Рыбный Мурман. 1984 г. Май.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО• Лучше жить —лучше работать В редакцию еженедельник» поступают письма, а которых •*- торы просят рассказать об условиях оплаты труда моряков ры бопромысловых судоа и об их изменениях в нынешнем году. Разъяснения дает начальник отдепа организации труда и зара ботной платы ВРПО «Севрыба» Владимир Иванович КРЮКОВ. нения экипажем рейсового нлапа по добыче рыбы и выпуску продукции. Такой порядок доплат за работы на подвахтах в боль шей степени стимулирует Необходимо напомнить *> том, что правовое регулиро вание организации заработ ной платы членов экипажей судов добывающего флота отличается высокой сте пенью централизации. Такой порядок диктуется необходи мостью единства условий оп латы труда всех предприя тий рыбном промышленнос ти страны. Сложившаяся система по зволяет оказывать необхо димое воздействие на орга низацию производства и тру да, формировать уровень заработной платы в зависи мости от конечных результа тов. Достаточно отметить, что за две последние пяти летки темпы прироста про изводительности труда всег да опережали увеличение заработной платы. На текущий год доплаты за часы переработки сверх нормального рабочего врем? ‘Д 'ни установлены в следую щих размерах (процентах к доли.постному окладу): палубному и машинному составу, механику-наладчи- ку, слесарю-паладчнку, .ме ханику но ремонту оборудо вания, ремонтной группе — 25,0; помощнику капитана но производству. обслуживаю тему персоналу — 30,0; старшему мастеру но до быче рыбы — 40,0: щюнзводстппшому персо налу (за исключением долж ностей. указанных выше) 50,0. По сранненню с прошед шим годом увеличены на мять процентов доплаты па лубному и машинному сос тавам, механнкам-наладчн- кам, слесарямналадчикам, КАЖДОМУПОТРУДУ! механикам по ремонту обо рудования, ремонтной груп пе. Распределение сдельного заработка между членами экипажа производится по ко эффициентам (паям). При этом за один пай принима ется сумма должностного оклада и доплаты за работу сверх нормального рабочего времени матроса обслужива ющего персонала. Произошли изменения в порядке доплаты за работы но добыче. обработке н уборке рыбы членам экипа жа. Если до 1984 года за участие в них устайавлива лась доплата за работу сверх нормального рабочего времени до 15 процентов должностного оклада, то в настоящее время калитаном- днрвктораи судов предостав ляется право увеличивать размеры наев палубной, ма шинной командам, обслужи вающему персоналу, помощ инку капитана по производ ству, механику--наладчику, слЬсарю наладчику, ремонт ной группе до 0.1 пая. Доплата но увеличенным размерам паев производится сверх коллективных сдель ных расценок. При этом ка питану директору. первому помощнику капитана и глав ному (старшему) механику увеличение' размера пая мо жет быть произведено с разрешения руководителя производственного объеди нения, управления (базы) флота при условии вынол- непосредственное участие в обработке рыбы, так как возрастает сдельный зарабо ток, на который начисляется и премия. Премирование экипажей крупных промысловых судов производится за выполнение И перевыполнение двух по казателен. Первый — вы пуск пищевой продукции в ценностном выражении. За выполнение плана начисля ется 20 процентов, за каж дый процент перевыполне ния — 2 процента сдельного, заработка. Максимальный размер премии — 4 0 про центов сдельного заработка. Второй показатель по выло ву. 3& каждый процент пе ревыполнения — 0,8 процен та сдельного заработка.' Максимальный размер при мин — 20 процентов. Об Щнн максимальный размер премий по двум показателям — 00 процентов сдельного заработку. Выплата премий цо добы че рыбы производится при обязательном условии вы полнения плана по выпуску продукции. При работе в Баренцевом море на лове мойвы премирование за пе ревыполнение плана по до быче производится при , обя зательном условии выпол нения программы по выпус ку продукции не менее чем на 110 процентов. В условиях оплаты труда нашли отражение и меры по усилению контроля за соблюде 11 нем технологиче ской дисциплины и повыше нию ответственности за вы пуск продукции. При нзго товлешш недоброкачествен ной продукции члены экипа жа, по Bime которых допу щено снижение качества, лишаются причитающейся за рейс премии полностью. Ли шение премий не является препятствием для наложе ния одновременно и дисцип линарных взысканий, а так же для привлечения к мате риальной ответственности. Для выявления путей уве личения выпуска пищевой рыбопродукции на крупно- тоннажных промысловых судах объединение «Севры ба ■> организует в этом году пять— восемь рейсов с экс периментальными условия ми оплаты труда экипажей. Вместо двух показателей премирования устанавлива ется один: выполнение и пе ревыполнение рейсового нла па но выпуску пшцевой рыб ной продукции в тоннах. При этом за выполнение выпла чивается 20 проц., а за каж дый процент перевыполнения — 2 проц. сдельного зара ботка. Максимальный размер премии 00 процентов. Премирование в опытных рейсах производится при обязательном условии вы полнения рейсового задания по выпуску разделанной рыбы, включая филе. При невыполнении плана по вы пуску консервов (пресервов), всех видов жира и т. д. причитающаяся командно му. составу сумма премии по распоряжетпо руководителя производственпого объеди нения (флота) снижается не менее чем па 10 процентов, но не белее чем на 50 про центов, в зависимости от сте пени невыполнения этих ус ловий. За выпуск недобро качественной продукции де- премированне производится в общем порядке. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Все ремонтные работы здесь м оряки проводили только сво ими силами. По заявкам отде ла снабж ения флота они вы полняли большой объем работ по ремонту и восстановлению сданного на склады с д руги х плавбаз технологического обо рудования — вибраторов для уклад ки сельди в бочки, прес сов для у п а ко в ки слабосоленой рыбы в ящ и ки и т. д. Надо было видеть, в каком состоя нии все это находилось (метал лолом, да и только), чтобы оценить труд людей. Естествен но, все эти работы не входи ли в обязанность м аш инной ком анды плавбазы и вы полня лись в свободное от вахт вре мя. Но это было необходимо и важ но для флота. А. Г. Че- рем ны й сумел т а к доходчиво, умело об ъ яснить людям необ ходимости этой работы, ор га низовать и направить, что м оряки работали с охотой и даже вдохновением. Как писал известный уче ный П. М. Керженцев (од^н из . инициаторов научной орга низации труда и управления в нашей стране), «к роли р уко водителя подходят главным об разом те, кто не только не Страшится ответственности за своЙц работу, но, напротив, охотно берет на свои плечи самую трудную задачу с са мой тяжелой ответственно стью. Люди такого склада са ми рвутся к тяжелым, ответ ственным задачам. Они вы полняют их с большой энер гией и уверенностью в себе-». Наверное, не надо быть спе циалистом - психологом, что бы понять: стержнем всякой организаторской деятельности является ответственность. Ес ли ответственности этой нет, то здесь не помогут ни об ширные знания, ни кипучая энергия, ни острый ум, ни ра ботоспособность, наконец. В свое время в «М урман- сельди» (ныне «М урманрыб- пром») работал Павел А л е к сандрович Ваганов. Будучи ка- питаном-флагманом отряда про мысловых судов, он по многу часов подряд не уходил из р у левой рубки, наб/иодая за по казаниям и приборов, тщ атель но анализируя все по ступ аю щие радиосводки и сообщения о складывающ ейся поисковой обстанозке. Моральное и ф изи ческое напряж ение было на столько велико, что порой Па вел Александрович забывал об отдыхе, сне и пище. К ап и таном владела одна мысль — найти хорошие концентрации рыбы для своего и д руги х су дов отряда. И вот противополож ны й пр и мер. Он относится к одному тож е уж е немолодому ка п и та ну того же флота, которы й не утруж дал себя долгими «бде ниями» на мостике, перепору- чая* это делать своим пом ощ никам . А сам ка п итан , р у к о водитель коллектива, уединял ся с матросами в каю те и «забивал козла». Только бла годаря добросовестному и о т ветственному отнош ению к де лу ш турм анов '(впоследствии они, кста ти сказать, стали от личным и промы словикам и) это судно удерживалось в группе «середнянов». Пример этот не придуман мною. И, к сожалению, подоб ное случается и теперь. И справедливо в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем рззви тии высшей школы и повыше нии качества подготовки спе циалистоз» (июль 1979 года) отмечалось, что в учебном процессе не уделяется долж ного внимания формированию у студентов навыков общест венно политической и органи заторской деятельности, таких важных качеств человека, как инициативность и ответствен ность. Как следствие, в неко торых ленинградских техни ческих вузах уже созданы кафедры прикладной психоло гии, социологии и педагогики. Состоявшийся в августе ны нешнего года в Москзе VI "съезд Всзсэю зного общества психологов уделил особое внимание прикладным облас тям психологии: инженерной, экономической и социальной, поставив главной задачей этой науки — дальнейшее слу жение производству, поиск новых резервов повышения производительности труда. Но вернусь к подготовке, росту и отбору руководящих специзлистоз судов. На мой взгляд, необходимо заранее, даже, может быть, начиная с училища, учебной и произ водственной практики, гото вить резерв командиров (ка- питаноз, стармехов) из наибо лее способных, образованных курсантоз, имеющих необхо димые для роли руководите лей данные. Постоянно при сматриваться к ним, следить за их работой, ростом, очазы вать необходимую помощь, если нужно, поправлять. Большую роль в этом д олж но сыграть укрепление аппа рата наставников из числа наиболее опытных капитанов и старших механикоч. Им не обходимо создать условия на порядок выше самого пере дового капитана или старшего механика флота, вызвать оп ределенную заинтересован ность к этой работе. Нужно сделать так, чтобы эти д олж ности стали «престижными», а не использовались, как иног да бывало, в порядке «трудо устройства» некоторых спе циалистов. Все связанные с этим затраты окупятся с лих вой. Свою положительную роль для решения проблемы вы равнивания работы промы с ловых судов должны сыграть эксперименты по созданию стабильных экипажей, кото рые проводятся сейчас на флотах и о которых «Рыбный Мурман» рассказывает регу лярно. Закрепление экипажей за капитанами также способ ствует действенности сорев нования и ответственности су доэкипажа за судьбу приня тых социалистических обяза тельств. И роль командира здесь трудно переоценить. г. * о * о д у л и н , ветеран рыбной промыш ленности. Пришли ответы «НУЖНА СИСТЕМА» — а корреспонденции под та ки м заголовком |«РМ», № 17, 1984 г.) поднималась проблема повышения мате риальной заинтересованнос ти экипажей в деле эко номии энергетических ре сурсов. На выступление пришел официальный ответ: «Руководящие документы «О премировании работнике» рыбной промышленности за экономию материальных ре сурсов» утверждены Минрыб- хозом СССР 20.01.84 г. по согласованию с ЦК профсою за рабочих пищззой промыш ленности и поступили в объ единение 26.03.84 г. (письмо ВРПО «Севрыба» от 15.03.84 г.) Комиссия по экономии и рациональному использэза нию материальных, сырьевых,- топливно - энергЬтических ре сурсов объединения «Мудман- рыбпром» на своем заседа нии 29.03.84 г. определила з срок до 01.06.84 г. разрабо тать проект положения о пре мирозании за экономию ма териальных ресурсов на ос новании поступивших рунозо дящих документов. В настоящее время такое положение об экономии ма териальных ресурсоа • стадии разработки и вступит в дей ствие с 1 июля с. г. Н. РЕЗНИЧЕНКО, главный инженер объеди нения «Мурманрыбпром». «ЗАТЯНУВШИЕСЯ ОБЕДЫ) — так называлась статья, опубликованная в № 16 20 апреля. В ней говори лось о недостатках в рабо те столовой № 5 облрыбо- ловпотребсоюза. Публикуем ответ на статью: «Статья обсуждена на рас ширенном совещании предста вителей профсоюзного коми тета рыбного порта, админи страции и профкома второго грузового района, облрыбо лояпотребсоюза, конторы об щественного питания. Для устранения отмечен ных недостатков в обслужива нии рабочих и служащих пла нируются следующие меро приятия. В целях расширения зоны обслуживания и своезремен ной уборки торгового зала д о полнительно выделяются по вар-раздатчик и мойщица по суды. Чтобы значительно сокра тить затраты времени на по лучение обеда, организуется питание докеров ночных, ве черних смен по скомплекто ванным рационам. В столовой установлено по стоянное дежурство в целях соблюдения графиков обеден ных перерывов. Руководству конторы обще ственного питания и столовой № 5 предложено усилить контроль за качеством блюд, выпущенных в вечерние и ночные часы, закрепить тех нолога для оказания практи ческой помощи столовой. Ад министрации стоговой предло жено установить круглосуточ ное дежурство. В. ВАВИЛИН заместитель председателя правления Мурманского облрыболовлотребсоюза». * 9 * Аналогичный ответ получен также от профсоюзного ко митета второго грузового рай она рыбного порта-. рыбный мурман 25 мая 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz