Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Василий Ионов — ч*ловек спокой ный и не очень разговорчивый. Кан он сам признается, ему гораздо лег. ч* сделать какое-нибудь трудное дело, чем рассказывать о себе и о своей работе. Что ж, очень многие моряки не понаслышке узнавшие асе тяготы и тяжесть работы на промысле, скупы на слова. Не будем ставить им это ■ вину, тем более что моторист первого класса Васи лий Ионов, номмунист, агитатор, член судового комитета, все же рас сказал нам о последнем своем рей се. Послушаем? •Слово— передовику своими СИЛАМИ Честно говоря, этот по следний ' рейс был самым трудным за все время моей работы в море. Конечно, всякое случалось и раньше — погода, бывало, подводи л а, и на безрыбье случалось по нескольку месяцев тор чать, и с планом иногда не справлялись. И все же таких тяж елых полгода, как эти, в моей жизни еще не было. Дело в том, что наше суд но — БМ РТ «Мамнн-Сиби- ряк» — по всем флотским меркам — пенсионер. По этому только мы отошли от Ф арерских островов, сразу же начались поломки. Не знаю, как спали члены РПК , сдававшие нам судно, но, с моей точки зрения, совесть их должна бы ла замучить. То и дело выходило из строя электрооборудование, наш а электрогруппа просто с ног сбилась. Только это самое электрооборудование в «чувство» привели, вспо могательные механизмы один за другим вылетать стали. Хорошо ещ е, с первого дня перехода мы начали чистить вспомогательный двигатель — время подошло, да и со стояние его к тому обязы вало... Так за десять суток перехода мы почистили ди зел ь и перебрали всю топ ливную систему. Трубы не надежные — то там, то здесь подсасывало. Вышли на промысел, а тут еще хлещ е. Надо, чтобы все работало, — рыба идет, а у нас траулер то и дело обесточивается. Сепарация (очистка топлива) практиче ски не работала. А топливо грязное, воды много. Попа дет вода в ди зель — и все, встало судно. Что делать? Всю систему сепарации при шлось перебирать. Торопить ся. Рыба ждать не станет. Очень мучили нас турби ны вспомогательных дизелей. Часто из строя выходили. И их перебирали, ремонтиро вали. Словом, делали, что могли, но простоя не допус кали. И все, абсолютно все своими силами. Не могу сказать, что про стоев вообще не было. С лу чались. То из-за трало вой лебедки, то грузовых. Ведь как на промысле быва ет? Мы, машинная команда, видим, что механизм рабо тает па пределе. Нужно срочно останавливать и ре монтировать. Просим адми нистрацию на часок машину остановить, подправить кое- что, чтобы потом, если сло мается, сутками не стоять. Но не всегда нас слушали. Главное-то — рыба. Вот и случались простои. Тем бо лее что лебедки — и тра ловая, и грузовы е — ста рые, изношенные, требую щие не часового перерыва, а серьезного заводского ре монта. Это я все о крупных не поладках говорю. А сколько по мелочи всего было — tie сосчитать. Выручало знаете что? Дружба и сплоченность машинной команды. Работа ли мои товарищи, не счита ясь со временем. Случалось, сутками не выходили из ма шины. Вахта-подвахта, а по том еще на рыбофабрику — улов помогать обрабатывать. Да, поработала машинная команда па совесть, весь экипаж это признавал. Обе спечивали надежные тылы, так сказать. И это при всем том, что не хватало у нас одного моториста, да еще прикрепили к нам трех мо лодых практикантов из ПТУ, которые отвертку-то в руках держ ать как следует не ум е ли. По всякий успех куют люди. Вот ду.маю сейчас, как бы мы выкрутились, если б не пошел с нами в рейс вто рой механик А. В. А ф ан а сьев. Специалист отличный, человек тоже отличный. В своем хозяйстве с закры ты ми глазами мог безошибочно разобраться. Ни разу за весь рейс голоса не повысил, раз драж ения не вы сказал. Смо триш ь па его спокойные, уверенные движения и сам душой отходишь. Вот сей час пришли Мы в порт. Все с судна ушли, а он сутками не выходит — болеет за де ло. Или взять четвертого ме ханика А. В. Абрамова. Все гда поможет и советом, и делом. У нас первое время опреснитель почти не рабо тал. Мучились! И Абрамов вместе с мотористом Воло дей Куликовым так этот оп реснитель отладили, что хоть сейчас Регистру предъ являй. И воды пресной ста ло столько — хоть каждый день баню устраивай. А для механика-наладчи ка В. К. Никеенкова я даже и слов подобрать не могу. Пожилой уже, а работает — молодым не угнаться. Весь рейс на рыбофабрнке про вел. Мы с рыбомучными ус тановками мучились, дум а ли, совсем не потянут. Но Нпкеенков их все время из поля зрения не выпускал, так мы по муке два плана взяли! А взять моториста Викто ра Яблочкппа, что главный двигатель обслуживал, или котельного машиниста А лек сея Борисовича Борисова — отлично работали! А Бори сов еще и задания по про грамме средней мореходки выполнял. Это в его-то 40 с хвостиком лет! К концу рейса все паше оборудование, даж е «пенсион ное», работало вполне снос но. Иначе бы мы с победой в порт не вернулись. А сей час победа нашего эки паж а бесспорна: только по вылову план выполнен на 130 процентов. Да и по всем остальным показателям шаг нули мы далеко за цифру сто. В. ионов, моторист БМРТ «Мамин- «Сибиряк» Мурманского тралового флот*. Плюс 1 процент — РА БО ТА Я полгода на континен- * тальном шельфе, а одном иэ отдаленных районов, экипаж СТМ «Омня» Беломорской базы гос- лоаа перевыполнил рейсовые за дания по всем параметрам: по общему вылову, по заморозке, по пищевой продукции. Перекры то плановое задание и по росту производительности труда. Траулер «Омня» — всепогод ное рыбопромысловое судно, построенное по советскому зака зу в Германской Демократичес кой Республике. Год тому назад его принял и повел в первый рейс капитан Владимир Петрович Елисеенков. Нечего и говорить, насколько ответственными были для капитана и для экипажа пер вые рейсы. Переход в свой род ной порт и непродолжительный период работы на мойвенной пу тине были заняты освоением тра улера; ведь для экипажа это принципиально новый тип судна, к которому необходимо привык нуть, изучить его промысловые возможности. Пришло время уходить в даль нее плавание. Среди рыбаков бытует такое определение, что основа рейса закладывается на берегу. Общеизвестно, что лю бое, даже незначительное упу щение на берегу может обер нуться на промысле сбоями в ра боте, непроизводительными про стоями. И хотя непросто все пре дусмотреть заранее, но капитан В. П. Елисеенков тщательно го товился к рыбалке. Надо сказать, что должность капитана такого современного промыслового судна, как «Омня», требует не только рыбацкого та ланта, но и больших организа торских способностей. Лично для меня явилось от кровением то, что, рассказывая об экипаже, Владимир Петрович не заглядывал в бумаги, подробно поведал почти о каждом члене экипажа, приводил по памяти как анкетные данные, так и ха рактерные особенности своих подчиненных. Выпускник Херсонского море ходного училища Владимир Ели сеенков проходил рыбацкую вы учку у прославленного капитана Заполярья, дважды орденоносца В. В. Шереметьева. Научился многому, и вскоре в отделе флота заметили, что молодой ИСПЫТАНЫ ОКЕАНОМ судоводитель обладает острым чувством нового, что он умело опирается на опыт бывалых ры баков. Истинная сила его харак тера, целеустремленность полно стью раскрылись, когда Владимир Петрович Елисеенков взошел хо зяином на капитанский мостик. Высокая требовательность к себе сделала его строгим к сво им подчиненным. В то же время капитан уважает свободу прояв ления личности, умело поддер живает инициативу, но никогда не прощает нарушений уставных положений, строго взыскивает за расхлябанность и другие слу жебные упущения. На промысле у капитана неизменные правила: встать спозаранку и непременно совершить обход по судну, что бы самому ощутить трудовой ритм вовлеченного в непрерыв ную работу экипажа. Как же добился успеха эки паж? В первую очередь залог успеха капитану виделся в том, чтобы каждый рыбак проникся обостренным чувством ответст венности за судьбу плана. И ему удалось при помощи партийной организации создать рабочий настрой, обстановку товарище ства и доброжелательности. Большую роль во всех добрых делах на судне капитан отводит своему первому помощнику В. П. Мелентьеву, о любви ко торого к морю может засвиде тельствовать такой факт. В про шлом Владимир Павлович — старший штурман рыбопромыс лового судна. По состоянию здо ровья сошел на берег. Работал 'директором мореходной школы и заочно учился в Петрозавод ском университете. Казалось, что все ладно складывается у него в жизни. Но вот появилась возможность снова окунуться в суматошную рыбацкую жизнь, и коммунист Мелентьев не стал мешкать с решением своей дальнейшей судьбы. С присущей ему энергией и темпераментом В. П. Мелентьев полностью отдавался работе, по казывая при этом незаурядные способности организатора. Ещ4 больше отточил первый помощ» ник замечательную способность — страстно увлекать окружаю щих его людей, прививать им любовь к рыбацкой профессии. Живой и беспокойный характер комиссара словно заряжает ры баков энергией. За время нахождения на про мысле сделаны сотни тралений: ни одного аварийного, и трал почти всегда приходил с рыбой. Нужно ли объяснять, какой вы сокой квалификацией должны обладать судоводители! Лов ры» бы вели практически круглосу- точно. Старались организовать работу без суеты и авралов. В своем промысловом хозяйстве старший мастер лова Н. И. Ле- винский, что называется, маст-^i из мастеров. И если случались порывы, то Николай Николаевич быстро организовывал ремонт трала. Надежным помощником на па лубе зарекомендовал себя мат рос коммунист Сергей Ложкин. Не считаясь со временем, тру дился машинист РМУ Владимир Сережкин. Это благодаря его старанию план по выпуску рыб ной муки выполнен на 160 про центов. Большой похвалы заслужил рыбмастер Александр Яковлевич Ролдухин, уделяющий много вни мания качеству рыбопродукции и душой болеющий за работу. Он сумел организовать непре рывный контроль за качеством рыбопродукции. Рекламации со стороны потребителя быть не должно — это главная запогедь его труда. Администрация и обществен ные организации добились ^та кого положения, что все вые службы работали творчески, в обстановке взаимопомощи, что в конечном счете обернулось дополнительными тоннами добы той, замороженной рыбы. В. БАБУРО, второй помощник капитана Беломорской базы гослова. 1 Рабочее время — работе ЗА ПОЛУЧКОЙ Тишина поразила. Часы показывали 14.30, но произ водственная жизнь в дерево обрабатывающем цехе объ единения «Мурманская судо верфь» практически замерла. Лишь в дальнем углу испу ганно взвизгнула пила да замолкла. Откуда-то выскочила р аз горяченная работница. В ру ках держ ала мятые денеж ные купюры. «Где же на род?» — остановил я ее. «Там», — махнула она в сторону красного уголка. И правда, люди были «там», где царила припод нято-радостная обстановка, — выдавали зарплату. При входе, около кассира, толпи лись, шумели, считали, по углам кучковались, пересчи тывали, прятали «заначки». — А у пас всегда так ,— рассказы вает бригадир В. С. Полиектов, — как зарплата, так после обеда н а цехе хоть замок вешай. К уда-ю спешивший по делам начальник цеха А на толий Михайлович М акаре вич был немало удивлен во просом, почему нет дис циплины в руководимом им коллективе. Д ля того что бы установить порядок, М а каревичу потребовались пара минут и шесть слов: «О ста ются десять человек, всем остальным выйти». Постоял, посмотрел, как выполняется указание, успо коился и посетовал: «А что поделаешь? В данном случае потери рабочего времени можно лиш ь уменьшить, но не устранить полностью. Другого выхода нет». — Но ведь существует практика выплаты зарплаты через сберкассы . Вот вам и решение проблемы, — поде лился я своей точкой зре ния. — Не хотят люди. Д е сятилетиями склады валась у рабочего психология — по лучать деньги только в це хе. Сломать традицию труд но. Отчасти правда на его стороне. Ведь чтобы р а бочий переводил зарабо танное на сберкнижку и получал причитающееся в сбеужассе, его надо убедить. А это работа не одного дня, и не у всякого руководителя хватит на это терпения. З а то выгоды — очевидны. Ка кие же они? На потерях рабочего вре мени ставится жирный крест, в сберкассе можно получить хоть все, хоть ча стями, хоть купюрами, хоть чеками. Ликвидируется и такая должность, как общ е ственный кассир-раздаэдрк, который назначается и з' ра бочих или слулсащих, отвле кающийся на день, а то и больше от выполнения сво их непосредственных обязан ностей. Особый разговор должен идти о рыбаках. Спросите у иной жены моряка: какой самый для нее тревожный день? Нет, не тогда, когда муж в море, а день выдачи зарплаты , от которой иногда немало отрывается... Будем назы вать вещи сво« ими именами: некоторые мо ряки из кассы мчатся не домой, а с компанией в ре сторан. Тут я не сказал о порой долгом, томительном и ни чем не оправданном ож ида нии, а то и задерж ке зар платы , о чем писал «Ры б ный Мурман» в конце про шлого и начале текущего годов. Но все это ничто^ по 9 ноября 1984 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz