Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Вот уж е восемнадцать лет ко д и т в море врач - рентгенолог Г. Н. Щербаков. Сейчас он бессменны й заведующий м едицинским и п у н кта ми на самы х к р у п н ы х наш их судах — плавбазах. В медсанчасти ВРПО «Севрыба» Щ ербаков считается од ним из л учш их специалистов и р у ководителей. Какова ж е роль меди ци ны в ж и зн и флота? Чем может она помочь людям очень труд ны х м орских профессий? Об этом ■ пред дверии Дня м едицинского работника и рассуждает уд а р н и к ком м уни сти ческого труда, о тл и чн и к здравоохра нения Геннадий Н иколаевич Щерба ков. Слово — передовику БОЮСЬ РАВНОДУШИЯ Кто нынч* идет а море? В основном это здоровый чело век цветущего возраста: 25 — 40 лет, прошедший, заметь те, медицинскую комиссию. А раз человек здоровый, зачем ему врач, верно? Вот и смот рят на нас некоторые иско са: бездельники, мол. Я не обижаюсь. Знаю, к концу рей са мнение изменится. Ведь и якорь тоже судно с собой все вгзм я таскает, а понадобить ся он может один раз. Но в этот самый «один раз» якорь м ожет оказаться единствен ным спасением. Так и мы. Хо тя наши функции только «яко рем» не исчерпываются. В чем задача моряков? Ус пешнее выполнить план. И, стало быть, наша задача — этому способствовать. Начинаем мы работу на суд не с обязательного профилак тического осмотра. Здесь-то и знакомимся с экипажем: кто есть кто. Кому необходи мо — ставим на диспансер ный учет по судовому мед пункту, наблюдаем за этим моряком тщательнее, чем за другими. Ведь недомогание одного может повлечь за со бой болезнь второго. М ного лет отдав морю , я уже знаю, в каких районах промысла возможны какие заболевания. Подходим, на пример, к тропикам. Так, здесь сильная влажность воздуха, жара, пыль из пустынь, зна чит, жди появления гнойнич ковых заболеваний. Эти бо лячки долго не заживают, трудно лечатся, ни ночью, ни днем покоя морякам не да дут, если... Если не устано вить на судне несколько до полнительных душевых. Идем к администрации. Понимаем, что пресная вода здесь — на вес золота, топливо — тоже. И все равно идем. Иначе — на воде сэкономим, а часть экипажа из строя выйдет... В родном же Баренцевом море не до жары. И тут — жди простуды. Снова идем к капитану: там, на палубе, надо навес установить — моряков от ветра спрятать. Здесь нуж но помещение утеплить. Смо тришь — прошел простудный период. И экипаж — на ногах. Конечно, во всех районах промысла моряков поджидает микротравматизм. Это — спе цифика работы в мора. Бы вает так: вдруг на одном из участков резко возрастает число травм. Почему? Выясня ется: или освещенность пло хая, или спецодежда не та. На наведение порядка много времени не надо, а польза большая. К сожалению, не всегда ад министрация сразу идет нам навстречу. Бывает, и конфликт возникнет, но своего все рав но добиваемся. Зато с опыт ными, знающими капитанами, как правило, никаких проблем не бывает, С признательно стью вспоминаю В. А. Роди на, Ю. И. Виденеева, А. П. Болычева, А. Р. Ссйкиса... Асы своего дела, они чудесно по нимали, что вмешательство ме диков не только не тормозит производственный процесс, а, напротив, снижает трудо- потери. Наша задача на судне не сводится только к поддерж ке физического здоровья моря- - ка. В условиях монотонной, однообразной работы на фоне однообразной обстановки (море, оно и есть море) на до не меньше заботиться и о здоровье душевном. Тут уж врач не имеет права рассла биться. Надо быть очень вни метельным и не ждать, пока люди придут в медпункт, а самому искать тех, кому пло хо. Иногда человеку достаточ но задушевного разговора, а то и просто доброго слова, чтобы он ожил, пооеселел. Иногда нужна смена работы. М ожет, моряк сам еще и не осознает, что устал, скажем, от работы на закаточном стан ке, но врачу (на то ты и спе циалист!) уже видно, что че рез неделю этот человек мо жет заболеть или, того хуже, он настолько привык к стан ку, что утратил чувство опас ности и вполне реальна трав ма. Наша задача — убедить и моряка, и администрацию в необходимости смены работы. Наверное, того, что я рас сказал, уже вполне достаточ но, чтобы сделать вывод: су довой врач не мбжет, не име ет права быть равнодушным. Лично я боюсь равнодушных коллег. С ними... с ними про сто опасно. Но, к сожалению, на судах еще встречаются та кие горе врачи, главное для которых — отбыть (как попа ло) свой черед и уйти. Осо бенно это заметно на плавба зах, где врач работает а кол лективе. Здесь в медпункте трудят ся 4 врача, 3 фельдшера и санитарка. Так вот я считаю, что 3 фельдшера — это мно го. Необходимы один фельд шер, владеющий навыками элементарных лабораторных исследований, и операционная сестра. И еще об одном хочу я сказать. На плавбазах, в мед пунктах, нужны стабильные коллективы. Не временщики на рейс, а постоянный состав. Как бы я хотел пойти в оче редное плавание со своими коллегами, завоевавшими пер вое место в соцсоревновании медицинских пунктов плав баз, стоматологом В. К. М анжосовой, терапевтом Н. А. Ахременко, фельдше ром В. П. Костевой, санитар кой Т. П. Демидовой. Знаю, и они рады бы оказаться все вместе, но в силу того, что у ' нас нет стабильных коллек тивов, мы вынуждены рабо тать на разных судах. А я убежден, что в медпункте, как и в целом на судне, должен быть постоянный экипаж. При условии, что медики подобра лись знающие и, главное, не равнодушные. Г. ЩЕРБАКОВ, судовой врач-рентгенолог медсанчасти ВРПО «Севры ба». Острый сигнал ЛЕНЬГИ-НА В О Ю ! Унылую картину пред ставляют этп суда. Даже места у причала им ие хва тило — привязаны, бедола ги, к стоящим на мертвом якоре ржавым бочкам. От стой. Говорят, что механизмы без работы выходят пз строя скорее, чем при интенсив ной эксплуатации. Потому- то и предписывается экипа жам ждущих постановки в ремонт траулеров регулярно проверять их технцческое состояние. А поводом для проверки, с которой весной нынешнего года побывали на отстойных судах пред ставители Октябрьского рай онного комитета народного контроля, стало письмо до зорных Мурманской инспек ция Регистра СССР. Дело в том, что на плав- мастерской «Резец» за вре мя ремонта большого моро зильного траулера «Мыс Фрунзе» трижды восстанав ливался его главный двига тель. Кроме того, было уста новлено, что двигатель во обще до этого больше года не проворачивался. Коммен тарии излишни, но не лиш ней оказалась дополнитель ная проверка организации судовой службы на стоящих в очереди в ремонт трауле рах объединения «Мурман рыбпром». Все они прика зом по флоту были лишь выведены из эксплуатации на отстой без определения основных направлений по поддержанию оборудования в надлежащем техническом состоянии. Как записано в постанов лении Октябрьского район ного комитета народного контроля, на пятн судах командный состав менялся от 3 до 12 раз, а рядовой— почти ежедневно. Приемо сдаточные акты при смене руководства не оформляют ся, рыбофабрики и механиз мы находятся в крайне за пущенном состоянии, а команды судов по существу превратились в высокоопла чиваемых «сторожей». Все это ведет к увеличению сро ков ремонта и его удорожа нию, а в отдельных случа ях не исключены тяжелые последствия и травмы людей. К чести руководителей флота, к началу июня, во время нашего посещения БМРТ «А. Гмырев», многое изменилось к лучшему. Ка питан судна Б. А. Панков, предшественнику которого был объявлен строгий вы говор, предложил пройтись по помещениям корабля. Су довые механизмы были в по рядке. Двенадцатый по сче ту за полтора года отстоя тп.'.улера старший механик Н. В. Ярышев с готовностью продемонстрировал их в ра боте. «Приходите к нам в августе, когда уже до конца произведем консервацию всех нуждающихся в этом меха низмов. — приглашали мо ряки. — И сейчас можно было бы ускорить работы, да совесть не позволяет де лать кое-как. Нам бы толь ко специалистов побольше, а то вот электромеханик уже стал «флагманским» — один па два судна». Так что же послужило толчком к перемене: поста новление комитета народно г о контроля, приказ по фло ту о ликвидации недостат ков по результатам провер ки или просто-напросто люди в экипаже подобрались со вестливые? Штаты экипа жей не увеличились, из ре зерва по-прежнему очень трудно «выбить» специалис тов. Или основная причина в теплой погоде, ведь имен но летом легче производить работы на отстойных судах? Но их противопожарное со стояние, безопасная работа экипажа, производственная санитария должны быть обеспечены круглогодично. — Насколько мне извест но, года два до постановки на отстой паше судно рабо тало в транспортном вариан те, — рассказывает старший Механик БМРТ «И. Чигрнн» Г. В. Губинский, — а лен ты с транспортеров рыбофаб- рики сняли только вчера. Согласно заводским инст рукциям, необходимо произ вести консервацию судовых механизмов при выведении их из строя на определен ный срок. Срок этот никак не больше года. Получается, что при постановке на от стой все те работы, которые нынче приходится делать, надо бы оформлять вчераш ним числом. На сам факт долгосрочно го ожидания траулерами ре- мопта есть свои причины. Речь сейчас не о них, а о том, чтобы при создавшем ся положении наладить чет кие действия экипажей от стойных судов. Да, теку честь кадров трудно сокра тить. Но можно и нужно побеспокоиться о создании надлежащих условий для работы моряков. Сюда вхо дят и такие «мелочи», как обеспечение команды горя чим питанием, частота под хода портовых Катеров... Иначе уже завтра выяв ленные недоработки, как разбойники с большой доро ги, станут на пути флота и потребуют: «Деньги — на бочку!» И немалые деньги за дорогостоящий судоре монт плюс допущенную без ответственность при его ожи дании. В. МАТЮШОВ, морской инспектор «Сев- госрыбфлотинспе к ц и и»; В ГЕОРГИ, наш корр. Технологическая дисциплина, КУДА ЗАВОДИТ Проблеме начества ры б опрод укции в еженедельнике было посеященр немало материалов. Достаточно напом нить п уб л и ка ции ны неш него года: «Энзамен для отличника» (№ 1, 6 января), «Помогла чудо-бумага» <№ 6, 10 февраля), «Барьеры на пути к качеству» (№ 9, 2 марта), тем атическая страница «Качество Гарантировать» (Nt 14, 6 апреля). В них затрагивались вопросы сертиф ицирования прод укции, усиления борьбы з * качество ры бны х товаров на судах. Сегодня мы продолжаем разговор об этих проблемах. Я недавно вернулся с про мысла. Побывал там на три надцати судах. Что же я уви дел? Формализм в оформле нии документов, отсутствие ответственности за качество изготавливаемой продукции и — как результат — снижение сортности рыбных товаров. Конечно, нарушения техноло гических процессов вылова и обработки рыбы происходят не на всех промысловых су дах, но все же на большин стве из них. Одной из причин, на мой взгляд, являются устаревшие ГОСТы, ведь промысловики работают по инструкциям, вы пущенным 20— 30 лет назад. Имею в виду инструкции в том, как солить рыбу, как охлаждать ее льдом, каковы сроки хранения продукции. Давно бороздят моря боль шие современные суда с мо розильными аппаратами, ох лаждаемыми бункерами, а в ГОСТах и технических усло виях ничего не изменилось. Хотя необходимость в новой документации острейшая. Но вые инструкции должны отра жать, например, такие м ом ен ты, как продолжительность траления, установка на каж дом траловом меш ке клапа нов, чтобы не брать лишней рыбы, хранение улова в ох лаждаемых бункерах в тече ние определенного времени. Но если выработка ГОСТов от нас не зависит, то есть ве щи попроще, в то же время не менее важные. Возьмем судовую документацию : необ ходимо на каждом промысло вом судне завести журнал, в котором каждые сутки запи сывать, сколько выловлено рыбы и какое количество про дукции изготовлено из нее, сколько простояли те или иные механизмы. И обяза тельно должны быть под эти ми записями подписи тех, кто отвечает за простой и за ко личество поднятого сырья, а также подписи технолога и мастеров обработки рыбы, удостоверяющие качество вы работанной за сутки продук ции. В журнале надо, как поло жено, пронумеровать страни цы, прошнуровать, скрепить судовой печатью подписи ка питана директора и техноло га. И тогда, случись забра- ковка рыбопродукции, мож но с большей точностью опре делить, кто ее виновник. На помню, что журнал этот слу жит документом и для транс портной прокуратуры. Вы можете возразить: та кие журналы ведут и сейчас на каждом судне. Ведут. Но как? Формально. Потому И виновных порой нелегко найти. А ведь, сами посудите, ес ли в журнале записано, что * такой то день поднят улов « 40 тонн, сразу становится по нятно, что из этого улов» продукции хорошего качества не изготовишь. Считаю, что за такие большие подъемы надо лишать премии — полностью или частично — ка п и т а н у ,и- ректора, штурманов, старше го мастера и мастеров добы чи рыбы. А за выпуск продукции низ кого качества руководство флота должно взыскивать (опять же полностью или частично) сумму нанесенного ущерба с капитана-директора, технолога, мастеров обработ ки рыбы и рыбообработчиков, включая членов подаахты в 15 июня 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz