Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

1 ВСЕ ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА ГАИ сообщает Неоднозначные цифры с Статистика: за 10 меся­ цев текущего года в обла­ сти оштрафованы за нару­ шения правил дорожного движения 2 4 тысячи пеше­ ходов. 3 0 0 0 человек лише­ ны водительских прав, из них 1800 — владельцы ин­ дивидуального транспорта. Удивительное дело — ста­ тистика. Наверное, если по­ дойти к ней с одной сторо­ ны, то покажется, что все не так уж и плохо. Всего около 2,5 процента населе­ ния области являются, мягко говоря, несознательными по части пешеходных передви­ жений. А водителей-нару- шителей и того меньше. Так что с этой стороны вро­ де бы все в порядке. Есть, однако, и другая сторона дела. Эти самые 24 тысячи оштрафованных— потенциальные инвалиды и пострадавшие в дорожно- транспортных происшестви­ ях. Но все-таки «рисковый» пешеход, как бы там ци бы­ ло, подвергает опасности в первую очередь свою собст­ венную жизнь. Но вот водитель... Он-то находится за рулем транс­ портного средства, и каждая ошибка в управлении им может привести к несчастью, пострадать могут ни в чем иеповшшие люди. Выходит, три тысячи водителей, ли­ шенных права управлять ав­ томобилем, — это те, кто теперь никакой опасности для окружающих представ­ лять не будут... Удивительная все-таки вещь — статистика. Она, например, свидетельствует, что одна треть водителей, задержанных за нарушение ПДД, села за руль в не­ трезвом состоянии. Этот факт говорит о том, что пе­ шеходу надо бояться всех автомобилей без исключе­ ния: попробуй-ка угадай — трезвый водитель или... не очень? Понятно, что с подобной статистикой надо бороться. И госавтоинспекция, естест­ венно, борется. II штрафы сегодня налагаются на на­ рушителей посолидней, чем год назад. А для владель­ цев индивидуального транс­ порта главной воспитатель­ ной мерой является лишение водительских прав. — Конечно, порой трудно упрекнуть водителя в том, что навыки у него слабоваты, — говорит начальник ГАИ Ок. тлбрьского района капитан В. П. Степанов, — многие мо­ ряки за шесть месяцев в мо. ре и правила.то забывают, теряются порой в безобидных ситуациях. Здесь обязательно нужна помощь первичных ор. ганизаций ВДОАМ — нонсуль. тации, лекции, практические Занятия могут помочь авто, любителям. Но не только общество автолюбителе)! Может • по­ мочь органам ГАИ. У обще­ ственных организаций, адми­ нистрации, профсоюзных ко­ митетов достаточно прав, чтобы эффективно воздейст­ вовать на нарушителей. На­ пример, в Мурманском мор­ ском пароходстве к сообще­ ниям из ГАИ относятся стро­ го — вплоть до закрытия визы на заходы в иппорты. А вот па предприятиях ЙРПО «Севрыба» отношение к этому совсем другое. Ко­ гда из ГАИ приходит сооб­ щение о том, что такой-то работник допустил наруше­ ние, то в ответ в ГАИ приходит узенькая бумажка: «Такой-то обсужден на ко. миссии по борьбе с пьянст­ вом...» Судя по тому, что текст этот размножен на ро­ тапринте, а от руки вписыва­ ется только фамилия наруши­ теля, здесь к этому относятся формально. Количество нару­ шителей здесь не уменьшает­ ся... Е. ИВАНОВ. Опыт друзей ЛОЦМАНЫ ДОРОГ «Слышал, что в ГДР в школах существуют службы «дорожных лоцманов». Что это такое? М. СЕРГИЧЕВ (Мурмансн). Интересна система обучения и воспитания в школах Лейпци­ га, Здесь ежемесячно один урок посвящается изучению правил движения. Утверждены нагрудные знаки «За хорошее знание правил движения» двух степеней. Зачеты на право получения значка принимают школьные службы движения. В задачи этих служб входят издание стенных газет, контроль за состоянием велосипедов, выбор безопасных путей н шноле для учащихся младших классов, организация игр, подготовка и проведение соревнований между школами, организация службы «лоцманов дорожного движения». «Лоцмансние службы» формируются из наиболее подготовлен, ных шнольннков.активистов старшего возраста для обеспече­ ния безопасности младших товарищей на пути а школу и до­ мой, во время прогулок и энскурсий. Школьные службы движения состоят из 10—12 человек. Они ■действуют под руководством старших пионервожатых, секре­ таря комсомольской организации, под наблюдением директора и преподавателя, ответственного за воспитательную работу по дорожной безопасности. Над ними шефствует дорожная полиция. (По материалам иностранной печати). Без слов 1 Рис. Е. КОБЗЕВОП . Фотофакт' :л i Дельный совет Вместо реле Если на автомобиле «Волга», «Москвич», «Запорожец» или «Жигули» в пути вышел из строя реле-регулятор, н* о т. чаивайтесь. Отсоедините от его выводов «Ш» и «ВЗ» или «Я» («15» и «67» и* «Жигулях») провода и подсоедините к ним лампочку 21 ватт. Работая в на. честве нагрузни, она предохра. нит генератор от поврежде­ ния, временно заменив реле- регулятор. «Новая» крестовина Шарниры карданной переда­ чи у «Жигулей» служ ат в среднем 70 —80 тысяч кило­ метров. К этому времени из-за естественного износа появля­ ется большой зазор в иголь­ чатых подшипниках, признак чего — стук и вибрация кар­ данного вала. Понятно, что детали шарнира — крестовина и подшипник — требуют за­ мены, но, к сожалению, их не всегда удается быстро при­ обрести. Существует возможность не­ сколько продлить срок служ ­ бы старого шарнира. Дело в том, что шипы крестовины интенсивнее изнашиваются с одной стороны на участке, меньшем половины онружно- сти. Поэтому, если снять шар­ нир, сделав соответствующие пометки, промыть и смазать его детали, а затем собрать и установить, повернув кресто­ вину на 180 градусов вокруг одной из осей относительно прежнего положения, то ос­ новная нагрузка во время ра­ боты придется на менее изно­ шенную сторону. Перебранный таким образом шарнир может служить еще не одну тысячу километров. Однако не следует увлекать­ ся продолжительной эксплуа­ тацией отремонтированной та ­ ким способом карданной пере­ дачи, учитывая, что поломка изношенной до предела кресто­ вины может привести к серь­ езным повреждениям автомо­ биля. Чтобы не буксовать Проволочный коврик.м ат, ко. торый продается в магазинах, или металлическая сетка с крупными, в 2—3 см ячейками Служат пренрасными противо. буксовочными средствами, на­ много более эффективными, чем доски, камни и другие подручные средства. Подложив сетку под колеса, можно лег­ ко тронуться с места даже на обледеневшей дороге и преодо. леть скользкий и снежный участон. Рекомендуем иметь с собой два таки х коврика, тем бо­ лее что в багажнике они по. чти не занимают места. Группа крови В любой больнице или поли­ клинике вам могут сделать анализ крови и в вашем пас­ порте сделать пометку о ее группе. Если произойдет не­ счастье и вы окажетесь в больнице, такая отметка мо­ жет ускорить оказание вам необходимой помощи. Руки на руле ЗИМА-НЕ ЛЕТО Зима хотя и не вступила в свои права, но уже сов­ сем рядом. Пришло время вновь вспомнить об особен­ ностях врждения автомоби­ ля по зимним дорогам. При движении по засне­ женной, а тем более обледе­ нелой дороге автомобиль не любит активных ускорений, резкого маневра и внезап­ ного торможения. На скольз­ кой дороге очень аккуратно пользуйтесь педалыо тормо­ за. Чуть перестараешься — и заблокированные колеса идут юзом, автомобиль ста­ новится неуправляемым, и вам остается только уповать на счастливый случай. Со­ ветуем тормозить как можно мягче, не выключая сцепле­ ние, чтобы на задние коле­ са до самой остановки пе­ редавалось усилие от двига­ теля, препятствуя их блоки­ ровке. Тогда и вероятность заноса будет меньше, и тормозной путь короче. Но и в этом случае надо быть максимально осторожным. Некоторые считают, что при торможении двигателем за­ носа вообще быть не может. Это неверно. И при таком способе, если силы сцепле­ ния окажутся .меньше тор­ мозных, юз неизбежен. Зимой же даже иа дороге, свободной от снега и. льда, где можно держать доволь­ но высокую скорость, могут неожиданно встретиться уча­ стки, покрытые ледяной или снежной коркой. Поэтому ваша задача не отвлекаться ни на секунду и постоянно контролировать состояние проезжей части. Если же вы оценили опасность слишком поздно, то не паникуйте и не нажимайте резко на педаль тормоза или газа — это мо­ жет привести к аварии. Ста­ райтесь найти .место, где нет льда, чтобы замедлить движение ставшего неуправ­ ляемым автомобиля. И в заключение хочется предупредить еще вот о чем. В этот период года будьте особенно вниматель­ ны к пешеходам. Па обочине нередко лежит глубокий спег, и люди просто вынуждены выходить иа проезжую часть. Тут уж надо забыть, что она принадлежит только ав­ томобилям. В таких ситуа­ циях пешеходы пользуются ею на равных правах с во­ дителями. А па дороге скольз­ ко, и пешеход может вдруг упасть в самый неподходя­ щий момент. Это необходи­ мо учитывать и объезжать человека, идущего по краю дороги, па максимально воз­ можном расстоянии. Тогда и неожиданно поскользнув­ шийся пешеход не поставит вас в безвыходное положе­ ние. Нельзя рассчитывать, что пешеход посторонится. Особенно это опасно прн встречных разъездах. В этом случае надо так вы­ брать скорость, чтобы авто­ мобили не поравнялись как раз напротив пешехода. Это­ го необходимо избегать, ибо в таком случае вы лишаете себя свободы маневра. Поэтому если по вашей стороне проезжей части идет пешеход, то притормозите, а при необходимости и остано­ витесь, чтобы беспрепятст­ венно разъехаться со встреч­ ной машиной. Сложная си­ туация может возникнуть, когда пешеход идет по про­ тивоположной стороне доро­ ги, а вы совершаете обгон, где безопасный интервал трудно обеспечить. Выход здесь тот же — сбавить ско­ рость и отказаться o f опас­ ного маневра. В. ПЛАТОНОВ, преподаватель автодела. Автомозаика ФРГ. По мнению специалистов, самый небезопасный период в биографии водителей — третий и четвертый годы после по­ лучения удостоверения на право вождения автомобиля. На первом и втором годах они, как правило, ездят медленно и осторожно. Критический момент наступает тогда, когда челове­ ку начинает казаться, что он знает о вождении уже все. ' * * * ШВЕЙЦАРИЯ. Для повышения мастерства водителей в Вольха- ме организован центр обеспечения дорожной безопасности. Здесь созданы все типы дорог, что позволяет имитировать любые ситуации. Инструкторы по специальной программе обу­ чают желающих практическим навыкам вождения автомобиля в сложных условиях — по снегу и льду, на поворотах, по мокрому грунту и т. д. Продолжительность таких занятии 8—9 часов. * * * Бельгиец РОБЕРТ ГЕЙЗМАР создал шипованную шину, рабо­ тающую по принципу «кошачьей лапы». Кошка, как известно, без надобности когти не выпускает. Вот так же и шина бель­ гийца не выпускает шипы, когда в этом нет необходимости. При движении по нормальной дороге шипы утоплены, а при движении по заснеженным дорогам в шине поднимается дав­ ление и шипы выступают за габариты выступов рисунка про­ тектора, увеличивая сцепление шины с поверхностью дороги. 9 23 ноября1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz