Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.

•~ШРМШСКШ^'РЫБНОМУ ПОРТУ~50 ЛЕТ ^ Ноябрь 1945 года. Мур­ манский рыбный порт. Здесь я впервые. Иду по причалам, вижу напряжен­ ный, радостный коллектив­ ный труд людей. Кирпичных строений не­ много — электростанция, коптильный завод, рыбоком­ бинат, мехмастерекая и раз­ битый рыбозавод. Все осталь­ ное: цехи, конторы, склады, причалы, эстакады — дере­ вянное. . На 15 м, 16-м и 17-м при­ чалах идет разгрузка ваго­ нов с .углём, и сразу же/ им снабжают РТ. В то время уголь был основным «хле­ бом». На нем работали две котельные, весь рыболовный флот. Угольная пыль — по­ всюду. Дым й сажа густым облаком окутывают "порт, не позволяя редким электролам­ почкам светить на полную мощь. Подхожу к десятому при­ чалу. Вез рубки стоит ры­ боловный траулер «Семга». В его трюме сколочены че­ тырехъярусные пары. Здесь расположено мужское обще­ житие, а для семейных при- В ДАЛЕКОМ 45-м... 38 лет отдал М урм анско­ му морсному рыбному пор­ ту Алексей Андреевич Поп- ков. Начинал грузчи ко м , работал крановщ иком , мас­ тером, начальником ре- м онтно м еханических мас­ терски х. Сейчас ветеран на заслуженном отдыхе. способили плавбазу «Па­ мять С. М. Кирова» на де­ вятнадцатом причале. Недалеко от первой про­ ходной собралась «толкуч­ ка» (рынок). Тут продают самые разные вещи, продук­ ты и даже глупышей — бакланов. Помню, буханка хлеба стоила 100— 120 руб­ лей, солдатский котелок кар­ тошки — 2 5—30 рублей, кстати, зарабатывали тогда грузчики в месяц 8 0 0— 1000. рублей. / " ' • Современной молодежи та­ кая «картина» показалась бы ужасной, но тогда эти условия труда и бы та. были для нас сверхнормальными. Ведь люди почувствовали мирные дни, мирное небо. Каждый старался перевыпол­ нить сменное задание, каж­ дому. хотелось сделать как можно больше и лучше. То­ му примеров немало. Женские бригады из 8— 10 человек при помощи стеллингов выгружали за смену с РТ и СРТ- по 100— 120 тонн охлажденной ры­ бы. Такая производитель- ГОВОРЯТ ПОРТОВИКИ-ВЕТЕРАНЫ люди и годы НАЧАЛО В конце 20-х годов осеннюю тишину Кольского залива на­ рушил скрежет землечерпал­ ки «Халтурин» на Варничном мысу. Под уханье копра в дно залива была забита первая свая будущего рыбного пор­ та. А потом ряж за р я ж е * чязегась линия на шесть при­ чалов Поименный список рабочих и служащих № 1 называет имена строителей порта и среди них землекопа А. И. Кипчатова, учеников плотни­ ков В. М. Кузнецова, Ф. В. Тигарева, артельщиков плот­ ницких бригад Николая Дмит­ риевича Самкова и Александ­ ра Александровича Кудрявце­ ва. Улов с первого рыболовно­ го тральщика «Феликс Д зер­ жинский» в 1927 году разгру­ жался на новом причале. Уже начали действовать четыре крытых склада, одии под ма­ териалы, остальные под ры­ бу; узкоколейный железнодо­ рожный путь под мотодрези­ ну с платформой для отправ­ ки бочек с рыбой к железно­ дорожной станции М урманск, плавучий утильзавод и четы­ ре жилых дома. Тогда газеты писали, что окончание к Октябрьским тор­ жествам грандиозных соору­ жений является лучшим па­ мятником хозяйственного строительства на новых, соци­ алистических началах. Организованностью, дело­ витостью, умением находить контакты с грузчиками подни­ мался авторитет коммунистов. Назову некоторых. В 30-а го­ ды секретарями парторгани­ зации были Павел Иванович Тимофеев, Куранов, Констан­ тин Денисович Александров, Овчинников, Николай М ери­ нов, Федор Малышев, пред­ седателем проф сою зного ко ­ митета — Николай Дмитриевич Абанькин, комсомольским во­ жаком — Антонина Сергеевна Мерцалова. О конце 20-х, начале 30-х годов вспоминает бригадир грузчиков П. И. Тимофеев: — На вы грузке рыбы рабо-. тали артелью, основными ору­ диями труда были тачка, ко р ­ зина да лопата с ломом. Иног­ да выручали лошади. Вот и вся «техника». Но планы пе­ ревыполняли. Большие организаторские способности многих руководи­ телей, в том числе начальни­ ка порта М. И. Маркелова и начальника конторы берегово­ го обслуживания А. А. Клобу- кова, ударный труд людей по­ зволили первую пятилетку за­ кончить досрочно. Одному из первых в порту — грузчику Я. К. Ситкову — тогда вручили грамоту «Удар­ ник труда». Именно тогда было положе­ но начало славной традиции — непрерывно наращивать темпы, изыскивать внутренние резервы. Вторая пятилетка ознамено­ валась переходом порта с 1 мая 1936 года на полную стахановскую работу. Трауле­ ры не задерживались у прича­ лов. Не проходило и суток, как суда, разгрузившись, сно­ ва уходили на промысел. Тон ударничества задавали бригады, которые возглавля­ ли Середа, П. В. Сучкоз, Ива­ нов, Дьяков, Знаменский, Ко- ротин, Тимашев, Доброштан, М еринов, Амиров, М ереоме- тит. Продолжают совершенст­ воваться приемы раб’оты, тех­ нология погрузки, укрепляю т­ ся дисциплина, организован­ ность. Работают две стаханов­ ские школы, в которых 'е ж е ­ годно обучалось более 350 человек. Это способствовало хорошему заделу в третьей пятилетке. Опять отличились и сохраняли переходящие вым­ пелы бригады Е. Е. Ордина, П. В. Сучкова, Пискуновой, выполнявшие задания не ме­ нее чем на 140 процентов. МУЖЕСТВО И СТОЙКОСТЬ Мужество, стойкость, пре­ данность идеалам социализма показали портовики в суро­ вые годы войны. Временно выходили из строя коммуникации водопро­ вода, электростанций, теле­ фонной связи. Но порт не прекращал работы. Разгружа­ лись корабли с военной тех­ никой, рыболовецкие суда. Враг просчитался. Каждая служба порта рабо­ тала четко, организованно., И здесь большую роль сыграли довоенные занятия, трениров­ ки, проводимые инструктором Осоавиахима коммунистом В. ф. Мартюшовым. А лександр Сергеевич Хра­ по виц ки й работал кон ст­ руктором , начальником ко н ­ стр укто р ско го бюро ры бно­ го порта. Более тридцати лет отдал он предприятию . На его счету десятки рацио­ нали за то рских предложе­ ний, изобретений. Н аграж ­ ден медалью «За трудовую доблесть», м ногим и другим и знакам и отличил. В М ур­ манске е го ' хорош о знаю т к а к а кти вн о го пропагандис­ та техн ич еского творчества, ф изической нультуры и спорта. ность по тем временам бы­ ла невиданна! Нередко чет-, веро . девушек при помощи лопаты и деревянной тачки разгружали соль из вагона (60 тони) . за четыре часа. 6—7 рабочих менеё чем з а ' три часа загружали углем рыболовный траулер. Можно ли тогда бы л о , ; подумать, что рыбный П°РТ ‘станет одним из самых круп­ ных, мощных предприятий в Советском Союзе? ГИ в том, что порт стал сейчас таким, есть большая доля труда : многих портовиков — тру­ жеников разных поколений. Немало воды утекло за 39 лет. Из года в год пред­ приятие пополняется .новой техникой, увеличивается ко­ личество причалов, корпу­ сов, цехов... Нам, ветеранам, приятно сознавать, что в эти преобразования мы вложили свою немалую лепту. А. ПОПКОВ. Тяжелые дни и ночи выпа­ ли на долю членов аварийно- спасательных формирований МПВО. Назовем их имена: ка­ валер ордена Красной Звез­ ды П. А. Галаев, П. С. Яков­ лев, В. С. Хворастухин, 3. Н. Чемухин, Е. Ф . Басов и другие. На аварийно-восстановитель­ ных работах отличался наход­ чивостью и смекалкой С. И, Дегтярев. Главный энергетик с 1934 года, он при любых обстоятельствах обеспечивал жизнеспособность порта. Незаменимым помощником ему был Н. А. М орозов. Я не оговорился, именно незамени­ мым. Ему единственному бы­ ло известно, где проложена подземная паутина магистра лей. Он’ быстро устранял по­ вреждения, перекрывая поток воды или пара. В это трудно поверить сейчас, но тогда за М орозова боялись, чтобы с ним ничего не случилось, ведь планов-схем коммуникаций но было, все он держал в голо­ ве. Вместе с ним грудную вах­ ту несли слесарь-паропровод- чик К. С. Борзый, электрик С. Н. Кузнецов, П. А. Шанин и другие. Немало людей вынесли из обвалов, пожарищ девушки из медико-санитарной коман­ ды Л. И. Спирова (Королева), В. А. Копаева, И. В. Белоусо­ ва (Вейс), Г. С. Ш евкун, Т. Ф. Махотина, А. Т. Курило (Куз­ нецова), впоследствии она так ж е бесстрашно сражалась в одном из партизанских от­ рядов Заполярья. В эту лихую годину душой коллектива был начальник порта Константин Андреевич Соболев, в котором бесстра­ шие совмещалось с огромным вниманием, заботой к людям. В трудную минуту он работал и грузчиком, помогал людям и словом и делом. Он поль­ зовался огромной любовью портовиков. В решениях был справедлив, суров к разгиль­ дяям. Война нанесла не только материальный ущерб. 60 пор­ товиков погибло на своих трудовых постах. Героически отдали свои жизни за Роди­ ну медик А. С. Турова, свя­ зист А. Баскова, бойцы- пожарники М. А. Евдоки­ мов, Бородин, Ф . Кузнецов, Н. С. Сергеев и другие. Закономерно, что за достиг­ нутые трудовые успехи в бое­ вой обстановке коллектив пор­ товиков не раз награждался переходящими Красными зна­ менами Наркомата рыбной промышленности и ВЦСПС. М ногие портовики были удос­ тоены правительственных наг­ рад. ПРОДОЛЖАЯ СЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ После победы над фашиз­ мом потребовались новые, бо­ лее высокие темпы восстаиоа- ления народного хозяйства. И первой это поняла бригада Л. М. Митрониной. Деауш кч нашли новые методы расста­ новки членов бригады в трю ­ ме. В результате план 1951 года портовики выполнили на 105,6 процента, о последую ­ щем постоянно перекрывали эту цифру. Стахановская рабо­ та позволила в пять раз уве­ личить досрочную обработку судов, сэкономить около двух тысяч судо-часов. В 60-х годах стахановскую эстафету приняла Валя Чер­ номор. Девуш ки ее бригады Анна Худякова, Танзиля Гафу­ рова, Анна Каштаева, Клавдия Серебрянская, Елизавета Квас- кова творили буквально чуде­ са, обрабатывая суда с боль­ шим перевыполнением н^рм. И в дальнейшем другие бригады, руководимые Т. И. Перминовой, Е. И. Барышни­ ковой, другими докерами, стремились высоко нести слав­ ные трудовые традиции. А. ХРАПОВИЦКИЙ. ВЗГЛЯД ВБУДУЩЕЕ Уш ли в прошлое времена, когда ж урн ал и сты с восторгом писали о вы м ы ты х до ян тарн о­ го блеска прйчалах. Но к а к бы там ни было, и сегодня приятно пройти по п о скр и п ы ­ вающ им доскам , ощ ути ть ко н ­ центрированны й, настоянны й на дереве и • м о р с к о й ' соли запах .старого порта. , . * — В будущей пятилетке пла­ нируем полностью одеть пр и ­ чалы в железобетон, -— рас­ сказы вает главны й инж енер порта В. Н. БОРИСОВ. — Бу­ дет реконструирована и вся территория угольнОй базы, неф тепирса. В нашем тради­ ционном центре, первом грузо­ вом районе, вы растет девяти­ этаж ное здание, где разм естят­ ся управление порта и службы М урм анского ры б акколхозсою - за. Уже сейчас строим и на­ деемся до конца года протя­ нуть с ю га водопровод. Это по­ зволит цеху по переработке креве тки вы йти на полную мощность. Развитие порта, всех нахо­ дящ ихся здесь предприятий рыбной промыш ленности, и, пож алуй, М урм анска, т г* взаимосвязано. Планы (Г . шие: строительство заводачч ^ > производству хи ти за на —• сы ­ рья для хим ической пром ыш ­ ленности, цеха междурейсового ремонта СРЗ-1, ж естянобаноч­ ного завода, нового тарного комбината... У никальны м по своему объ­ ему и вы полняемым задачам ком плексом м ож но назвать со- временный порт. Не мудрено, что докеры только второго его района, а не всего коллектива, на равны х соревную тся с кол­ легами из П рибалтики. Весной этого года бригада под- руководством А. В. Нови­ кова померилась силами с до­ керам и К алининградского пор­ та. А натолий В икторович Но­ виков был обиж ен на со­ перников по соревнованию. Мол, поставили нас в не­ равны е условия. Что ж , навер­ ное, кали нинград цы сделапи себе с ки д ку , учи ты вая труд­ ности, которы е постоянно пр и ­ ходится преодолевать м урм ан­ чанам... Требующ их решения вопросов координации дейст­ вий всех см еж ников рыбаков еще очень много. — Думая о путя х повышения производительности труда, поделился своими мыслями меститель начальника треть. района порта А. И. КОПЫТОь, — мы попробуем уж е в этог* месяце создать на нефтебазе специализированны е бригады, изм енить систему материаль­ ного поощ рения передовиков. В дальнейшем, освоив см еж ­ ные специальности, м ож но бу­ дет сокра ти ть численность ра­ ботающ их. Конечно, при усло­ вии вы сокого качества всех вы­ полняемы х операций. П ерспективы развития пор­ та напрям ую зависят от его энерговооруж енности. Новые промыш ленны е предприятия потребую т д вукратно го увели­ чения мощностей котельной, р е ко н стр укц и и тепловы х сетей. — Молодые люди к а к долж­ ное приним аю т нынешние м асш табы строительства, ко ­ торы е их отцам и дедам и не снились, — рассуж дает один из старейш их работников пор­ та, главны й эн е р ге ткч С. И. ДЕГТЯРЕВ. — Т ак у; должно бьь-*ь. Главное —- чтобы кан должное приним алась и ответ­ ственность за завтраш ний день порта. В .этом году на территории главного причала города вой­ д ут в строй совмещ енные скла­ ды под карто н н ую тару, очист­ ные сооруж ения, которы е по­ зволят тщательнее следить за чистотой вод Кольского зали­ ва, строится железнодорожная ветка на участие разделки от­ сл уж и вш и х свой ср о к судов на металлолом, разработан проект новой АТС на 4 ты сячи номе­ ров.- Впереди — работы по контейнеризации всех грузов при обработке судов. «...Находятся нередко скеп­ т и ки , которы е говорят: где уж там нам на м ного лет рассчи­ ты вать, дай бог сделать и то, что н уж н о сейчас. Товарищи, н у ж н о ум еть соединясь и то, и другое, нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительны й период и на серь­ езны й успех...» — сказал на V III Всероссийском съезде Со­ ветов В. И. Ленин. На своем 51-м году развития орденонос­ ны й колл екти в М урманского м орского ры бного порта не имеет права не рассчитывать на успех. В. ГЕОРГИ, 1 инш IS84года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz