Рыбный Мурман. 1984 г. Март.
• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ С ОВРЕМЕННЫЕ морские суда оснащены новей- шими электрорадионавигаци- очными приборами. Экипажи укомплектованы ответствен ными, хорошо подготовленны ми специалистами. Тем не ме нее угроза безопасности суд на и жизни моряков осталась и по сей день. Это и жесто кие штормы, и ураганы, и по вреждения корпуса судна при плавании во льдах, и возник новение пожара или аварий по вине судовых специалис тов... В мировой морской прак тике еще случаются такие аварии, когда не удается спасти судно. В этом случае экипаж должен уметь органи зованно его покинуть. А для того чтобы уметь, нужно учиться, к такую «школу» проходят все моряки. Особенно большую пользу приносят показательные уче ния «Борьба за живучесть еудна». Одно из таких уче ний проходило недавно и за печатлено на предлагаемом чи тателям снимке Д. Гринько. ЭКЗАМЕН И РЕЗУЛЬТАТ Осенью прошлого года •пер*ые ■ ВРИО «Севрыба» проходил месячник безолас* ности мореплавания. Тогда специальные смотровые брига ды проверили 230 судов и дали высшую оценку 58-и и< mot. Лучшими были признаны экипажи плавбазы «Алехсей Хлобыстов» управления «Сев рыбхолодфлот», БМРТ сПас* сат-2» объединения «Мурман рыбпром» и другие. Среди бе реговых подразделений пер вое место присуждено службе мореплавания Мурманской промбазы Архангельского ры- бакколхозсоюза. В ходе месячника были на званы основные недостатки в организации безопасности мо реплавания: моряки нерегу лярно производят расчет ос* гойчивости судов, плохо за полняют журнал технического состояния и т. п. Нонечно, в проведении пер вого м есячнииа не все было гладко. Однано пользу этого м ероприятия нинто отрицать не ста н е т. Ведь в том , что ф лотам удалось работать без аварий в самы е тр удны е ме сяцы — ноябрь, декабрь, я н варь, есть и засл уга месяч н и ка. Думается, что такие месяч ники будут проходить и впредь, поэтому хотелось бы высказать несколько пожела ний. Во-первых, месячники должны стать массовым меро приятием, нужно, чтобы в них активно участвовали асе члены энилажей и представи тели общественмести. А для атого, видимо, было бы по лезно учреждать премии для лучших коллективов на каж дом флоте. Be-вторых, надо, чтобы ■ етот период работни ки управлений флотов высту пали перед коллективами су дов с лекциями и беседами о безаварийном плавании. И еще: для объективности оценки при проверке судов сле дует приглашать и участию в ней «нейтральных» работни ков, а не таи, как в прошлом гаду, когда проверку вели в основном представители «своих» флотов. Очевидно, основным мери лом при подведении итогов месячника надо считать со стояние аварийности на фло те, количество случаев задер жаний судов перед выходом в рейс, уровень дисциплины (лишение судовых специалис тов дипломов), а также ре зультаты навигационных ана лизов и предыдущих инспек торских проверок. В. ГЕРЦАК, старший морской инспектор «Севгосрыбфлотинспеьции». 30 марта М 4 года! В ПОСЛЕДНЕМ рейсе на спасательном морском буксире «Мурманрыба» я по знакомился с тремя водо лазами: Василием Михайло вичем Гуриным, Василием Афанасьевичем Верланом & Николаем Борисовичем Мо розовым. У первых двух — большой профессиональный опыт, последний выходил В море на спасателе впервые. Все трое закончили школу водолазов, служили на воен ных кораблях, а демобили зовавшись, пришли в наш рыбный порт. У Василий Михайловича 5000 часов ра боты под водой, у Василия Афанасьевича—две с полови ной, а у Николая, он еще очень молод, — всего 500 часов. Возглавлял группу во долазов на «Мурманрыбе» В. М. Гурин. «Мурманрыба» находи лась в Баренцевом море как раз в период интенсивного лова мойвы. Мы обеспечи вали безопасность передви жения отдельных промысло вых траулеров, делали во долазный осмотр корпусов — обычную свою работу. Рыбы не ловили, но, помо гая промысловикам, вноси ли свой вклад в выполнение Продовольственной прог раммы. Плавание зимнее, слу чалось всякое... Ночью 11 февраля в Ба ренцевом море разразился сильный шторм. При ясном звездном небе Нептун раз бушевался не на шутну. На судах-кошельковистах в сроч ном порядке выпускали мой ву из неводов обратно в мо ре, а те, что стояли у Саз, скоренько отваливали от их бортов, чтобы лечь в дрейф, подрабатывая «носом на волну». СТР-31 S «Сеетлоград» объ единения «Мурманрыбпром» находился на промысле с са мого начала мойвенной пути ны. Ночью 11 февраля он сда вал добытую рыбу на базу, ио тоже получил штормовое пре дупреждение и приназ уйти от нее. Во время отхода сливная часть кошелькового невода по пала на руль и винт сейнера. Естественно, он потерял ход и нуждался в срочной помощи спасателей. Освободить винто рулевой номплекс СТР-315 от сетного полотна бы ло поруче но экипажу «Мурманрыбы». Б уксир овка сейнера-траулера в Тю ва-губу бы ла выполнена с высоким м астерством , а ту т уж слово — за водолазами. Если они см о гут у стр ан и ть «нам отку» своими силами — судно продолжит рейс, не см о гут — оно будет о тб укси ровано в порт. 10 ЧАСОВ ПОД ВО Нак ни странным может ато показаться, но первым Ушел под воду Николаи Морозов. Помню, с какой тщательностью его инструктировал перед Спуском старший водолаз В, М. Гурин, Николай должен ? ыл соблюсти три правила: не Оролиться, быть предельно внимательным, досконально разведать «хар актер » намоткй сетного полотна на винт и перо руля И, наконец, четко й ясно долож ить обо всем на во долазный п ост. После того, когда операция уж е бы ла за вершена, В асилии Михайлович сказал: *- Коля со своей работой справился на «отлично». А Первым мы его послали, что бы он почувствовал себя в на шей группе вполне равно правным специалистом , чтобы не создалось впечатления, что ему не доверяю т из-за моло дости. К том у ж е мы подмети ли у него огромное ж елание зан яться настоящ им , именнф своим делом. Ведь мы на сп асате льн ы х су д а х числимся матросами-водолазами и, когда нет основной работы , находим , ся в полном подчинении у боц мана. Т у т ж е выпал случай Оказать помощь ры бакам сред ствам и водолазной н ауки . Николай Морозов провел разведку, подготовил рабочее место для товарищей: доставил под днище «Светлограда» мощный светильник и закре пил его, определил, в какую сторону по валу намотано сёт- нее полотно. И когда В. М. Гу рии, а затем и В. А. Верлен уходили под воду, они уже до вольно зримо представляли се бе, что им придется делать. Десять часов водолазы «Мур манрыбы» снимали с винто- рулевой группы «Светлограда» часть невода. Когда работу за. вершили, потребовались до полнительные спусии под во ду для тщательного осмотра Судна. Тольно после этого да ли капитану сейнера «добро» на продолжение рейса. ...Мы сидели с водолаза ми в их посту «Мурманры бы» и разговаривали. Из всего сказанного ими я вы нес для себя то, что нет лю дей, родившихся специально для работы под водой. У всех путь в водолазы, как правило, начинается на во енных кораблях. Уже там у части водолазов пробуждает ся любовь к этой профессии, уже там просыпается тяга к водолазным спускам. И хорошо, когда человек мо жет найти подходящую ор ганизацию на берегу. Тогда он остается водолазом на всю жизнь. ▼— Не все моряки еще, к сожалению, понимают нашу работу так, как надо, — Го ворил Василий Михайлович. — Часто у людей создается О ней Превратное впечатле ние. Им кажется, что, спус тившись под воду и «попус кав пузыри», водолаз тем самым зарабатывает себе на хлеб. А это далеко не так. И я вполне согласен с В. М. Гуриным. Попробуйте на палубе судна разрезать жгут из сетного полотна обычным шкерочным ножом. Уверен, у вас это получится с большим трудом и займет немало времени. Водолазу же эту работу надо выпол нить под водой в тяжелом скафандре. — Под водой стараешься делать все как можно быст рее, — рассказывал В. А. Верлан. — Когда работаешь, тебе очень жарко, обильно выделяется пот. Стоит толь ко остановиться или даже отправиться за другим инст рументом, как холод сковы вает все твои движения. Однако и чересчур тороп ливыми быть водолазам то же нельзя. Они делают ос мотр подводной части суд на, дают заключение на его дальнейшую эксплуатацию и, если хотите, несут пол ную ответственность за жизнь и безопасность море плавания его экипажа. На СМБ-213 «Мурманрыба» ра бота водолазной группы в последнем рейсе получила высокую оценку. • ■» • С п асате л и ... Таи коротко на зы ваю т суда, назначение кото р ы х — в ы р уч ать из беды мо ряков. Они н е сут в а х ту не в у к р ы ти я х , а там , где работа ю т промы словики, и сп ы ты в ая на себе те ж е кап ри зы пого'ды, что и все экип аж и в районе. С той лиш ь разницей, что сп а сател ям , случ и сь что, будет тр уднее, чем попавшим в ава рию Особенно в н аш и х север н ы х' ш и р о та х. А водолазы, ес ли погода позволяет, вы пол няю т свою работу и в о ткр ы том море. И сч и таю т это для себя кормой. С . ДАНИЛОВ, матрос, наш внешт. корр. 1 Ш М Я ТРЕВОГ» Утром 1 марта нынешне го года в Кольском заливе еамерлп на якорях БМРТ «Владимир Бродюк» и спа сательное судно «Стахано вец». Вскоре на борт траулера прибыли начальник отдела мореплавания, связи и элек трорадионавигации ВРПО «Севрыба» Г. В. Тишков, руководители служб море плавания флотов Северного бассейна, морские инспекто ры, капитаны- наставники и большая группа капитанов судов, стоящих в порту. Часть прибывших специали стов поднимается на борт «Стахановца». Звучит сигнал общесудо вой тревоги на БМРТ «Вла димир Бродюк». Начинается показательное учение. Старший помощник капи тана В. Ф. Шандуро объяв ляет учебное время, выслу шивает доклады. Капитан- директор В. В. Тюрин, полу, чив информацию, принимает решения, отдает распоряже ния. Экипаж работает быст ро н умело — это резуль тат хорошей подготовки. «Вводные» следуют одна за другой: тут и возникнове ние очагов «пожаров» в но совой и кормовой частях судна, и появление «течи» В машинном отделении через «пробоину». И, наконец, по плану учения наступает мо мент, когда становится не обходимой помощь судна- епасателя. Устанавливается связь со «Стахановцем». Включив мощные противопожарные насосы и создав сплошную водяную завесу, «спасатель» подходит к борту «аварий ного» траулера. Через не сколько минут аварийно-спа сательная партия переходит на БМРТ и приступает к тушению «очага пожара» на корме судна и откачке воды ’ из «затопленных» судовых отсеков. «Пожар» ликвидирован. Сняв несколько «пострадав ших» членов экипажа трау лера, «Стахановец» отходит от БМРТ «Владимир Бро дюк». Через некоторое .время объявляется еще одна «вводная»: оставление суд на. По команде весь экипаж БМРТ в спасательных на грудниках собирается там, где размещены шлюпки и плоты. Сбрасываются за борт три надувных спаса тельных плота, в них садят ся 30 моряков, и с помощью поданного со «Стахановца» лння плоты переправляются и борту спасателя. На этом учение заканчи вается. На состоявшемся потом разборе действий экипажа Г. В. Тишков дал хорошую оценку организации и при ведению этого полезного ме роприятия. А для судоводи телей, присутствовавших на учении, оно стало наглядным примером, школой морской выучки. В. ГРОМЦЕВ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыбпром» по мо реплаванию. ишштаид
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz