Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.

— ЧЕЛОВЕК И МОРЕ 1 июня 1384 года ХОЧУ РАССКАЗАТЬ УРОКИНА МОСТИКЕ Производственный рефрижератор «Советск» шел форсиро­ ванным ходом к терпящему бедствие транспорту. Вскоре м о­ ряки заметили дым на горизонте и, подойдя ближе, увидели, ка к от горящего транспорта отошли четыре шлюпки с людьми. Пока поднимали их на борт «Советска», в каюте капитана ко­ мандиры совещались о том, как спасти горящий транспорт. Во­ прос был нелегким: выяснилось, что пожар, возникший в ма­ шинном отделении, перекинулся на надстройку. Судно ока­ залось полностью обесточенным. Попытки экипажа справиться с~ огнем были безуспешными. j ' > 4 1 -• ; " . “ • - | Аварийную партию из до­ бровольцев возглавил стар­ ший помощник капитана -ПР «Советск» Владимир Ива­ нович Никитин. Всю ночь спасатели боролись с огнен­ ной. стихиен. Помогали им оба экипажа. И к утру по- , жар был потушен' Груз в трюмах ие пострадал. После того происшествия в трудовой книжке Никити­ на появилась строка: «За му­ жество н героизм, проявлен­ ные при тушении пожара, объявлена благодарность». Теперь записям о поощрени­ ях Владимира Ивановича тесно иа страницах его тру­ довой книжки... Двадцать шесть лет — таков рыбацкий стаж у Ни­ китина, путь от матроса до напитана прошел он за эти годы. Иосчастлнвичг.сь Влади­ миру Ивановичу работать по­ мощником капитана у вете- ргиа . Великой Отечествен­ ной войны Виктора Михайло­ вича Шлыкова, человека с богатейшим судоводитель­ ским опытом, умелого на­ ставника. И когда Никитин возвра­ щался из первого своего . капитанского рейса, первым, ■кто встретил его, был Вик­ тор Михайлович. Он беспо­ койно мерил шагами при­ чал, наблюдая, как шварту­ ется судно его воспитанни­ ка. В то время швартовки проводили без буксиров. Шлыков видел, что молодой капитан не учел влияния от­ жимного ветра, поэтому воз­ никла опасность навала на стоящие у причала суда. Ко­ нечно, можно было рискнуть: попробовать вывернуть суд­ но в последний момент, то есть сделать резкий поворот возле причала. Но Никитин предпочел начать швартовку сначала, и она удалась. Шлыков, поднявшись па борт траулера, сказал Вла­ димиру Ивановичу: — Молодец! Усвоил, чго рисковать без необходимости не следует. Теперь Никитин сам учит молодых специалистов слож­ ной науке судовождения, ис­ пользуя советы своего на­ ставника. ...Почти месяц готовил Владимир Иванович молодо­ го штурмана А. А. Кривко- ва работе на мостике. Ка­ залось, что тог >же во всем преуспел. Но однажды по виге этого судоводителя за­ клинило ваер на барабане лебедки. Устранить повреж дение стоило немалых сил и времени палубной команде. Тогда капитан сделал вывод, что не готов еще А. А. Крив- ков к самостоятельному не­ сению вахты. Снова и снова Никитин объяснял ему, как следует поступать в том или ином случае, почти неотлуч но был на мостике во время вахт Кривкова. Особенно сле­ дил за действиями штурмана при малейшем усложнении навигационной обстановки. Заканчивался рейс. Ники­ тину предстояло решить во­ прос: выдвигать молодого специалиста на должность второго помощника капитана или же оставить на прежней. Он знал, что многие капита­ ны, щадя самолюбие своих ’ воспитанников, жалея собст­ венные усилия, затраченные на передачу опыта молодым специалистам, стремятся «продвинуть» их вперед. Но, к сожалению, нередко такая «доброта» оборачивается впоследствии против самих специалистов: не успев до , конца постичь все сложно­ сти работы на следующей судоводительской ступеньке, они совершают оИшбки, ко­ торые приводят к плачевным результатам. Владимир Иванович оста­ вил штурмана на прежней должности. Это означало, что Кривкову надо еще и еще учиться, набираться опыта, чтобы действовать на мостике уверенно, грамотно, дабы жизнь людей на судне и само судно, вверенные штурману, были в безопас­ ности. И во всехч таких слу­ чаях, когда Никитину прихо­ дилось так или иначе решать судьбы штурманов, он не шел ни на какие компромис­ сы. ...В одном из рейсов ока­ залось так, что все судоводи­ тели шли на этом судне впервые. Никитин практичс- , окн не покидал мостик. Прошло дней десять. Однажды, проследив, как вахтенный штурман В. II. Фроленко поставил трал, ка­ питан спустился в каюту. За ворохом дел Никитин ие за­ метил, сколько прошло вре­ мени. И вдруг телефонный звонок: штурман докладывал об окончании траления. — Сейчас подойду, — ответил Владимир Иванович. Выходя из каюты, он не­ вольно бросил взгляд на курсоуказатель — траулер заканчивал разворот. «Зна­ чит, Фроленко самостоятель­ но произвел подъем трала и теперь удерживает судно носом на ветер в ожидании дальнейших указаний», — с одобрением подумал Ни­ китин. Ведь вахтенный по­ мощник вряд ли стал дейст­ вовать самостоятельно, если бы не был уверен в своих поступках. Кроме того, Ни­ китин, уходя, рассчитывал вскоре вернуться н никаких указаний штурману не „дал. Так что упрекнуть вахтенно­ го помощника было не в чем. И впоследствии молодой штурман не раз доказывал Никитину, что он не только прилежный ученик, по и мы­ слящий, умелый судоводи­ тель. Ныне Виктор Петро­ вич Фроленко работает стар­ шим помощником капитана, сам учит молодых специали­ стов. Капитан Никитин работает на траулере «Новохоперск» со дня подъема на нем Го­ сударственного флага. И все эти годы что ни рейс, то успех. Потому и наградили Владимира Ивановича имен­ ными золотыми часами. А за грамотное судовождение ему вручен ' знак Министерства рыбного хозяйства СССР «За безаварийную работу в те­ чение 10 лет». В. миколюк, инженер ЦПКТБ. РЫБАЦКАЯ СМЕНА _ . Я В МАТРОСЫ Б ПОШЕЛ! м Л П осчитать бы, сколько пар- ГгЛ-мей, выйдя за порог этого зда­ ния, ступили на палубы рыбац­ к и х судов! Тем, кто был в чи­ сле первы х вы пускников, сей­ час за семьдесят... В будущем году учебно-кур­ совому ком бинату ВРПО «Сев- рыба»» исполнится полвена. И что ни год, то несколько сотен (а в последние годы — ты сяч) специалистов, получивш их про­ фессию в его стенах, попол­ няли судовые команды. В 30-е годы здесь готовили м ехаников, судоводителей, ра­ дистов. И хотя такие ж е спе­ циальности .получали в ы п у с к­ н ики мореходного училищ а, на флоте больше ценили тех, кто пришел из учебно - курсового комбината. Дело в том, что в «мореходку» шли вчерашние ш ко л ь н и ки (в основном — после семилетки), не видевшие моря, не знающие, что такое труд ры бака. А здесь, в учеб­ но-курсовом комбинате, заним а­ лись люди, которые уж е не по­ наслыш ке знали, что такое Ьб- работка рыбы на уходящей из- под ног палубе. Такие выбира­ ли м о р скую судьбу навек. Вы ­ бирали, тщ ательно взвесив, «что почем», И становились настоящими I м орякам и. М урм анск гордился I ими. В спом ните: Григорий Фи- 5 липпович Л евкин, Андрей Я ков­ левич М аклаков и многие, м но­ гие другие прославленные мо­ р я ки — все они в ы п ускн и ки учебно - кур со во го комбината. С годами совершенствовался флот, сложнее становились на­ вигационны е и поисковые п р и ­ боры, более ж естким и — тре­ бования к технологии обработ­ ки рыбы . И ком бинат переиме­ новывается в ШУКС — ш ко ­ лу усоверш енствования кадров ком андного состава. Почти 20 лет назад учебно­ курсовой номбинат вернулся к своей первоначальной задаче: готовить рабочие кадры для флотов Северного бассейна. И по сей день сотни ры баков приходят сюда по направлени­ ям флотов и через определен­ ное время возвращаются на суда квалиф ицированны м и спе­ циалистам и. В прошлом году, наприм ер, 2475 человек обуча­ лись в У К К четырнадцати спе­ циальностям . Надо сказать, здесь работаю т опы тны е, преданные делу преподаватели. Многие из них егм и изготавливаю т наглядные пособия, вместе со своими вос­ п и та н н и ка м и оборудую т каб и­ неты. Н апример, Валентина М ихай­ ловна Залевская. Уже третий д есяток лет преподает она ку л и н а р и ю . Множество интере­ сн ы х ви ктор ин , бесед, вы ста­ вок организовано ею. На сн им ­ ке в центре — очередное заня­ тие под руководством Валенти­ ны М ихайловны . Р еф установки изучаю т с по­ м ощ ью преподавателя Людм и­ лы Васильевны Хреновой, че­ ловека требовательного, пр и н ­ ципиального. С участием Люд­ милы Васильевны в У КК соз­ даны два тренажера. В тот день, когда мы побы ­ вали в У К К , шел экзамен у судовы х мотористов первого класса — котельны х м аш ини­ стов (сн и м ок внизу). С покой­ но, уверенно отвечают мо­ лодые м оряки на воп­ росы ком и ссии . Пройдет сов­ сем нем ного времени, и они вот та к ж е спокойно, уверенно б у­ дут нести вахту в море. Ведь современное судно «начинено» сложной техникой — б удь.то ходовой м остик или машинное отделение, рыбо- фабрика или радиорубка. От грамотности, квалиф ицирован­ ности тех, кто работает с этой техникой , зависит не только производственный успех всего экипаж а, но и безопасность судна и самих моряков. Поэтому здесь, в учебно­ курсовом комбинате, вопрос качества получаемы х моря­ нами знаний постоянно ко н т ­ ролируется и партийной орга­ низацией, и руководством этого учебного заведения. И не слу­ чайно серьезное внимание уде­ ляется наглядности, а зна­ чит, большей доходчивости изучаемых дисциплин. Большая часть наглядных пособий в У К К сделана р у к а ­ ми его воспитанников. На сним ке вверху' вы видите, ка к старательно, любовно оборуду­ ю т учащиеся комбината каб и­ нет техн ики безопасности. Уйдут эти парни в море, а в кабинетах будут заниматься другие. И т а к — месяц за ме­ сяцем, год за годом. И. БЕРЕЗЮК. В. КОРЕЦКИЙ (фото).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz