Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Экономическое обозрение ' ) J ■ ■ ■ Октябрь для промысловиков объединения «Сев рыба» был, можно сказать, месяцем сбора урожая. Используя благо приятную обстановку, сложившуюся иа мойвенной путине, $ некоторых других районах промысла, труженики рыбной промышленности Севера обеспечили выполнение плана по Т&ким важным показателям, как выработка товарной, вало вой, пищевой рыбной продукции, включая консервы. И что Особенно важно отметить — был достигнут плановый рубеж Йо производству пищевой рыбной продукции. Таким образом, задолженность по этому показа >- разовавшаяся с начала года, медленно, но верно о i- 4тся. Однако, если учесть, что до конца года осталось ^ ■ см йемного времени, медленные темпы наращивания ныра- уОтки пищевой уж е не могут устраивать. Необходимо, как Говорится, сжаться в кулак, мобилизовать все силы, все Ьезервы, чтобы к новогодним праздникам рапортовать о вы полнении и этого показателя. В том лее, что резервы такие' есть, сомневаться пе прихо дится. В частности, анализ работы промысловых судов в Октябре показывает, что руководители Мурманского трало вого флота, объединения «Мурманрыбпром» до последне го времени не приняли действенных мер к тому, чтобы со кратить потерн промыслового времени, связанные с ремон- S om механизмов, приемом грузов, ожиданием выгрузки и ункеровки в море. В этих флотах — уместно будет напом нить, что они являются основными добывающими предприя тиями — потери, по сравнению с сентябрем, несколько йозросли. А вот и «слагаемые» этих потерь. Экипаж Г1ПР «Гру- мант» в районе промысла мойвы потратил на ремонт меха низмов около четырех суток. Команда БМ РТ «Мир» более Двух суток занималась- ремонтом вспомогательного дизель- Генератора, а затем устраняла неисправности в рыбомучном Отделении. В течение месяца в одном из отдаленных райо нов заним ался настройкой орудии лова коллектив ППР « З а полярный». Работавший там же неподалеку экипаж БМ РТ «Ш ерем етьево» в течение всего периода, что находился на промысле, что называется, с полной отдачей сил заним ался... ремонтом морозильных установок. На 10 суток был задер- жан в ремонте БМ РТ «Кировск». По и придя па промысел, команда этого траулера вьшулсдена была проводить настрой ку всех вспомогательных дизель генераторов. Д умается, примеры эти — лучш ая иллюстрация тех ре зервов, которые кроются в ответственном отношении к делу, умении правильно организовать работу иа промысле. А вместе с тем, от этого во многом зависит, будет ли вы игран бой за выполнение главного показателя. Как говорит ся. со щитом или на щите... Тему ответственного, творческого отношения к делу мож но продолжить и на таких примерах. Несмотря на то, что па облове мойвы сложилась в целом благополучная обста новка. о чем говорилось выше, это. пе означает, что мойву можно черпать тралами, чт0 называется, не глядя. К сожа лению, это не так. Обстановка подсказывает, на промысле необходимо отыскивать концентрации крупной мойвы, кото рую действительно можно максимально использовать на выработку пищевой. Однако нередко экипажи, боясь, видимо, упустить снии- ЦУ в руке, не стремятся к тому, чтобы вести активный по иск наиболее пригодной для переработки рыбы. В резуль тате лишний выигрыш в улове оборачивается потерями, ког да дело доходит до подсчета — а сколько же выраоотано из него пищевых рыбных товаров. И это относится не только к мойве. Видимо, снова и снова не уставая нужно напоминать про мысловикам о том. что прошло то время, когда они выбира л и сырье. И потому с добываемой рыбой — будь то мойва, путассу, скумбрия и т. д. — требуется крайне деликатное обращение. И если добытое сырье не в полной мере устраи вает обработчиков, то не руками надо разводить, а прини мать все меры к тому, чтобы максимально его использовать па выпуск качественной продукции. Даж е если для этого требуется перебирать каждую рыбку. Таковы условия, в которые поставила тружеников моря природа и оспаривать которые можно только четко организованным, самоотвержен ным трудом. А за примерами именно такого труда далеко ходить не надо — они рядом. Десятки экипажей и в Мурманском тра ловом флоте, и в объединении «Мурманрыбпром» справи лись с выполнением не только годового плана, но и четы рех лет пятилетки. А на трудовом календаре БАТ «Капитан Телов», «Адмирал Колышкип», «Константин Душенов», БМ РТ «Никель» и «Комета» уж е двенадцатая пяти летка. Опыт работы моряков этих судов следовало бы взять на вооружение тем, кто отстает. Там умеют все выловлен ное сырье направить па выпуск пищевой продукции. При мем, и это особенно важно, чуть ли не весь улов идет па изготовление рыбы в разделанном виде, а качество достав ленной в порт продукции неизменно высокое. Примером может служить в целом коллектив управления t Сбврыбхолодфлот». Труженикам флота удалось преодолеть ебрьезное отставание. Только четко организованный, самоотверженный труд обеспечит победный финиш, до которого, в общем-то, рукой подать. ОТДЕЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА «РЫБНОГО МУРМАНА». Люди И судьбы ■ — Пора, — лаконично гово рит Тамара Ивановна Иойл*- бригадиру. Виктор Алексе евич Буханец появился в губ* Княжая сравнительно недав но. Приезд был вызван под ходом беломорской сельди. И на берегу отводящего канале возник рыболовецкий участок от объединения «Мурманрыб пром». Бригада малочислен на, и в нее вошла Тамара Ива новна Иойлева, ранее зани мавшаяся добычей семги. ...Женщина-рыбачка. Те перь это звучит непривычно. А Иойлева уже шестой сезон промышляет лососевых. А до этого была строителем. Воз водила Княжегубскую гидро электростанцию, дома в по селке Зеленоборском. Маляр ному делу отдала тридцать три года. — Когда же научилась ло вить рыбу? — Давно, очень давно. Еще будучи подростком, входила в рыболовецкую бригаду кол- РЫБАЧКА коза «Коммунар». В то время рыбачками были многие де вушки и женщины. В нашем коллективе работали Анне Де нисова, Зине Лукине и другие *- всего двадцать человек. Тягловые невода были тяже лыми — меньшим числом не справиться. Рано пришлось пойти не промысел. Отец погиб на фронте в 1944 году, сражался он на Карельском фронте, мать умерла. Пригрела быв шая партизанка времен ино странной интервенции Татьяна Алексеевна Мастинина, ба бушка. Ей уже в ту пору было много лет. Ведь прожила она долгую жизнь — 103 года. Надо было помогать. Вот и пошла в рыбачки. Промышля ли * основном в губах Бело го моря, но приходилось вес ти добычу и на Мурманском побережье — в районе Тери- берки, Ваенги — так называл ся поселок, который стал го родом Североморском... Семга долго не появлялась. В прошлом году Тамара Ивановна отправилась в Каре лию за морошкой. И вдруг семга заиграла в губе. Работ ники Княжегубского рыбовод ного завода забили тревогу: «Надо срочно приступать к отлову!» Из «Мурманрыбпрома» один ответ: «У вас есть на месте рыбачка». Пришлось срочно вызывать Тамару Ивановну, благо проговорилась она на почте, куда собирается за мо рошкой. Однако какое-то вре мя для отлова было потеря но. И все же Иойлева сдала 354 центнера семги при пла не 300. Нынче Тамара Иванов на сама была, как говорится, на страже. И с появлением рыбы приступила к добыче. За сезон сдано более 900 центнеров. Задание перекры то в три раза. Это и заслуга ее напарника Юрия Федоро вича Федосеева. Интересно, что вся вылов ленная рыба имеет метки ли бо Княжегубского рыбоводно го завода, либо ПИНРО, сот рудники которого метили се- мужат на этом же предприя- ■?ии. В желто-оранжевой спец одежде на фоне черной во ды рыбаки кажутся какими-то акванавтами. Мускулистые ру ки выбирают сеть. Еще пол метра, еще метр... И вот в ячеях дели засеребрилась се ледка. Невод подтягивается. Теперь уже видим битком на битый кошель. Идут в ход сач-.г3 ки. Рыба переливается на борт. Ловко действует рыбач ка Тамара Ивановна Иойлева. А. БРЫСОВ. На снимке: Т. И. Иойлева. Фото автора. с. Княжая Губа. "■ Бере г — промыслу , промысел — бере гу ИНТЕГРАЛЬНЫЙ Главный диспетчер управ ления «Севрыбхолодфлот» И. Лукичев и его замести тель А. Мунин подняли на страницах еженедельника одну из острейших проблем в экономике Северного бас сейна — четкость взаимо действия коллективов, уча стников Договора 14-ти («РМ», 1984, № 8). Авто ры предлагали ввести взаи моувязывающий показатель, включающий учет стояноч ного времени судов в порту, выполнение плана по выпус ку пищевой продукции, по вышение производительно сти труда. В июне по инициативе редакции «РМ» состоялось заседание «круглого стола», в котором приняли участие ведущие специалисты ВРПО «Севрыба», флотов и бере говых предприятий Северно го бассейна («РМ », 1984, № 25). Признавая необхо димость совершенствования социалистического соревно вания, участники «круглого стола» пришли к мнению, что пока введение взаимо увязывающего показателя невозможно. Однако вскоре («РМ». 1984. № 33) ведущий инже нер ЦПКТБ Г. Сухих и старший инженер В. Сизов выступили со статьей «Не откладывать в долгий ящик». Они поддерживали идею о едином взаимоувязывающем показателе, обращая особое внимание на несовершенство системы экономического уп равления процессом обработ ки судов в порту. Сегодня о проблемах вза имодействия предприятий- смежников размышляет за ведующий отделом экономи ческих исследований ЦПКТБ В. Молчанов. # * * Решение проблемы уста новления интегрального (взаимоувязывающего) эко номического показателя для предприятий-смежников, ко нечно же, очень важно. Это позволило бы сопоставить вклад каждого участника соревнования в общий итог и повысило бы эфф ектив ность работы предприятий рыбной промышленности бассейна. А нализируя опубликован ные в «Рыбном Мурмане» материалы , вгляды ваясь в десятилетний опыт соревно вания смежников и в резуль таты работы судообрабаты вающего комплекса, прихо дишь к мысли, что в проб леме этой три основных «раздела». Во-первых, не обходимость определения взаимоувязывающего пока зателя для того, чтобы 11 $ , только установить победй-г теля в соревновании смеж ников, но и повысить эф» фективность самого сорев нования. Во-вторых, нужно совершенствование системы плановых показателей дл я его участников. И, в-третьих, требуется улучш ение орга низации управления и п ла нирования для судообраба тывающего комплекса. Главный недостаток пре дыдущих выступлений и со» держащихся в них предло) жений по данному вопросу, думается, связан с тем, чтд авторы пытались решить эти проблемы одновремен но. А это практически сде лать невозможно. Несмотря на взаимосвязь, проблемы эти различны по сложности, решаются па разных уровнях управления, к тому же м е тоды их решений тоже раз личны. 18 ноября 1984 года ишшцццщ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz