Рыбный Мурман. 1984 г. Март.
СТРАНИЦА-ПЛАКАТ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРОПАГАНДИСТА ШКОЛЫ НАУЧНОГО КОММУНИЗМА, ПЕРВОГО ПОМОЩНИКА КАПНТАНА УПРАВЛЕНИЯ ТРАЛОВОГО ФЛОТА Д. А. ПОТАШЕВА «За заслуги д пропаганда марксистско - ленинской тео рии и политики КПСС при своить почетное звание «За суженный работник культуры РСФСР» Поташеву Дмитрию Алексеевичу — пропагандисту Системы марксистско-ленин ского образования рыболовно го супертраулера «Гром» Мур манского тралового флота». (Из Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 сентября 1983 года). СИЛА ПРОПАГАНДЫ -В ЕДИНСТВЕ СЛОВА ИДЕЛА Путь к успеху Как известно, нет у нас та кой профессии — пропаган дист. Есть кропотливая, ответ ственная работа, что именует ся «просто» — партийным по ручением. А значит, отдавать ей можно только личное вре мя. И свои личные замыслы. Иначе обратится она в фор мальное, а потому никому не нужное дело. И поэтому ой как много всего от челозека, которому поручена ответствен ная эта работа, требуется. И знания большие, и эрудиция, и умение общаться с людьми, И, конечно, житейский опыт. Поташеву в этом не отка жешь. Жизнь его уже мно гие годы связана с морем. С того дня, когда вышел он в первый свой рейс на БМРТ «Спутник», минуло два деся тилетия. Десять лет ходил в море первым помощником ка питана ППР «Апатит», работал на БМРТ «Никель». Да мало ли было в его жизни экипа жей, в которых Поташеву до велось стать «своим»? И стоит ли тут удивляться то му, что память его хранит не только имена, события — хранит ставшее уже историей становление системы партий ной учебы в траловом фло те. На БМРТ «Спутник», напри мер, действовала тогда толь ко школа основ марксизма- ленинизма, где слушатели изу чали историю КПСС. Но и в то далекое время первого рей са, от которого можно вести отсчет пропагандистской де ятельности Поташева, он увя зывал темы занятий с вопро сами экономики. Цель была одна — показать, как можно и нужно работать, чтобы до биться большего. Совершенствовалась со вре менем форма занятий. Пона чалу проходили они только в форме лекций, затем — се минаров, а потом и в виде диалога, с обсуждением про изводственных проблем, кон кретных предложений по улучшению организации про изводственного процесса. Всякое занятие в школе на учного коммунизма у Поташе ва «начинается» задолго до того, как соберутся его слу шатели. Да это и понятно. Пропагандист, быть может, не один раз предзарительно «прокрутит» для себя буду щее занятие. А подготовка должна быть какая! Условия- то совсем не те, что на бере гу. Здесь все нужно преду смотреть: собрать и захватить на судно всю необходимую литературу. Поэтому первый, начальный этап работы про пагандиста — берегозые хло поты, а потом уже подготов ка к занятиям в судовых ус ловиях. Многое здесь зависит от личности самого пропаганди ста. Собранный по той или иной теме материал ведь ну жно проштудировать и «по дать». Да так, чтобы слуша тели слушали, а «не отбыва ли» положенное время. И потому Поташев всегда глав ный упор делает на эту са мую предварительную подго товку. Перечитывает работы Ленина, чтобы не просто про цитировать на занятии «вы держку», а суметь объяснить и историю создания статьи, и своевременность ее появле ния, и актуальность ее для дня сегодняшнего. Конечно, мож но пойти по наиболее про стому пути: в журнале «Поли тическое самообразование» приводятся цитаты из трудов классиков марксизма-лениниз ма, даются готовые разра ботки занятий. Бери и исполь зуй! Только убежден пропа гандист Поташев, что этого не достаточно. И вновь обраща ется к работам Ленина, и вся кий раз открывает в них что- то новое для себя, а значит, и для других. Конечно, на берегу работа лось бы Поташеву легче — даже в библиотеку не всегда приходилось бы обращаться. В его домашней — полное со брание сочинений В. И. Лени на, немало литературы по те ории партийной пропаганды. Л ичный творческий план составляет каждый про пагандист ежегодно. Впрочем, легко сказать: «составляет». Надо ведь сделать так, что бы план этот отражал не об щие, а личные — именно его, Дмитрия Алексеевича Пота шева, задачи. Приведем выдержки из его личного творческого плана по изучаемому в шко ле научного коммунизма кур су «Развитой социализм: про блемы теории и практики». В первом разделе Поташев конкретизирует основные за дачи курса, перечисляет изу чаемые работы классиков марксизма - ленинизма, доку менты партии и правительст ва, называет лекции и доку ментальные кинофильмы, что надлежит подготовить в со ответствии с программой учеб ного года. Второй раздел касается во просов организации и совер шенствования учебного про цесса. Пропагандист стремит ся интересно использовать да же далеко не новые формы работы со слушателями — доклады, рефераты и полит информации. Интерес вызывает актуальность самих тем, кото рые определяет пропагандист. Например, планируется про ведение бесед, докладов, лекций, политинформаций «Борьба идей и идеологиче ские диверсии», «Повышение качества продукции — глав нейшая задача коллектива», «Трудовой коллектив — ос новная ячейка социалистиче ского общества». Раздел «Развитие трудовой активности слушателей» по священ индивидуальной рабо те со слушателями, что вклю чает в себя помощь им в раз работке экономически обос нованных личных социалисти ческих обязательств, в завое вании звания «Ударник ком мунистического труда», вовле чении слушателей в рациона лизаторскую работу, практи ческой помощи в освоении специальности учащимися ГПТУ № 6 и закреплении за ними наставников из числа слушателей школы научного коммунизма. В разделе «Развитие обще ственно-политической актив ности слушателей» пропаган дист планирует помощь уча щимся и студентам-заочни- кам, для чего выделяют общественных консультантов по предметам из числа ком состава с высшим образова нием. Подготовку из числа слушателей политинформато ров, агитаторов, лектороз-об- щественников. * * * Есть у Дмитрия Алексееви ча одна запозедь: помнить всегда, что «голая» теория, не подкрепленная делом, ни чего не стоит. И главная за дача у него, пропагандиста, первого помощника капитана, — выполнение их коллекти вом задачи производственной. За это отвечает весь экипаж, но прежде всего они с капи таном. Потому и личный твор ческий план Поташеза тесно связан с произзодстзом. Быть организатором В. И. Ленин не раз подчер кивал: «...нам надо всеми си лами добиваться того и стро жайше следить за тем, чтобы партийность была не словом только, а делом». Это ленин ское определение — главная задача, стоящая и перед про пагандистами. Она ориентиру ет их на то, чтобы теоретиче ские знания, приобретенные слушателями на занятиях, ис пользовались потом на прак тике, | производстве. Самой большой попу^тяр- урстью у слушателей-моря- ков, что заметил зд годы Ёроеи работы пропагандист Пбташев, пользуются »анятия, *емы которых связаны с эко номикой. Здесь рыбаки вы ступают часто не только в рб- ЯИ слушателей, но й инициа торов общественно значимых Дел. Например, во время ра боты на БМРТ «Никель» Пота- Ш«в провел ряд }анятий, на которых слушатели приняли обязательства выполнить два годовых задания *а год, а Задание трех лет — за два года. Решение экипажа не появилось так вот, «вдруг», А было экономически обосно вано. Каждый слушатель, по советовавшись предваритель но с товарищами, выступил' на занятии с сообщением: как на своем «узком» участке можег обеспечить выполнение социа листических обязательств (с экономическими расчетами и выкладками). После общего обсуждения слушатели шко лы научного коммунизма об-t ратились с проектом решения ко всему экипажу. Коллектив йоддержал их. И экипаж БМРТ «Никель», выполнив свои обязательства, занял первое место в социалистическом со ревновании а траловом фло те. Впрочем, может показаться, что все так гладко и бес проблемно в работе пропа гандиста Поташева. Так ли это? Конечно, нет. Например, не одному Пота шеву—многим пропагандистам приходится сталкиваться с таки ми сложностями. Идет, скажем, судно в дальний промрайон, где начинаются трудности с доставкой газет, а бывает, что и послушать последние извес тия негде: слышимость пло хая. Как тут быть пропаган дисту? Жить вчерашним днем, пользоваться старым инфор мационным «багажом», что «принял» еще на берегу? Нет. Пропагандист, как никто дру гой, обязан быть в курсе всех событий, происходящих в на шей стране и за рубежом. Причем не от случая к слу чаю, а постоянно. Пропагандист обязан уметь ответить на любой, самый «провокационный» вопрос. Дмитрий Алексеевич, напри мер, ведет сейчас на БМРТ «Анатолий Бредов» школу ос нов марксизма-ленинизма. Молодой состав слушателей определяет и особую специ фику работы пропагандис та. Молодые слушатели имеют, как правило, мень шую политическую закалку, хотя теоретически могут быть более подготовленными, чем слушатели «в возрасте». И потому молодые моряки, особенно побывавшие за гра ницей, вступают частенько с лектором в дискуссию, приво дя факты, которые, как им кажется, «о многом говорят». Что делать пропагандисту в таком случае? Тут ведь не при кроешься тезисами, не отмах нешься от вопроса, а станешь терпеливо, обстоятельно разъ яснять суть вопроса. Чтобы все было ясно. * * * ...Есть наверняка в творче ской лаборатории пропаган диста Поташева и нечто та кое, что мы упустили из ви ду: все «секреты» раскрыть разом трудно. К тому же вре мя идет, а с ним вместе рас тет и мастерство пропаган диста. На снимке: пропагандист Д. А. Поташев (слева) со слу шателями капитаном-дирек- тором Б. А. Бугаевым и ма шинистом рыбомучной уста новки Е. В. Петровским. РЫБНЫЙМУРМАН 23 марта 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz