Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
• ПИСЬМА С ПРОМЫСЛА • ПИСЬМО ДВА РЕКОРДА В ы т я н у в красные л а пы и, словно градусни ком, пробуя ими тем пературу забортной воды, чайка медленно села на вол ну. Как девуш ка придержи вает подол платья, переходя через ручей, так и она эл е гантно приподняла наполови ну сложенные крылья, боясь замочить легкие белые вну тренние перья. Штиль. Хо рошо, если бы столь же элегически-спокойными были все рыбацкие мили. И план, выверенный экономи стами и пропущенный через бесстрастные ЭВМ, верно от раж ал бы заложенные в ме ханизмы возможности, под крепленные безавральной ра ботой людей. Хорошо бы. Но не часто штилевой погодой Баренцево море одаривает осенний денек. Однако для экипажа посыльно-транс портного судна «Белолуцк» он стал первым в первом после капитального ремонта рейсе на мойвенную путину. И хотя грозовыми тучами уж е осталась за горизонтом зем ля, капитан Николай Митрофанович Гаврилов мы* - елями был на берегу, переби р ая в памяти обиды, надеж ды и разочарования ремонт ной эпопеи. — Год простояло судно у причалов С РЗ-2, — расска зы вает он, перелистывая график сдаточных работ. — Все «упиралось» в остроде фицитный опорно-упорный подшипник упорного вала, который согласно Регистру ремонту не подлежит. Поис ки замены ни к чему, кроме потери времени, не привели. Тогда наша механико-судо- вая служба решила на свой страх и риск все же восста новить подшипник. Месяц потребовался руководите лям управления «Севрыб- холодф лот»,' чтобы узако нить этот шаг. И только тог да ремонтники наметили се бе в очередную «жертву» наш «Б елолуцк»: на палубе в иные дни было не протолк нуться — одни строят, дру гие ломают. Все скорей, ско рей. Как плохому студенту всегда не хватает одной но чи д л я подготовки к экзам е ну, так и ремонтникам: год, два, три стой у причалов завода, а все равно все бу дет делаться в последний день. Об этом роман напи сать можно... Не знаю как насчет рома на, но после подобных рас сказов мне самому подчас эти письма с промысла ка ж утся чем-то из области ф ан тастики. Получается, что не на судах, а на голом энту зиазм е ходят рыбаки в море. Впрочем, для экипажа произ водственного рефриж ератора «Советск» фантастикой была бы нормальная послере- монтная работа на путине. П РИ ОТХОДЕ судна на холостом ходу, без нагрузки, была прокру чена рыбофабрика. Моряки прекрасно понимали, что на промысле неполадки неиз бежны. Но путина началась, сроки вышли — и ремонт ные ведомости были подписа. ны. Дальнейший ход собы тий можно проследить ПО кратким сообщениям капи- тана-директора ПР «Советск» на промысловых радиосове тах. 16 сентября (утро). Приня ли первую рыбу, приступили к морозке. Обнаружены не исправности в оборудовании. Прошу помощи находящ ейся в районе лова ремонтной бригады. 16 сентября (вечер). Р еф рижераторные линии в ста дии настройки. 17 сентября. Постоянные поломки. Рыба не нужна. 18 сентября. Продолжаем ремонтные работы. («Ч ем здесь топливо зр я ж ечь, пусть лучш е идет в порт р е монтироваться», — реплика руководителя промрайона. С 19-го числа «Советску» было дано «добро» не участвовать в промысловых радиосове тах. Все эти дни на борту находились специальная р е монтная бригада, призванная обслуживать- все суда груп пы, и доставленная из пор та бригада завода «Севрем- маш»). 28 сентября (утро). Оба борта готовы к работе. Т ре буется рыба для обкатки обо рудования. 28 сентября (день). Мо- розка идет крайне плохо. 28 сентября (вечер). Сырья не надо — ремонт реф риж е раторных линий... Поначалу бодрый, йодный надежд голос молодого капи тана ПР «Советск» Виктора Андреевича Унукайнена ста новился все менее уверен ным, а под конец месяца где-то обиженно-извиняю- щимся. «Пяти лет жизни ему будет стоить этот рейс, — заверил меня капитан-ди ректор плавбазы «Рыбный Мурман» Н. М. Борисенко. — Самое страшное, когда людей нечем занять на про мысле. О каком настрое на работу можно говорить пос ле двухнедельного «отдыха» на путине не по своей вине?» А вот мнение группового механика технологического оборудования управления «Севрыбхолодфлот» А. Е. К азеева, который находился на «Советске» с первого дня рейса: — Вообще-то, комиссии надо предъявлять рыбофаб- рику для проверки ее готов ности за трое суток до вы хода судна в море. В сума тохе было не до этого. Д у мали, что за время перехо да настроим оборудование. Ан нет. В то же время до ставленные на промысел в авральном порядке специа листы завода «Севреммаш» не считали себя виновными. Мол, все основные неполад ки на совести коллектива судоверфи, их же техноло гическое оборудование бы ло испорчено уж е самими моряками в процессе эксплу* атации. Н а свою беду, в пер вый день промысла мы все- таки сумели заморозить 27 тонн мойвы... Как видим, в данном слу* чае виновных днем с огнем не найдешь. Но от этого ры бакам не легче. Этак можно впопыхах подписать ремонт, ные ведомости, не проверив, а на месте ли у судна глав ный двигатель... У МОРСКОГО экипажа долж ен быть опреде ленный запас прочно сти. Зап ас этот не предусмо трен служебными обязанно стями, не расписан в судо* вых ролях. Только неоду шевленные механизмы име ют его в своих технических характеристиках. У человека ж е запас прочности накапли вается постепенно и прояв л яется в экстрем альных ус ловиях. Как -случилось, на пример, на плавбазе «Сергей Василисин». В начале путины здесь «полетел» вал морозильной линии. (Для специалистов назову его полностью — вертикальный вал. червячно го редуктора привода моро зильной камеры левого бор та). На берегу для его вос становления требуется неде ли две. Морякам же хвати ло... 54-х часов. Рекордные сроки! Чтобы не испортить находящуюся в кам ере рыбу и не терять времени на от- тайку, работы проводились при минусовой температуре. Надо было разобрать вось мисоткилограммовый редук тор, выточить новый вал, со брать его. И это было сде лано благодаря высочайшему мастерству и ценой бессон ных ночей механиков техно логического оборудования Ивана Алексеевича Дроби на, Евгения Юрьевича Ш ев цова, Бориса Матвеевича Мескина, Вадима Валентино вича Беспалова, Анатолия Николаевича Олькова, моло дых слесарей Вячеслава Ж елонкина и А лексея Овеч кина. С готовностью отклик нулись помочь экипажу кол лективы всех плавбаз: н а шли заготовки, выточили нужные приспособления, за пустили линию в работу. Рекорд рекорду рознь. Можно сказать много хоро ших слов о главном механи ке плавбазы «Сергей Васили син» Александре Ивановиче Данилюке, который как на дел робу в начале рейса, так и не поднимался из машин ного отделения. Но разве это дело, когда капитан-ди ректор плавбазы Анатолий Иванович Улатов каждый раз вместо «доброе утро» спра шивает, «что ещ е случи лось?» Если поломки следу ют одна за другой и не предугадать, что же выйдет из строя нынче? Плавбаза «Сергей В асили син» давно требует капи тального ремонта. Доходит до анекдотичных случаев: на судно прибыла как-то те левизионная группа, чтобы заснять передовиков (а они того стоят!), но из-за нехват ки электроэнергии киношни ки не смогли подключить свои «юпитеры»... Д ля дости ж ения нормативных п оказа телей недостатки в техно логическом оборудовании, которые сами моряки уст ранить не в силах, экипажу приходится компенсировать только за счет постоянного выхода на подвахту. То есть аврал запланирован в работу команды. Н ЕТ СПОРУ, что многое зависит от отношения людей к делу, что в этом кроется один из серь езнейших резервов произ водства. Но ведь на рекор де плана не сделаешь. Тем более пока практикуются и рекорды наоборот, один из которых поставил в сентяб ре экипаж ПР «Советск». Рекорд только тогда станет нормой, когда будет под креплен надежной работой механизмов, когда поведет за собой других, поможет отстающим выявить резер вы. Вот тогда уж е можно говорить не об исправлении чужих огрехов, а о самоот верженном, творческом, пло дотворном, возвышающем человека труде. А именно такой должна быть работа на промысле. В. ГЕОРГИ, В. КОРЕЦКИЙ (фото). Посыльно-транспортное суд но «Белолуцк» — плавбаза «Сергей Василисин». • * * НА СНИМКАХ: морской «почтальон» СРТ «Белолуцк»; члены механике • судовой команды плавбазы «Сергей Василисин», чьими усилиями удалось исправить поломку морозильной линии (слева на право): газоэлектросварщик В. Н. Яковлев, второй меха ник технологического обору дования Е. Ю. Шевцов, стар ший механик И. А. Дробин и слесарь А. Ю. Овечкин. 9 ноября 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz