Рыбный Мурман. 1984 г. Март.

СТРАНИЦА-ПЛАКАТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОПАГАНДИСТА ШКОЛЫ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА, ПЕРВОГО ПОМОЩНИКА КАПНТАНА УПРАВЛЕНИЯ ТРАЛОВОГО ФЛОТА Д. А. ПОТАШЕВА «За заслуги д пропаганда марксистско - ленинской тео­ рии и политики КПСС при­ своить почетное звание «За­ суженный работник культуры РСФСР» Поташеву Дмитрию Алексеевичу — пропагандисту Системы марксистско-ленин­ ского образования рыболовно­ го супертраулера «Гром» Мур­ манского тралового флота». (Из Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 сентября 1983 года). СИЛА ПРОПАГАНДЫ -В ЕДИНСТВЕ СЛОВА ИДЕЛА Путь к успеху Как известно, нет у нас та­ кой профессии — пропаган­ дист. Есть кропотливая, ответ­ ственная работа, что именует­ ся «просто» — партийным по­ ручением. А значит, отдавать ей можно только личное вре­ мя. И свои личные замыслы. Иначе обратится она в фор­ мальное, а потому никому не нужное дело. И поэтому ой как много всего от челозека, которому поручена ответствен­ ная эта работа, требуется. И знания большие, и эрудиция, и умение общаться с людьми, И, конечно, житейский опыт. Поташеву в этом не отка­ жешь. Жизнь его уже мно­ гие годы связана с морем. С того дня, когда вышел он в первый свой рейс на БМРТ «Спутник», минуло два деся­ тилетия. Десять лет ходил в море первым помощником ка­ питана ППР «Апатит», работал на БМРТ «Никель». Да мало ли было в его жизни экипа­ жей, в которых Поташеву до­ велось стать «своим»? И стоит ли тут удивляться то­ му, что память его хранит не только имена, события — хранит ставшее уже историей становление системы партий­ ной учебы в траловом фло­ те. На БМРТ «Спутник», напри­ мер, действовала тогда толь­ ко школа основ марксизма- ленинизма, где слушатели изу­ чали историю КПСС. Но и в то далекое время первого рей­ са, от которого можно вести отсчет пропагандистской де­ ятельности Поташева, он увя­ зывал темы занятий с вопро­ сами экономики. Цель была одна — показать, как можно и нужно работать, чтобы до­ биться большего. Совершенствовалась со вре­ менем форма занятий. Пона­ чалу проходили они только в форме лекций, затем — се­ минаров, а потом и в виде диалога, с обсуждением про­ изводственных проблем, кон­ кретных предложений по улучшению организации про­ изводственного процесса. Всякое занятие в школе на­ учного коммунизма у Поташе­ ва «начинается» задолго до того, как соберутся его слу­ шатели. Да это и понятно. Пропагандист, быть может, не один раз предзарительно «прокрутит» для себя буду­ щее занятие. А подготовка должна быть какая! Условия- то совсем не те, что на бере­ гу. Здесь все нужно преду­ смотреть: собрать и захватить на судно всю необходимую литературу. Поэтому первый, начальный этап работы про­ пагандиста — берегозые хло­ поты, а потом уже подготов­ ка к занятиям в судовых ус­ ловиях. Многое здесь зависит от личности самого пропаганди­ ста. Собранный по той или иной теме материал ведь ну­ жно проштудировать и «по­ дать». Да так, чтобы слуша­ тели слушали, а «не отбыва­ ли» положенное время. И потому Поташев всегда глав­ ный упор делает на эту са­ мую предварительную подго­ товку. Перечитывает работы Ленина, чтобы не просто про­ цитировать на занятии «вы­ держку», а суметь объяснить и историю создания статьи, и своевременность ее появле­ ния, и актуальность ее для дня сегодняшнего. Конечно, мож­ но пойти по наиболее про­ стому пути: в журнале «Поли­ тическое самообразование» приводятся цитаты из трудов классиков марксизма-лениниз­ ма, даются готовые разра­ ботки занятий. Бери и исполь­ зуй! Только убежден пропа­ гандист Поташев, что этого не­ достаточно. И вновь обраща­ ется к работам Ленина, и вся­ кий раз открывает в них что- то новое для себя, а значит, и для других. Конечно, на берегу работа­ лось бы Поташеву легче — даже в библиотеку не всегда приходилось бы обращаться. В его домашней — полное со­ брание сочинений В. И. Лени­ на, немало литературы по те­ ории партийной пропаганды. Л ичный творческий план составляет каждый про­ пагандист ежегодно. Впрочем, легко сказать: «составляет». Надо ведь сделать так, что­ бы план этот отражал не об­ щие, а личные — именно его, Дмитрия Алексеевича Пота­ шева, задачи. Приведем выдержки из его личного творческого плана по изучаемому в шко­ ле научного коммунизма кур­ су «Развитой социализм: про­ блемы теории и практики». В первом разделе Поташев конкретизирует основные за­ дачи курса, перечисляет изу­ чаемые работы классиков марксизма - ленинизма, доку­ менты партии и правительст­ ва, называет лекции и доку­ ментальные кинофильмы, что надлежит подготовить в со­ ответствии с программой учеб­ ного года. Второй раздел касается во­ просов организации и совер­ шенствования учебного про­ цесса. Пропагандист стремит­ ся интересно использовать да­ же далеко не новые формы работы со слушателями — доклады, рефераты и полит­ информации. Интерес вызывает актуальность самих тем, кото­ рые определяет пропагандист. Например, планируется про­ ведение бесед, докладов, лекций, политинформаций «Борьба идей и идеологиче­ ские диверсии», «Повышение качества продукции — глав­ нейшая задача коллектива», «Трудовой коллектив — ос­ новная ячейка социалистиче­ ского общества». Раздел «Развитие трудовой активности слушателей» по­ священ индивидуальной рабо­ те со слушателями, что вклю­ чает в себя помощь им в раз­ работке экономически обос­ нованных личных социалисти­ ческих обязательств, в завое­ вании звания «Ударник ком­ мунистического труда», вовле­ чении слушателей в рациона­ лизаторскую работу, практи­ ческой помощи в освоении специальности учащимися ГПТУ № 6 и закреплении за ними наставников из числа слушателей школы научного коммунизма. В разделе «Развитие обще­ ственно-политической актив­ ности слушателей» пропаган­ дист планирует помощь уча­ щимся и студентам-заочни- кам, для чего выделяют общественных консультантов по предметам из числа ком­ состава с высшим образова­ нием. Подготовку из числа слушателей политинформато­ ров, агитаторов, лектороз-об- щественников. * * * Есть у Дмитрия Алексееви­ ча одна запозедь: помнить всегда, что «голая» теория, не подкрепленная делом, ни­ чего не стоит. И главная за­ дача у него, пропагандиста, первого помощника капитана, — выполнение их коллекти­ вом задачи производственной. За это отвечает весь экипаж, но прежде всего они с капи­ таном. Потому и личный твор­ ческий план Поташеза тесно связан с произзодстзом. Быть организатором В. И. Ленин не раз подчер­ кивал: «...нам надо всеми си­ лами добиваться того и стро­ жайше следить за тем, чтобы партийность была не словом только, а делом». Это ленин­ ское определение — главная задача, стоящая и перед про­ пагандистами. Она ориентиру­ ет их на то, чтобы теоретиче­ ские знания, приобретенные слушателями на занятиях, ис­ пользовались потом на прак­ тике, | производстве. Самой большой попу^тяр- урстью у слушателей-моря- ков, что заметил зд годы Ёроеи работы пропагандист Пбташев, пользуются »анятия, *емы которых связаны с эко­ номикой. Здесь рыбаки вы­ ступают часто не только в рб- ЯИ слушателей, но й инициа­ торов общественно значимых Дел. Например, во время ра­ боты на БМРТ «Никель» Пота- Ш«в провел ряд }анятий, на которых слушатели приняли обязательства выполнить два годовых задания *а год, а Задание трех лет — за два года. Решение экипажа не появилось так вот, «вдруг», А было экономически обосно­ вано. Каждый слушатель, по­ советовавшись предваритель­ но с товарищами, выступил' на занятии с сообщением: как на своем «узком» участке можег обеспечить выполнение социа­ листических обязательств (с экономическими расчетами и выкладками). После общего обсуждения слушатели шко­ лы научного коммунизма об-t ратились с проектом решения ко всему экипажу. Коллектив йоддержал их. И экипаж БМРТ «Никель», выполнив свои обязательства, занял первое место в социалистическом со­ ревновании а траловом фло­ те. Впрочем, может показаться, что все так гладко и бес­ проблемно в работе пропа­ гандиста Поташева. Так ли это? Конечно, нет. Например, не одному Пота­ шеву—многим пропагандистам приходится сталкиваться с таки­ ми сложностями. Идет, скажем, судно в дальний промрайон, где начинаются трудности с доставкой газет, а бывает, что и послушать последние извес­ тия негде: слышимость пло­ хая. Как тут быть пропаган­ дисту? Жить вчерашним днем, пользоваться старым инфор­ мационным «багажом», что «принял» еще на берегу? Нет. Пропагандист, как никто дру­ гой, обязан быть в курсе всех событий, происходящих в на­ шей стране и за рубежом. Причем не от случая к слу­ чаю, а постоянно. Пропагандист обязан уметь ответить на любой, самый «провокационный» вопрос. Дмитрий Алексеевич, напри­ мер, ведет сейчас на БМРТ «Анатолий Бредов» школу ос­ нов марксизма-ленинизма. Молодой состав слушателей определяет и особую специ­ фику работы пропагандис­ та. Молодые слушатели имеют, как правило, мень­ шую политическую закалку, хотя теоретически могут быть более подготовленными, чем слушатели «в возрасте». И потому молодые моряки, особенно побывавшие за гра­ ницей, вступают частенько с лектором в дискуссию, приво­ дя факты, которые, как им кажется, «о многом говорят». Что делать пропагандисту в таком случае? Тут ведь не при­ кроешься тезисами, не отмах­ нешься от вопроса, а станешь терпеливо, обстоятельно разъ­ яснять суть вопроса. Чтобы все было ясно. * * * ...Есть наверняка в творче­ ской лаборатории пропаган­ диста Поташева и нечто та­ кое, что мы упустили из ви­ ду: все «секреты» раскрыть разом трудно. К тому же вре­ мя идет, а с ним вместе рас­ тет и мастерство пропаган­ диста. На снимке: пропагандист Д. А. Поташев (слева) со слу­ шателями капитаном-дирек- тором Б. А. Бугаевым и ма­ шинистом рыбомучной уста­ новки Е. В. Петровским. РЫБНЫЙМУРМАН 23 марта 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz