Рыбный Мурман. 1984 г. Май.

У нас 4 гостях «РЫБАК СЕВЕРА» Архангельские промысловики называют свою газету «Рыбак Севера»: наш «Рыбачек». Не так давно «Рыба­ чек» рассказал о Мурманском траловом флоте, с кол­ лективом которого вот уже многие годы соревнуются тралфлотовцы Архангельска. А сегодня читатели «Рыб­ ного Мурмана» имеют возможность поближе познако­ миться, узнать о трудовых делах архангелогородских рыбаков. СОПЕРНИЧЕСТВО М ой собеседник — начальник Архангельского тралового фло­ та Геннадий Алексеевич Васьков. Более двадцати пяти пет тру­ дится он ■ рыбной промышленности, прошел путь от матроса до руководителя одного из крупнейших в городе предприятий. И, может быть, не случайно мой первый вопрос связан со ста­ новлением флота. Г — Геннадий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, чита­ телям «Рыбного Мурмана» об истории Архангельского трало­ вого флота. — За шестьдесят три года нашего тралового флота ры б­ ная промышленность превра­ тилась в ведущую отрасль на­ родного хозяйства. Родиной образования тралового про­ мысла по праву называют А р ­ хангельск. Именно отсюда 29 июня t920 года ушел в море первый рыболовный траулер. Пионерами флота были рыба­ ки-поморы , посвятившие свою жизнь нелегкому рыбацком у делу. Среди них — наши пр о ­ славленные капитаны: Степан Дмитриевич «опытов, Ф е д о р Михайлович Михов, П рокопий Федорович Хохлин, Александр Николаевич Домидов. Как известно, до 1924 года траулеры базировались в Архангельске, и только осенью того года шесть судов были переведены на круглосуточ­ ную работу в именуемую сей­ час базу Полярный. В 1931 году образовалось два флота — Архангельский и М урм ан­ ский. Ушедшие о М урм анск наши ветераны оставили по­ сла себя достойную смену. Мирный труд рыбаков пре­ рвала Великая Отечественная война. Как и все советские люди, они защищали Родину от фашистских захватчиков. Траулеры переоборудовались под военные корабли, члены их экипажей становились во­ енными моряками. М ногие из них вписали яркие страницы в историю битвы в Заполярье. Например, незабываем под­ виг архангельского «Пассата». После войны начался восста­ новительный период. Ремонти­ ровались корабли, готовились кадры промысловиков. С на­ чала 50-х годов флот пополня­ ется траулерами, построенны­ м и в Швеции, Финляндии, Польше. Новое развитие полу­ чил он в 60-е годы, когда у рыбаков появились современ­ ные морозильные траулеры, осваивались новые промысло­ вые районы. — Вы говорили о трудовых традициях флота. Не могли бы вы назвать прославленных ар­ хангельских рыбаков! Ведь ус­ пех в любом деле приносят люди, их талант, знания, про­ фессиональное мастерство. — Достаточно сказать, что Архангельский траловый флот воспитал трех Героев Социали­ стического Труда. Это капита­ ны Никон Зосимович Веселков, _ Филипп Сивирьянович Гуляев, мастер добычи Григорий Алек­ сандрович Могутов. Сейчас ус­ пешно работают лауреат Госу­ дарственной премии СССР ка­ питан-директор Анатолий Иль­ ич Горбачев, лауреат премии советских профсоюзов Ру­ дольф Михайлович Орлов. Труд многих рыбаков отмечен орденами и медалями Роди­ ны. Хочется также назвать ка­ питана-директора подменного экипажа Георгия Александро­ вича Гуриновича, группового механика Петра Ивановича Ко- пытова, капитана-директора Ивана Петровича Левшукова. Мы вправе гордиться ими, по­ скольку все они преданы мо­ рю и флоту. — Вот уже многие годы Архангельский траловый флот соревнуется с М урманским. Какова ваша оценка трудово­ го соперничества! — Коллективы двух флотов Северного бассейна издавна связывают исторические и трудовые узы. Трудовое со­ перничество, взаимовыручка позволяют лучше выполнять производственные задания, определенные Продовольст­ венной программой страны. Несмотря на сложную про­ мысловую обстановку, многие коллективы- судов добились высоких трудовых успехов. Лучшие результаты у рыбаков БМРТ «Онекотан» (капитан- директор Петраченко), ПСТ «Медвежьегорск» (капитан Ор­ лов), ПСТ «Краснотуранск» (ка­ питан Фролов). Судовые партийные органи­ зации обеспечили широкую поддерж ку инициативе пере­ довых экипажей по перевы­ полнению заданий. В резуль­ тате 36 экипажей досрочно справились с заданиями трех лет пятилетки. Это — резуль­ тат упорного труда рыбаков, Ш ироко развернутого социали­ стического соревнования и, прежде всего, традиционного между двумя нашими флота­ ми. Очевидно, мож но подумать над расширением и других контактов: скажем, обменом опытом передовых экипажей, темы для совместного раз­ говора могли бы найти, напри­ мер, рационализаторы. Сло­ вом, соревнование должно быть творческим. — Последний и, может быть, традиционный вопрос. Что бы вы хотели пожелать двум кол­ лективам в 1984 году! — 1983 год отошел в историю. Он остался в памяти взятыми трудовыми рубежами, с высо­ ты которых мы смотрим в бу­ дущее, определяем новые за­ дачи. Каждый из нас принес в новый год свои надежды, за­ боты, личные планы. Их осу­ ществление неотделимо от об­ щих задач двух коллективов. Особый настрой деловитос­ ти и требовательности прида­ ли нашей работе решения Пленумов ЦК КПСС (1983, 1984 гг.), сессии Верховного Совета СССР. Над претворе­ нием их в жизнь трудятся на­ ши коллективы. Хочется поже­ лать архангельским и мурман­ ским промысловикам дальней­ ших трудовых успехов в вы­ полнении Продовольственной программы страны. Беседу записал А. ВЕРТЕШИН. Судьбу Филиппа Гуляева, сына пертомииского рыбака, решил счастливый случай. Не пройдя по конкурсу в мо­ реходное училище, он посту­ пил в рыбопромышленный техникум, а потом получил назначение в Архангельский траловый флот. Здесь очень пригодился Гуляеву опыт отца, у кото­ рого, кстати, проходил пер­ вую морскую практику. Бы- ЗВЩ Й Р Ь Ж Я стро поднимался fno служеб­ ной лестнице судоводителя: третий помощник капитана, второй, старпом... И вот сравнительно молодому еще рыбаку доверено . самостоя­ тельное дело, он впервые поднимается на капитанский мостик траулера. Здесь п проявился в пол­ ной мерс поморский харак­ тер, рыбацкий талант Фи ­ липпа Сивнрьяиовпча. . Уже через несколько лет его имя называют в числе лучших ка­ питанов ф^юта. Одним из пер­ вых он осваивает пелагиче­ ский способ лова, новые ору­ дия. добычи, промысловую аппаратуру. Экипаж БМ РТ «Карпогоры» занимает при зовые места во Всесоюзном соревновании рыбацких кол­ лективов. Год от года увели­ чивает он объемы добычи. Родина выерко оценила ус­ пех передового коллектива, его капитана-директора: Ф. С. Гуляеву присваивает­ ся звание Героя Социалисти­ ческого Труда. Прошло время, и опыт, богатые промысловые зна­ ния, • организаторские спо­ собности Филиппа Сивирья- новича потребовались на бе­ регу. его назначают на дол­ жность заместителя началь­ ника флота. Новая долж­ ность, новые заботы. И здесь коммунист Гуляев делает все от него зависящее для луч­ шей эксплуатации флота, для воспитания нового поколе­ ния рыбаков. Работает с пол­ ной самоотдачей, как когда- то на капитанском мостике большого морозильного трау­ лера. Иначе не хочет, иначе не умеет. И. СЛОБОДЯНЮК. С ум срни ■ Южном полуш арии наступаю т мгновенно. Н очью • нагретые за день щедрым солнцем верхние слои онеана подн - маются из глубин манрель, скум брия, ставрида. ” й поздний час. весь з ки п а ж толпится на палубе. В Ч*Р ” И" Ь" ° И тьме видны огоньни сигарет, слыш ны нетерпеливые голоса. W.o- ряни с волнением следят за очередным п а д м » о * тр ал а . Если сумеем за ночь сделать два-три удачны х на плотны х концентрациях - значит, сУт°чное задани^ выполнено На дневное время рассчиты вать не приходится — днем ры уходит в глубину, рассеивается, и уловы измеряю тся не нами, а скудны м и центнерами. ДРУЖБА НАПРОМЫСЛЕ тат _ с каждым подъемом трала уловы возрастали. А мастер «Константина Ду­ шенова» все это время не­ зримо присутствовал на на­ шем судне, консультируя Анатолия Хвиюзова после каждого подъема. Наконец трал настроили, да так, что ничем не уступили передо­ вым судам, а отдельные подъемы стали рекордными в группе. Постепенно наши деловые связи с экипажем «Констан­ тина Душенова» переросли в дружеские. Судоводители двух судов делились между собой секретами оптималь­ ных тралений, технологи — передовыми методами обра­ ботки рыбы. Даже шеф-по- вара договорились при кон­ такте обменяться дефицит­ ными продуктами. ...Экипаж нашего БМ РТ «Александр Грязнов» сорев­ нуется с экипажем мурман­ ского Б АТ «Константин Ду­ шенов». Мурманчане давно «обжили» этот район Миро­ вого океана: работают уве­ ренно и стабильно. Вот и на этот раз мы поднимали трал «с одною травою мор­ еною», а с Б АТ «Констан­ тин Душенов» по передатчи­ ку радостно и взволнованно сообщают, что подняли доб­ рых полтора десятка тонн. ■И дружески, как соревную­ щимся, советуют нам дер­ жаться рядом с ним. так как под траулером косяки. Наши приборы тоже показывают плотные концентраций: бума­ га под самописцем дымится, фиксируя скопления рыбы. Да только что проку в том, если трал не работает. Не­ смотря на позднюю ночь, наш капитан директор Аль­ берт Иванович Гомозов по согласованию с капитаном «Константина Душенова» ор­ ганизует совет двух тралмей­ стеров. Старшие мастера до­ бычи на короткой связи ве­ дут разговор о вертикальном и горизонтальном раскрытии тралов, о длине кабелей. Договариваются контролиро­ вать и анализировать каж­ дое' траление на нашем суд­ не. Используя советы опытно­ го мастера, наш тралмейстер Анатолий Хвиюзов настроил свои ловушки. Как резуль- Если раньше, при ежеднев- ном подведении итогов социа­ листического соревнования ме­ ж д у двумя нашими экипаж ам и, нам Оыло даже стыдно назы ­ вать свои результаты — на­ столько они были низки, то сейчас положение резко изме­ нилось, и мы, что называется, догоняли наш их учителей. Конечно, наш БМРТ значи­ тельно уступал БАТ «Констан­ тин Душенов» по производст­ венным мощностям. Чтобы со­ ревнование было наглядным и действенным, мы взаимно до­ говорились подводить ИТОГИ по выполнению суточны х заданий не в объемном отнош ении, а в процентном. От этого интерес обоих экипаж ей к ходу трудо- б о го соперничества значитель­ но возрос. И, к а к итог, значи­ тельно повысилась производи­ тельность труда, ссобенно в в ы п у с ке разд еланной п р о д у к­ ци и . Нам повезло: во врем я о ч е ­ редной в ы гр у з к и р ы б о п р о д у к­ ции на тр а н с п о р т н ы й р еф ри­ ж е р а то р на ш и суда в ы гр у ж а ­ ли сь о д новрем енно. П р и б ы в ш и е к нам м о р я ки с « К о н ста н ти н а Д уш е но в а * о зн а ­ ко м и л и с ь с л и ни е й м е хан ич е ­ с ко й р азд е л ки ста вр и д ы , о р га ­ н иза ци ей в нутр и суд о в о го со­ ц и а л и с ти ч е с ко го соревнова­ ния, с н а гл яд н ой а ги та ц и е й в салоне ко м а н д ы . Н аш и м о р я ки побы вали на м ур м а н ско м с у д ­ не, п о ч е р п н ул и м ного нового в о р га н и за ц и и работ на пр о м ы с ­ ловой палубе, в м аш инно м о т­ делении. З а ко н ч и л и с ь рей сы для э к и ­ п а ж е й у сп е ш н о . П е ре кр ы л и рейсопы е зад ания по всем по­ ка за те л я м . С пособствовали это­ м у п р а ви л ь н о на лаж енное со ­ ц и а л и сти ч е ско е соревнование д вух э к и п а ж е й , в заим о по м ощ ь и в за и м о в ы р у ч ка . Можно привести много­ численные примеры успеш­ ной организации социалисти­ ческого соревнования экипа­ жей различных флотов. Так, на промысле донных пород в Баренцевом море суда Ар ­ хангельского тралового фло­ та ЗРС «Профессор Нестор Смирнов» и БМ РТ «Вай- гач» соревновались с экипа­ жами судов Мурманского тра­ лового флота БМ РТ «Лес­ ков» и БМ РТ «Куприн» Не только элементы социалис­ тическою соревнования, по и взаимопомощи и взаимовы­ ручки возникают при совме­ стной работе архангельских рыбаков с экипажами объ­ единения «Мурмапрыбпром». Примером могут служить экипажи таких судов, как Б АТ «Иван Бочков», «Серь­ гой Макаревич», «Сергей Коршуновнч» и многие дру­ гие суда объединения «Мур- мгпрыбпром». Такие контакты всегда по­ лезны, они взаимно обогаща­ ют рыбаков, помогают вы­ полнению экипажами госу­ дарственных планов и за­ даний, принятых социалисти­ ческих обязательств В. КОЛПАКОВ, первый помещнин капитана. It кая 1884 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz