Рыбный Мурман. 1984 г. Март.
На страже здоровья С п а с ли жизнь Состояние Виктора Василь евича Негрова, матроса БАТ «Генерал Радзиевский», было крайне тяжелым: развился гнойный перитонит, кишечная непроходимость. Необходима срочная опера ция. Но она столь сложна, что проводится лишь в хоро шо оснащенных хирургических стационарах. А здесь — мо ре, раскачивающее траулер на тугой волне. Но выхода не было, через сутки человек бы погиб. Петр Иванович Сунцов, хирург медсанчасти ВРПО «Севрыба», приступил к опе рации. И завершилась она победой врача над смертью. Как дела, коллеги? Во власти А этот случай произошел на ТР «Хибинские горы», на ко тором вышла в рейс Муза Гавриловна Юркевич, врач, имеющий первую квалифи кационную категорию по хи рургии и анестезиологии. Ма троса БМРТ «Капитан Ардеев» В. А. Аверичева доставили на рефрижератор с прободной язвой двенадцатиперстной киш ки. И здесь необходима была операция, которую проводят в стационаре специалисты толь ко высокой квалификации. Но и в морских условиях опера ция проведена блестяще, боль ного доставили в Мурманск уже в стадии выздоровления. И таких примеров можно привести немало, когда врачи не только приходят на помощь заболевшим морякам, но и дарят им второе рождение. И. ВОЛКОВА. Конкурс НЕДРЕМАННЫЙ ОБЪЕКТИВ н стихии В два часа ночи вахтенный радиооператор МСБ «Стойкий» принял сигнал «SOS» от ган ского сухогруза «Лис», у ко торого вышел из строя глав ный двигатель. В условиях штормовой погоды судно не сло на отмели. «Стойкий» на ходился в 60 милях от места происшествия и прибыл во время. Аварийный десант, возглав ляемый старшим помощни ком капитана, в считанные минуты закрепил на сухогру зе буксир, и судно было от ведено на рейд порта Нуади- бу. Детальный осмотр, прове денный специалистами, по зволил определить причину аварии и объем ремонтных работ, к которым советские моряки приступили немедлен но. Благодаря высокому про фессиональному мастерству старшего механика В. М. Ка- рузина, третьего механика Н. Н. Карусевича, моториста М. П. Чепелкина, токаря И. Л. Кладова, сварщика Е. Е. Боро- дочева и других членов эки пажа уже на следующий день К семи вечера двигатель был О тремонтирован. Ганские моряки горячо по благодарили калининградцев за оказанную помощь и про должили рейс. Из еженедельника «Маяк», г. Калининград. Именно он нужен людям, увлечением которых является фотография. Остановить мгно вение о век автоматических фотоаппаратов несложно. На до еще и сразу понять: на сколько оно, это мгновение, прекрасно?.. Молниеносная реакция, своеобразное виде ние мира, а то и просто чувст во юмора *— качества, необ ходимые фотохудожнику. Похоже, что эти качества присущи автору этих двух снимков — матросу тралового флота В Бургучеву. Действи тельно, привыкли мы к тому, что человек в море — это только труд и труд, штормы, ненастье... А, оказывается, бы вает и такое: растянулся на палубе, глаза закрыл... Или — с морским обитателем по душам побеседовал... Снимки эти присланы на конкурс, объявленный проф комом тралового флота и сек цией фотолюбителей' - рыба ков при фотоклубе «Мур-, манск». Лучшие работы будут демонстрироваться на выстав ке, посвященной 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной вой не. Она откроется в октябре с. г. в ДКТ имени С. М. Ки рова. На конкурс принимаются фо тоснимки размером 24x30 см, можно высылать и негативы. К работам прилагаются крат кие сведения об авторе. Адрес жюри: Мурманск, ДКТ им. С. М. Кирова, отдел по рабо те среди рыбаков. Победителей и участников выставки ждут призы и на грады. ) По законам морского товарищества СКВОЗЬ БУШУЮЩЕ ПЛАМЯ События, о которых пойдет речь, развивались так. Югос лавское сухогрузное судно «Езера» следовало Кольским заливом к причалам Мурман ского торгового порта. Сухо груз был на траверзе Мишу- кова, когда в машинном от делении вспыхнул пожар. Вспыхнул так неожиданно и заполыхал так жарко, что чле ны машинной команды, как говорится, едва успели ноги унести, не успев даже остано вить главный двигатель. Весть о пожаре мгновенно разнеслась по судну. Нахо дившиеся на мостике капитан сухогруза Никса Ипшич и со ветский лоцман Е. Назаров попытались, было, застопорить машины с помощью дистанци онной системы управления. Однако систем а не сработала. И тогда было принято реш е ние: маневрировать по зал и зу до те х пор, пока не будет вы работано все топливо. Тогда дви гатель загло хнет сам по себе. Служ ба движения тем вре менем побеспокоилась о том, чтобы освободить «водный проспект» от судов. Опасная про гулка на горящем судне продолж алась до тех пор, по ка подоспел пожарный катер лч«Часовой» и взял часть ю гос л а в с к и х моряков к себе на борт. О стальны е люди были пересаж ены на спасательны й катер «Вега», подошедший с другого борта. Борьбу с огнем «Часовой» продолжал до те х пор, пока на катере не был выработан весь запас пенообразователя. Потом ем у на смену приш ли сп асатели «Минула» и «П а мир». Когда «Часовой», пополнив в порту запас пенообразова теля, снова вернулся к «Езе- ре», его экипаж принялся за тушение кормовых отсеков. И так до конца... Надстройка выгорела вся. Уцелела от огня лишь одна каюта. Последние жидкие струйки дыма, оторвавшиеся от почерневшего корпуса суд на, возвестили о конце эпо пеи, которая продолжалась более 20 часов. ...Найти «Часового», приту лившегося возле одного из дальних углов здоровенного дока, где он нес вахту по обеспечению пожарной без опасности ремонтных работ, оказалось делом не таким уж простым. В тесной своей каюте капи тан «Часового» Евгений Хар- лампиевич Чернышов расска зал о том, что катерок дейст вительно плохонький, образца 50-х годов. Конечно, за эти годы обрядили его техникой, установили две цистерны для пенообразователя, радио локаторы, аппараты ультрако ротковолновой связи. Но зато бортовые дви гате ли хорош и. Здесь уж ничего не скаж еш ь. В общей слож ности две с половиной ты с я чи «лош адок». А это немало. Когда и дут по тревоге, к аж е т ся, берега залива др ож ат. Ш естнадцать с лиш ним узло в. До горящего судна добе ж али за 39 м инут (по судово му ж ур н алу). В густом мраке полярной ночи узнали его без тр уда по клубящ ем уся ды м у. Ш вартовка — она и в обы ч н ы х усло ви ях тр ебует о т коман ды большого напр яж ени я. А здесь предстояло подойти к «ф ланирующ ем у» по заливу горящ ему су х о гр у зу , один вид ноторого мог о тп угн у ть ного угодно: корпус разогрел ся, словно у тю г. П окры вавш ая его белая нраска прямо на глазах моряков , которые вы сы пали на палубу «Часового», тем нела, съ еж ивалась и боль ш ими, почерневшими стр у п ья ми отваливалась от м еталла. — Мы подошли к левому борту «Еэеры » своим правым бортом, — вспоминает Е. X. Чернышов. — Подали с носа катера конец. Ю гославы его эанрепили у себя. Начали под бивать корм у, чтобы подать с нее второй конец. В это т мо мент «Езера», как мы гово рим, неожиданно получила движение назад (ю гославы отдали якор ь). И катер, по просту говоря, провернулся кормой вонруг закрепленного швартовного троса. Капитан улыбается. Но в тот момент ему было, наверное, не до улыбок. Непредвиден ный маневр мог ввергнуть в растерянность кого угодно. В сложных условиях время спрессовывается. Тратить его . на обдумывание решений ста новится роскошью непозволи тельной. Чернышов приказы вает по дать на сухо гр уз второй но- нец с носа и прижимает по ж арный натер к горящему судну левым бортом. С читан ные минуты понадобились на закрепление нонцов и ш торм тр ап а, по которому начал вы садку пож арный десант. Все... Капитан сделал свое дело... И принялся за другое. Он ведь должен руководить тушением пожара. Наблюдая за действиями десанта, под держивая с ним радиосвязь, Евгений Харлампиевич в нуж ный момент отдает команду в пеногенераторную — и «пен- щик» открывает клапаны. По обрывистым просьбам оруду ющих на «Еэере» пожарных он приказывает перевести (чуть не сорвалось «огонь») стволы лафетов, «стреляющих» тугими струями воды, влево... Вправо... Направить их на ту каюту... На эту. И так долгие часы напряженного труда, ко гда нервы напряжены до крайнего предела... — Пришли на борт, — вспо минает помощник капитана по пожарно - технической ча сти Федор Михайлович Тес- люк (он возглавил пожарный десант), — и первым делом, естественно, к капитану и лоцману Надо ведь все раз узнать. Однако «выведать» мало что удалось. Капитан не понимал по-русски, ну а мы — не знали сербскохор ватского... Однако и те крохи сведе ний, которые удалось зап олу чить, в какой-то мере прояс нили положение дел, которое, увы , утеш и тельны м вряд ли можно было назвать. С уди те сами: кан бы вы чувство вали себя на горящем _ судне, узн ав , что под главной палу бой — цистерна, полная топ ли вом, по правому борту — боч- ни с горючим м атериалом , по левому — пиротехника, р ас ходны е тан ки , на тр е ть за полненные дизельным топ ли вом. Было от чего в пасть в уны н и е. Но у пож арны х не было на это времени. По при казу Теслюна они рассеялись по палубе, ш аг за ш агом про дви гаясь по незнакомому суд н у... А ктай Валиев, самы й моло дой уч астн и к десантной гр у п пы , следуя вдоль левого бор та , заметил в темном прое ме одной из о тк р ы ты х две рей си луэты кислородны х бал лонос. Дотронулся до ближ ай шего руной — горячий. К ар ти на, прямо скаж ем , не для сла бонервны х. Трудно ск азать , сколько минут (или мгновений) оставалось до взры ва. Б ы ть может, ровно столько, чтобы А ктай и подоспевший ему на помощь М ихаил Левшенков у с пели охладить баллоны стр уей холодной воды и вы нести из задым ленного помещ ения. Впечатления и переживания были потом. А тогда никто из участников десанта (к на званным именам добавлю ма тросов В. М. Чаругина и В. А. Алексеева) старался не под даваться чувствам, эмоциям. — Что, совсем не было страха, никаких сомнений? Старший помощник капита на катера «Часовой» Виктор Кириллович Кузуб, который также одним из первых под нялся на сухогруз с рацией, тщетно пытался остепенить ребят, дескать, не лезьте, дей ствуйте осторожнее. Они и действовали осторожно (как учили)... Но лезли. Кстати ск а за ть , Кузуб мог и не бы ть в этом пекле. Когда на «Часовом» был принят сигнал бедствия, он, сдав вах ту нап и тану Черныш ову, уж е надевал на голову ш ап н у, чтобы идти о тд ы ха ть домой. Но не уш ел. О стался. «Как у й деш ь... Не по-человечески вроде...» К ак осталась на «Ч а совом» повар Мария Васильев на Богданова, хо тя и она мог ла «по праву ж енщ ины » не пойти в сто ль опасный рейс. Мне показалось, что об этих фактах Евгений Харлам пиевич говорит с особенным удовольствием, что ли. Н/, что здесь непонятного: пожа ры бывают разные, да люди — они все те же: реши тельные, смелые, хорошо обу ченные. Трудную вахту по тушению иностранного судна у «Часо вого» приняли, напомню, эки пажи спасателей «Микула» и «Памир». Размеры газетной статьи позволяют нам лишь назвать фамилии отважных моряков — матросов Б. Ю. Филатова, М. И. Джабраилова, В. Н. Те рещенко, моториста - элек трика В. Ю. Ивлева, боцмана А. А. Занфирова, плотника Б. А. Пройденова, старшего механика М. С. Кулинского. В. ЧИСНИКОВ. РЫБНЫЙМУРМАН 23 марта 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz