Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.
— ЧЕЛОВЕК И МОРЕ 1 июня 1384 года ХОЧУ РАССКАЗАТЬ УРОКИНА МОСТИКЕ Производственный рефрижератор «Советск» шел форсиро ванным ходом к терпящему бедствие транспорту. Вскоре м о ряки заметили дым на горизонте и, подойдя ближе, увидели, ка к от горящего транспорта отошли четыре шлюпки с людьми. Пока поднимали их на борт «Советска», в каюте капитана ко мандиры совещались о том, как спасти горящий транспорт. Во прос был нелегким: выяснилось, что пожар, возникший в ма шинном отделении, перекинулся на надстройку. Судно ока залось полностью обесточенным. Попытки экипажа справиться с~ огнем были безуспешными. j ' > 4 1 -• ; " . “ • - | Аварийную партию из до бровольцев возглавил стар ший помощник капитана -ПР «Советск» Владимир Ива нович Никитин. Всю ночь спасатели боролись с огнен ной. стихиен. Помогали им оба экипажа. И к утру по- , жар был потушен' Груз в трюмах ие пострадал. После того происшествия в трудовой книжке Никити на появилась строка: «За му жество н героизм, проявлен ные при тушении пожара, объявлена благодарность». Теперь записям о поощрени ях Владимира Ивановича тесно иа страницах его тру довой книжки... Двадцать шесть лет — таков рыбацкий стаж у Ни китина, путь от матроса до напитана прошел он за эти годы. Иосчастлнвичг.сь Влади миру Ивановичу работать по мощником капитана у вете- ргиа . Великой Отечествен ной войны Виктора Михайло вича Шлыкова, человека с богатейшим судоводитель ским опытом, умелого на ставника. И когда Никитин возвра щался из первого своего . капитанского рейса, первым, ■кто встретил его, был Вик тор Михайлович. Он беспо койно мерил шагами при чал, наблюдая, как шварту ется судно его воспитанни ка. В то время швартовки проводили без буксиров. Шлыков видел, что молодой капитан не учел влияния от жимного ветра, поэтому воз никла опасность навала на стоящие у причала суда. Ко нечно, можно было рискнуть: попробовать вывернуть суд но в последний момент, то есть сделать резкий поворот возле причала. Но Никитин предпочел начать швартовку сначала, и она удалась. Шлыков, поднявшись па борт траулера, сказал Вла димиру Ивановичу: — Молодец! Усвоил, чго рисковать без необходимости не следует. Теперь Никитин сам учит молодых специалистов слож ной науке судовождения, ис пользуя советы своего на ставника. ...Почти месяц готовил Владимир Иванович молодо го штурмана А. А. Кривко- ва работе на мостике. Ка залось, что тог >же во всем преуспел. Но однажды по виге этого судоводителя за клинило ваер на барабане лебедки. Устранить повреж дение стоило немалых сил и времени палубной команде. Тогда капитан сделал вывод, что не готов еще А. А. Крив- ков к самостоятельному не сению вахты. Снова и снова Никитин объяснял ему, как следует поступать в том или ином случае, почти неотлуч но был на мостике во время вахт Кривкова. Особенно сле дил за действиями штурмана при малейшем усложнении навигационной обстановки. Заканчивался рейс. Ники тину предстояло решить во прос: выдвигать молодого специалиста на должность второго помощника капитана или же оставить на прежней. Он знал, что многие капита ны, щадя самолюбие своих ’ воспитанников, жалея собст венные усилия, затраченные на передачу опыта молодым специалистам, стремятся «продвинуть» их вперед. Но, к сожалению, нередко такая «доброта» оборачивается впоследствии против самих специалистов: не успев до , конца постичь все сложно сти работы на следующей судоводительской ступеньке, они совершают оИшбки, ко торые приводят к плачевным результатам. Владимир Иванович оста вил штурмана на прежней должности. Это означало, что Кривкову надо еще и еще учиться, набираться опыта, чтобы действовать на мостике уверенно, грамотно, дабы жизнь людей на судне и само судно, вверенные штурману, были в безопас ности. И во всехч таких слу чаях, когда Никитину прихо дилось так или иначе решать судьбы штурманов, он не шел ни на какие компромис сы. ...В одном из рейсов ока залось так, что все судоводи тели шли на этом судне впервые. Никитин практичс- , окн не покидал мостик. Прошло дней десять. Однажды, проследив, как вахтенный штурман В. II. Фроленко поставил трал, ка питан спустился в каюту. За ворохом дел Никитин ие за метил, сколько прошло вре мени. И вдруг телефонный звонок: штурман докладывал об окончании траления. — Сейчас подойду, — ответил Владимир Иванович. Выходя из каюты, он не вольно бросил взгляд на курсоуказатель — траулер заканчивал разворот. «Зна чит, Фроленко самостоятель но произвел подъем трала и теперь удерживает судно носом на ветер в ожидании дальнейших указаний», — с одобрением подумал Ни китин. Ведь вахтенный по мощник вряд ли стал дейст вовать самостоятельно, если бы не был уверен в своих поступках. Кроме того, Ни китин, уходя, рассчитывал вскоре вернуться н никаких указаний штурману не „дал. Так что упрекнуть вахтенно го помощника было не в чем. И впоследствии молодой штурман не раз доказывал Никитину, что он не только прилежный ученик, по и мы слящий, умелый судоводи тель. Ныне Виктор Петро вич Фроленко работает стар шим помощником капитана, сам учит молодых специали стов. Капитан Никитин работает на траулере «Новохоперск» со дня подъема на нем Го сударственного флага. И все эти годы что ни рейс, то успех. Потому и наградили Владимира Ивановича имен ными золотыми часами. А за грамотное судовождение ему вручен ' знак Министерства рыбного хозяйства СССР «За безаварийную работу в те чение 10 лет». В. миколюк, инженер ЦПКТБ. РЫБАЦКАЯ СМЕНА _ . Я В МАТРОСЫ Б ПОШЕЛ! м Л П осчитать бы, сколько пар- ГгЛ-мей, выйдя за порог этого зда ния, ступили на палубы рыбац к и х судов! Тем, кто был в чи сле первы х вы пускников, сей час за семьдесят... В будущем году учебно-кур совому ком бинату ВРПО «Сев- рыба»» исполнится полвена. И что ни год, то несколько сотен (а в последние годы — ты сяч) специалистов, получивш их про фессию в его стенах, попол няли судовые команды. В 30-е годы здесь готовили м ехаников, судоводителей, ра дистов. И хотя такие ж е спе циальности .получали в ы п у с к н ики мореходного училищ а, на флоте больше ценили тех, кто пришел из учебно - курсового комбината. Дело в том, что в «мореходку» шли вчерашние ш ко л ь н и ки (в основном — после семилетки), не видевшие моря, не знающие, что такое труд ры бака. А здесь, в учеб но-курсовом комбинате, заним а лись люди, которые уж е не по наслыш ке знали, что такое Ьб- работка рыбы на уходящей из- под ног палубе. Такие выбира ли м о р скую судьбу навек. Вы бирали, тщ ательно взвесив, «что почем», И становились настоящими I м орякам и. М урм анск гордился I ими. В спом ните: Григорий Фи- 5 липпович Л евкин, Андрей Я ков левич М аклаков и многие, м но гие другие прославленные мо р я ки — все они в ы п ускн и ки учебно - кур со во го комбината. С годами совершенствовался флот, сложнее становились на вигационны е и поисковые п р и боры, более ж естким и — тре бования к технологии обработ ки рыбы . И ком бинат переиме новывается в ШУКС — ш ко лу усоверш енствования кадров ком андного состава. Почти 20 лет назад учебно курсовой номбинат вернулся к своей первоначальной задаче: готовить рабочие кадры для флотов Северного бассейна. И по сей день сотни ры баков приходят сюда по направлени ям флотов и через определен ное время возвращаются на суда квалиф ицированны м и спе циалистам и. В прошлом году, наприм ер, 2475 человек обуча лись в У К К четырнадцати спе циальностям . Надо сказать, здесь работаю т опы тны е, преданные делу преподаватели. Многие из них егм и изготавливаю т наглядные пособия, вместе со своими вос п и та н н и ка м и оборудую т каб и неты. Н апример, Валентина М ихай ловна Залевская. Уже третий д есяток лет преподает она ку л и н а р и ю . Множество интере сн ы х ви ктор ин , бесед, вы ста вок организовано ею. На сн им ке в центре — очередное заня тие под руководством Валенти ны М ихайловны . Р еф установки изучаю т с по м ощ ью преподавателя Людм и лы Васильевны Хреновой, че ловека требовательного, пр и н ципиального. С участием Люд милы Васильевны в У КК соз даны два тренажера. В тот день, когда мы побы вали в У К К , шел экзамен у судовы х мотористов первого класса — котельны х м аш ини стов (сн и м ок внизу). С покой но, уверенно отвечают мо лодые м оряки на воп росы ком и ссии . Пройдет сов сем нем ного времени, и они вот та к ж е спокойно, уверенно б у дут нести вахту в море. Ведь современное судно «начинено» сложной техникой — б удь.то ходовой м остик или машинное отделение, рыбо- фабрика или радиорубка. От грамотности, квалиф ицирован ности тех, кто работает с этой техникой , зависит не только производственный успех всего экипаж а, но и безопасность судна и самих моряков. Поэтому здесь, в учебно курсовом комбинате, вопрос качества получаемы х моря нами знаний постоянно ко н т ролируется и партийной орга низацией, и руководством этого учебного заведения. И не слу чайно серьезное внимание уде ляется наглядности, а зна чит, большей доходчивости изучаемых дисциплин. Большая часть наглядных пособий в У К К сделана р у к а ми его воспитанников. На сним ке вверху' вы видите, ка к старательно, любовно оборуду ю т учащиеся комбината каб и нет техн ики безопасности. Уйдут эти парни в море, а в кабинетах будут заниматься другие. И т а к — месяц за ме сяцем, год за годом. И. БЕРЕЗЮК. В. КОРЕЦКИЙ (фото).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz