Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО А натолий Евгеньевич Попов к з тех людей, про профессиональные навы ки которы х говорят: «милостью бо ж ьей». Так вот Попов — нонструитор «милостью бож ьей». Множество рацио нализаторских предложений на счету этого очень молодого душой ветера на ры бной промыш ленности. За ere плечами 30 лот работы в рыбной промыш ленности и 39 лет нескончае мого творческого поиска. Им и- его ноллегами предложен ряд ор иги нальны х техн ических решении п * «лож нейш им вопросам эксплуатации судового оборудования. О некоторы х и з них А. 6. Полов, ведущий кон етрун - т-ор сектора гю проведению и спы та ний судовы х механизмов, рассказы вает сегодня. Содружество Слово—передовику РЕЗЕРВЫ ТВОРЧЕСКИХ ВРИГИД В НОГУ С ФЛОТМ Задача неред рыбопромыс ловыми флотами нашего бас сейна стоит одна: добывать больше ншцеиэц предакции, выполнять Продовольствен ную программу. Понятно, что для бесперебойной добычи рыбы необходима беспере бойная работа судового обо рудования. Этим озабочены механики, судоводители, ма тросы. Улучшением грамот- &ного технического обслужи вания судового оборудова ния занимаемся и мы, неболь шая группа ЦПКТВ, специа лизирующаяся по крутиль ным колебаниям валопрово- дов судовых энергетических установок, судовых механиз мов, вибрации и тензомет рии. Поскольку требования ко всем этим работам регла ментируются Правилами Р е гистра СССР, то и сами па ши работы относятся к раз ряду регистровых. Долгое время у нас в бас- сейне не было своих специа листов по этим сложным воп росам. Появились они только в начале 70-х годов, когда при глаш енный ИЗ' Ленинграда опы тны й специалист А. А. Хо хлов взял себе а ученики трех человек -*■- двух вы п ускн и ко в МВИМУ - R m Оснояков а, С. М. С илкова н меня, автора этих строк, уж е успевш его к тому времени поработать су довым м ехаником и ко н с тр у к тором в управлении «М урман- сельдь». Прошло 14 лет. Уче н ики А. А. Хохлова стали при знанными специалистами, коь- торы х уваж аю т на всех фло тах бассейна. Для чего же ведутся наш» работы? _. Приведу один пример. На тралфлотовском РТЛ «Ры бак» вышел из строя колен вал — появились трещины. Проще говоря, металл не вы держал нагрузок, «устал». Судно встало на прикол, хо тя списывать его было ра но. А одной из причин ран ней усталости механизма бы ли, как выяснилось, пресло вутые крутильные колеба ния. Значит, чтобы предот вратить подобные случаи в дальнейшем, судовые специ алисты должны были знать, к чему приводят эти ковар ные колебания. А помочь, им предотвратить поломку наша задача. Суда типа РТЛ сейчас на промысел не выходят,, но от аналогичных бед не гаранти рованы другие траулеры. По этому особенно тщательно занимались, мы. исследования ми влияния колебаний на работу главных двигателей БМРТ типа «Пушкин» и ПСТ типа «Баренцево мо ре». Согласно действующим Правилам Регистра СССР, частота оборотов главных двигателей БМРТ типа «Пушкин» должна при эк сплуатации быть значитель но ниже, чем планировалось при постройке. Что это зна чило на деле? Снижение хо да судна, следовательно, ог раничение маневренности, трудности при движении с тралом и, как правило, недо лов — невыполнение плана. Тщательный анализ, про веденный пали, показал, что ограничивать чиело оборотов двигателя нет необходимо- -ети. И Регистр с нами согла сился. Прогноз наш оправ дался полностью. Из всех 23 судов- этой -еерш лишь- - на одном вышел из строя ко ленвал. На ПСТ же типа «Барен цево море» слабым местом были упругие муфты «Вул кан» судового валопровода. При выходе из строя этой муфты судно начисто лиша лось хода, что в определен ной ситуации могло кончить ся трагически. Нашей зада чей было срочно разработать рекомендации по повышению надежности «Вулканов», что мы и сделали. Растет рыбопромысловый флот, шире и сложнее стано вятся задачи конструкторов. К нашей маленькой группе при соединились молодые специа листы А. Л. Первухин, П. Л. Корш унов, Н. С. Кузнецов, А. И. Ш лехт. Работать стало сложнее и> конечно, интерес нее. Иногда нам приходится реш ать прям о-таки необычные задачи. Был такой случай. На БМРТ «Орбита» из-за перегру зок провернулся кри вош и п ко ленвала. М орякам не надо объ яснять, чем это грозит. Если попы таться развернуть кр и в о ш ип, то на это уйдет масса времени — огром ны й объем ремонтны х работ. М ожно, ко нечно, поменять весь коленвал, но это — еще труднее и не выгодно для флота. Мы реш или просто закрепить этот кривош ип. Рассчитали. П ри кинули . Разработали техно логию подкрепления р а зо вой ш ейки. И вот уж е много лет исправно ходит «Орбита» со старым закрепленным к р и вош ипом. Да мало ли какой работой приходится нам заниматься! Скажу одно: пашу неболь шую группу" отлично знают на всех флотах. Работаем-то мы для йих и — вместе с ними. Каши текущие проблемы — это проблемы флотов «Севрыбы». Начали ли рваться анкерные связи главных двигателей БАТ типа «Горизонт» Или встал вопрос о замене гасителя колебаний в главных двига телях ПСТ типа «Баренцево морс» — все это незамед лительно надо решить нам,, помощникам рыбаков. Мои личны е планы неотдели мы от задач нашей груп пы . Надеюсь разрешить- проблему увеличения срока служ бы у п р у ги х элементов м уф т «Вул кан», которы е прим еняю тся и- на ПСТ, и на БМРТ, и на. БАТ» Буду работать дальше над внедрением в п р а кти ку дейст венного контроля за ответст венным крепеж ом (цилиндро вы х ш пил ек, » частности) главны х двигателей тех ж е су дов. Хочу заняться вопросами технической диагностики судо вого оборудования. Конечно, над всеми этими сложнейш им и и интереснейш и ми вопросами я буду работать р у ка об р у ку с моими товари щами, моими коллегами. Ведь все вместе мы принесем фло там гораздо больше пользы, чем кто-то один. А. ПОПОВ, ведущий конструктор ЦПКтБ. ВРПО «Севрыб*», обком проф сою з» рабочих пищевой промыш ленности. областное правление НТО пищевой промышленности, объединенный совет КОИР рыбной промышленности приняли по становление о б организации социалистического соревновании ком плексных творческих бригад предприятий и организаций рыбной отрасли. _ — Это социалистическое со ревнование, — говорит секретарь обком » профсоюзе рабочих пи щевой промышленности- Ю> В. Макаров, .— организовано с це лью активизации работы общест венных творческих объединений трудящихся, изучения и широко го распространения их опыта. В отрасли в настоящее время дей ствуют свыше четырехсот твор ческих . бригад. В центре и» взи мания находятся вопросы техни ческого совершенствования и интенсификации производств*, разработки и внедрения высоко производительных средств меха низации и автоматизации, про грессивных- технелогичееких про цессов. Ежегодно- не--творческим груп повым планам, в рыбной промыш ленности работают нар менее, д е сяти , тысяч'"специалиетэв. Ими внедряются'разработки с ежегод ным. экономическим , эффектом 10— 12 миллионов рублей. К при меру, творческая бригада под ру ко водетаем главного инженера М урманского тралового флота Ю. И- - К о ч о ш а н к о , учитывая не хватку судоремонтных мастер ских,. разработала мероприя тия,. позволяющие эксплуатиро вать суда типа БАТ в теч.ение д е сяти лет без малого капитально го ремонта. Творческая бригада этого ж е флота в составе четы рех специалистов во главе с Б. К. Сулимовым разработала комплекс мероприятий, которые обеспечивают., сокращение стоя ночного времени судов в пор ту и в ремонте. Их внедрение в практику позволило получить за го д ж а н е м и ч е ски й эффект в не с к о л ь к о миллионе» рублей. Шг связи се служившемся- тяж«т лей. обстановкой по пе хта вке промысловыми судам и п т ц е в о й мойвы е с т р * встала проблема ее сор ти рввки . Тогда твормеской бригадой производственн о - те х н и ч еского объединения «Сев- техрыбпрлм », руководит которой Л. А . Федесевнко, была создана сортировочная м аш ина. А всего бы ло изготовлено и передано на добывающие суда тридцать т а ки х м ашин. Экономический афф ект от их- использовании составил 813 ты сяч рублей. Молодежным творческим кол лективом управления «Оеврыб- холодфлот», ноторый возглавляет • . С. Кащеев, была разработана технологическая докум ентация по повыш ению производительности носового пресервНого цеха плав базы «В иктор Кингисепп». Дело в Том. Ч Т в На сущ ествующ ей пре- сервной линии вы пускались пре сервы только из свежей рыбы в банках № 276 к 2 7 к . В ы п у с к ж е пресервов из дефростировлнного сы рья был затруднен, та к к а к приходилось дополнительно ста вить рыбообработчиков на сорти ровку рыбы, из-за транспортиров ки сы рья н месту разделки. Что приводило н сниж ению е го- каче ства. В период межрейсоаой- сто ян ки силами энипаж а произвели переоборудование цеха.. В резуль тате чего вы п уск пресервов' уве личился в два раза. Кроме того, правильно размещенное техноло гическое, оборудование позволило высвободить шесть рыбообработ ч и ко в в см ену наг всем цикле вы п у с к пресервов из дефростиро- ванного сырья, значительно ул уч ш ить условия труда м оряков и качество продукции. Организуемое соревнование творческих бригад призвана, пол нее использовать все их возм ож ности в укреплении связи науки с производством, содействовать сокращению сроков выполнения и повышению качестве проект ных работ, эффективному при менению творческих находок i практик»-, рациональному исполь зованию сырь*, топлив», электро энергии и материалов. Утверждены уеловия соревнвр вамия н» лучшую комплексную творческую бригаду на периоД с 1 июня WW года п * 1 и и л * 1ЯИ год». Подведение его итого» поручено президиумам областно го правления НТО и объединен ного совет» ВОИР рыбной про мышленности. Согласно условиям сореинова- ния основным документом, рег ламентирующим деятельность комплексной творческой брига ды, является коллективный твор-- ческий план — ее групповое обя зательство, направленное не раз работку и реализацию пробле мы, требующей объединений усилий специалистов различного профиля. Лучшие творческие пла ны бригад, их составы должны быть зарегистрированы в област ном управлении НТО не позднее 1 сентября t984 года. Победителями соревнования б • дут признаны те бригады, кото рые разработают и внедрят до 1 июля будущего года меро приятия, давшие наибольший ре альный социальный и экономиче ский эффект. Творческим б;знга- дам-победителям будет организо вана специализированная туристи ческая поездк», организаторам соревнования в качестве поощ рения — поездки на ВДНХ СССР. Установлены первая, вто рая и третья денежные премии в сумме от 750 до 3750 рублей, в зависимости от количестаенно- го состава творческих бригад. В. МИРОНОВ. Курсом технического прогресса КОЭФФИЦИЕНТ С танок стал посреди сме ны. Это был стары й, заслуж ен ны й вертикально-ф резерный стенок - работяга, исправно и дисциплинированно работав ш ий вот уж е двадцать лет. Тан что в тем, что вн стал, не быле, собственно, ничего удивительного. Сегодня вышел из строя механизм продольной подачи, а завтра, положим , мог бы полететь изъеденный вре менем по дш и п н и к или какой - нибудь пенсионного возраста пал. Да, удивительного ниче го не было, а вот неприятно стей *то т досрочны й выход из смены сулил много. Ф резеровщ ик Николай А лек сеевич Захаров пр ики н ул не глаз количество готовы х дета лей: маловато! Да, еще бы де лать да делать. Заназ-то сроч нейш ий. И з тех, что идут по линии м ежзаводской коопера ции и обеспечиваю т план по ставок. Дела-а... А самому те перь куда? С метлой по цеху ходить, пока станок чинить, бу дут? С леж ны е вопросы стоя ли и перед руководством цеха. «Ну, ладно, с Захаровым ре ш ить вопрос м ожно, — рас суждал н а ча л ь н и к цеха Н ико лай Сергеевич Сверчнее, — счастье, что он см ежной спе циальностью владеет, — пора ботает по ка на строгальном станке. А вот что делать с за- клзомТ Ох у ж эти старые стан к а То одно, то другое... Да, придется опять накой то цех просить помочь. Может, и на этот раз вы р уч и т межзавод ская кооперация?» «Ох уж эти старые станкт! —бросил в сердцах начальник цеха. — Им на металлолом давно пора, а мы на них ра ботаем!» И эта фраза хоть и не объясняла, но давала тол чок к пониманию положения дел в цехе. Собственно, в сам опытно- экспериментельный цех про дукции машиностроения, име нуемый работниками М урман ской судоверфи прост» «вось мой цех», я попал» вовсе не з» тем, чтобы разбираться в старческих станочных болез нях и бедах, отсюда вытекаю щих. Напротив, прмшл» я сю да, чтобы рассказать через га зету, как в этом цехе добились одного из самых высоких в объединении коэффициентов сменности станочного парка. Коэффициент этот по отдель ным группам оборудования неуклонно приближается в цехе к трем. Очень хорошея цифра! И, значит, за ней сто ит добротный опыт использо вания оборудования. На деле оказалось иначе. Хотя и коэффициент сменно сти был, действительно, вы сок, и опыт положительный был... Давайте вместе немнож ко порассуждаем: что такое ко эффициент сменности 3? Тот самый идеальный коэффици ент, к которому должны стре миться н » любом предприя тии? Это значит, что станок должен работать три смены без перерыва. Жестковатые нормы, верно? И уж, конечно, далеко не любой станок мо жет такой режим выдержать. Новая, высококачественная машина с большим запасом прочности узлов — может. Но таких машин в восьмом цехе — две. Капитально отремон тированный вгрегат — тоже может, не и их всего два. Остальные же семьдесят станквв и по возрасту, и п? состоянию — родные брвтья уже упоминавшегося верти кально-фрезерного. Одни и* них устарели физически до такой степени, что могут про изводить лишь крепежные де тали — гайки, болты. Как н * приспосабливайся, необходи мую точность деталей все равно не обеспечишь. Д а если еще учесть, что станки уста рели морально, требуют не прерывного ухода и ремонта, работают медленно, то эти самые болты и гайки получа ются чуть ли не золотыми. И вот на таких станках ра бочие восьмого цеха «выжи мают» столь высокий коэффи циент сменности. На станках с высотой центра 200 мм он достигает 2,4—-2,5. Что н» деле означают эти цифры? — М огу сказать одно, — в голосе Н. С. С верчков* бов- сем н« слышно победных но те» руководителя цеха, до» стигшего высоких руб» -сей, — эти цифры говорят лишв о том, что станки в любой мо мент могут стать. То есть такой высокий козффициент сменности — вынужденный. Более того, он неоправдан. Вот, оказы вается, какая опасная изнанка у блестящих цифр. Дело в том , ч т о стаиочг ный участок цеха (один из всех остальны х) работает в три смены. То есть с та н ки прак- 8 июня 1984 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz