Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

. ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • ПРАВОФЛАНГОВЫЕ Капитанские будни Монотонно гудела трало­ вая лебедка, наматывая на барабан последние метры ваеров. Капитан Геннадий Робертович Лидер, стоя на кормовом мостике, волновал­ ся. Очередной подъем — очередная неудача? Время идет, а результаты работы, как говорится, на нуле. Судно вышло в экспери­ ментальный рейс в новый район промысла и было здесь пока единственным представителем Северного бассейна. Первые траления на скумбрии донными ору­ диями лова оказались не­ удачными. Третьи сутки под­ ряд поднимали «пустыри». Между тем другие суда в группе имели неплохие подъ­ емы. Ни погоня за рыбой по ветру на максимальной ско­ рости, ни увеличение пло­ щади поперечного сечения трала успеха не имели. Но­ чью скумбрия рассеивалась в слоях, а днем плотно опу­ скалась на грунт, но в трал не шла. Приходилось экс­ периментировать. Сейчас, в очередной раз перебрав все возможные ва­ рианты , решили с помощью щитка создать для рыбы водную стенку, над тралом, чтобы скумбрия не «убега­ ла» через верхнюю часть сетей. Может, это поможет? Прогрохотали по палубе бобинцы и замерли у вае- роукладчика. Вот по знаку тралмейсте­ ра палубные матросы завели очередной строп под трало­ вую дель и вместо «сушил­ ки» зацепили его гаком вы ­ тяжного конца. Добрая при­ мета! На слипе показался траловый мешок, полный скумбрии. Капитан облегчен­ но вздохнул и направился в радиорубку. Наконец-то бу­ дет что сказать на вечернем радиосовете... К азалось бы, совсем не­ давно начинал Геннадий Р о ­ бертович третьим штурма­ ном на РТ «Б елуга» Мур­ манского тралового флота, а пролетело уже двадцать пять лет... Специфика работы на тра­ улере бортового траления такова, что каждый новый подъем трала не похож на предыдущий, шаблонных приемов нет. От сообрази­ тельности, от быстроты ре­ акции штурмана зависело многое. Постоянный риск намотки на гребное устрой­ ство приучил к осторожно­ сти, а сложные условия про­ мысла в плотной группе су­ дов и вынужденная самосто­ ятельность (ведь капитан : Y не может сутками находить­ ся на мостике) отработали глазомер, выработали реши­ тельность, трезвый расчет. Недаром профессионализм капитана Г. Р . Лидера от­ мечен нагрудным знаком Министерства рыбного хозяй­ ства СССР «За безаварий­ ную работу». Но капитан не забывает старую истину о том, что тот, кто учит дру­ гих, должен сам учиться всю жизнь. Однажды на командир­ ском совещании второй по­ мощник капитана, из новень­ ких, рассказал о том, как на его судне, чтобы сэкономить время, делали разворот на пройденный косяк, не под­ бирая ваеров до досок. Г. Р. Лидер сразу прикинул недо­ статки и преимущества та­ кого, редко еще применяемо­ го маневра. Конечно, сущ е­ ствовал риск заверта трало­ вых досок, но ведь при этом сниж алась и возмож­ ность опасного сближения судов, да и экономия про­ мыслового времени получа­ лась немалая. Попробовали на облове путассу и не про­ гадали. На одно траление по­ лучилось больше, а значит, и суточный вылов вырос. Но главное, что вновь на­ значенные на траулер судо­ водители поняли, что к их мнению прислушиваются. А это уж е неплохой задел для создания нормального психо­ логического климата на мо­ стике. Однажды, буквально в кабельтове по курсу судна, был обнаружен ныряющий осколок айсберга, из-за своей яйцевидной формы не ф ик­ сирующийся радиолокато­ ром. Мгновенно оценив воз­ никшую опасность, вахтен­ ный штурман сразу начал отворот. А с мостика льдину разглядели лишь тогда, ко­ гда она находилась на тра­ верзе... - V Много забот у капитана в рейсе. Одна из них — помочь молодым специали­ стам побыстрее адаптиро­ ваться на судне, приобщить­ ся к делу. Как-то старпом посетовал, что четвертый помощник капитана, из но­ веньких, регулярно опазды ­ вает на вахту, на замечания не реагирует. «Думаю , созрел для нака­ зания», — вы сказал свою мысль старпом. Геннадий Робертович никогда не был сторонником дисциплинар­ ных взысканий и считал, что выговор хорош только тогда, когда все средства уж е испробованы. Решили сделать так... На вечернюю вахту чет­ вертый помощник в очеред­ ной раз опоздал. Старпом не стал повторно вызывать его, а вызвал капитана. Ко­ гда спустя 45 минут на мо­ стике появился провинив­ шийся, оба старших коман­ дира сделали вид, что ниче­ го не замечают. Штурман растерялся. Чтобы как-то загладить собственную вину, он развил бурную деятель­ ность на вахте. Буквально все его интересовало. Про­ шла вахта, четвертый по­ мощник ж дал предстоящих объяснений с капитаном, а тот их намеренно оттягивал. Через несколько дней ка­ питан поинтересовался у старпома: «Ну, как вахта?» Тот удовлетворенно улыб­ нулся: как подменили чет­ вертого. Успех работы капитана определяется не только ис­ кусством судоводителя, он в умении передавать опыт, формировать профессио­ нальные навыки у молодых, воспитывать чувств'о личной ответственности каждого члена команды за общее дело. З а шестнадцать лет капитанской работы Генна­ дий Робертович воспитал многих судоводителей. И то, что он избран заместителем председателя совета капита­ нов Мурманского тралового флота, — одна из добрых оценок. Но, пожалуй, глав­ н ая награда для капитана хорошая работа его учени- ков-судоводителей: И. И. Сысоева, В. В. Кима, Б. Д. Бугаева, В. В. Терентьева, А. И. Бородина, С. И. Ан­ туфьева. В. МИКОЛЮК, инженер, наш внешт. корр. СЛОЖНЫЙ МАНЕВР ~ - .' * . ' V- ««г. . * . I ВНИМАНИЕ: МЕСЯЧНИК— ПРОВЕРКА ГОТОВНОСТИ С 15 октября по 15 ноября на судах флота Северного бассейна проводится месячник безопасности мореплавания. Цель его — проверка готов­ ности флота «Севрыбы-- к ра­ боте в осенне-зимний период, улучшение организационной деятельности предприятий по профилактике аварийности на судах, повышение персональ­ ной ответственности каждого специалиста за неуклонное исполнение должностных инст­ рукций. По заранее составленным графикам смотровые бригады из состава береговых специа. листов, представителей обще­ ственных организаций прове­ ряют подготовку к зиме на судах, стоящих у причалов судоремонтных предприятий и приходящих в порт. На про, мысле подобную проверку с у ­ дов произведут флагманские специалисты штабов промрай- онов. Для подведения итогов ме­ сячника будут использоваться дифференцированные условные коэффициенты по каждому судну и предприятию. При их подсчете будут учитываться не только итоги работы смот­ ровых бригад, U o и замечания по актам инспекторских про. верок, результаты совместных учений по борьбе за живу­ честь судов в море. Это по­ зволит дать объективную оценку обеспечения безопас. ности мореплавания каждому судовому коллективу и служ ­ бе предприятия. Лучшие из них будут премированы. Наш внешт. корр. СОВЕТЫ СПЕЦИАЛИСТА / ’ ОЛОВЬЕМ просвистит ап- парат спутниковой связи —и, пожалуйста, точные коор­ динаты судна готовы. Вроде, нынче штурману работать легко и просто: и локатор, и курсограф, чего только, ка­ ких только приборов нет на мостике! Не то, что было раньше, когда судоводители нашего поколения вели трау­ леры по морям и океанам с одним секстаном. Но не легче стало работать штурманам: столько всякой отчетности появилось, столь­ ко разных «бумаг», журналов, что не позавидуешь колле­ гам. Помню, «Рыбный Мур- ман» горячо обсуждал эту проблему («РМ», 1983 г., № 3, № 12, № 21), да только мало что с той поры изменилось. А ведь только второй штур­ ман сидит на сводках 4 часа в сутки! У остальных на это уходит 1,5—2 часа. «Бумажная» работа отнима­ ет силы, необходимые для более важных дел: ведь су­ доводитель обязан не только безопасно вести судно, но и грамотно спустить и поднять трал, правильно разойтись с другим траулером. При этом не только помнить о том, что судно с тралом — это почти километр, но и точно рассчи­ тать каждый метр отклонения от курса. Нельзя судоводите­ лю забыть и о технике без­ опасности работающих на палубе моряков, и о поиске рыбных концентраций, и мно­ гом, многом еще. А главное, не забыть об юридической ответственно­ сти за каждый свой неверный шаг. Я обычно говорю моло­ дым штурманам: «Встал на мостик, помни, что вот из этого угла на тебя смотрит прокурор». Почему я говорю так? Да потому, что именно об ответственности чаще все­ го и забывают. Когда происходит большин­ ство аварий? Правильно, на смене вахты второго помощ­ ника и старпома, наиболее опытного судоводителя. А почему? ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ...На БМРТ «Невьянск» был такой случай (я там находил, ся □ качестве напитана.настав. ника). Стояли на якоре. Вдруг налетел сильный ветер: судно сорвало с яноря и понесло к берегу. Оказывается, старший помощник спал, четвертый штурман пил чай. На мости, ке. А второй помощник не сдал вахту старпому. На БМРТ «Пинагорий» я был капитаном Однажды в новогоднюю ночь что-то тре­ вожно стало мне. Поднимаюсь на мостик, смотрю, один м ат. рос в рубне. «А где штурман?» — говорю. Матрос молчит. Вхожу в штурманскую — спит вахтенный помощник. Я тогда сказал ему, что больше не допущу его к несению хо . довой вахты . Как же доверять таному человеку судно, на ко. тором 80 —100 человечесних жизней7 Так вот, возвращаясь к «прокурору», хочу еще раз напомнить: случись авария с 4 до 8 утра, наказан будет не четвертый, а старпом, со­ гласно Уставу. Значит, надо сдавать вахты и принимать, как положено, под роспись. В данном случае — старпома. Я уже не говорю об ответ­ ственности за халатность, за «недогляд». Скажем, на про­ мысле при получении пром- вооружения намотка его — вполне реальная вещь. Чтобы избежать ее, я отправляю на корму штурмана с микрофо­ ном и с двух сторон — с на­ шего судна и перешедшего— следим за передаваемым промвооружением. Может намотка произойти и в открытом море: сколько там плазает отходов промво- оружения иностранного про­ изводства! Иными словами, глядеть надо в оба, помнить, что последствия намоток тя­ желые: мало того, что судно лишается хода и его может нести на берег, на мель, обя­ зательно в этих случаях про­ исходит поломка винторуле­ вой группы, то есть судну нужен будет большой ремонт. У меня за 33 года работы пока никаких аварий не бы­ ло. Сейчас уже опыт большой. И тем не менее перед каж­ дой швартовкой волнуюсь. Швартовки — очень опасный момент для судоводителей, ту т могут произойти любые непредвиденные случаи. Вот однажды иду на швартовку, вдруг ни с того, ни с сего главный двигатель заработал назад. В чем дело? Ведь он же был на «нулях». Давлю на кнопку «экстренная останов, ка», а механик не понял, вид. но, меня... Взял я себя в ру­ ки, позвонил в «машину» по телефону и спокойно тан ска. зал: «Стоп, машина». Тогда обошлось все благополучно. Мы часто повторяем: не надо безоглядно полагаться на механизмы, самим необхо­ димо контролировать обста­ новку. Моряки, проходившие каналами, знают, что местные власти требуют отключать ав­ томатику и переходить на «надежный режим работы», как они это называют. И еще хочу сказать об ответствен­ ности за навалы. Часто мы в погоне за «планом» так торо­ пимся сдать рыбу на плавба­ зу, что рискуем двумя суда­ ми и работающими моряками. А надо бы поразмыслить: ес­ ли волна бросает траулер, зачем же рисковать? Лучше переждать. Да еще и об­ говорить с капитаном базы все, что касается предстоя­ щей швартовки, да записать разговор на магнитную ленту. А потом, проверив надеж­ ность кранцевой защиты, ид­ ти на сближение с базой. На­ помню: надо швартоваться на ходу, то есть выравнять ско­ рости своего траулера и плав­ базы, осторожно изменяя курс на 20— 10—5 градусов от­ носительно курса базы. Так что, глядя на отличные приборы на мостике, ведя по ним судно, заполняя много­ численные журналы, надо помнить об огромной ответ­ ственности судоводителей за судно и за жизнь людей. Н. ВАСИЛЬЧЕНКО, капитан-директор объеди­ нения «Мурманрыбпром». рыбный мурман 9 ноября 184 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz