Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Наверное, любой из мурм анчан, проезжая или проходя по централь­ ной площади нашего города — пло­ щади Советской Конституции, не­ пременно задается вопросом: ногда ж е закончат строительство ДМО и уберут забор? Когда ж е, нанонец, площадь станет воистину площадью и перестанет быть строительной пло­ щадкой? И вообще, нак идут дела там, за глухим забором? Все ли в порядке? Всего ли в достатке? Обо всем этом и рассказы вает се­ годня бригадир ком плексной б рига­ ды СМУ-1 треста «М урм анскпром- строй», опы тны й строитель, кавалер ордена Трудового Красного Знамени Александр Васильевич Пешно. Снижать затраты Слово —передовику Жаркая пора Сейчас на нашей стройке не очень веселое время — отстаем мы по освоению ка­ питаловложений. И доволь­ но существенно отстаем. Примерно в 100 тысяч руб­ лей измеряется наш долг. Как идут на строительстве дела? В целом довольно не­ плохо идут. На верхних эта­ жах полным ходом движутся работы по отделке жилых помещений. Преображается и благо устраивается пищеблок. Здесь скоро начнется мон­ таж торгового оборудования. Что, не вяжется все это с суммой долга? Попробую объяснить. Бригада, которую я воз­ главляю, является генпод­ рядчиком на строительстве ДМО. И кроме нас здесь же трудятся еще 14 субподряд­ ных организаций. Работаем мы по принципу рабочей эс­ тафеты, то есть стараемся без задержек подготовить друг для друга фронт работ. Конечно, не обходится без неувязок и трудностей, но мы пытаемся разрешить все возникающие проблемы в рабочем порядке, не давая им разрастись и усложнить­ ся. Раз в неделю собирается совет бригадиров, в который входят представители ото всех строительных организаций. Нам, пятнадцати разным подразделениям, наверное, трудно было бы ужиться под одной крышей ДМО, но мы работаем в полном контакте потому, что эта общая строй­ ка для нас не первая. Вмес­ те строили многие объекты для рыбной промышленности — второй коптильный и кон­ сервный заводы, завод мед- жнра, громадный холодиль­ ник вместимостью 15 тысяч тонн на южных причалах рыбного порта. И вот те­ перь, — ДМО. Мы знаем друг друга не только в лицо, знаем-, кто как работает. Поэтому я всегда радуюсь, когда узнаю, что напарником у пас бу­ дет, к примеру, бригада от­ делочников из СУ-5. Ее ру­ ководитель Г. А. Рогачев- ский, заслуженный строи­ тель РСФСР, не только сам отлично работает, но и дру­ гим спать не дает. Легко и приятно трудиться с кол­ лективом столяров, которым руководит В. Соколов того же управления, с бригадами В. Б. Леванидова треста «Севзапэлектромонтаж» и А. В. Шумилова треста «Лифтмонтаж». И Леванидов, и Шумилов идут с опереже­ нием графика, да и качество работ у них отменное. За нами, как за генпод­ рядчиком, не было пока ни одной задержки, а это тоже много значит — вовремя подготовить площадку для смежника. Ну а сейчас самое время для вопроса: что же это вы так хорошо работаете, а от­ ставание не уменьшается, а растет? Попытаюсь пояснить. Дело в том, что сейчас, когда основные строитель­ ные работы сделаны и наша бригада заканчивает монти­ ровку подвесных потолков, главное слово остается за отделочниками, то есТь за СУ-5, Но это СУ-5 может сейчас похвастаться разве что опытными рабочими, ма­ стерами своего дела, но ни­ как не темпами самих работ. Конечно, они ведут отдел­ ку внутри здания. Заканчи­ вают штукатурные, начина­ ют малярные работы. Но это все мелочи. Главное сей­ час — фасад. Лето, са­ мое время приступать к от­ делке «лица» ДМО, а дела стоят. Нет щитов для строи­ тельных лесов, и рабочие не могут начать работу. А работа предстоит ох какая трудоемкая: штукатурка с добавлением декоративной мраморной крошки. Страшно, упустим золотое летнее время, а с холодами этих работ не поднять... Или другое: привезли паркет для настилки полов, а масти­ ку не поставили. Снова сто­ им. Нет гранита для отдел­ ки вестибюля, алюминия для подвесных потолков. Так что мы конструкции смонтирова­ ли, а у отделочников опять вынужденный простой. Вот долг отсюда-то и на­ бегает. Работы все дорого­ стоящие. Планироваться планируются, но не выпол­ няются. Или другое. Возьмем раствор, тот, что у каждого на языке, как только разго­ вор о стройке заходит. Нам его поставляет комбинат строительных конструкций. И как поставляет... Ждем машины в 9, а приходят в 12 часов. Люди ждут, нерв­ ничают, теряется рабочий ритм. Приходится ■строите­ лей гонять с места на мес­ то. Моей-то бригаде еще не так припекает, мы с раство­ ром немного работаем, а вот те же бригады из СУ-5... Они машин по 10 раствора в день перелопачивают! В социалистических обя­ зательствах области есть та­ кой пункт: закончить строи­ тельство ДМО к 20 декабря 1984 года.' Ни одного сом­ нения в том, что обязатель­ ства эти выполним, не воз­ никло бы — такой настрой у рабочих. Но поставки... Если СУ-5 быстрее закон­ чит отделку фасада, то мы сможем приступить к благо­ устройству территории: ук­ ладывать бетонные плиты, ставить поребрики, зали­ вать асфальт. Это ведь то­ же сугубо летние работы. А лето у нас в Заполярье, са­ ми знаете, короткое. А пока к фасаду еще не приступали... А. ПЕШКО, бригадир СМУ-1 треста «М урмансш ром с т р о й», председатель совета брига­ диров. НА ГОЛУБЫХ НИВАХ Кольское форелевое хо­ зяйство. Так называют рыбо­ завод «Имандра» и садково­ понтонный комплекс, что расположен на одноименном озере в губе Молочная. На предприятии выращиваются сеголетки, а в губе, на тер­ мальных водах Кольской атомной электростанции, их доращивают в садках. Более 8 тысяч килограм­ мов радужной форели было реализовано с начала года в торговую сеть с голубой ни­ вы этого хозяйства. А в тре­ тьем квартале «царской» ры­ бы поступит в магазины еще 77 тысяч штук, которая сей­ час доращивается. Но и это еще не все. В садках находится 470 тысяч штук молоди, чуть меньше половины которой будет вы­ пущено во внутренние водое­ мы системы Пиренгских озер. Кроме того, с начала года на рыбозавода получено бо­ лее двух . миллионов личинок сига, большая часть которых передана обществу охотни­ ков и рыболовов для зарыб­ ления внутренних водоемов области, остальные запущены в пруды на доращивание с целью пополнения запасов озера Имандра жизнестойкой молодью. Хозяйство постоянно уве­ личивает производство товар­ ной форели. Если в 1981 го­ ду ее было произведено 9,4 тонны, в 1983 — 21,4, то в этом ожидается уже 23 тон­ ны. Интенсивно выращивается молодь. Если несколько лет назад в начале июня личинки были одного грамма, сейчас — 2,7, а средняя навеска то­ варной форели возросла на 21 грамм. Чем же вызван такой рост? Два года назад в бассейнах воду начали подогревать, стимулируя созревание икры. Теперь личинки проклевыва­ ются на три-четыре месяца раньше, чем в обычных ус­ ловиях. Естественно, количе­ ство сеголеток возросло, а коли так, то стало возможным создание так называемого ремонтно-маточного стада. В настоящее время рыбозавод не только самообеспечивается икрой форели, но и продает ее в другие хозяйства, к примеру, в Ленинградскую область. Создание ремонтно-маточ- ного стада, соответственно сведение на нет затрат на приобретение посадочного ма­ териала, уменьшение транс­ портных расходов позволили снизить себестоимость товар­ ной форели почти на 9 про­ центов ниже плановой цифры. Конечно, при отсутствии достаточного количества вы­ ростных площадей — это, безусловно, успех. Однако без помощи науки он едва ли стал бы возможен. Лаборато­ рия марикультуры ПИНРО да­ ла рекомендации по созданию, выращиванию и содержанию маточного стада. Сейчас спе­ циалисты этой лаборатории ведут селекционные работы, чтобы уже на ранних стади­ ях отобрать элитную молодь. В свою очередь, лаборатория внутренних водоемов инсти­ тута занимается созданием стада сигов, выращенных на заводе. Уже получено около 400 тысяч икринок. Интерес­ но, что из этой икры выход личинок выше, чем от икры так называемых «диких» сигов. Но, разумеется, основные хлопоты ложатся на коллек­ тив форелевого хозяйства. Здесь трудятся люди, глубо­ ко преданные своему делу, во главе с директором рыбо­ завода П. В. Нееловым. Вы­ сокопрофессиональное ма- > стерство старшего ихтиолога В. И. Наумовой, рыбовода И. В. Низовцевой, старшего мастера форелевого участка В. В. Тереховой, рабочих Г. А. Денисовой, М. И. Тихоновой. Мастером на все руки зов/т технорука А. ф. Кравчука. Он стал одним из инициаторов установки четырех дегазато­ ров, с помощью которых бы­ ли сведены на нет пузырь­ ковые заболевания форели. Сейчас у коллектива горя­ чие дни. Повысилась темпе­ ратура воды в губе Молоч­ ной (все-таки хоть какое лето в Заполярье, а вода в озере нагревается, к тому же дают о себе знать термаль­ ные воды). И, дабы избежать гибели молоди, весь садково­ понтонный комплекс перево зится в более прохладную губу — Камку, она находится в нескольких километрах. ' Г* Но не только настоящее есть у коллектива, но и буду­ щее. Второй год идет строи­ тельство первой очереди фо­ релевого хозяйства, в 1985 году намечается его оконча­ ние. После ввода в эксплуа­ тацию производство товар­ ной форели возрастет до 50 тонн в год. А пока уже воз­ веден нулевой цикл всех зд* ний и сооружений. Тем вре­ менем Петрозаводский инстй тут «СеврыбНИИпроект» раз­ рабатывает вторую очередь хозяйства. После пуска ее в строй 100 тони форели будут ежегодно отправляться на на родный стол. Г. КОЖИН, главный рыбовод объеди­ нения «Мурманрыбпром». Береги свое «Нет транспортного реф­ рижератора, который до­ ставлял бы меньше хлопот отделу снабжения». Ладно, если бы слова эти, сказанные заместите­ лем начальника отдела ма­ териально-технического снаб­ жения «Севрыбхолодфлота» В. Ф. Ковалевым, относи­ лись к более илц менее но­ вому судну, на котором еще не успели пообноситься уз­ лы и механизмы. Но в том- то и дело, что речь шла о ТР «Иркутск», который про­ служил флоту более четвер­ ти века. За это время лю­ бое другое судно обычно превращается в плавучие руины. А тут—на тебе. 26 лет в строю — да ещр ни­ каких особых хлопот. Все это выглядело бы преуве­ личением, если бы в тот мо­ мент, когда мы беседовали, ТР «Иркутск» не отправлял­ ся в очередной рейс с эки­ пажем, который за судно вполне спокоен — «Ир­ кутск» не подведет. Как не подводил транспорт все эти годы. Не потому, разумеет­ ся, что сделан он из какого- то особого металла. Нет... Транспортный рефриже­ ратор «Иркутск» в 1957 году был передан Минрыб- хозу СССР и направлен к нам, в Северный рыбопро­ мышленный бассейн, в объ­ единение «Мурмансельдь» (ныне '«Мурманрыбпром»). Транспорт имел дизель-элек- трическую энергетическую установку. По тем време­ нам для механиков «дико- А ДЕЛО ik>- винка», освоить которую по­ требовалось время. Большую помощь в атом оказал «пат­ риарх» электромехаников на Северном бассейне Р. О. Слозин, который принимал «Иркутск» от судостроите­ лей и перегонял его в Мур­ манск. Поначалу судно использо­ вали как плавбазу, которых очень не хватало. Ну а когда резко ухудшился про­ мысел донных пород рыб в Баренцевом море и крупно- тоннажный флот прочно обо­ сновался в отдаленных рай­ онах Северо-Западной Ат­ лантики, экипаж «Иркут­ ска» принимал мороженую рыбу с промысловых трау­ леров и перевозил ее в порт. В первом транспортном рейсе экипаж судна под командованием Ф. И. Чер­ нявского обработал восемь больших морозильных трау­ леров, которые, таким обра­ зом, продлили свое пребыва­ ние на промысле почти на 70 суток и за это время выработали дополнительно более 1,5 тысячи тонн рыбо­ продукции. Этим рейсом коллектив ТР «Иркутск» положил начало новой весь­ ма прогрессивной и эконо­ мически выгодной формы организации промысла. С созданием приемотран­ спортного и рефрижератор­ ного флота «Иркутск» вмес­ те со всеми плавбазами и транспортами вошел в со­ став «Севрыбхолодфлота». За все время работы тран­ спорт доставил в порт с промысловых судов пример­ но миллион (!) тонн мороже­ ной продукции. Чтобы отгру­ зить такое количество рыбы, потребовалось 16 тысяч ва­ гонов. А ведь «Иркутск» доставлял на промысел еще и попутные грузы самого различного назначения. Одним словом, нагрузок и испытаний на долю тран­ спорта выпало немало. II тем не менее по своему техническому состоянию суд­ но-ветеран может дать фору многим транспортам, кото­ рые «возрастом» ему не чета. У нынешнего главного ме­ ханика транспорта Василия Дмитриевича Чебыкина уди­ вительная память на имена. — Одним из первьщ- на «Иркутске» возглавлял* ме­ ханико-судовую службу Вла­ димир Иванович Вишнев­ ский, — рассказывает oify — Потом — Василий Дмит­ риевич Тверитин. Они, мож­ но сказать, своим исключи­ тельным вниманием л забо­ той о судне и положили на» чало тому долгому дут:?. Который предстояло пройти ТР «Иркутск», 29 июня 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz