Рыбный Мурман. 1984 г. Май.

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР «НЕПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА ПРОСТОЕВ» «Сэкономить флотам не менее 105 судо-суток стояночного времени... За счет сокращения сверхнормативных простоев под­ вижного состава ускорить оборот вагонов на 2000 часов». (Из социалистических обязательств коллектива Мурман­ ского морского рыбного порта на 1984 год в рамках До­ говора четырнадцати). ОТ СЛОВ К ДЕЛУ Прежде чем опубликовать рубежи коллективов — парт­ неров рыбаков Мурмана по соревнованию под девизом «Берег — промыслу, промы­ сел — берегу», на страницах нашего еженедельника неод­ нократно поднимались вопро­ сы трудового взаимодействия смежников. В начале этого го­ да, в ходе зимне-весенней мойвенной путины, особенно остро стояла проблема свое­ временной обработки судов в порту. Начало разговору по­ ложила статья «Куре — на конечный результат», в кото­ рой рассказывалось о неудов­ летворительной эксплуатации на промысле ТР «Комиссар Полухин». В ответе на выска­ занную критику начальник службы эксплуатации управле­ ния «Севрыбхолодфлот» Е. Б. ЛИШНЕВСКИЙ «намекнул» ре­ дакции: «В статье не нашла должно­ го отражения основная причи­ на, мешающая эффективно ис­ пользовать транспортный флот, — непроизводительные про­ стои в порту. По сравнению с 1982 годом они возросли в 2,7 раза, а с 1980 года — в 3,5 раза и составили в минув­ шем году 803 судо-суток. Это 42 процента стояночного вре­ мени. Основные причины не­ производительных простоев в порту таковы: — ожидание причала — 166 судо-суток; — ожидание грузовых опе­ раций — 151 судо-сутки; — отсутствие железнодо­ рожных вагонов — 314 судо- суток; — отсутствие нарядов на ры­ бопродукцию — 58 судо-су­ ток. Из 108 транспортных рефри­ жераторов, пришедших в порт под обработку, на 51-м име­ лись непроизводительные про­ стои более 5 суток». Цифры красноречивые. Для более объективной оценки сложившегося положения дел журналисты подключили к своей работе народных конт­ ролеров рыбного порта, М ур­ манского тралового флота, уп­ равлений «Севрыбхолодфлот» и .«Севрыбсбыт», станции М ур­ манск. В результате проведен­ ных рейдов появились коррес­ понденции «Перекур ...перед отходом», «Не себе — см еж ­ нику», «Непростая арифмети­ ка простоев» («РМ», М5 11}. Надо сказать, что поднятые вопросы ритмичной обработ­ ки судов у причалов и чет­ кого взаимодействия рыбаков и их смежников многогранны. Они найдут свое место в пос­ ледующих публикациях. Сего­ дня же мы предоставляем сло­ во руководителям ВРПО «Сев- рыба» н М урманского отделе­ ния Октябрьской железной до­ роги. * * * «С отдельными выводами автора статьи «Непростая арифметика простоев» Согла­ ситься нельзя, однако в це­ лом в корреспонденции под­ няты важные и злободневные вопросы, необходимость ре­ шения которых назрела. Простои судов в порту рас­ тут, и то, что пути их сокра­ щения не просты, отчетлизо видно. Решение целого комплекса вопросов, которые возникают при планировании обработки судов в порту, зависит от мно­ жества причин. Хотя они и связаны с деятельностью раз­ личных организаций, так или иначе участвующих в процес­ се обработки судов, главное и основное влияние на сроки, конечно, оказывает рыбный порт. Поэтому, принимая меры, направленные На упорядоче­ ние и регулирование подхода судов в порт, ВРПО «Сесры- ба» обязывает рыбный порт уделять оснозное внимание сокращению стояночного вре­ мени судов. Одновременна разрабатываются положения, повышающие заинтересован­ ность и ответственность руко ­ водителей порта за соблюде­ ние нормативных сроков об­ работки. Б. ОЛЕНЕВ, начальник отдела эксплуа­ тации приемотранспортно­ го флота и портов ВРПО «Севрыба». * * * «Корреспонденции «Пере­ кур ...перед отходом», «Не себе — смежнику», «Непрос­ тая арифметика простоев», опубликованные в еженедель­ нике, внимательно рассмотре­ ны руководством отделения дороги с заинтересованными работниками станций М ур­ манск и Кола. Начальникам станций указано на недоста­ точный контроль за подачей вагонов под погрузку в рыб­ ный порт. В то же время хо­ телось бы обратить внимание смежников на своевременное и качественное пломбирова­ ние загруженного подвижного состава. Отсутствие пломб на ваго- 'нах, выставленных на желез­ нодорожные пути рыбного порта, создает трудности в своевременной подаче ваго­ нов под погрузку. Нужно сказать, что с нача­ ла года отделение дороги ис­ пытывало недостаток в 'р еф ­ рижераторном подвижном со­ ставе. Руководство постоянно ставит вопрос перед управле­ нием Октябрьской железной дороги о выделении достаточ­ ного количества подвижного состава для обеспечения за­ явок рыбного порта. Кроме того, между отделением и портом заключено соглашение на ремонт Еагонов, в котором портовики обязуются обеспе­ чить приведение в техниче­ ски исправное состояние 300 крытых вагонов в год, подго­ товить их под п огрузку в пре­ делах суточной заявки в пол­ ном соответствии с условиями и правилами ремонта. В на­ стоящее время в рыбном пор­ ту отремонтировано 70 кры ­ тых вагонов. Думается, это соглашение будет выполнять­ ся и дальше. Со стороны работникоз М урманского отделения д ор о ­ ги будут приняты все меры по обеспечению заявок рыб­ ного порта — рефрижератор­ ном подвижным составом под погрузку рыбной продукции. Г. ОРЛОВ, заместитель начальника М урманского отделения Октябрьской железкой до­ роги». СИНИЦА В РУКАХ Очень своевременна тема, поднятая в статье «Золотые колеса». Вношу свое предло­ жение. Чтобы сократить вре­ мя нахождения в пути автобу­ сов маршрута № 14, предла­ гаю ликвидировать три оста­ новки. А именно: на пути следова­ ния с юга на север почти ни­ кто не пользуется остановка­ ми «ул. Свердлова» и «ул. Миронова». На этой предпос­ ледней остановке, кстати, под­ саживаются недобросовест­ ные пассажиры на обратный путь, «забывая,, прокомпости­ ровать билеты. И еще мож но сократить од­ ну остановку на перекрестке улиц Гагарина и Героев-севе- роморцев, на маршруте этого же автобуса, следующего с севера. Здесь обычно наш ав­ тобус долго ждет, пока ДРУ' гой общественный транспорт «ЗОЛОТЫЕ КОЛЕСА» - (а его много) уступит ему место. Здесь, ну, точно, ни­ кто не выходит, а зайти в пе­ реполненный салон невоз^ можно. Теряется же на сто­ янку не менее трех минут. Возможно, есть и другие варианты (например, увеличе­ ние числа автобусов за счет спаренных «Икарусов»), но этот, видимо, наиболее прием ­ лем. Шесть минут экономии времени, считаю, как раз та самая «синица в руках», кото­ рая, как известно, лучше, чем «журавль в небе». В. СЕМЕНОВ. ЗА ЧТО ШТРАФ? 20 апреля в газете «Рыбный Мурман» были опубликованы отклики на статью «Золотые колеса». Не без интереса про­ читал суждения, мнения и предложения выступивших. Особенно заинтересовала за­ метка Н. П. Горбенко, началь­ ника транспортно - складской конторы. По роду работы мне прихо­ дится выписывать эти «зло­ счастные» товаротранспорт­ ные накладные, которые по делу и не по делу облагают­ ся штрафными санкциями. По­ рой смотришь на такой доку­ мент и думаешь, существует ли какой арбитраж или поло­ жение о правильности взима­ ния этих штрафов? Если финансовые органы кли­ ента возражают против выпла­ ты, автобаза штрафует через Госбанк, а там тоже не инте­ ресуются, правильно ли, не­ правильно, снимают с рас­ четного счета и — делу конец. А хорошо, если бы заинте­ ресовался комитет народного контроля, правильно ли приме­ няются штрафные санкции за использование транспорта ав­ тобазы «Севрыбы». А. САВИН, приемосдатчик отдела ма­ териально - технического снабжения тралового фло­ та. «КОГДА СЛОВО-ЗОЛОТО» Вероятно, читатели пом нят, с наним ж ивы м интересом на страницах еж енедельника прош ло обсуждение проблемы я зы ко ­ вой подготовки специалистов, поднятой в статье «Когда слово — золото» («РМ», Ns 42, 1983 г.). В ходе д искусси и («РМ», N9 45, 1983 г., № 7, 1984 г.) были вы- сказаны предложения по ул учш ен ию этой подготовки. П ризнаться, на этом редакция хотела заверш ить обсуждение проблемы. Однако поступивш ие в редакцию оф ициальны й ответ и о т кл и к из ВРПО «Севрыба» говорят о том, что то ч ки над i ставить рано. П ублинуя эти материалы , мы рассчиты ваем , что адм инистрация МВИМУ с вним анием отнесется к замечаниям и более четко определит место и роль училищ а в деле язы ковой подготовки специалистов. УЧИТЬОЯ-В УЧИЛИЩЕ Рассмотрев опубликован­ ные в еженедельнике м атериа­ лы, мы приш ли к выводу о не­ обходимости обратиться через ры б а ц кую газету к работникам ' наш его бассейна, а та кж е к курсантам училищ , к а к буду­ щим специалистам, с тем, что­ бы о полож ении с язы ковой подготовкой в отрасли, требо- ваниям и^т^ предъявляемыми к ней на текущ ем этапе, о рабо­ те бассейновой ком иссии по проверке знаний англи йского я зы ка у них не склады ва­ лось впечатление по вы ска зы ­ ваниям несведущ их лиц. В настоящее время перед работникам и рыбной пром ы ш ­ ленности (за исклю чением лиц, заним ающ их соответствующ ие долж ности в управлениях) не ставятся ж есткие требования об обязательном знании иност­ ранного язы ка. Это все впереди. Необходи­ мый уровень общей и спе­ циальной язы ковой подготовки определяется программ ой, предложенной М инистерством рыбного хозяйства. Программа достаточно сло ж ­ на, освоив ее, специалист име­ ет возм ож ность вести пере­ говоры с иностранной сторо­ ной. Этого, однако, мало, по­ с ко л ь ку требования к я зы ко ­ вой подготовке растут. Р асш и­ ряется и усложняется с к а ж ­ дым годом работа в зонах иностранны х государств, рас­ т у т поставки прод укции на экспорт. О рганизация совм ест­ ны х с зарубеж ны м и ф ирмами экспед иций, производственны е связи требую т повседневного грам отного делового общения, л и чны х контактов, использо­ вания телефонной, радиотеле­ фонной и телеграфной связи, составления различного рода д окум ентов с принятием очень ответственны х реш ений. Здесь уж е н уж но не только знать иностранны й я зы к, но и хоро­ ш о владеть им при реш ении ком м ерческих и правовы х воп­ росов. В первую очередь это касается судоводителей, им ж и зн ь д иктует особые требо­ вания. Об этих требованиях м огут дать представление некоторы е лю бопы тны е ф акты . С прось­ бой о трудоустройстве к нам обращ аю тся специалисты , про­ фессионально владеющие ино­ странны м и язы кам и (не ра­ ботники рыбной промыш лен­ ности). Им предлагались д о ку ­ м енты, разобраться в которы х и перевести на родной я зы к они были не в состоянии. Да­ лее. Один из курсантов МВИМУ, защ итивш ий диплом на а н г­ лийском язы ке, не см ог сдать экзам ен в бассейновой ком и с­ сии. Далеко не все, направлен­ ные на проверку, получаю т удовлетворительную оценку. Сдать экзамен не просто, осо­ бенно тем, у кого мал опы т работы и недостаточная под­ готовка. Кстати, следует отм етить, сообщений о том, что ку р с а н ­ ты училищ «выручали» ком анд­ ны й состав судов, к а к пиш ет зав. кафедрой иностранны х язы ков И. Пенина, к нам не поступало. Нашей промыш ленности, и особенно флоту, н уж ны не просто люди, знающ ие иност­ ранны е язы ки , а специалисты разны х профессий, владеющие язы кам и и способные прим е­ нить эти знания в своей рабо­ те. Следует принять во вним а­ ние, что объединением «Сев- рыба» направлены в М инрыб- хоз СССР предложения по уж есточению программы и введению обязательной ре гу­ лярной аттестационной^ про­ верки язы ковы х знаний для капитанов кр у п н о то н н а ж н ы х судов. Но главное, конечно, это подготовка специалистов в училищ ах. Н. ЗГАЗИНСКИ председатель бассейновой экзаменационной комис­ сии по проверке знаний английского языка. ОТКШТЬ ПРОЩЕ... Основным направлением улучшения знания судоводи­ телями английского язы­ ка следует считать соз­ дание специальных курсов при морских учебных заве­ дениях. С 1980 года такие курсы действуют при А р ­ хангельском мореходном учи­ лище. В феврале 1984 года бы­ ли созданы двухмесячные курсы и при Мурманском мореходном училище имени И. И. Месяцева. Хотелось бы подробнее остановиться вот на чем. Подобные курсы ранее пред­ ложено было создать и при Мурманском высшем инже­ нерном морском училище. С этой целью В Р П О «Сев- рыба» еще 25 марта 1981 года обратилось к руковод­ ству М В И М У , однако ответ был получен отрицательный. Здесь сослались на отсутст­ вие оборудования и помеще­ ний. Надо заметить, что ру­ ководство М В И М У придер­ живается постоянной и твер­ дой тактики отказа па пред­ ложения «Севрыбы». Так, в шопе 1981 года был полу­ чен отказ на предложение об организации курсов деви- аторов из-за отсутствия учеб­ ных площадей. В статье «Объединить уси­ лия» заведующая кафедрой иностранных языков доцент И. Пенина ставит вопрос о необходимости организации языковых курсов, но сразу и отклоняет такую возмож­ ность: «Севрыба» должна выделить учебные помеще­ ния, оборудовать их уни­ кальной аппаратурой, кото­ рая, кстати сказать, отечест­ венной промышленностью не выпускается. Какова же тогда роль М В И М У в решении данной проблемы? Ведь два учеб­ ных заведения нашли воз­ можность организовать кур­ сы по изучению английско­ го языка. Конечно, пробле­ мы в целом они не решают, но на первых пора* и это неплохо. По нашему мнению, при организации курсов следует исходить из имеющихся воз­ можностей и реальных усло­ вий, а не ставить заведомо нерешаемые задачи. Види­ мо, у руководства М В И М У просто нет желания зани­ маться этими хлопотными делами. Проще выставить практически невыполнимые в настоящее время требова­ ния. Тем не менее Всесоюзное объединение «Севрыба» и в дальнейшем совместно f-. Мурманским и Архангель-' ским мореходными училища­ ми будет заниматься расши­ рением курсов по английско­ му языку, увеличивая срок обучения,- состав групп, ук­ репляя учебную базу. Г. тишков, начальник отдела морепла­ вания, связи и электрора- диокавигации ВРПО «Сев- рыба». 4 мая 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz