Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ нию В. И. Ленина, «...наиболь шей экономии сил и наибо лее производительного на родного труда». * * * К омсомольске - м о л о д е ж н ы й ЭКИПАЖ ком мунистического труда ТР «Отто Гротеволь», руководи мый В. К. Новиковым, доста вил в порт около трех тысяч тонн продукции сверх зада ния трех лет пятилетки, и до завершения пятилетнего пла на ему осталось совсем не много. Еще до декабрьского (1983 года) Пленума ЦК КПСС эки паж стал инициатором сорев нования на флоте за скорост ную обработку промысловых судов, снижение затрат, боль шую экономию времени мо рякам - смежникам. И, в ча стности, было намечено в ка ждом рейсе увеличивать до ход судна на 40 тысяч руб лей, сберегать промыслови кам 5 судо-суток. Эту иници ативу подхватили 30 экипажей флота. Коллектив ТР «Отто Гроте воль» удостоен приза «Рыбац кая доблесть», награжден По четной грамотой ЦК ВЛКСМ и Почетным дипломом обко ма комсомола. — Отличные показатели, вы сокие награды... Путь к ним тернист? — спрашиваю Вла димира Константиновича. туется промысловое судно. И — ни единой аварии! Спаренные кранцы стали применять на всех флотах «Севрыбы», переняли наш опыт и западные коллеги. Вот и посчитайте, сколько сотен тысяч рублей (сбереженные борта судов) сэкономила та кая «простенькая» мысль! И еще об одном рациона лизаторском предложении ка питана Новикова, которое то ж е дает флоту немалую эко номию. Речь идет о принципе рациональной укладки рыбо продукции: в трюме устанав ливают нижний ряд ящиков с рыбой на расстоянии друг от друга. Эти зазоры позволяют холодному воздуху свободно циркулировать, сохраняя тем самым высокое качество при нятых у промысловиков рыб ных товаров. В результате никогда не бывает претензий у инспекторов, проверяющих продукцию , и судно не про стаивает в порту. М ожно еще многое расска зать о технических новшест вах, применяемых на ТР «Ог- то Гротеволь». Конечно, они в немалой степени помогают экипажу добиваться высоких производственных успехов. Но — только помогают, глав ное же — сплоченность кол лектива, слаженность в рабо те, взаимопонимание, умение каждого матроса владеть и Портреты деловых людей ВЕРИМ ТЕБЕ, КАПИТАН! ПЕРВЫЙ капитанский рейс. * * Владимиру Константино вичу Новикову тогда только что исполнилось 30. Плавбазе «Тамбов» было чуть больше лет, чем капитану. Штормовой ноябрьской но чью плавбаза вышла из Коль ского залива. Ураганный ветер ударил в борт. Черные грома ды волн пошли на приступ ветхого судна. И тут лопнул штуртрос — цепь, соединяющая штурвал с пером руля. Судно стало не управляемым. Плавбазу понесло к берегу. Уже стали слышны в грохоте волн сигналы маяка Вардё. Что же ты стоишь, капитан? От твоего решения сейчас за висит жизнь 160 человек. Ре монт штуртроса потребует около двух часов, сигнал бед ствия давать бесполезно — ураган, а берег неумолимо приближается. И времени на раздумья нет. — Закрепить перо руля в одном направлении, — сквозь стиснутые зубы скомандовал Новиков. Теперь главное — не пере валивать линию ветра, «под рабатывать» машиной, удер живая судно от разворота. И вот уже маяк не слышен, вокруг только рев волн да свист ветра. Еще два бесконечных часа, пока шел ремонт штуртроса. Все. «Тамбов», то ныряя в черную пропасть, то взлетая в мглистое небо, пошел по заданному курсу. Капитан спустился в каюту. Включил радиолу, завел един ственную на судне пластинку. Раздольный, чистый голос Зы киной наполнил каюту: Сказала мать: «Бывает все, сы нок, Быть может, ты устанешь от дорог, Когда придешь домой в конце пути, Свои ладони в Волгу опусти»... Пластинка коичилесь, он переставил иголку на начало. И так -— много-много раз. Пока не почувствовал, что спало напряжение, стали по слушными пальцы. Вот таким было начало первого капитанского рейса у Владимира Константиновича, немногим лучше был и конец его. «Тамбов» взял курс к род ным берегам. Но до прихода в Мурманск предстояло сдать часть груза на рыбозавод в Са’йда-Губе. Выгрузка уже за канчивалась, когда капитана вызвал на связь начальник уп равления «Севрыбхолод- флот» Г. М. Бородулин. — Когда полагаете прийти в Мурманск? — Завтра утром выходим. — Завтра утром «Тамбов» должен стоять у причала, — отрезал начальник. Что ж, приказ есть приказ. Поздно вечером отдали швартовы. Надо сказать, в ту пору (1964 год) в Сайда-Губе не было никаких навигационных знаков, а на мостике «Тамбо ва» — локатора. Владимир Константинович, оставив в рубке старпома, сам встал на баке с картой в руках и кричал (иначе на мо стике не услышали бы), какой курс держать. Вот таким древ ним навигационным способом вышли из губы и благополуч но дошли до Мурманска. Правда, потом Новиков полу чил «выговор» от главного ка питана: раз правила морской практики предписывают выхо дить из губы днем, так и жди дня. Но для Новикова было страшней не подчинить ся приказу. Так уж воспитан был: исполнительность преж де всего! Этому учили его известные в «Севрыбхолод- флоте» капитаны Леонтий Артемьевич Калинин, Алек сей Иванович Вилков (ныне — капитан базы резерва), Виктор Сергеевич . Кузьмин (ныне — заместитель началь ника службы эксплуатации флота). И не одной лишь исполнительности учили они Новикова, но и умению руко водить большим, разнохарак терным коллективом, имену емым экипажем. То есть уме нию добиваться, по выраЖэ- — Конечно. Но, я думаю, сложные задачи легче решать стабильному экипажу. По этому мы стремимся сделать все, чтобы «наши» моряки не уходили на другие суда. Ведь почему люди уходят? Ищут такую работу, чтобы и но очень уставать, и не сильно рисковать. Вот и думаем, как этого добиться. Установили вращающиеся кнехты, теперь матросам и легче работать, и безопасней. Переоборудова ли верхний твиндек первого трюма, это дает возможность загружать продукцию элект рокарами. Сами понимаете, 500 тонн руками таскать или подвезти карами — разница большая. А со следующего рейса на судне будет дейст вовать спутниковая навига ция. Владимир Константинович, рассказывая мне об этом, ни словом не обмолвился, чего ему лично стоили все эти и многие другие технические усовершенствования на судне. Да и не о том речь, в кон це концов, хорошему руко водителю «по штату положе но» заботиться о том, . чтобы Производство было поставле но на современный уровень. Только не всякий руководи тель станет ломать голову Над... рационализаторскими предложениями. А вот у Вла димира Константиновича есть даже несколько авторских свидетельств. ...Новиков был капитаном* директором ТР «Александр Иванов». В то же время в «Мурманрыбпром» стали по ступать суда типа «Иван Бочков». Хорошие траулеры, ничего не скажешь, но, ош вартованные к рефрижерато ру, они во время качки за девали трубой борт ТР. В любую минуту могло произой ти повреждение борта реф рижератора. Владимир Константинович решил опробовать свою за думку. Суть новшества была очень проста: соединяли по парно кранцы и ставили их с того борта, к которому швар — Е( Li . электропогрузчиком, и лебед кой, и электрокаром. Поэто му экипажу удается перегру жать за вахту до 115 тони на одну «точку» — чуть не втрое больше положенного по пла ну! 176 процентов — вот ка кой производительности тру да достигли моряки рефриже ратора (цифра выведена в среднем за 1983 год за вре мя работы на промысле). СЛИ ТЫ плохой воспита тель, если не умеешь найти подход к каждому мо ряку, никогда тебе не удастся образцово наладить произ водство. Никогда. — Первый помощник капитана ТР «Отто Гротеволь» Борис Ива нович Ткач помолчал. — Вот потому и работает наш эки паж отлично, что капитан-ди ректор Новиков — но то-лько опытный специалист, но и хо роший воспитатель. Не заладились отношения у капитана с главным механи ком Резником. Новиков наста ивает на ремонте оборудова ния, Резник, ссылаясь на от сутствие чертежей, запчастей, отказывается заниматься ре монтом. Новиков ему опять про необходимости, безотла гательность ремонта — глав ный механик как стена. Вла димир Константинович испро бовал все: разъяснял, как важ но для производства вот сей час, на переходе, заняться ре монтом, пытался и по-хороше му убедить, и настаивал. Бес полезно. Тогда коммунист Новиков вынес этот вопрос на партий ное собрание, где было при нято решение: к концу рей са заслушать отчет главного механика о выполнении ре монтных работ. Резник выпол нил все без замечаний. Но это, так сказать, особый случай, чаще Владимиру Кон стантиновичу удается сразу разглядеть, каков характер у новичка, какую интонацию выбрать в разговоре с тем или иным человеком. Он не любит вызывать «на ковер», даже в тех случаях, когда подчиненный провинился. Ес ли это штурман, то лучше выи- ти на крыло мостика во вре мя вахты, воздухом подышать, на звезды посмотреть, о том,, о сем потолковать заодно — и о проступке судоводителя. Разговор получается искрен- ней, чем в каюте, и пользы от него больше. Главное в воспитании, счи- тает Владимир Константино вич, не позволять себе того, что запрещаешь подчинен ным. Конечно, у капитана и обязанностей немало, но и прав больше, чем у кого либо на судне. Вот здесь и проходит тонкая грань во взаимоотношениях с команди рами, когда «перебор» капита ном своих прав приводит не только к обидам, непонима нию друг друга, но и создает громадные трудности в орга низации производства. А уж о том, какова роль мораль ного климата в работе лю бого коллектива, и особенно морского, вряд ли нужно го ворить. Видимо, потому и столь вы соки трудовые достижения экипажа ТР «Отто Гротеволь», что царят там взаимопонима ние, взаимоуважение и твор ческий настрой. А мнение моряков (и судо водителей, и матросов, и чле нов машинной команды) о ка питане таково: — Новиков заслуживает глубокого уважения. Это — опытный капитан, мы восхи щаемся его хладнокровием в критических ситуациях. Нра вится в нем и то, что он не приказывает и не просит, а предлагает сделать то-то и так-то. Кстати, о хладнокровии. Виктор Сергеевич Кузьмин рассказывал: — Новиков был старпомом. Погода сырая, тяжелый ту ман окутывал плавбазу «Ан тарктика». И вдруг «заискри ла» антенна. Искра попала на шторку в открытом иллюми наторе каюты, а вся команда смотрела фильм в салоне. В считанные минуты аварийная партия во главе с Новико вым потушила пожар. И я тогда подивился выдержке, внешней невозмутимости это го человека, точности его действий. I / АПИТАН — не робот. Ему, * * как и любому челове ку, свойственны и страх, и растерянность в критических ситуациях, причем они усу губляются огромной ответст венностью за принятие реше ния. Только нет у капитана права на эти слабости чело веческие. Не даром, прежде чел судоводитель станет ка питаном, он проходит все ступеньки штурманской службы — от четвертого по мощника до старпома. И на этом многолетнем пути, не редко ценой собственных горьких ошибок, выковывает он а себе те черты характера, без которых немыслимо быть во главе экипажа. Конечно, не все капитаны способны вот так, как Нови ков, быстро сделать выбор из сотен вариантов одного, единственно правильного ре шения, многое ведь зависит от опыта, от умения работать с людьми так, чтобы пони мать друг друга с полуслова. У Владимира Константино вича Новикова, кавалера ор дена «Знак Почета», за все годы работы в море (почти 30 лет) не было ни единой аварии, никогда не получал он никаких взысканий. Без укоризненная работа! И нетрудно согласиться с моряками ТР «Отто Гроте воль», когда они говорят: «Мы верим своему капитану!» И. БЕРЕЗЮК. Фото Б. ЩУКИНА. J 6 июля 1984 года рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz