Рыбный Мурман. 1984 г. Март.

• ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР «ПЛЕЩУТ ВММЫ Е ВОЛНЫ» Как мы и предполагали, статья под таким названием («РМ», 1984, № 3), в которой поднималась проблема чрезмерного оби­ лия отчетно-нормативной документации, вызвала самый живой интерес наших читателей. Редакция благодарит всех принявших участие в обсуждении проблемы. ШТУРМАН ИЛИ СЕКРЕТАРЬ? ПРАВИЛА ПРОТИВ... ПРАВИЛ Заполняет, скажем, судо­ водитель журнал учета ча­ сов работы электрорадиона- вигационных приборов. В графе «Радиолинейная стан­ ция (РЛС)» делает запись: «21.01.84 — 24 часа» (т. е. станция работала в течение суток). Такую же запись де­ лает радиоспециалист в жур­ нале технической эксплуата­ ции радиоаппаратуры. Мало того, судоводитель в судо­ вом журнале записывает, что РЛС работает или выключе­ на на его вахте. Или другой пример. Вре­ мя работы радиопередатчи­ ка фиксируется (до минут) в вахтенном журнале радио­ станции. Однако об этом необходимо сделать еще и запись в журнале техниче­ ской эксплуатации радиоап­ паратуры. И это в то время, когда в большинстве своем передатчики и РЛС оснаще­ ны счетчиками, ведущими учет времени работы. Для чего нужно такое многократное дублирование? Более двадцати лет назад были введены журналы с «Правилами ведения записей в журнале». Так вот, со­ гласно этим «Правилам», журнал технической эксплу­ атации радиоаппаратуры (объем его более 120 стра­ ниц) рассчитан на год рабо­ ты, после чего его рекомен­ дуется сдать в архив судо­ владельцу на хранение с последующим уничтожени­ ем. И вот что получается на практике: за названный пе­ риод заполняется лишь од­ на треть документа, по­ скольку в большем нет нуж­ ды. И далее «ценный» жур­ нал уничтожается или, того хуже, выбрасывается... Во всяком случае, ни один жур­ нал не хранится у судовла­ дельца, потому что не сда­ ется им судовыми специа­ листами. Н. ОСТРОВОЙ, радиомонтажник ПМ-613. Мы во всем солидарны с автором публикации «П лещ ут бумаж ны е волны». С ущ еств у­ ющее на суд ах положение с отчетно-нормативной докум ен­ тацией нельзя н азвать нор­ мальным. Даже бы валому ш турм ан у приходится тр а ти ть после каж ­ дой в ахты час и больше, что­ бы заполнить все ж ур н алы . О тчетность на суд ах разбухла, четверты й ш тур м ан вы полняет в основном ф уннцин секрета- ря-м аш инистни, а не судоводи­ тельски е обязанности. Особен­ но много докум ентации прихо­ д и тся оф орм лять старпом у. Вот уж кому не позавидуеш ь! Приход в порт для старпом а не в радость. Мало того, что в рейсе приходится «перело­ патить» гору докум ентации, надо еще все подать та к , что­ бы комар носа не подточил. Здесь ум естно зам ети ть, что дело не только в загруж еннос­ ти , которую судоводителям доставляю т «бум аги», но и в том , что они являю тся причи­ ной посещения судна в сто ян ­ к у массой инспекторов и про­ веряющ их. И на всех не уго ­ диш ь. Что, например, может яв- ля ть ся критерием того, как судно работало в течение рей­ са? Наверное, то, что траулер без происш ествий ош варто­ вался в порту и его экипаж справился с рейсовым задани­ ем. Так, да не та к . Д опустим, с планом все в порядке, эки- паж работал с ж еланием , су ­ доводительская и др уги е сл уж ­ бы уком плектованы удачно, люди довольны и гордятся своими усп ехам и . Но вот в ж урнале инсп ектир ую щ и х лиц р астет перечень замеча­ ний, и уж е нам самим каж ет­ ся, что все у нас не тан , и ра­ ботали мы плохо, и поэтому достойны понести наказание. А н аказание обычно одно — лиш ение премии. Т ак обстоят дела. Пора н азвать вещи своими именами: на ф лоте идет ф ор­ м ализация производственны х и человеческих отнош ений. Ма­ ло кого интересует, в к аки х усло ви ях работал экипаж , нак слож ились отнош ения в кол­ лекти ве, каки е у энипаж а име­ ю тся претензии, пож елания. Больш инство наш и х н астав­ ников и кураторов удовлетво­ ряет положение дел на бум а­ ге. Никто до си х пор не пы ­ тал ся проанализировать, как «бум аж ная» загруж ен н ость уж и вается с делом. Возьмем два ж ур н ала: радио­ телеф онны х переговоров и гидрометеонаблюдений, кото­ рые следует заполнять в про­ цессе морских в а х т. П олучает­ ся та к : хочеш ь обеспечить без­ опасность мореплавания — заполняй эти ж урналы ф ор­ мально, качество их заполне­ ния ведет к пренебрежению наблюдений за окруж ающ ей обстановкой. Однако при ко­ нечной оценке результатов ра­ боты ш турм анской служ бы уч и ты в ается и начество веде­ ния эти х ж урналов. П олучает­ ся парадокс : добросовестное исполнение своих обязаннос­ тей (непосредственны х обязан­ ностей) ведет к лиш ению пре­ мии за рейс. Мы уверены , что о тв е тст­ венные работники правиль­ но оценят наши в ы ск азы ­ вания и предприм ут опреде­ ленные ш аги для изменения УСлоеий работы судовы х ко­ мандиров. С. ТОБОЛЕВ, второй по­ мощник капитана объеди­ нения «Мурманрыбпром». С. ЕРМОЛАЕВ, капитан. Мурманский рыбакколхоз- союз. Всего семь подписей. ПИСАНИНА! Техническая учеба и под­ готовка экипажа по борьбе За живучесть превратилась в сложный, громоздкий про­ цесс: составляется множе- : ство планов, ведется много ; журналов, где дублируются записи одних и тех же дей­ ствий экипажа. Причем, чтобы подгото­ вить, скажем, учение по борьбе за живучесть, прихо­ дится только на одну писа­ нину затратить минимум рабочий день, а результаты проведения учений зафикси­ ровать в... шести журналах. Предлагаю: разработать единый журнал по всем ви­ дам учеб и тревог, отменив все ранее утвержденные до­ кументы. Совершенно согласен с ав­ тором статьи в том, что оформление отхода в море (в том числе и после стоян­ ки «по зеленой») преврати­ лось в длительную, изнури­ тельную для экипажа (осо­ бенно для судоводителей) процедуру. Например, после предъ­ явления судна инспектору пожарной охраны и оформ­ ления контрольной карточ­ ки судно может задержи­ ваться в порту максимум 48 часов. За это время необхо­ димо принять снабжение, разложить его по местам, закрепить, привести судно в порядок, предъявить трау­ лер санитарной инспекции, подготовить и отработать все виды тревог с экипажем, вызвать инспектора порт- надзора и предъявить ему судно на предмет выхода в море. Думаю, возможно без ущерба для дела увеличить срок действия контрольной карточки и пожарного сви­ детельства с 48 до 72 часов. В. ЛАГОДА, старший помощник капита­ на объединения «Мурман­ рыбпром». Вопрос поставлен верно. Хотя с некоторыми выдерж­ ками, приведенными в статье, нельзя согласиться. Например: «журнал техсостояния дубли­ рует ремонтную ведомость». Эти документы никак друг с другом не согласованы и ни в коем роде не могут дублиро­ вать друг друга. Журнал тех­ состояния, грамотно запол­ ненный, отражает фактиче­ ское техническое состояние судна и является юридическим документом. Ремонтная ведо­ мость составляется на осно­ вании журнала техсостояния и служит рабочим документом для судоремонтного завода, на ее основании производят­ ся ремонтные работы. Есть в статье и другие не­ правильные толкования, хотя в целом автор прав. На судах и в службах фло- НЕ ОЖИДАЯ ПОДСКАЗКИ тов, отвечающих за безопас­ ность мореплавания, техниче­ скую эксплуатацию флота, скопилось большое количест­ во руководящих документов, информационных книг, при­ казов, издаваемых различны­ ми инстанциями. Многие из них утратили силу, другие дуб­ лируют друг друга. Порядок в этом деле еще не наведен. Для устранения недостат­ ков, по нашему мнению, не­ обходимо Минрыбхозу СССР, Всесоюзным рыбопромыш­ ленным объединениям пору­ чить соответственно «Гипро- рыбфлоту», ЦПКТБ проанали­ зировать положение дел и навести порядок в данном вопросе. Необходимо ежегодно вы­ пускать перечень действую­ щих руководящих документов и приказов. Думаю, что спе­ циалисты соответствующих подразделений флотов долж­ ны сами, не дожидаясь ре­ шения вышестоящих органи­ заций, проанализировать по­ ложение дел у себя в служ­ бах и отделах и принять ме­ ры к устранению недостатков, изложенных в статье. В «Сев- рыбхолодфлоте» служба мо­ реплавания к такой работе приступила. А. ЛУКИН, заместитель начальника уп­ равления «Севрыбхолод- флот». МНЕНИЯ Только для того, чтобы предъявить судно пожарной бассейновой инспекции при оформлении отхода в море, необходимо заготовить четы­ ре приказа и восемь актов, за­ полнить три журнала. B. МАЛЫШЕВ, капитан-директор БМРТ «Петрозаводск». • * * Было бы очень желатель­ но. если редакция поможет в какой-то мере сдвинуть дело с мертвой точки. Потому что статьи на эту тему появляют- ся# хотя и редко, а ненужной документации из года в год все больше и больше. И тема; самое интересное, не новая, и все понимают, что «бумаж­ ный шквал» надо остановить, а как что-то конкретно ре­ шить, все упирается в камен­ ную стену. В. АРТАМОНОВ, второй помощник капитана объединения «Мурманрыб­ пром». ♦ * * ...Взять метеосводку. Состав­ ляется она ежедневно четы­ ре раза, примерно времени на это уходит 5—7 минут, ес­ ли составлять по всем прави­ лам. А ведь за это время в группе может произойти вся­ кое. Зачем одно и то же пи­ шут сотни судоводителей и теряют на это в общей массе очень много времени? Нель­ зя ли возложить ее составле­ ние, положим, на поисковые суда. Или на учебные, они ведь не работают в группе, навигационная обстановка у них полегче... Да они все равно ее составляют. C. АНДРОПОВ, третий помощник капита­ на объединения «Мурман­ рыбпром». * * * Необходимость избавлять­ ся от лишних «бумаг» назре­ ла давно. Но, странное дело, вместо этого появились и внедряются еще два новых журнала: формуляр корпуса, устройств и систем и форму­ ляр судовой. Как говорится, дальше ехать некуда. В. ЕРЕМ морской инспектор объ­ единения «Мурманрыб­ пром». А ПОЛЬЗЫ-НИКАКОЙ По нашему мнению, совер­ шенно не нужно ведение на судах журналов OOCC-t, ООСС-2, в которых дублиру­ ются все судовые расписания. Необходимо вести только первый раздел «Учет лично­ го состава» или книгу движе­ ния личного состава. На траулерах ведутся жур­ налы, которые дублируют записи в судовом журнале. Это журнал учета проведения учебных тревог, журнал по­ правки лага, журнал опреде­ ления поправки компаса. Справедливо сказано в ста­ тье в отношении грузовой книги. Действительно, грузо­ вая книга очень громоздкая и половина листов в ней не ис­ пользуется. По этой причине на многих судах нашего фло­ та можно встретить само­ дельные журналы, которые значительно проще и удоб­ нее в обращении. Размер су­ ществующей грузовой книги в развернутом виде больше размеров стола на всех трау­ лерах, за исключением судов типа БМРТ. По существую­ щим требованиям учет заме­ ров жидких грузов ведется в четырех журналах: в судовом журнале на левой странице, в грузовой книге, в журнале учета жидких грузов, на ин­ формационной доске загруз­ ки судна. Мы считаем, что необходи­ мо «Гипрорыбфлоту» провес­ ти изучение «бумажных волн», собрать мнения служб мореплавания, капитанов и определить конкретный пере­ чень необходимых докумен­ тов. В статье идет разговор о «бумажных волнах», которые захлестывают суда, но такие же «волны» бушуют в служ­ бах главного капитана. Лишние, ненужные «бума­ ги» в службах управления по­ рождают дополнительные «волны» на судах. По мнению старых, опытных капитанов, на судах должны быть три основных докумен­ та: судовой журнал, журнал техсостояния, пожарно-конт­ рольный формуляр. Осталь­ ные журналы, различные ак­ ты дублируют эти основные документы. А. КОЛЕСОВ, заместитель начальника уп­ равления «Севрыбпром- разведка». — ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИИ С подготовленными к печати откликами мы ознакомили на­ чальника отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» Г. В. Тишкова. Публикуем его комментарий, который можно считать официальным ответом газете. НА ДЕЛОВОЙ ОСНОВЕ Я бы разделил — услов­ но, конечно, — «бумажный вал» на две части. Первая — это документы, спускаемые вышестоящими организаци­ ями. Вторая — отчетные до­ кументы, которые создаем мы сами. Нельзя при этом выпускать из виду докумен­ ты, которые стали ненужны­ ми, скажем, в связи с взо- дом техники или стремлением руководителей улучшить дей­ ствующую документацию и которые тем не менее на флотах «забывают» отменить. Нередко причиной возник­ новения «бумажного вала» становится низкая исполни­ тельская дисциплина, а также стремление к «совершенство­ ванию» некоторых норматив­ ных документов. Классиче­ ский пример тому — черно­ вой журнал. Примерно в се­ редине 60-х годов кто-то ска­ зал (вычитав в судебной прак­ тике), что судебные инстан­ ции при разборе аварий при­ нимают во внимание записи в черновом журнале. С тех пор он был пронумерован, про­ шнурован, опечатан и... стал вторым судовым журналом. Нельзя не согласиться и с автором отклика Н. Остро- вым: все современные РЛС передатчики имеют автомати­ ческие счетчики, фиксирую­ щие часы работы станции. А журналы, которые служили для этой цели, когда счетчи­ ков не было, остались... Вопрос, поднятый на стра­ ницах газеты, не новый. Что­ бы решить его на деловой основе, в «Севрыбе» было проведено совещание с представителями флотов, на котором принято решение: службам мореплавания про­ анализировать положение дел на местах и подготовить обоснованные предложения по сокращению объема док/- ментации для их проработки специалистами ЦПКТБ. Пись­ мо с подобными предложени­ ями будет отправлено также в Минрыбхоз СССР. 23 марта 1984 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz