Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
ЛИТЕРАТУРНАЯ СТРАНИЦА дож ественны х ф отовы ставок, больше своих литературны х вечеров и театральны х с п е к таклей, больше музеев и ка р ти н н ы х галерей. Тогда меньше будет людей, приехавш их сюда только «подзаколотить» и бес по коящ ихся меньше всего о том, что их дети ломают под своими ж е окнам и рябинки, месяц назад бережливо поса ж енны е «Зеленстроем»! Тем меньше будет способны х раз грабить уникальное аметисто вое месторождение и угробить НИШ Н НШ Ш Ш Ш ПШ Ш Ш Ш Ш Ш Ш Ш Г* СШЕДШИЙ СО «СТАПЕЛЕЙ» типографских машин «Прибой» ^ теперь швартуется к своим причалам — прилавкам книж ных магазинов, чтобы уйти в плавание по м орю жизни, по вол нам человеческих рук. Надеюсь, что думы, движения души и сердца, начертанные на его парусах-страницах, не оставят рав нодушными те сердца, которые встретятся ему на пути. J1ET ДВАДЦАТЬ назад кол- *** лективные издания мо лодых поэтов стали называть «общежитиями». Но мне сей час хочется уподобить новую поэтическую кассету (несколь ко тетрадок в одной манжет ке) кораблику. Кораблик, су денышко — тут и общежитие, тут и дело, плавание, работа, тут и движение от людей к людям. За последние годы в нашем крае сложился новый вид ра боты с растущ им и литератур ными силами. Писательская организация и обком ком сом о ла совместными усилиями и с помощью кн и ж н о го издатель ства каж ды е два года прово дят областные семинары моло ды х и начинающ их литерато ров. Их состоялось уж е четы ре. По итогам этих семинаров и готовились последние кол лективны е издания: сборник стихов и прозы «Ступени», по этическая нассета «Хибины» и еще одна, ны неш няя, — «При бой». «Хибины» и «Прибой» позво ляю т рассмотреть новый пово рот в созревании литератур ной среды нольского Запо лярья. «Хибины» целиком со стояли из поэтических тетра. дей, родивш ихся в центре Кольского полуострова и в ю ж ной его части,—авторами там вы ступили Валерий Берлин из М ончегорска, Полина Беспро- званная и Римма Маркова из А патитов, В иктор Я куни н из Ковдора. В кассете «Прибой» мы видим книж ечку-те тр ад - иу Юрия С ковородникова из Оленегорсна. Если к этому прибавить вышедшие в послед, нее время вне кассет, отдель но, первые поэтические сбор н ики Аскольда Бажанова из Ревды, Геннадия Васильева из Оленегорска, да если еще уточ нить, что в целом-то в «При бое», в той книж ечке-тетрад ке, которая является колл ектив ной, представлено еще шесть авторов, ж и в ущ и х в Канда лакш е, А патитах, Ковдоре, — то станет ясно, что суждение о «нарастании поэтического голоса» нашей «глубинки» не лишено оснований. Нам н уж но больше своих кн и г и карти н, больше своих м узы кальны х концертов и ху- Тетрадь «Мое поколение» Ольги Петрищевой. Камерто ном к Э7°й первой книжечке мурманчанки Ольги Констан тиновны звучит врезанный в самом начале тетради заголо вок: «Два стихотворения из книги, которая готовилась к изданию в Орле в 1941 году; в самом начале войны изда тельство было разрушено...» Далее идут два стихотворения: «Начало песни» и «Весна». На писаны они ярко, размашисто, чувствуются безудержное мо лодое перо и душа, рвущая ся навстречу жизни, счастью. Это все ощущалось бы, как и Виктор Тимофеев Оленегорском горно-обогати тельном комбинате. С кром ны й человек, терпеливы й тр у ж е н и к из поколения тех, чье детство отняла война. Сын Вологодчи ны, песенного заповедника, оторванны й от нее в ранней молодости прозой ж и зн и . Первая к н и ж к а его сти х о т ворений отличается незамет ностью избранного материала, даже будничностью , но вся эта незаметность и будничность ж и зн ен ны х эпизодов, ставш их стихам и, согрета та ки м теп лым чувством, такой добротой, направленной на все: на чело века, на мир, просто на речку, на траву, — что становится поэтическим явлением, од ухот ворением ж и зн и . Третья тетрадь — Василия Галюдкина «Гуслинка». Как и llllllllllllllllllllllllt lllt lM I M I I I II I I I I f lU i: «Прибой» выходит и читателям niiiiiiiiiiiiiiHiiiiiHiiiiiiiiiMiiiiHiiHiii Заметки писателя стонами промышленного пред приятия соседнее озеро! Без условно, все не та к просто. Поэтому остановимся на выво де: литературные силы нужны не только самим себе, но и всем. И вернемся к новому изданию. В КАССЕТЕ «Прибой» опуб ликованы пятнадцать ав торов. Для каждого из них это издание — своеобразный дебют. Одни авторы здесь получили персональные каю ты: у них в коллективную ман жетку упакованы персональ ные книжечки. Другие литера торы расположились пока в кубрике. О каютах. Надо сказать, что все три «каюты» «Прибоя», на мой взгляд, очень удачно за селены. Их заняли люди, в творчестве которых четко слы шится своя интонация, явст венно проступает тематическая линия. Все это можно было бы выразить и так: у этих лю дей есть пережитая судьба, которая дополнилась нестер пимой жаждой высказаться. неистребимый аромат поэтики предвоенного пылкого време ни, даже если бы под двумя стихотворениями не стояла да та «1940 год». Далее тетрадь составляют стихотворения о войне, но не репортаж о том времени, ко торое, кстати, сама Петрищева пережила, а взгляд на те го ды с выстраданных и умуд ренных высот послевоенных десятилетий. Д ум а ю , что эта книж ечка, значительная часть стихотво рений в которо й написаны че л о ве ко м на острие душ евной зрелости, запомнится м н огим так ж е, ка к и судьба ее авто ра. С удьба эта горчит пе ре ж иты м и в середине ж и зн и по трясениям и на грани надло ма, но как ж е она после это го ж и зн еутверж д аю щ е зазве нела! Следующая тетрадь — «ВОТ МОИ ДОМ» Юрия СКОВОРОД НИКОВА, которы й, к а к я уже сказал, живет* в Оленегорсне. Юрий Петрович более двадца ти лет работает мастером на шшшншнпшшмшммпшпшимг предыдущих авторов, мы зна ем Галюдкина много лет по областному литературному объединению. Василий Галюд- кин теперь зрелый литератор, прошедший первые свои зна чительные публикации в ж ур налах «Юность», «СеЕер», в альманахе «Поэзия». Это очень северный поэт. Ere душа ис токами уходит в мурманское детство, в пятидесятые годы, в тот бревенчато-барачный го род, каким был не так уж и давно наш М урманск. Отсюда у Галюдкина и пронзительная печаль, гуслинка-грустинка по слевоенного эха. D КАССЕТЕ есть еще одна ” тетрадь — коллективная. Уже в самом таком «меха низме» кассеты есть разумное начало: вывести на коллек тивный дебют группу более молодых. Итак, в «кубрике»—двенад цать авторов: североморец Юрий Смирнов, кевдерцы Ни колай Князев и Владимир Тка- чук, Вера Ткач из Кандалакши, Светлана Родионова из Апа титов, плюс группа мурман чан. И еще — стихи Николая Миронова, рабочего из Апа титов, публикации которых он не увидит: жизнь его оборва лась в прошлом году. Больш инству этих авторов нет и тридцати лет. М ожно го ворить о близости, если не единстве представленной гр у п пы, м ож но попробовать судить о понолении. Что же просмат ривается в его багаже? А не та к и мало! Л иризм — внимание к внутреннему м и ру человена. Драма — стрем ление не уходить от остры х углов ж и зн и . Тема любви — ж аж да ж и зн и не кухонно-ш еп- тальной. не базарно-копеечной, а по больш ому спросу счастли вой Н аконец, ирония — приз, нак поколения просвещенного, сам оуверенного и просто — без «само»! — уверенного. Назову и группу мурманчан, участвующих в «Прибое»: ры бак и рабочий Олег Бородин, журналистки Надежда Добы- чина и Татьяна Медведооская, студентка Наталья Козаченко, работник судоверфи Сергей Кушкин, учительница Нина По лозова. Конечно, обобщение поко ления получилось достаточно схематичное. Скажем, из него выпадают стихи Николая Ми ронова. Он был и постарше всех своих соседей по кни?е, и творческое лицо у него бо лее определенное. Вероятно, в дальнейшем оставленные им стихи смогут образовать отдельную тетрадь. В начале нынешнего года состоялся еще один област ной семинар наших литера турных сил, и мы уоидели, как подросли творчески неко торые авторы, а также позна комились с несколькими но выми перспективными литера торами. Встреча с ними, в том числе и в следующей кассете, безусловно, где то будет впереди. И тут так важ но, чтобы М урманское книж ное издательство не отступи ло с занятых уже позиций в выпуске новых книг, впервые знакомящих читателей с авто- рами-северянами. 1!?^ Лес притихший придвинулся ближе. Сопки жмутся к людскому теплу. Мне казалось, что друга я вижу. Показалось... Корабли, уходящие в море, Рассекают залив пополам. Мне казалось, что знаю я горе, Показалось... Мне казалось, что знаю я счастье. Мне казалось, что знаю я правду. Мне казалось, что знаю я жизнь. Показалось... Я только учусь. Юрий СМИРНОВ, курсант МВИМУ. Интересы Ах, давно ли это было: уж хотела помереть... Красным петушком любила под окном с кумой сидеть. За водой для самовара по морозцу шли вдвоем. У колодца тары-бары — глядь, ведро взялось ледком. Посудачить, покумекать — мастерица... хоть куда! Ровня нынешнему веку, но душою молода. Прежний быт послала к бесу, никудышное житье, коль полезней интересы появились у нее. Путь до кумушки не близок — и о чем с ней разговор!! Многоумный телевизор расширяет кругозор. На окне, задвинув штору, смотрит фильм про даений год и ругает режиссера: мол, от жизни отстает. Николай МИРОНОВ. * * * Угрюмо схлестнулись продрогшие скалы с черной волной, ветрами измученные причалы бредят весной. Что проще? Купи в самолетной конторе зеленый билет: вираж над пургой — и в слепящем просторе лишь выстывший следI Но к сердцу примерз заметеленный город, и выхода нет — ждать надо весну у студеного моря и чайкам, и мне. Ах, как надоело нам скучное дело — на скалы глядеть, на город, зияющий серым и белым! Ах, нам бы лететь, согретыми крыльями воздух взрывая над гребнем волны, согретою грудью с причалов сбивая последние сны!.. А к улицам снова по сопкам крадется метели змея. Но город весеннего солнца дождется! И чайки! И я! Нина ПОЛОЗОВА, учительница. Прошел без надежд и сомнений, возвратов и воскресений. И, моя тарелки и вилки, разбитых судеб половинки я в памяти соединяю и праздник во всем обвиняю. Но время — старательный мельник... Да здравствует понедельник! Надежда ДОБЫЧИНА, журналистка. На зеркале залива корабли обиженно матросов ожидали. А берега морошкою цвели / А берега людей не отпускали. Все пьяные от солнца и тепла: такое дело, не сердись, старпом, — морошка на болоте зацвела. Что график?! Наверстастся потом! И в зеркало смотрелись корабли, искали всевозможные изъяны. Обиделись, не поняли они: что общего — цветы и океаны? Слег БОРОДИН, рабочий. Ну, вот и настал понедельник! А праздник — поэт и бездельник — уснул над умолкшей гитарой: забытый, убогий и старый. Памяти актера Из меня м ож но сделать с кр и п ку ... С кр и пка выйдет грустной и доброй. Выйдет трепетней, словно листья, что впервые познали ветер и немного хмельны от солнца. А еще я могу бы ть флейтой — песней нежной, почти прозрачной, что стенает подобно капле по щ еке одинокого дома. Я могу залечить вам раны звуком бархатным виолончели, я могу вас обж ечь валторной, я смеяться могу, к а к бубен, я могу зазвучать оркестром !.. Вы не бойтесь на мне сф альш ивить — я настроен на ваши душ и. Если ж вас одолеет жадность, если вас одолеет зависть, если в сердце наступи т темень, к а к тогда я вас ненавиж у, всеми клавиш ам и ненавиж у, всеми струнам и ненавиж у, всею м узы кой ненавиж у, всей любовью вас ненавиж у!.. А покуда играйте смело! Татьяна МЕДВЕДОВСКАЯ, журналистка. * * * Качался монотонный дождь, Вбивая капли в жесть. О том, что я была всерьез, Никто не вспомнит здесь. Хозяйка вымоет окно: Туман и пальцев след. Белым-бело. Давным-давно Упал на землю свет. Но тот же сквер внизу, и тот, Напротив, дом, и там Дома. И — город напролет, Не зная счет шагам. Блокнот волшебных номеров Прошелестит в сугроб... Тебе, соломенный герой, Сегодня вышел срок. Наталья КОЗАЧЕНКО, студентка МГЛИ. Дом у дороги Седые сосны сломаны вейкой, Осевший дом у взорванной дороги Грузовики проходят стороной, И пыль семнцово бухеется в неги. А в доме лепят ласточки гнездо Над выбитым взрывной волной окошком. С хозяйственной, веселой суетой Мелькают птичьи клювики и ножки. Смотрю на эту солнечную рать С неистребимой завистью . больного: И мне бы таи, по ветке собирать Свой дом разбитый, воздвигая снова. Хранит покамест небо чистоту, И спорится веселая работа!.. Как мне с земли осилить высоту До легного, до птичьего полета! Ольга ПЕТРИЩЕВА. Капитан А капитан курил один «Памир». Давно привык он к этим сигаретам. Не видел я, чтоб трубку он курил. Обычный, как все люди, не обветренный. Есть кладбище. Могила дорогая. В могиле той лежит его жена. И капитану женщина другая, Казалось мне, — был молод — не нужна. Я заведу в душе копилку тайную, О прачке я не напишу роман. Я знал, что прачка любит капитана. Не знал, что прачку любит капитан. Василий ГАЛЮДКИН. illlllllllltlllllllllllllllllllllllllllllllllH IIIIIIIIIIIIIIH IIIIH IIlllilllllllE llllllilillllllllllllll n i l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l D l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l i E l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l l l l t l l l l l i ; РЫБНЫЙ мурман 9 27 июля 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz