Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ нию В. И. Ленина, «...наиболь­ шей экономии сил и наибо­ лее производительного на­ родного труда». * * * К омсомольске - м о л о ­ д е ж н ы й ЭКИПАЖ ком ­ мунистического труда ТР «Отто Гротеволь», руководи­ мый В. К. Новиковым, доста­ вил в порт около трех тысяч тонн продукции сверх зада­ ния трех лет пятилетки, и до завершения пятилетнего пла­ на ему осталось совсем не­ много. Еще до декабрьского (1983 года) Пленума ЦК КПСС эки­ паж стал инициатором сорев­ нования на флоте за скорост­ ную обработку промысловых судов, снижение затрат, боль­ шую экономию времени мо­ рякам - смежникам. И, в ча­ стности, было намечено в ка­ ждом рейсе увеличивать до­ ход судна на 40 тысяч руб­ лей, сберегать промыслови­ кам 5 судо-суток. Эту иници­ ативу подхватили 30 экипажей флота. Коллектив ТР «Отто Гроте­ воль» удостоен приза «Рыбац­ кая доблесть», награжден По­ четной грамотой ЦК ВЛКСМ и Почетным дипломом обко­ ма комсомола. — Отличные показатели, вы­ сокие награды... Путь к ним тернист? — спрашиваю Вла­ димира Константиновича. туется промысловое судно. И — ни единой аварии! Спаренные кранцы стали применять на всех флотах «Севрыбы», переняли наш опыт и западные коллеги. Вот и посчитайте, сколько сотен тысяч рублей (сбереженные борта судов) сэкономила та­ кая «простенькая» мысль! И еще об одном рациона­ лизаторском предложении ка­ питана Новикова, которое то­ ж е дает флоту немалую эко­ номию. Речь идет о принципе рациональной укладки рыбо­ продукции: в трюме устанав­ ливают нижний ряд ящиков с рыбой на расстоянии друг от друга. Эти зазоры позволяют холодному воздуху свободно циркулировать, сохраняя тем самым высокое качество при­ нятых у промысловиков рыб­ ных товаров. В результате никогда не бывает претензий у инспекторов, проверяющих продукцию , и судно не про­ стаивает в порту. М ожно еще многое расска­ зать о технических новшест­ вах, применяемых на ТР «Ог- то Гротеволь». Конечно, они в немалой степени помогают экипажу добиваться высоких производственных успехов. Но — только помогают, глав­ ное же — сплоченность кол­ лектива, слаженность в рабо­ те, взаимопонимание, умение каждого матроса владеть и Портреты деловых людей ВЕРИМ ТЕБЕ, КАПИТАН! ПЕРВЫЙ капитанский рейс. * * Владимиру Константино­ вичу Новикову тогда только что исполнилось 30. Плавбазе «Тамбов» было чуть больше лет, чем капитану. Штормовой ноябрьской но­ чью плавбаза вышла из Коль­ ского залива. Ураганный ветер ударил в борт. Черные грома­ ды волн пошли на приступ ветхого судна. И тут лопнул штуртрос — цепь, соединяющая штурвал с пером руля. Судно стало не­ управляемым. Плавбазу понесло к берегу. Уже стали слышны в грохоте волн сигналы маяка Вардё. Что же ты стоишь, капитан? От твоего решения сейчас за­ висит жизнь 160 человек. Ре­ монт штуртроса потребует около двух часов, сигнал бед­ ствия давать бесполезно — ураган, а берег неумолимо приближается. И времени на раздумья нет. — Закрепить перо руля в одном направлении, — сквозь стиснутые зубы скомандовал Новиков. Теперь главное — не пере­ валивать линию ветра, «под­ рабатывать» машиной, удер­ живая судно от разворота. И вот уже маяк не слышен, вокруг только рев волн да свист ветра. Еще два бесконечных часа, пока шел ремонт штуртроса. Все. «Тамбов», то ныряя в черную пропасть, то взлетая в мглистое небо, пошел по заданному курсу. Капитан спустился в каюту. Включил радиолу, завел един­ ственную на судне пластинку. Раздольный, чистый голос Зы­ киной наполнил каюту: Сказала мать: «Бывает все, сы нок, Быть может, ты устанешь от дорог, Когда придешь домой в конце пути, Свои ладони в Волгу опусти»... Пластинка коичилесь, он переставил иголку на начало. И так -— много-много раз. Пока не почувствовал, что спало напряжение, стали по­ слушными пальцы. Вот таким было начало первого капитанского рейса у Владимира Константиновича, немногим лучше был и конец его. «Тамбов» взял курс к род­ ным берегам. Но до прихода в Мурманск предстояло сдать часть груза на рыбозавод в Са’йда-Губе. Выгрузка уже за­ канчивалась, когда капитана вызвал на связь начальник уп­ равления «Севрыбхолод- флот» Г. М. Бородулин. — Когда полагаете прийти в Мурманск? — Завтра утром выходим. — Завтра утром «Тамбов» должен стоять у причала, — отрезал начальник. Что ж, приказ есть приказ. Поздно вечером отдали швартовы. Надо сказать, в ту пору (1964 год) в Сайда-Губе не было никаких навигационных знаков, а на мостике «Тамбо­ ва» — локатора. Владимир Константинович, оставив в рубке старпома, сам встал на баке с картой в руках и кричал (иначе на мо­ стике не услышали бы), какой курс держать. Вот таким древ­ ним навигационным способом вышли из губы и благополуч­ но дошли до Мурманска. Правда, потом Новиков полу­ чил «выговор» от главного ка­ питана: раз правила морской практики предписывают выхо­ дить из губы днем, так и жди дня. Но для Новикова было страшней не подчинить­ ся приказу. Так уж воспитан был: исполнительность преж­ де всего! Этому учили его известные в «Севрыбхолод- флоте» капитаны Леонтий Артемьевич Калинин, Алек­ сей Иванович Вилков (ныне — капитан базы резерва), Виктор Сергеевич . Кузьмин (ныне — заместитель началь­ ника службы эксплуатации флота). И не одной лишь исполнительности учили они Новикова, но и умению руко­ водить большим, разнохарак­ терным коллективом, имену­ емым экипажем. То есть уме­ нию добиваться, по выраЖэ- — Конечно. Но, я думаю, сложные задачи легче решать стабильному экипажу. По­ этому мы стремимся сделать все, чтобы «наши» моряки не уходили на другие суда. Ведь почему люди уходят? Ищут такую работу, чтобы и но очень уставать, и не сильно рисковать. Вот и думаем, как этого добиться. Установили вращающиеся кнехты, теперь матросам и легче работать, и безопасней. Переоборудова­ ли верхний твиндек первого трюма, это дает возможность загружать продукцию элект­ рокарами. Сами понимаете, 500 тонн руками таскать или подвезти карами — разница большая. А со следующего рейса на судне будет дейст­ вовать спутниковая навига­ ция. Владимир Константинович, рассказывая мне об этом, ни словом не обмолвился, чего ему лично стоили все эти и многие другие технические усовершенствования на судне. Да и не о том речь, в кон­ це концов, хорошему руко­ водителю «по штату положе­ но» заботиться о том, . чтобы Производство было поставле­ но на современный уровень. Только не всякий руководи­ тель станет ломать голову Над... рационализаторскими предложениями. А вот у Вла­ димира Константиновича есть даже несколько авторских свидетельств. ...Новиков был капитаном* директором ТР «Александр Иванов». В то же время в «Мурманрыбпром» стали по­ ступать суда типа «Иван Бочков». Хорошие траулеры, ничего не скажешь, но, ош­ вартованные к рефрижерато­ ру, они во время качки за­ девали трубой борт ТР. В любую минуту могло произой­ ти повреждение борта реф­ рижератора. Владимир Константинович решил опробовать свою за­ думку. Суть новшества была очень проста: соединяли по­ парно кранцы и ставили их с того борта, к которому швар­ — Е( Li . электропогрузчиком, и лебед­ кой, и электрокаром. Поэто­ му экипажу удается перегру­ жать за вахту до 115 тони на одну «точку» — чуть не втрое больше положенного по пла­ ну! 176 процентов — вот ка­ кой производительности тру­ да достигли моряки рефриже­ ратора (цифра выведена в среднем за 1983 год за вре­ мя работы на промысле). СЛИ ТЫ плохой воспита­ тель, если не умеешь найти подход к каждому мо­ ряку, никогда тебе не удастся образцово наладить произ­ водство. Никогда. — Первый помощник капитана ТР «Отто Гротеволь» Борис Ива­ нович Ткач помолчал. — Вот потому и работает наш эки­ паж отлично, что капитан-ди­ ректор Новиков — но то-лько опытный специалист, но и хо­ роший воспитатель. Не заладились отношения у капитана с главным механи­ ком Резником. Новиков наста­ ивает на ремонте оборудова­ ния, Резник, ссылаясь на от­ сутствие чертежей, запчастей, отказывается заниматься ре­ монтом. Новиков ему опять про необходимости, безотла­ гательность ремонта — глав­ ный механик как стена. Вла­ димир Константинович испро­ бовал все: разъяснял, как важ­ но для производства вот сей­ час, на переходе, заняться ре­ монтом, пытался и по-хороше­ му убедить, и настаивал. Бес­ полезно. Тогда коммунист Новиков вынес этот вопрос на партий­ ное собрание, где было при­ нято решение: к концу рей­ са заслушать отчет главного механика о выполнении ре­ монтных работ. Резник выпол­ нил все без замечаний. Но это, так сказать, особый случай, чаще Владимиру Кон­ стантиновичу удается сразу разглядеть, каков характер у новичка, какую интонацию выбрать в разговоре с тем или иным человеком. Он не любит вызывать «на ковер», даже в тех случаях, когда подчиненный провинился. Ес­ ли это штурман, то лучше выи- ти на крыло мостика во вре­ мя вахты, воздухом подышать, на звезды посмотреть, о том,, о сем потолковать заодно — и о проступке судоводителя. Разговор получается искрен- ней, чем в каюте, и пользы от него больше. Главное в воспитании, счи- тает Владимир Константино­ вич, не позволять себе того, что запрещаешь подчинен­ ным. Конечно, у капитана и обязанностей немало, но и прав больше, чем у кого либо на судне. Вот здесь и проходит тонкая грань во взаимоотношениях с команди­ рами, когда «перебор» капита­ ном своих прав приводит не только к обидам, непонима­ нию друг друга, но и создает громадные трудности в орга­ низации производства. А уж о том, какова роль мораль­ ного климата в работе лю­ бого коллектива, и особенно морского, вряд ли нужно го­ ворить. Видимо, потому и столь вы­ соки трудовые достижения экипажа ТР «Отто Гротеволь», что царят там взаимопонима­ ние, взаимоуважение и твор­ ческий настрой. А мнение моряков (и судо водителей, и матросов, и чле­ нов машинной команды) о ка­ питане таково: — Новиков заслуживает глубокого уважения. Это — опытный капитан, мы восхи­ щаемся его хладнокровием в критических ситуациях. Нра вится в нем и то, что он не приказывает и не просит, а предлагает сделать то-то и так-то. Кстати, о хладнокровии. Виктор Сергеевич Кузьмин рассказывал: — Новиков был старпомом. Погода сырая, тяжелый ту­ ман окутывал плавбазу «Ан­ тарктика». И вдруг «заискри­ ла» антенна. Искра попала на шторку в открытом иллюми­ наторе каюты, а вся команда смотрела фильм в салоне. В считанные минуты аварийная партия во главе с Новико­ вым потушила пожар. И я тогда подивился выдержке, внешней невозмутимости это­ го человека, точности его действий. I / АПИТАН — не робот. Ему, * * как и любому челове­ ку, свойственны и страх, и растерянность в критических ситуациях, причем они усу­ губляются огромной ответст­ венностью за принятие реше­ ния. Только нет у капитана права на эти слабости чело­ веческие. Не даром, прежде чел судоводитель станет ка­ питаном, он проходит все ступеньки штурманской службы — от четвертого по­ мощника до старпома. И на этом многолетнем пути, не­ редко ценой собственных горьких ошибок, выковывает он а себе те черты характера, без которых немыслимо быть во главе экипажа. Конечно, не все капитаны способны вот так, как Нови­ ков, быстро сделать выбор из сотен вариантов одного, единственно правильного ре­ шения, многое ведь зависит от опыта, от умения работать с людьми так, чтобы пони­ мать друг друга с полуслова. У Владимира Константино­ вича Новикова, кавалера ор­ дена «Знак Почета», за все годы работы в море (почти 30 лет) не было ни единой аварии, никогда не получал он никаких взысканий. Без­ укоризненная работа! И нетрудно согласиться с моряками ТР «Отто Гроте­ воль», когда они говорят: «Мы верим своему капитану!» И. БЕРЕЗЮК. Фото Б. ЩУКИНА. J 6 июля 1984 года рыбный мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz