Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ • «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ДОМ ДЕТСТВА!» — выведено круп­ ными буквами над входом в М урманский детский дом № 5 Вроде хороший транспарант, слова добрые, приветливые, а как прочитала — сердце сжалось. И первая мысль: «Дай бог, чтобы поменьше детей сюда приходило!» Этот детдом я знаю не первый год и убедилась, что детям живется здесь неплохо. У них действительно есть все. О деж ­ да, какую носят не все и домашние дети: пальто на меху, шу­ бы, пимы, костюмчики и обувь, сшитые по индивидуальным заказам ■ ателье... Еда, вкусная и калорийная. Удачно подо­ бранна* библиотечка, которую помогают собрать детдому ра­ ботники М урманского книжного издательства и обкома ком- сомола. 2-L / Да и само здание, в котором совсем недавно справили но­ воселье, вполне современное и удобное. Спальни на три че­ ловека, холлы с цветными телевизорами и мягкой мебелью .- несколько дней прислал пись­ мо: «Хочу в детдом, забери­ те, папка пьет»). Причина по­ бегов одна: не может ребе­ нок позерить в предательст­ во родителей, в то, что не нужен он им, в то, что он — сирота при живом отце, ма­ тери, бабушке. Не война ведь... ...В кабинет директора за- хоДит Иринка и молчит, а в дверь ее подруж ка загляды­ вает, шепчет что-то, подске зывает, — В чем дело, девочки? — Н Е ТОЛЬКО о сегодняшнем дна детворы позаботи­ лось государство. О завт­ рашнем — тоже. Немногие знают, что каждый детдомо­ вец, достигший восемнадцати­ летия, получает в городе, где родился, комнату. В первую очередь этих ребят трудо­ устраивают, принимают в учи­ лища, техникумы. И работать эти ребята уме­ ют. Зайдите в мастерские — столярную, швейную — и вы убедитесь в этом. Как-то зз- хожу в творческую мастер­ скую и вижу: мальчишка лет десяти, стоя на стуле, плетет сложнейший узор макраме. Девчушка неумело тычет иг­ лой в ткань — учится. Другая; дошивает симпатичного котен­ ка. А рядом выстроились уже готовые Чебураш ки, утята, крокодилы. И труд но пове­ рить, что сделаны они этими вот малышами. -«Умеет трудиться» — . такие слева есть « характеристике почти у каж д о го детдомов ского ребенка. Откуда это у -них? Может, от ранней само­ стоятельности, .от понимания, -что если не сам, то кто тебе сошьет платьице, выпилит крейсер? Кто? Ведь рядом нет любящих мамы с папой, за­ ботливых бабушек и дедушек. Здесь привыкли заботиться друг о друге: старшие ребята малышам и носы утрут, и бан­ тики завяжут, и на'ночь сказ­ ку почитают. И асе таки, нэсмотря на уют и теплоту, в детдомах не хватает... дома. Почему? Что­ бы понять это, приведу такой пример. Где то месяца дза назад пожаловала в детдом одна комиссия — из роно, следом — из гороно, потом — из облоно, затем — из санэпид­ станции и т. д. больше д а/х недель незнакомые люди с раннего утра приходили в дет­ дом, знакомились с его бы­ том, проблемами. Ходили по спальням, заглядывали в шкаф­ чики, под кровати, проверя­ ли, везде ли порядок. Возможно, так оно и долж ­ но быть, не спорю. Только к концу проверки воспитатели заметили, что дети Стали ка­ кими то дергаными, непо­ слушными. И разве не понят­ но — почему. Представьте, что в ваш дэм изо дня в день приходят , чужие люди, смотрят, как вы убираете сзою постель, едите, проводите свободное время. Чужой, при­ дирчивый глаз постоянно сле­ дит за вашей жизнью. От это­ го, думаю, у любого взросло­ го не выдержат нервы. А здесь — дети. Ранимые, тон­ кие, с надломанной психикой. Те, кто и а сэбственном-то (язык не поворачивается ска­ зать — родительском) дом-} тепла, покоя не видели, Д ЕТИ есть детит-'Уж как h i плохо им было под ро дительским кровом, они и сейчас любыми правдами и неправдами норовят туда вер­ нуться. Хоть на ночку, хоть на часок. Чтобы мамку уви­ деть, пусть пьяную, бесша­ башную а своем затянувшем­ ся беспробудном «веселье», но свою мамку. Погладит она неверной рукой по голозке ребенка, сунет черствый су- Л. Шебеко \ J 11 а I 1 J харь — ему уж и солнышко улыбнется, воспоминаний, доб­ рых снов надолго хватит. Да, дети (в основном нович­ ки), бывает, и бегут, этого не скроешь. Это боль многих детских домов, их беда. Как втолковать ребенку, что- мама и папа — плохие? М ож но ли это делать? Сложные эти воп­ росы, очень сложные. Кое-кто винит воспитателей ■ том, что недосмотрели. Так ведь не повесишь на две рях замок. Детям гулять нуж­ но. А они большие, не ясель­ ная группа, которую на одной веревочке выводят на про­ гулку... — Поехали к бабуш ке в Ко­ лу? — предложил В адик д ру­ гу Кольке. — Давай! И поехали закады чны е д ру­ зья в Колу, тем более что не­ далеко от детдома, на останов­ ке «Автопарк», останавливаю т­ ся все «сотки». В автобусе к пацанам подошла конд уктор : — Р ебятки, а билеты кто будет покупать? — Мы из детдома, у нас де­ нег нет. Сердобольная ж енщ ина по­ жалела м альчиш ек: пусть едут. В Коле вышли на площади, и понесли ноги прямо и реке. Свобода! Прыгал В адик с ка м ­ ня на кам ень, вдруг нога под­ вернулась и — в воду! На бе­ рег выбрался м окры й, поси­ невший. Только завуч Ирина Иванов­ на Кузнецова тр уб ку телефон­ ную положила (звонили из ми­ лиции), к а к в деерь вбежала воспитательница. — Ребята пропали — из ш колы не вернулись. — Кто? — Ох, и не говорите, семе­ ро — во главе с Ж енькой Ж енька выбежал во время перем енки на улицу в та по ч­ ка х. Завуч, заметив наруш ение ш кол ьны х правил (в ш коле следят за чистотой), после звонка его в класс не п у с ти ­ ла. Но Ж енька успел дверь в кабинет пр ио ткры ть, н р и кн у ть «своим»: «Меня из ш колы в ы ­ гоняю т!» Для детдомовцев друж ба — понятие святое, и в этом воз­ расте они ее поним аю т острее и своеобразнее, чем мы, взрос­ лые. Следом за Ж енькой ш ес­ теро детдомовцев по кин ули класс. Н астигли их в Оленегорске: кто утверждал, что едет на­ совсем к мамне, кто вспомнил о бабуш ке, а кто — поехал за ком панию , нуда глаза глядят... У спокоили ребят, привезли об­ ратно а М урм анск. На следую ­ щий день они ка к ни в чем не бывало сидели за партами. Знают воспитатели, что не последний это случай. Бегут ведь ребята не от плохой жизни (вам здесь могут рас­ сказать и о ребенке, который, зозаратясь а семью, через спрашивает Таисия Ивановна Кузьменко. — К тете отпустите? — Какая тетя, откуда? История проста. Познако­ милась Маша на улице с ж ен­ щиной, та и пожалела девчон­ ку, в гости пригласила. Вроде бы все нормально, пусть де вочка сходит. Но в том-то и дело, что подобные истории нередки. Раз сходит ребенок в гости, второй... Прикипит сердцем к чужому дому и на­ деется, ждет, что добрая те тя его из детдома заберет. А это, к сожалению, не всег­ да возможно. Сердобольная тетя исчезнет, а травма в дет­ ском сердце останется. Ему ведь не понять взрослые объ­ яснения: квартира, мол, ма ленькая, зарплата не пэзволя ет, да и вообще... Д иректор детского дома Таисия Ивановна Кузьменко сама уже бабушка, ей ли не понятны детские слезы и оби ды, когда знает ребенок,, что неподалеку жизет бабушка, дедушка или мама, а забирать его к себе и не собирается. К ак, наприм ер, Н. И. К-р. Разыскал внука, прислал пись­ мо: «Дорогой внучек., я и не знал, что ты в детдоме. Как ты там ж ивеш ь, не голоден ли, не обиж аю т ли тебя?» А воспитателям написал, что внука взять к себе не может — ж ена не согласна. Ж ивет в Североморске Лю ­ бовь Степановна Ц-ва. М уж умор. Остались на р ука х три дочки. Ж ить, конечно, было не- легно. Другая бы на дсе работы устроилась, лиш ь бы дети при ней остались. А эта... Сдала двух младших дочек в Дом ре­ бенка и забыла о них. Здоро­ вы ли, ж и еы — +ie тревож ило это Любови С тепановну. О^но лиш ь ее волновало: алименты на детей приходилось платить. Сама в детдом не рискнула явиться, а м ожет, и полени­ лась. Уго,?о->ила мать, которая живет в М урманске, чтобы та сходила, похлопотала об отм е­ не алиментов. А девочки лица м атеринско­ го не пом нят. И х даже такой пам яти лиш или... А. Е. М-ва, рассудив, что за­ ниматься воспитанием дочери чересчур хлопотное заня­ тие, и зная, что наш гум ан­ ный закон освобождает мате- рей-одиночен от уплаты али­ ментов, взяла бум агу, р у ч ку и недрогнувш ей руко й вывела чудовищ ные по своей сущ нос­ ти слова «Прошу забрать мою дочь...» Больш ую девочку, все поним ающ ую ... Немало таких судеб в дат­ ском доме. И поэтому так ра­ дуются здесь любому прият­ ному событию. Например, та­ кому: пришло письмо, на Оле­ га Бабура родственники оформляют опекунство. А это значит, что у мальчика скоро появится свой дом. Пусть он будет для него добрым. У ДЕТСКОГО дома сегодня м ного проблем. Начиная с маленьких, будничных: не хватает спортивных костю ­ мов, кед... И кончая более серьезными, решать которые под силу, наверное, только городу. Каждое лето детский дом вывозит на ю г своих питом­ цев. Арендую т школы, интер­ наты и прочие пустующие п о' мещения. Деньги всякий раз платят большие. Если в пер­ вые годы такса составляла 2 тысячи рублей, то сейчас перевалила *а 6 тысяч. В Ейске даже за пляж пришлось платить. А сколько бьется по­ суды, приходит в негодность белья за время переезда! Убыточны летние дачи для детдома. Напрашиваются два выхода: строить свою базу от­ дыха или купить подходящий дом где-нибудь на юге. Воз­ можно, перзый вариант осу­ ществить в ближайшие годы трудно. Но второй-то вполне реален. И здание подходящее • Херсонской области д ир е к­ тор подыскала. Но вопрос »тот до сих пор остается от­ крытым. Горисполком молчи:. Расточительное получается молчание... И этим летом детский д ои опять отправляется на «чужие дачи», прихватив с собой бе лье, посуду, стройматериалы. Путь предстоит нелегкий, с пересадками и нервотрепка ми. И вновь — на незнакомое место, где придется заново обживаться, устраиваться. Вторая проблема, конеч но же, кадры, те самые, ко ­ торые «решают все». С од- нЪй стороны, у нас а городе создалась такая обстановка, что учителю сложно бывает найти работу (причин для это­ го много, но не в них сейчас дело). С другой — в детдоме всегда есть вакантные места. Объясняется это, разумеется, спецификой работы. Не каж ­ дая сможет отдааать себя всю, без остатка чужим де­ тям, работать, если нужно, по две смены, с 8 до 23, ночью вскакивать от тревожного звонка («Возка пропал!»), не спать до утра, разыскивая по теряшку, терпеть грубости мальчишек, пока они не при­ мут тебя. Для этого надо принять этот «дом детства», как свой, всем сердцем по­ нять его беды и радости. Как сделали это в с.зое время старейшие воспитатели дет­ ского дома Ирина Изанонна Кузнецова, Ав'уста Дмитриев­ на Прялкова, Галина Изанозна Исакова, да и другие воспи­ татели, отдавшие ему всю свою жизнь — в полном смысле этого слова. Не для красного словцз это гозорюТ Вспомните по следнчй фильм о детском до­ ме, очерк в «Работнице». В обоих этих случаях мы видим женщин с несло^кившейся личной судьбой. Не хзатило им жизненных сил, времени не хватило, чтобы устроить свое личное, «домашнее» счастье. Да и как его устроить то, если чуть задержится Ирина Ивановна дома, как Вовка второклашка звонит: — А вы знаете, сколько сейчас времени? Вы почему до сих пор не в детдоме? Вот и объясни ему, несмыш­ ленышу, что приболела, что выходной у тебя. Он ж е при вык: только глаза откроет, позавтракает — уже мчится к завучу поздороваться. Д АВНО замечено что с детьми быстрее -находят общий язык молодые люди, студенты. Они не об­ ременены семейными забота ми, зато переполнены всезоз- можными идеями. Но их по­ рывы сдерживаются плане-ми педкафедр. Не зная специфи­ ки работы, не понимая психо­ логии ребят, студенты прихо­ дят с готовыми планами, где все расписано нот» х «до». А ведь от них требуется совсем иное: походить сюда, посмот­ реть, познакомиться с ребя­ тами,. узнать их судьбы, по­ нять, л уж потом проводить «мероприятия». И . - было бы совсем -отлично, если бы сту­ денты педучилища, пединсти­ тута могли летом выезжать с детдомом на юг,, работать, пионервожатыми, помощни­ ками воспитателей. Только так может быть пре­ одолен психологический барь­ ер. И второе. Необходимо помочь молодым педагогам, работающим в детДоме, с жильем. Чтобы они не юти­ лись в пустующих комнатах рядом с воспитанниками, а могли отдохнуть после рабо­ ты в своем доме, куда м ож ­ но хотя бы гостей пригласить. Есть здесь и еще одна проблема, связанная со шко- , \ лой. Как-то я присутствовала при беседе завуча И. И. Куз: нецовой с учительницей под­ готовительного класса 19-й школы. Говорили о наболев шем: как помочь детдомов цам осилить нелегкую для них программу первого клас са. Не забудем, что одни из них свою жизнь начали в сте нах Дома ребенка, продолжи ли в детских домах, другие были взяты от пьяниц. М недостатки «недомашнего» вос­ питания . налицо: малыши пло хо читают и считают. Им прос­ то необходимы специальная учебная программа, повышен­ ное внимание педагогов. Вряд ли это возможно в обычных классах, где на парте рядом с детдомовцем сидит ребе­ нок, подготовленный к школе садиком- и родителями. И по­ тому органам народного об­ разования, наверное, надо по думать над таким вопросом: не выделить ли детдомовцев в начальной школе в отдель­ ные классы? Как и в любом детском до­ ме, здесь немало способных ребят. Взять хотя бы Таню Попову, которой в свое вре мя в Кировске педагоги дали блестящие характеристики, отмечая у нее «отменные му­ зыкальные данные». Зани­ маться бы Тане и сейчас в музыкальной школе, но... Во- первых, возникает вопрос Ь плате за обучение (очевидно, это забота гороно), во-вторых, отпускать маленькую девочку одну в школу боязно. Вот бы где пригодилась помощь студентов музыкального учи­ лища. У детского дома есть, ко нечно, свои шефы. Они гото вы деньги на расчетный счет перечислить, с ремонтом по­ мочь, подарки приготовить. Но на этом часто их помощь кончается. А ребятам нужны старшие друзья, которые бы с ними на лыжах покатались/ в поход сходили, в волейбол сыграли — просто так, б е з­ возмездно, без оплаты, от сердце. Неужели у нас в городе не , найдется именно таких — на­ стоящих ребячьих комиссаров на тех ж е флотах, на судовер­ фи, которым под силу помочь детдомовским мальчишкам и девчонкам преодолевать сов­ сем недетское горе, подарить им настоящий Дом детства, где бы соседствовали рядом тепло и уют, доброта и вни­ мание.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz