Рыбный Мурман. 1984 г. Март.
• ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР «ПЛЕЩУТ ВММЫ Е ВОЛНЫ» Как мы и предполагали, статья под таким названием («РМ», 1984, № 3), в которой поднималась проблема чрезмерного оби лия отчетно-нормативной документации, вызвала самый живой интерес наших читателей. Редакция благодарит всех принявших участие в обсуждении проблемы. ШТУРМАН ИЛИ СЕКРЕТАРЬ? ПРАВИЛА ПРОТИВ... ПРАВИЛ Заполняет, скажем, судо водитель журнал учета ча сов работы электрорадиона- вигационных приборов. В графе «Радиолинейная стан ция (РЛС)» делает запись: «21.01.84 — 24 часа» (т. е. станция работала в течение суток). Такую же запись де лает радиоспециалист в жур нале технической эксплуата ции радиоаппаратуры. Мало того, судоводитель в судо вом журнале записывает, что РЛС работает или выключе на на его вахте. Или другой пример. Вре мя работы радиопередатчи ка фиксируется (до минут) в вахтенном журнале радио станции. Однако об этом необходимо сделать еще и запись в журнале техниче ской эксплуатации радиоап паратуры. И это в то время, когда в большинстве своем передатчики и РЛС оснаще ны счетчиками, ведущими учет времени работы. Для чего нужно такое многократное дублирование? Более двадцати лет назад были введены журналы с «Правилами ведения записей в журнале». Так вот, со гласно этим «Правилам», журнал технической эксплу атации радиоаппаратуры (объем его более 120 стра ниц) рассчитан на год рабо ты, после чего его рекомен дуется сдать в архив судо владельцу на хранение с последующим уничтожени ем. И вот что получается на практике: за названный пе риод заполняется лишь од на треть документа, по скольку в большем нет нуж ды. И далее «ценный» жур нал уничтожается или, того хуже, выбрасывается... Во всяком случае, ни один жур нал не хранится у судовла дельца, потому что не сда ется им судовыми специа листами. Н. ОСТРОВОЙ, радиомонтажник ПМ-613. Мы во всем солидарны с автором публикации «П лещ ут бумаж ны е волны». С ущ еств у ющее на суд ах положение с отчетно-нормативной докум ен тацией нельзя н азвать нор мальным. Даже бы валому ш турм ан у приходится тр а ти ть после каж дой в ахты час и больше, что бы заполнить все ж ур н алы . О тчетность на суд ах разбухла, четверты й ш тур м ан вы полняет в основном ф уннцин секрета- ря-м аш инистни, а не судоводи тельски е обязанности. Особен но много докум ентации прихо д и тся оф орм лять старпом у. Вот уж кому не позавидуеш ь! Приход в порт для старпом а не в радость. Мало того, что в рейсе приходится «перело патить» гору докум ентации, надо еще все подать та к , что бы комар носа не подточил. Здесь ум естно зам ети ть, что дело не только в загруж еннос ти , которую судоводителям доставляю т «бум аги», но и в том , что они являю тся причи ной посещения судна в сто ян к у массой инспекторов и про веряющ их. И на всех не уго диш ь. Что, например, может яв- ля ть ся критерием того, как судно работало в течение рей са? Наверное, то, что траулер без происш ествий ош варто вался в порту и его экипаж справился с рейсовым задани ем. Так, да не та к . Д опустим, с планом все в порядке, эки- паж работал с ж еланием , су доводительская и др уги е сл уж бы уком плектованы удачно, люди довольны и гордятся своими усп ехам и . Но вот в ж урнале инсп ектир ую щ и х лиц р астет перечень замеча ний, и уж е нам самим каж ет ся, что все у нас не тан , и ра ботали мы плохо, и поэтому достойны понести наказание. А н аказание обычно одно — лиш ение премии. Т ак обстоят дела. Пора н азвать вещи своими именами: на ф лоте идет ф ор м ализация производственны х и человеческих отнош ений. Ма ло кого интересует, в к аки х усло ви ях работал экипаж , нак слож ились отнош ения в кол лекти ве, каки е у энипаж а име ю тся претензии, пож елания. Больш инство наш и х н астав ников и кураторов удовлетво ряет положение дел на бум а ге. Никто до си х пор не пы тал ся проанализировать, как «бум аж ная» загруж ен н ость уж и вается с делом. Возьмем два ж ур н ала: радио телеф онны х переговоров и гидрометеонаблюдений, кото рые следует заполнять в про цессе морских в а х т. П олучает ся та к : хочеш ь обеспечить без опасность мореплавания — заполняй эти ж урналы ф ор мально, качество их заполне ния ведет к пренебрежению наблюдений за окруж ающ ей обстановкой. Однако при ко нечной оценке результатов ра боты ш турм анской служ бы уч и ты в ается и начество веде ния эти х ж урналов. П олучает ся парадокс : добросовестное исполнение своих обязаннос тей (непосредственны х обязан ностей) ведет к лиш ению пре мии за рейс. Мы уверены , что о тв е тст венные работники правиль но оценят наши в ы ск азы вания и предприм ут опреде ленные ш аги для изменения УСлоеий работы судовы х ко мандиров. С. ТОБОЛЕВ, второй по мощник капитана объеди нения «Мурманрыбпром». С. ЕРМОЛАЕВ, капитан. Мурманский рыбакколхоз- союз. Всего семь подписей. ПИСАНИНА! Техническая учеба и под готовка экипажа по борьбе За живучесть превратилась в сложный, громоздкий про цесс: составляется множе- : ство планов, ведется много ; журналов, где дублируются записи одних и тех же дей ствий экипажа. Причем, чтобы подгото вить, скажем, учение по борьбе за живучесть, прихо дится только на одну писа нину затратить минимум рабочий день, а результаты проведения учений зафикси ровать в... шести журналах. Предлагаю: разработать единый журнал по всем ви дам учеб и тревог, отменив все ранее утвержденные до кументы. Совершенно согласен с ав тором статьи в том, что оформление отхода в море (в том числе и после стоян ки «по зеленой») преврати лось в длительную, изнури тельную для экипажа (осо бенно для судоводителей) процедуру. Например, после предъ явления судна инспектору пожарной охраны и оформ ления контрольной карточ ки судно может задержи ваться в порту максимум 48 часов. За это время необхо димо принять снабжение, разложить его по местам, закрепить, привести судно в порядок, предъявить трау лер санитарной инспекции, подготовить и отработать все виды тревог с экипажем, вызвать инспектора порт- надзора и предъявить ему судно на предмет выхода в море. Думаю, возможно без ущерба для дела увеличить срок действия контрольной карточки и пожарного сви детельства с 48 до 72 часов. В. ЛАГОДА, старший помощник капита на объединения «Мурман рыбпром». Вопрос поставлен верно. Хотя с некоторыми выдерж ками, приведенными в статье, нельзя согласиться. Например: «журнал техсостояния дубли рует ремонтную ведомость». Эти документы никак друг с другом не согласованы и ни в коем роде не могут дублиро вать друг друга. Журнал тех состояния, грамотно запол ненный, отражает фактиче ское техническое состояние судна и является юридическим документом. Ремонтная ведо мость составляется на осно вании журнала техсостояния и служит рабочим документом для судоремонтного завода, на ее основании производят ся ремонтные работы. Есть в статье и другие не правильные толкования, хотя в целом автор прав. На судах и в службах фло- НЕ ОЖИДАЯ ПОДСКАЗКИ тов, отвечающих за безопас ность мореплавания, техниче скую эксплуатацию флота, скопилось большое количест во руководящих документов, информационных книг, при казов, издаваемых различны ми инстанциями. Многие из них утратили силу, другие дуб лируют друг друга. Порядок в этом деле еще не наведен. Для устранения недостат ков, по нашему мнению, не обходимо Минрыбхозу СССР, Всесоюзным рыбопромыш ленным объединениям пору чить соответственно «Гипро- рыбфлоту», ЦПКТБ проанали зировать положение дел и навести порядок в данном вопросе. Необходимо ежегодно вы пускать перечень действую щих руководящих документов и приказов. Думаю, что спе циалисты соответствующих подразделений флотов долж ны сами, не дожидаясь ре шения вышестоящих органи заций, проанализировать по ложение дел у себя в служ бах и отделах и принять ме ры к устранению недостатков, изложенных в статье. В «Сев- рыбхолодфлоте» служба мо реплавания к такой работе приступила. А. ЛУКИН, заместитель начальника уп равления «Севрыбхолод- флот». МНЕНИЯ Только для того, чтобы предъявить судно пожарной бассейновой инспекции при оформлении отхода в море, необходимо заготовить четы ре приказа и восемь актов, за полнить три журнала. B. МАЛЫШЕВ, капитан-директор БМРТ «Петрозаводск». • * * Было бы очень желатель но. если редакция поможет в какой-то мере сдвинуть дело с мертвой точки. Потому что статьи на эту тему появляют- ся# хотя и редко, а ненужной документации из года в год все больше и больше. И тема; самое интересное, не новая, и все понимают, что «бумаж ный шквал» надо остановить, а как что-то конкретно ре шить, все упирается в камен ную стену. В. АРТАМОНОВ, второй помощник капитана объединения «Мурманрыб пром». ♦ * * ...Взять метеосводку. Состав ляется она ежедневно четы ре раза, примерно времени на это уходит 5—7 минут, ес ли составлять по всем прави лам. А ведь за это время в группе может произойти вся кое. Зачем одно и то же пи шут сотни судоводителей и теряют на это в общей массе очень много времени? Нель зя ли возложить ее составле ние, положим, на поисковые суда. Или на учебные, они ведь не работают в группе, навигационная обстановка у них полегче... Да они все равно ее составляют. C. АНДРОПОВ, третий помощник капита на объединения «Мурман рыбпром». * * * Необходимость избавлять ся от лишних «бумаг» назре ла давно. Но, странное дело, вместо этого появились и внедряются еще два новых журнала: формуляр корпуса, устройств и систем и форму ляр судовой. Как говорится, дальше ехать некуда. В. ЕРЕМ морской инспектор объ единения «Мурманрыб пром». А ПОЛЬЗЫ-НИКАКОЙ По нашему мнению, совер шенно не нужно ведение на судах журналов OOCC-t, ООСС-2, в которых дублиру ются все судовые расписания. Необходимо вести только первый раздел «Учет лично го состава» или книгу движе ния личного состава. На траулерах ведутся жур налы, которые дублируют записи в судовом журнале. Это журнал учета проведения учебных тревог, журнал по правки лага, журнал опреде ления поправки компаса. Справедливо сказано в ста тье в отношении грузовой книги. Действительно, грузо вая книга очень громоздкая и половина листов в ней не ис пользуется. По этой причине на многих судах нашего фло та можно встретить само дельные журналы, которые значительно проще и удоб нее в обращении. Размер су ществующей грузовой книги в развернутом виде больше размеров стола на всех трау лерах, за исключением судов типа БМРТ. По существую щим требованиям учет заме ров жидких грузов ведется в четырех журналах: в судовом журнале на левой странице, в грузовой книге, в журнале учета жидких грузов, на ин формационной доске загруз ки судна. Мы считаем, что необходи мо «Гипрорыбфлоту» провес ти изучение «бумажных волн», собрать мнения служб мореплавания, капитанов и определить конкретный пере чень необходимых докумен тов. В статье идет разговор о «бумажных волнах», которые захлестывают суда, но такие же «волны» бушуют в служ бах главного капитана. Лишние, ненужные «бума ги» в службах управления по рождают дополнительные «волны» на судах. По мнению старых, опытных капитанов, на судах должны быть три основных докумен та: судовой журнал, журнал техсостояния, пожарно-конт рольный формуляр. Осталь ные журналы, различные ак ты дублируют эти основные документы. А. КОЛЕСОВ, заместитель начальника уп равления «Севрыбпром- разведка». — ОФИЦИАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИИ С подготовленными к печати откликами мы ознакомили на чальника отдела мореплавания, связи и электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» Г. В. Тишкова. Публикуем его комментарий, который можно считать официальным ответом газете. НА ДЕЛОВОЙ ОСНОВЕ Я бы разделил — услов но, конечно, — «бумажный вал» на две части. Первая — это документы, спускаемые вышестоящими организаци ями. Вторая — отчетные до кументы, которые создаем мы сами. Нельзя при этом выпускать из виду докумен ты, которые стали ненужны ми, скажем, в связи с взо- дом техники или стремлением руководителей улучшить дей ствующую документацию и которые тем не менее на флотах «забывают» отменить. Нередко причиной возник новения «бумажного вала» становится низкая исполни тельская дисциплина, а также стремление к «совершенство ванию» некоторых норматив ных документов. Классиче ский пример тому — черно вой журнал. Примерно в се редине 60-х годов кто-то ска зал (вычитав в судебной прак тике), что судебные инстан ции при разборе аварий при нимают во внимание записи в черновом журнале. С тех пор он был пронумерован, про шнурован, опечатан и... стал вторым судовым журналом. Нельзя не согласиться и с автором отклика Н. Остро- вым: все современные РЛС передатчики имеют автомати ческие счетчики, фиксирую щие часы работы станции. А журналы, которые служили для этой цели, когда счетчи ков не было, остались... Вопрос, поднятый на стра ницах газеты, не новый. Что бы решить его на деловой основе, в «Севрыбе» было проведено совещание с представителями флотов, на котором принято решение: службам мореплавания про анализировать положение дел на местах и подготовить обоснованные предложения по сокращению объема док/- ментации для их проработки специалистами ЦПКТБ. Пись мо с подобными предложени ями будет отправлено также в Минрыбхоз СССР. 23 марта 1984 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz