Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • Д ОРОГИЕ ТОВА РИ ЩИ . Р азрешите через вашу газету поблагодарить боевые коллективы рыбаков Мурмана, морского рыбного порта и руководителей «Сев- рыбы» за совместную работу на ударной вахте в честь 40- летия Победы. З а тепло му, радушие, высокий трудо вой накал и дружескую по мощь, позволившие нашему экипажу досрочно завершить производственную програм му одиннадцатой пятилетки. Счастья вам, успехов, здо ровья, удачной рыбалки на благо любимой Родины. Капитан - директор ТР «Приморский берег» уп равления «Мортранс- флот» В. К. Мозниченко, первый помощник капи тана В. Г. Ш ереметьев». Письмо шестое тревожит другое: при действу ющих сегодня экономических показателях работы экипажа не всегда выгодны морякам по добные рекорды. Они полу чают 40 процентов премии за сверхплановый выпуск пресер вов и 20 процентов — за сверхплановую морозку пи щевой продукции. На без рыбье (а на промысле подоб ные периоды не редкость) морякам приходится выраба тывать пресервы из дефрости- рованного сырья, то есть «съедать» свою же работу, те 20 процентов премии за мо розку. В план «съеденные» тонны не идут. Мелочь? Да как сказать. Весной 1983 года плавбаза работала на дефро- стированной мойве 40 суток, израсходовав более тысячи тонн рыбопродукции. Осенью которые в первом рейсе ТР «Иван Шишкин» на осенне- зимней мойвенной путине-84 не предусмотрели оплату тру* да экипажа по подрядному методу, Понимая загружен ность команд плавбаз и изы скав средства для доплаты за переработку из судового фон да, моряки все же сумели сэкономить за рейс 6,5 судо- суток. Но даже наш сосед по каюте старший электромеха ник Виктор Яковлевич Шкуро патов, добрейшей души че ловек, заволновался: «Все подвахты, а ведь нам по при ходе в порт надо механизмы предъявлять Регистру...» А что если чистые страни цы истории корабля считать не следствием наших недорабо ток и текучести плавсостава, а их причиной? Ведь чувство НЕМЕЛОЧИ ЖИЗНИ Согласитесь, приятно полу чать подобные радиограммы. Не менее приятной была и наша встреча с ветераном Ве ликой Отечественной войны, моложавым и полным неисся каемого юмора Валентином Константиновичем Мозничен ко на борту руководимого им транспортного рефрижерато ра Калининградского управ ления. Рассказ командира по мог по-новому, подчас с не ожиданных ракурсов посмот реть на работу мурманских моряков и портовиков. Говоря о самоотверженном труде на мойвенной путине промысло вых экипажей БМРТ, о пунк туальности наших береговых диспетчерских служб, по-хо рошему жестком пропуск ном режиме рыбного порта, с неподдельным восхищением отзываясь о работе начальни ка смены Г. Г. Темежникова, диспетчера А. А. Трофименко, руководителей первого грузо вого района порта, бригад В. Н. Воробьева и Н. И. Омельченко, грузчиков П. И. Строкина, Н. С. Педаева, Е. 3. Скородского и многих других (а ведь далеко не каждый ка питан судна может назвать фамилии работающих на бор ту портовиков!), Валентин Кон стантинович высказал малень кую просьбу. И заключалась она в такой мелочи, как необ ходимость иметь на промыс ловых траулерах металличе ские площадки для выгрузки рыбопродукции. Иначе слиш ком трудно морякам транспор та каждый раз приспосабли ваться к очередному судну. О подобных кажущихся ме лочах, к которым мы так привыкли, что даже не заме чаем их, и поговорим нынче. Потому что любая мелочь, годами мешающая рабо те, свидетельствует о ненор мальном микроклимате в ры бацком коллективе. Значит, не сложился еще на судне эки паж, способный не только ра ботать, но и воспитывать че ловека в труде. ПРОЖОРЛИВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (немелочь первая) Рыбообработчики Ринат Хас- биулович Закиров и Влади мир Васильевич Бородин уста новили рекорд плавбазы «По лярная звезда» за все путины, закатав за 6 часов 20 бочек тушки мойвы. Об этом уже подробно писала «Полярная правда». Все правильно. Но минувшего года 1524 тонны оказались для управления «Севрыбхолодфлот» «даровы ми», а нынешней весной еще 1332 тонны. И не столько это отражается на сумме выпла ченной морякам премии, сколько бьет по моральному настрою экипажа. Во всяком случае, к концу продолжаю щегося сейчас путинного рей са, подсчитав результаты, ры бообработчики «Полярной зве зды» могут не последовать примеру Закирова и Бороди на. КТО ДОПИШЕТ ТРЕТИЙ ТОМ? (немепочь вторая] В старые добрые времена на ТР «Иван Шишкин» был проведен конкурс на рисунок памятного знака судна. Ото брав лучший, сделали эскиз. После одобрения образца на судовом комитете изготовили сам значок: на фоне земного шара и «розы ветров» корабль под флагом Страны Советов. Утвердили положение «О по четном члене экипажа ТР «Иван Шишкин» с вручением памятного знака. Не многие даже проработавшие не один рейс на судне моряки имеют его. Капитана • директора транс порта Владимира Николаевича Морозова можно слушать ча сами, перелистывая массив ные страницы трехтомной «истории корабля». Как и по ложено, открывается она снимком тех, кто без малого два десятка лет назад постро ил судно. Если только пере числить страны и порты, где побывал за это время ТР «Иван Шишкин», то больше места на этой газетной страни це не останется. Скажу толь ко, что за первое десятилетие эксплуатации транспорт дал государству около трех мил лионов рублей прибыли! Одно плохо: заканчивается история корабля маем 1982 года на рейсе № 130. Не дохо дят у капитана руки сесть и заполнить оставшиеся чистые страницы. Последние годы экипаж в основном ходил в Баренцево море. Увеличилась сменяемость кадров. Под бре менем будничных производст венных задач как-то не до ме муаров. Оно, конечно, так. Только грустно становится от такой работы. И от забывчивости береговых работников управ ления «Севрыбхолодфлот», гордости за свое судно, суд но, которое для моряка является в любом уголке планеты частью территории родной страны, далеко не мелочь. НЕПОКАЗАТЕЛЬНАЯ КОМАНДА (немелочь третья) У посыльно - транспортно го судна «Белолуцк» тоже есть своя история. Только не записана она в специальные книги, не знакомят с нею но вичков. И не мудрено — ча ще всего не по своему же ланию приходят сюда моряки, а отбывают на корабле как бы испытательный срок после со вершенных проступков. Штурманская рубка этого корабля невысокая, но широ кая, как полоса тельняшки в вырезе форменки крепыша- курсанта. Когда-то и на ее гру ди красовались, наверное, красные звезды экипажа-по- бедителя. В прошлом средний рыболовный морозильный траулер, «Белолуцк» уникален По разнообразию выполняе мых им работ. Зимой и летом во время школьных каникул он поступает в распоряже ние юных моряков клуба- флотилии «Альбатрос». В ян варе выходит на день-другой с ними из Кольского залива, а с конца мая перебирается в летний пионерский лагерь «Гандвиг», что на Белом мо- ре. — Ребята растут, мужают прямо на глазах, — рассказы вает капитан «Белолуцка» Ни колай Митрофанович Гаври лов. При этом он по доброму улыбается, вспомнив шлюпоч ный поход на Соловецкие ост рова. Бывает, что человека выши бает йз седла болезнь, огра ничивает круг привычных дел и жизненных интересов. Так произошло и с Николаем Ми трофановичем. Медики закры ли ему море — стал работать в береговом подменном экипа же. Через несколько лет дру зья посоветовали вновь прой ти медкомиссию: может, раз решат ходить хотя бы в при брежных водах. Тогда и сту пил впервые Гаврилов на борт «Белолуцка», тоже жестко ог раниченного в радиусе плава ния указанием Регистра. И та ких людей у нас на флоте не мало. Вот из них бы и собрать команду корабля. Было бы что рассказать ветеранам ре бятам, мечтающим о дальних плаваниях. Однако на деле по лучается совсем обратное. Непоказательный экипаж со бран на уникальном и столь необходимом юным морякам судне. СТО РУБЛЕЙ НА ПОДПИСКУ (немелочь четвертая) Факты несвоевременной до ставки на промысел почты уже набили оскомину у жур налистов. Да и руководители флотов давно научились от вечать редакции, подробно расписывая объективные при чины каждого случая. И все же именно на мойвенных пу тинах, когда десятки судов работают вблизи родного бе рега, еще и еще раз вызыва ют недоумение (мягко говоря) перебои в доставке корреспон денции. Так, месяц длился пе рерыв между первым и вто рым поступлением почты на плавбазу «Севрыба». 25 су ток не получал в сентябре пи сем и газет экипаж плавбазы «Григорий Лысенко». А ведь если в экипаже базы бо лее двухсот человек, то до брая половина из них — ком сомольского возраста. У каждого молодого рыбака на берегу невеста или жена, мать или отец. И часто не в Мурманске, а в других об ластях страны. Что могут подумать родные и близкие, не получая от сына или мужа целый месяц писем, зная при этом, что находится он не у берегов Антарктиды, а здесь, под боком? Очень многое мы теряем на этом. Говорят, раньше было специальное почтовое судно. Уверен, что и сегодня его работа окупилась бы сто рицей. Зачем моряку нужны све жие газеты? Наивный вопрос, скажут многие. В первую оче редь — для работы, для са моучебы. Но в управлениях наших флотов, наверное, так не считают, выписывая на экипаж в двести человек по... одному экземпляру периоди ческих изданий. Из них лишь несколько чисто партийных и профсоюзных журналов. На СТР «Славяносербск», напри мер, еще помнят времена, когда на судно централизован но, через профсоюз поступа ли «Юность», «Наука и жизнь», «Крокодил»... А нын че моряки сами «скинулись», чтобы выписать на собранные сто рублей эти журналы. А как же индивидуальная подписка, спросите вы. На вы соком уровне! На берег по адресам всей страны моряки выписывают для родственни ков практически любые изда ния, а вот на судно... При нынешней текучке кадров и перебоях в доставке коррес понденции какой указать об ратный адрес? А переоформ лять каждый раз на берегу подписку при переходе с од ного судна на другое или от бывая в отпуск, не каждый за хочет. И получается, что по добные «мелочи» лишают мо лодого человека возможности получить навыки самоучебы, подчеркивают его оторван ность от полноценной жизни, неблагодарность рыбацкого труда. Подобный счет немелочей на промысле можно продол жить. Это и проблема сдачи в порту бутылок из-под мине ральной воды и банок из-под компотов, которые плавбазы берут в рейс по нескольку тысяч. Как-то моряки «По лярной звезды» по приходе с промысла решили сдать стек лянную тару. Для этого им потребовалось выплатить... 140 рублей грузчикам и дру гим лицам, чтобы осуществить задуманное. (Этот факт для информации тем, кто по наив ности захочет повторить по добную операцию). Или возьмем избитое выра жение, что мойва пахнет све жим огурцом. Это действи тельно так, но не жареную мойву хотели бы видеть на своем столе моряки, а настоя щие огурцы. Цифры поставок в сентябре на путину овощей и фруктов впечатляют: 16 цен тнеров слив, 215 — дынь и ар бузов, 83 — яблок, 63 — по мидоров, 1030 — картофеля... И все же этого оказалось ма ло, так как остались не пол ностью обеспеченными плавба зы и промысловые суда. Это последнее письмо с промысла, подготовленное в дни работы в группе судов, ведущих кошельковый лов мой вы, нашего корреспондентско го пункта. Конечно же, многие критические замечания, выска занные со страниц еженедель ника, невозможно исправить одним росчерком пера. Да и не для этого опубликованы эти письма. Работа на промысле как была, так и останется для рыбака напряженным, требую щим подчас самоотверженных поступков трудом. И все же рейс начинается на берегу. Б у дем же делать все зависящее, чтобы облегчить рыбацкие буд ни. Чтобы и от экипажей на ших флотов в редакцию прихо дили радиограммы со словами благодарности в адрес доке ров и снабженцев, всех парт неров рыбаков по Договору 14-ти. В. ГЕОРГИ. В. КОРЕЦКИЙ (фото). Мурманск — Баренцево мо ре — Мурманск. На снимке: капитан дирек тор ТР «Иван Шишкин» В. Н. Морозов. Музею, созданному на борту судна, могут поза- видовать многие экипажи. 16 ноября 1984 года ЦЩНШИЦИДИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz