Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • ЦЕНА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ «Работа судоводителей ста нет безаварийной, если штур маны будут постоянно изу чать, а затем грамотно ис пользовать на практике тре бования нормативных д оку ментов. Очень важен в этом деле пример старших коман диров». «Для успешной, безаварий ной работы достаточно, чтобы судоводители выполняли пра вила и наставления, чтобы примером был сам капитан». «Надо закрепить экипаж за судном. Это улучшит дисцип лину, повысит производитель ность труда, уменьшится ко личество аварийных ситуа ций». Я привел высказывания не скольких капитанов Мурман ского тралового флота, при чем именно тех, кто работа ет без аварий. Прекрасных судоводителей у нас немало. Достаточно на звать победителей социали стического соревнования на приз имени капитана Баева в прошлом году: штурманы и капитан-директор Г. В. Берды- шевский БАТ «Алексей Гене ралов», БМРТ «Вышгород», где капитан-директор А. Е. Судариков, РТ «Миргород», капитан В. И. Кисов. К сожалению, не на всех судах штурманская служба организована так, как на этих траулерах. Так, например, нарушение судоводителями правил сов местного плавания и промыс ла в группе разнотипных су дов привело 4 марта нынеш него года к столкновению СТР «Сыктывкар» объедине ния «Мурманрыбпром» с большим автономным трауле ром «Константин Душенов». Это произошло при благо приятных погодных условиях, когда оба капитана находи лись на мостике. Суда следо вали полным ходом без уче та стесненной обстановки в группе промысловых судов. Видя, что СТР «Сыктывкар» следует пересекающимся курсом, капитан В. Я. Рылов в последний момент пред принял все возможные меры, чтобы предотвратить столк новение. Удалось избежать лишь более тяжелых послед ствий. В большей степени вина за это столкновение капита на СТР А. С. Никулина. Он не м ог не знать, что есть указание руководителя пром- района о том, в какой пери од суток, каким судам раз решено вести промысел в группе судов кошелькового и тралового лова. Оба капи тана понижены в должности, привлечены к материальной ответственности, но обошелся этот аварийный случай только траловому флоту в 24 тыся чи рублей. Такой же ущерб нанесен флоту в результате намотки тралового мешка на винт ПСТ «Заставна». Судоводительский состав под командованием капитана Б. С. Хаценко оказался не подготовленным к тому, что бы выловить оторвавшийся мешок с рыбой. Несогласо ванность действий судовых специалистов при маневриро вании траулера явилась при чиной этого аварийного про исшествия. Безответственность членоз экипажа БМРТ «Диксон» при вела к тому, что во время приема пресной воды в пор ту было затоплено румпель- ное отделение и рулевое устройство выведено из строя. Потребовалось полтора су ток напряженного труда чле нам машинной команды и специалистам механико-су довой службы, чтобы произ вести демонтаж оборудова ния, ремонт и настройку ав- , томатики. Аварийное проис шествие обошлось флоту в 23 тысячи рублей. Этого случая могло <е быть, если бы дозорный мат рос и вахтенные третий ме ханик и электромеханик не фиктивно, а фактически про веряли судовые помещения. Если бы бункеровка воды производилась через прием ную систему, а не через ме рительную трубу, у которой была нарушена герметич ность. Кроме того, боцман В. Е. Козлов, ответственный за прием воды, ушел с суд на, а свои обязанности по ручил малоопытному матро су. Виновные — боцман и вахтенный четвертый помощ ник капитана — наказаны в , равной степени. Надо отметить, что повреж дения судов и технических средств чаще всего происхо дят в обычных, нормальных условиях, а не под влиянием непреодолимых сил стихии. То есть их могло вообще не быть. Скажем, повреждение опоры брашпиля на БМРТ .«Илья Катунин» произошло только из-за безответствен ности капитана-директора Б. М. Мисюры. А сколько раз представи тели портнадзора задержива ли выход в рейс из-за фор мализма при подготовке суд на! Так, траулеры «Прогресс», «Бестужев», «Мишуков» про стояли у причала, задержан ные портнадзором. А как бы ло выпустить, скажем, ПСТ «Мишуков», если четвертого механика на судне нет, а из пяти членов аварийной пар тии четверо не различают сигналы тревог? ПСТ «Кижи» стоял 19 часов только пото му, что капитан В. А. Быст ров был нетрезвым. Анализ аварийности на су дах Северного бассейна за прошедшие годы показывает, что аварии в большинстве случаев происходили не из-за действия непреодолимых сил природы, морской стихии, не из за отказа механизмов, а по вине людей, из-за их ха латности и небрежности. По этому вопрос воспитательной работы с командным соста вом — основа основ профи лактики аварийности. Малейший простой судна, не говоря уже об апори ях, очень существенно вли яет на эффективность рабо ты флота. Расхлябанности, нарушениям трудовой и про изводственной дисциплины не должно быть места во флот ских коллективах. Г. КАЙГОРОДОВ, заместитель начальника М урманского тралового флота по мореплаванию. ИДУТ УЧЕНИЯ. Фото В. КОНОНОВА. На совете капитанов Очередное заседание совета старейших капитанов управле ния «Севрыбхолодфлот» посвящалось вопросам улучшения ра боты по обеспечению безопасности мореплавания, повышению культуры судовождения. Были заслушаны отчеты о работе, проводимой в этом направлении, капитана-директора плавба зы «Рыбный М урмана Н. М. Борисенко и капитана танкера «Радий» В. И. Бойкова. Совет дал хорошую оценку деятельно сти судоводительского коллектива плавбазы. Капитану танкера «Радий», где произошел аварийный случай, сделан ряд заме чаний и предложено улучшить работу по обеспечению безава рийного плавания. Совет утвердил кандидатуры наставников на судах, где трудятся молодые специалисты. Подведены итоги соревнования за звание «Лучший по про фессии» среди судоводителей за полугодие. Лучшим капи таном признан капитан-директор ТР «Тамбов» А. П. Семененко. Лучшим старшим помощником капитана — В. П. Зяблицев (плавбаза «Сергей Василисин»), вторым помощ ником — Б. Я. Д убенко (плавбаза «Профессор Баранов»), третьим — С. В. Сыроков (ТР «Виктор Лягин»), четвертым помощником В. В. Жилин (ТР «Иван Шишкин»). Э. ШАРАПОВ, старший моринспектор управления «Севрыбхолодфлот». ________________________________________________________________ — -----------\ Где крыша дома моего? ш ш С давних времен архан гелогородцы славились как искусные мореходы и от личные рыбаки. Но извест ность некоторых из них при обретает порой несколько иной смысл... > ...25 января нынешнего года Валерий Маркович Швецов, второй помощник капитана ПСТ «Медвежье горск», стоял на вахте. Время близилось к обеду. — Что там сегодня на обед? A-а... Надоело! Хо чется чего-нибудь такого...— сказал сам себе Швецов. «Чего-нибудь» было пода но вахтенному штурману в ресторане. Изрядная доза коньяка улучшила не только пищеварение, но значитель но повысила настроение Швецова. Бодрым шаго.м поднялся Валерий Маркович на суд но. Й тут настроение его упало: судовая администра ция, вместо оваций вернув шемуся к исполнению обя занностей штурману, отстра нила его от несения вахты. А вскоре состоялась и во все неприятная для Швецо ва процедура •— лишение морского звания и изъятие диплома па год. Едва стал забываться в Архангельском траловом флоте этот случай, как про изошел аналогичный. 6 .мар та к причалу рыбного пор та стал ПСТ «Катанск». Третий помощник капитана Иван Иванович Азеев нес вахту. — Ничего страшного пе будет, если сбегаю в город, жене позволю, — подумал штурман и отправился на площадь Советской Консти туции, где, как известно, располагается междугород ный телефон. Жена безмерно обрадова ла Ивана Ивановича, сооб щив, что у них будет ребе нок. Взяв бутылку водки, сча стливый штурман вернулся на траулер. Пригласил дру зей разделить с ним его радость... Утром на борт' судна при шли представители портнад зора. Констатировали: у вахтенного штурмана Азе- ева сильное алкогольное опьянение. Вследствие чего ■ ему надо полгода порабо тать в должности матроса. К сожалению, подобных случаев становится все больше. Поэтому инспекция направила в Архангельский траловый флот представле ние и предложила принять неотложные действенные .меры для укрепления тру довой дисциплины. Но ни каких мер ни администра ция флота, ни партийная, Нц профсоюзная организа ции не принимают. И — как это ни странно — их можно попять: слож ное положение у архангело городцев. Управление флота нахо дится в Архангельске. Ле том суда идут «домой», а в осенне-зимнее время флот целиком базируется в Мур манске. И в этот-то период и происходят все неуряди цы. Причин тому немало. Вот, скажем, экипажи судов Мурманской области, придя в порт, отдыхают дома с семьей. Ведь дом-то рядом, к тому же подменные эки пажи освобождают моряков от судовых дел. И если мурманчанин вечером идет домой, то архангель ский моряк вынужден идти на судно. А па проходной порта порядки строгие. Но куда же пойти архангело городцу, как не на судно? До дома далеко, подмены не бывает, в гостиницу или Дом междурейсового отдыха попасть не всегда удается. Приедут жены моряков — опять же приходится жить на судне. II нельзя по поводу встречи бутылку ви на поставить на стол, пото му что Уставом службы па судах рыбной промышлен ности распитие спиртных напитков категорически за прещается. II еще. В Мурманском рыбном порту почти каждую ночь производят перестанов ки судов от причала к при чалу. Мурманских моряков подменяют швартовные брига ды. Архангелогородцам же остается только мечтать об этом: практически каждую перешвартовку они осущест вляют сами. Какой уж тут отдых! Думается, даже из этого беглого описания стоянки архангельских судов в Мур манске становится ясно, что проблема укрепления дис циплины, а следовательно, безопасности судна и жизни моряков, самым тесным образом связана с вопроса ми социальными. То есть, не решив задачу, как улуч шить отдых архангельских рыбаков в Мурманске, вряд ли можно добиться карди нальных изменений в состо янии дисциплины. А ведь можно бы дого вориться на долевых нача лах с другими флотами, чтобы их подменные экипа жи обслуживали и суда' Ар хангельского тралового фло та, могли бы н швартовные бригады помогать архангель ским морякам. Да если по думать, можно любую про блему решить, было бы же лание... Возвращаясь к началу своего рассказа, хочу ска зать вот что: пн в инспек ции. ни в Архангельском тра ловом флоте, конечно же, и впредь не будут снисходи тельны к нарушителям дис циплины и Устава, как бы ни были сложны условия труда и отдыха моряков- архангелогородцев. Другой вопрос: сможет ли руковод ство флота решить пробле му? В. ГЕРЦАК, старший морской инспек тор «Севгосрыбфпстинс- пекции». 7 27 июля 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz