Рыбный Мурман. 1984 г. Март.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Наука и производство ПОД ВОДУ ЗА КАПУСТОЙ Строительство крупного во­ дорослевого комбината в Ар­ хангельск» вновь поставило на первый план поиски перс­ пективных для добычи лами­ нарий районов и определе­ ние запасов водорослей в от­ дельных районах Баренцева и белого морей. Эти работы выполняются Мурманским морским биологическим инс­ титутом и ПИНРО. Методика водолазных гид­ робиологических исследова­ ний, которая разработана в Зоологическом институте АН СССР, у нас получила даль­ нейшее развитие. Мы исполь­ зуем обитаемую наблюдатель­ ную камеру и автоматическое фотографирование. Наши специалисты подробно обследовали 9 районов Мур­ манского прибрежья и при­ легающих участков Белого мо­ ря, провели сезонные наблю­ дения в бухте Дальнезеленец- кой Было собрано около 400 естественных и количествен­ ных проб, обмерено более 8 X 0 растений, проведено 16 спусков наблюдательной ка­ меры, выполнено более 300 подводных фотографий. Проведенные съемки в бух­ те Ярнышной обнаружили со­ кращение водорослей прибли­ зительно в полтора раза. Эти изменения могут рассматри­ ваться как естественные коле­ бания под воздействием кли­ матических факторов. Иссле­ дования девяти прибрежных районов Мурмана показали Для одних зон уменьшение Запасов (остров Кильдин), для других — увеличение (губа 8убовская, Лумбовский залив). 6 целом можно сказать, что суммарные запасы всех райо­ нов за прошедшие 20 лет су­ щественно не изменились. Тем не менее в отдельных регионах Белого моря тен­ денция снижения запасов бу­ рых водорослей наметилась. £ го относится к районам, в которых промысел проводит­ ся без проведения необходи­ мых мелиоративных меропри­ ятий. Говоря о допустимой кво­ те изъятия водорослей, нель­ зя учитывать одну только вос­ производительную способ­ ность растений, не учитывая потребности сообщества жи­ вотных. В первую очередь, это морские ежи, которые пи­ таются водорослями. Подводными наблюдениями установлено, что после того, как морские ежи подберут все растительные остатки на дне, они устремляются на по­ ля живых водорослей. Учиты­ вая ценность икры морских ежей, следует ставить вопрос о сбалансированном комп­ лексном промысле водорос­ лей и морских ежей одновре­ менно. Представляется непра­ вильной практика, если в од­ ной бухте собираются все во­ доросли хотя бы даже раз в три—четыре года. Водоросли, как и лес, если сведены на больших площадях, восстанав­ ливаются плохо или могут совсем не восстановиться из- за значительного изменения экологических условий. В го же время на маленьких уча­ стках, которые окружены пол­ ноценными зарослями, вос- произзодство водорослей бы­ строе. Поэтому промысел слг- дует вести ежегодно в каж­ дой бухте, но выбирать участ­ ки в шахматном порядке. Таким образом, ландшафт­ но-экологические исследова­ ния промысловых бурых во­ дорослей с использованием методов подводных исследо­ ваний позволяют наметить схемы их рациональной экс­ плуатации и вести контроль за восстановлением полей во­ дорослей. В. ДЖУС, кандидат технических на­ ук, руководитель группы подводных исследований Мурманского морского би­ ологического института. пос. Дальние Зеленцы. Правофланговые Боцман на любом корабле — специалист заметный, а на таком, как большой автоном­ ный траулер, — тем более. Чисто профессиональных забот немало. Не зря по состоянию боцманского хозяйства судят о корабле, начиная с его внешнего вида. На БАТ <г А. Торцев» это один из са­ мых благополучных участков работы: боцман коммунист Алексей Пахомович Завгород- ний — мастер своего дела. И, конечно, дорожит честью «мар­ ки» экипажа. Как председатель судовой группы народного контроля, Алексей Пахомович заботится о высоком качестве выпускае­ мой на траулере рыбопродук­ ции, о том, чтобы рабочее вре­ мя не транжирилось попусту: группа контролеров проводит рейды, выпускает по материа­ лам проверок «Боевые лист­ ки» — нарушители четкого судового ритма не уходят от критики. А сам А. П. Завгородний к хорошему морскому порядку относится с уважением, при­ вык к нему — флотский стаж его 12 лет. Фото В. КОРЕЦКОГО. . . . Н Е Д Ы Ш И Т Е ! потом еще на два, потом на три. потом... Вы уже ничему не рады, вам ничто не ин­ тересно, одна мысль: скорей бы! А каково же морякам «Пионера Мурмана» с сен­ тября 1982 года слышать Все новые и новые даты по­ становки ТР в Док! И. что особенно важно, на судне был стабильный эки- йаж, работавший здесь дол­ гие годы. Даже сейчас, в трудное время, коллектив в основном сохранен, моряки Ждут, надеются на то, что скоро их родной транспорт выйдет в море. Они, как мо­ гут. приближают эту дату... Почему же транспорт, на котором выполнена большая часть ремонтных работ, у которого в хорошем состоя­ нии силовая установка, не ч а д и т с я «ни в живых, ни в йертвых»? С этим вопросом обра­ щаюсь к заместителю на- ,1алыш ка группы судоремон­ та управления «Севрыбхо- Йодфлот» В. А. Дацине: — Василий Артемович, от кого зависит ускорение сро­ ков ремонта «Пионера Мур- |иана»? — От отдела судоремонта ВРПО «Севрыба». Его сотруд- ники могли давно изыскать возможность поставить транс­ порт а док, во всяком случае, назвать конкретную дату доко- вания — ■ их силах. Более того, еще а ноябре прошлого года пришла радиограмма из ВРПО, предписывающая поста, новку ТР «Пионер Мурмана» к плавбазе «Маточкин Шар» (она находилась в ремонте). Это из­ бавило бы экипаж транспор­ та от бесчисленных перешвар- товок в порту. Однако распо­ ряжение осталось на бумаге. И вот сейчас — новость: вме­ сто марта, как было недавно нам обещано, докование пере­ несли ка июнь. Значит, многое зависит от отдела судоремонта ВРПО «Севрыба»? К сожалению, начальник этого отдела В. Д. Иванов выбрать время для встречи с нами и обсужде­ ния письма коммунистов ТР «Пионер Мурмана» не смог и предложил обратить­ ся к своему заместителю. У Станислава Ивановича Шевченко такие доводы: — Главная беда в том, что ТР «Пионер Мурмана» не бы­ ло в плане ремонта на 1983 год. Не надо забывать о дефи­ ците судоремонтных мощно­ стей. Мы сделали все, что мо­ гли: обязали ремонтирующие предприятия взять на себя часть работ на этом судне. Но систему ПЗМ ставить не будем — нет возможности. Экипаж не прав, — продол- жал Станислав Иванович, — заявляя, что их судно «здо­ ровое»: ведь оно 15 лет не бы­ ло в капитальном ремонте. А у нас сейчас два аварийных траулера ждут постановки о док, это действительно «жи- вые» суда, поэтому мы вынуж­ дены сначала их ремонтиро­ вать. Что касается радиограм­ мы из ВРПО, то, признаюсь, я не разобрался, почему не выполнено это распоряжение. Признаюсь и я: довольно неожиданно было услышать, что ТР «Пионер Мурмана» 15 лет не был в капиталь­ ном ремонте, что ответствен­ ный работник «Севрыбы» не разобрался, почему не вы­ полнено распоряжение ВРПО. Отправляюсь на «Пионер Мурмана». Беседуем с капп- таном-директором В. П. Про- лейчиком (он замещает в ре­ монте постоянного капита­ на этого судна) и главным механиком " Н. И. Казуни- ным. — Судно прошло капиталь­ ный ремонт в 197В году: вот акты. Тогда заменили главные и вспомогательные дизели, про­ извели капитальный ремонт электрооборудования, рефуста. нозки, трубопроводов, палуб­ ных механизмов. Но через пять лет, естественно, нужен доковый осмотр, ремонт. А дока нет. Мы понимали, что в прошлом году не было средств на наш ремонт, тан почему же и на этот год нет четкого планирования? Кто ответит на эти «по­ чему»? И прежде всего на вопрос: почему второй год морочат людям головы не­ состоятельными обещаниями? То твердо заявляют: «Ваше судно через месяц—два бу­ дет уже на промысле!» («Ды­ шите!»). то: «Впереди вас еще такое-то и такое-то суд­ но» («Не дышите!»).- Конечно, можно долго рассуждать о дефиците су­ доремонтных мощностей, о разных прочих дефицитах, прикрывая подобными рас­ суждениями нежелание най­ ти решение проблемы. Куда сложней противопоставить объективным трудностям четкую, грамотную органи­ зацию дела, поиск. Конеч­ но, если заместитель началь­ ника отдела судоремонта ВРПО не ведает о том, «жи­ вое» судно или же никуда не годное (шутка ли, 15 лет без ремонта!), то очень слож­ но определить, какой тран­ спорт или траулер должен ремонтироваться в первую очередь. А в результате «здоровое» судно, столь необходимое на промысле, год стоит у стен­ ки. ...На днях в редакцию по­ звонил первый помощник к а­ питана Г. А. Васильев и со­ общил, что обещают поста­ новку судна в док 1 апреля. Будем надеяться, что это решение наконец-то будет выполнено. И. БЕРЕЗЮК. 'Пришли ответы « т м . . . тми...» ДМПЯИЮИИЙН!! — так называлась корреспон­ денция, опубликованная ■ № 8 еженедельника «Рыбный Мурман» 24 февраля е. г. В материале говорилось о труд* ностях, с которыми сталкива­ ются люди, работающие иа предприятиях, расположенных на противоположной сторон* Кольского залива, когда в пе­ риоды пасмурной погоды рей­ совые катера не могут обес­ печить их своевременную до­ ставку. В редакцию поступили офи­ циальные ответы: «Мурманский баскомфлот сов­ местно с администрацией Мур­ манского морского торгового порта рассмотрел статью Ту­ ман... Туман...», • опубликовс: ную 24 февраля 1984 года. Действительно, в осеннэ-зим- ний период на рейс в 7.15 зна­ чительно возрос пассажиропоток на Три Ручья. Чтобы перевезти всех желающих, портовый флот в октябре, ноябре выделил на этот маршрут дополнительно два ка­ тера, но и это возникшей проб­ лемы не решило, а судов боль­ шей пассажировместимости в порту нет. В связи с этим Мурманский порт направил письмо в ВРПО «Севрыба», в котором просил экипажи судов, базирующихся на Трех Ручьях, доставлять свои­ ми средствами. Перевозка 300 пассажироз на судах типа «Михаил Карпачев» разрешена Мурманской инспек­ цией Регистра СССР на линии Мурманск — Абрам-Мыс и только с 15 апреля по 15 октяб­ ря. Во время ограниченной ви­ димости портовый флот выпол­ няет дополнительные рейсы в 7 и 17 часов. Мы ждем помощи в решении этой проблемы от ВРПО «Сев- рыба». А. БАТУХТИН, секретарь Мурманского бас­ сейнового комитета профсою­ за рабочих морского и реч­ ного флота». * • ♦ На статью «Туман... Туман...», опубликованную в газете «Рыб­ ный Мурман» 24 фэираля 1984 года, объединение «Мур- манрыбпром» сообщает, что факты полностью соответствуют действительному положению дел с перевозкой рабочих, ИТР и служащих плавмастерских к ме­ сту работы. С момента опубли­ кования корреспонденции улуч­ шений с доставкой судоремонт­ ников не произошло. Со своей стороны мы неодно­ кратно обращались к заместите­ лю начальника портофлота т. Пронину с просьбой о выделе­ нии дополнительного катера. Хо­ телось решить и вопрос о пере­ возке судами типа «М. Карпачев» до 300 пассажиров в зимнее время, как это делается в летний период. Дополнительно нам вы­ делили катер на 80 мест, а воп­ рос об увеличении числа пасса­ жиров, перевозимых судами типа «М. Карпачев», остается откры­ тым. Его может решить только инспекция Регистра СССР по на­ стоятельной просьбе руководст­ ва портофлота. Одновременно мы обращались в автоколонну № 1118 с прось­ бой об увеличении количества рейсов автобуса маршрута № 109 в утренние и вечерние часы или же о выделении для доставки работников плавмастер- ской «Резец» двух заказных ав­ тобусов. И эта проблема пока но нашла решения. В. ДОЛГИХ заместитель генерального ди­ ректора объединения «Мур- манрыбпром». 23 марта 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz