕЛЯПИНОЙ ШАГ ПЕРВЫЙ Главное в пропагандистской работе — убежденность. В этом Елена Юрь­ евна уверена твердо. Внутренняя убеж­ денность в правоте, необходимости своего дела и в том, что завтра ты можешь, должна дать людям значи­ тельно больше, чем несешь им сего­ дня. Естественно, что она, эта убеж­ денность, не рождается на пустом ме­ сте, а закладывается семьей, школой, вузом и, наконец, рабочим коллекти­ вом, который принял тебя, наполнен­ ного знаниями, идеями, но не умеюще­ го пока претворить их в дело. Так было и с Целяпиной, когда она лет семь назад после окончания инсти­ тута пришла в Мурманский траловый флот. И здесь, заметив активный, бое­ вой характер, организаторские способ­ ности молодого специалиста (в инсти­ туте она была членом комитета ВЛКСМ, редактором факультетской стенгазе­ ты), предложили ей стать пропаганди­ стом школы комсомольской политуче­ бы. Что делать, с чего начать, Елена Юрь­ евна не знала и особого энтузиазма заниматься порученным делом не ис­ пытывала. Прочитать лекцию, провести семинар со слушателями — это не бы­ ло ей в новинку, кое-какие навыки получила в институте. Но как сделать, чтобы занятия в школе проходили ин­ тересно, чтобы она сама и комсомоль­ цы шли на них с удовольствием? Все это оставалось тайной за семью печа­ тями. Первым толчком был случайно под­ слушанный разговор в комитете ком­ сомола. Как-то, когда Елена Юрьевна готовилась к очередному занятию, штудировала необходимую литературу, в кабинет вошла девушка. Ирина М. только устроилась на работу и забежа­ ла в комитет ВЛКСМ, чтобы встать на комсомольский учет. — Дайте какое-нибудь поручение, — попросила она. — Пропагандистом хотите статьТ — Что вы, это же скучно! Мне бы какое-нибудь живое дело. Этот-то разговор и задел Елену Юрьевну. Почему-то стало обидно за себя: стараешься, выкладываешься, а тебе говорят: «скучно!» Потом успоко­ илась, подумала: «А ведь девушка » чем-то права. Уж больно традиционно проходят у нас занятия, без «Изюмин­ ки». Видно, надо учиться». Вскоре направили ее на курсы про­ пагандистов. Слушала внимательно, примеряла опыт других пропагандистов к себе, отбирала из него самое цен­ ное, применимое к специфике молодеж­ ной аудитории. Старательно пересмот­ рела всю методическую литературу. С особым вниманием стала прислуши­ ваться к рекомендациям психологов, работающих ■ управлении тралового флота. Неожиданно для себя обнару* жила, что на выступления лекторов, опытных пропагандистов, преподавате­ лей вузов она смотрит теперь несколь­ ко с иной стороны, < той, на которую раньше внимания не обращала: как они говорят, держат себя, пользуются иллюстративным материалом. Почему А уд и то р и я , даже эмоционально, выде­ УБЕЖДЕННОМ З Р Е Е Т В П О И С К Е Более двухсот пропагандистов рыбопромышлен­ ных флотов Северного бассейна ведут занятия в школах и семинарах комсомольского политического просвещения, воспитывают в процессе учебы у ком­ сомольцев и молодежи классовый подход к оценке общественных явлений, непримиримость к буржуаз­ ной идеологии. ляет одного лектора перед другим, хотя уровень выступлений в смысле информированности, эрудированности, содержательности одинаков. И поняла главное: необходимо пропа. ган ди сту и зуч ать акти вн ы е методы ве- дения зан яти й . Речь его должна бы ть выразительной, яр ко й, эмоциональной. Многое зави сит здесь от интонации, точности ф р азы . Каж дый доклад, сооб. щение надо ум еть проиллю стрировать вспомогательным материалом: д и аф и л ь. мами, слайдам и, ф отодокум ентам и, пла. катам и . Хорошо, если под рукой всегда будет обычная ш кольная доска или ли ст ватм ана. На них пропагандист по мере раскры ти я темы зап и сы вает ц вет, ными мелками или ф ломастерами ос. новные понятия, схем у рассказа. В этом случае работаю т по нрайней мере два вида пам яти, и слуш атели лучш е у с . вливаю т м атериал. Вот такой серьезный, вдумчивый подход к партийному поручению позво­ лил Целяпиной строить занятия твор­ чески, уберечься от их копирования, разбудить внимание слушателей, выз­ вать у них интерес. Ведь каждый из нас хоть когда-то побывал в подобной ситуации. Когда тебя что-то по-настоящему волнует, тогда и у. людей, тебя окружающих, возникает чувство сопереживания. Так и здесь. Пробудив интерес к пропа­ гандистской работе в себе, Елена Юрь* евна сразу же нашла отклик 8 серд­ цах слушателей. Это был ее первый шаг к очень сложной, ответственной и серьезной работе мастера политической пропаганды. ШАГ ВТОРОЙ — Какие они, мои слушатели? — Елена Юрьевна задумывается. Конечно, этого вопроса можно было бы и не задавать. Достаточно загля­ ше читать, знать, уметь квалифициро­ ванно и убедительно подавать матери­ ал, быть готовой к любому, самому каверзному и сложному вопросу. Поняв это, Целяпина пересмотрела свое отношение к лекции. — Нельзя, —- решила она, — при работе с аудиторией преподносить знания в виде готовых истин, доби­ ваться, чтобы слушатели заучивали все по учебнику так, чтобы «от зубов от­ скакивало». Нет ничего страшнее начетничества, бездумного повторения заученных ис­ тин. Пусть слушатели на занятиях спо­ рят, ошибаются, но обязательно дума­ ют. Как же этого добиться? Целяпина поняла: лекция должна вызывать интерес своей остротой, про- блемностью. —* Для этого, — говорит Елена Юрь­ евна, — я стараюсь излагать материал так, чтобы всегда оставалось место для осмысливания и выбора той или иной трактовки проблемы. Среди ак ти в н ы х форм ведения зан я. ти й ■ арсенале про пагандиста — п р ак. ти чески е задания. Это надежный и и с . пы тан ны й методический прием, но пользоваться им надо ум ело. В первую очередь нужно хорошо зн ать своих слуш ателей , и х возможности и ск л о н , ности. Л иш ь тогда можно каж дом у по. добрать задание и по силам и по и н . тересам . Здесь ■ си лу в ступ ае т п ри н. цип ди ф ф ер ен ц и р о ван н о го п одхода. Получив задание, слушатели подби­ рают в библиотеке соответствующую литературу, самостоятельно «входят в тему». Когда же возникают вопросы, они обращаются к пропагандисту и вместе уясняют сущность понятий, раз­ бираются в неясном, выделяют в про­ читанном материале те проблемы, ко­ торые могут быть интересны всей аудитории. Такая углубленная подготовка к за­ нятиям вырабатывает у людей навыки самостоятельной и вдумчивой работы с политической книгой, вызывает у них стремление к активности. А все это, в свою очередь, помогает пропа­ гандисту построить занятие неординар­ но и изучаемый материал давать глуб­ же и интереснее. ШАГ ТРЕТИЙ Недавно школа общественно-полити- ческих знаний, которой руководит Е. Ю. Целяпина, закончила занятия по учебному курсу «Актуальные проблемы борьбы с буржуазной идеологией и ревизионизмом». Как никакой другой, он потребовал от пропагандиста большого напряже­ ния. Ведь его материал охватывал весь период развития Советского государст­ ва. Причем на основные события в жизни страны, роль и значение поли­ тики партии нужно было посмотреть как бы через призму критики враж­ дебной буржуазной идеологии. Во время лекционных занятий Еле­ на Юрьевна следила за тем, чтобы слушатели конспектировали услышан­ ное, записывали смысл терминов и по­ нятий, ответы на проблемные вопро­ сы. Понимая, что примерно через 15 —20 минут наступает кризис внима­ ния (а в Молодежной аудитории это происходит даже раньше, через 1 0 — 1 2 минут), Целяпина старалась время от времени приводить интересные факты, примеры, характеризующие эпоху. Так, критикуя фальсификаторов Ве­ ликого Октября, она привела оценку событий в революционной России 1917 года, данную генералом Красновым, Абсурдность, враждебность его вымы­ слов стала очевидна слушателям. В конце занятия Целяпина обычно предлагает аудитории подготовить во­ просы, которые они бы вместе могли обсудить на следующем семинарском занятии. Как зачастую у нас проходят семи­ нары? Да очень просто и... не интере­ сно: один за другим слушатели тоск­ ливо пересказывают заданный «на дом» материал. И здесь нет намека ни на анализ, ни на творческий под­ ход. Елена Юрьевна строит свои семина­ ры в форме дискуссий. При подготов­ ке к ним она определяет основные проблемы, по которым предстоит ве­ сти разговор, формулирует вопросы и намечает подвопросы с таким прице­ лом, чтобы слушатели, избегая пере­ сказа, стремились к размышлениям, анализу, собственному пониманию про­ блемы. В такой вот творческой, живой обстановке людям легче высказать свое, пусть спорное мнение, которое и придаст нужный «накал» дискуссии. Вот, к примеру, как проходило одно из занятий. Целяпина разделила груп» пу на две части. Одна «представляла» буржуазных идеологов и обосновыва­ ла их концепции; другая — с позиций социалистической идеологии аргумен­ тированно опровергала эти теории. По« лучился самый настоящий «политич** ский бой», во время которого слуша­ тели вели себя непринужденно, н* стеснялись высказывать свои мысли. Ошибочные мнения и высказывания исправлялись коллективно. Такая форма занятия показывает истинные знания и убеждения людей, умение их отстаи* вать. Закончить разговор об опы те пропа. гандиста С. Ю. Целяпиной можно ело . вами одной и з ее слуш ательн и ц , эн б. номиста О. А. Горбатю к: — Такие зан яти я помогаю т нам с и . стем ати зир овать, а порой углуб л ять и дополнять знани я, полученные е вузах, ш коле. Они позволяю т, как принято го . ворить, держ аться на уровне современ. н ы х требований. Внутренняя н ультур а Елены Юрьевны, ее кругозор и эрудиция, целеустрем . ленность даю т возможность предполо. ж и ть, что разговор об опыте про паган. ди ета Целяпиной еще не закончен. В п е . реди у нее — самы й, бы ть может, тр удн ы й , четверты й ш аг, когда нужно о глян уться назад, вдум аться в пройден, ное, собрать си лы и сделать рывок в новое качество, преодолевая известный психологический барьер, ум еть найти такой новый поворот в своей работе, чтобы она засверкала еще ярче своими незнакомыми пока гранями. РЫБНЫЙ MYPMAH 30 ноября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz