Рыбный Мурман. 1984 г. Май.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Если работа на промысле сло ж и ­ лась и эки п а ж пр ихо д ит в порт с трудовой победой, то м оряки обы ч­ но кан говорят: рейс был удачный... А вот Олег Волков — один из л уч­ ш их матросов-рыбообработчиков БМРТ «Пинагорий» — т а к тот назвал почти закончивш ийся рейс идеаль­ ным. И, подумав, убежденно пов-- торил: «Да, рейс был идеальный». Э кипаж траулера вышел в море в самом начале мойвенной путины . Взяв обязательство повы сить сверх плана производительность труда на 5 процентов (I), коллектив судна Ус­ пешно справился с этой задачей. За двадцать дней до онончання работы на промысле э ки п а ж « четвертый раз приш ел в порт «по зеленой». ------------ Слово —передови ку ------------- ИДЕАЛЬНЫЙ РЕЙС Известие о том, что на­ правляют на Б М Р Т «Пина- горнй», особого подъема у меня не вызвало. На этих судах противни с рыбой при­ ходится закладывать в спе­ циальные тележки, катать которые от рыбоделов к мо­ розильным камерам — не такое у ж . легкое и интерес- - ное дело. К тому же моро­ женые брикеты глазировать приходится вручную. Ну,- ду­ маю, ладно, где наша не пропадала. И вот теперь, когда рейс подходит к концу, я могу откровенно сказать: столь удобной для работы рыбо- фабрики мне встречать еще не приходилось. Тележки, они так и остались, конеч­ но, тележками. Но вот ког­ да я посетовал, что брикеты глазировать придется дедов­ ским способом, ребята надо мной откровенно смеялись: — Ты с какого судна сва­ лился?! Тогда я впервые услышал Q «машине Захарова». Так йа «Нниагорин» называют Приспособление для глази­ ровки брикетов, которое при­ думал и смастерил в одном т рейсов бывший старший механик Б М Р Т «Пннаго- рйй» В. Н. Захаров и кото­ рое не только облегчило груд, но и позволило высво­ бодить с этой операции од­ ного моряка. Старый, опыт­ ный специалист ушел на заслуженный отдых, и та­ кую вот добрую память о себе оставил. У Й. Н. Захарова учился работать нынешний старший механик траулера Павел Петрович Погорелов. И, на­ верное, неплохо учился. Как и па все суда, отправ­ ляющиеся на мойвенную пу­ тину, на наше тоже завезли . сортировочную машину. Только от работы на., ней .пришлось вскоре отказать­ ся: в основе машины, если говорить совсем просто, — вибрирующие решетки. А где вибрация, там повреж­ дения рыбы. Моряки тут же метко окрестили машину «южной тачанкой», зачехли- ‘ ли ее и поставили в угол рыбофабрики. Но сортировать мойву на­ до. От этого никуда не де­ нешься, поскольку в рейсе мы вырабатывали пресер­ вы, Тогда-то Павел Петро­ вич и предложил свое реше­ ние проблемы. Вместе с ме- хаником-наладчиком Викто­ ром Александровичем Ваги­ ным они изготовили из тон­ ких трубок своеобразный вращающийся барабан. Пря­ мо из бункера мойва попа­ дает в этот барабан. Та, что помельче, просеивается сквозь трубки и по транс­ портеру идет на замороз­ ку. Ну а крупная рыба вы­ ходит с другого конца бара­ бана и попадает... прямо в руки укладчиков пресервов. «Прямо в руки» — это не игра словами. Помощник капитана но производству Я иая 1984 года Дмитрий Дмитриевич Черно* йискнй предложил оборудо­ вать пресервную линию так, что мойва действительно попадала чуть ли не на' ры- боделы — протяни только руку... Притом мойва круп­ ная, отсортированная. Обыч­ но в банку укладывают 8 0 — 100 рыбок, у нас же поме­ щалось примерно полсотни. Мало того, что «товар ли­ цом», так ведь еще и время на укладку сократилось: уложить 50 рыбок или в два раза больше — наверное, разница есть. Вместо запла­ нированных 32,5 тысячи ба­ нок мы изготовили в шесть раз больше. 10 февраля па страницах «Рыбного Мурмана» рыб- мастер Б М Р Т «Торос» К . Юшкевич поделился опы­ том упаковки мороженых брикетов в парафинирован­ ную бумагу, которая очень хо­ рошо предохраняет рыбу от механических повреждений. Попробовали применить эту «чудо-бумагу'» (статья так и называлась: «Помогла чудо-бумага») у себя на судне. Очень неплохо полу­ чилось. Бумага нам выде­ лили сполна па всю путину. А как путииа закончи­ лась, перешли мы на облов окуня. ЗДесь уже бумага нам была не нужна. Но за качество, как говорится, решили бороться и здесь до конца. По заданию нам пред­ стояло удалять у окуня внутренности. II только. Но всем хорошо известно, что у донных рыб на жабрах осе­ дают песок, ил. И это ска­ зывается на качестве рыб­ ных товаров. Мы решили избрать «трудный путь» — обезжаб- ривать добытую рыбу. Тру­ доемкость увеличилась (при­ том эта операция, так ска­ зать, неоплачиваемая). Но зато полная гарантия, что на качестве ire будет по­ терь. Сдали мы уже четыре груза — и пи одной рекла­ мации. Скажете: подобрались толковые, знающие люди. А я бы добавил: ощущающие большую ответственность за судьбу рейса. Но опять же, не все без исключения вышли в рейс с настроем на серьезнейшую работу. Тем более что эки­ паж, как это обычно бывает в «местных», баренцевомор- ских рейсах, ■ пополнился молодыми ребятами, многие из которых впервые вышли й море. Первый же приход «по зеленой» принес «потери»: некоторые из моряков не выдержали «испытания бере­ гом»... Но вот вторая раз­ грузка в порту уже прошла, можно сказать, безболезнен­ но. Как и все остальные, впрочем. О. ВОЛКОВ, матрос БМРТ «Пинагорий» объединения «Мурманрыб- пром». НАЗВАНЫ ПОБЕДИТЕЛИ Бюро М урм анского горкома КПСС, исполком городского Совета народных депутатов и бю ро горкома ВЛКСМ рас­ смотрели итоги социалистиче­ ского соревнования под деви­ зом «Работать эффективно и качественно» м еж ду района­ ми города М урманска и эки­ пажами судов за первый квар­ тал 1984 года. Отмечено, что коллективы предприятий и организаций города, экипажи судов, раз­ вернув социалистическое со­ ревнование за. достойную встречу 114-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина и 40-летия разгрома немецко- фашистских войск в Запо­ лярье, реализовали сверх пла­ на на 6,5 миллиона рублей промышленной продукции. Хо­ роших результатов в сорев­ новании добились трудящиеся Первомайского и Ленинского районов. О ктябрьский район допус­ тил отставание по производ­ ству пищевой рыбной продук­ ции и не выполнил плановое задание по росту производи­ тельности труда в промыш­ ленности. Победителем социалистиче­ ского соревнования под де­ визом «Работать эффективно и качественно» среди районов города за первый квартал признан Первомайский район. Среди победителей сорев­ нования названы также экипа­ жи БМРТ «Павел Орлов» и ПСТ «Землянск» тралового флота, БМРТ «Константин Фом - ченко» объединения «Мурман- рыблром», ТР «Вильгельм Пики управления «Севрыбхо- лодфлот», СРТ «Хадыженск» управления «Севрыбпромраэ* • едка». Им присуждены пере­ ходящие Красные знамен* горком а КПСС, горисполкома и горкома ВЛКСМ, Г е р о й — ч л е н б р и га д ы С недавних пор в бригаде Надежды Бажовой третьего копти льн ого завода М урм ан­ ского рыбообрабатывающ его ком бината значится девятнад­ цать человек. И хотя на к о н ­ вейере девуш ек стоит' по-пре­ ж н е м у восемнадцать, Герой С оветского Союза, отваж ная партизанка Лиза Ч ай кина — полноправны й девятнадцаты й член бригады . Именно та к ре­ ш или на общем собрании пе­ редовые рыбообработчицы. Отныне заработок Л изы Ч айкиной будет ежемесячно перечисляться в Советский фонд мира. ДОСРОЧНО выполнили задание четырех месяцев : по вылову экипажи 31 судна М урм анского трало­ вого флота, 32 коллектива за­ вершили выполнение четы­ рехмесячного плана по вы­ пуску пищевой продукции. И по вылову, и по выпуску про­ дукции выполнили план того ж е периоде моряки БАТ «Маршал Якубовский», изго­ товившие сверх задания 4700 центнеров рыбных товаров, коллективы ППР «Апатит», 6МРТ «Верховина», «Вышго* род», «Павел Орлов», «М ур­ манск», «Лесков», «Комета», «Всполох», ПСТ «Землянск», РТ «Морозовск». В канун Первомая 19 экипа­ ж ей рапортовали о выполне­ нии плана 4 лет пятилетки по вылову, 13 — по выпуску пи­ щевой рыбопродукции. А. АНДРЕЕВ, наш внешт. корр. т К ЦЕЛИ В эти майские дни обязались выполнить задание полугодия рыбаки БАТ «Иван Сив» ко», БМРТ «Салют»,. «Хол* могоры», ППР «Перемышль» М урманского тралового фло* та. С начала года они ежеме­ сячно добиваются высоких показателей во внутрифлот- ском соревновании. Так, команде ППР «Пере­ мышль» присуждена первая премия по итогам марта. Не­ однократно в предпразднич­ ные дни перекрывал суточные задания по вылову и выпуе* ку пищевой рыбной продук­ ции экипаж БАТ «Иван Сиз- ко». Работая вдали от ро в­ ных берегов, передовики уве­ ренно идут к намеченной це­ ли. В. ЕРЕМИН. ТЕМП КАЧЕСТВУ НЕ ПОМЕХА Ритмично и слаженно тру­ дятся укрупненные специали­ зированные бригады судовых электромонтажникор судоре­ м онтного завода № 2 М у р ­ манской судоверфи. Передо­ вые коллективы, возглавляе­ мые Ю. П. Щепетовым и В. Ф. Первухиным, на пять дней опе­ режаю т рабочий график теку­ щ его года и на сто дней — пятилетку. Высокий темп судоремонта не помехе отличному качеству исполнения работ. Бригада Первухина имеет свое личное клеимо на отремонтированную продукцию , и сейчас на счету квалифицированных электро­ монтажников восемь гаран­ тийных паспортов с трудоем­ костью 2169 нормо-часов. Не отстают от коллег и ра­ бочие бригады Щепетова. 98 процентов продукции сдается этим коллективом с первого предъявления. Одиннадцать гарантийных паспортов с об­ щей трудоем костью 2641 нор- мо-час — таков подарок судо­ ремонтников промысловикам за первые месяцы этого года. Э К И П АЖ ПСТ «Зака- ^ м е н с к » закончил Ч ы г- рузку рыбопродукции не плавбазу и вновь направил­ ся в группу рыболовных судов — продолжать про­ мысел. Заступив • 4 утра ив вахту, старший помощник капитана занялся привычными штурман­ скими делами: определил мес­ то судна, прикинул, сколько времени займет переход до группы, и стал вести наблюде­ ние за окружающ ей обста­ новкой, прислушиваясь к ра­ диопереговорам -моряков со­ седних судов. Сменившийся второй помощ ник остался на подвахте и руководил подго­ товкой промвооружения. Ру­ левого матроса на мостике не было: на время перехода, как обычно, его отправили помогать палубной команде, а судно шло на авторулевом. Д о конца вахты оставалось 15 минут, когда, окончив па­ лубные работы, ушел отды­ хать второй помощник. Стар­ пом ненадолго остался один. Через несколько минут на мостик поднимется третий штурман, примет вахту... Подчиняясь давно заведен­ ному порядку, каждые четы­ ре часа сменяют д руг друга на вахте судоводители. С точ­ ностью часового механизма выполняет весь экипаж свое дело, а траулер, подобно ги­ гантскому маятнику, пересека­ ет промысловый квадрат, не­ надолго задерживаясь в крайних точках своей ампли­ туды для подъема и спуска трала. Короткая стоянка у ба- Исполнительская дисциплина ОПАСНОСТЬ Казалось вм, _ просторах моря? вроде, Meet н м о гу т сталкиваться суда в б ескрайних ‘ 9А Мест» ■ аварии, связанны е со столкновенйям и, ун осят десятки ты- веем хватает! И тем не менее сяч рублей. П оэтому анализ пр ичин, которы е приводят к столь печальным последствиям, очень важ ен, поскольку Может помочь судоводителям Избежать ош иб ок своих Коллег. В публикуем ой <егддня статье инж енер ЦПКТБ А. Зайцев возвращается н серьезнейш ей аварии прош лого года, когда столкновение ПСТ «Закаменей» и РТМС (супертраулера) «Ни­ колай Берзарин» повлекло 39 собой большие потери: те хн и ­ ческие у б ы тки составили 24? ты сячи рублей, ПСТ «Зака­ меней» простоял а ремонте после аварии 209 сутон. зы, сдача выловленной рыбы — и снова монотонно колеб­ лется вдоль невидимой изоба­ ты судно-маятник. Только рас­ тут в суточных сводках ито­ говые цифры да прибавляют­ ся крестики на висящих в каю ­ тах календарях: осталось 30 дней... 20... 15... И невозм ож ­ но Даже предположить, что рейс вдруг резко оборвется и не через 15 дней, а всего лишь через полтора суток твое судно будет бесславно входить в Кольский залив с поврежденным форштевнем, а рядом — едва держащийся на плаву супертраулер... Специалисты, занимающие­ ся исследованием проблем безопасности мореплавания, давно заметили, что . число аварий в разное время суток меняется, причем в довольно значительных пределах. В раз­ личных изданиях м ож но най­ ти интересные статистически^ сведения о том, какие вахты наиболее «опасны», например, I какое время суток чаще всего происходят столкнове­ ния. И что интересно под­ черкнуть; л оснозном причи­ ны суточных колебаний ав"а- рййности и у торговых, и ' у промысловых судов одни. Но у промысловиков дело ослож ­ няет добыча рыбы. Вот при­ мер тому: ночью суда на промысле сталкиваются гораз­ до реже, чем днем. Т а к , п е ­ риод с 16 часов до 4 час'оч (т. е. половина суток) прихо­ дится всего лишь 20 процен­ тов столкновений. Дело в том, что именно в это время на облове большинства пород рыб промысловая обстановка ухудшается и суда удаляются д руг от друга. Наоборот, уже в первые утренние часы, когда на вахту заступает старший помощник капитана, начинается активный РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz