Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ • «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДОМ ДЕТСТВА!» — выведено круп ными буквами над входом в М урманский детский дом № 5 Вроде хороший транспарант, слова добрые, приветливые, а как прочитала — сердце сжалось. И первая мысль: «Дай бог, чтобы поменьше детей сюда приходило!» Этот детдом я знаю не первый год и убедилась, что детям живется здесь неплохо. У них действительно есть все. О деж да, какую носят не все и домашние дети: пальто на меху, шу бы, пимы, костюмчики и обувь, сшитые по индивидуальным заказам ■ ателье... Еда, вкусная и калорийная. Удачно подо бранна* библиотечка, которую помогают собрать детдому ра ботники М урманского книжного издательства и обкома ком- сомола. 2-L / Да и само здание, в котором совсем недавно справили но воселье, вполне современное и удобное. Спальни на три че ловека, холлы с цветными телевизорами и мягкой мебелью .- несколько дней прислал пись мо: «Хочу в детдом, забери те, папка пьет»). Причина по бегов одна: не может ребе нок позерить в предательст во родителей, в то, что не нужен он им, в то, что он — сирота при живом отце, ма тери, бабушке. Не война ведь... ...В кабинет директора за- хоДит Иринка и молчит, а в дверь ее подруж ка загляды вает, шепчет что-то, подске зывает, — В чем дело, девочки? — Н Е ТОЛЬКО о сегодняшнем дна детворы позаботи лось государство. О завт рашнем — тоже. Немногие знают, что каждый детдомо вец, достигший восемнадцати летия, получает в городе, где родился, комнату. В первую очередь этих ребят трудо устраивают, принимают в учи лища, техникумы. И работать эти ребята уме ют. Зайдите в мастерские — столярную, швейную — и вы убедитесь в этом. Как-то зз- хожу в творческую мастер скую и вижу: мальчишка лет десяти, стоя на стуле, плетет сложнейший узор макраме. Девчушка неумело тычет иг лой в ткань — учится. Другая; дошивает симпатичного котен ка. А рядом выстроились уже готовые Чебураш ки, утята, крокодилы. И труд но пове рить, что сделаны они этими вот малышами. -«Умеет трудиться» — . такие слева есть « характеристике почти у каж д о го детдомов ского ребенка. Откуда это у -них? Может, от ранней само стоятельности, .от понимания, -что если не сам, то кто тебе сошьет платьице, выпилит крейсер? Кто? Ведь рядом нет любящих мамы с папой, за ботливых бабушек и дедушек. Здесь привыкли заботиться друг о друге: старшие ребята малышам и носы утрут, и бан тики завяжут, и на'ночь сказ ку почитают. И асе таки, нэсмотря на уют и теплоту, в детдомах не хватает... дома. Почему? Что бы понять это, приведу такой пример. Где то месяца дза назад пожаловала в детдом одна комиссия — из роно, следом — из гороно, потом — из облоно, затем — из санэпид станции и т. д. больше д а/х недель незнакомые люди с раннего утра приходили в дет дом, знакомились с его бы том, проблемами. Ходили по спальням, заглядывали в шкаф чики, под кровати, проверя ли, везде ли порядок. Возможно, так оно и долж но быть, не спорю. Только к концу проверки воспитатели заметили, что дети Стали ка кими то дергаными, непо слушными. И разве не понят но — почему. Представьте, что в ваш дэм изо дня в день приходят , чужие люди, смотрят, как вы убираете сзою постель, едите, проводите свободное время. Чужой, при дирчивый глаз постоянно сле дит за вашей жизнью. От это го, думаю, у любого взросло го не выдержат нервы. А здесь — дети. Ранимые, тон кие, с надломанной психикой. Те, кто и а сэбственном-то (язык не поворачивается ска зать — родительском) дом-} тепла, покоя не видели, Д ЕТИ есть детит-'Уж как h i плохо им было под ро дительским кровом, они и сейчас любыми правдами и неправдами норовят туда вер нуться. Хоть на ночку, хоть на часок. Чтобы мамку уви деть, пусть пьяную, бесша башную а своем затянувшем ся беспробудном «веселье», но свою мамку. Погладит она неверной рукой по голозке ребенка, сунет черствый су- Л. Шебеко \ J 11 а I 1 J харь — ему уж и солнышко улыбнется, воспоминаний, доб рых снов надолго хватит. Да, дети (в основном нович ки), бывает, и бегут, этого не скроешь. Это боль многих детских домов, их беда. Как втолковать ребенку, что- мама и папа — плохие? М ож но ли это делать? Сложные эти воп росы, очень сложные. Кое-кто винит воспитателей ■ том, что недосмотрели. Так ведь не повесишь на две рях замок. Детям гулять нуж но. А они большие, не ясель ная группа, которую на одной веревочке выводят на про гулку... — Поехали к бабуш ке в Ко лу? — предложил В адик д ру гу Кольке. — Давай! И поехали закады чны е д ру зья в Колу, тем более что не далеко от детдома, на останов ке «Автопарк», останавливаю т ся все «сотки». В автобусе к пацанам подошла конд уктор : — Р ебятки, а билеты кто будет покупать? — Мы из детдома, у нас де нег нет. Сердобольная ж енщ ина по жалела м альчиш ек: пусть едут. В Коле вышли на площади, и понесли ноги прямо и реке. Свобода! Прыгал В адик с ка м ня на кам ень, вдруг нога под вернулась и — в воду! На бе рег выбрался м окры й, поси невший. Только завуч Ирина Иванов на Кузнецова тр уб ку телефон ную положила (звонили из ми лиции), к а к в деерь вбежала воспитательница. — Ребята пропали — из ш колы не вернулись. — Кто? — Ох, и не говорите, семе ро — во главе с Ж енькой Ж енька выбежал во время перем енки на улицу в та по ч ка х. Завуч, заметив наруш ение ш кол ьны х правил (в ш коле следят за чистотой), после звонка его в класс не п у с ти ла. Но Ж енька успел дверь в кабинет пр ио ткры ть, н р и кн у ть «своим»: «Меня из ш колы в ы гоняю т!» Для детдомовцев друж ба — понятие святое, и в этом воз расте они ее поним аю т острее и своеобразнее, чем мы, взрос лые. Следом за Ж енькой ш ес теро детдомовцев по кин ули класс. Н астигли их в Оленегорске: кто утверждал, что едет на совсем к мамне, кто вспомнил о бабуш ке, а кто — поехал за ком панию , нуда глаза глядят... У спокоили ребят, привезли об ратно а М урм анск. На следую щий день они ка к ни в чем не бывало сидели за партами. Знают воспитатели, что не последний это случай. Бегут ведь ребята не от плохой жизни (вам здесь могут рас сказать и о ребенке, который, зозаратясь а семью, через спрашивает Таисия Ивановна Кузьменко. — К тете отпустите? — Какая тетя, откуда? История проста. Познако милась Маша на улице с ж ен щиной, та и пожалела девчон ку, в гости пригласила. Вроде бы все нормально, пусть де вочка сходит. Но в том-то и дело, что подобные истории нередки. Раз сходит ребенок в гости, второй... Прикипит сердцем к чужому дому и на деется, ждет, что добрая те тя его из детдома заберет. А это, к сожалению, не всег да возможно. Сердобольная тетя исчезнет, а травма в дет ском сердце останется. Ему ведь не понять взрослые объ яснения: квартира, мол, ма ленькая, зарплата не пэзволя ет, да и вообще... Д иректор детского дома Таисия Ивановна Кузьменко сама уже бабушка, ей ли не понятны детские слезы и оби ды, когда знает ребенок,, что неподалеку жизет бабушка, дедушка или мама, а забирать его к себе и не собирается. К ак, наприм ер, Н. И. К-р. Разыскал внука, прислал пись мо: «Дорогой внучек., я и не знал, что ты в детдоме. Как ты там ж ивеш ь, не голоден ли, не обиж аю т ли тебя?» А воспитателям написал, что внука взять к себе не может — ж ена не согласна. Ж ивет в Североморске Лю бовь Степановна Ц-ва. М уж умор. Остались на р ука х три дочки. Ж ить, конечно, было не- легно. Другая бы на дсе работы устроилась, лиш ь бы дети при ней остались. А эта... Сдала двух младших дочек в Дом ре бенка и забыла о них. Здоро вы ли, ж и еы — +ie тревож ило это Любови С тепановну. О^но лиш ь ее волновало: алименты на детей приходилось платить. Сама в детдом не рискнула явиться, а м ожет, и полени лась. Уго,?о->ила мать, которая живет в М урманске, чтобы та сходила, похлопотала об отм е не алиментов. А девочки лица м атеринско го не пом нят. И х даже такой пам яти лиш или... А. Е. М-ва, рассудив, что за ниматься воспитанием дочери чересчур хлопотное заня тие, и зная, что наш гум ан ный закон освобождает мате- рей-одиночен от уплаты али ментов, взяла бум агу, р у ч ку и недрогнувш ей руко й вывела чудовищ ные по своей сущ нос ти слова «Прошу забрать мою дочь...» Больш ую девочку, все поним ающ ую ... Немало таких судеб в дат ском доме. И поэтому так ра дуются здесь любому прият ному событию. Например, та кому: пришло письмо, на Оле га Бабура родственники оформляют опекунство. А это значит, что у мальчика скоро появится свой дом. Пусть он будет для него добрым. У ДЕТСКОГО дома сегодня м ного проблем. Начиная с маленьких, будничных: не хватает спортивных костю мов, кед... И кончая более серьезными, решать которые под силу, наверное, только городу. Каждое лето детский дом вывозит на ю г своих питом цев. Арендую т школы, интер наты и прочие пустующие п о' мещения. Деньги всякий раз платят большие. Если в пер вые годы такса составляла 2 тысячи рублей, то сейчас перевалила *а 6 тысяч. В Ейске даже за пляж пришлось платить. А сколько бьется по суды, приходит в негодность белья за время переезда! Убыточны летние дачи для детдома. Напрашиваются два выхода: строить свою базу от дыха или купить подходящий дом где-нибудь на юге. Воз можно, перзый вариант осу ществить в ближайшие годы трудно. Но второй-то вполне реален. И здание подходящее • Херсонской области д ир е к тор подыскала. Но вопрос »тот до сих пор остается от крытым. Горисполком молчи:. Расточительное получается молчание... И этим летом детский д ои опять отправляется на «чужие дачи», прихватив с собой бе лье, посуду, стройматериалы. Путь предстоит нелегкий, с пересадками и нервотрепка ми. И вновь — на незнакомое место, где придется заново обживаться, устраиваться. Вторая проблема, конеч но же, кадры, те самые, ко торые «решают все». С од- нЪй стороны, у нас а городе создалась такая обстановка, что учителю сложно бывает найти работу (причин для это го много, но не в них сейчас дело). С другой — в детдоме всегда есть вакантные места. Объясняется это, разумеется, спецификой работы. Не каж дая сможет отдааать себя всю, без остатка чужим де тям, работать, если нужно, по две смены, с 8 до 23, ночью вскакивать от тревожного звонка («Возка пропал!»), не спать до утра, разыскивая по теряшку, терпеть грубости мальчишек, пока они не при мут тебя. Для этого надо принять этот «дом детства», как свой, всем сердцем по нять его беды и радости. Как сделали это в с.зое время старейшие воспитатели дет ского дома Ирина Изанонна Кузнецова, Ав'уста Дмитриев на Прялкова, Галина Изанозна Исакова, да и другие воспи татели, отдавшие ему всю свою жизнь — в полном смысле этого слова. Не для красного словцз это гозорюТ Вспомните по следнчй фильм о детском до ме, очерк в «Работнице». В обоих этих случаях мы видим женщин с несло^кившейся личной судьбой. Не хзатило им жизненных сил, времени не хватило, чтобы устроить свое личное, «домашнее» счастье. Да и как его устроить то, если чуть задержится Ирина Ивановна дома, как Вовка второклашка звонит: — А вы знаете, сколько сейчас времени? Вы почему до сих пор не в детдоме? Вот и объясни ему, несмыш ленышу, что приболела, что выходной у тебя. Он ж е при вык: только глаза откроет, позавтракает — уже мчится к завучу поздороваться. Д АВНО замечено что с детьми быстрее -находят общий язык молодые люди, студенты. Они не об ременены семейными забота ми, зато переполнены всезоз- можными идеями. Но их по рывы сдерживаются плане-ми педкафедр. Не зная специфи ки работы, не понимая психо логии ребят, студенты прихо дят с готовыми планами, где все расписано нот» х «до». А ведь от них требуется совсем иное: походить сюда, посмот реть, познакомиться с ребя тами,. узнать их судьбы, по нять, л уж потом проводить «мероприятия». И . - было бы совсем -отлично, если бы сту денты педучилища, пединсти тута могли летом выезжать с детдомом на юг,, работать, пионервожатыми, помощни ками воспитателей. Только так может быть пре одолен психологический барь ер. И второе. Необходимо помочь молодым педагогам, работающим в детДоме, с жильем. Чтобы они не юти лись в пустующих комнатах рядом с воспитанниками, а могли отдохнуть после рабо ты в своем доме, куда м ож но хотя бы гостей пригласить. Есть здесь и еще одна проблема, связанная со шко- , \ лой. Как-то я присутствовала при беседе завуча И. И. Куз: нецовой с учительницей под готовительного класса 19-й школы. Говорили о наболев шем: как помочь детдомов цам осилить нелегкую для них программу первого клас са. Не забудем, что одни из них свою жизнь начали в сте нах Дома ребенка, продолжи ли в детских домах, другие были взяты от пьяниц. М недостатки «недомашнего» вос питания . налицо: малыши пло хо читают и считают. Им прос то необходимы специальная учебная программа, повышен ное внимание педагогов. Вряд ли это возможно в обычных классах, где на парте рядом с детдомовцем сидит ребе нок, подготовленный к школе садиком- и родителями. И по тому органам народного об разования, наверное, надо по думать над таким вопросом: не выделить ли детдомовцев в начальной школе в отдель ные классы? Как и в любом детском до ме, здесь немало способных ребят. Взять хотя бы Таню Попову, которой в свое вре мя в Кировске педагоги дали блестящие характеристики, отмечая у нее «отменные му зыкальные данные». Зани маться бы Тане и сейчас в музыкальной школе, но... Во- первых, возникает вопрос Ь плате за обучение (очевидно, это забота гороно), во-вторых, отпускать маленькую девочку одну в школу боязно. Вот бы где пригодилась помощь студентов музыкального учи лища. У детского дома есть, ко нечно, свои шефы. Они гото вы деньги на расчетный счет перечислить, с ремонтом по мочь, подарки приготовить. Но на этом часто их помощь кончается. А ребятам нужны старшие друзья, которые бы с ними на лыжах покатались/ в поход сходили, в волейбол сыграли — просто так, б е з возмездно, без оплаты, от сердце. Неужели у нас в городе не , найдется именно таких — на стоящих ребячьих комиссаров на тех ж е флотах, на судовер фи, которым под силу помочь детдомовским мальчишкам и девчонкам преодолевать сов сем недетское горе, подарить им настоящий Дом детства, где бы соседствовали рядом тепло и уют, доброта и вни мание.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz