Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Вот уж е восемнадцать лет ко д и т в море врач - рентгенолог Г. Н. Щербаков. Сейчас он бессменны й заведующий м едицинским и п у н кта ­ ми на самы х к р у п н ы х наш их судах — плавбазах. В медсанчасти ВРПО «Севрыба» Щ ербаков считается од­ ним из л учш их специалистов и р у ­ ководителей. Какова ж е роль меди­ ци ны в ж и зн и флота? Чем может она помочь людям очень труд ны х м орских профессий? Об этом ■ пред­ дверии Дня м едицинского работника и рассуждает уд а р н и к ком м уни сти ­ ческого труда, о тл и чн и к здравоохра­ нения Геннадий Н иколаевич Щерба­ ков. Слово — передовику БОЮСЬ РАВНОДУШИЯ Кто нынч* идет а море? В основном это здоровый чело­ век цветущего возраста: 25 — 40 лет, прошедший, заметь­ те, медицинскую комиссию. А раз человек здоровый, зачем ему врач, верно? Вот и смот­ рят на нас некоторые иско­ са: бездельники, мол. Я не обижаюсь. Знаю, к концу рей­ са мнение изменится. Ведь и якорь тоже судно с собой все вгзм я таскает, а понадобить­ ся он может один раз. Но в этот самый «один раз» якорь м ожет оказаться единствен­ ным спасением. Так и мы. Хо­ тя наши функции только «яко­ рем» не исчерпываются. В чем задача моряков? Ус­ пешнее выполнить план. И, стало быть, наша задача — этому способствовать. Начинаем мы работу на суд­ не с обязательного профилак­ тического осмотра. Здесь-то и знакомимся с экипажем: кто есть кто. Кому необходи­ мо — ставим на диспансер­ ный учет по судовому мед­ пункту, наблюдаем за этим моряком тщательнее, чем за другими. Ведь недомогание одного может повлечь за со­ бой болезнь второго. М ного лет отдав морю , я уже знаю, в каких районах промысла возможны какие заболевания. Подходим, на­ пример, к тропикам. Так, здесь сильная влажность воздуха, жара, пыль из пустынь, зна­ чит, жди появления гнойнич­ ковых заболеваний. Эти бо­ лячки долго не заживают, трудно лечатся, ни ночью, ни днем покоя морякам не да­ дут, если... Если не устано­ вить на судне несколько до­ полнительных душевых. Идем к администрации. Понимаем, что пресная вода здесь — на вес золота, топливо — тоже. И все равно идем. Иначе — на воде сэкономим, а часть экипажа из строя выйдет... В родном же Баренцевом море не до жары. И тут — жди простуды. Снова идем к капитану: там, на палубе, надо навес установить — моряков от ветра спрятать. Здесь нуж ­ но помещение утеплить. Смо­ тришь — прошел простудный период. И экипаж — на ногах. Конечно, во всех районах промысла моряков поджидает микротравматизм. Это — спе­ цифика работы в мора. Бы­ вает так: вдруг на одном из участков резко возрастает число травм. Почему? Выясня­ ется: или освещенность пло­ хая, или спецодежда не та. На наведение порядка много времени не надо, а польза большая. К сожалению, не всегда ад­ министрация сразу идет нам навстречу. Бывает, и конфликт возникнет, но своего все рав­ но добиваемся. Зато с опыт­ ными, знающими капитанами, как правило, никаких проблем не бывает, С признательно­ стью вспоминаю В. А. Роди­ на, Ю. И. Виденеева, А. П. Болычева, А. Р. Ссйкиса... Асы своего дела, они чудесно по­ нимали, что вмешательство ме­ диков не только не тормозит производственный процесс, а, напротив, снижает трудо- потери. Наша задача на судне не сводится только к поддерж ке физического здоровья моря- - ка. В условиях монотонной, однообразной работы на фоне однообразной обстановки (море, оно и есть море) на­ до не меньше заботиться и о здоровье душевном. Тут уж врач не имеет права рассла­ биться. Надо быть очень вни метельным и не ждать, пока люди придут в медпункт, а самому искать тех, кому пло­ хо. Иногда человеку достаточ­ но задушевного разговора, а то и просто доброго слова, чтобы он ожил, пооеселел. Иногда нужна смена работы. М ожет, моряк сам еще и не осознает, что устал, скажем, от работы на закаточном стан­ ке, но врачу (на то ты и спе­ циалист!) уже видно, что че­ рез неделю этот человек мо­ жет заболеть или, того хуже, он настолько привык к стан­ ку, что утратил чувство опас­ ности и вполне реальна трав­ ма. Наша задача — убедить и моряка, и администрацию в необходимости смены работы. Наверное, того, что я рас­ сказал, уже вполне достаточ­ но, чтобы сделать вывод: су­ довой врач не мбжет, не име­ ет права быть равнодушным. Лично я боюсь равнодушных коллег. С ними... с ними про­ сто опасно. Но, к сожалению, на судах еще встречаются та­ кие горе врачи, главное для которых — отбыть (как попа­ ло) свой черед и уйти. Осо­ бенно это заметно на плавба­ зах, где врач работает а кол­ лективе. Здесь в медпункте трудят­ ся 4 врача, 3 фельдшера и санитарка. Так вот я считаю, что 3 фельдшера — это мно­ го. Необходимы один фельд­ шер, владеющий навыками элементарных лабораторных исследований, и операционная сестра. И еще об одном хочу я сказать. На плавбазах, в мед­ пунктах, нужны стабильные коллективы. Не временщики на рейс, а постоянный состав. Как бы я хотел пойти в оче­ редное плавание со своими коллегами, завоевавшими пер­ вое место в соцсоревновании медицинских пунктов плав­ баз, стоматологом В. К. М анжосовой, терапевтом Н. А. Ахременко, фельдше­ ром В. П. Костевой, санитар­ кой Т. П. Демидовой. Знаю, и они рады бы оказаться все вместе, но в силу того, что у ' нас нет стабильных коллек­ тивов, мы вынуждены рабо­ тать на разных судах. А я убежден, что в медпункте, как и в целом на судне, должен быть постоянный экипаж. При условии, что медики подобра­ лись знающие и, главное, не равнодушные. Г. ЩЕРБАКОВ, судовой врач-рентгенолог медсанчасти ВРПО «Севры­ ба». Острый сигнал ЛЕНЬГИ-НА В О Ю ! Унылую картину пред­ ставляют этп суда. Даже места у причала им ие хва­ тило — привязаны, бедола­ ги, к стоящим на мертвом якоре ржавым бочкам. От­ стой. Говорят, что механизмы без работы выходят пз строя скорее, чем при интенсив­ ной эксплуатации. Потому- то и предписывается экипа­ жам ждущих постановки в ремонт траулеров регулярно проверять их технцческое состояние. А поводом для проверки, с которой весной нынешнего года побывали на отстойных судах пред­ ставители Октябрьского рай­ онного комитета народного контроля, стало письмо до­ зорных Мурманской инспек­ ция Регистра СССР. Дело в том, что на плав- мастерской «Резец» за вре­ мя ремонта большого моро­ зильного траулера «Мыс Фрунзе» трижды восстанав­ ливался его главный двига­ тель. Кроме того, было уста­ новлено, что двигатель во­ обще до этого больше года не проворачивался. Коммен­ тарии излишни, но не лиш­ ней оказалась дополнитель­ ная проверка организации судовой службы на стоящих в очереди в ремонт трауле­ рах объединения «Мурман­ рыбпром». Все они прика­ зом по флоту были лишь выведены из эксплуатации на отстой без определения основных направлений по поддержанию оборудования в надлежащем техническом состоянии. Как записано в постанов­ лении Октябрьского район­ ного комитета народного контроля, на пятн судах командный состав менялся от 3 до 12 раз, а рядовой— почти ежедневно. Приемо­ сдаточные акты при смене руководства не оформляют­ ся, рыбофабрики и механиз­ мы находятся в крайне за­ пущенном состоянии, а команды судов по существу превратились в высокоопла­ чиваемых «сторожей». Все это ведет к увеличению сро­ ков ремонта и его удорожа­ нию, а в отдельных случа­ ях не исключены тяжелые последствия и травмы людей. К чести руководителей флота, к началу июня, во время нашего посещения БМРТ «А. Гмырев», многое изменилось к лучшему. Ка­ питан судна Б. А. Панков, предшественнику которого был объявлен строгий вы­ говор, предложил пройтись по помещениям корабля. Су­ довые механизмы были в по­ рядке. Двенадцатый по сче­ ту за полтора года отстоя тп.'.улера старший механик Н. В. Ярышев с готовностью продемонстрировал их в ра­ боте. «Приходите к нам в августе, когда уже до конца произведем консервацию всех нуждающихся в этом меха­ низмов. — приглашали мо­ ряки. — И сейчас можно было бы ускорить работы, да совесть не позволяет де­ лать кое-как. Нам бы толь­ ко специалистов побольше, а то вот электромеханик уже стал «флагманским» — один па два судна». Так что же послужило толчком к перемене: поста­ новление комитета народно­ г о контроля, приказ по фло­ ту о ликвидации недостат­ ков по результатам провер­ ки или просто-напросто люди в экипаже подобрались со­ вестливые? Штаты экипа­ жей не увеличились, из ре­ зерва по-прежнему очень трудно «выбить» специалис­ тов. Или основная причина в теплой погоде, ведь имен­ но летом легче производить работы на отстойных судах? Но их противопожарное со­ стояние, безопасная работа экипажа, производственная санитария должны быть обеспечены круглогодично. — Насколько мне извест­ но, года два до постановки на отстой паше судно рабо­ тало в транспортном вариан­ те, — рассказывает старший Механик БМРТ «И. Чигрнн» Г. В. Губинский, — а лен­ ты с транспортеров рыбофаб- рики сняли только вчера. Согласно заводским инст­ рукциям, необходимо произ­ вести консервацию судовых механизмов при выведении их из строя на определен­ ный срок. Срок этот никак не больше года. Получается, что при постановке на от­ стой все те работы, которые нынче приходится делать, надо бы оформлять вчераш­ ним числом. На сам факт долгосрочно­ го ожидания траулерами ре- мопта есть свои причины. Речь сейчас не о них, а о том, чтобы при создавшем­ ся положении наладить чет­ кие действия экипажей от­ стойных судов. Да, теку­ честь кадров трудно сокра­ тить. Но можно и нужно побеспокоиться о создании надлежащих условий для работы моряков. Сюда вхо­ дят и такие «мелочи», как обеспечение команды горя­ чим питанием, частота под­ хода портовых Катеров... Иначе уже завтра выяв­ ленные недоработки, как разбойники с большой доро­ ги, станут на пути флота и потребуют: «Деньги — на бочку!» И немалые деньги за дорогостоящий судоре­ монт плюс допущенную без­ ответственность при его ожи­ дании. В. МАТЮШОВ, морской инспектор «Сев- госрыбфлотинспе к ц и и»; В ГЕОРГИ, наш корр. Технологическая дисциплина, КУДА ЗАВОДИТ Проблеме начества ры б опрод укции в еженедельнике было посеященр немало материалов. Достаточно напом нить п уб л и ка­ ции ны неш него года: «Энзамен для отличника» (№ 1, 6 января), «Помогла чудо-бумага» <№ 6, 10 февраля), «Барьеры на пути к качеству» (№ 9, 2 марта), тем атическая страница «Качество Гарантировать» (Nt 14, 6 апреля). В них затрагивались вопросы сертиф ицирования прод укции, усиления борьбы з * качество ры бны х товаров на судах. Сегодня мы продолжаем разговор об этих проблемах. Я недавно вернулся с про­ мысла. Побывал там на три­ надцати судах. Что же я уви­ дел? Формализм в оформле­ нии документов, отсутствие ответственности за качество изготавливаемой продукции и — как результат — снижение сортности рыбных товаров. Конечно, нарушения техноло­ гических процессов вылова и обработки рыбы происходят не на всех промысловых су­ дах, но все же на большин­ стве из них. Одной из причин, на мой взгляд, являются устаревшие ГОСТы, ведь промысловики работают по инструкциям, вы­ пущенным 20— 30 лет назад. Имею в виду инструкции в том, как солить рыбу, как охлаждать ее льдом, каковы сроки хранения продукции. Давно бороздят моря боль­ шие современные суда с мо­ розильными аппаратами, ох­ лаждаемыми бункерами, а в ГОСТах и технических усло­ виях ничего не изменилось. Хотя необходимость в новой документации острейшая. Но вые инструкции должны отра­ жать, например, такие м ом ен­ ты, как продолжительность траления, установка на каж ­ дом траловом меш ке клапа­ нов, чтобы не брать лишней рыбы, хранение улова в ох­ лаждаемых бункерах в тече­ ние определенного времени. Но если выработка ГОСТов от нас не зависит, то есть ве­ щи попроще, в то же время не менее важные. Возьмем судовую документацию : необ­ ходимо на каждом промысло­ вом судне завести журнал, в котором каждые сутки запи­ сывать, сколько выловлено рыбы и какое количество про­ дукции изготовлено из нее, сколько простояли те или иные механизмы. И обяза­ тельно должны быть под эти­ ми записями подписи тех, кто отвечает за простой и за ко ­ личество поднятого сырья, а также подписи технолога и мастеров обработки рыбы, удостоверяющие качество вы­ работанной за сутки продук­ ции. В журнале надо, как поло­ жено, пронумеровать страни­ цы, прошнуровать, скрепить судовой печатью подписи ка­ питана директора и техноло­ га. И тогда, случись забра- ковка рыбопродукции, мож но с большей точностью опре­ делить, кто ее виновник. На­ помню, что журнал этот слу­ жит документом и для транс­ портной прокуратуры. Вы можете возразить: та­ кие журналы ведут и сейчас на каждом судне. Ведут. Но как? Формально. Потому И виновных порой нелегко найти. А ведь, сами посудите, ес­ ли в журнале записано, что * такой то день поднят улов « 40 тонн, сразу становится по­ нятно, что из этого улов» продукции хорошего качества не изготовишь. Считаю, что за такие большие подъемы надо лишать премии — полностью или частично — ка п и т а н у ,и- ректора, штурманов, старше­ го мастера и мастеров добы­ чи рыбы. А за выпуск продукции низ­ кого качества руководство флота должно взыскивать (опять же полностью или частично) сумму нанесенного ущерба с капитана-директора, технолога, мастеров обработ­ ки рыбы и рыбообработчиков, включая членов подаахты в 15 июня 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz