Рыбный Мурман. 1984 г. Март.

• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ С ОВРЕМЕННЫЕ морские суда оснащены новей- шими электрорадионавигаци- очными приборами. Экипажи укомплектованы ответствен­ ными, хорошо подготовленны­ ми специалистами. Тем не ме­ нее угроза безопасности суд­ на и жизни моряков осталась и по сей день. Это и жесто­ кие штормы, и ураганы, и по­ вреждения корпуса судна при плавании во льдах, и возник­ новение пожара или аварий по вине судовых специалис­ тов... В мировой морской прак­ тике еще случаются такие аварии, когда не удается спасти судно. В этом случае экипаж должен уметь органи­ зованно его покинуть. А для того чтобы уметь, нужно учиться, к такую «школу» проходят все моряки. Особенно большую пользу приносят показательные уче­ ния «Борьба за живучесть еудна». Одно из таких уче­ ний проходило недавно и за­ печатлено на предлагаемом чи­ тателям снимке Д. Гринько. ЭКЗАМЕН И РЕЗУЛЬТАТ Осенью прошлого года •пер*ые ■ ВРИО «Севрыба» проходил месячник безолас* ности мореплавания. Тогда специальные смотровые брига­ ды проверили 230 судов и дали высшую оценку 58-и и< mot. Лучшими были признаны экипажи плавбазы «Алехсей Хлобыстов» управления «Сев­ рыбхолодфлот», БМРТ сПас* сат-2» объединения «Мурман­ рыбпром» и другие. Среди бе­ реговых подразделений пер­ вое место присуждено службе мореплавания Мурманской промбазы Архангельского ры- бакколхозсоюза. В ходе месячника были на­ званы основные недостатки в организации безопасности мо­ реплавания: моряки нерегу­ лярно производят расчет ос* гойчивости судов, плохо за­ полняют журнал технического состояния и т. п. Нонечно, в проведении пер­ вого м есячнииа не все было гладко. Однано пользу этого м ероприятия нинто отрицать не ста н е т. Ведь в том , что ф лотам удалось работать без аварий в самы е тр удны е ме­ сяцы — ноябрь, декабрь, я н ­ варь, есть и засл уга месяч­ н и ка. Думается, что такие месяч­ ники будут проходить и впредь, поэтому хотелось бы высказать несколько пожела­ ний. Во-первых, месячники должны стать массовым меро­ приятием, нужно, чтобы в них активно участвовали асе члены энилажей и представи­ тели общественмести. А для атого, видимо, было бы по­ лезно учреждать премии для лучших коллективов на каж­ дом флоте. Be-вторых, надо, чтобы ■ етот период работни­ ки управлений флотов высту­ пали перед коллективами су­ дов с лекциями и беседами о безаварийном плавании. И еще: для объективности оценки при проверке судов сле­ дует приглашать и участию в ней «нейтральных» работни­ ков, а не таи, как в прошлом гаду, когда проверку вели в основном представители «своих» флотов. Очевидно, основным мери­ лом при подведении итогов месячника надо считать со­ стояние аварийности на фло­ те, количество случаев задер­ жаний судов перед выходом в рейс, уровень дисциплины (лишение судовых специалис­ тов дипломов), а также ре­ зультаты навигационных ана­ лизов и предыдущих инспек­ торских проверок. В. ГЕРЦАК, старший морской инспектор «Севгосрыбфлотинспеьции». 30 марта М 4 года! В ПОСЛЕДНЕМ рейсе на спасательном морском буксире «Мурманрыба» я по­ знакомился с тремя водо­ лазами: Василием Михайло­ вичем Гуриным, Василием Афанасьевичем Верланом & Николаем Борисовичем Мо­ розовым. У первых двух — большой профессиональный опыт, последний выходил В море на спасателе впервые. Все трое закончили школу водолазов, служили на воен­ ных кораблях, а демобили­ зовавшись, пришли в наш рыбный порт. У Василий Михайловича 5000 часов ра­ боты под водой, у Василия Афанасьевича—две с полови­ ной, а у Николая, он еще очень молод, — всего 500 часов. Возглавлял группу во­ долазов на «Мурманрыбе» В. М. Гурин. «Мурманрыба» находи­ лась в Баренцевом море как раз в период интенсивного лова мойвы. Мы обеспечи­ вали безопасность передви­ жения отдельных промысло­ вых траулеров, делали во­ долазный осмотр корпусов — обычную свою работу. Рыбы не ловили, но, помо­ гая промысловикам, вноси­ ли свой вклад в выполнение Продовольственной прог­ раммы. Плавание зимнее, слу­ чалось всякое... Ночью 11 февраля в Ба­ ренцевом море разразился сильный шторм. При ясном звездном небе Нептун раз­ бушевался не на шутну. На судах-кошельковистах в сроч­ ном порядке выпускали мой­ ву из неводов обратно в мо­ ре, а те, что стояли у Саз, скоренько отваливали от их бортов, чтобы лечь в дрейф, подрабатывая «носом на волну». СТР-31 S «Сеетлоград» объ­ единения «Мурманрыбпром» находился на промысле с са­ мого начала мойвенной пути­ ны. Ночью 11 февраля он сда­ вал добытую рыбу на базу, ио тоже получил штормовое пре­ дупреждение и приназ уйти от нее. Во время отхода сливная часть кошелькового невода по­ пала на руль и винт сейнера. Естественно, он потерял ход и нуждался в срочной помощи спасателей. Освободить винто­ рулевой номплекс СТР-315 от сетного полотна бы ло поруче­ но экипажу «Мурманрыбы». Б уксир овка сейнера-траулера в Тю ва-губу бы ла выполнена с высоким м астерством , а ту т уж слово — за водолазами. Если они см о гут у стр ан и ть «нам отку» своими силами — судно продолжит рейс, не см о гут — оно будет о тб укси ­ ровано в порт. 10 ЧАСОВ ПОД ВО Нак ни странным может ато показаться, но первым Ушел под воду Николаи Морозов. Помню, с какой тщательностью его инструктировал перед Спуском старший водолаз В, М. Гурин, Николай должен ? ыл соблюсти три правила: не Оролиться, быть предельно внимательным, досконально разведать «хар актер » намоткй сетного полотна на винт и перо руля И, наконец, четко й ясно долож ить обо всем на во­ долазный п ост. После того, когда операция уж е бы ла за­ вершена, В асилии Михайлович сказал: *- Коля со своей работой справился на «отлично». А Первым мы его послали, что­ бы он почувствовал себя в на­ шей группе вполне равно­ правным специалистом , чтобы не создалось впечатления, что ему не доверяю т из-за моло­ дости. К том у ж е мы подмети­ ли у него огромное ж елание зан яться настоящ им , именнф своим делом. Ведь мы на сп асате льн ы х су д а х числимся матросами-водолазами и, когда нет основной работы , находим , ся в полном подчинении у боц­ мана. Т у т ж е выпал случай Оказать помощь ры бакам сред­ ствам и водолазной н ауки . Николай Морозов провел разведку, подготовил рабочее место для товарищей: доставил под днище «Светлограда» мощный светильник и закре­ пил его, определил, в какую сторону по валу намотано сёт- нее полотно. И когда В. М. Гу­ рии, а затем и В. А. Верлен уходили под воду, они уже до­ вольно зримо представляли се­ бе, что им придется делать. Десять часов водолазы «Мур­ манрыбы» снимали с винто- рулевой группы «Светлограда» часть невода. Когда работу за. вершили, потребовались до­ полнительные спусии под во­ ду для тщательного осмотра Судна. Тольно после этого да­ ли капитану сейнера «добро» на продолжение рейса. ...Мы сидели с водолаза­ ми в их посту «Мурманры­ бы» и разговаривали. Из всего сказанного ими я вы­ нес для себя то, что нет лю­ дей, родившихся специально для работы под водой. У всех путь в водолазы, как правило, начинается на во­ енных кораблях. Уже там у части водолазов пробуждает­ ся любовь к этой профессии, уже там просыпается тяга к водолазным спускам. И хорошо, когда человек мо­ жет найти подходящую ор­ ганизацию на берегу. Тогда он остается водолазом на всю жизнь. ▼— Не все моряки еще, к сожалению, понимают нашу работу так, как надо, — Го­ ворил Василий Михайлович. — Часто у людей создается О ней Превратное впечатле­ ние. Им кажется, что, спус­ тившись под воду и «попус­ кав пузыри», водолаз тем самым зарабатывает себе на хлеб. А это далеко не так. И я вполне согласен с В. М. Гуриным. Попробуйте на палубе судна разрезать жгут из сетного полотна обычным шкерочным ножом. Уверен, у вас это получится с большим трудом и займет немало времени. Водолазу же эту работу надо выпол­ нить под водой в тяжелом скафандре. — Под водой стараешься делать все как можно быст­ рее, — рассказывал В. А. Верлан. — Когда работаешь, тебе очень жарко, обильно выделяется пот. Стоит толь­ ко остановиться или даже отправиться за другим инст­ рументом, как холод сковы­ вает все твои движения. Однако и чересчур тороп­ ливыми быть водолазам то­ же нельзя. Они делают ос­ мотр подводной части суд­ на, дают заключение на его дальнейшую эксплуатацию и, если хотите, несут пол­ ную ответственность за жизнь и безопасность море­ плавания его экипажа. На СМБ-213 «Мурманрыба» ра­ бота водолазной группы в последнем рейсе получила высокую оценку. • ■» • С п асате л и ... Таи коротко на­ зы ваю т суда, назначение кото­ р ы х — в ы р уч ать из беды мо­ ряков. Они н е сут в а х ту не в у к р ы ти я х , а там , где работа­ ю т промы словики, и сп ы ты в ая на себе те ж е кап ри зы пого'ды, что и все экип аж и в районе. С той лиш ь разницей, что сп а ­ сател ям , случ и сь что, будет тр уднее, чем попавшим в ава­ рию Особенно в н аш и х север­ н ы х' ш и р о та х. А водолазы, ес­ ли погода позволяет, вы пол­ няю т свою работу и в о ткр ы ­ том море. И сч и таю т это для себя кормой. С . ДАНИЛОВ, матрос, наш внешт. корр. 1 Ш М Я ТРЕВОГ» Утром 1 марта нынешне­ го года в Кольском заливе еамерлп на якорях БМРТ «Владимир Бродюк» и спа­ сательное судно «Стахано­ вец». Вскоре на борт траулера прибыли начальник отдела мореплавания, связи и элек­ трорадионавигации ВРПО «Севрыба» Г. В. Тишков, руководители служб море­ плавания флотов Северного бассейна, морские инспекто­ ры, капитаны- наставники и большая группа капитанов судов, стоящих в порту. Часть прибывших специали­ стов поднимается на борт «Стахановца». Звучит сигнал общесудо­ вой тревоги на БМРТ «Вла­ димир Бродюк». Начинается показательное учение. Старший помощник капи­ тана В. Ф. Шандуро объяв­ ляет учебное время, выслу­ шивает доклады. Капитан- директор В. В. Тюрин, полу, чив информацию, принимает решения, отдает распоряже­ ния. Экипаж работает быст­ ро н умело — это резуль­ тат хорошей подготовки. «Вводные» следуют одна за другой: тут и возникнове­ ние очагов «пожаров» в но­ совой и кормовой частях судна, и появление «течи» В машинном отделении через «пробоину». И, наконец, по плану учения наступает мо­ мент, когда становится не­ обходимой помощь судна- епасателя. Устанавливается связь со «Стахановцем». Включив мощные противопожарные насосы и создав сплошную водяную завесу, «спасатель» подходит к борту «аварий­ ного» траулера. Через не­ сколько минут аварийно-спа­ сательная партия переходит на БМРТ и приступает к тушению «очага пожара» на корме судна и откачке воды ’ из «затопленных» судовых отсеков. «Пожар» ликвидирован. Сняв несколько «пострадав­ ших» членов экипажа трау­ лера, «Стахановец» отходит от БМРТ «Владимир Бро­ дюк». Через некоторое .время объявляется еще одна «вводная»: оставление суд­ на. По команде весь экипаж БМРТ в спасательных на­ грудниках собирается там, где размещены шлюпки и плоты. Сбрасываются за борт три надувных спаса­ тельных плота, в них садят­ ся 30 моряков, и с помощью поданного со «Стахановца» лння плоты переправляются и борту спасателя. На этом учение заканчи­ вается. На состоявшемся потом разборе действий экипажа Г. В. Тишков дал хорошую оценку организации и при­ ведению этого полезного ме­ роприятия. А для судоводи­ телей, присутствовавших на учении, оно стало наглядным примером, школой морской выучки. В. ГРОМЦЕВ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром» по мо­ реплаванию. ишштаид

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz