Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.
НАВЕЧНО В ПАМЯТИ Коротко Зачислены в экипажи Осенью 1944 года на гори стых отрогах Муста-Тунтури парторг М устейкнс в решаю щий момент наступления за крыл своим телом амбразуру дота. Экипаж корабля «Мон чегорск» М урманского мор ского пароходства принял ре шение о зачислении Леонида Ивановича Мустейкиса почет ным членом экипажа. Подвиг Матросов» повторил а октябре 1944 годе Герой Советского Союза Павел Стрельцов. Недавно флот р к б ного Мурмана пополнился но вым супертрлулером «П. Стрельцов». А ком сомольско- молодежная бригад* судокор гтусников Мурманской судо верфи, возглавляемая Н. И. Нагибиным, включила героя а свой состав. Командиры «Зарницы» Комсомольцы Кирилл Кур- тев и Василий Пономарев с судомеханического факулы е та МВИМУ хорошо помогли учащимся подшефной ш;(3лы № 21 в проведении игры «Зар ница». Будущие судоводители выполняли обязанности ко мандиров батальонов, 1 июня. Председатель Госу дарственного Комитета О бо роны И. 8. Сталин выразил благодарность комсомольцам и молодежи области, собрав шим 1650 тысяч рублей в фонд помощи детям фронто виков. ft июня. Областной комитет партии определил программу усиления строительно-восста новительных работ в М урман ском торговом порту. 17 июня. В «Полярной прав де» опубликована статья И. Зренбурга «Гвардейцы Се вера», в которой высоко оце нивался подвиг защитников Советского Заполярья,- * Летчики-североморцы про вели крупную боевую опера ц и и в результате которой были потоплены 8, сожжены 5, повреждены 2 боевых и тран спортных судна противника, сбито 17 вражеских самоле тов. 20 июня. Бюро обкома пар тии заслушало отчет Саамско го райкома ВКП(б) в дни вой ны. План добычи рыбы в рай оне а 1943 году выполнен на ХРОНИКА ПОДВИГА 1944у июнь 164 процента. Хорошо рабо тали на прибрежном лове ры баки колхозов «Искра», име ни Чкалове, «Просвет». 16 июня. Пленум Мурман* ского горком а партии разра ботал план восстановления го родского хозяйства и благо устройства города. К этому времени были уже восстанов лены Значительная часть ж и лого фонда, водопровода, теплофикационной сети, 3 ба ни, 2 прачечные, открыты 3 кинозала. 29 июня. Областной ком и тет партии и облисполком на правили поздравительную те леграмму Центральному Ко митету КП(б) Карело-Финской ССР, Верховному Совету и Со вету Народных Комиссаров республики в связи с освобож дением столицы Карелии. * Очищена от захватчиков Кировская (ныне О ктябрь ская) железная дорога на всем ее протяжении. 30 июня. Рыбаки Мурмана выполнили годовой план — добыли 373 тысячи центне ров рыбы. Присяга Из поколения а поколение передаются славные боевые тра диции. Символичен этот снимок: молодые воины принимают присягу в легендарной Брестской крепости-герое. Здесь деды и отцы показали в боях с фашизмом образцы муже ств аи стойкости. Эстафета верности Родине, эстафета подвига — в надежных руках. Э тих дней не смолкнет слава со- 13 газете «Рыбный Мурман» 13 апреля 1984 гада в заметке «Судьба корабля — судьба ..экипажа» про- .звучала' : просьба от кликнуться .-участников быт'ий,.. связанных со спаса тельными работами в годы Великой Отечественной вой ны буксирного. парохода «Памяти Руслана». В корреспонденции упо мянут корабль СКР-21, которому экипаж буксира «Память Руслана» вместе с другими судами и корабля ми Северного флота оказал своевременную помощь. Вы ла предотвращена, казалось, неминуемая гибель стороже вика, В этих событиях, проис шедших в Баренцевом море 5. мая 19-34 года, участвовал и я, будучи радистом на СКР-21 («Град»). 40 лет прошло с тех пор. Забыты многие имена, наз вания судов н кораблей, пришедших на помощь. Од нако намять цепко хранит ощущение безмерной благо дарности нашим- -спасителям. Невозможно забыть тот мо мент.^ когда два спасатель ных буксира, и в их числе «Память Руслана», появи лись на горизонте, а затем, подойдя к израненному ко раблю, подхватили его с двух бортов, минута-другая... взревели их мощные мото помпы. н в этот миг мы уже .понимали, что друзья моряки не дадут нам погиб нуть. Около нас кру жили морские охотники, обе регая от подводных лодок, в солнечном небе к очередной группе «фокке вульфов» ри нулись наши истребители, завертелась воздушная ка русель... Те из пас, кто остался в живых после боя с фашист скими самолетами, на деле познали силу Нашего свято го. морского братства. II как знать, может быть, СТОЯЛИ НАСМЕРТЬ именно это чувство в по следующем помогло выбрать жизненный путь. Я связал себя с флотом, Boeitooil слу ж б о й . Окончил в 1947 году во енно-морское политическое училище в Ленинграде, до служился в качестве полит работника до капитана пер вого ранга, В конце воен ной'службы преподавал в ВВМУ имени Нахимова в Севастополе. Здесь же де мобилизовался. Связь с фло том не теряю до сих нор. Работаю инспектором в от деле организации работы с плавсоставом заграпплава- пня в объединении «Югрыб холодфлот». Вот такое письмо приш ло к нам из Севастополя. Позже мы узнали, что поенромнмчал Константин Васильевич Коло сов, рассказы вая о себе. Вы яснить это помогла небольшая корреспонденция, опубликован ная в конце 1941 года в га зете «Страж Заполярья», она называлась «Комсомолец вы полнил приказ». В ней ра сска зывалось о том, что в неимо верно слож ны х условиях боя, которы й вел наш сторожевой корабль «Град» с ф аш истским и самолетами, девя гнадцатилет- ний радист «Града» Крнстан- тин Колосов восстановил пре рванную радиосвязь с главной базой Северного флота. За проявленное при этом м уж ест во комсомолец был награжден медалью «За отвагу». Это была первая боевая наг рада м оряка. Еще не раз вмес те с товарищ ам и участвовал он в схватках с ф аш истами, не раз его ратный тр уд отм е чался правительственным и наг радами. Орден Красной Звез ды, медали «За боевые заслу ги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией» и многие другие зна ки воинской доблести у кр а ш аю т грудь ветерана Великой Отечественной войны, ветерана Советских В ооруж енны х Сил. Ниже мы приводим его рас сказ, которы й был опубликован а газете наш их севастополь с ки х коллег «Т руж еник моря». Начало войны я встретил в Кронштадте, где к э т о м у времени окончил курс ооу- ченпя в школе связи по спе циальности корабельного ра диста и продолжал занятия в группе подготовки коман диров отделения. 'К августу занятия были полностью прекращены. Дыхание вой ны все больше давало о се бе знать и в нашей курсант ской среде. Каждую ночь по боевой тревоге мы выходили па причалы кронштадтских гаваней и вместе с экипажа ми боевых кораблей пополня ли боеприпасы, израсходо ванные накануне в боях с врагом на- Балтийском мо ре. II так в течение двух ме сяцев: ночью грузили, днем отсыпались. Естественно, все мы хороню понимали значение выполняемой нами работы, однако никто не скрывал желания быть ita передовой, на этих же бое вых кораблях выйти в море и встретиться в бою с вра гом. А осенью Северному фло ту потребовалась значитель н а я группа корабельных спе циалистов. в том числе и ра дистов, для лонолнення эки пажей тех кораблей, кото рые вошли в состав флота из числа транспортных и рыболовных судов. Такие специалисты были найдены на Балтике и в конце авгус та направлены на Северный флот. В группе радистов оказался и я. Прошли многие годы с тон поры, когда я девятнад- цатилётним парнем ступил на борт сторожевого корабля «ГраД», чтобы в течение трех долгих лет войны нести не лёгкую боевую службу в во дах Баренцева моря. Слу чалось всякое. Бывали бом бежки, атаки вражеских под водных лодок, десанты и кон вои, долгие и изнуряющие походы по штормовому морю в темноте полярных ночей и прп ослепляющем свете не заходящего за горизонт солн ца. Многие Из сторожевых кораблей не вернулись па свои базы. М ногих из балтий ских друзей недосчитался к концу войны и я. Навсегда остался в памя ти первый бой. в котором до велось участвовать на сто рожевом корабле «Град». Это как раз о нем писала тогда газета «Страж Запо лярья». Но, пожалуй, боль ше других врезались в па мять испытания, выпавшие на долю «Града» 5 мая 1944 года. В течение трех часов са молеты противника атако вали в этот день дозорный корабль, который мешал не мецкой подводной лодке про никнуть в Мотовскнй залив и доставить оружие и бое припасы окруженным вой скам. И все это время наши моряки отчаянно отбивали атаки противника и делали, все возможное, чтобы снасти корабль ’п не дать ему уто нуть от многочисленных про боин. Вышли из строя котлы и машины, а вместе с ними оказались обесточенными электрогенераторы, потеря на связь с главной базой. Вся машинная команда в клубах пара и по колено в горячей воде, используя все возможное тряпье, ветошь, собственное обмундирова ние, старалась уменьшить течь воды, заделывала одну пробоину за другой. В борь бе за живучесть корабля по могали ей моряки палубной команды. Однако корабль медленно оседал па корму. А в это время поредевшие расчеты корабельных пушек и пулеметов продолжали от бивать пепрекращающиесй атаки вражеских самолетов. На исходе были и боеприпа сы. Вскоре корабль должен был стать беззащитной ми шенью. Любой цеиой нужна была связь с командованием па берегу. Без его помощи нель зя было рассчитывать на благополучный нсход дела. Надежда была только на радистов. Понимая это, мы из разбитых приемников, пе редатчиков, аккумуляторов старались что-то сотворить, чтобы выйти в эфир и до ложить па берег о бедствен ном положении корабля. На конец, удалось восстановить один из радиопередатчиков, связаться с береговой радио станцией. и вскоре, к востор гу всего экипажа, на гори зонте и в воздухе появились наши корабли и самолеты, посланные на выручку. На дежда на спасение придала новые силы морякам, было остановлено его • медленное погружение. Вскоре па борт с пришедших в район боя кораблей были доставлены мотопомпы, взревели бензи новые движки, и постепенно корабль встал ’ на ровный киль. Через несколько часов на буксире СКР «Град» бьы доставлен в Кольский залив, а затем в Мурманск. Разру шения корабля были столь велики, что о дальнейшем его восстановлении до кон ца войны не было и речи. Память хранит многие подробности тогр дня. И ес ли нам удалось противо стоять смерти, то залогом этого были Паша молодость, матросская спайка и вера в окончательную победу наше го народа над ненавистным врагом. К. КОЛОСОВ, инспектор отдела организа ции работы с моряками загранплавания объедине ния «Югрыбхолодфлот». I июня 1S84 года 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz