Рыбный Мурман. 1984 г. Март.

На страже здоровья С п а с ли жизнь Состояние Виктора Василь­ евича Негрова, матроса БАТ «Генерал Радзиевский», было крайне тяжелым: развился гнойный перитонит, кишечная непроходимость. Необходима срочная опера­ ция. Но она столь сложна, что проводится лишь в хоро­ шо оснащенных хирургических стационарах. А здесь — мо­ ре, раскачивающее траулер на тугой волне. Но выхода не было, через сутки человек бы погиб. Петр Иванович Сунцов, хирург медсанчасти ВРПО «Севрыба», приступил к опе­ рации. И завершилась она победой врача над смертью. Как дела, коллеги? Во власти А этот случай произошел на ТР «Хибинские горы», на ко­ тором вышла в рейс Муза Гавриловна Юркевич, врач, имеющий первую квалифи­ кационную категорию по хи­ рургии и анестезиологии. Ма­ троса БМРТ «Капитан Ардеев» В. А. Аверичева доставили на рефрижератор с прободной язвой двенадцатиперстной киш­ ки. И здесь необходима была операция, которую проводят в стационаре специалисты толь­ ко высокой квалификации. Но и в морских условиях опера­ ция проведена блестяще, боль­ ного доставили в Мурманск уже в стадии выздоровления. И таких примеров можно привести немало, когда врачи не только приходят на помощь заболевшим морякам, но и дарят им второе рождение. И. ВОЛКОВА. Конкурс НЕДРЕМАННЫЙ ОБЪЕКТИВ н стихии В два часа ночи вахтенный радиооператор МСБ «Стойкий» принял сигнал «SOS» от ган­ ского сухогруза «Лис», у ко­ торого вышел из строя глав­ ный двигатель. В условиях штормовой погоды судно не­ сло на отмели. «Стойкий» на­ ходился в 60 милях от места происшествия и прибыл во­ время. Аварийный десант, возглав­ ляемый старшим помощни­ ком капитана, в считанные минуты закрепил на сухогру­ зе буксир, и судно было от­ ведено на рейд порта Нуади- бу. Детальный осмотр, прове­ денный специалистами, по­ зволил определить причину аварии и объем ремонтных работ, к которым советские моряки приступили немедлен­ но. Благодаря высокому про­ фессиональному мастерству старшего механика В. М. Ка- рузина, третьего механика Н. Н. Карусевича, моториста М. П. Чепелкина, токаря И. Л. Кладова, сварщика Е. Е. Боро- дочева и других членов эки ­ пажа уже на следующий день К семи вечера двигатель был О тремонтирован. Ганские моряки горячо по­ благодарили калининградцев за оказанную помощь и про­ должили рейс. Из еженедельника «Маяк», г. Калининград. Именно он нужен людям, увлечением которых является фотография. Остановить мгно­ вение о век автоматических фотоаппаратов несложно. На­ до еще и сразу понять: на­ сколько оно, это мгновение, прекрасно?.. Молниеносная реакция, своеобразное виде­ ние мира, а то и просто чувст­ во юмора *— качества, необ­ ходимые фотохудожнику. Похоже, что эти качества присущи автору этих двух снимков — матросу тралового флота В Бургучеву. Действи­ тельно, привыкли мы к тому, что человек в море — это только труд и труд, штормы, ненастье... А, оказывается, бы­ вает и такое: растянулся на палубе, глаза закрыл... Или — с морским обитателем по душам побеседовал... Снимки эти присланы на конкурс, объявленный проф­ комом тралового флота и сек­ цией фотолюбителей' - рыба­ ков при фотоклубе «Мур-, манск». Лучшие работы будут демонстрироваться на выстав­ ке, посвященной 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной вой­ не. Она откроется в октябре с. г. в ДКТ имени С. М. Ки­ рова. На конкурс принимаются фо­ тоснимки размером 24x30 см, можно высылать и негативы. К работам прилагаются крат­ кие сведения об авторе. Адрес жюри: Мурманск, ДКТ им. С. М. Кирова, отдел по рабо­ те среди рыбаков. Победителей и участников выставки ждут призы и на­ грады. ) По законам морского товарищества СКВОЗЬ БУШУЮЩЕ ПЛАМЯ События, о которых пойдет речь, развивались так. Югос­ лавское сухогрузное судно «Езера» следовало Кольским заливом к причалам Мурман­ ского торгового порта. Сухо­ груз был на траверзе Мишу- кова, когда в машинном от­ делении вспыхнул пожар. Вспыхнул так неожиданно и заполыхал так жарко, что чле­ ны машинной команды, как говорится, едва успели ноги унести, не успев даже остано­ вить главный двигатель. Весть о пожаре мгновенно разнеслась по судну. Нахо­ дившиеся на мостике капитан сухогруза Никса Ипшич и со­ ветский лоцман Е. Назаров попытались, было, застопорить машины с помощью дистанци­ онной системы управления. Однако систем а не сработала. И тогда было принято реш е­ ние: маневрировать по зал и зу до те х пор, пока не будет вы ­ работано все топливо. Тогда дви гатель загло хнет сам по себе. Служ ба движения тем вре­ менем побеспокоилась о том, чтобы освободить «водный проспект» от судов. Опасная про гулка на горящем судне продолж алась до тех пор, по­ ка подоспел пожарный катер лч«Часовой» и взял часть ю гос­ л а в с к и х моряков к себе на борт. О стальны е люди были пересаж ены на спасательны й катер «Вега», подошедший с другого борта. Борьбу с огнем «Часовой» продолжал до те х пор, пока на катере не был выработан весь запас пенообразователя. Потом ем у на смену приш ли сп асатели «Минула» и «П а­ мир». Когда «Часовой», пополнив в порту запас пенообразова­ теля, снова вернулся к «Езе- ре», его экипаж принялся за тушение кормовых отсеков. И так до конца... Надстройка выгорела вся. Уцелела от огня лишь одна каюта. Последние жидкие струйки дыма, оторвавшиеся от почерневшего корпуса суд­ на, возвестили о конце эпо­ пеи, которая продолжалась более 20 часов. ...Найти «Часового», приту­ лившегося возле одного из дальних углов здоровенного дока, где он нес вахту по обеспечению пожарной без­ опасности ремонтных работ, оказалось делом не таким уж простым. В тесной своей каюте капи­ тан «Часового» Евгений Хар- лампиевич Чернышов расска­ зал о том, что катерок дейст­ вительно плохонький, образца 50-х годов. Конечно, за эти годы обрядили его техникой, установили две цистерны для пенообразователя, радио­ локаторы, аппараты ультрако­ ротковолновой связи. Но зато бортовые дви гате­ ли хорош и. Здесь уж ничего не скаж еш ь. В общей слож ­ ности две с половиной ты с я ­ чи «лош адок». А это немало. Когда и дут по тревоге, к аж е т­ ся, берега залива др ож ат. Ш естнадцать с лиш ним узло в. До горящего судна добе­ ж али за 39 м инут (по судово­ му ж ур н алу). В густом мраке полярной ночи узнали его без тр уда по клубящ ем уся ды м у. Ш вартовка — она и в обы ч­ н ы х усло ви ях тр ебует о т коман­ ды большого напр яж ени я. А здесь предстояло подойти к «ф ланирующ ем у» по заливу горящ ему су х о гр у зу , один вид ноторого мог о тп угн у ть ного угодно: корпус разогрел­ ся, словно у тю г. П окры вавш ая его белая нраска прямо на глазах моряков , которые вы­ сы пали на палубу «Часового», тем нела, съ еж ивалась и боль­ ш ими, почерневшими стр у п ья­ ми отваливалась от м еталла. — Мы подошли к левому борту «Еэеры » своим правым бортом, — вспоминает Е. X. Чернышов. — Подали с носа катера конец. Ю гославы его эанрепили у себя. Начали под­ бивать корм у, чтобы подать с нее второй конец. В это т мо­ мент «Езера», как мы гово­ рим, неожиданно получила движение назад (ю гославы отдали якор ь). И катер, по­ просту говоря, провернулся кормой вонруг закрепленного швартовного троса. Капитан улыбается. Но в тот момент ему было, наверное, не до улыбок. Непредвиден­ ный маневр мог ввергнуть в растерянность кого угодно. В сложных условиях время спрессовывается. Тратить его . на обдумывание решений ста­ новится роскошью непозволи­ тельной. Чернышов приказы вает по­ дать на сухо гр уз второй но- нец с носа и прижимает по­ ж арный натер к горящему судну левым бортом. С читан­ ные минуты понадобились на закрепление нонцов и ш торм­ тр ап а, по которому начал вы ­ садку пож арный десант. Все... Капитан сделал свое дело... И принялся за другое. Он ведь должен руководить тушением пожара. Наблюдая за действиями десанта, под­ держивая с ним радиосвязь, Евгений Харлампиевич в нуж­ ный момент отдает команду в пеногенераторную — и «пен- щик» открывает клапаны. По обрывистым просьбам оруду­ ющих на «Еэере» пожарных он приказывает перевести (чуть не сорвалось «огонь») стволы лафетов, «стреляющих» тугими струями воды, влево... Вправо... Направить их на ту каюту... На эту. И так долгие часы напряженного труда, ко­ гда нервы напряжены до крайнего предела... — Пришли на борт, — вспо­ минает помощник капитана по пожарно - технической ча­ сти Федор Михайлович Тес- люк (он возглавил пожарный десант), — и первым делом, естественно, к капитану и лоцману Надо ведь все раз­ узнать. Однако «выведать» мало что удалось. Капитан не понимал по-русски, ну а мы — не знали сербскохор­ ватского... Однако и те крохи сведе­ ний, которые удалось зап олу­ чить, в какой-то мере прояс­ нили положение дел, которое, увы , утеш и тельны м вряд ли можно было назвать. С уди ­ те сами: кан бы вы чувство­ вали себя на горящем _ судне, узн ав , что под главной палу­ бой — цистерна, полная топ ли ­ вом, по правому борту — боч- ни с горючим м атериалом , по левому — пиротехника, р ас­ ходны е тан ки , на тр е ть за ­ полненные дизельным топ ли ­ вом. Было от чего в пасть в уны н и е. Но у пож арны х не было на это времени. По при­ казу Теслюна они рассеялись по палубе, ш аг за ш агом про­ дви гаясь по незнакомому суд ­ н у... А ктай Валиев, самы й моло­ дой уч астн и к десантной гр у п ­ пы , следуя вдоль левого бор­ та , заметил в темном прое­ ме одной из о тк р ы ты х две­ рей си луэты кислородны х бал­ лонос. Дотронулся до ближ ай­ шего руной — горячий. К ар ти ­ на, прямо скаж ем , не для сла­ бонервны х. Трудно ск азать , сколько минут (или мгновений) оставалось до взры ва. Б ы ть может, ровно столько, чтобы А ктай и подоспевший ему на помощь М ихаил Левшенков у с ­ пели охладить баллоны стр уей холодной воды и вы нести из задым ленного помещ ения. Впечатления и переживания были потом. А тогда никто из участников десанта (к на­ званным именам добавлю ма­ тросов В. М. Чаругина и В. А. Алексеева) старался не под­ даваться чувствам, эмоциям. — Что, совсем не было страха, никаких сомнений? Старший помощник капита­ на катера «Часовой» Виктор Кириллович Кузуб, который также одним из первых под­ нялся на сухогруз с рацией, тщетно пытался остепенить ребят, дескать, не лезьте, дей­ ствуйте осторожнее. Они и действовали осторожно (как учили)... Но лезли. Кстати ск а за ть , Кузуб мог и не бы ть в этом пекле. Когда на «Часовом» был принят сигнал бедствия, он, сдав вах­ ту нап и тану Черныш ову, уж е надевал на голову ш ап н у, чтобы идти о тд ы ха ть домой. Но не уш ел. О стался. «Как у й ­ деш ь... Не по-человечески вроде...» К ак осталась на «Ч а­ совом» повар Мария Васильев­ на Богданова, хо тя и она мог­ ла «по праву ж енщ ины » не пойти в сто ль опасный рейс. Мне показалось, что об этих фактах Евгений Харлам­ пиевич говорит с особенным удовольствием, что ли. Н/, что здесь непонятного: пожа­ ры бывают разные, да люди — они все те же: реши­ тельные, смелые, хорошо обу­ ченные. Трудную вахту по тушению иностранного судна у «Часо­ вого» приняли, напомню, эки­ пажи спасателей «Микула» и «Памир». Размеры газетной статьи позволяют нам лишь назвать фамилии отважных моряков — матросов Б. Ю. Филатова, М. И. Джабраилова, В. Н. Те­ рещенко, моториста - элек­ трика В. Ю. Ивлева, боцмана А. А. Занфирова, плотника Б. А. Пройденова, старшего механика М. С. Кулинского. В. ЧИСНИКОВ. РЫБНЫЙМУРМАН 23 марта 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz