Рыбный Мурман. 1984 г. Март.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Экономическое обозрение ПУТИ ПУТИНЫ МОЙВЕННОЙ Подошла к концу зимне-весенняя мойвенная путина 1984 го да. Еще не подведены окончательно ее итоги, а лишь после этого можно будет обстоятельно и точно проанализировать ход важной для рыбаков Северного бассейна кампании. Но уже сейчас обозначились некоторые контуры путины, ведь явные успехи и просчеты у всех на виду. Стратегической задачей рыбодобывающих флотов была ин тенсивная добыча мойвы с максимальным использованием се на пищевые цели. Тактический же рисунок путины определялся миграцией рыбных косяков и метеоусловиями. И, конечно же, запланированным числом судов в промысловых районах. В новогоднюю ночь рыбаки уже были в море. Как обычно, лов мойвы начался далеко от родного порта. Постепенно рыб ные косяки смещались на юго-восток. Большая группа трау леров буквально висела «на хвосте» огромного миграционного потока, не теряя контакта с промысловыми концентрациями. Все шло хорошо до второй декады февраля. Высокие уловы, максимальное направление добытой рыбы на пищевые целч отмечались у многих рыбацких коллективов. Появились лиде ры путины — о них мы неоднократно рассказывали на стра ницах газеты. В феврале в Баренцевом море разыгрался шторм. Собствен- но говоря, с короткими затишьями он продолжался до конца путины. В какой-то степени погода спутала планы рыбаков. Однако, если вести разговор об объективных причинах кор ректно, то зимние штормы в северных морях не какое-то из ряда вон выходящее явление, а вполне закономерное дело, обусловленное климатическими условиями Заполярья. Поэтому к непогоде надо быть готовым всегда и держать в уме те ми нусы, которые она принесет промыслу. В трудных условиях почти непрерывно вели промысел эки пажи крупнотоннажных судов. Среди них выделились и воз главили соревнование в Мурманском траловом флоте команды больших автономных траулеров «Константин Душенов» и «Мар шал Якубовский», ППР «Апатит», БМРТ «Вышгород», «Мур манск» и другие. В объединении «Мурманрыбпром» в лиди рующей группе постоянно находились экипажи БМРТ «Сергей Коршунович», «Тында», «Знамя Победы», «Высоковск», «Зеле нец». Тяжелее приходилось кошельковистам — в штормы они пре рывали лов. Но и рыбаки среднетоннажного флота брали у мо ря свое. Первые уловы путины были на счету экипажа сейне ра-траулера «Светловодск». Свое лидерство он не отдал ни кому до конца, добыв больше всех мойвы — свыше 50 тысяч центнеров. Хорошо работали экипажи посольно-свежьевых траулеро! Мурманского тралового флота. Часть из них вырабатывала пре сервы и шла в порт «по зеленой». Начал широко применяться способ доставки рыбы в Мурманск наливом. Но вот и первое «но» — оно касается распределения этого сырья. Город не может взять такое количество рыбы в охлажденном виде, а вопрос ее морозки не проработан. В будущем надо думать о том, чтобы рыбокомбинат мог брать с ПСТ больше мойвы для работы над ней. «Серьезные сбои в работе допустили в январе и феврале на ши железнодорожники, по вине которых в январе крупнейшие предприятия области не смогли отгрузить готовую продукцию», — отмечалось на втором пленуме обкома КПСС. Надо сказать, что в этом году конвейер смежников рыбаков работал со зна чительными перебоями. Притчей во языцех стала нехватка на причалах железнодорожных вагонов. Сверхнормативные прос тои судов по сравнению с прошлыми годами возросли. Зачас тую траулеры сутками дожидались на рейде очередности по становки к причалу. Были случаи, когда продукцию приходи лось перегружать на отстойные суда, а подчас траулеры «уво зили» рыбу обратно на промысел. Например, только в объеди нении «Мурманрыбпром» за два первых месяца года «мерт вым» грузом остались в трюмах судов 596 тонн мороженой продукции и 124 тонны рыбной муки. А это больше максималь ной загрузки одного БМРТ. Основной задачей нынешней путины, как уже говорилось, был выпуск пищевой продукции из мойвы. Неплохо работали в этом направлении мурманрыбпромовцы. На втором этапе путины на пищевые цели здесь использовалось 80 процентов улове, вы пускалась мороженая продукция в двухкилограммовых брике тах, что очень удобно для потребителя, изготовлялись пресер вы, отбиралась икра на деликатесные изделия. Шире стали применяться на судах сортировочные машины. На этой путине они уже были поставлены почти на каждом трау лере. Конечно, подобные механизмы требуют еще существен ной доработки, но даже сейчас они очень помогли рыбакам. Особенно в тех промысловых районах, где шли смешанные кон центрации рыбы. Несколько слов о работе судов управления «Севрыбхолод- флот». Им пришлось, пожалуй, тяжелее, чем промысловикам. И не в смысле физических нагрузок. Частые штормы затруд няли работу плавбаз со среднетоннажными судами. Нередко высокопроизводительные мощности таких плавучих заводов, как «Полярная звезда», «Профессор Баранов» и других, находи лись на простое, севрыбхолодфлотовцы не выполняли суточные задания. Вот и парадокс: мало плавбаз — плохо, много — то же, вроде, непорядок. Видимо, оптимальный вариант обеспече ния мойвенной путины перерабатывающими судами надо еще искать. В заключение следует сказать вот о чем. В ходе рыбацкой страды проявилась большая организованность промысловых флотов. Кстати говоря, им надо, видимо, давать больше инициа тивы, чтобы не было досадных передислокаций траулеров, ко торые произошли ныне. Ю. СЕНИЧЕВ. Плюс 1 процент УСПЕШНЫЙ СТАРТ Хороший темп с начала года взяли труженики Мурманской фабрики орудий лова. Этот коллектив, один из инициа торов соревнования аа достой ную встречу 40-летия Победы над немецко - фашистскими за хватчиками в Советском Запо лярье, принял обязательство повысить плановую производи тельность труда на один про цент. в январе этого года взя тое обязательство было пере крыто на один процент. Ян варский успех труженики фаб рики закрепили и умножили в феврале, снова превысив пла новую производительность тру да, теперь уже на четыре про цента. Замечательные приме ры в труде подают бригада тра лового участка под руководст вом Н. М. Козициной и брига да неводного участка — брига дир В. Н. Соколова. СВЕРХ ПЛАНА Сверх плана на 3,7 процен та увеличилась с начала года производительность труда на Мурманском тарном комбинате. Комплексно решая вопросы механизации производственных процессов, коллентив увеличи вает выпуск продукции. Начи ная с января, больше намечен ного изготовлено металличе* ских банок, бочкотары, ящиков и картонных коробок. ОСНОВА-ПОРЯДОК По итогам двух месяцев на 8 ,3 процента по сравнению М соответствующим периодом прошлого года повысилась про изводительность труда в Мур* майском ордена Ленина мор ском рыбном порту. Успех достигнут благодаря широкому внедрению бригадно го подряда, увеличению коли чества сквозных комплексных бригад, укреплению трудовой и технологической дисципли ны. С Мурманском, с «Севрыбхо- лодфлотом» Сергей Гарибович Хачатуров подружился более 14 лет назад. И профессия ма троса пришлась по душе: се годня у него первый класс — высшая ступенька. Знает все тонкости матросского дела, но и этого ему мало — освоил электропогрузчик. Водитель из него получился хороший — умело управляется с погруз чиком на ограниченных по разм еру судовых площадях, облегчая труд своих товари щей. Моряки уважают Сергея Гв- рибовича и как агитатора, я как человека, умеющего орга низовать отдых в рейсе: он умелый волейболист, шахма тист-перворазрядник. Вершиной доверия экипажа ТР «Карл Либкнехт» стал при ем С. Г. Хачатурова в ряды КПСС. Фото В. КОРЕЦКОГО. создан совет m m m t В Мурманском рыбном пор ту создан совет бригадиров. Его председателем избран Н. Т. Овдиенко, руководитель одного из коллективов докеров- мехаиизаторов второго грозо вого района. Совет принял рекомен дации по повышению произ водительности труда, даль нейшему укреплению трудо вой и технологической дис циплины, усовершенствованию грузозахватных приспосовле- Одии из путей повышения эффективности производства, как было отмечено на за с е дании, — это внедрение пере* дового опыта, в частности, организация укрупненных ком плексных бригад. Практика показала их высокую отдачу, они обеспечивают досрочную обработну промысловых и транспортных судов. А доби ваются отличных результатов благодаря тому, что в УКБ многие владеют смежными специальностями. Скажем, бригадир Н. И. Гринак освоил профессию крановщика, води, теля авто- и электропогрузчи ков, транспортерщика, слеса. ря. Докер А. М. Хованов во дит авто- и электропогрузчи. ки, может успешно работать также крановщиком, стропаль- щиком-сигнальщиком. Е. БИРЮКОВА, инженер-технолог рыбного порта. д Письмо в редакцию Транспортный рефриже ратор «Пионер Мурма на* более года стоит в ожидании ремонта. Экипаж сделал все возможное, что бы ускорить ввод судна в эксплуатацию. Приведем лишь один пример. Мы са ми выполняем настил в трюмах из металлических ре шеток. Он необходим для лучшей циркуляции холод ного воздуха, а также для перемещения электропо грузчиков при выгрузке про дукции в порту. Установка нового настила в заводских условиях стоит более 50 ты сяч рублей, а ремонт — намного дороже. Мы пони маем трудности судоремонт ников, поэтому и делаем эту большую работу сами, сэко номив флоту время и сред ства. Но для окончания ремон та надо поставить рефриже ратор в док. смонтировать систему ПЗМ (против за грязнения моря) и выпол нить другие работы, онять- таки связанные с доковани- ем. Однако, сколько мы ни бьемся, не можем не только решить вопрос о постановке судна в док, но даже услы шать точную дату этой по становки. Сроки переноси лись весь прошлый год, про должается это и в нынеш нем году. Нужно ли объяс нять, как неопределенность сказывается на настроении Исполнительская дисциплина Д Ы Ш И Т Е ! экипажа, столько сделавше го для ускорения ремонта! Транспорт нужен на про мысле! По поручению партийной организации ТР «Пионер Мурмана» — секретарь парторганизации третий механик В. КАРАСЬ. События, предшествовав шие этому письму, таковы. В марте 1978 года Т Р «Пи онер Мурмана» вышел в море после капитального ре монта. Через четыре года эксплуатации по просьбе уп равления «Севрыбхолод- флот» Регпстр СССР дал разрешение на плавание в течение еще одного года. Следовательно, и в управ лении флота, и в ВРПО «Севрыба» знали, что в марте 1983 года льготное время закончится и судно надо, будет ставить в ремонт. Знали. Планировали раз местить «Пионер Мурмана» в Клайпеде, где обычно ре монтируют суда такого типа. Однако вскоре выяснилось, что с Клайпедой ничего не выйдет, поскольку нет ли митов на судоремонт на этом заводе. Значит, надо ставить ТР к причалу объ единения «Мурманская су доверфь». Надо-то надо, да нельзя: этого судна в пла не объединения судоверфи на 1983 год не было, а раз так, то и причала (н дока, естественно) для него нет. Экипаж и отдел судоре монта флота «растолкали» часть работ по разным пред приятиям: СРЗ-1, СРЗ-2, СРЗ Министерства морскогб флота. Только все эти рабо ты не решали главной про блемы: без докования ТР в море не выйдет. Тем временем (больше го да) транспорт стоит у при чала рыбного порта. А по скольку портовикам то и де ло причал бывает нужен, то «Пионер Мурмана» по стоянно перешвартовызают с места на место. Причем на судне снят для ремонта брашпиль, а потому моряки при перешвартовках рунами перебирают замерзшие тяже лые швартовные концы. На помню: происходит это очень часто и, как правило, ночью после нелегкого рабочего дня. И еще одна сторона про блемы. Вспомните о ваших ощу щениях в аэропорту, когда вылет самолета задерживал ся. Сначала на два часа, 23 марта МинянцийНИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz