Рыбный Мурман. 1984 г. Май.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО• Лучше жить —лучше работать В редакцию еженедельник» поступают письма, а которых •*- торы просят рассказать об условиях оплаты труда моряков ры ­ бопромысловых судоа и об их изменениях в нынешнем году. Разъяснения дает начальник отдепа организации труда и зара­ ботной платы ВРПО «Севрыба» Владимир Иванович КРЮКОВ. нения экипажем рейсового нлапа по добыче рыбы и выпуску продукции. Такой порядок доплат за работы на подвахтах в боль­ шей степени стимулирует Необходимо напомнить *> том, что правовое регулиро­ вание организации заработ­ ной платы членов экипажей судов добывающего флота отличается высокой сте­ пенью централизации. Такой порядок диктуется необходи­ мостью единства условий оп­ латы труда всех предприя­ тий рыбном промышленнос­ ти страны. Сложившаяся система по­ зволяет оказывать необхо­ димое воздействие на орга­ низацию производства и тру­ да, формировать уровень заработной платы в зависи­ мости от конечных результа­ тов. Достаточно отметить, что за две последние пяти­ летки темпы прироста про­ изводительности труда всег­ да опережали увеличение заработной платы. На текущий год доплаты за часы переработки сверх нормального рабочего врем? ‘Д 'ни установлены в следую­ щих размерах (процентах к доли.постному окладу): палубному и машинному составу, механику-наладчи- ку, слесарю-паладчнку, .ме­ ханику но ремонту оборудо­ вания, ремонтной группе — 25,0; помощнику капитана но производству. обслуживаю тему персоналу — 30,0; старшему мастеру но до­ быче рыбы — 40,0: щюнзводстппшому персо­ налу (за исключением долж­ ностей. указанных выше) 50,0. По сранненню с прошед­ шим годом увеличены на мять процентов доплаты па­ лубному и машинному сос­ тавам, механнкам-наладчн- кам, слесарямналадчикам, КАЖДОМУПОТРУДУ! механикам по ремонту обо рудования, ремонтной груп­ пе. Распределение сдельного заработка между членами экипажа производится по ко­ эффициентам (паям). При этом за один пай принима­ ется сумма должностного оклада и доплаты за работу сверх нормального рабочего времени матроса обслужива­ ющего персонала. Произошли изменения в порядке доплаты за работы но добыче. обработке н уборке рыбы членам экипа­ жа. Если до 1984 года за участие в них устайавлива лась доплата за работу сверх нормального рабочего времени до 15 процентов должностного оклада, то в настоящее время калитаном- днрвктораи судов предостав­ ляется право увеличивать размеры наев палубной, ма­ шинной командам, обслужи­ вающему персоналу, помощ инку капитана по производ­ ству, механику--наладчику, слЬсарю наладчику, ремонт­ ной группе до 0.1 пая. Доплата но увеличенным размерам паев производится сверх коллективных сдель­ ных расценок. При этом ка­ питану директору. первому помощнику капитана и глав­ ному (старшему) механику увеличение' размера пая мо­ жет быть произведено с разрешения руководителя производственного объеди­ нения, управления (базы) флота при условии вынол- непосредственное участие в обработке рыбы, так как возрастает сдельный зарабо­ ток, на который начисляется и премия. Премирование экипажей крупных промысловых судов производится за выполнение И перевыполнение двух по­ казателен. Первый — вы­ пуск пищевой продукции в ценностном выражении. За выполнение плана начисля­ ется 20 процентов, за каж­ дый процент перевыполне­ ния — 2 процента сдельного, заработка. Максимальный размер премии — 4 0 про­ центов сдельного заработка. Второй показатель по выло­ ву. 3& каждый процент пе­ ревыполнения — 0,8 процен­ та сдельного заработка.' Максимальный размер при мин — 20 процентов. Об Щнн максимальный размер премий по двум показателям — 00 процентов сдельного заработку. Выплата премий цо добы­ че рыбы производится при обязательном условии вы­ полнения плана по выпуску продукции. При работе в Баренцевом море на лове мойвы премирование за пе­ ревыполнение плана по до­ быче производится при , обя­ зательном условии выпол­ нения программы по выпус­ ку продукции не менее чем на 110 процентов. В условиях оплаты труда нашли отражение и меры по усилению контроля за соблюде 11 нем технологиче­ ской дисциплины и повыше­ нию ответственности за вы­ пуск продукции. При нзго товлешш недоброкачествен­ ной продукции члены экипа­ жа, по Bime которых допу­ щено снижение качества, лишаются причитающейся за рейс премии полностью. Ли­ шение премий не является препятствием для наложе­ ния одновременно и дисцип­ линарных взысканий, а так­ же для привлечения к мате­ риальной ответственности. Для выявления путей уве­ личения выпуска пищевой рыбопродукции на крупно- тоннажных промысловых судах объединение «Севры­ ба ■> организует в этом году пять— восемь рейсов с экс­ периментальными условия­ ми оплаты труда экипажей. Вместо двух показателей премирования устанавлива­ ется один: выполнение и пе­ ревыполнение рейсового нла­ па но выпуску пшцевой рыб­ ной продукции в тоннах. При этом за выполнение выпла­ чивается 20 проц., а за каж­ дый процент перевыполнения — 2 проц. сдельного зара­ ботка. Максимальный размер премии 00 процентов. Премирование в опытных рейсах производится при обязательном условии вы­ полнения рейсового задания по выпуску разделанной рыбы, включая филе. При невыполнении плана по вы­ пуску консервов (пресервов), всех видов жира и т. д. причитающаяся командно­ му. составу сумма премии по распоряжетпо руководителя производственпого объеди­ нения (флота) снижается не менее чем па 10 процентов, но не белее чем на 50 про­ центов, в зависимости от сте­ пени невыполнения этих ус­ ловий. За выпуск недобро­ качественной продукции де- премированне производится в общем порядке. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Все ремонтные работы здесь м оряки проводили только сво­ ими силами. По заявкам отде­ ла снабж ения флота они вы ­ полняли большой объем работ по ремонту и восстановлению сданного на склады с д руги х плавбаз технологического обо­ рудования — вибраторов для уклад ки сельди в бочки, прес­ сов для у п а ко в ки слабосоленой рыбы в ящ и ки и т. д. Надо было видеть, в каком состоя­ нии все это находилось (метал­ лолом, да и только), чтобы оценить труд людей. Естествен­ но, все эти работы не входи­ ли в обязанность м аш инной ком анды плавбазы и вы полня­ лись в свободное от вахт вре­ мя. Но это было необходимо и важ но для флота. А. Г. Че- рем ны й сумел т а к доходчиво, умело об ъ яснить людям необ­ ходимости этой работы, ор га­ низовать и направить, что м оряки работали с охотой и даже вдохновением. Как писал известный уче­ ный П. М. Керженцев (од^н из . инициаторов научной орга­ низации труда и управления в нашей стране), «к роли р уко ­ водителя подходят главным об­ разом те, кто не только не Страшится ответственности за своЙц работу, но, напротив, охотно берет на свои плечи самую трудную задачу с са­ мой тяжелой ответственно­ стью. Люди такого склада са­ ми рвутся к тяжелым, ответ­ ственным задачам. Они вы­ полняют их с большой энер­ гией и уверенностью в себе-». Наверное, не надо быть спе­ циалистом - психологом, что­ бы понять: стержнем всякой организаторской деятельности является ответственность. Ес­ ли ответственности этой нет, то здесь не помогут ни об­ ширные знания, ни кипучая энергия, ни острый ум, ни ра­ ботоспособность, наконец. В свое время в «М урман- сельди» (ныне «М урманрыб- пром») работал Павел А л е к­ сандрович Ваганов. Будучи ка- питаном-флагманом отряда про­ мысловых судов, он по многу часов подряд не уходил из р у ­ левой рубки, наб/иодая за по­ казаниям и приборов, тщ атель­ но анализируя все по ступ аю ­ щие радиосводки и сообщения о складывающ ейся поисковой обстанозке. Моральное и ф изи­ ческое напряж ение было на­ столько велико, что порой Па­ вел Александрович забывал об отдыхе, сне и пище. К ап и ­ таном владела одна мысль — найти хорошие концентрации рыбы для своего и д руги х су­ дов отряда. И вот противополож ны й пр и ­ мер. Он относится к одному тож е уж е немолодому ка п и та ­ ну того же флота, которы й не утруж дал себя долгими «бде­ ниями» на мостике, перепору- чая* это делать своим пом ощ ­ никам . А сам ка п итан , р у к о ­ водитель коллектива, уединял­ ся с матросами в каю те и «забивал козла». Только бла­ годаря добросовестному и о т­ ветственному отнош ению к де­ лу ш турм анов '(впоследствии они, кста ти сказать, стали от­ личным и промы словикам и) это судно удерживалось в группе «середнянов». Пример этот не придуман мною. И, к сожалению, подоб­ ное случается и теперь. И справедливо в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем рззви тии высшей школы и повыше­ нии качества подготовки спе циалистоз» (июль 1979 года) отмечалось, что в учебном процессе не уделяется долж ­ ного внимания формированию у студентов навыков общест­ венно политической и органи­ заторской деятельности, таких важных качеств человека, как инициативность и ответствен­ ность. Как следствие, в неко­ торых ленинградских техни ческих вузах уже созданы кафедры прикладной психоло­ гии, социологии и педагогики. Состоявшийся в августе ны­ нешнего года в Москзе VI "съезд Всзсэю зного общества психологов уделил особое внимание прикладным облас­ тям психологии: инженерной, экономической и социальной, поставив главной задачей этой науки — дальнейшее слу­ жение производству, поиск новых резервов повышения производительности труда. Но вернусь к подготовке, росту и отбору руководящих специзлистоз судов. На мой взгляд, необходимо заранее, даже, может быть, начиная с училища, учебной и произ­ водственной практики, гото­ вить резерв командиров (ка- питаноз, стармехов) из наибо­ лее способных, образованных курсантоз, имеющих необхо димые для роли руководите лей данные. Постоянно при­ сматриваться к ним, следить за их работой, ростом, очазы вать необходимую помощь, если нужно, поправлять. Большую роль в этом д олж ­ но сыграть укрепление аппа­ рата наставников из числа наиболее опытных капитанов и старших механикоч. Им не­ обходимо создать условия на порядок выше самого пере­ дового капитана или старшего механика флота, вызвать оп ределенную заинтересован­ ность к этой работе. Нужно сделать так, чтобы эти д олж ­ ности стали «престижными», а не использовались, как иног­ да бывало, в порядке «трудо­ устройства» некоторых спе­ циалистов. Все связанные с этим затраты окупятся с лих вой. Свою положительную роль для решения проблемы вы­ равнивания работы промы с­ ловых судов должны сыграть эксперименты по созданию стабильных экипажей, кото­ рые проводятся сейчас на флотах и о которых «Рыбный Мурман» рассказывает регу­ лярно. Закрепление экипажей за капитанами также способ­ ствует действенности сорев­ нования и ответственности су­ доэкипажа за судьбу приня­ тых социалистических обяза тельств. И роль командира здесь трудно переоценить. г. * о * о д у л и н , ветеран рыбной промыш ­ ленности. Пришли ответы «НУЖНА СИСТЕМА» — а корреспонденции под та ки м заголовком |«РМ», № 17, 1984 г.) поднималась проблема повышения мате­ риальной заинтересованнос­ ти экипажей в деле эко­ номии энергетических ре­ сурсов. На выступление пришел официальный ответ: «Руководящие документы «О премировании работнике» рыбной промышленности за экономию материальных ре­ сурсов» утверждены Минрыб- хозом СССР 20.01.84 г. по согласованию с ЦК профсою­ за рабочих пищззой промыш­ ленности и поступили в объ­ единение 26.03.84 г. (письмо ВРПО «Севрыба» от 15.03.84 г.) Комиссия по экономии и рациональному использэза нию материальных, сырьевых,- топливно - энергЬтических ре­ сурсов объединения «Мудман- рыбпром» на своем заседа­ нии 29.03.84 г. определила з срок до 01.06.84 г. разрабо тать проект положения о пре мирозании за экономию ма­ териальных ресурсов на ос­ новании поступивших рунозо дящих документов. В настоящее время такое положение об экономии ма­ териальных ресурсоа • стадии разработки и вступит в дей­ ствие с 1 июля с. г. Н. РЕЗНИЧЕНКО, главный инженер объеди­ нения «Мурманрыбпром». «ЗАТЯНУВШИЕСЯ ОБЕДЫ) — так называлась статья, опубликованная в № 16 20 апреля. В ней говори­ лось о недостатках в рабо­ те столовой № 5 облрыбо- ловпотребсоюза. Публикуем ответ на статью: «Статья обсуждена на рас­ ширенном совещании предста вителей профсоюзного коми­ тета рыбного порта, админи­ страции и профкома второго грузового района, облрыбо лояпотребсоюза, конторы об­ щественного питания. Для устранения отмечен ных недостатков в обслужива­ нии рабочих и служащих пла­ нируются следующие меро­ приятия. В целях расширения зоны обслуживания и своезремен ной уборки торгового зала д о ­ полнительно выделяются по­ вар-раздатчик и мойщица по­ суды. Чтобы значительно сокра­ тить затраты времени на по­ лучение обеда, организуется питание докеров ночных, ве­ черних смен по скомплекто­ ванным рационам. В столовой установлено по­ стоянное дежурство в целях соблюдения графиков обеден­ ных перерывов. Руководству конторы обще­ ственного питания и столовой № 5 предложено усилить контроль за качеством блюд, выпущенных в вечерние и ночные часы, закрепить тех­ нолога для оказания практи­ ческой помощи столовой. Ад министрации стоговой предло жено установить круглосуточ ное дежурство. В. ВАВИЛИН заместитель председателя правления Мурманского облрыболовлотребсоюза». * 9 * Аналогичный ответ получен также от профсоюзного ко ­ митета второго грузового рай она рыбного порта-. рыбный мурман 25 мая 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz