Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • Д ОРОГИЕ ТОВА РИ ­ ЩИ . Р азрешите через вашу газету поблагодарить боевые коллективы рыбаков Мурмана, морского рыбного порта и руководителей «Сев- рыбы» за совместную работу на ударной вахте в честь 40- летия Победы. З а тепло­ му, радушие, высокий трудо­ вой накал и дружескую по­ мощь, позволившие нашему экипажу досрочно завершить производственную програм­ му одиннадцатой пятилетки. Счастья вам, успехов, здо­ ровья, удачной рыбалки на благо любимой Родины. Капитан - директор ТР «Приморский берег» уп­ равления «Мортранс- флот» В. К. Мозниченко, первый помощник капи­ тана В. Г. Ш ереметьев». Письмо шестое тревожит другое: при действу­ ющих сегодня экономических показателях работы экипажа не всегда выгодны морякам по­ добные рекорды. Они полу­ чают 40 процентов премии за сверхплановый выпуск пресер­ вов и 20 процентов — за сверхплановую морозку пи­ щевой продукции. На без­ рыбье (а на промысле подоб­ ные периоды не редкость) морякам приходится выраба­ тывать пресервы из дефрости- рованного сырья, то есть «съедать» свою же работу, те 20 процентов премии за мо­ розку. В план «съеденные» тонны не идут. Мелочь? Да как сказать. Весной 1983 года плавбаза работала на дефро- стированной мойве 40 суток, израсходовав более тысячи тонн рыбопродукции. Осенью которые в первом рейсе ТР «Иван Шишкин» на осенне- зимней мойвенной путине-84 не предусмотрели оплату тру* да экипажа по подрядному методу, Понимая загружен­ ность команд плавбаз и изы­ скав средства для доплаты за переработку из судового фон­ да, моряки все же сумели сэкономить за рейс 6,5 судо- суток. Но даже наш сосед по каюте старший электромеха­ ник Виктор Яковлевич Шкуро­ патов, добрейшей души че­ ловек, заволновался: «Все подвахты, а ведь нам по при­ ходе в порт надо механизмы предъявлять Регистру...» А что если чистые страни­ цы истории корабля считать не следствием наших недорабо­ ток и текучести плавсостава, а их причиной? Ведь чувство НЕМЕЛОЧИ ЖИЗНИ Согласитесь, приятно полу­ чать подобные радиограммы. Не менее приятной была и наша встреча с ветераном Ве­ ликой Отечественной войны, моложавым и полным неисся­ каемого юмора Валентином Константиновичем Мозничен­ ко на борту руководимого им транспортного рефрижерато­ ра Калининградского управ­ ления. Рассказ командира по­ мог по-новому, подчас с не­ ожиданных ракурсов посмот­ реть на работу мурманских моряков и портовиков. Говоря о самоотверженном труде на мойвенной путине промысло­ вых экипажей БМРТ, о пунк­ туальности наших береговых диспетчерских служб, по-хо­ рошему жестком пропуск­ ном режиме рыбного порта, с неподдельным восхищением отзываясь о работе начальни­ ка смены Г. Г. Темежникова, диспетчера А. А. Трофименко, руководителей первого грузо­ вого района порта, бригад В. Н. Воробьева и Н. И. Омельченко, грузчиков П. И. Строкина, Н. С. Педаева, Е. 3. Скородского и многих других (а ведь далеко не каждый ка­ питан судна может назвать фамилии работающих на бор­ ту портовиков!), Валентин Кон­ стантинович высказал малень­ кую просьбу. И заключалась она в такой мелочи, как необ­ ходимость иметь на промыс­ ловых траулерах металличе­ ские площадки для выгрузки рыбопродукции. Иначе слиш­ ком трудно морякам транспор­ та каждый раз приспосабли­ ваться к очередному судну. О подобных кажущихся ме­ лочах, к которым мы так привыкли, что даже не заме­ чаем их, и поговорим нынче. Потому что любая мелочь, годами мешающая рабо­ те, свидетельствует о ненор­ мальном микроклимате в ры­ бацком коллективе. Значит, не сложился еще на судне эки­ паж, способный не только ра­ ботать, но и воспитывать че­ ловека в труде. ПРОЖОРЛИВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ (немелочь первая) Рыбообработчики Ринат Хас- биулович Закиров и Влади­ мир Васильевич Бородин уста­ новили рекорд плавбазы «По­ лярная звезда» за все путины, закатав за 6 часов 20 бочек тушки мойвы. Об этом уже подробно писала «Полярная правда». Все правильно. Но минувшего года 1524 тонны оказались для управления «Севрыбхолодфлот» «даровы­ ми», а нынешней весной еще 1332 тонны. И не столько это отражается на сумме выпла­ ченной морякам премии, сколько бьет по моральному настрою экипажа. Во всяком случае, к концу продолжаю­ щегося сейчас путинного рей­ са, подсчитав результаты, ры­ бообработчики «Полярной зве­ зды» могут не последовать примеру Закирова и Бороди­ на. КТО ДОПИШЕТ ТРЕТИЙ ТОМ? (немепочь вторая] В старые добрые времена на ТР «Иван Шишкин» был проведен конкурс на рисунок памятного знака судна. Ото­ брав лучший, сделали эскиз. После одобрения образца на судовом комитете изготовили сам значок: на фоне земного шара и «розы ветров» корабль под флагом Страны Советов. Утвердили положение «О по­ четном члене экипажа ТР «Иван Шишкин» с вручением памятного знака. Не многие даже проработавшие не один рейс на судне моряки имеют его. Капитана • директора транс­ порта Владимира Николаевича Морозова можно слушать ча­ сами, перелистывая массив­ ные страницы трехтомной «истории корабля». Как и по­ ложено, открывается она снимком тех, кто без малого два десятка лет назад постро­ ил судно. Если только пере­ числить страны и порты, где побывал за это время ТР «Иван Шишкин», то больше места на этой газетной страни­ це не останется. Скажу толь­ ко, что за первое десятилетие эксплуатации транспорт дал государству около трех мил­ лионов рублей прибыли! Одно плохо: заканчивается история корабля маем 1982 года на рейсе № 130. Не дохо­ дят у капитана руки сесть и заполнить оставшиеся чистые страницы. Последние годы экипаж в основном ходил в Баренцево море. Увеличилась сменяемость кадров. Под бре­ менем будничных производст­ венных задач как-то не до ме­ муаров. Оно, конечно, так. Только грустно становится от такой работы. И от забывчивости береговых работников управ­ ления «Севрыбхолодфлот», гордости за свое судно, суд­ но, которое для моряка является в любом уголке планеты частью территории родной страны, далеко не мелочь. НЕПОКАЗАТЕЛЬНАЯ КОМАНДА (немелочь третья) У посыльно - транспортно­ го судна «Белолуцк» тоже есть своя история. Только не записана она в специальные книги, не знакомят с нею но­ вичков. И не мудрено — ча­ ще всего не по своему же­ ланию приходят сюда моряки, а отбывают на корабле как бы испытательный срок после со­ вершенных проступков. Штурманская рубка этого корабля невысокая, но широ­ кая, как полоса тельняшки в вырезе форменки крепыша- курсанта. Когда-то и на ее гру­ ди красовались, наверное, красные звезды экипажа-по- бедителя. В прошлом средний рыболовный морозильный траулер, «Белолуцк» уникален По разнообразию выполняе­ мых им работ. Зимой и летом во время школьных каникул он поступает в распоряже­ ние юных моряков клуба- флотилии «Альбатрос». В ян­ варе выходит на день-другой с ними из Кольского залива, а с конца мая перебирается в летний пионерский лагерь «Гандвиг», что на Белом мо- ре. — Ребята растут, мужают прямо на глазах, — рассказы­ вает капитан «Белолуцка» Ни­ колай Митрофанович Гаври­ лов. При этом он по доброму улыбается, вспомнив шлюпоч­ ный поход на Соловецкие ост­ рова. Бывает, что человека выши­ бает йз седла болезнь, огра­ ничивает круг привычных дел и жизненных интересов. Так произошло и с Николаем Ми­ трофановичем. Медики закры­ ли ему море — стал работать в береговом подменном экипа­ же. Через несколько лет дру­ зья посоветовали вновь прой­ ти медкомиссию: может, раз­ решат ходить хотя бы в при­ брежных водах. Тогда и сту­ пил впервые Гаврилов на борт «Белолуцка», тоже жестко ог­ раниченного в радиусе плава­ ния указанием Регистра. И та­ ких людей у нас на флоте не­ мало. Вот из них бы и собрать команду корабля. Было бы что рассказать ветеранам ре бятам, мечтающим о дальних плаваниях. Однако на деле по­ лучается совсем обратное. Непоказательный экипаж со­ бран на уникальном и столь необходимом юным морякам судне. СТО РУБЛЕЙ НА ПОДПИСКУ (немелочь четвертая) Факты несвоевременной до­ ставки на промысел почты уже набили оскомину у жур­ налистов. Да и руководители флотов давно научились от­ вечать редакции, подробно расписывая объективные при­ чины каждого случая. И все же именно на мойвенных пу­ тинах, когда десятки судов работают вблизи родного бе­ рега, еще и еще раз вызыва­ ют недоумение (мягко говоря) перебои в доставке корреспон­ денции. Так, месяц длился пе­ рерыв между первым и вто­ рым поступлением почты на плавбазу «Севрыба». 25 су­ ток не получал в сентябре пи­ сем и газет экипаж плавбазы «Григорий Лысенко». А ведь если в экипаже базы бо­ лее двухсот человек, то до­ брая половина из них — ком­ сомольского возраста. У каждого молодого рыбака на берегу невеста или жена, мать или отец. И часто не в Мурманске, а в других об­ ластях страны. Что могут подумать родные и близкие, не получая от сына или мужа целый месяц писем, зная при этом, что находится он не у берегов Антарктиды, а здесь, под боком? Очень многое мы теряем на этом. Говорят, раньше было специальное почтовое судно. Уверен, что и сегодня его работа окупилась бы сто­ рицей. Зачем моряку нужны све­ жие газеты? Наивный вопрос, скажут многие. В первую оче­ редь — для работы, для са моучебы. Но в управлениях наших флотов, наверное, так не считают, выписывая на экипаж в двести человек по... одному экземпляру периоди­ ческих изданий. Из них лишь несколько чисто партийных и профсоюзных журналов. На СТР «Славяносербск», напри­ мер, еще помнят времена, когда на судно централизован­ но, через профсоюз поступа­ ли «Юность», «Наука и жизнь», «Крокодил»... А нын­ че моряки сами «скинулись», чтобы выписать на собранные сто рублей эти журналы. А как же индивидуальная подписка, спросите вы. На вы­ соком уровне! На берег по адресам всей страны моряки выписывают для родственни­ ков практически любые изда­ ния, а вот на судно... При нынешней текучке кадров и перебоях в доставке коррес­ понденции какой указать об­ ратный адрес? А переоформ­ лять каждый раз на берегу подписку при переходе с од­ ного судна на другое или от­ бывая в отпуск, не каждый за­ хочет. И получается, что по­ добные «мелочи» лишают мо­ лодого человека возможности получить навыки самоучебы, подчеркивают его оторван­ ность от полноценной жизни, неблагодарность рыбацкого труда. Подобный счет немелочей на промысле можно продол­ жить. Это и проблема сдачи в порту бутылок из-под мине­ ральной воды и банок из-под компотов, которые плавбазы берут в рейс по нескольку тысяч. Как-то моряки «По­ лярной звезды» по приходе с промысла решили сдать стек­ лянную тару. Для этого им потребовалось выплатить... 140 рублей грузчикам и дру­ гим лицам, чтобы осуществить задуманное. (Этот факт для информации тем, кто по наив­ ности захочет повторить по­ добную операцию). Или возьмем избитое выра­ жение, что мойва пахнет све­ жим огурцом. Это действи­ тельно так, но не жареную мойву хотели бы видеть на своем столе моряки, а настоя­ щие огурцы. Цифры поставок в сентябре на путину овощей и фруктов впечатляют: 16 цен­ тнеров слив, 215 — дынь и ар­ бузов, 83 — яблок, 63 — по­ мидоров, 1030 — картофеля... И все же этого оказалось ма­ ло, так как остались не пол­ ностью обеспеченными плавба­ зы и промысловые суда. Это последнее письмо с промысла, подготовленное в дни работы в группе судов, ведущих кошельковый лов мой­ вы, нашего корреспондентско­ го пункта. Конечно же, многие критические замечания, выска­ занные со страниц еженедель­ ника, невозможно исправить одним росчерком пера. Да и не для этого опубликованы эти письма. Работа на промысле как была, так и останется для рыбака напряженным, требую­ щим подчас самоотверженных поступков трудом. И все же рейс начинается на берегу. Б у­ дем же делать все зависящее, чтобы облегчить рыбацкие буд­ ни. Чтобы и от экипажей на­ ших флотов в редакцию прихо­ дили радиограммы со словами благодарности в адрес доке­ ров и снабженцев, всех парт­ неров рыбаков по Договору 14-ти. В. ГЕОРГИ. В. КОРЕЦКИЙ (фото). Мурманск — Баренцево мо­ ре — Мурманск. На снимке: капитан дирек­ тор ТР «Иван Шишкин» В. Н. Морозов. Музею, созданному на борту судна, могут поза- видовать многие экипажи. 16 ноября 1984 года ЦЩНШИЦИДИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz