Рыбный Мурман. 1984 г. Ноябрь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Василий Ионов — ч*ловек спокой­ ный и не очень разговорчивый. Кан он сам признается, ему гораздо лег. ч* сделать какое-нибудь трудное дело, чем рассказывать о себе и о своей работе. Что ж, очень многие моряки не понаслышке узнавшие асе тяготы и тяжесть работы на промысле, скупы на слова. Не будем ставить им это ■ вину, тем более что моторист первого класса Васи­ лий Ионов, номмунист, агитатор, член судового комитета, все же рас­ сказал нам о последнем своем рей­ се. Послушаем? •Слово— передовику своими СИЛАМИ Честно говоря, этот по­ следний ' рейс был самым трудным за все время моей работы в море. Конечно, всякое случалось и раньше — погода, бывало, подводи­ л а, и на безрыбье случалось по нескольку месяцев тор­ чать, и с планом иногда не справлялись. И все же таких тяж елых полгода, как эти, в моей жизни еще не было. Дело в том, что наше суд­ но — БМ РТ «Мамнн-Сиби- ряк» — по всем флотским меркам — пенсионер. По­ этому только мы отошли от Ф арерских островов, сразу же начались поломки. Не знаю, как спали члены РПК , сдававшие нам судно, но, с моей точки зрения, совесть их должна бы ла замучить. То и дело выходило из строя электрооборудование, наш а электрогруппа просто с ног сбилась. Только это самое электрооборудование в «чувство» привели, вспо­ могательные механизмы один за другим вылетать стали. Хорошо ещ е, с первого дня перехода мы начали чистить вспомогательный двигатель — время подошло, да и со­ стояние его к тому обязы ­ вало... Так за десять суток перехода мы почистили ди­ зел ь и перебрали всю топ­ ливную систему. Трубы не­ надежные — то там, то здесь подсасывало. Вышли на промысел, а тут еще хлещ е. Надо, чтобы все работало, — рыба идет, а у нас траулер то и дело обесточивается. Сепарация (очистка топлива) практиче­ ски не работала. А топливо грязное, воды много. Попа­ дет вода в ди зель — и все, встало судно. Что делать? Всю систему сепарации при­ шлось перебирать. Торопить­ ся. Рыба ждать не станет. Очень мучили нас турби­ ны вспомогательных дизелей. Часто из строя выходили. И их перебирали, ремонтиро­ вали. Словом, делали, что могли, но простоя не допус­ кали. И все, абсолютно все своими силами. Не могу сказать, что про­ стоев вообще не было. С лу­ чались. То из-за трало­ вой лебедки, то грузовых. Ведь как на промысле быва­ ет? Мы, машинная команда, видим, что механизм рабо­ тает па пределе. Нужно срочно останавливать и ре­ монтировать. Просим адми­ нистрацию на часок машину остановить, подправить кое- что, чтобы потом, если сло­ мается, сутками не стоять. Но не всегда нас слушали. Главное-то — рыба. Вот и случались простои. Тем бо­ лее что лебедки — и тра­ ловая, и грузовы е — ста­ рые, изношенные, требую­ щие не часового перерыва, а серьезного заводского ре­ монта. Это я все о крупных не­ поладках говорю. А сколько по мелочи всего было — tie сосчитать. Выручало знаете что? Дружба и сплоченность машинной команды. Работа­ ли мои товарищи, не счита­ ясь со временем. Случалось, сутками не выходили из ма­ шины. Вахта-подвахта, а по­ том еще на рыбофабрику — улов помогать обрабатывать. Да, поработала машинная команда па совесть, весь экипаж это признавал. Обе­ спечивали надежные тылы, так сказать. И это при всем том, что не хватало у нас одного моториста, да еще прикрепили к нам трех мо­ лодых практикантов из ПТУ, которые отвертку-то в руках держ ать как следует не ум е­ ли. По всякий успех куют люди. Вот ду.маю сейчас, как бы мы выкрутились, если б не пошел с нами в рейс вто­ рой механик А. В. А ф ан а­ сьев. Специалист отличный, человек тоже отличный. В своем хозяйстве с закры ты ­ ми глазами мог безошибочно разобраться. Ни разу за весь рейс голоса не повысил, раз­ драж ения не вы сказал. Смо­ триш ь па его спокойные, уверенные движения и сам душой отходишь. Вот сей­ час пришли Мы в порт. Все с судна ушли, а он сутками не выходит — болеет за де­ ло. Или взять четвертого ме­ ханика А. В. Абрамова. Все­ гда поможет и советом, и делом. У нас первое время опреснитель почти не рабо­ тал. Мучились! И Абрамов вместе с мотористом Воло­ дей Куликовым так этот оп­ реснитель отладили, что хоть сейчас Регистру предъ­ являй. И воды пресной ста­ ло столько — хоть каждый день баню устраивай. А для механика-наладчи­ ка В. К. Никеенкова я даже и слов подобрать не могу. Пожилой уже, а работает — молодым не угнаться. Весь рейс на рыбофабрнке про­ вел. Мы с рыбомучными ус­ тановками мучились, дум а­ ли, совсем не потянут. Но Нпкеенков их все время из поля зрения не выпускал, так мы по муке два плана взяли! А взять моториста Викто­ ра Яблочкппа, что главный двигатель обслуживал, или котельного машиниста А лек­ сея Борисовича Борисова — отлично работали! А Бори­ сов еще и задания по про­ грамме средней мореходки выполнял. Это в его-то 40 с хвостиком лет! К концу рейса все паше оборудование, даж е «пенсион­ ное», работало вполне снос­ но. Иначе бы мы с победой в порт не вернулись. А сей­ час победа нашего эки ­ паж а бесспорна: только по вылову план выполнен на 130 процентов. Да и по всем остальным показателям шаг­ нули мы далеко за цифру сто. В. ионов, моторист БМРТ «Мамин- «Сибиряк» Мурманского тралового флот*. Плюс 1 процент — РА БО ТА Я полгода на континен- * тальном шельфе, а одном иэ отдаленных районов, экипаж СТМ «Омня» Беломорской базы гос- лоаа перевыполнил рейсовые за­ дания по всем параметрам: по общему вылову, по заморозке, по пищевой продукции. Перекры­ то плановое задание и по росту производительности труда. Траулер «Омня» — всепогод­ ное рыбопромысловое судно, построенное по советскому зака­ зу в Германской Демократичес­ кой Республике. Год тому назад его принял и повел в первый рейс капитан Владимир Петрович Елисеенков. Нечего и говорить, насколько ответственными были для капитана и для экипажа пер­ вые рейсы. Переход в свой род­ ной порт и непродолжительный период работы на мойвенной пу­ тине были заняты освоением тра­ улера; ведь для экипажа это принципиально новый тип судна, к которому необходимо привык­ нуть, изучить его промысловые возможности. Пришло время уходить в даль­ нее плавание. Среди рыбаков бытует такое определение, что основа рейса закладывается на берегу. Общеизвестно, что лю­ бое, даже незначительное упу­ щение на берегу может обер­ нуться на промысле сбоями в ра­ боте, непроизводительными про­ стоями. И хотя непросто все пре­ дусмотреть заранее, но капитан В. П. Елисеенков тщательно го­ товился к рыбалке. Надо сказать, что должность капитана такого современного промыслового судна, как «Омня», требует не только рыбацкого та­ ланта, но и больших организа­ торских способностей. Лично для меня явилось от­ кровением то, что, рассказывая об экипаже, Владимир Петрович не заглядывал в бумаги, подробно поведал почти о каждом члене экипажа, приводил по памяти как анкетные данные, так и ха­ рактерные особенности своих подчиненных. Выпускник Херсонского море ходного училища Владимир Ели­ сеенков проходил рыбацкую вы­ учку у прославленного капитана Заполярья, дважды орденоносца В. В. Шереметьева. Научился многому, и вскоре в отделе флота заметили, что молодой ИСПЫТАНЫ ОКЕАНОМ судоводитель обладает острым чувством нового, что он умело опирается на опыт бывалых ры­ баков. Истинная сила его харак­ тера, целеустремленность полно­ стью раскрылись, когда Владимир Петрович Елисеенков взошел хо­ зяином на капитанский мостик. Высокая требовательность к себе сделала его строгим к сво­ им подчиненным. В то же время капитан уважает свободу прояв­ ления личности, умело поддер­ живает инициативу, но никогда не прощает нарушений уставных положений, строго взыскивает за расхлябанность и другие слу­ жебные упущения. На промысле у капитана неизменные правила: встать спозаранку и непременно совершить обход по судну, что­ бы самому ощутить трудовой ритм вовлеченного в непрерыв­ ную работу экипажа. Как же добился успеха эки­ паж? В первую очередь залог успеха капитану виделся в том, чтобы каждый рыбак проникся обостренным чувством ответст­ венности за судьбу плана. И ему удалось при помощи партийной организации создать рабочий настрой, обстановку товарище­ ства и доброжелательности. Большую роль во всех добрых делах на судне капитан отводит своему первому помощнику В. П. Мелентьеву, о любви ко­ торого к морю может засвиде­ тельствовать такой факт. В про­ шлом Владимир Павлович — старший штурман рыбопромыс­ лового судна. По состоянию здо­ ровья сошел на берег. Работал 'директором мореходной школы и заочно учился в Петрозавод­ ском университете. Казалось, что все ладно складывается у него в жизни. Но вот появилась возможность снова окунуться в суматошную рыбацкую жизнь, и коммунист Мелентьев не стал мешкать с решением своей дальнейшей судьбы. С присущей ему энергией и темпераментом В. П. Мелентьев полностью отдавался работе, по­ казывая при этом незаурядные способности организатора. Ещ4 больше отточил первый помощ» ник замечательную способность — страстно увлекать окружаю­ щих его людей, прививать им любовь к рыбацкой профессии. Живой и беспокойный характер комиссара словно заряжает ры­ баков энергией. За время нахождения на про­ мысле сделаны сотни тралений: ни одного аварийного, и трал почти всегда приходил с рыбой. Нужно ли объяснять, какой вы­ сокой квалификацией должны обладать судоводители! Лов ры» бы вели практически круглосу- точно. Старались организовать работу без суеты и авралов. В своем промысловом хозяйстве старший мастер лова Н. И. Ле- винский, что называется, маст-^i из мастеров. И если случались порывы, то Николай Николаевич быстро организовывал ремонт трала. Надежным помощником на па­ лубе зарекомендовал себя мат­ рос коммунист Сергей Ложкин. Не считаясь со временем, тру­ дился машинист РМУ Владимир Сережкин. Это благодаря его старанию план по выпуску рыб­ ной муки выполнен на 160 про­ центов. Большой похвалы заслужил рыбмастер Александр Яковлевич Ролдухин, уделяющий много вни­ мания качеству рыбопродукции и душой болеющий за работу. Он сумел организовать непре­ рывный контроль за качеством рыбопродукции. Рекламации со стороны потребителя быть не должно — это главная запогедь его труда. Администрация и обществен­ ные организации добились ^та­ кого положения, что все вые службы работали творчески, в обстановке взаимопомощи, что в конечном счете обернулось дополнительными тоннами добы­ той, замороженной рыбы. В. БАБУРО, второй помощник капитана Беломорской базы гослова. 1 Рабочее время — работе ЗА ПОЛУЧКОЙ Тишина поразила. Часы показывали 14.30, но произ­ водственная жизнь в дерево­ обрабатывающем цехе объ­ единения «Мурманская судо­ верфь» практически замерла. Лишь в дальнем углу испу­ ганно взвизгнула пила да замолкла. Откуда-то выскочила р аз­ горяченная работница. В ру­ ках держ ала мятые денеж ­ ные купюры. «Где же на­ род?» — остановил я ее. «Там», — махнула она в сторону красного уголка. И правда, люди были «там», где царила припод­ нято-радостная обстановка, — выдавали зарплату. При входе, около кассира, толпи­ лись, шумели, считали, по углам кучковались, пересчи­ тывали, прятали «заначки». — А у пас всегда так ,— рассказы вает бригадир В. С. Полиектов, — как зарплата, так после обеда н а цехе хоть замок вешай. К уда-ю спешивший по делам начальник цеха А на­ толий Михайлович М акаре­ вич был немало удивлен во­ просом, почему нет дис­ циплины в руководимом им коллективе. Д ля того что­ бы установить порядок, М а­ каревичу потребовались пара минут и шесть слов: «О ста­ ются десять человек, всем остальным выйти». Постоял, посмотрел, как выполняется указание, успо­ коился и посетовал: «А что поделаешь? В данном случае потери рабочего времени можно лиш ь уменьшить, но не устранить полностью. Другого выхода нет». — Но ведь существует практика выплаты зарплаты через сберкассы . Вот вам и решение проблемы, — поде­ лился я своей точкой зре­ ния. — Не хотят люди. Д е­ сятилетиями склады валась у рабочего психология — по­ лучать деньги только в це­ хе. Сломать традицию труд­ но. Отчасти правда на его стороне. Ведь чтобы р а­ бочий переводил зарабо­ танное на сберкнижку и получал причитающееся в сбеужассе, его надо убедить. А это работа не одного дня, и не у всякого руководителя хватит на это терпения. З а ­ то выгоды — очевидны. Ка­ кие же они? На потерях рабочего вре­ мени ставится жирный крест, в сберкассе можно получить хоть все, хоть ча­ стями, хоть купюрами, хоть чеками. Ликвидируется и такая должность, как общ е­ ственный кассир-раздаэдрк, который назначается и з' ра­ бочих или слулсащих, отвле­ кающийся на день, а то и больше от выполнения сво­ их непосредственных обязан ­ ностей. Особый разговор должен идти о рыбаках. Спросите у иной жены моряка: какой самый для нее тревожный день? Нет, не тогда, когда муж в море, а день выдачи зарплаты , от которой иногда немало отрывается... Будем назы вать вещи сво« ими именами: некоторые мо­ ряки из кассы мчатся не домой, а с компанией в ре­ сторан. Тут я не сказал о порой долгом, томительном и ни­ чем не оправданном ож ида­ нии, а то и задерж ке зар ­ платы , о чем писал «Ры б­ ный Мурман» в конце про­ шлого и начале текущего годов. Но все это ничто^ по 9 ноября 1984 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz