Рыбный Мурман. 1984 г. Март.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Экономическое обозрение ПУТИ ПУТИНЫ МОЙВЕННОЙ Подошла к концу зимне-весенняя мойвенная путина 1984 го­ да. Еще не подведены окончательно ее итоги, а лишь после этого можно будет обстоятельно и точно проанализировать ход важной для рыбаков Северного бассейна кампании. Но уже сейчас обозначились некоторые контуры путины, ведь явные успехи и просчеты у всех на виду. Стратегической задачей рыбодобывающих флотов была ин­ тенсивная добыча мойвы с максимальным использованием се на пищевые цели. Тактический же рисунок путины определялся миграцией рыбных косяков и метеоусловиями. И, конечно же, запланированным числом судов в промысловых районах. В новогоднюю ночь рыбаки уже были в море. Как обычно, лов мойвы начался далеко от родного порта. Постепенно рыб­ ные косяки смещались на юго-восток. Большая группа трау­ леров буквально висела «на хвосте» огромного миграционного потока, не теряя контакта с промысловыми концентрациями. Все шло хорошо до второй декады февраля. Высокие уловы, максимальное направление добытой рыбы на пищевые целч отмечались у многих рыбацких коллективов. Появились лиде­ ры путины — о них мы неоднократно рассказывали на стра­ ницах газеты. В феврале в Баренцевом море разыгрался шторм. Собствен- но говоря, с короткими затишьями он продолжался до конца путины. В какой-то степени погода спутала планы рыбаков. Однако, если вести разговор об объективных причинах кор­ ректно, то зимние штормы в северных морях не какое-то из ряда вон выходящее явление, а вполне закономерное дело, обусловленное климатическими условиями Заполярья. Поэтому к непогоде надо быть готовым всегда и держать в уме те ми­ нусы, которые она принесет промыслу. В трудных условиях почти непрерывно вели промысел эки­ пажи крупнотоннажных судов. Среди них выделились и воз­ главили соревнование в Мурманском траловом флоте команды больших автономных траулеров «Константин Душенов» и «Мар­ шал Якубовский», ППР «Апатит», БМРТ «Вышгород», «Мур­ манск» и другие. В объединении «Мурманрыбпром» в лиди­ рующей группе постоянно находились экипажи БМРТ «Сергей Коршунович», «Тында», «Знамя Победы», «Высоковск», «Зеле­ нец». Тяжелее приходилось кошельковистам — в штормы они пре­ рывали лов. Но и рыбаки среднетоннажного флота брали у мо­ ря свое. Первые уловы путины были на счету экипажа сейне­ ра-траулера «Светловодск». Свое лидерство он не отдал ни­ кому до конца, добыв больше всех мойвы — свыше 50 тысяч центнеров. Хорошо работали экипажи посольно-свежьевых траулеро! Мурманского тралового флота. Часть из них вырабатывала пре­ сервы и шла в порт «по зеленой». Начал широко применяться способ доставки рыбы в Мурманск наливом. Но вот и первое «но» — оно касается распределения этого сырья. Город не может взять такое количество рыбы в охлажденном виде, а вопрос ее морозки не проработан. В будущем надо думать о том, чтобы рыбокомбинат мог брать с ПСТ больше мойвы для работы над ней. «Серьезные сбои в работе допустили в январе и феврале на­ ши железнодорожники, по вине которых в январе крупнейшие предприятия области не смогли отгрузить готовую продукцию», — отмечалось на втором пленуме обкома КПСС. Надо сказать, что в этом году конвейер смежников рыбаков работал со зна­ чительными перебоями. Притчей во языцех стала нехватка на причалах железнодорожных вагонов. Сверхнормативные прос­ тои судов по сравнению с прошлыми годами возросли. Зачас­ тую траулеры сутками дожидались на рейде очередности по­ становки к причалу. Были случаи, когда продукцию приходи­ лось перегружать на отстойные суда, а подчас траулеры «уво­ зили» рыбу обратно на промысел. Например, только в объеди­ нении «Мурманрыбпром» за два первых месяца года «мерт­ вым» грузом остались в трюмах судов 596 тонн мороженой продукции и 124 тонны рыбной муки. А это больше максималь­ ной загрузки одного БМРТ. Основной задачей нынешней путины, как уже говорилось, был выпуск пищевой продукции из мойвы. Неплохо работали в этом направлении мурманрыбпромовцы. На втором этапе путины на пищевые цели здесь использовалось 80 процентов улове, вы­ пускалась мороженая продукция в двухкилограммовых брике­ тах, что очень удобно для потребителя, изготовлялись пресер­ вы, отбиралась икра на деликатесные изделия. Шире стали применяться на судах сортировочные машины. На этой путине они уже были поставлены почти на каждом трау­ лере. Конечно, подобные механизмы требуют еще существен­ ной доработки, но даже сейчас они очень помогли рыбакам. Особенно в тех промысловых районах, где шли смешанные кон­ центрации рыбы. Несколько слов о работе судов управления «Севрыбхолод- флот». Им пришлось, пожалуй, тяжелее, чем промысловикам. И не в смысле физических нагрузок. Частые штормы затруд­ няли работу плавбаз со среднетоннажными судами. Нередко высокопроизводительные мощности таких плавучих заводов, как «Полярная звезда», «Профессор Баранов» и других, находи­ лись на простое, севрыбхолодфлотовцы не выполняли суточные задания. Вот и парадокс: мало плавбаз — плохо, много — то­ же, вроде, непорядок. Видимо, оптимальный вариант обеспече­ ния мойвенной путины перерабатывающими судами надо еще искать. В заключение следует сказать вот о чем. В ходе рыбацкой страды проявилась большая организованность промысловых флотов. Кстати говоря, им надо, видимо, давать больше инициа­ тивы, чтобы не было досадных передислокаций траулеров, ко­ торые произошли ныне. Ю. СЕНИЧЕВ. Плюс 1 процент УСПЕШНЫЙ СТАРТ Хороший темп с начала года взяли труженики Мурманской фабрики орудий лова. Этот коллектив, один из инициа­ торов соревнования аа достой­ ную встречу 40-летия Победы над немецко - фашистскими за­ хватчиками в Советском Запо­ лярье, принял обязательство повысить плановую производи­ тельность труда на один про­ цент. в январе этого года взя­ тое обязательство было пере­ крыто на один процент. Ян­ варский успех труженики фаб­ рики закрепили и умножили в феврале, снова превысив пла­ новую производительность тру­ да, теперь уже на четыре про­ цента. Замечательные приме­ ры в труде подают бригада тра­ лового участка под руководст­ вом Н. М. Козициной и брига­ да неводного участка — брига­ дир В. Н. Соколова. СВЕРХ ПЛАНА Сверх плана на 3,7 процен­ та увеличилась с начала года производительность труда на Мурманском тарном комбинате. Комплексно решая вопросы механизации производственных процессов, коллентив увеличи­ вает выпуск продукции. Начи­ ная с января, больше намечен­ ного изготовлено металличе* ских банок, бочкотары, ящиков и картонных коробок. ОСНОВА-ПОРЯДОК По итогам двух месяцев на 8 ,3 процента по сравнению М соответствующим периодом прошлого года повысилась про­ изводительность труда в Мур* майском ордена Ленина мор­ ском рыбном порту. Успех достигнут благодаря широкому внедрению бригадно­ го подряда, увеличению коли­ чества сквозных комплексных бригад, укреплению трудовой и технологической дисципли­ ны. С Мурманском, с «Севрыбхо- лодфлотом» Сергей Гарибович Хачатуров подружился более 14 лет назад. И профессия ма­ троса пришлась по душе: се­ годня у него первый класс — высшая ступенька. Знает все тонкости матросского дела, но и этого ему мало — освоил электропогрузчик. Водитель из него получился хороший — умело управляется с погруз­ чиком на ограниченных по разм еру судовых площадях, облегчая труд своих товари­ щей. Моряки уважают Сергея Гв- рибовича и как агитатора, я как человека, умеющего орга­ низовать отдых в рейсе: он умелый волейболист, шахма­ тист-перворазрядник. Вершиной доверия экипажа ТР «Карл Либкнехт» стал при­ ем С. Г. Хачатурова в ряды КПСС. Фото В. КОРЕЦКОГО. создан совет m m m t В Мурманском рыбном пор­ ту создан совет бригадиров. Его председателем избран Н. Т. Овдиенко, руководитель одного из коллективов докеров- мехаиизаторов второго грозо­ вого района. Совет принял рекомен­ дации по повышению произ­ водительности труда, даль­ нейшему укреплению трудо­ вой и технологической дис­ циплины, усовершенствованию грузозахватных приспосовле- Одии из путей повышения эффективности производства, как было отмечено на за с е ­ дании, — это внедрение пере* дового опыта, в частности, организация укрупненных ком­ плексных бригад. Практика показала их высокую отдачу, они обеспечивают досрочную обработну промысловых и транспортных судов. А доби­ ваются отличных результатов благодаря тому, что в УКБ многие владеют смежными специальностями. Скажем, бригадир Н. И. Гринак освоил профессию крановщика, води, теля авто- и электропогрузчи­ ков, транспортерщика, слеса. ря. Докер А. М. Хованов во­ дит авто- и электропогрузчи. ки, может успешно работать также крановщиком, стропаль- щиком-сигнальщиком. Е. БИРЮКОВА, инженер-технолог рыбного порта. д Письмо в редакцию Транспортный рефриже­ ратор «Пионер Мурма­ на* более года стоит в ожидании ремонта. Экипаж сделал все возможное, что­ бы ускорить ввод судна в эксплуатацию. Приведем лишь один пример. Мы са­ ми выполняем настил в трюмах из металлических ре­ шеток. Он необходим для лучшей циркуляции холод­ ного воздуха, а также для перемещения электропо­ грузчиков при выгрузке про­ дукции в порту. Установка нового настила в заводских условиях стоит более 50 ты­ сяч рублей, а ремонт — намного дороже. Мы пони­ маем трудности судоремонт­ ников, поэтому и делаем эту большую работу сами, сэко­ номив флоту время и сред­ ства. Но для окончания ремон­ та надо поставить рефриже­ ратор в док. смонтировать систему ПЗМ (против за­ грязнения моря) и выпол­ нить другие работы, онять- таки связанные с доковани- ем. Однако, сколько мы ни бьемся, не можем не только решить вопрос о постановке судна в док, но даже услы­ шать точную дату этой по­ становки. Сроки переноси­ лись весь прошлый год, про­ должается это и в нынеш­ нем году. Нужно ли объяс­ нять, как неопределенность сказывается на настроении Исполнительская дисциплина Д Ы Ш И Т Е ! экипажа, столько сделавше­ го для ускорения ремонта! Транспорт нужен на про­ мысле! По поручению партийной организации ТР «Пионер Мурмана» — секретарь парторганизации третий механик В. КАРАСЬ. События, предшествовав­ шие этому письму, таковы. В марте 1978 года Т Р «Пи­ онер Мурмана» вышел в море после капитального ре­ монта. Через четыре года эксплуатации по просьбе уп­ равления «Севрыбхолод- флот» Регпстр СССР дал разрешение на плавание в течение еще одного года. Следовательно, и в управ­ лении флота, и в ВРПО «Севрыба» знали, что в марте 1983 года льготное время закончится и судно надо, будет ставить в ремонт. Знали. Планировали раз­ местить «Пионер Мурмана» в Клайпеде, где обычно ре­ монтируют суда такого типа. Однако вскоре выяснилось, что с Клайпедой ничего не выйдет, поскольку нет ли­ митов на судоремонт на этом заводе. Значит, надо ставить ТР к причалу объ­ единения «Мурманская су­ доверфь». Надо-то надо, да нельзя: этого судна в пла­ не объединения судоверфи на 1983 год не было, а раз так, то и причала (н дока, естественно) для него нет. Экипаж и отдел судоре­ монта флота «растолкали» часть работ по разным пред­ приятиям: СРЗ-1, СРЗ-2, СРЗ Министерства морскогб флота. Только все эти рабо­ ты не решали главной про­ блемы: без докования ТР в море не выйдет. Тем временем (больше го­ да) транспорт стоит у при­ чала рыбного порта. А по­ скольку портовикам то и де­ ло причал бывает нужен, то «Пионер Мурмана» по­ стоянно перешвартовызают с места на место. Причем на судне снят для ремонта брашпиль, а потому моряки при перешвартовках рунами перебирают замерзшие тяже­ лые швартовные концы. На­ помню: происходит это очень часто и, как правило, ночью после нелегкого рабочего дня. И еще одна сторона про­ блемы. Вспомните о ваших ощу­ щениях в аэропорту, когда вылет самолета задерживал­ ся. Сначала на два часа, 23 марта МинянцийНИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz