Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • ПИСЬМО ДВА РЕКОРДА В ы т я н у в красные л а ­ пы и, словно градусни­ ком, пробуя ими тем­ пературу забортной воды, чайка медленно села на вол­ ну. Как девуш ка придержи­ вает подол платья, переходя через ручей, так и она эл е­ гантно приподняла наполови­ ну сложенные крылья, боясь замочить легкие белые вну­ тренние перья. Штиль. Хо­ рошо, если бы столь же элегически-спокойными были все рыбацкие мили. И план, выверенный экономи­ стами и пропущенный через бесстрастные ЭВМ, верно от­ раж ал бы заложенные в ме­ ханизмы возможности, под­ крепленные безавральной ра­ ботой людей. Хорошо бы. Но не часто штилевой погодой Баренцево море одаривает осенний денек. Однако для экипажа посыльно-транс­ портного судна «Белолуцк» он стал первым в первом после капитального ремонта рейсе на мойвенную путину. И хотя грозовыми тучами уж е осталась за горизонтом зем ля, капитан Николай Митрофанович Гаврилов мы* - елями был на берегу, переби­ р ая в памяти обиды, надеж ­ ды и разочарования ремонт­ ной эпопеи. — Год простояло судно у причалов С РЗ-2, — расска­ зы вает он, перелистывая график сдаточных работ. — Все «упиралось» в остроде­ фицитный опорно-упорный подшипник упорного вала, который согласно Регистру ремонту не подлежит. Поис­ ки замены ни к чему, кроме потери времени, не привели. Тогда наша механико-судо- вая служба решила на свой страх и риск все же восста­ новить подшипник. Месяц потребовался руководите­ лям управления «Севрыб- холодф лот»,' чтобы узако­ нить этот шаг. И только тог­ да ремонтники наметили се­ бе в очередную «жертву» наш «Б елолуцк»: на палубе в иные дни было не протолк­ нуться — одни строят, дру­ гие ломают. Все скорей, ско­ рей. Как плохому студенту всегда не хватает одной но­ чи д л я подготовки к экзам е­ ну, так и ремонтникам: год, два, три стой у причалов завода, а все равно все бу­ дет делаться в последний день. Об этом роман напи­ сать можно... Не знаю как насчет рома­ на, но после подобных рас­ сказов мне самому подчас эти письма с промысла ка­ ж утся чем-то из области ф ан­ тастики. Получается, что не на судах, а на голом энту­ зиазм е ходят рыбаки в море. Впрочем, для экипажа произ­ водственного рефриж ератора «Советск» фантастикой была бы нормальная послере- монтная работа на путине. П РИ ОТХОДЕ судна на холостом ходу, без нагрузки, была прокру­ чена рыбофабрика. Моряки прекрасно понимали, что на промысле неполадки неиз­ бежны. Но путина началась, сроки вышли — и ремонт­ ные ведомости были подписа. ны. Дальнейший ход собы­ тий можно проследить ПО кратким сообщениям капи- тана-директора ПР «Советск» на промысловых радиосове­ тах. 16 сентября (утро). Приня­ ли первую рыбу, приступили к морозке. Обнаружены не­ исправности в оборудовании. Прошу помощи находящ ейся в районе лова ремонтной бригады. 16 сентября (вечер). Р еф ­ рижераторные линии в ста­ дии настройки. 17 сентября. Постоянные поломки. Рыба не нужна. 18 сентября. Продолжаем ремонтные работы. («Ч ем здесь топливо зр я ж ечь, пусть лучш е идет в порт р е­ монтироваться», — реплика руководителя промрайона. С 19-го числа «Советску» было дано «добро» не участвовать в промысловых радиосове­ тах. Все эти дни на борту находились специальная р е­ монтная бригада, призванная обслуживать- все суда груп­ пы, и доставленная из пор­ та бригада завода «Севрем- маш»). 28 сентября (утро). Оба борта готовы к работе. Т ре­ буется рыба для обкатки обо­ рудования. 28 сентября (день). Мо- розка идет крайне плохо. 28 сентября (вечер). Сырья не надо — ремонт реф риж е­ раторных линий... Поначалу бодрый, йодный надежд голос молодого капи­ тана ПР «Советск» Виктора Андреевича Унукайнена ста­ новился все менее уверен­ ным, а под конец месяца где-то обиженно-извиняю- щимся. «Пяти лет жизни ему будет стоить этот рейс, — заверил меня капитан-ди­ ректор плавбазы «Рыбный Мурман» Н. М. Борисенко. — Самое страшное, когда людей нечем занять на про­ мысле. О каком настрое на работу можно говорить пос­ ле двухнедельного «отдыха» на путине не по своей вине?» А вот мнение группового механика технологического оборудования управления «Севрыбхолодфлот» А. Е. К азеева, который находился на «Советске» с первого дня рейса: — Вообще-то, комиссии надо предъявлять рыбофаб- рику для проверки ее готов­ ности за трое суток до вы ­ хода судна в море. В сума­ тохе было не до этого. Д у­ мали, что за время перехо­ да настроим оборудование. Ан нет. В то же время до­ ставленные на промысел в авральном порядке специа­ листы завода «Севреммаш» не считали себя виновными. Мол, все основные неполад­ ки на совести коллектива судоверфи, их же техноло­ гическое оборудование бы­ ло испорчено уж е самими моряками в процессе эксплу* атации. Н а свою беду, в пер­ вый день промысла мы все- таки сумели заморозить 27 тонн мойвы... Как видим, в данном слу* чае виновных днем с огнем не найдешь. Но от этого ры ­ бакам не легче. Этак можно впопыхах подписать ремонт, ные ведомости, не проверив, а на месте ли у судна глав­ ный двигатель... У МОРСКОГО экипажа долж ен быть опреде­ ленный запас прочно­ сти. Зап ас этот не предусмо­ трен служебными обязанно­ стями, не расписан в судо* вых ролях. Только неоду­ шевленные механизмы име­ ют его в своих технических характеристиках. У человека ж е запас прочности накапли­ вается постепенно и прояв­ л яется в экстрем альных ус­ ловиях. Как -случилось, на­ пример, на плавбазе «Сергей Василисин». В начале путины здесь «полетел» вал морозильной линии. (Для специалистов назову его полностью — вертикальный вал. червячно­ го редуктора привода моро­ зильной камеры левого бор­ та). На берегу для его вос­ становления требуется неде­ ли две. Морякам же хвати­ ло... 54-х часов. Рекордные сроки! Чтобы не испортить находящуюся в кам ере рыбу и не терять времени на от- тайку, работы проводились при минусовой температуре. Надо было разобрать вось­ мисоткилограммовый редук­ тор, выточить новый вал, со­ брать его. И это было сде­ лано благодаря высочайшему мастерству и ценой бессон­ ных ночей механиков техно­ логического оборудования Ивана Алексеевича Дроби­ на, Евгения Юрьевича Ш ев­ цова, Бориса Матвеевича Мескина, Вадима Валентино­ вича Беспалова, Анатолия Николаевича Олькова, моло­ дых слесарей Вячеслава Ж елонкина и А лексея Овеч­ кина. С готовностью отклик­ нулись помочь экипажу кол­ лективы всех плавбаз: н а ­ шли заготовки, выточили нужные приспособления, за­ пустили линию в работу. Рекорд рекорду рознь. Можно сказать много хоро­ ших слов о главном механи­ ке плавбазы «Сергей Васили­ син» Александре Ивановиче Данилюке, который как на­ дел робу в начале рейса, так и не поднимался из машин­ ного отделения. Но разве это дело, когда капитан-ди­ ректор плавбазы Анатолий Иванович Улатов каждый раз вместо «доброе утро» спра­ шивает, «что ещ е случи­ лось?» Если поломки следу­ ют одна за другой и не предугадать, что же выйдет из строя нынче? Плавбаза «Сергей В асили­ син» давно требует капи­ тального ремонта. Доходит до анекдотичных случаев: на судно прибыла как-то те­ левизионная группа, чтобы заснять передовиков (а они того стоят!), но из-за нехват­ ки электроэнергии киношни­ ки не смогли подключить свои «юпитеры»... Д ля дости­ ж ения нормативных п оказа­ телей недостатки в техно­ логическом оборудовании, которые сами моряки уст­ ранить не в силах, экипажу приходится компенсировать только за счет постоянного выхода на подвахту. То есть аврал запланирован в работу команды. Н ЕТ СПОРУ, что многое зависит от отношения людей к делу, что в этом кроется один из серь­ езнейших резервов произ­ водства. Но ведь на рекор­ де плана не сделаешь. Тем более пока практикуются и рекорды наоборот, один из которых поставил в сентяб­ ре экипаж ПР «Советск». Рекорд только тогда станет нормой, когда будет под­ креплен надежной работой механизмов, когда поведет за собой других, поможет отстающим выявить резер­ вы. Вот тогда уж е можно говорить не об исправлении чужих огрехов, а о самоот­ верженном, творческом, пло­ дотворном, возвышающем человека труде. А именно такой должна быть работа на промысле. В. ГЕОРГИ, В. КОРЕЦКИЙ (фото). Посыльно-транспортное суд­ но «Белолуцк» — плавбаза «Сергей Василисин». • * * НА СНИМКАХ: морской «почтальон» СРТ «Белолуцк»; члены механике • судовой команды плавбазы «Сергей Василисин», чьими усилиями удалось исправить поломку морозильной линии (слева на­ право): газоэлектросварщик В. Н. Яковлев, второй меха­ ник технологического обору­ дования Е. Ю. Шевцов, стар­ ший механик И. А. Дробин и слесарь А. Ю. Овечкин. 9 ноября 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz