Рыбный Мурман. 1984 г. Май.
У нас 4 гостях «РЫБАК СЕВЕРА» Архангельские промысловики называют свою газету «Рыбак Севера»: наш «Рыбачек». Не так давно «Рыба чек» рассказал о Мурманском траловом флоте, с кол лективом которого вот уже многие годы соревнуются тралфлотовцы Архангельска. А сегодня читатели «Рыб ного Мурмана» имеют возможность поближе познако миться, узнать о трудовых делах архангелогородских рыбаков. СОПЕРНИЧЕСТВО М ой собеседник — начальник Архангельского тралового фло та Геннадий Алексеевич Васьков. Более двадцати пяти пет тру дится он ■ рыбной промышленности, прошел путь от матроса до руководителя одного из крупнейших в городе предприятий. И, может быть, не случайно мой первый вопрос связан со ста новлением флота. Г — Геннадий Алексеевич, расскажите, пожалуйста, чита телям «Рыбного Мурмана» об истории Архангельского трало вого флота. — За шестьдесят три года нашего тралового флота ры б ная промышленность превра тилась в ведущую отрасль на родного хозяйства. Родиной образования тралового про мысла по праву называют А р хангельск. Именно отсюда 29 июня t920 года ушел в море первый рыболовный траулер. Пионерами флота были рыба ки-поморы , посвятившие свою жизнь нелегкому рыбацком у делу. Среди них — наши пр о славленные капитаны: Степан Дмитриевич «опытов, Ф е д о р Михайлович Михов, П рокопий Федорович Хохлин, Александр Николаевич Домидов. Как известно, до 1924 года траулеры базировались в Архангельске, и только осенью того года шесть судов были переведены на круглосуточ ную работу в именуемую сей час базу Полярный. В 1931 году образовалось два флота — Архангельский и М урм ан ский. Ушедшие о М урм анск наши ветераны оставили по сла себя достойную смену. Мирный труд рыбаков пре рвала Великая Отечественная война. Как и все советские люди, они защищали Родину от фашистских захватчиков. Траулеры переоборудовались под военные корабли, члены их экипажей становились во енными моряками. М ногие из них вписали яркие страницы в историю битвы в Заполярье. Например, незабываем под виг архангельского «Пассата». После войны начался восста новительный период. Ремонти ровались корабли, готовились кадры промысловиков. С на чала 50-х годов флот пополня ется траулерами, построенны м и в Швеции, Финляндии, Польше. Новое развитие полу чил он в 60-е годы, когда у рыбаков появились современ ные морозильные траулеры, осваивались новые промысло вые районы. — Вы говорили о трудовых традициях флота. Не могли бы вы назвать прославленных ар хангельских рыбаков! Ведь ус пех в любом деле приносят люди, их талант, знания, про фессиональное мастерство. — Достаточно сказать, что Архангельский траловый флот воспитал трех Героев Социали стического Труда. Это капита ны Никон Зосимович Веселков, _ Филипп Сивирьянович Гуляев, мастер добычи Григорий Алек сандрович Могутов. Сейчас ус пешно работают лауреат Госу дарственной премии СССР ка питан-директор Анатолий Иль ич Горбачев, лауреат премии советских профсоюзов Ру дольф Михайлович Орлов. Труд многих рыбаков отмечен орденами и медалями Роди ны. Хочется также назвать ка питана-директора подменного экипажа Георгия Александро вича Гуриновича, группового механика Петра Ивановича Ко- пытова, капитана-директора Ивана Петровича Левшукова. Мы вправе гордиться ими, по скольку все они преданы мо рю и флоту. — Вот уже многие годы Архангельский траловый флот соревнуется с М урманским. Какова ваша оценка трудово го соперничества! — Коллективы двух флотов Северного бассейна издавна связывают исторические и трудовые узы. Трудовое со перничество, взаимовыручка позволяют лучше выполнять производственные задания, определенные Продовольст венной программой страны. Несмотря на сложную про мысловую обстановку, многие коллективы- судов добились высоких трудовых успехов. Лучшие результаты у рыбаков БМРТ «Онекотан» (капитан- директор Петраченко), ПСТ «Медвежьегорск» (капитан Ор лов), ПСТ «Краснотуранск» (ка питан Фролов). Судовые партийные органи зации обеспечили широкую поддерж ку инициативе пере довых экипажей по перевы полнению заданий. В резуль тате 36 экипажей досрочно справились с заданиями трех лет пятилетки. Это — резуль тат упорного труда рыбаков, Ш ироко развернутого социали стического соревнования и, прежде всего, традиционного между двумя нашими флота ми. Очевидно, мож но подумать над расширением и других контактов: скажем, обменом опытом передовых экипажей, темы для совместного раз говора могли бы найти, напри мер, рационализаторы. Сло вом, соревнование должно быть творческим. — Последний и, может быть, традиционный вопрос. Что бы вы хотели пожелать двум кол лективам в 1984 году! — 1983 год отошел в историю. Он остался в памяти взятыми трудовыми рубежами, с высо ты которых мы смотрим в бу дущее, определяем новые за дачи. Каждый из нас принес в новый год свои надежды, за боты, личные планы. Их осу ществление неотделимо от об щих задач двух коллективов. Особый настрой деловитос ти и требовательности прида ли нашей работе решения Пленумов ЦК КПСС (1983, 1984 гг.), сессии Верховного Совета СССР. Над претворе нием их в жизнь трудятся на ши коллективы. Хочется поже лать архангельским и мурман ским промысловикам дальней ших трудовых успехов в вы полнении Продовольственной программы страны. Беседу записал А. ВЕРТЕШИН. Судьбу Филиппа Гуляева, сына пертомииского рыбака, решил счастливый случай. Не пройдя по конкурсу в мо реходное училище, он посту пил в рыбопромышленный техникум, а потом получил назначение в Архангельский траловый флот. Здесь очень пригодился Гуляеву опыт отца, у кото рого, кстати, проходил пер вую морскую практику. Бы- ЗВЩ Й Р Ь Ж Я стро поднимался fno служеб ной лестнице судоводителя: третий помощник капитана, второй, старпом... И вот сравнительно молодому еще рыбаку доверено . самостоя тельное дело, он впервые поднимается на капитанский мостик траулера. Здесь п проявился в пол ной мерс поморский харак тер, рыбацкий талант Фи липпа Сивнрьяиовпча. . Уже через несколько лет его имя называют в числе лучших ка питанов ф^юта. Одним из пер вых он осваивает пелагиче ский способ лова, новые ору дия. добычи, промысловую аппаратуру. Экипаж БМ РТ «Карпогоры» занимает при зовые места во Всесоюзном соревновании рыбацких кол лективов. Год от года увели чивает он объемы добычи. Родина выерко оценила ус пех передового коллектива, его капитана-директора: Ф. С. Гуляеву присваивает ся звание Героя Социалисти ческого Труда. Прошло время, и опыт, богатые промысловые зна ния, • организаторские спо собности Филиппа Сивирья- новича потребовались на бе регу. его назначают на дол жность заместителя началь ника флота. Новая долж ность, новые заботы. И здесь коммунист Гуляев делает все от него зависящее для луч шей эксплуатации флота, для воспитания нового поколе ния рыбаков. Работает с пол ной самоотдачей, как когда- то на капитанском мостике большого морозильного трау лера. Иначе не хочет, иначе не умеет. И. СЛОБОДЯНЮК. С ум срни ■ Южном полуш арии наступаю т мгновенно. Н очью • нагретые за день щедрым солнцем верхние слои онеана подн - маются из глубин манрель, скум брия, ставрида. ” й поздний час. весь з ки п а ж толпится на палубе. В Ч*Р ” И" Ь" ° И тьме видны огоньни сигарет, слыш ны нетерпеливые голоса. W.o- ряни с волнением следят за очередным п а д м » о * тр ал а . Если сумеем за ночь сделать два-три удачны х на плотны х концентрациях - значит, сУт°чное задани^ выполнено На дневное время рассчиты вать не приходится — днем ры уходит в глубину, рассеивается, и уловы измеряю тся не нами, а скудны м и центнерами. ДРУЖБА НАПРОМЫСЛЕ тат _ с каждым подъемом трала уловы возрастали. А мастер «Константина Ду шенова» все это время не зримо присутствовал на на шем судне, консультируя Анатолия Хвиюзова после каждого подъема. Наконец трал настроили, да так, что ничем не уступили передо вым судам, а отдельные подъемы стали рекордными в группе. Постепенно наши деловые связи с экипажем «Констан тина Душенова» переросли в дружеские. Судоводители двух судов делились между собой секретами оптималь ных тралений, технологи — передовыми методами обра ботки рыбы. Даже шеф-по- вара договорились при кон такте обменяться дефицит ными продуктами. ...Экипаж нашего БМ РТ «Александр Грязнов» сорев нуется с экипажем мурман ского Б АТ «Константин Ду шенов». Мурманчане давно «обжили» этот район Миро вого океана: работают уве ренно и стабильно. Вот и на этот раз мы поднимали трал «с одною травою мор еною», а с Б АТ «Констан тин Душенов» по передатчи ку радостно и взволнованно сообщают, что подняли доб рых полтора десятка тонн. ■И дружески, как соревную щимся, советуют нам дер жаться рядом с ним. так как под траулером косяки. Наши приборы тоже показывают плотные концентраций: бума га под самописцем дымится, фиксируя скопления рыбы. Да только что проку в том, если трал не работает. Не смотря на позднюю ночь, наш капитан директор Аль берт Иванович Гомозов по согласованию с капитаном «Константина Душенова» ор ганизует совет двух тралмей стеров. Старшие мастера до бычи на короткой связи ве дут разговор о вертикальном и горизонтальном раскрытии тралов, о длине кабелей. Договариваются контролиро вать и анализировать каж дое' траление на нашем суд не. Используя советы опытно го мастера, наш тралмейстер Анатолий Хвиюзов настроил свои ловушки. Как резуль- Если раньше, при ежеднев- ном подведении итогов социа листического соревнования ме ж д у двумя нашими экипаж ам и, нам Оыло даже стыдно назы вать свои результаты — на столько они были низки, то сейчас положение резко изме нилось, и мы, что называется, догоняли наш их учителей. Конечно, наш БМРТ значи тельно уступал БАТ «Констан тин Душенов» по производст венным мощностям. Чтобы со ревнование было наглядным и действенным, мы взаимно до говорились подводить ИТОГИ по выполнению суточны х заданий не в объемном отнош ении, а в процентном. От этого интерес обоих экипаж ей к ходу трудо- б о го соперничества значитель но возрос. И, к а к итог, значи тельно повысилась производи тельность труда, ссобенно в в ы п у с ке разд еланной п р о д у к ци и . Нам повезло: во врем я о ч е редной в ы гр у з к и р ы б о п р о д у к ции на тр а н с п о р т н ы й р еф ри ж е р а то р на ш и суда в ы гр у ж а ли сь о д новрем енно. П р и б ы в ш и е к нам м о р я ки с « К о н ста н ти н а Д уш е но в а * о зн а ко м и л и с ь с л и ни е й м е хан ич е с ко й р азд е л ки ста вр и д ы , о р га н иза ци ей в нутр и суд о в о го со ц и а л и с ти ч е с ко го соревнова ния, с н а гл яд н ой а ги та ц и е й в салоне ко м а н д ы . Н аш и м о р я ки побы вали на м ур м а н ско м с у д не, п о ч е р п н ул и м ного нового в о р га н и за ц и и работ на пр о м ы с ловой палубе, в м аш инно м о т делении. З а ко н ч и л и с ь рей сы для э к и п а ж е й у сп е ш н о . П е ре кр ы л и рейсопы е зад ания по всем по ка за те л я м . С пособствовали это м у п р а ви л ь н о на лаж енное со ц и а л и сти ч е ско е соревнование д вух э к и п а ж е й , в заим о по м ощ ь и в за и м о в ы р у ч ка . Можно привести много численные примеры успеш ной организации социалисти ческого соревнования экипа жей различных флотов. Так, на промысле донных пород в Баренцевом море суда Ар хангельского тралового фло та ЗРС «Профессор Нестор Смирнов» и БМ РТ «Вай- гач» соревновались с экипа жами судов Мурманского тра лового флота БМ РТ «Лес ков» и БМ РТ «Куприн» Не только элементы социалис тическою соревнования, по и взаимопомощи и взаимовы ручки возникают при совме стной работе архангельских рыбаков с экипажами объ единения «Мурмапрыбпром». Примером могут служить экипажи таких судов, как Б АТ «Иван Бочков», «Серь гой Макаревич», «Сергей Коршуновнч» и многие дру гие суда объединения «Мур- мгпрыбпром». Такие контакты всегда по лезны, они взаимно обогаща ют рыбаков, помогают вы полнению экипажами госу дарственных планов и за даний, принятых социалисти ческих обязательств В. КОЛПАКОВ, первый помещнин капитана. It кая 1884 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz