Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
• СЛАВЕН ЧЕЛОВЕК ТРУАОМ Первым номером пулеметного рас. чета служил в лихую военную годи, ну солдат Федор Германович Конда. нов. Пол.Европы прошагал — от Сенявинских болот, что под славным городом Ленинградом, до ф аш истско. го логова — Берлина. Домой, под Архангельск, вернулся лишь в 4 7 .м. Ратны х медалей — не счесть, заслужил и орден Крас ной Звезды. Работал фрезеровщиком, плавал матросом, но недолго. В 1948 году решил обосноваться в Мурманске Пришел на судоверфь слесарем, где и стал, как и на вой. не, тоже первым — лучшим из луч . ших — Героем Социалистического Труда, кавалером ордена Октябрьской Революции, отмечен и медалями. ЗАБОТАНАША ПРОСТАЯ Мой отец, Герман Дмитрие вич, служил в царской армии, воевал в первую мировую «за бога, царя и отечество». А когда вернулся из окопов, то, не поколебавшись ни минуты, винтовку направил в сторону притеснителей, против тех, кто заставлял простой люд голо дать, работать с утра до но чи и умирать неизвестно за что. Он и такие, как он, под руководством партии, Ленина устанавливал Советскую власть и в Архангельской губернии, и по всей России. Нашу власть. Народную. Организовывал по том колхоз, где и работал с радостью. Но недолго жили он и мать. Остались мы в 30-х годах си ротами. Мы — это сестра и че тыре брата. Можно себе пред ставить, что было бы с нами при старом режиме. А мы ■с* получили образование, хорошие специальности и, конечно, делали, делаем и бу дем делать все, чтобы процве тала Родина, потому как мы у нее в неоплатном долгу. И когда над страной навис ли грозные тучи фашизма, я ушел на фронт. Да, в свое время и отец воевал. Совсем другие идеалы, идеалы социа листические, народные, при шлось отстаивать мне. Сколько видел мужества, стойкости, героизма! Разве можно было нас победить? Нет, никогда! А после? В невиданно ко роткий срок мы восстановили разрушенное и двинулись дальше, вперед. Вот уже 36 лет я работаю на Мурманской судоверфи. Откровенно скажу: славы не искал. Просто работал и учил ся у таких замечательных про фессионалов, как Федор Ва сильевич Дегтев. Он был од ним из первых моих настав ников — бескорыстных, доб рых. И если я сейчас кое-что знаю, то, в первую очередь, обязан ему. Тогда (вплоть до 60-х годов) мы занимались ре монтом паровых машин ры бацких судов. А затем пошли дизельные траулеры. Надо было осваивать новое, незнакомое. Но и с этим ре монтом мы справились. Раз бирали главные двигатели, про водили их центровку, шаб ровку... Потом вновь со бирали. Претензий к брига де, которой руководил 24 го да, никогда не было. И в 1977 году мне было присвоено звание Героя Социалистическо го Труда. Считаю, что эта на града — не только моя, но и всех тружеников, коллектива бригады, слесарно - механи ческого цеха. Что я один без бригады? Песчинка. А вместе мы — сила. По-настоящему творческие люди у нас. Я бы сказал так — революционеры. Почему? Да потому, что не стоят на месте, ломают устаревшие взгляды, привычки. Смелы и настойчивы. И здесь в первую очередь я бы назвал нашего на чальника цеха Дмитрия Пет ровича Кочнева. По итогам восьмой пятилетки ему, как и мне, был вручен орден Ок тябрьской Революции. Начи нал он простым слесарем, был бригадиром, мастером и вот уже в течение многих лет возглавляет один из са- мы* крупных цехов объедине ния. Энергии его, знаниям мо жно по-хорошему позавидо вать. Может быть, слишком громко скажу, тем не менее те, кто его знает, со мной со гласятся — это руководи тель ленинского типа. Энерги чен, предприимчив, по-партий ному принципиален и не бо ится ошибиться, хотя не все иногда получается. Горжусь я и тем, что рабо таю плечом к плечу с такими асами своего дела, как брига диры К. А. Саранский, Д. П. Крикун, В. М. Кузнецов и многие другие. Суда стареют быстро. С ка ждым днем, годом все боль ше прибавляется хлопот ре монтникам. Но не в нашей тра диции жаловаться. В такой си туации многие берут на себя больше, чем это полагается. То есть стремятся не просто выполнить, но и перевыпол нить задания, обязательства. «А что скажешь о себе, Фе дор Германович?» — спросят меня. Отвечу. Годы взяли свое, ведь пошел седьмой десяток, потому-то и попро сился из бригадиров на испы тательный стенд слесарем. И здесь по мере сил и возмож ностей вкладываю все знания, опыт в то, чтобы суда быст рее уходили на промысел. Вот совсем недавно с перзого предъявления сдали ОТК мощ ные гидронасосы для БМРТ «Иван Бочков» и «Алексей Грязнов». Наступит время, и, конечно, придется расстаться с род ным предприятием. Но пока бьется сердце, считаю, рано уходить в отставку. Хочется передать молодежи накоплен ный опыт, чтобы она знала и успела больше нас. Это — по-нашему, по-рабочему. Смо трю сейчас на таких ребят, как Михаил Колосов, Николай Рыжих, и сердце радуется. В надежных руках наше дело. А значит, и революция продол жается. Продолжается порыв, энтузиазм, неистребимая ве ра в торжество коммунисти ческих идеалов. ч Ф . КОНДАКОВ, слесарь производственного объединения «Мурманская судоверфь». Герой Социа листического Труда, кава лер орденов Красной Звез ды, Октябрьской Револю ции. Имя на борту — ПОДАРОК С УКРАИНЫ Недавно моряки транспортного рефрижератора «Демьян Корот- ченко» получили подарок от Президиума Верховного Совета УССР и Совета Министров УССР — бронзовый бюст Демьяна Сергеевича Коротченко. Наш корреспондент побывал на этом судне и взял интервью у председателя судового комитета профсоюза, моториста В. П. Иногды. Виктор Петрович, рас скажите подробней об этом не обычном событии. Наши моряки часто прихо д ят в музейный уголок, читают материалы и, наверное, каждый сверяет свою жизнь, свое отно шение к делу с яркой жизнью и деятельностью Демьяна Сер геевича. Он был батраком, по литработником Красной Армии, П редседателем Совнаркома Ук раины, организатором подполья и партизанской борьбы во вре мя Великой Отечественной вой ны, а после Победы — Пред седателем Совета Министров Украины. Мы знаем, как работал Д е мьян Сергеевич, каким зам еча тельным человеком он был. Создавая музейный уголок, на чали переписку с родственни ками Коротченко. А однажды в партийном комитете флота нам посоветовали написать письмо в Президиум Верховно го Совета УССР и попро сить помочь нам материалами, фотографиями. Мы написали. Вскоре нам сообщили, что на родному художнику УССР Ко валеву заказан бронзовый бюст Демьяна Сергеевича. В сентяб ре первый помощник капитана Игорь Сергеевич Васильев по ехал в Киев. И там получил этот бюст в дар нашему судну. — Как вы оцениваете, Вик тор Петрович, роль музейного уголка в жизни экипажа? — Безусловно, люди гордят ся тем, что работают па судне, которое носит имя такого про славленного человека, старают ся, чтобы их дела были достой ны его памяти. Тем более, как я уж е говорил, мы переписы ваемся с родственниками Демь яна Сергеевича. — Наверное, было о чем нм рассказать? — Например, в этом году мы дважды завоевали перехо дящий вымпел и вторую денеж ную премию ВРПО «Севрыба» и обкома отраслевого профсою за. Заняли первое место по флоту в честь Дня рыбака, пе ревыполнили план девяти м е сяцев, сэкономили промыслови кам 21 судо-сутки. А выполне ние задания по среднесуточной приемке за 9 месяцев состави ло 259 процентов. У нас уж е пять лет нет серь езных нарушений дисциплины. В этом году подтвердили зв а ние комсомольско - молодеж ного экипажа. — Кого бы вы назвали в числе лучших моряков? — Ну, например, кандидат в члены КПСС, наш комсо* мольскнй секретарь Леонид Дубаневич. Б лагодаря ему у нас были интересные вечера отдыха, спортивные состязания. Очень хороший человек наш капитан-директор Виктор Иванович Щ ербак. Правда, го ворят, что хороший человек — не профессия. Но я вкладываю 9 это понятие то, как трудолю бив человек, как он относится к товарищам по работе. И вот таких хороших людей у нас — почти весь экипаж . Можно на звать и боцмана коммуниста Бориса Адамовича Присяжного, и матроса Ивана Ивановича Круковского, и главного меха ника Владимира А лександрови ча Басова, и второго механика А гаселлаха Колымерзоевича Султанова, и котельного маши* ниста Виталия Евгеньевича Лукина, и многих, многих дру гих... — Впереди новый рейс... — Это очень важный для нас рейс. Ведь мы брали социа листическое обязательство: к 29 ноября — дню рождения Демь яна Сергеевича Коротченко — выполнить план 1984 года. Уверен, что это обязательство будет выполнено. Фоторепортаж о встрече в порту Ж Д И М Е Н Я - [ ■ < • Я • ***- в - * » Встреча всегда праздник1. Надежда на лучшее, пока не сбывшееся, желаемое. В ней боль будущих одиночеств, но это потом, потом. А пока по следние минуты ожидания и впереди — часы, дни, недели счастья быть вместе с люби мым, близким, родным. В конечном счете вся жизнь складывается из потерь и об ретений, разлук и встреч. Та ких, как эта. И уверен: каж дый в томительно долгое вре мя медленно сужающейся между причалом и бортом судна полоски воды мысленно произносит заветные слова. О том, что дорого, свято, чем жив человек. Из монолога моряка: — Сколько раз за шесть месяцев рейса мечтал об этих минутах возвращения, а вс* равно они неожиданны. Как лицо жены, прячущей в цве ты слезы, серьезный взгляд быстро повзрослевшего ctff нишки. Как рассказать им о вахтах и подвахтах, спусках ц подъемах трала, авралах и мучительных днях безрыбья! Да и надо ли! Наверное, все забудется — останется в па мяти этот миг, а еще сухие слова в рейсовом донесении капитана: «Задание по вылову 2 ноября 1984 года ш ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz