Рыбный Мурман. 1984 г. Май.
ВНИМАНИЕ: ПОДРОСТОК! ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ' РАСТИТЬ ЧЕЛОВЕКА — Легче всего, знаете, с какими ребятами? С теми, кто открыто настроен «про- /тив». Пусть он ершится, от кровенно игнорирует меня, даже смеется, но я знаю: с этим — получится. Общий язык найдем. А вообще са мое сложное — это войти * контакт с подростком. Нащу пать ту самую ниточку, за которую мож но зацепиться. Душ у его понять. Правда, делать это мне довольно трудно: очень ощущается от сутствие педагогического об разования. Конечно, читаю брошюры , книги, учусь у других, но все же системных знаний но хватает. — Моя собеседница огорченно взды хает, на какое-то время за думывается, а потом, тряхнув светловолосой головой, так же увлеченно и энергично продолжает рассказ о своей работе с трудными подрост- . ками. О работе после рабо ты, потому что (пора и пред ставить нашу героиню ) Ири- Мокерова — групповой механик тралового флота. Работа, откровенно говоря, не совсем женская, но когда- то и я театре все роли игра ли только мужчины... В комитет комсомола трал- флота Ира пришла сама и попросила: «Хочу заниматься ком сомольской работой. Д ай те то, что потруднее». Так и оказалась она в оперативном комсомольском отряде д ру жинников. И вот уже три го да вечера у Ирины плотно заняты. Вместе со своими товарищами по отряду и со трудниками инспекции по делам несовершеннолетних ходит она в неблагополучные семьи, беседует с подрост ками и их родителями. На верное, нет сейчас « О ктябрь ском районе такой небла гополучной семьи, которую не знала бы Ирина. А полго да назад у нее появился ин дивидуальный подопечный. — Пока у меня с ним ни чего не получается. Такой сложный мальчик! Никогда не спорит, со всем соглаша ется и вроде все-все пони мает и осознает. И вдруг — опять срыв. Совершенно не предугадать, что он выкинет через минуту после душевно го разговора. Я к нему, а он от меня ускользает, уп лывает... Ира очень переживает за этого парня. За то, что нет рядом с ним надежных д ру письмо МАЛЬЧИШКИ Они были очень разными, эти мальчишки. Витя Шкво ров -г- жесткий, инициатив ный, заводила по самой сво ей природе. А Слава Бушу ев — тихий, мягкий, как пластилин. И оба оказа лись па учете в ИДН . Виктор — за хулиганство и оскорбления педагогов й школе, а Слава попал в дурную компанию, дал себя уговорить приобрести ору жие. За это и был осужден | отсрочкой исполнения при говора. Много пришлось работать с этими ребятами. Витя Шкворов после школы по ступил в профтехучилище, увлекся спортом, охотно учился и постепенно отошел от своих дурных привычек, отогрелся душой. II когда стало ясно, что в лице Вити Шкворова государству воз вращен вполне полноцен ный гражданин, мы сияли 'его с учета. Со Славой Бушуевым было сложнее. Сам по себе он никакой опасности не представлял, но компания, в которой он вращался, в любой момент могла затя нуть этого тихошо в какую- нибудь дрянную историю. Поэтому наша задача была в том, чтобы изолировать Славу от дружков прияте лей. Пробовали развивать его 'художественные наклонно сти (он неплохо рисовал, охотно играл на гитаре), по ощряли дружбу с хороши- ми, надежными ребятами. Родители устроили Славу в РС У плотником... Сейчас Слава Бушуев и ><8итя Шкворов служат в армии, и служат хоро шо. Свой гражданской долг перед страной ребята выполняют честно. И я уве рен, что, возвратясь из ар мии, ни тот, ни другой не встанут больше на скольз кую и опасную дорогу. А. КУЗНЕЦОВ, инспектор ИДН Октябрь ского РУВД. зей, что мучит Владика комп лекс неполноценности, что она, Ира М окерова, не может уделить ему достаточно вре мени, потому что у нее своя семья, своя дочка растет. — Я до оперотряда нико гда ни с чем подобным не сталкивалась. Сама-то росла в очень благополучной се мье. А оказалось, что просто необходимо серьезно зани маться этой проблемой — «Подростки». Многие ком со мольцы тратят свободное время впустую, вместо того чтобы помогать обществу растить человека. А ведь трудные подростки одна из самых опасных наших боля чек. Уверена, что человек не имеет права жить только для себя, хотя бы просто потому, что многое получил от стра ны. А жить для других — это и заботиться о будущем. Превращать трудных подрост ков в достойных граждан страны. И а этом важней шем деле на помощь школе, родителям, милиции должны прийти наши оперативные отряды. В этом — наш долг. Н. ГЕОРГИЕВА. На снимке — Ирина Моке рова. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПРОВЕРКЕ Телефонные звонки в прокуратуру редко предвещают радо стное событие. Чаще, увы, наоборот. Вот и сегодняшнее утро началось с такого звонка. Из райотдела милиции сообщили, что за хулиганские действия задержан учащийся СГПТУ № 6. Поломил я трубку и задумался: опять шестое училище. Куз ница рыбацких кадров, опора флотов, а вот, поди же ты, пра вонарушений там предостаточно. еле выхода из полонии? Су меет ли он стать достойным гражданином? А сум ею т ли стать ими А нд рей Данилов, Саша Сороник, И горь У раков, А нтон Ковач, состоящие на учете в ИДН? Ведут себя подростки плохо, за одну лиш ь четверть тему- ПОКА НЕ ПОЗДНО Совсем недавно в порядке осущ ествления пр окурор ского надзора проверяли мы шестое училищ е. Смотрели, к а к соб людаю т там законы о борьбе с правонаруш ениям и. Работа ли наши товарищ и долго, кропотливо. П рокуратуре по могали ком иссия и инспекция по делам несовершеннолетних. Много было бесед с курсантам и и преподавателями. В резуль тате всего этого выяснилось, что вовсе не случайно среди задерживаемых м илицией под ростков нередко встречались воспитанники этого учебного заведения. Не случайно неко торые из ребят привлекались к административной ответст венности за пьянство, двое даже побывали в м едвы трез вителе. Не случайно, что за курсантам и числятся случаи мелкого хулиганства, а за от дельными ребятами и уголов ные правонаруш ения. Да-да, не случайно, ибо нет пока в училищ е атмосферы нетерпи мости к наруш ителям и х у л и ганам, не везде на долж ны й уровень поднята воспитатель ная работа. Наиболее неблагополучной оказалась группа № 311, ко торую ведут мастера пр ои з водственного обучения В. Я. Обрыньба и А. В. Ю дников. Представьте себе, из 28 ее курсантов трое совершили преступления, причем двое — повторно. И это —• не счи тая дисц иплинарны х и адми нистративны х проступков. К а к это ни удивительно и печально, но тревогу забили не в училищ е. Матери ку р с а н тов Игоря М инькина и Вита лия Урбана написали ж алобу пр окурор у, в которой говори лось, что в гр уп п е слаба вос питательная работа, подрост ки пр акти че ски не кон тр ол и рую тся, у воспитателей нет связи с ком иссией по делам несовершеннолетних и обще ственностью района. М ожет быть, матери, ослеп ленные родительскими чувст вами, переборщили? У вы , нет... Вот два курсанта этой гр у п п ы — Дима Гапоненко и Саша Д р уж и н и н . Оба они еще до поступления в училищ е состо яли на учете в ИДН за кр а ж и и хулиганство. Не зря гово рится: ры б ак ры бака... Уди вительно быстро подруж ились эти пареньки. Стали вместе пьянствовать, хули ганить. В 1982 —1983 учебном году они прогуляли 924 часа. Тогда же, а июне 1982 года, пьянЫми со вершили злостное хулиганст во. Колония должна была стать итогом похождений пр и ятелей, но суд, понадеявшись на воспитательную силу кол лектива, отсрочил исполнение приговора. Конечно ж е, если бы в уч и лище задались целью спасти ребят, уж есточили бы ко н т роль за ними, возможно, все и обошлось бы. Но на них просто махнули р укой , даже сообщение милиции о том, что Дима Гапоненко задержан пьяным , рассматривать не стали. Ребята уверовали в полную безнаказанность. И вот в сен тябре 1983 года решились на грабеж. Сейчас они оба в ме стах лиш ения свободы. Что ж , законом ерны й, хотя и пла чевный итог. А вот Виталий Довбня до поступления в СГПТУ-6 счи тался вполне благополучным подростком. На третьем же курсе неож иданно стал пр огу ливать, хулиганить. Если бы это насторожило мастера производственного обучения Г. В. Л укош кова, если бы он попы тался разоб раться с подростком и помочь ему, то, конечно ж е, узнал бы, что попал Виталий в дурную ком панию , что им, к а к хочет, кр у ти т хи тр ы й и вороватый приятель. Но судьба Довбни никого в училищ е не интере совала. Когда Виталий на ули це ограбил незнаком ого маль чиш ку, суд, снова уповая на воспитательную силу коллек тива да и не желая искале чить судьбу впервые оступи в шегося парня, отсрочил ис полнение приговора. Я снова подчеркиваю : еще не поздно было направить курсанта на верный путь, но училищ е вновь осталось в стороне. За то уличная ком пания все больше затягивала Виталия в свои сети. И вот в период отсрочки исполнения пригово ра подросток участвует в груп- п о е о м преступлении. Теперь уж е снисхождения к нему не будет. Получат и он, и его друзья по всей строгости за- нона. Что будет с этим парнем, с его искалеченной душ ой по- щего учебного года ум уд ри лись прогулять 400 часов за н ятий, но опять ж е н и кто ими всерьез не занялся. И даже когда эти ребята ж естоко из били своего од нокурсника В италия Урбана, руководство училищ а и мастера поспеш или «замять» конф ликт. Что это — нежелание вы но си ть сор из избы или равно душ ие к судьбе подростка, судьбе человека? Думаю , с ко рее второе. Ведь к а к иначе расценить тот ф акт, что педа гоги чески й коллектив учи л и ща не имеет точны х сведений о неблагополучны х семьях, не всегда знает, к а к ж и вут ребята, оставшиеся без роди телей. Например, у курсанта Ивана Ходжи отец осужден, мать умерла, у Сергея * У сти нова и Сергея Дубовцева — отцы в ЛТП, матери умерли, а над этими ребятами даже не было установлено попечи тельство. Как и чем они ж и вут, н икто в училищ е не ин тересуется, а ведь это не взрослые люди, это — подро с тки , по сущ еству еще дети... А нализируя результат про верки, я все время натынался на стену равнодуш ия и бес печности, причем стену, возве денную не случайным и людь ми, а специалистами-педаго- гами. И постоянно не давал покоя вопрос: благополучен ли сам педагогический колл ек тив? Все ли гладко среди взрослой части населения это го учебного заведения? Под р у ки попалась докладная запи ска преподавателя М. И. К укл и но й, в которой она со общала завучу В. П. В иш ня ковой, что учащ иеся И. Гру ш евский, Е. Захаров, А. Нау м енко и А. Бесковный дерзко сорвали ур о к, позволяя себе хули ган ски е вы ходки по отно ш ению к другим ребятам. Преподаватель просила н а ка зать учащ ихся. И что же? Р у ководство училищ а не придало значения этой докладной! Конечно, мы д опускали, что этот случай может бы ть до садным исключением из пра вил, однако дальнейшее раз витие событий опровергло эту успокоител ьную версию. Еще полным ходом шла проверка, когда в пр окуратуру снова по ступила жалоба, теперь уж е от одного из мастеров СГПТУ-б, из которой явствовало, что об становка в педагогическом коллективе училищ а крайне нервозна и скандальна. Нас это, честно говоря, на сторожило. Судите сами: воз м ожно ли полноценное воспи тание курсантов, если воспи тателей сам их надо воспиты вать? Ведь «успехи» той са мой пресловутой 311-й гр уп пы выросли не на голом месте! Примеры, которы е я приве ду, выходят, к а к говорится, из ряда вон, и тем не менее они вполне законом ерны . До недавнего времени рабо тал в училищ е мастером про изводственного обучения бы в ш ий тралф лотовский капитан Б. И. М ищ ук. К а к работал, к а к вел себя со своими вос пи танни кам и , н и кто особо не интересовался, пока мать к у р санта Д. Гапоненко (на счету которого сейчас два преступ ления) не начала звонить во все колокола, что мастер Ми щ ук спаивает ее несовершен нолетнего сы на. За р у ку Ми- щуна схватили не сразу, и он продолжал работать, а мать подростка не успокаивалась и продолжала бить тревогу. И вот с июне м инувш его года постановлением партком а тралового флота М ищ уку был объявлен строги й вы госор с занесением в уче тн ую ка р то ч ку «за антипедагогичесиие действия, имевшие место при индивидуальном воспитании курсантов, и пьянство». Каза лось бы, все ясно, этому че ловеку нельзя ни в коем слу чае доверять воспитательную работу, налицо прямые осно вания для его немедленного увольнения. Но руководство СГПТУ дает М ищ уну перевод в трест «Сг.ецдорстрой» на должность старш его и нспекто ра по кадрам. Оставим этот ф акт на сове сти руководителей СГПТУ, но, не будь для коллектива ти пичны подобное попуститель ство и безнаказанность, воз можно, не случилось бы и д ру гое ЧП: в данное время по пя ти статьям уголовного код ек са за тя ж ки е преступления (совершенные вне стен уч и лища) привлекается к ответ ственности мастер этого ж е училищ а В. Н. Кузнецов. Проверка СГПТУ-6 законче на. По результатам ее группе мастеров производственного обучения объявлены выговоры и строгие вы говоры , руковод ству училищ а строго указано на недостатки в работе по проф илактике правонаруш е ний и преступлений. Но глав ное — исправление этих не достатков еще впереди. И надо к а к м ож но быстрее исправлять их, ведь от этого зависит судьба подростков. Надо, не жалея сил и времени, спасать тех, кто уж е встал на с ко л ьзкую дорогу. Пона не поздно! В. МАКАРОВ, прокурор О ктябрьского района г. Мурманска. пмштгсм 18 мая 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz