Рыбный Мурман. 1984 г. Июнь.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО А натолий Евгеньевич Попов к з тех людей, про профессиональные навы­ ки которы х говорят: «милостью бо­ ж ьей». Так вот Попов — нонструитор «милостью бож ьей». Множество рацио­ нализаторских предложений на счету этого очень молодого душой ветера­ на ры бной промыш ленности. За ere плечами 30 лот работы в рыбной промыш ленности и 39 лет нескончае­ мого творческого поиска. Им и- его ноллегами предложен ряд ор иги ­ нальны х техн ических решении п * «лож нейш им вопросам эксплуатации судового оборудования. О некоторы х и з них А. 6. Полов, ведущий кон етрун - т-ор сектора гю проведению и спы та­ ний судовы х механизмов, рассказы ­ вает сегодня. Содружество Слово—передовику РЕЗЕРВЫ ТВОРЧЕСКИХ ВРИГИД В НОГУ С ФЛОТМ Задача неред рыбопромыс­ ловыми флотами нашего бас­ сейна стоит одна: добывать больше ншцеиэц предакции, выполнять Продовольствен­ ную программу. Понятно, что для бесперебойной добычи рыбы необходима беспере­ бойная работа судового обо­ рудования. Этим озабочены механики, судоводители, ма­ тросы. Улучшением грамот- &ного технического обслужи­ вания судового оборудова­ ния занимаемся и мы, неболь­ шая группа ЦПКТВ, специа­ лизирующаяся по крутиль­ ным колебаниям валопрово- дов судовых энергетических установок, судовых механиз­ мов, вибрации и тензомет­ рии. Поскольку требования ко всем этим работам регла­ ментируются Правилами Р е­ гистра СССР, то и сами па­ ши работы относятся к раз­ ряду регистровых. Долгое время у нас в бас- сейне не было своих специа­ листов по этим сложным воп­ росам. Появились они только в начале 70-х годов, когда при­ глаш енный ИЗ' Ленинграда опы тны й специалист А. А. Хо­ хлов взял себе а ученики трех человек -*■- двух вы п ускн и ко в МВИМУ - R m Оснояков а, С. М. С илкова н меня, автора этих строк, уж е успевш его к тому времени поработать су­ довым м ехаником и ко н с тр у к­ тором в управлении «М урман- сельдь». Прошло 14 лет. Уче­ н ики А. А. Хохлова стали при­ знанными специалистами, коь- торы х уваж аю т на всех фло­ тах бассейна. Для чего же ведутся наш» работы? _. Приведу один пример. На тралфлотовском РТЛ «Ры­ бак» вышел из строя колен­ вал — появились трещины. Проще говоря, металл не вы­ держал нагрузок, «устал». Судно встало на прикол, хо­ тя списывать его было ра­ но. А одной из причин ран­ ней усталости механизма бы­ ли, как выяснилось, пресло­ вутые крутильные колеба­ ния. Значит, чтобы предот­ вратить подобные случаи в дальнейшем, судовые специ­ алисты должны были знать, к чему приводят эти ковар­ ные колебания. А помочь, им предотвратить поломку наша задача. Суда типа РТЛ сейчас на промысел не выходят,, но от аналогичных бед не гаранти­ рованы другие траулеры. По­ этому особенно тщательно занимались, мы. исследования­ ми влияния колебаний на работу главных двигателей БМРТ типа «Пушкин» и ПСТ типа «Баренцево мо­ ре». Согласно действующим Правилам Регистра СССР, частота оборотов главных двигателей БМРТ типа «Пушкин» должна при эк­ сплуатации быть значитель­ но ниже, чем планировалось при постройке. Что это зна­ чило на деле? Снижение хо­ да судна, следовательно, ог­ раничение маневренности, трудности при движении с тралом и, как правило, недо­ лов — невыполнение плана. Тщательный анализ, про­ веденный пали, показал, что ограничивать чиело оборотов двигателя нет необходимо- -ети. И Регистр с нами согла­ сился. Прогноз наш оправ­ дался полностью. Из всех 23 судов- этой -еерш лишь- - на одном вышел из строя ко­ ленвал. На ПСТ же типа «Барен­ цево море» слабым местом были упругие муфты «Вул­ кан» судового валопровода. При выходе из строя этой муфты судно начисто лиша­ лось хода, что в определен­ ной ситуации могло кончить­ ся трагически. Нашей зада­ чей было срочно разработать рекомендации по повышению надежности «Вулканов», что мы и сделали. Растет рыбопромысловый флот, шире и сложнее стано­ вятся задачи конструкторов. К нашей маленькой группе при­ соединились молодые специа­ листы А. Л. Первухин, П. Л. Корш унов, Н. С. Кузнецов, А. И. Ш лехт. Работать стало сложнее и> конечно, интерес­ нее. Иногда нам приходится реш ать прям о-таки необычные задачи. Был такой случай. На БМРТ «Орбита» из-за перегру­ зок провернулся кри вош и п ко ­ ленвала. М орякам не надо объ ­ яснять, чем это грозит. Если попы таться развернуть кр и в о ­ ш ип, то на это уйдет масса времени — огром ны й объем ремонтны х работ. М ожно, ко ­ нечно, поменять весь коленвал, но это — еще труднее и не­ выгодно для флота. Мы реш или просто закрепить этот кривош ип. Рассчитали. П ри кинули . Разработали техно­ логию подкрепления р а зо ­ вой ш ейки. И вот уж е много лет исправно ходит «Орбита» со старым закрепленным к р и ­ вош ипом. Да мало ли какой работой приходится нам заниматься! Скажу одно: пашу неболь­ шую группу" отлично знают на всех флотах. Работаем-то мы для йих и — вместе с ними. Каши текущие проблемы — это проблемы флотов «Севрыбы». Начали ли рваться анкерные связи главных двигателей БАТ типа «Горизонт» Или встал вопрос о замене гасителя колебаний в главных двига­ телях ПСТ типа «Баренцево морс» — все это незамед­ лительно надо решить нам,, помощникам рыбаков. Мои личны е планы неотдели­ мы от задач нашей груп пы . Надеюсь разрешить- проблему увеличения срока служ бы у п ­ р у ги х элементов м уф т «Вул­ кан», которы е прим еняю тся и- на ПСТ, и на БМРТ, и на. БАТ» Буду работать дальше над внедрением в п р а кти ку дейст­ венного контроля за ответст­ венным крепеж ом (цилиндро­ вы х ш пил ек, » частности) главны х двигателей тех ж е су­ дов. Хочу заняться вопросами технической диагностики судо­ вого оборудования. Конечно, над всеми этими сложнейш им и и интереснейш и­ ми вопросами я буду работать р у ка об р у ку с моими товари­ щами, моими коллегами. Ведь все вместе мы принесем фло­ там гораздо больше пользы, чем кто-то один. А. ПОПОВ, ведущий конструктор ЦПКтБ. ВРПО «Севрыб*», обком проф сою з» рабочих пищевой промыш ­ ленности. областное правление НТО пищевой промышленности, объединенный совет КОИР рыбной промышленности приняли по­ становление о б организации социалистического соревновании ком ­ плексных творческих бригад предприятий и организаций рыбной отрасли. _ — Это социалистическое со­ ревнование, — говорит секретарь обком » профсоюзе рабочих пи­ щевой промышленности- Ю> В. Макаров, .— организовано с це­ лью активизации работы общест­ венных творческих объединений трудящихся, изучения и широко­ го распространения их опыта. В отрасли в настоящее время дей­ ствуют свыше четырехсот твор­ ческих . бригад. В центре и» взи­ мания находятся вопросы техни­ ческого совершенствования и интенсификации производств*, разработки и внедрения высоко­ производительных средств меха­ низации и автоматизации, про­ грессивных- технелогичееких про­ цессов. Ежегодно- не--творческим груп­ повым планам, в рыбной промыш­ ленности работают нар менее, д е ­ сяти , тысяч'"специалиетэв. Ими внедряются'разработки с ежегод­ ным. экономическим , эффектом 10— 12 миллионов рублей. К при­ меру, творческая бригада под ру ко водетаем главного инженера М урманского тралового флота Ю. И- - К о ч о ш а н к о , учитывая не­ хватку судоремонтных мастер­ ских,. разработала мероприя­ тия,. позволяющие эксплуатиро­ вать суда типа БАТ в теч.ение д е ­ сяти лет без малого капитально­ го ремонта. Творческая бригада этого ж е флота в составе четы­ рех специалистов во главе с Б. К. Сулимовым разработала комплекс мероприятий, которые обеспечивают., сокращение стоя­ ночного времени судов в пор­ ту и в ремонте. Их внедрение в практику позволило получить за го д ж а н е м и ч е ски й эффект в не­ с к о л ь к о миллионе» рублей. Шг связи се служившемся- тяж«т лей. обстановкой по пе хта вке промысловыми судам и п т ц е в о й мойвы е с т р * встала проблема ее сор ти рввки . Тогда твормеской бригадой производственн о - те х­ н и ч еского объединения «Сев- техрыбпрлм », руководит которой Л. А . Федесевнко, была создана сортировочная м аш ина. А всего бы ло изготовлено и передано на добывающие суда тридцать т а ки х м ашин. Экономический афф ект от их- использовании составил 813 ты сяч рублей. Молодежным творческим кол­ лективом управления «Оеврыб- холодфлот», ноторый возглавляет • . С. Кащеев, была разработана технологическая докум ентация по повыш ению производительности носового пресервНого цеха плав­ базы «В иктор Кингисепп». Дело в Том. Ч Т в На сущ ествующ ей пре- сервной линии вы пускались пре­ сервы только из свежей рыбы в банках № 276 к 2 7 к . В ы п у с к ж е пресервов из дефростировлнного сы рья был затруднен, та к к а к приходилось дополнительно ста­ вить рыбообработчиков на сорти­ ровку рыбы, из-за транспортиров­ ки сы рья н месту разделки. Что приводило н сниж ению е го- каче­ ства. В период межрейсоаой- сто­ ян ки силами энипаж а произвели переоборудование цеха.. В резуль­ тате чего вы п уск пресервов' уве­ личился в два раза. Кроме того, правильно размещенное техноло­ гическое, оборудование позволило высвободить шесть рыбообработ­ ч и ко в в см ену наг всем цикле вы­ п у с к пресервов из дефростиро- ванного сырья, значительно ул уч­ ш ить условия труда м оряков и качество продукции. Организуемое соревнование творческих бригад призвана, пол­ нее использовать все их возм ож ­ ности в укреплении связи науки с производством, содействовать сокращению сроков выполнения и повышению качестве проект­ ных работ, эффективному при­ менению творческих находок i практик»-, рациональному исполь­ зованию сырь*, топлив», электро­ энергии и материалов. Утверждены уеловия соревнвр вамия н» лучшую комплексную творческую бригаду на периоД с 1 июня WW года п * 1 и и л * 1ЯИ год». Подведение его итого» поручено президиумам областно­ го правления НТО и объединен­ ного совет» ВОИР рыбной про­ мышленности. Согласно условиям сореинова- ния основным документом, рег­ ламентирующим деятельность комплексной творческой брига­ ды, является коллективный твор-- ческий план — ее групповое обя­ зательство, направленное не раз­ работку и реализацию пробле­ мы, требующей объединений усилий специалистов различного профиля. Лучшие творческие пла­ ны бригад, их составы должны быть зарегистрированы в област­ ном управлении НТО не позднее 1 сентября t984 года. Победителями соревнования б • дут признаны те бригады, кото­ рые разработают и внедрят до 1 июля будущего года меро­ приятия, давшие наибольший ре­ альный социальный и экономиче­ ский эффект. Творческим б;знга- дам-победителям будет организо­ вана специализированная туристи­ ческая поездк», организаторам соревнования в качестве поощ ­ рения — поездки на ВДНХ СССР. Установлены первая, вто­ рая и третья денежные премии в сумме от 750 до 3750 рублей, в зависимости от количестаенно- го состава творческих бригад. В. МИРОНОВ. Курсом технического прогресса КОЭФФИЦИЕНТ С танок стал посреди сме­ ны. Это был стары й, заслуж ен­ ны й вертикально-ф резерный стенок - работяга, исправно и дисциплинированно работав­ ш ий вот уж е двадцать лет. Тан что в тем, что вн стал, не быле, собственно, ничего удивительного. Сегодня вышел из строя механизм продольной подачи, а завтра, положим , мог бы полететь изъеденный вре­ менем по дш и п н и к или какой - нибудь пенсионного возраста пал. Да, удивительного ниче­ го не было, а вот неприятно­ стей *то т досрочны й выход из смены сулил много. Ф резеровщ ик Николай А лек­ сеевич Захаров пр ики н ул не глаз количество готовы х дета­ лей: маловато! Да, еще бы де­ лать да делать. Заназ-то сроч­ нейш ий. И з тех, что идут по линии м ежзаводской коопера­ ции и обеспечиваю т план по­ ставок. Дела-а... А самому те­ перь куда? С метлой по цеху ходить, пока станок чинить, бу­ дут? С леж ны е вопросы стоя­ ли и перед руководством цеха. «Ну, ладно, с Захаровым ре­ ш ить вопрос м ожно, — рас­ суждал н а ча л ь н и к цеха Н ико­ лай Сергеевич Сверчнее, — счастье, что он см ежной спе­ циальностью владеет, — пора­ ботает по ка на строгальном станке. А вот что делать с за- клзомТ Ох у ж эти старые стан­ к а То одно, то другое... Да, придется опять накой то цех просить помочь. Может, и на этот раз вы р уч и т межзавод­ ская кооперация?» «Ох уж эти старые станкт! —бросил в сердцах начальник цеха. — Им на металлолом давно пора, а мы на них ра­ ботаем!» И эта фраза хоть и не объясняла, но давала тол­ чок к пониманию положения дел в цехе. Собственно, в сам опытно- экспериментельный цех про­ дукции машиностроения, име­ нуемый работниками М урман­ ской судоверфи прост» «вось­ мой цех», я попал» вовсе не з» тем, чтобы разбираться в старческих станочных болез­ нях и бедах, отсюда вытекаю­ щих. Напротив, прмшл» я сю­ да, чтобы рассказать через га­ зету, как в этом цехе добились одного из самых высоких в объединении коэффициентов сменности станочного парка. Коэффициент этот по отдель­ ным группам оборудования неуклонно приближается в цехе к трем. Очень хорошея цифра! И, значит, за ней сто­ ит добротный опыт использо­ вания оборудования. На деле оказалось иначе. Хотя и коэффициент сменно­ сти был, действительно, вы­ сок, и опыт положительный был... Давайте вместе немнож ко порассуждаем: что такое ко ­ эффициент сменности 3? Тот самый идеальный коэффици­ ент, к которому должны стре­ миться н » любом предприя­ тии? Это значит, что станок должен работать три смены без перерыва. Жестковатые нормы, верно? И уж, конечно, далеко не любой станок мо­ жет такой режим выдержать. Новая, высококачественная машина с большим запасом прочности узлов — может. Но таких машин в восьмом цехе — две. Капитально отремон­ тированный вгрегат — тоже может, не и их всего два. Остальные же семьдесят станквв и по возрасту, и п? состоянию — родные брвтья уже упоминавшегося верти­ кально-фрезерного. Одни и* них устарели физически до такой степени, что могут про­ изводить лишь крепежные де­ тали — гайки, болты. Как н * приспосабливайся, необходи­ мую точность деталей все равно не обеспечишь. Д а если еще учесть, что станки уста­ рели морально, требуют не­ прерывного ухода и ремонта, работают медленно, то эти самые болты и гайки получа­ ются чуть ли не золотыми. И вот на таких станках ра­ бочие восьмого цеха «выжи­ мают» столь высокий коэффи­ циент сменности. На станках с высотой центра 200 мм он достигает 2,4—-2,5. Что н» деле означают эти цифры? — М огу сказать одно, — в голосе Н. С. С верчков* бов- сем н« слышно победных но­ те» руководителя цеха, до» стигшего высоких руб» -сей, — эти цифры говорят лишв о том, что станки в любой мо­ мент могут стать. То есть такой высокий козффициент сменности — вынужденный. Более того, он неоправдан. Вот, оказы вается, какая опасная изнанка у блестящих цифр. Дело в том , ч т о стаиочг ный участок цеха (один из всех остальны х) работает в три смены. То есть с та н ки прак- 8 июня 1984 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz