Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.

• МУРМАНСКОМУ РЫБНОМУ ПОРТУ-50 ЛЕТ • 1925 год. На заседании рыб­ ной секции ВСНХ СССР было принято постановление о на­ чале строительства тралбазы в Мурманске. 1926 год. Рабочие М урман­ ской конторы «Севгосрыб- трест» забили первые сеаи причалов у Варничного мыса. 1927 год. 7 ноября у мыса Варничный состоялось торже ственное открытие траловой базы, а 29 «оябрл на заседа­ нии бюро партийной органи­ зации был решен вопрос о создании * рыбном порту пар­ тийной ячейки. К »тому шре- мени относится создание профсоюзной и комсомоль­ ской организаций порта (трал­ базы). 1932 год. Получены первые буксиры «Портовик», «Норд- Евст». Тогда же пришли пер­ вые отечественные автомоби­ ли «АМО-3», стационарные геенточные транспортеры. С их помощью значительно ускори­ лась доставка рыбы от прича­ лов в обрабатывающие и по- сольные цехи. 1934 год. 3 июня согласно гриказу Государственного ры­ бопромышленного треста «Мурманрыба» порт стал са­ мостоятельным предприятием, отделившись от тралбазы. 1937 год. 7 июня предприя тию присвоены права м ор­ ского рыбного порта первого разряда. 1941 год. В первой полови­ не года н» Мурманский м ор­ ской рыбный порт базирова лись более 70 промысловых траулеров, другие промыс­ ловые суда, (вспомогательные буксиры и к-атера. Грузовой оборот порта достиг 600 ты­ сяч тонн в год. 1946 год. Достигнут* довоен­ ный показатель по общему грузообороту. 1948 год. Коллектив вклю ­ чился во Всесоюзное социа­ листическое соревнование за скоростную обработку про­ мысловых судов. Середина 50-х годов. Д о ке ­ ры порта первыми в отрасли стали применять портальные краны. 1961 год. В порту была по­ строена и испытана опытная vc,.-ьовка для пневматической гы -рузки свежей и соленой рыбы из трюмов траулеров. Ш ирокое внедрение механи­ зации и более созершениой тбхнологии позволило уско рить обработку новых типов судов. 1965 год. чЗаканчивается строительство льдозавода в комплексе с соляным скла­ дом емкостью, превышающей (ООО тонн. 1966 год. 7 июля Указом Президиума Верховного Сове та СССР М урманский морской рыбный порт за досрочное выполнение семилетнего пла­ на, достижение высоких пока зателей по производительное ти труда и внедрение механи­ зации погрузочно разгрузоч- \ ных работ награжден орде ном Ленина. 1966— 1975 гг. В течение зтих лет в порту построй ны новый грузовой район с причалами, оснащенными со­ временными вы еокопроизю дительными портальными кра­ нами, сортировочная станция с разветвленной сетью желез нодорожных путей. Вступила а строй котельная с тепло трассой, позволив обеспечить паром и горячей водой все береговые предприятия. НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ В КАНУН ЮБИЛЕЯ гостем редакции был начальник М урманского ордена Ленина м орского рыбного порта В. В. КУСКОВ. В числе первых во­ просов, заданных Валерию Васильевичу, был и такой: «Как ■ы лично оцениваете свою ра­ боту в коллективе!» — С Мурманским ордено­ носным коллективом меня связывают без малого пол­ тора десятка лет работы. Ес­ тественно, что больше всего до прошлого года, пока не назначили начальником пор­ та, общался с докерами вто­ рого грузового района: здесь свыше пяти лет возглавлял коллектив района. И тем горжусь. Ведь это производ­ ственное подразделение — •ровесник восьмой пятилетки. Тут совершенные средства ш и х эксплуатац и он ни кам в ка ­ нун 10-й годовщ ины Великого О ктября первы е причалы М ур­ м анской тралбазы. — На стендах выставки, развернутой в честь 50-ле­ тия порта, есть фотографии, планшеты с именами пер­ вых портовиков. Им отдано должное и в очерках «Глав­ ный причал», выпущенных Мурманским книжным изда­ тельством к полувековому юбилею. Это — первый на­ чальник порта, коммунист с 1920 года Михаил Иванович Маркелов; * один из первых инженеров с высшим обра­ зованием и поныне работаю­ щий у нас главным энерге­ тиком Сергей Иванович Дег­ тярев; отдавший всю свою сознательную жизнь люби­ мому делу железнодорожник Измаил Аюповнч Сулякаев; что самые элементарные бы­ товые условия, повсемест­ ный ручной труд, возмож­ ность купить котелок кар­ тошки на рынке по далеко не регулируемой цене счи­ талось благом в сравнении с грозными годами войны. — Д остигнуты е пред прияти­ ем в тот период его деятель­ ности успехи стали возм ож ны ­ ми благодаря передовикам и новаторам производства. Имен­ но эти люди не просто продол, ж али, но и приум нож али слав­ ные традиции портовиков. И х дела видны и в сегод няш них трудовы х буднях. — И не просто продол­ жаются. Сегодня в числе портовиков есть застрельщи­ ки славных дел первого пос­ левоенного десятилетия. Они по-прежнему трудятся в порту, являясь примером на­ дежности, последовательное- на п т созидания механизации, глубоководные причалы для обработки круп­ нотоннажных судов, впервые организованные и теперь повсеместно задействованные укрупненные комплексные бригады. Одна из них — комеомольско - молодежная УКВ Л"> 7 во главе с ком­ мунистом В. С. Сайфгалне- вым за победу во Всесоюз­ ном социалистическом со­ ревновании награждена дека­ ду назад переходящим Крас­ ным знаменем ЦК ВЛКСМ, как раз в канун полувеково­ го юбилея порта. — Иными словами, годы становления этого ведущего в порту подразделения связаны с ре ко нструкцией стары х п р и ­ чалов и строительством новой причальной линии с грузовы - ми эстакадами, асф альтирован­ ными и ж елезнодорож ными подъездными путям и, передо* вой технологией. — Это так. Да и все на­ ше береговое предприятие — детище курса партии па ин­ дустриализацию Советской страны. В том как раз И за­ ключено своеобразие главно­ го рыбацкого причала на Мурмане. Первые црпчалы были построены еще в ка­ нун первой пятилетки. А за ее годы бывшая «Контора берегового обслуживания» Мурманской тралбазы стала первым в Заполярье спецна- . лизировапным морским рыб­ ным портом. Мы гордимся тем. что со­ здание Мурманского рыбного порта по сути дела совпало с работой в январе 1934 го­ да XVII партийного съезда, делегаты которого говорили о возникновении новых -от­ раслей социалистического производства. Именно в соответствии с требованиями XVII съезда ВКП(б) вопросы повышения благосостояния, улучшения условий труда портовиков, его качественно новой меха­ низации во второй пятилет­ ке были взяты под контроль ЦК' ВКИ(б) в соответствии с решениями съезда. И не случайно, что наш порт, приказ о создании которого был подписан 3 июня 1934 года, на основе широкого применения механизации, новых стахановских методов труда и, конечно are. преж­ де” всего благодаря небыва­ лому энтузиазму его рабо­ чих, техников, служащих и первых инженеров в пред­ военном году перерабатывал около 600 тысяч тонн гру зов. Это немногим меньше трети нынешнего годового плана, — История сохранила имена энтузиастов — тех, нто про­ должил славные традиции удар­ ной работы строителей, сдав­ удариик первых пятилеток шофер, а затем начальник автогаража Александр Гав­ рилович Саницкнй; лучший специалист по обслуживанию рыбоперегружателей (стел- лннгов) Василий Кузьмич Левчук; бригадир грузчиков Петр Васильевич Сучков; первый строитель, ныне ра­ ботник цеха -обслуживания Абдулла Исхакович Кипча- тов. — Им енно эти люди и соста­ вили ко с тя к сокративш егося ( началом Великой О течествен­ ной войны в несколько раз коллектива портовиков, — Естественно. Но вмес­ те с ними в условиях при­ фронтового города, не счи­ таясь со временем, без скидки на военный быт и нужду, все годы войны тру­ дились женщины. Портович- ки Батурина, Великанова, Кузнецова, Худякова и мно­ гие другие, чьи имена не сохранились в строгих по-во­ енному документах. Даже нормы военного времени они выполняли на 120 н более процентов! Не умаляя достоинств других портовиков, все же следует признать, что тру­ женицы порта внесли основ­ ной вклад в высокую оцен­ ку труда всего коллектива: в годы войны за достижение высоких показателей порт неоднократно. награждался переходящим Красныд* зна­ менем Наркомата рыбной промышленности СССР и ВЦСПС. — Ф аш исты за время войны причинили огром ны й ущерб М урм анску и его рыбном у порту. В послевоенный период портовикам приш лось реш ать - не только сл о ж н ую задачу восстановления своего пред­ приятия, но и поставленную правительством задачу нара­ щ ивания мощностей всех служ б берегового предприятия. — Эта задача усложня­ лась еще и тем, что порт закладывался и является до . наших дней базой рыбообра­ батывающих, судоремонтных, перерабатывающих, тарных предприятий и цехов рыбно­ го Мурмана. Следовательно, от работы портовиков вави- село восстановление', скажем, не только собственной энер­ гетической базы, по и снаб­ жение электроэнергией, во­ дой, теплом наших предприя- тий-смежииков. А что являл собою порт в 1945 году, можно представить из публи­ куемых сегодня газетой вос­ поминаний одного из ветера­ нов порта Алексея Андрее­ вича Попкова. Добавлю еще воспоминание бригадира первых послевоенных лег Анны Ивановны Ходяковой. Она, в частности, отмечала. ти, новаторства для всех нас. Это бригадир электриков первой бригады коммунисти­ ческого труда Николай Пав­ лович Бутусов; участники войны — слесарь первого района Владимир Иванович Кичнев, групповой механик портового флота Александр Андреевич Воронов; брига­ диры портовых рабочих Ни­ колай Иванович Гринак, Ев­ докия Ивановна Барышки- на. — По сути дела, в каж дом из 14 подразделений порта есть ветераны и молодые пр о­ должатели их славны х дел. Но порт имеет основные и вспо­ могательные производственны е подразделения. — Этот вывод вытекает из содержания нашего с ва­ ми разговора. В числе глав­ ных подразделений я неод­ нократно называл коллекти­ вы грузовых районов: они — основа всего производствен­ ного процесса. .Многое в ка­ чественной и высокоэффек­ тивной обработке судов за­ висит и от слаженной работы портовских железнодорожни­ ков, энергетиков, работников цехов обслуживания и меха­ низации. Впрочем, общий наш успех зависит от каждо­ го подразделения и управле­ ния порта. Однако при веем том Мурманский рыбный порт не имеет аналогов среди ры­ бацких причалов страны. В его многочисленном коллек­ тиве работают моряки порто­ вого флота, имеется своя плавмастерская «Кольская». На сегодня коллектив нор- тофлота объединяет четвер­ тую часть портовиков. Четвертую часть промыш­ ленного персонала порта со­ ставляют моряки и работни­ ки флота. 10 экипажей яв­ ляются коллективами комму­ нистического труда, о0 про­ центов работников флота — ударники коммунистиче­ ского труда. Экипажи судов вносят свой достойный вклад в выполнение плана и социа­ листических обязательств 1984 года и пятилетки в це­ лом. В авангарде социалис­ тического соревнования идут экипажи буксирных тепло­ ходов «Урай» (капитан A. t'. Лысенко), «Руслан» (капи­ тан В. Л. Семенов), танкера «Аятикайнен» (капитан Л. А. Пахомов), сборщика льяль- ных вод «Штиль» (капитан А. Ф. Салтынскнй) и многие другие команды судов. Пять экипажей носят зва­ ние высокой культуры про­ изводства. На сегодняшний день 31 экипаж выполнил план четырех лет пятилет­ ки. Той в соревновании за­ дают коммунисты и ветера­ ны порта. В их числе — ка­ питаны Владимир Николае­ вич Данилов, Анатолий Ни­ колаевич Коротков, старший механик Всеволод Алексее­ вич Ивинский, боцманы Илья Степанович Докукин, Генна­ дий Васильевич Тебеньков, донкерман Иван Федорович Швайка, электрик Яков Ми­ хайлович Потапенко, повар Нина Федоровна Горлова — В ТОМ, ЧТО порт Д |НИ-'«Ч- но, 28 -марта, справился ср уз!р - тальным планом общего (к/ЭО- оборота, а сегодня работает над завершением плана пер­ вой декады ию ня, есть внлад каж д ого производственного подразделения, рабочих, ИТР и сл уж ащ и х предприятия. Но есть и свои лидеры в каждом коллективе. — Их имена названы при подведений итогов предмай­ ского социалистического со­ ревнования. Эти же коллек­ тивы и портовики лидирова­ ли и на ударной трудовой вахте в честь 50-летия свое­ го предприятия. В их числе — докеры укрупненных ком­ плексных бригад Л1® 35 пер­ вого грузового района (брига­ дир Василий Иванович Смир­ нов), № 20 второго района (бригадир Петр Михайлович Жолтов), коллективы третье го района (начальник А. В. Легонган. секретарь партбю­ ро А. И. Беляев, председа­ тель цехкома А. С. Ши нов комсорг Павел Суслов)|(0 ”, внгащюнной камеры (о..„.> Чалаев, А. Г. Каск, Е. Л. Ульянова. Нина Михайло­ ва). автоматической теле­ фонной станции (П. М. Ни­ колаев, А. Н. Кудряшов, Ольга Мошкова). В праздничном приказе названы десятки имен тех рабочих, инженеров, техшг- ков и служащих, кто стал победителем предъюбилейно­ го социалистического сорев­ нования. Всем им, разумеет­ ся, мы говорим большое спа­ сибо за их самоотверженный труд и плодотворную обще­ ственную работу! Они отме­ чены на прошедших в цехах торжественных собраниях. Лучшие из лучших будут поощрены сегодня и завтра на общепортовских торжест­ вах, посвященных 50-летшо нашего предприятия. Но наш коллектив, я уве­ рен в этом, хорошо понима­ ет и осозцает еще. не решен­ ные задачи. Это, прежде все­ го , высокоинтепеивная и ; ка­ чественная переработка гру­ зов промысловых и транс­ портных флотов. Наведение настоящего порядка с дис­ циплиной, решение пробдеи с механизацией труда доке­ ров; это задачи улучшения работы общежитий, организа­ ции досуга портовиков и ак­ тивизации работы всех на­ ших общественных организа­ ций. — Полагаем, что к поздрав­ лениям редакции с полувеко­ вым юбилеем М урм анского ор­ дена Ленина м орского рыбно­ го порта присоединятся кол­ л е кти вы всех ваш их предприя- ти й -см е ж ккн о в, все наши чи­ татели еженедельника. I ИЮНЯ года ■ д я я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz