Рыбный Мурман. 1984 г. Май.

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • РЕПОРТАЖ СКОРАЯ ПОМОЩЬ «Вода поступает в машинное отделение. Крен судна — 18 градусов. Выяснить причину не удалось» — радиограмма с грифом «аварийная» легла на стол оперативного д еж урного службы наблюдения за флотом ВРПО «Севрыба» капитана-на- ставника Василия Александровича Калиновского. Под радиограммой подпись флагманского капитана: значит, капитан аварийного траулера «Зодчий» вышел на связь по УКВ-станции с ближайшим судном и попросил сообщить тре­ вожную весть • службу наблюдения за флотом. Вода в машинном отделе­ нии... Следовательно, вот-вот выйдут из строя (или уже вышли) главный и вспомо­ гательный двигатели. А это означает, что судно теряет мореходные качества и ста­ новится игрушкой волн. К тому же вода при штор­ ме увеличивает креп судна, нарушает его остойчивость. Иными словами, судно в кри­ тическом положении. Причем, как это часто происходит на море, беда одна не приходит: раз выве­ дены из строя двигатели, значит, нет электрического тока и иасосы не могут от­ качивать воду. Первое, что сделал Кали­ новский,— установил радио­ телефонную связь с ближай­ шим к «Зодчему» судном. По команде оперативного де­ журного к аварийному трау­ леру отправились два судна Архангельского тралового флота, Т Р «Иркутск», плав­ база «Севрыба», спасатель­ ный буксир «Мурманрыба». Вскоре па «Зодчий» был пе­ редан погружной насос. Все это заняло те несколь­ ко минут, пока собирались члены штаба спасательных операции В Р П О «Севрыба». Штаб начал -работу. И вот уже установлена радио­ телефонная связь с аварий­ ным траулером. Выяснилось: разошелся шов, соединяю­ щий трубы, и вода хлынула в машинное отделение. В считанные минуты ко­ рабельные инженеры «Гнп- 1Х>рыбфлота» н аварийно- спасательного отряда опре­ делили степень остойчивости «Зодчего», произведя расче­ ты размещения груза па его борту II объем поступа­ ющей воды. Штаб не рекомендовал выравнивать крен до пол­ ной откачки воды из машин­ ного отделения, поскольку судно могло опрокинуться. Экипажу удалось, нако­ нец, запустить вспомогатель­ ный двигатель. Штаб посо­ ветовал соединить осуши­ тельный пасос с гофриро­ ванным шлангом: он хотя и медленнее откачивает воду, зато шланг можно дотянуть до «озера», образовавшегося на накренившемся борту. Прошло еще несколько Тревожных часов. Рекомен­ дация — ответ, новый со­ вет — сообщение о резуль­ тате. И наконец: «Все в по­ рядке. Следуем па промы­ сел. Спасибо за помощь». Конечно, такие случаи не часты. Но они потому и ред­ ки, что круглые сутки за движением каждого (подчер­ киваю: каждого) судна сле­ дит оперативный дежурный службы наблюдения за фло­ том. В кабинете дежурного — множество карт морей н океанов с таинственными (для непосвященного) знака­ ми и цифрами. Экраны, таб­ лицы, стопки радиограмм, текст которых без «перевод­ чика» не понять. Не умолка­ ют телефоны, тарахтит те­ летайп. Весь этот поток ин­ формации, который стекается в службу наблюдения, не­ обходим для того, чтобы оперативный дежурный мог в любой миг помочь судну, если случилась беда. И не дай бог, как говорится, ка- кому-лнбо капитану не вый­ ти на связь со службой! Сна­ чала будет послан запрос к «молчальнику», вызовут па связь капитана-флагмана, и, наконец, соберется иа сове­ щание «малый штаб»: руко­ водители флота, чье судно не вышло на связь, старший капитан-наставник службы А . И. Анохин н оператив­ ный дежурный. Перевернут все н вся, но разыщут! А уж если пришла беда, собирается «большой штаб»: начальник отдела морепла­ вания, связи н электрорадио- навигацин В Р П О «Севрыба» Г. В. Тишков, заместители начальника флота, чье суд­ но терпит бедствие, кора­ бельные инженеры «Гипро- рыбфлота», морские инспек­ торы, инженеры аварийно- спасательного отряда и, ко­ нечно, специалисты службы наблюдения. Но еще до прибытия чле­ нов штаба оперативный де­ журный готовит для их ра­ боты полнейшую информа­ цию: какая погода и ледовая обстановка в районе аварии, какие суда находятся ближе других к терпящему бедст­ вие судну, каково их техни­ ческое состояние, каков объем груза на борту, и ус­ танавливает надежную связь с экипажем, попавшим в беду. Но бывает подряд не­ сколько ЧП . Так было в ночь с 31 января на 1 фев­ раля 1981 года. В Баренце­ вом море ветер достигал 30 метров в секунду. В непро­ глядной тьме штормовой но­ чи сел на мель траулер Ар ­ хангельского тралового фло­ та. Вскоре сигнал бедствия поступил с рефрижератора «Альбатрос»: вышел нз строя главный двигатель. Спаса­ тельный буксир «Пурга» шел на помощь «Альбатро­ су» — намотка па винт. В довершение Б М Р Т «Мур­ манск» столкнулся с БМР'Г «Муромск». Вот и покру­ тись ОД С Н Ф ! — Наверное, здесь рабо­ тают люди особого склада? — задаю вопрос Алексею Ивановичу Анохину. — Да. Валерий Александ­ рович Власов, Анатолий Егорович Казарин, Эрнй Сергеевич Куракии, Василий Александрович Калиновский, Виктор Иванович Дубовнц- кнй — капитаны, которым присущи высокая ответствен­ ность, настойчивость, исклю­ чительное трудолюбие. Это люди, для которых нет ниче­ го невозможного. Вот взгля­ ните, цифры за прошлый год: сотрудники службы на­ блюдения дали 340 кон­ сультаций капитанам судов (по их просьбе). А сколько раз мы предупреждали ка­ питанов об опасности — ие счесть! Иными словами, каж­ дое судно — от РТ до плав­ базы — у нас на контроле, а значит, ему гарантирована экстренная квалифицирован­ ная помощь в случае непред­ виденных обстоятельств. НА СНИМКАХ: капитан- наставник В. И. ДубовицкиЛ вызывает на связь спасатель­ ное судно; старший капитан- наставник А, И. Анохин. Фото В. КОРЕЦКОГО. ОСТРЫМ ПЕРОМ Ремонт судов, отнош ение судорем онтников к своему делу не раз являлись поводом для кр и ти ч е с ки х вы ступлений в еж ене­ дельнике. Вот и сегодня старш ий м оринспектор В. П. ГЕРЦАМ обращается к той ж е теме. Он считает, что если бы рассказ 00 окончании ремонта БАТ «Генерал Родимцев» вели кинодокум ен- талисты , то на экране бы »то выглядело тан... ПОСЛЕПРИНЯТЫХМЕР • • • ТИТРЫ: «Это случилось 16 марта 1984 года...» На экране — объединение «Мурманская судоверфь». Деловито снуют между ко р ­ пусами цехов рабочие. Пронзительный звук сирен.»! — по территории одна за дру­ гой проносятся пожарные машины. :К * =» Д о к № 5. На экране — большой автономный траулер «Генерал Родимцев». Как кра­ сив он в канун окончания ре­ монта! Как блестит иа его бортах свежая краска! * * * М оре. Волны. Чайки. Группа траулеров ведет промысел. Крупным планом — полный рыбы траловый ме­ шок на палубе. Печальный голос за кадром: — Где же БАТ «Генерал Родимцев»? Как нужен он здесь! Пора бы уже выйти ему из ремонта... Каюта вахтенного помощни­ ка капитана БАТ «Генерал Ро­ димцев» И. А. Палатова. Вбегают рабочие судовер­ фи и, получив подпись Пала­ това на бумажке, мчатся даль­ ше по судну. В их беге от­ четливо видна спешка, сопут­ ствующая обычно окончанию ремонта. Крупным планом — одна из бумажек в руках рабочего: «Разрешение на проведение огневых работ». и * * Переходной мостик над слипом траулера. Двое рабо­ чих собираются сваривать шов в металлоконструкции мостика. Один из них, А. Н. Скрябин, спрашивает: — А у «ас, товарищ Кряч- ко, документы на электросва­ рочные работы имеются? — Это не вашего ума дело, — отвечает В. А. Крячко, — вы — мой подручный. Лучше побыстрей закончим сварку да пойдем: кое что подрезать надо. > Крячко со Скрябиным вы­ резают отверстие в верхней части опоры переходного моста аппаратом, работающим на жидком горючем. * я * ТИТРЫ: «Стакан — это часть трубы, через которую проходят электрокабели». * > * Помещение, где находятся преобразователи тока для ве­ ерных лебедок. Сквозь «ста­ кан» падают крупные капл < расплавленного металла, сып­ лются искры. * * * Рулевая рубка. Тишина. Вдруг — резкий звонок. Крупным планом — прибор; станция обнаружения пожара. * * * Кормовая палуба траулера. Из-под' вентиляционных гриб­ ков и из-под крыш ки горло­ вины помещения преобразо­ вателей тока для ваерных ле­ бедок вырывается дым. ТИТРЫ: «Четкие действия личного состава БАТ <гГенерал Родимцев» позволили ликвиди­ ровать очаг огня до прибытия пожарных машин». * * * В. А. Крячко вынимает из кармана пачки денег. Круп­ ным планом — тысяча руб­ лей, еще, еще... Печальный голос за кадром: — Если бы товарищ Кряч­ ко во время своих ретивых действий знал, что горит не только изоляция помещения, но и превращаются в пепел (то бишь в штраф) 4,5 тыся­ чи рублей из собственного кармана, видимо, пожара бы не было. ТИТРЫ: «Спустя несколько дней...» Начальник цеха № 4 объ­ единения «Мурманская судо­ верфь» объясняет рабочему: — Вы будете наблюдать за сварочными работами на БАТ «Генерал Родимцев», а их вы­ полнит ваш родственник В. Ла- пинцев. Стапель-палуба дока. Огля­ девшись по сторонам, С. Ла- пинцев, вместо того, чтобы на­ блюдать, берет газорезатель­ ный аппарат и начинает про­ резать наружную обшивку корпуса судна. Крупным планом — пламя от факела лижет внутреннюю обшивку коридора траулера. Печальный голос за кадром: — Еж енедельник «Рыбный М урман» много раз обращал внимание руководителей объ­ единения «М урм анская судо­ верфь» на «игру с огнем» ра­ бочих этого предприятия. Од­ на из статей ны нешнего год» т а к и называлась: «Не и гр ай ­ те с огнем, взрослые!» («РМ», № 4, 28 января 1984 г.). И в ней, в частности, говорилось: «Не раз и не два во время проверок обнаруж ивали, что огневые работы производят люди, не имеющие на то ни- каного права. А к чему это приводит, вряд ли следует объяснять». А в ответе на эту статью главны й инж енер объединения Е. Н. Коренсний сообщал, что ф акты наруш ений правил по­ ж арной безопасности «разо­ браны на рабочих собраниях, обсуждены на специальном со­ вещании. Службой пож арной безопасности судоверфи пр и ­ ним аю тся меры к повыш ению качества проф илактической ра­ боты по предупреждению на­ руш ений Правил пож арной безопасности на судах и бе­ реговы х объектах». Меры приним аю тся, а игра с огнем продолжается... СОВЕЩАНИЯ ЙВЙРНЙ ВЫТЬ НЕ ДОЛЖНО Закончила работу комиссия Министерства рыбного хозяй­ ства СССР, которая проверя­ ла деятельность подразделе­ ний ВРПО «Севрыба» по обес­ печению безопасности море­ плавания и организации тех­ нической эксплуатации флота. Комиссия отметила положи­ тельный факт: снизилось ко­ личество аварийных случаев на бассейне в сравнении с прошлым годом. Однако был выявлен и ряд недоработок в обеспечении безопасности м о­ реплавания. Об этом шла речь на состоявшемся после про­ верки бассейновом совеща­ нии. В настоящее время в ВРПО «Севрыба» принимаются ме­ ры, с тем чтобы устранить названные на совещании недо­ статки, полностью исключить аварийность. Э. ФАТЕЕВ, заместитель начальника «Севгосрыбфлотинспекции». РЫБНЫЙМУРМАН 25 мая 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz