Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Профессию слесаря Юрий Викторо. вич Старченко избрал однажды и | навсегда. Что называется, попал в яблочно. Уважение товарищей — дань его высокфму профессионализ­ му, дань тем чертам характера, по которым сразу отличишь кадрового рабочего от дилетанта. За те 13 лет, что трудится Юрий Викторович в СМУ «Севрыбы», на­ много теснее стало в рыбном порту: столько выросло в нем новых цехов и предприятий. Его бригада участ, вовала почти во всех новостройках. Юрий Викторович — член Перво­ майского райкома КПСС, народный заседатель районного народного су­ да. Слово — передовику НЕПОКРИВИ душой Каким бы внешне эффек­ тным пи было новое здание, оно останется коробкой до тех пор, пока мы не «ожи­ вим» его. Мне всегда в ра­ дость этот самый последний, самый главный миг: по про­ ложенным трубам начинает струиться тепло. Все. Мож­ но уходить на другой объ­ ект, но напоследок обяза­ тельно притронешься рукой к радиатору — греет. И от этого почти ритуального прикосновения настроение явно идет на подъем. Участок сантехнических работ, можно сказать, в порту прописан. Второй и третий коптильные заводы, завод белковых концентра­ тов, второй холодильный, завод меджира — везде ос­ тавила автографы наша бригада, которую возглавля­ ет ветеран строительно-мон­ тажного управления Юрий Васильевич Лобанов. И вез­ де мы старались выполнять дело так, чтобы не было стыдно людям в глаза гля­ деть. Такое отношение идет от профессиональной гордо­ сти: как-никак мы не столь­ ко слесари-саптехники, сколь­ ко слесари-монтажники. Но не только это не дает ми­ риться с халтурой. Считаем, что в основе всех взаимоот­ ношений должны лежать уважение и честность по отношению к другим. Сегодня ты покривил душой, завтра твоя недобросовест­ ность к тебе же бумерангом и воэвернется. У нас, строите, лей, вполне возможен вариант, когда новосел получает ордер в ту квартиру, где сам же и наделал огрехов. Так сказать, «самообслуживание» — сам себе натворил неприятностей. Ну хорошо, не сам строитель, а, допустим, врач, продавец, учитель, шофер будут исправ. лять его недоделки. А плохое настроение из-за этого сорвут на тех, кто под горячую р у. ку попадет. И пошло гулять то настроение по нругу... Так что работать сегодня спустя рукава невыгодно. От этого убытки несут нак эко­ номика, так и нравственность. Обо всем этом четко и кон­ кретно сказали пять бригади. ров в письме в «Правду» «Сло­ во о чести строителя». О по­ вышении ответственности всех участников строительст­ ва говорилось в постановлении ЦК КПСС, принятом по этому письму. Что мешает выполнять порученное дело со старани ем, тщательностью, ответст­ венностью? Взять, допустим, нашу бригаду. В управлении ее отличают и отмечают именно за добросовестность и честность. Ну, не могло бы у меня уложиться в го­ лове, если бы, скажем, схал­ турил Николай Иванович Калинин, чей стаж прибли­ жается к двум десяткам лет. Мастер первой руки — -так, кажется, раньше говорили. 1 Михаил Александрович Киселев — тоже слесарь, каких поискать надо. Не­ суетная основательность — фамильная черта Ивановско­ го. Аркадий Григорьевич — слесарь нашей бригады, вы­ полняющий наиболее точную работу. Геннадий Сергеевич Кузнецов, Алексей Василье­ вич Шохкин — тоже масте­ ра своего дела. Кстати, же­ на Шохкина, Валентина Ни­ колаевна, — изолировщица, сын, Юрий, — электромон­ тажник. Все работают в од­ ном СМУ. О бригадире — разговор особый. Почти четверть века назад пришел в организацию, был арматурщиком, сварщи­ ком, бензорезчиком, сантех­ ником. Словом, лидер по всем статьям. Вот такие у нас кадры. За любого готов поручиться, что не подведет, не продаст совесть за лишнюю, зара­ ботанную впопыхах пятерку. И все-таки возможны и у нас различные отклонения, которые в итоге влияют на качество. Сейчас мы на ж е­ стянобаночной фабрике ме­ няем паровое отопление на водяное. Работаем в усло­ виях действующего производ­ ства. Это и само по себе сложно, кроме того, сложно­ сти привносятся не всегда четкой организацией труда, хронической нехваткой то одного, то другого. В частно­ сти, нет труб нужного диа­ метра (20 миллиметров). Три заявки направляли в отдел снабжения, а проку мало. Сбивается ритм рабо­ ты, сдерживается дело, сбои влияют па заработную плату. Есть опасение, что часть людей придется снимать на другие объекты. На заводе белковых кон­ центратов пришлось голову поломать. Обычное дело — приносят кипу чертежей: «Вы все понимаете, сами разберетесь». Разбираемся. То — не там, это — не так. И начинаем вносить поправ­ ки, согласовывать, увязы­ вать... Да вот, пожалуйста, хоть пример из нынешней практики: па чертеже нари­ сован радиатор, а на самом деле на том месте оборудо­ вание смонтировано... Ведь можно же бригаду избавить от несвойственных ей забот. Пора по-настоящему взяться и за внедрение бригадного подряда. Мы все — за. Но если бригаде скаж ут: «Завтра будете работать на хозрасче­ те», то откажемся. Откажем­ ся, поскольку знаем, что дого­ ворные обязательства не мы нарушим, а администрация. Но отразится это нарушение на бригаде. Не готово управ­ ление к внедрению прогрес­ сивных форм труда и, похо­ же, всерьез готовиться не на­ мерено. Робкие формальные попытки не в счет, поскольку они только вредили важному и нужному делу. Таким образом, поручив­ шись за каждого члена брига­ ды, за его добросовестность, я, однако, не всегда могу по­ ручиться, что дело будет вы­ полнено на том уровне, к ко­ торому мы сами стремимся. Нет, брака мы в любом слу­ чае не допустим. Но обидно порой, что из.за вышеназван­ ных причин «фирменное» ка­ чество обеспечить не можем. Ю. СТАРЧЕНКО, заместитель бригадира СМУ «Севрыбы». Плюс I процент ОТВЕТСТВЕННОСТЬ-ПЕРСОНАЛЬНАЯ должна быть за качество рыбопродукции «Рационально хозяйство­ вать — значит постоянно улучшать качество продук­ ции. Всем понятно, что борь­ ба за качество неотделима от добросовестного выполнения каждым трудящимся поручен­ ного ему дела». Эти слова из речи К. У. Черненко на очередном за­ седании Политбюро ЦК КПСС при рассмотрении про­ ектов Государственного пла­ на экономического и социаль­ ного развития СССР и Го­ сударственного бюджета страны на будущий год как нельзя лучше соответствуй^ настрою, с которым в минув­ шую пятницу в Мурманском траловом флоте прошел День качества. Если рань­ ше ца подобных днях в ос­ новном рассматривались во­ просы производственной дис­ циплины, то сегодня па пер­ вое .место выходят именно проблемы улучшения каче­ ства рыбопродукции. А если брать шире — всего рыбац­ кого труда. Не секрет, что с введени­ ем стопроцентного сертифи- -цирования продукции в пор­ ту увеличились простои су* дов н железнодоролтых ва­ гонов. Виновных за достав­ ленную с промысла несорт­ ную рыбу мы наказываем, а вот простои списываются за счет флота. Подобной обез­ лички быть не должно. Р е­ шили мы на Дне качества выявить конкретных винов­ ников в пересортице. А ими являются не только и не столько капитаны, помощни­ ки по производству и рыб- мастера судов. В рейсе от­ ветственность несет каждый. И надо бы не просто фикси­ ровать на берегу просчеты, допущенные недоработки, а перенести эту борьбу за качество в море, в экипажи. Начинать ее со снижения коэффициента трудового уча­ стия непосредственным бра­ коделам. Только тогда мож­ но рассчитывать на успех. Действующая на флоте комплексная система повы­ шения эффективности про­ изводства и качества работы дает свои результаты. На­ пример, в прошлом году н е­ мало огорчений принесла нам работа экипажей боль­ ших автономных трауле­ ров в одном из районов Ми­ рового океана. Нынче они промышляли значительно лучше. Практически вся рыбопродукция, доставлен­ ная экипажами ВАТ «Адми­ рал Колышкин» (капитан- директор В. И. Шаповалов, помощник по производству М. В. Олейняк), ВАТ «Алек­ сей Генералов» (капитан-ди­ ректор Г. В. Вердышевский, помощник по производству В. Н. Пожарин) принята первым сортом. Значит, смогли в рыбацких коллек­ тивах найти общий язык штурманская и производст­ венная службы, перенести центр тяжести борьбы за качество на каждое рабочее место. Конечно, одними наказа­ ниями этой проблемы не решить. Сейчас на флоте разрабатывается положение о предоставлении дополни­ тельных льгот лучшим эки­ пажам, как это сделано в объединении «Запрыба». Там некоторые суда могут от­ гружать продукцию без ос­ мотра инспекцией, то ест*> экипажи получают личное клеймо качества. За подтвер­ ждение этого права моря­ кам выплачивается премия. Кроме того, они в первую очередь обеспечиваются ме­ стами для детей в садах Я яслях. Главное — всемерно стимулировать выпуск пер­ восортной продукции. Данная проблема много­ гранна. И на каждом Дне качества мы ставим цель во­ влечь в ее решение всех рыбаков. Для этого после подведения итогов составля­ ется информационный лис­ ток, который рассылается на все суда флота. В нем указываем как передовые, так и отстающие экипажи, а также меры, принятые к на­ рушителям. Очень много различных предложений было на этот раз. Сейчас они обобщаются. Ведь важно не только разра­ ботать хорошие рекоменда­ ции, но и осуществить их. Об этом говорили все при­ нявшие участие в последнем Дне качества. Говорили, что проводимая работа даст должную отдачу, еслй будет вестись повсеме­ стно, если ни один рыбак не сможет снять с себя ответ; ствепиость за результаты своего труда и экипажа А целом. Ответственность дол- жна быть персональной. Ведь «ни одна возможность не мо* жет быть упущена — и при* менение современной техни­ ки и технологии, и введение весомых премий за разра* ботку и освоение новых из­ делий, ...и повышение ква­ лификации кадров, и многой другое». Эти слова К. У. Чер­ ненко вновь дают нам чет­ кие ориентиры для достой*' ного завершения года. И. ТАШЛЫКОВ, ст. инженер группы упрас- ления качеством отдела главного технолога Мур­ манского тралового флота. — К 60-летию Мурманской судоверфи э т о м н о г и х Ц Е Р Е З НЕДЕЛЮ коллектив ^ объединения «Мурманска* судоверфь» отметит свое шет Стидесятилетие. 1 декабря 1924 года механические ма­ стерские «Севгосрыбтреста» начали ремонт двух рыболов, ных судов —РТ.31 и РТ.ЗЗ. Это первые строки в трудовой биографии крупнейшего судо­ ремонтного предприятия на Севере. В январе следующего года велся ремонт уже шести. Трудно представить, что вся судоверфь в то время размещалась в одном дере­ вянном здании, а весь штат, включая первого заведующе­ го В. И. Башмакова, состо­ ял из 15 человек. 15 старых изношенных тральщиков — такой была рыбопромысло­ вая база созданного чуть более четырех лет назад тралового флота. О Викторе Ивановиче Башмакове — первом руко­ водителе верфи — следует сказать особо. Демобилизо­ вавшись из военного флота, он, по существу, взялся с нуля создавать” промышлен­ ную базу для ремонта су­ дов. Подбирал станочное оборудование, утверждал чер­ тежи новых производствен­ ных цехов и слипа, органи­ зовывал литейную... В 1932 году он назначен главным инженером тралового флота. В октябре 1933 года ме­ ханическая мастерская была объединена с только что по­ строенным судоремонтным заводом. Предприятие при­ обрело черты крупного сов­ ременного производства. Строились новые производ­ ственные помещения, выпус­ кались новые типы судов. За годы предвоенных пя­ тилеток на судоверфи сло­ жился крепкий коллектив, оказывающий большую по­ мощь рыбакам. Одним из первых стахановцев стал коммунист II. А. Амахип. 2 6 ноября 1935 года он дал рекордную выработку — 93 3 процента. Всей области бы­ ли известны имена судоре­ монтников С. И. Иванова, И. Н. Курганова, А. М. Ба- чина, В. Е. Изгорева, Я. И. Тарабарнна, П. А. Косоуро­ ва, К. Г. Михалева. А. А. Анучина и многих других. Стахановцем был каждый третий в коллективе. 12 декабря 1939 года со стапелей верфи был спущен на воду первый траулер с металлическим корпусом — РТ «Михаил Громов». В 1940 году верфь достроила два траулера — «Иван Па- панин» и «Валерий Чкалов», строительство их начиналось в Ленинграде. Мурманская судоверфь военных лет — это часть действующей армии и геро­ ически сражающегося фло­ та. Места ушедших на фронт заняли женщины и подрост­ ки. которые работали по 1 2— 14 часов. В короткий срок судоремонтники осво­ или установку на корабля^ приборов, орудий и другйм видов вооружения, делали снаряды и "мины для фрон­ та. Красное знамя Государ­ ственного Комитета Оборо­ ны, переданное на вечное хранение, — вот оценка их самоотверженного труда. К 1946 году рабочие, инженер­ но-технические работники и служащие судоверфи имели 1818 наград, свидетельству­ ющих о их воинской и тру­ довой доблести. 24 0 судоре­ монтников отдали жизнь во имя Великой Победы. ^ Мы гордимся тем, что Герой Со­ ветского Союза Анатолии Бредов был воспитанником нашего коллектива. ... Залечивались раны вой­ ны. Быстро был восстанов­ лен изрядно пострадавший в лихолетье промысловый флот. В 1947 году на вер­ фи был спроектирован и построен первый советский цельносварной траул*^ 23 ноября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz