Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.
• МУРМАНСКОМУ РЫБНОМУ ПОРТУ-50 ЛЕТ • 1925 год. На заседании рыб ной секции ВСНХ СССР было принято постановление о на чале строительства тралбазы в Мурманске. 1926 год. Рабочие М урман ской конторы «Севгосрыб- трест» забили первые сеаи причалов у Варничного мыса. 1927 год. 7 ноября у мыса Варничный состоялось торже ственное открытие траловой базы, а 29 «оябрл на заседа нии бюро партийной органи зации был решен вопрос о создании * рыбном порту пар тийной ячейки. К »тому шре- мени относится создание профсоюзной и комсомоль ской организаций порта (трал базы). 1932 год. Получены первые буксиры «Портовик», «Норд- Евст». Тогда же пришли пер вые отечественные автомоби ли «АМО-3», стационарные геенточные транспортеры. С их помощью значительно ускори лась доставка рыбы от прича лов в обрабатывающие и по- сольные цехи. 1934 год. 3 июня согласно гриказу Государственного ры бопромышленного треста «Мурманрыба» порт стал са мостоятельным предприятием, отделившись от тралбазы. 1937 год. 7 июня предприя тию присвоены права м ор ского рыбного порта первого разряда. 1941 год. В первой полови не года н» Мурманский м ор ской рыбный порт базирова лись более 70 промысловых траулеров, другие промыс ловые суда, (вспомогательные буксиры и к-атера. Грузовой оборот порта достиг 600 ты сяч тонн в год. 1946 год. Достигнут* довоен ный показатель по общему грузообороту. 1948 год. Коллектив вклю чился во Всесоюзное социа листическое соревнование за скоростную обработку про мысловых судов. Середина 50-х годов. Д о ке ры порта первыми в отрасли стали применять портальные краны. 1961 год. В порту была по строена и испытана опытная vc,.-ьовка для пневматической гы -рузки свежей и соленой рыбы из трюмов траулеров. Ш ирокое внедрение механи зации и более созершениой тбхнологии позволило уско рить обработку новых типов судов. 1965 год. чЗаканчивается строительство льдозавода в комплексе с соляным скла дом емкостью, превышающей (ООО тонн. 1966 год. 7 июля Указом Президиума Верховного Сове та СССР М урманский морской рыбный порт за досрочное выполнение семилетнего пла на, достижение высоких пока зателей по производительное ти труда и внедрение механи зации погрузочно разгрузоч- \ ных работ награжден орде ном Ленина. 1966— 1975 гг. В течение зтих лет в порту построй ны новый грузовой район с причалами, оснащенными со временными вы еокопроизю дительными портальными кра нами, сортировочная станция с разветвленной сетью желез нодорожных путей. Вступила а строй котельная с тепло трассой, позволив обеспечить паром и горячей водой все береговые предприятия. НАКАНУНЕ ЮБИЛЕЯ В КАНУН ЮБИЛЕЯ гостем редакции был начальник М урманского ордена Ленина м орского рыбного порта В. В. КУСКОВ. В числе первых во просов, заданных Валерию Васильевичу, был и такой: «Как ■ы лично оцениваете свою ра боту в коллективе!» — С Мурманским ордено носным коллективом меня связывают без малого пол тора десятка лет работы. Ес тественно, что больше всего до прошлого года, пока не назначили начальником пор та, общался с докерами вто рого грузового района: здесь свыше пяти лет возглавлял коллектив района. И тем горжусь. Ведь это производ ственное подразделение — •ровесник восьмой пятилетки. Тут совершенные средства ш и х эксплуатац и он ни кам в ка нун 10-й годовщ ины Великого О ктября первы е причалы М ур м анской тралбазы. — На стендах выставки, развернутой в честь 50-ле тия порта, есть фотографии, планшеты с именами пер вых портовиков. Им отдано должное и в очерках «Глав ный причал», выпущенных Мурманским книжным изда тельством к полувековому юбилею. Это — первый на чальник порта, коммунист с 1920 года Михаил Иванович Маркелов; * один из первых инженеров с высшим обра зованием и поныне работаю щий у нас главным энерге тиком Сергей Иванович Дег тярев; отдавший всю свою сознательную жизнь люби мому делу железнодорожник Измаил Аюповнч Сулякаев; что самые элементарные бы товые условия, повсемест ный ручной труд, возмож ность купить котелок кар тошки на рынке по далеко не регулируемой цене счи талось благом в сравнении с грозными годами войны. — Д остигнуты е пред прияти ем в тот период его деятель ности успехи стали возм ож ны ми благодаря передовикам и новаторам производства. Имен но эти люди не просто продол, ж али, но и приум нож али слав ные традиции портовиков. И х дела видны и в сегод няш них трудовы х буднях. — И не просто продол жаются. Сегодня в числе портовиков есть застрельщи ки славных дел первого пос левоенного десятилетия. Они по-прежнему трудятся в порту, являясь примером на дежности, последовательное- на п т созидания механизации, глубоководные причалы для обработки круп нотоннажных судов, впервые организованные и теперь повсеместно задействованные укрупненные комплексные бригады. Одна из них — комеомольско - молодежная УКВ Л"> 7 во главе с ком мунистом В. С. Сайфгалне- вым за победу во Всесоюз ном социалистическом со ревновании награждена дека ду назад переходящим Крас ным знаменем ЦК ВЛКСМ, как раз в канун полувеково го юбилея порта. — Иными словами, годы становления этого ведущего в порту подразделения связаны с ре ко нструкцией стары х п р и чалов и строительством новой причальной линии с грузовы - ми эстакадами, асф альтирован ными и ж елезнодорож ными подъездными путям и, передо* вой технологией. — Это так. Да и все на ше береговое предприятие — детище курса партии па ин дустриализацию Советской страны. В том как раз И за ключено своеобразие главно го рыбацкого причала на Мурмане. Первые црпчалы были построены еще в ка нун первой пятилетки. А за ее годы бывшая «Контора берегового обслуживания» Мурманской тралбазы стала первым в Заполярье спецна- . лизировапным морским рыб ным портом. Мы гордимся тем. что со здание Мурманского рыбного порта по сути дела совпало с работой в январе 1934 го да XVII партийного съезда, делегаты которого говорили о возникновении новых -от раслей социалистического производства. Именно в соответствии с требованиями XVII съезда ВКП(б) вопросы повышения благосостояния, улучшения условий труда портовиков, его качественно новой меха низации во второй пятилет ке были взяты под контроль ЦК' ВКИ(б) в соответствии с решениями съезда. И не случайно, что наш порт, приказ о создании которого был подписан 3 июня 1934 года, на основе широкого применения механизации, новых стахановских методов труда и, конечно are. преж де” всего благодаря небыва лому энтузиазму его рабо чих, техников, служащих и первых инженеров в пред военном году перерабатывал около 600 тысяч тонн гру зов. Это немногим меньше трети нынешнего годового плана, — История сохранила имена энтузиастов — тех, нто про должил славные традиции удар ной работы строителей, сдав удариик первых пятилеток шофер, а затем начальник автогаража Александр Гав рилович Саницкнй; лучший специалист по обслуживанию рыбоперегружателей (стел- лннгов) Василий Кузьмич Левчук; бригадир грузчиков Петр Васильевич Сучков; первый строитель, ныне ра ботник цеха -обслуживания Абдулла Исхакович Кипча- тов. — Им енно эти люди и соста вили ко с тя к сокративш егося ( началом Великой О течествен ной войны в несколько раз коллектива портовиков, — Естественно. Но вмес те с ними в условиях при фронтового города, не счи таясь со временем, без скидки на военный быт и нужду, все годы войны тру дились женщины. Портович- ки Батурина, Великанова, Кузнецова, Худякова и мно гие другие, чьи имена не сохранились в строгих по-во енному документах. Даже нормы военного времени они выполняли на 120 н более процентов! Не умаляя достоинств других портовиков, все же следует признать, что тру женицы порта внесли основ ной вклад в высокую оцен ку труда всего коллектива: в годы войны за достижение высоких показателей порт неоднократно. награждался переходящим Красныд* зна менем Наркомата рыбной промышленности СССР и ВЦСПС. — Ф аш исты за время войны причинили огром ны й ущерб М урм анску и его рыбном у порту. В послевоенный период портовикам приш лось реш ать - не только сл о ж н ую задачу восстановления своего пред приятия, но и поставленную правительством задачу нара щ ивания мощностей всех служ б берегового предприятия. — Эта задача усложня лась еще и тем, что порт закладывался и является до . наших дней базой рыбообра батывающих, судоремонтных, перерабатывающих, тарных предприятий и цехов рыбно го Мурмана. Следовательно, от работы портовиков вави- село восстановление', скажем, не только собственной энер гетической базы, по и снаб жение электроэнергией, во дой, теплом наших предприя- тий-смежииков. А что являл собою порт в 1945 году, можно представить из публи куемых сегодня газетой вос поминаний одного из ветера нов порта Алексея Андрее вича Попкова. Добавлю еще воспоминание бригадира первых послевоенных лег Анны Ивановны Ходяковой. Она, в частности, отмечала. ти, новаторства для всех нас. Это бригадир электриков первой бригады коммунисти ческого труда Николай Пав лович Бутусов; участники войны — слесарь первого района Владимир Иванович Кичнев, групповой механик портового флота Александр Андреевич Воронов; брига диры портовых рабочих Ни колай Иванович Гринак, Ев докия Ивановна Барышки- на. — По сути дела, в каж дом из 14 подразделений порта есть ветераны и молодые пр о должатели их славны х дел. Но порт имеет основные и вспо могательные производственны е подразделения. — Этот вывод вытекает из содержания нашего с ва ми разговора. В числе глав ных подразделений я неод нократно называл коллекти вы грузовых районов: они — основа всего производствен ного процесса. .Многое в ка чественной и высокоэффек тивной обработке судов за висит и от слаженной работы портовских железнодорожни ков, энергетиков, работников цехов обслуживания и меха низации. Впрочем, общий наш успех зависит от каждо го подразделения и управле ния порта. Однако при веем том Мурманский рыбный порт не имеет аналогов среди ры бацких причалов страны. В его многочисленном коллек тиве работают моряки порто вого флота, имеется своя плавмастерская «Кольская». На сегодня коллектив нор- тофлота объединяет четвер тую часть портовиков. Четвертую часть промыш ленного персонала порта со ставляют моряки и работни ки флота. 10 экипажей яв ляются коллективами комму нистического труда, о0 про центов работников флота — ударники коммунистиче ского труда. Экипажи судов вносят свой достойный вклад в выполнение плана и социа листических обязательств 1984 года и пятилетки в це лом. В авангарде социалис тического соревнования идут экипажи буксирных тепло ходов «Урай» (капитан A. t'. Лысенко), «Руслан» (капи тан В. Л. Семенов), танкера «Аятикайнен» (капитан Л. А. Пахомов), сборщика льяль- ных вод «Штиль» (капитан А. Ф. Салтынскнй) и многие другие команды судов. Пять экипажей носят зва ние высокой культуры про изводства. На сегодняшний день 31 экипаж выполнил план четырех лет пятилет ки. Той в соревновании за дают коммунисты и ветера ны порта. В их числе — ка питаны Владимир Николае вич Данилов, Анатолий Ни колаевич Коротков, старший механик Всеволод Алексее вич Ивинский, боцманы Илья Степанович Докукин, Генна дий Васильевич Тебеньков, донкерман Иван Федорович Швайка, электрик Яков Ми хайлович Потапенко, повар Нина Федоровна Горлова — В ТОМ, ЧТО порт Д |НИ-'«Ч- но, 28 -марта, справился ср уз!р - тальным планом общего (к/ЭО- оборота, а сегодня работает над завершением плана пер вой декады ию ня, есть внлад каж д ого производственного подразделения, рабочих, ИТР и сл уж ащ и х предприятия. Но есть и свои лидеры в каждом коллективе. — Их имена названы при подведений итогов предмай ского социалистического со ревнования. Эти же коллек тивы и портовики лидирова ли и на ударной трудовой вахте в честь 50-летия свое го предприятия. В их числе — докеры укрупненных ком плексных бригад Л1® 35 пер вого грузового района (брига дир Василий Иванович Смир нов), № 20 второго района (бригадир Петр Михайлович Жолтов), коллективы третье го района (начальник А. В. Легонган. секретарь партбю ро А. И. Беляев, председа тель цехкома А. С. Ши нов комсорг Павел Суслов)|(0 ”, внгащюнной камеры (о..„.> Чалаев, А. Г. Каск, Е. Л. Ульянова. Нина Михайло ва). автоматической теле фонной станции (П. М. Ни колаев, А. Н. Кудряшов, Ольга Мошкова). В праздничном приказе названы десятки имен тех рабочих, инженеров, техшг- ков и служащих, кто стал победителем предъюбилейно го социалистического сорев нования. Всем им, разумеет ся, мы говорим большое спа сибо за их самоотверженный труд и плодотворную обще ственную работу! Они отме чены на прошедших в цехах торжественных собраниях. Лучшие из лучших будут поощрены сегодня и завтра на общепортовских торжест вах, посвященных 50-летшо нашего предприятия. Но наш коллектив, я уве рен в этом, хорошо понима ет и осозцает еще. не решен ные задачи. Это, прежде все го , высокоинтепеивная и ; ка чественная переработка гру зов промысловых и транс портных флотов. Наведение настоящего порядка с дис циплиной, решение пробдеи с механизацией труда доке ров; это задачи улучшения работы общежитий, организа ции досуга портовиков и ак тивизации работы всех на ших общественных организа ций. — Полагаем, что к поздрав лениям редакции с полувеко вым юбилеем М урм анского ор дена Ленина м орского рыбно го порта присоединятся кол л е кти вы всех ваш их предприя- ти й -см е ж ккн о в, все наши чи татели еженедельника. I ИЮНЯ года ■ д я я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz