Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • ЦЕНА БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТИ «Работа судоводителей ста­ нет безаварийной, если штур­ маны будут постоянно изу­ чать, а затем грамотно ис­ пользовать на практике тре­ бования нормативных д оку­ ментов. Очень важен в этом деле пример старших коман­ диров». «Для успешной, безаварий­ ной работы достаточно, чтобы судоводители выполняли пра­ вила и наставления, чтобы примером был сам капитан». «Надо закрепить экипаж за судном. Это улучшит дисцип­ лину, повысит производитель­ ность труда, уменьшится ко­ личество аварийных ситуа­ ций». Я привел высказывания не­ скольких капитанов Мурман­ ского тралового флота, при­ чем именно тех, кто работа­ ет без аварий. Прекрасных судоводителей у нас немало. Достаточно на­ звать победителей социали­ стического соревнования на приз имени капитана Баева в прошлом году: штурманы и капитан-директор Г. В. Берды- шевский БАТ «Алексей Гене­ ралов», БМРТ «Вышгород», где капитан-директор А. Е. Судариков, РТ «Миргород», капитан В. И. Кисов. К сожалению, не на всех судах штурманская служба организована так, как на этих траулерах. Так, например, нарушение судоводителями правил сов­ местного плавания и промыс­ ла в группе разнотипных су­ дов привело 4 марта нынеш­ него года к столкновению СТР «Сыктывкар» объедине­ ния «Мурманрыбпром» с большим автономным трауле­ ром «Константин Душенов». Это произошло при благо­ приятных погодных условиях, когда оба капитана находи­ лись на мостике. Суда следо­ вали полным ходом без уче­ та стесненной обстановки в группе промысловых судов. Видя, что СТР «Сыктывкар» следует пересекающимся курсом, капитан В. Я. Рылов в последний момент пред­ принял все возможные меры, чтобы предотвратить столк­ новение. Удалось избежать лишь более тяжелых послед­ ствий. В большей степени вина за это столкновение капита­ на СТР А. С. Никулина. Он не м ог не знать, что есть указание руководителя пром- района о том, в какой пери­ од суток, каким судам раз­ решено вести промысел в группе судов кошелькового и тралового лова. Оба капи­ тана понижены в должности, привлечены к материальной ответственности, но обошелся этот аварийный случай только траловому флоту в 24 тыся­ чи рублей. Такой же ущерб нанесен флоту в результате намотки тралового мешка на винт ПСТ «Заставна». Судоводительский состав под командованием капитана Б. С. Хаценко оказался не подготовленным к тому, что­ бы выловить оторвавшийся мешок с рыбой. Несогласо­ ванность действий судовых специалистов при маневриро­ вании траулера явилась при­ чиной этого аварийного про­ исшествия. Безответственность членоз экипажа БМРТ «Диксон» при­ вела к тому, что во время приема пресной воды в пор­ ту было затоплено румпель- ное отделение и рулевое устройство выведено из строя. Потребовалось полтора су­ ток напряженного труда чле­ нам машинной команды и специалистам механико-су­ довой службы, чтобы произ­ вести демонтаж оборудова­ ния, ремонт и настройку ав- , томатики. Аварийное проис­ шествие обошлось флоту в 23 тысячи рублей. Этого случая могло <е быть, если бы дозорный мат­ рос и вахтенные третий ме­ ханик и электромеханик не фиктивно, а фактически про­ веряли судовые помещения. Если бы бункеровка воды производилась через прием­ ную систему, а не через ме­ рительную трубу, у которой была нарушена герметич­ ность. Кроме того, боцман В. Е. Козлов, ответственный за прием воды, ушел с суд­ на, а свои обязанности по­ ручил малоопытному матро­ су. Виновные — боцман и вахтенный четвертый помощ ­ ник капитана — наказаны в , равной степени. Надо отметить, что повреж ­ дения судов и технических средств чаще всего происхо­ дят в обычных, нормальных условиях, а не под влиянием непреодолимых сил стихии. То есть их могло вообще не быть. Скажем, повреждение опоры брашпиля на БМРТ .«Илья Катунин» произошло только из-за безответствен ности капитана-директора Б. М. Мисюры. А сколько раз представи­ тели портнадзора задержива­ ли выход в рейс из-за фор­ мализма при подготовке суд­ на! Так, траулеры «Прогресс», «Бестужев», «Мишуков» про­ стояли у причала, задержан­ ные портнадзором. А как бы­ ло выпустить, скажем, ПСТ «Мишуков», если четвертого механика на судне нет, а из пяти членов аварийной пар­ тии четверо не различают сигналы тревог? ПСТ «Кижи» стоял 19 часов только пото­ му, что капитан В. А. Быст­ ров был нетрезвым. Анализ аварийности на су­ дах Северного бассейна за прошедшие годы показывает, что аварии в большинстве случаев происходили не из-за действия непреодолимых сил природы, морской стихии, не из за отказа механизмов, а по вине людей, из-за их ха­ латности и небрежности. По­ этому вопрос воспитательной работы с командным соста­ вом — основа основ профи­ лактики аварийности. Малейший простой судна, не говоря уже об апори­ ях, очень существенно вли­ яет на эффективность рабо­ ты флота. Расхлябанности, нарушениям трудовой и про­ изводственной дисциплины не должно быть места во флот­ ских коллективах. Г. КАЙГОРОДОВ, заместитель начальника М урманского тралового флота по мореплаванию. ИДУТ УЧЕНИЯ. Фото В. КОНОНОВА. На совете капитанов Очередное заседание совета старейших капитанов управле­ ния «Севрыбхолодфлот» посвящалось вопросам улучшения ра­ боты по обеспечению безопасности мореплавания, повышению культуры судовождения. Были заслушаны отчеты о работе, проводимой в этом направлении, капитана-директора плавба­ зы «Рыбный М урмана Н. М. Борисенко и капитана танкера «Радий» В. И. Бойкова. Совет дал хорошую оценку деятельно­ сти судоводительского коллектива плавбазы. Капитану танкера «Радий», где произошел аварийный случай, сделан ряд заме­ чаний и предложено улучшить работу по обеспечению безава­ рийного плавания. Совет утвердил кандидатуры наставников на судах, где трудятся молодые специалисты. Подведены итоги соревнования за звание «Лучший по про­ фессии» среди судоводителей за полугодие. Лучшим капи­ таном признан капитан-директор ТР «Тамбов» А. П. Семененко. Лучшим старшим помощником капитана — В. П. Зяблицев (плавбаза «Сергей Василисин»), вторым помощ ником — Б. Я. Д убенко (плавбаза «Профессор Баранов»), третьим — С. В. Сыроков (ТР «Виктор Лягин»), четвертым помощником В. В. Жилин (ТР «Иван Шишкин»). Э. ШАРАПОВ, старший моринспектор управления «Севрыбхолодфлот». ________________________________________________________________ — -----------\ Где крыша дома моего? ш ш С давних времен архан­ гелогородцы славились как искусные мореходы и от­ личные рыбаки. Но извест­ ность некоторых из них при­ обретает порой несколько иной смысл... > ...25 января нынешнего года Валерий Маркович Швецов, второй помощник капитана ПСТ «Медвежье­ горск», стоял на вахте. Время близилось к обеду. — Что там сегодня на обед? A-а... Надоело! Хо­ чется чего-нибудь такого...— сказал сам себе Швецов. «Чего-нибудь» было пода­ но вахтенному штурману в ресторане. Изрядная доза коньяка улучшила не только пищеварение, но значитель­ но повысила настроение Швецова. Бодрым шаго.м поднялся Валерий Маркович на суд­ но. Й тут настроение его упало: судовая администра­ ция, вместо оваций вернув­ шемуся к исполнению обя­ занностей штурману, отстра­ нила его от несения вахты. А вскоре состоялась и во­ все неприятная для Швецо­ ва процедура •— лишение морского звания и изъятие диплома па год. Едва стал забываться в Архангельском траловом флоте этот случай, как про­ изошел аналогичный. 6 .мар­ та к причалу рыбного пор­ та стал ПСТ «Катанск». Третий помощник капитана Иван Иванович Азеев нес вахту. — Ничего страшного пе будет, если сбегаю в город, жене позволю, — подумал штурман и отправился на площадь Советской Консти­ туции, где, как известно, располагается междугород­ ный телефон. Жена безмерно обрадова­ ла Ивана Ивановича, сооб­ щив, что у них будет ребе­ нок. Взяв бутылку водки, сча­ стливый штурман вернулся на траулер. Пригласил дру­ зей разделить с ним его радость... Утром на борт' судна при­ шли представители портнад­ зора. Констатировали: у вахтенного штурмана Азе- ева сильное алкогольное опьянение. Вследствие чего ■ ему надо полгода порабо­ тать в должности матроса. К сожалению, подобных случаев становится все больше. Поэтому инспекция направила в Архангельский траловый флот представле­ ние и предложила принять неотложные действенные .меры для укрепления тру­ довой дисциплины. Но ни­ каких мер ни администра­ ция флота, ни партийная, Нц профсоюзная организа­ ции не принимают. И — как это ни странно — их можно попять: слож­ ное положение у архангело­ городцев. Управление флота нахо­ дится в Архангельске. Ле­ том суда идут «домой», а в осенне-зимнее время флот целиком базируется в Мур­ манске. И в этот-то период и происходят все неуряди­ цы. Причин тому немало. Вот, скажем, экипажи судов Мурманской области, придя в порт, отдыхают дома с семьей. Ведь дом-то рядом, к тому же подменные эки­ пажи освобождают моряков от судовых дел. И если мурманчанин вечером идет домой, то архангель­ ский моряк вынужден идти на судно. А па проходной порта порядки строгие. Но куда же пойти архангело­ городцу, как не на судно? До дома далеко, подмены не бывает, в гостиницу или Дом междурейсового отдыха попасть не всегда удается. Приедут жены моряков — опять же приходится жить на судне. II нельзя по поводу встречи бутылку ви­ на поставить на стол, пото­ му что Уставом службы па судах рыбной промышлен­ ности распитие спиртных напитков категорически за­ прещается. II еще. В Мурманском рыбном порту почти каждую ночь производят перестанов­ ки судов от причала к при­ чалу. Мурманских моряков подменяют швартовные брига­ ды. Архангелогородцам же остается только мечтать об этом: практически каждую перешвартовку они осущест­ вляют сами. Какой уж тут отдых! Думается, даже из этого беглого описания стоянки архангельских судов в Мур­ манске становится ясно, что проблема укрепления дис­ циплины, а следовательно, безопасности судна и жизни моряков, самым тесным образом связана с вопроса­ ми социальными. То есть, не решив задачу, как улуч­ шить отдых архангельских рыбаков в Мурманске, вряд ли можно добиться карди­ нальных изменений в состо­ янии дисциплины. А ведь можно бы дого­ вориться на долевых нача­ лах с другими флотами, чтобы их подменные экипа­ жи обслуживали и суда' Ар­ хангельского тралового фло­ та, могли бы н швартовные бригады помогать архангель­ ским морякам. Да если по­ думать, можно любую про­ блему решить, было бы же­ лание... Возвращаясь к началу своего рассказа, хочу ска­ зать вот что: пн в инспек­ ции. ни в Архангельском тра­ ловом флоте, конечно же, и впредь не будут снисходи­ тельны к нарушителям дис­ циплины и Устава, как бы ни были сложны условия труда и отдыха моряков- архангелогородцев. Другой вопрос: сможет ли руковод­ ство флота решить пробле­ му? В. ГЕРЦАК, старший морской инспек­ тор «Севгосрыбфпстинс- пекции». 7 27 июля 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz