Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.
•~ШРМШСКШ^'РЫБНОМУ ПОРТУ~50 ЛЕТ ^ Ноябрь 1945 года. Мур манский рыбный порт. Здесь я впервые. Иду по причалам, вижу напряжен ный, радостный коллектив ный труд людей. Кирпичных строений не много — электростанция, коптильный завод, рыбоком бинат, мехмастерекая и раз битый рыбозавод. Все осталь ное: цехи, конторы, склады, причалы, эстакады — дере вянное. . На 15 м, 16-м и 17-м при чалах идет разгрузка ваго нов с .углём, и сразу же/ им снабжают РТ. В то время уголь был основным «хле бом». На нем работали две котельные, весь рыболовный флот. Угольная пыль — по всюду. Дым й сажа густым облаком окутывают "порт, не позволяя редким электролам почкам светить на полную мощь. Подхожу к десятому при чалу. Вез рубки стоит ры боловный траулер «Семга». В его трюме сколочены че тырехъярусные пары. Здесь расположено мужское обще житие, а для семейных при- В ДАЛЕКОМ 45-м... 38 лет отдал М урм анско му морсному рыбному пор ту Алексей Андреевич Поп- ков. Начинал грузчи ко м , работал крановщ иком , мас тером, начальником ре- м онтно м еханических мас терски х. Сейчас ветеран на заслуженном отдыхе. способили плавбазу «Па мять С. М. Кирова» на де вятнадцатом причале. Недалеко от первой про ходной собралась «толкуч ка» (рынок). Тут продают самые разные вещи, продук ты и даже глупышей — бакланов. Помню, буханка хлеба стоила 100— 120 руб лей, солдатский котелок кар тошки — 2 5—30 рублей, кстати, зарабатывали тогда грузчики в месяц 8 0 0— 1000. рублей. / " ' • Современной молодежи та кая «картина» показалась бы ужасной, но тогда эти условия труда и бы та. были для нас сверхнормальными. Ведь люди почувствовали мирные дни, мирное небо. Каждый старался перевыпол нить сменное задание, каж дому. хотелось сделать как можно больше и лучше. То му примеров немало. Женские бригады из 8— 10 человек при помощи стеллингов выгружали за смену с РТ и СРТ- по 100— 120 тонн охлажденной ры бы. Такая производитель- ГОВОРЯТ ПОРТОВИКИ-ВЕТЕРАНЫ люди и годы НАЧАЛО В конце 20-х годов осеннюю тишину Кольского залива на рушил скрежет землечерпал ки «Халтурин» на Варничном мысу. Под уханье копра в дно залива была забита первая свая будущего рыбного пор та. А потом ряж за р я ж е * чязегась линия на шесть при чалов Поименный список рабочих и служащих № 1 называет имена строителей порта и среди них землекопа А. И. Кипчатова, учеников плотни ков В. М. Кузнецова, Ф. В. Тигарева, артельщиков плот ницких бригад Николая Дмит риевича Самкова и Александ ра Александровича Кудрявце ва. Улов с первого рыболовно го тральщика «Феликс Д зер жинский» в 1927 году разгру жался на новом причале. Уже начали действовать четыре крытых склада, одии под ма териалы, остальные под ры бу; узкоколейный железнодо рожный путь под мотодрези ну с платформой для отправ ки бочек с рыбой к железно дорожной станции М урманск, плавучий утильзавод и четы ре жилых дома. Тогда газеты писали, что окончание к Октябрьским тор жествам грандиозных соору жений является лучшим па мятником хозяйственного строительства на новых, соци алистических началах. Организованностью, дело витостью, умением находить контакты с грузчиками подни мался авторитет коммунистов. Назову некоторых. В 30-а го ды секретарями парторгани зации были Павел Иванович Тимофеев, Куранов, Констан тин Денисович Александров, Овчинников, Николай М ери нов, Федор Малышев, пред седателем проф сою зного ко митета — Николай Дмитриевич Абанькин, комсомольским во жаком — Антонина Сергеевна Мерцалова. О конце 20-х, начале 30-х годов вспоминает бригадир грузчиков П. И. Тимофеев: — На вы грузке рыбы рабо-. тали артелью, основными ору диями труда были тачка, ко р зина да лопата с ломом. Иног да выручали лошади. Вот и вся «техника». Но планы пе ревыполняли. Большие организаторские способности многих руководи телей, в том числе начальни ка порта М. И. Маркелова и начальника конторы берегово го обслуживания А. А. Клобу- кова, ударный труд людей по зволили первую пятилетку за кончить досрочно. Одному из первых в порту — грузчику Я. К. Ситкову — тогда вручили грамоту «Удар ник труда». Именно тогда было положе но начало славной традиции — непрерывно наращивать темпы, изыскивать внутренние резервы. Вторая пятилетка ознамено валась переходом порта с 1 мая 1936 года на полную стахановскую работу. Трауле ры не задерживались у прича лов. Не проходило и суток, как суда, разгрузившись, сно ва уходили на промысел. Тон ударничества задавали бригады, которые возглавля ли Середа, П. В. Сучкоз, Ива нов, Дьяков, Знаменский, Ко- ротин, Тимашев, Доброштан, М еринов, Амиров, М ереоме- тит. Продолжают совершенст воваться приемы раб’оты, тех нология погрузки, укрепляю т ся дисциплина, организован ность. Работают две стаханов ские школы, в которых 'е ж е годно обучалось более 350 человек. Это способствовало хорошему заделу в третьей пятилетке. Опять отличились и сохраняли переходящие вым пелы бригады Е. Е. Ордина, П. В. Сучкова, Пискуновой, выполнявшие задания не ме нее чем на 140 процентов. МУЖЕСТВО И СТОЙКОСТЬ Мужество, стойкость, пре данность идеалам социализма показали портовики в суро вые годы войны. Временно выходили из строя коммуникации водопро вода, электростанций, теле фонной связи. Но порт не прекращал работы. Разгружа лись корабли с военной тех никой, рыболовецкие суда. Враг просчитался. Каждая служба порта рабо тала четко, организованно., И здесь большую роль сыграли довоенные занятия, трениров ки, проводимые инструктором Осоавиахима коммунистом В. ф. Мартюшовым. А лександр Сергеевич Хра по виц ки й работал кон ст руктором , начальником ко н стр укто р ско го бюро ры бно го порта. Более тридцати лет отдал он предприятию . На его счету десятки рацио нали за то рских предложе ний, изобретений. Н аграж ден медалью «За трудовую доблесть», м ногим и другим и знакам и отличил. В М ур манске е го ' хорош о знаю т к а к а кти вн о го пропагандис та техн ич еского творчества, ф изической нультуры и спорта. ность по тем временам бы ла невиданна! Нередко чет-, веро . девушек при помощи лопаты и деревянной тачки разгружали соль из вагона (60 тони) . за четыре часа. 6—7 рабочих менеё чем з а ' три часа загружали углем рыболовный траулер. Можно ли тогда бы л о , ; подумать, что рыбный П°РТ ‘станет одним из самых круп ных, мощных предприятий в Советском Союзе? ГИ в том, что порт стал сейчас таким, есть большая доля труда : многих портовиков — тру жеников разных поколений. Немало воды утекло за 39 лет. Из года в год пред приятие пополняется .новой техникой, увеличивается ко личество причалов, корпу сов, цехов... Нам, ветеранам, приятно сознавать, что в эти преобразования мы вложили свою немалую лепту. А. ПОПКОВ. Тяжелые дни и ночи выпа ли на долю членов аварийно- спасательных формирований МПВО. Назовем их имена: ка валер ордена Красной Звез ды П. А. Галаев, П. С. Яков лев, В. С. Хворастухин, 3. Н. Чемухин, Е. Ф . Басов и другие. На аварийно-восстановитель ных работах отличался наход чивостью и смекалкой С. И, Дегтярев. Главный энергетик с 1934 года, он при любых обстоятельствах обеспечивал жизнеспособность порта. Незаменимым помощником ему был Н. А. М орозов. Я не оговорился, именно незамени мым. Ему единственному бы ло известно, где проложена подземная паутина магистра лей. Он’ быстро устранял по вреждения, перекрывая поток воды или пара. В это трудно поверить сейчас, но тогда за М орозова боялись, чтобы с ним ничего не случилось, ведь планов-схем коммуникаций но было, все он держал в голо ве. Вместе с ним грудную вах ту несли слесарь-паропровод- чик К. С. Борзый, электрик С. Н. Кузнецов, П. А. Шанин и другие. Немало людей вынесли из обвалов, пожарищ девушки из медико-санитарной коман ды Л. И. Спирова (Королева), В. А. Копаева, И. В. Белоусо ва (Вейс), Г. С. Ш евкун, Т. Ф. Махотина, А. Т. Курило (Куз нецова), впоследствии она так ж е бесстрашно сражалась в одном из партизанских от рядов Заполярья. В эту лихую годину душой коллектива был начальник порта Константин Андреевич Соболев, в котором бесстра шие совмещалось с огромным вниманием, заботой к людям. В трудную минуту он работал и грузчиком, помогал людям и словом и делом. Он поль зовался огромной любовью портовиков. В решениях был справедлив, суров к разгиль дяям. Война нанесла не только материальный ущерб. 60 пор товиков погибло на своих трудовых постах. Героически отдали свои жизни за Роди ну медик А. С. Турова, свя зист А. Баскова, бойцы- пожарники М. А. Евдоки мов, Бородин, Ф . Кузнецов, Н. С. Сергеев и другие. Закономерно, что за достиг нутые трудовые успехи в бое вой обстановке коллектив пор товиков не раз награждался переходящими Красными зна менами Наркомата рыбной промышленности и ВЦСПС. М ногие портовики были удос тоены правительственных наг рад. ПРОДОЛЖАЯ СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ После победы над фашиз мом потребовались новые, бо лее высокие темпы восстаиоа- ления народного хозяйства. И первой это поняла бригада Л. М. Митрониной. Деауш кч нашли новые методы расста новки членов бригады в трю ме. В результате план 1951 года портовики выполнили на 105,6 процента, о последую щем постоянно перекрывали эту цифру. Стахановская рабо та позволила в пять раз уве личить досрочную обработку судов, сэкономить около двух тысяч судо-часов. В 60-х годах стахановскую эстафету приняла Валя Чер номор. Девуш ки ее бригады Анна Худякова, Танзиля Гафу рова, Анна Каштаева, Клавдия Серебрянская, Елизавета Квас- кова творили буквально чуде са, обрабатывая суда с боль шим перевыполнением н^рм. И в дальнейшем другие бригады, руководимые Т. И. Перминовой, Е. И. Барышни ковой, другими докерами, стремились высоко нести слав ные трудовые традиции. А. ХРАПОВИЦКИЙ. ВЗГЛЯД ВБУДУЩЕЕ Уш ли в прошлое времена, когда ж урн ал и сты с восторгом писали о вы м ы ты х до ян тарн о го блеска прйчалах. Но к а к бы там ни было, и сегодня приятно пройти по п о скр и п ы вающ им доскам , ощ ути ть ко н центрированны й, настоянны й на дереве и • м о р с к о й ' соли запах .старого порта. , . * — В будущей пятилетке пла нируем полностью одеть пр и чалы в железобетон, -— рас сказы вает главны й инж енер порта В. Н. БОРИСОВ. — Бу дет реконструирована и вся территория угольнОй базы, неф тепирса. В нашем тради ционном центре, первом грузо вом районе, вы растет девяти этаж ное здание, где разм естят ся управление порта и службы М урм анского ры б акколхозсою - за. Уже сейчас строим и на деемся до конца года протя нуть с ю га водопровод. Это по зволит цеху по переработке креве тки вы йти на полную мощность. Развитие порта, всех нахо дящ ихся здесь предприятий рыбной промыш ленности, и, пож алуй, М урм анска, т г* взаимосвязано. Планы (Г . шие: строительство заводачч ^ > производству хи ти за на —• сы рья для хим ической пром ыш ленности, цеха междурейсового ремонта СРЗ-1, ж естянобаноч ного завода, нового тарного комбината... У никальны м по своему объ ему и вы полняемым задачам ком плексом м ож но назвать со- временный порт. Не мудрено, что докеры только второго его района, а не всего коллектива, на равны х соревную тся с кол легами из П рибалтики. Весной этого года бригада под- руководством А. В. Нови кова померилась силами с до керам и К алининградского пор та. А натолий В икторович Но виков был обиж ен на со перников по соревнованию. Мол, поставили нас в не равны е условия. Что ж , навер ное, кали нинград цы сделапи себе с ки д ку , учи ты вая труд ности, которы е постоянно пр и ходится преодолевать м урм ан чанам... Требующ их решения вопросов координации дейст вий всех см еж ников рыбаков еще очень много. — Думая о путя х повышения производительности труда, поделился своими мыслями меститель начальника треть. района порта А. И. КОПЫТОь, — мы попробуем уж е в этог* месяце создать на нефтебазе специализированны е бригады, изм енить систему материаль ного поощ рения передовиков. В дальнейшем, освоив см еж ные специальности, м ож но бу дет сокра ти ть численность ра ботающ их. Конечно, при усло вии вы сокого качества всех вы полняемы х операций. П ерспективы развития пор та напрям ую зависят от его энерговооруж енности. Новые промыш ленны е предприятия потребую т д вукратно го увели чения мощностей котельной, р е ко н стр укц и и тепловы х сетей. — Молодые люди к а к долж ное приним аю т нынешние м асш табы строительства, ко торы е их отцам и дедам и не снились, — рассуж дает один из старейш их работников пор та, главны й эн е р ге ткч С. И. ДЕГТЯРЕВ. — Т ак у; должно бьь-*ь. Главное —- чтобы кан должное приним алась и ответ ственность за завтраш ний день порта. В .этом году на территории главного причала города вой д ут в строй совмещ енные скла ды под карто н н ую тару, очист ные сооруж ения, которы е по зволят тщательнее следить за чистотой вод Кольского зали ва, строится железнодорожная ветка на участие разделки от сл уж и вш и х свой ср о к судов на металлолом, разработан проект новой АТС на 4 ты сячи номе ров.- Впереди — работы по контейнеризации всех грузов при обработке судов. «...Находятся нередко скеп т и ки , которы е говорят: где уж там нам на м ного лет рассчи ты вать, дай бог сделать и то, что н уж н о сейчас. Товарищи, н у ж н о ум еть соединясь и то, и другое, нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительны й период и на серь езны й успех...» — сказал на V III Всероссийском съезде Со ветов В. И. Ленин. На своем 51-м году развития орденонос ны й колл екти в М урманского м орского ры бного порта не имеет права не рассчитывать на успех. В. ГЕОРГИ, 1 инш IS84года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz