Рыбный Мурман. 1984 г. Май.
ФЕСТИВАЛЬ ИСКУССТВ СОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ СЛОВО-гостям МАЙЯ-HOPE ТАБАКА — се к- ретйрь правления Союза ху дожников ЛССР по выстав кам: • — у латышской акварели Немало поклонников. Ее отли вают лиричность, камерность, верность народным традици ям. На выставке, которую мы привезли в Мурманск. пред- стапле'ло около 50 работ 19 авторов. * Особый интерес у посетите лей вызывают работы предсе дателя правления Союза ху дожников ЛССР Джеммы Скул* тле. Она работает в станковой, монументальной живописи, ак варели. книжной графике. Три ее картины < Непреходящее», Объединенные общим сюже том, прекрасны по исполне нию, по умению передать ста ринные мотивы, характер тру долюбивого vлатышского наро да, влюбленного в свою зем- йю, бережно сохраняющего &вою историю, традиции. -Оригинальны акварели при знанного художника Яниса Анманиеа. Он предпочитает рн- -ботать к миниатюре. Надо ска зать. что в последнее время 4то* пожалуй, самый посещае мый, популярный п нашей рес публике акварелист. Гинтерс Раймонде — и что бесспорно — мастер настрое ния. Побывав на выставке, ubf В&вернака отмстите такие его дутины. как <Tmififira«- и ^ртеспокойсп во>. ЭГИЯС РОЗЕЯБЕРГС — сек ретарь правления Союзе ху дожников ЛССР, председатель секции художественного текс тиля: — Латышский гобелен, нет смотря на молодость, снискал большом авторитет. В Мурманск мы привезли сравнительно не большую выставку работ веду щих художников республики: профессора Государственной академии художеств ЛССР Ру дольфа* Хеймрате. дипломанта многих международи i.rx и все союзных выставок Эдиты Пау ла-Вигнере, членов Союза ху дожников ЛССР Лилиты Поста вка, Ильмы Аустриия и других. Латышский гобелен развива ется в разных направлениях, ему свопствепы фигуральные и сюжетные композиции, сим волика. Посетители выставки, как я заметил, подолгу про стаивают у гобелена -Литье» Эдиты Иаула-Внгнере (кстати, мои талантливая* коллега — сестра композитора РаЙмонд- са Паулса). И это не удиви тельно. яркая, насыщенная цветовая гамма, высокая тех ника исполнения, безусловно, привлекают зрителем. 13 иных, Т^вжных, пастельных, топах вы полнен гобелен «■ У Даугавы» Неймане Гаумигя. Объемны, рельефны и очень своеобраз ны работы Веры Видуке. Мы очень признательны мург минчанам , за . высокую оценку нашего труда. А Н И Т А ЯНСОНЕ-ЗИРНИТЕ, член С ою за х у д о ж н и ко в ЛССР: Выставка экслибриса, ко торую мы привезли в ваш пре красный город, конечно, очень невелика в сравнении с теми лучшими образцами книжного зпа'ка,; какими мы располага ем па сегодняшний день.' Эта малая форма графики в по следние годы' получила боль шое распространение в рес публике. И у каждого, экслиб- риста своя манера, свой стиль. Посмотрите на работы Эли ты Внлиамы, и .'вы, конечно же, скажете,' что . художница обладает1 тонким • чувством юмора. Нельзя без улыбки смотреть, например, на ' этого толстого кота, небрежно разва лившегося в кресле, на резня- . шцхся вокруг него мышеи. Миниаткхрам - 1Ierepnca Упи- тиса более присущи академиям, склоцность к классическим об разам. символике. Елена Анти монова предпочитает античные ’сюжеты. А Алексеи Юпнтон сумел запечатлеть и книжных знаках образ великого вождя И. II. Ленина. =5 :> * Остается добавить, что ра боты самой Аниты Янсоие-Зпр- ните также представ.кпы на выставке латышского экслиб риса . А И Н А Ж АНО ВН А РИНКЕ- ВИЧ, директор Дома работни ков просвещения и науки г. Лиепая: — В Латвии немало народ ных студни. объединяющих любителей старины. людей, много делающих для сохране ния' национальной культуры. Наша народная студня «Эй торе? *совсем ‘.подросток». ей только 15 лет. Но уже 20 ее членов носят звание народно го мастера прикладного ис кусства. Совсем недавно у нас откры лась и вторая секции — кож- пластики. Поэтому в Мурманск мы привезли образцы своих работ не только из янтаря и металла, но и из кожи. Я обратила внимание, с ка ким интересом ваши женщи ны рассматривают украшения из янтаря. Многие подходят и спрашивают, где бы их можно приобрести. II это нас раду ет. 13едь наша цель — на эт нографическом материале соз дать современные украшения, которые бы соединяли в себе характер латвийского народа, его культуру с требованиями сегодняшнего дня. Тепло встречали мурманчане на открытии фестиваля вы ступление народного артиста Латвийской ССР, композитора , и пианиста Раймондса Паулса. Благодарные слушатели про поднесли ему букеты цветов. Н аверное, я не ошибусь, если скаж у, что участники ли тературн ого вечера, посвящ ен н ого Д н я м латыш ской литера туры , надолго запом нят его, ка к встречу, котора я пом огла нам, северянам , познаком иться с творчеством наших гостей, откры ла новы е имена, пода рила радость общ ения с при ятными, остро чувствующ им и сегодняш ний день и его п р о б лемы собеседникам и. СБЛИЖАЕТ ТВОРЧЕСТВО Народный писатель ЛССР, .руководитель. Союза .писате лей Латвии fyiiap Приеде в своём’ небольшом вступитель ном слове ■ познакомил' мур манчан с истоками совремеж ной латышской литературы, берущей свое начало в па- цноГталыюм фольклоре наро- да-борца, парода-еозндателя, а также с теми задачами, которые стоят сегодня перед писателями, переводчиками братской республики. — Как пет в мире без дарных детей, так пет в ми ре бездарных народов, — так начала свое выступле ние поэтесса Мора Калла. Автор нескольких поэтиче ских сборников, она много сил отдает работе перевод чика. Нора Калла перево дит туркменскую поэзию и прозу, пытаясь, по ее сло вам, «сохранить $кус, запах оригинала». Заслуженный деятель культуры Л С С Р поэт Пете- рнс Юрцннып 25 лет отдал службе в органах милиции. Но опасная и трудная рабо та не подавила в нем лири ка, тонкого и жизнерадост ного. Его стихи о женщине, о своем крас, о природе за душевны и напевны, прони заны светом и большой ве рой в день завтрашний. Такой же верой наполне ны слова молодых прозаи ков Айвара Клявпса и Ма рины Коетенецкой. С боль шим волнением они говори ли о проблемах, которые тре- волтт всех нас: о подраста ющем поколении, о «поте рянных» детях, о долге пи сателя перед современника ми. ■ Писатели поделились свои ми впечатлениями о- встре чах с Кольским краем, ко торый подарил им множест во новых впечатлений. Творчество сближает и обогащает народы — вот тот вывод, к которому пришли участники большого литера турного вечера, состоявшего ся в областной научной биб лиотеке. Л. ЛОПАТКО. Со своеобразной программой выступил перед мурманчанами е о к д л ьно-инстру ментальный ансамбль Л атвийской филармонии «Тип-Топ» (м узы кальны й руководитель А. Маджулис) при участии заслуж енной артистки ЛССР М аргариты Вилцане и лауреата м еждународного кон кур са Ояра Гринберга. В Дни фестиваля артисты встречались с рыбаками тралового флота, м оряками- североморцами. На сним ке: Маргарита Вилцане и Ояр Гринберг. МЫСЛЬ-В ЕДИНОМ ШТРИХЕ Лаконизм изобразительных средств — явление, давно ставшее главной особенностью плакатного языка. Чтобы вы разить смысл фразы: «Обще ство — тебе, ты...» •— худож ник Георг Смейерс нашел уди- еительно простой ход: сига рета, потушенная в мякоти разрезанного арбуза... А вот у этой работы и вовсе суровое название: «Плакат, посвящен ный защите природы». Теме актуальна, многогранна, но Айварс Празниекс решил ее удивительно просто и смело: косяк рыб, .улетающих прочь, за горизонт... Или бумажный самолетик, превращающийся в полете в «Фантом», — образ, вызывающий у зрителя мас су ассоциаций: здесь и опас ность сегодняшних военных «игр», и переход от детских игр в бумажные самолетики к профессии военного летчика. Такое точное «попадание» в зрительское восприятие — несомненная удача художника Вадима Иванова, выпускника Государственной Академии ху дожеств Латвийской ССР. Выставка политического пла ката латышских художников, разместившаяся в Доме культуры моряков, представи ла почти полсотни работ, вы полненных и о разной мане ре, и на различные темы. Од- нако практически все они от« вечают знаменитому выраже нию Владимира Маяковского: «Шершавым языком плака та...» ОРИГИНАЛЬНЫЕ РШ ТЫ Если главное достоинство политического плаката ла коничность, то у театрального плаката возникает еще одна задача: дать максимум инфор мации о спектакле, о событи ях культурной и музыкальной жизни. Выставка театрального плаката, открывшаяся в фойе областного драматического театра, показала, что латыш ские художники ь своей рабо те и экспериментируют нема ло, и находят, и, пожалуй, ошибаются. Если, например, ясно, что руки, кисти, рейсфе деры, карандаши, слетающие ся к чистому, белому листу бумаги, -— это плакат «Выстав ка прикладной графики» (ав тор — Юрис Путралис), то ра бота Лаймониса Шенбергса «Слет хоров учителей» все же требует расшифровки: зеле ный лист на голубом фоне. Ну а для прочтения плаката Гунарса Кирке к спектаклю «Принц и нищий» не надо чи тать название: королевская корона, стоящая на босой но ге... Оригинальные работы есть у Гунарса Земгалса, Ил- марс а Блумбергса — словом, такие работы, о которых от крывший выставку главный режиссер драмтеатра Г. М и хайлов сказал: «Театральный плакат — это образная фор ма идеи спектакля». Е. ЕРШОВ. МОДЕЛИ НА ВСЕ ВКУСЫ Красиво одетый человек. Что это означает? Главный худож ник - модельер объединения «Ригас модес» Е. С. Кузнецо ва на этот вопрос отвечает так: «Это означает, что он одет модно, удобно и практично». Прежде чем покупать понра вившуюся вам вещь или зака зывать в ателье яркую модель из журнала мод — подумайте, куда'вы в этой обновке будете ходить. Есть ли у вас подходя щая к ней сумка, шляпа, обувь? И, наконец, не будете ли вы чувствовать себя неловко, при влекая взгляды прохожих сво им экстравагантным видом? Важно все — и профессия, i возраст, и характер. французы, известные законо датели мод, утверждают, что повседневная одежда должна быть сшита из более дорогой ткани, чем, например, вечер нее платье. Возможно, они пра вы. В театр мы ходим в луч шем случае -раз в два месяца. А па работу —- каждый депг>. Поэтому большего внимания, наверное', заслуживает повсед невная одежда. Два костюма, пиджаки и юбки (или брюки), которые удачно взаимозамсняют друг .друга, плюс несколько блузок или рубашек, добавим сюда жилет или пуловер — и у вас не будет причины но ут рам грустить у гардероба: «что надеть?» В Коллекции моделей одеж ды, которую предложили рижа не, акцент сделан именно в сторону практичной повседнев ности. Тона сдержанные, спо койные. Юбки, пальто, пиджа- пмиимии и ки, блузки, брюки гармонируют друг с другом. Обувь удобная, па среднем каблуке. Последнее обстоятельство, кстати, опреде ляет и длину юбки — короче, чем в прошлые сезоны. Пальто сшиты из двухсторонней ткани( часто без подкладки, не Длин ные, акцентирующие линию плеч, с лаконичными деталями. Предлагаются и пальто-коробки. Это элегантная одежда для взрослых. От нее очень резко отличаются модели, предлагае мые молодежи. Здесь смешение всех стилей, начиная с 20-.Ч годов. Краски яркие, линую щие. Длина не имеет никакого значения. Однако вновь попу лярны мини-юбки в складку, с оборками и пр. Одним словом-, модели ия все вкусы. Т. АЛЕКСЕЕВА. 25 мая 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz