Рыбный Мурман. 1984 г. Май.
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • РЕПОРТАЖ СКОРАЯ ПОМОЩЬ «Вода поступает в машинное отделение. Крен судна — 18 градусов. Выяснить причину не удалось» — радиограмма с грифом «аварийная» легла на стол оперативного д еж урного службы наблюдения за флотом ВРПО «Севрыба» капитана-на- ставника Василия Александровича Калиновского. Под радиограммой подпись флагманского капитана: значит, капитан аварийного траулера «Зодчий» вышел на связь по УКВ-станции с ближайшим судном и попросил сообщить тре вожную весть • службу наблюдения за флотом. Вода в машинном отделе нии... Следовательно, вот-вот выйдут из строя (или уже вышли) главный и вспомо гательный двигатели. А это означает, что судно теряет мореходные качества и ста новится игрушкой волн. К тому же вода при штор ме увеличивает креп судна, нарушает его остойчивость. Иными словами, судно в кри тическом положении. Причем, как это часто происходит на море, беда одна не приходит: раз выве дены из строя двигатели, значит, нет электрического тока и иасосы не могут от качивать воду. Первое, что сделал Кали новский,— установил радио телефонную связь с ближай шим к «Зодчему» судном. По команде оперативного де журного к аварийному трау леру отправились два судна Архангельского тралового флота, Т Р «Иркутск», плав база «Севрыба», спасатель ный буксир «Мурманрыба». Вскоре па «Зодчий» был пе редан погружной насос. Все это заняло те несколь ко минут, пока собирались члены штаба спасательных операции В Р П О «Севрыба». Штаб начал -работу. И вот уже установлена радио телефонная связь с аварий ным траулером. Выяснилось: разошелся шов, соединяю щий трубы, и вода хлынула в машинное отделение. В считанные минуты ко рабельные инженеры «Гнп- 1Х>рыбфлота» н аварийно- спасательного отряда опре делили степень остойчивости «Зодчего», произведя расче ты размещения груза па его борту II объем поступа ющей воды. Штаб не рекомендовал выравнивать крен до пол ной откачки воды из машин ного отделения, поскольку судно могло опрокинуться. Экипажу удалось, нако нец, запустить вспомогатель ный двигатель. Штаб посо ветовал соединить осуши тельный пасос с гофриро ванным шлангом: он хотя и медленнее откачивает воду, зато шланг можно дотянуть до «озера», образовавшегося на накренившемся борту. Прошло еще несколько Тревожных часов. Рекомен дация — ответ, новый со вет — сообщение о резуль тате. И наконец: «Все в по рядке. Следуем па промы сел. Спасибо за помощь». Конечно, такие случаи не часты. Но они потому и ред ки, что круглые сутки за движением каждого (подчер киваю: каждого) судна сле дит оперативный дежурный службы наблюдения за фло том. В кабинете дежурного — множество карт морей н океанов с таинственными (для непосвященного) знака ми и цифрами. Экраны, таб лицы, стопки радиограмм, текст которых без «перевод чика» не понять. Не умолка ют телефоны, тарахтит те летайп. Весь этот поток ин формации, который стекается в службу наблюдения, не обходим для того, чтобы оперативный дежурный мог в любой миг помочь судну, если случилась беда. И не дай бог, как говорится, ка- кому-лнбо капитану не вый ти на связь со службой! Сна чала будет послан запрос к «молчальнику», вызовут па связь капитана-флагмана, и, наконец, соберется иа сове щание «малый штаб»: руко водители флота, чье судно не вышло на связь, старший капитан-наставник службы А . И. Анохин н оператив ный дежурный. Перевернут все н вся, но разыщут! А уж если пришла беда, собирается «большой штаб»: начальник отдела морепла вания, связи н электрорадио- навигацин В Р П О «Севрыба» Г. В. Тишков, заместители начальника флота, чье суд но терпит бедствие, кора бельные инженеры «Гипро- рыбфлота», морские инспек торы, инженеры аварийно- спасательного отряда и, ко нечно, специалисты службы наблюдения. Но еще до прибытия чле нов штаба оперативный де журный готовит для их ра боты полнейшую информа цию: какая погода и ледовая обстановка в районе аварии, какие суда находятся ближе других к терпящему бедст вие судну, каково их техни ческое состояние, каков объем груза на борту, и ус танавливает надежную связь с экипажем, попавшим в беду. Но бывает подряд не сколько ЧП . Так было в ночь с 31 января на 1 фев раля 1981 года. В Баренце вом море ветер достигал 30 метров в секунду. В непро глядной тьме штормовой но чи сел на мель траулер Ар хангельского тралового фло та. Вскоре сигнал бедствия поступил с рефрижератора «Альбатрос»: вышел нз строя главный двигатель. Спаса тельный буксир «Пурга» шел на помощь «Альбатро су» — намотка па винт. В довершение Б М Р Т «Мур манск» столкнулся с БМР'Г «Муромск». Вот и покру тись ОД С Н Ф ! — Наверное, здесь рабо тают люди особого склада? — задаю вопрос Алексею Ивановичу Анохину. — Да. Валерий Александ рович Власов, Анатолий Егорович Казарин, Эрнй Сергеевич Куракии, Василий Александрович Калиновский, Виктор Иванович Дубовнц- кнй — капитаны, которым присущи высокая ответствен ность, настойчивость, исклю чительное трудолюбие. Это люди, для которых нет ниче го невозможного. Вот взгля ните, цифры за прошлый год: сотрудники службы на блюдения дали 340 кон сультаций капитанам судов (по их просьбе). А сколько раз мы предупреждали ка питанов об опасности — ие счесть! Иными словами, каж дое судно — от РТ до плав базы — у нас на контроле, а значит, ему гарантирована экстренная квалифицирован ная помощь в случае непред виденных обстоятельств. НА СНИМКАХ: капитан- наставник В. И. ДубовицкиЛ вызывает на связь спасатель ное судно; старший капитан- наставник А, И. Анохин. Фото В. КОРЕЦКОГО. ОСТРЫМ ПЕРОМ Ремонт судов, отнош ение судорем онтников к своему делу не раз являлись поводом для кр и ти ч е с ки х вы ступлений в еж ене дельнике. Вот и сегодня старш ий м оринспектор В. П. ГЕРЦАМ обращается к той ж е теме. Он считает, что если бы рассказ 00 окончании ремонта БАТ «Генерал Родимцев» вели кинодокум ен- талисты , то на экране бы »то выглядело тан... ПОСЛЕПРИНЯТЫХМЕР • • • ТИТРЫ: «Это случилось 16 марта 1984 года...» На экране — объединение «Мурманская судоверфь». Деловито снуют между ко р пусами цехов рабочие. Пронзительный звук сирен.»! — по территории одна за дру гой проносятся пожарные машины. :К * =» Д о к № 5. На экране — большой автономный траулер «Генерал Родимцев». Как кра сив он в канун окончания ре монта! Как блестит иа его бортах свежая краска! * * * М оре. Волны. Чайки. Группа траулеров ведет промысел. Крупным планом — полный рыбы траловый ме шок на палубе. Печальный голос за кадром: — Где же БАТ «Генерал Родимцев»? Как нужен он здесь! Пора бы уже выйти ему из ремонта... Каюта вахтенного помощни ка капитана БАТ «Генерал Ро димцев» И. А. Палатова. Вбегают рабочие судовер фи и, получив подпись Пала това на бумажке, мчатся даль ше по судну. В их беге от четливо видна спешка, сопут ствующая обычно окончанию ремонта. Крупным планом — одна из бумажек в руках рабочего: «Разрешение на проведение огневых работ». и * * Переходной мостик над слипом траулера. Двое рабо чих собираются сваривать шов в металлоконструкции мостика. Один из них, А. Н. Скрябин, спрашивает: — А у «ас, товарищ Кряч- ко, документы на электросва рочные работы имеются? — Это не вашего ума дело, — отвечает В. А. Крячко, — вы — мой подручный. Лучше побыстрей закончим сварку да пойдем: кое что подрезать надо. > Крячко со Скрябиным вы резают отверстие в верхней части опоры переходного моста аппаратом, работающим на жидком горючем. * я * ТИТРЫ: «Стакан — это часть трубы, через которую проходят электрокабели». * > * Помещение, где находятся преобразователи тока для ве ерных лебедок. Сквозь «ста кан» падают крупные капл < расплавленного металла, сып лются искры. * * * Рулевая рубка. Тишина. Вдруг — резкий звонок. Крупным планом — прибор; станция обнаружения пожара. * * * Кормовая палуба траулера. Из-под' вентиляционных гриб ков и из-под крыш ки горло вины помещения преобразо вателей тока для ваерных ле бедок вырывается дым. ТИТРЫ: «Четкие действия личного состава БАТ <гГенерал Родимцев» позволили ликвиди ровать очаг огня до прибытия пожарных машин». * * * В. А. Крячко вынимает из кармана пачки денег. Круп ным планом — тысяча руб лей, еще, еще... Печальный голос за кадром: — Если бы товарищ Кряч ко во время своих ретивых действий знал, что горит не только изоляция помещения, но и превращаются в пепел (то бишь в штраф) 4,5 тыся чи рублей из собственного кармана, видимо, пожара бы не было. ТИТРЫ: «Спустя несколько дней...» Начальник цеха № 4 объ единения «Мурманская судо верфь» объясняет рабочему: — Вы будете наблюдать за сварочными работами на БАТ «Генерал Родимцев», а их вы полнит ваш родственник В. Ла- пинцев. Стапель-палуба дока. Огля девшись по сторонам, С. Ла- пинцев, вместо того, чтобы на блюдать, берет газорезатель ный аппарат и начинает про резать наружную обшивку корпуса судна. Крупным планом — пламя от факела лижет внутреннюю обшивку коридора траулера. Печальный голос за кадром: — Еж енедельник «Рыбный М урман» много раз обращал внимание руководителей объ единения «М урм анская судо верфь» на «игру с огнем» ра бочих этого предприятия. Од на из статей ны нешнего год» т а к и называлась: «Не и гр ай те с огнем, взрослые!» («РМ», № 4, 28 января 1984 г.). И в ней, в частности, говорилось: «Не раз и не два во время проверок обнаруж ивали, что огневые работы производят люди, не имеющие на то ни- каного права. А к чему это приводит, вряд ли следует объяснять». А в ответе на эту статью главны й инж енер объединения Е. Н. Коренсний сообщал, что ф акты наруш ений правил по ж арной безопасности «разо браны на рабочих собраниях, обсуждены на специальном со вещании. Службой пож арной безопасности судоверфи пр и ним аю тся меры к повыш ению качества проф илактической ра боты по предупреждению на руш ений Правил пож арной безопасности на судах и бе реговы х объектах». Меры приним аю тся, а игра с огнем продолжается... СОВЕЩАНИЯ ЙВЙРНЙ ВЫТЬ НЕ ДОЛЖНО Закончила работу комиссия Министерства рыбного хозяй ства СССР, которая проверя ла деятельность подразделе ний ВРПО «Севрыба» по обес печению безопасности море плавания и организации тех нической эксплуатации флота. Комиссия отметила положи тельный факт: снизилось ко личество аварийных случаев на бассейне в сравнении с прошлым годом. Однако был выявлен и ряд недоработок в обеспечении безопасности м о реплавания. Об этом шла речь на состоявшемся после про верки бассейновом совеща нии. В настоящее время в ВРПО «Севрыба» принимаются ме ры, с тем чтобы устранить названные на совещании недо статки, полностью исключить аварийность. Э. ФАТЕЕВ, заместитель начальника «Севгосрыбфлотинспекции». РЫБНЫЙМУРМАН 25 мая 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz