Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ И НЫЕ РАБОТНИКИ, словно щитом, прикрывают ссылками на объективные причины собственную бездеятельность, неумение найти выход из трудного положения. Подчас склады вается мнение, что самый большой барьер на пути решения злободневных проблем в инертности нашего мышления, в следовании устаревшим стереотипам. Много сил тре буется, чтобы их преодолеть. Еще больше — чтобы внедрить задуманное. Ведь реализация каждой крупной идеи, новой мыс ли — это всегда шаг вперед, продолжение творческого поиска. «Проявлять на всех уровнях больше самостоятельности, — сказал на февральском нынешнего года Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко, — смело вести поиски, идти, если надо, на оправданный риск во имя повышения эффективности экономи ки, роста благосостояния народа — вот чего мы ждем от на ших хозяйственных кадров». Этими словами хотелось бы предварить сегодняшнее выступ ление главного инженера Мурманского тралового флота Юрия Ивановича Коношенкс. «Крамольная» мысль Результаты работы казн- , дого предприятия в конеч ном итоге зависят от эффек тивности использования его основных производственных фондов. Применительно к флоту можно сказать проще: надо, чтобы корабли мень ше простаивали у причалов, а больше времени находи лись на промысле. В Мурманском траловом флоте десятки судов, среди которых 17 больших авто номных траулеров. Однако «удельный вес» БАТов край не велик. На сегодняшний день они дают почти одну треть общего задания по вы лову и производству пище вой продукции. Естественно, управление, общественные организации, весь инженер ный состав флота обеспо коены поиском путей ре зультативной работы этих мощных современных про мысловых судов. И, на мой взгляд, один из таких резер вов уже найден. Здесь, как говорится, не было бы счас тья, да несчастье помогло. В своей деятельности мы руководствуемся рядом нор мативных документов, в ко торых даны основные поло жения как по технической эксплуатации, так и по ре монту судов рыбной промыш ленности. Так вот, согласно установкам Министерства, разработанным на основании действующих правил Реги стра СССР, после четырех лет судно надо поставить в средний ремонт. Помимо этого срока работы корабля, правилами предусмотрен еще пятый год. К сожале нию, подобную льготу при ходится использовать из-за нехватки местных судоре монтных мощностей. Нормативами определены объемы среднего ремонта и его продолжительность для судов типа «Горизонт» (-большие автономные трау леры) — 296 судо-суток, для судов типа «Баренцево море» (посолыю-свезкьевые траулеры) 1 постановка в средний ремонт означает «отдых» корабля от промыс ла на 229 судо-суток. Согласно этим положени ям мы н планировали рабо ту флота в первые годы ны нешней пятилетки. В 1982— 1983 годах на Мурманской судоверфи был произведен ремонт двух БАТов—«Иван Сивко» и «Петр Сгнбнев». Фактически каждый из них в среднем простоял не 296, а 370 судо-суток, то есть не работал более года. И это на нашем головном судоре монтном предприятии. Как же развивались собы тия на СРЗ-2, где ремонти руются ПСТ? Там в среднем каждый корабль простоял 800 судо-суток — более .двух лет! Кроме того, из-за некото рых конструктивных недос татков энергетических уста новок БАТов и ПСТ мы вы нуждены выделять значи тельные силы и средства н а . их техническое обслуживание в период • междурейсовых стоянок. Это обстоятельство заставило специалистов фло та наладить постоянный контроль за состоянием су довых механизмов. Подобный тщательный анализ работы оборудования и факты продолзкительных простоев судов натолкнули нас на мысль: а что если совсем отказаться от сред него ремонта данных трау- предъявленнем на класс Ре гистру СССР во время рас ширенного МРТО. БАТы было решено предъявлять Регистру в два этапа: пер вый — в инпорту, второй — в Мурманске с проведе нием доковых работ. О том, как реализовать задуманное, шел разговор на производственном совете, поддержал нас и партком флота. Надо было разрабо тать систему, которая за страховала бы рыбаков от возможных отрицательных последствий нововведения и позволила бы заинтересовать в нем каждое флотское под разделение. Это очень важ но. Назову несколько «крае угольных камней» экспери мента. Во-первых, закрепление плавсостава за судами. Ни каких подмен. На корабле Первые результаты На флотах сложилась по рочная практика, своеобраз ная перестраховка при по становке судов в капиталь ный ремонт. Мол, лучше в ремонтные ведомости внести лишнее, чем что-нибудь за быть. Таким образом, увели чиваются объемы работ, что неизбежно ведет к простоям кораблей в порту. Это одна сторона дела. Есть и другая проблема, более существен ная. Получается так: отработа ло судно свой срок — ставь его к причалу, ревизуй обо рудование. При этом мно гие еще исправные механиз- Ю. КОНОШЕНКО, главный инженер Мурман ского тралового флота. НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ леров? Вернее, растянуть его на десятилетний цикл работы корабля после ново- строя без постановки в ре монт, заменив регулярной глубокой ревизией оборудо вания. Эта, поначалу, каза лось бы, «крамольная», мысль нашла на флоте поддержку. Условия работы во- новому Наши соображения были тщательно обсуждены в су довых службах. Ознакомили со своими задумками спе циалистов ВРПО «Севры ба». Беспокоило одно: не приведет ли отказ от сред него ремонта траулеров к резкому ухудшению их тех нического состояния после десятилетнего беспрерывно го цикла работы. Решение было однозначным — нет, не приведет. Как я уже говорил, в си лу особенностей оборудова ния БАТов и ПСТ эти суда требуют больших трудоза трат в процессе их эксплуа тации. И для обеспечения безотказной работы в пери од междурейсового техниче ского обслуживания (МРТО) всякий раз приходится осу ществлять глубокую реви зию оборудования, вплоть до ремонта. Это, как пока зывает многолетний опыт, позволяет поддерживать тех ническое состояние судов на достаточно высоком уровне. И в конечном итоге — экс плуатировать суда в течение десяти лет после иовостроя без среднего ремонта с долзкен быть хозяин, кото рый знает, что здесь он бу дет работать и завтра, и пос лезавтра. Во-вторых, своевремен ное обеспечение экипажей запасными частями, обору дованием и материалом для проведения полного объема ремонтных работ. Трудный вопрос, но необходимый. В-третьих, четкая органи зация работы при расшире нии ремонтно-подменных Команд во время мезкдурей- сового технического обслужи вания в инпортах. Четвертое. Максимальная стабилизация судовых ре монтных бригад при прове дении МРТО в Мурманске. Этого пока что нам добить ся не удалось. И, наконец, моральное и материальное поощрение специалистов плавсостава, ремонтно-подменных команд и подразделений управле ния флота в ходе экспери мента. Я . лично иа это де лаю большую ставку. Не только каждый судовой ме ханик, но и работник отдела снабжения, ведающий зап частями; инспектор отдела кадров, комплектующий команду, должен знать: ес ли судно в срок выйдет на промысел и в этом есть до ля его труда, то через ме сяц работник будет соответ ствующим образом поощрен. Повторю, что это мне пред ставляется непременным ус ловием работы по новому. И на флоте уже разработано и действует специальное по- ложение о премировании за обеспечение эксплуатации су дов по десятилетнему цик лу без среднего ремонта. мы надо разобрать. А они подчас в самом процессе ре монта ломаются. По совести говоря, восстанавливать на до бы лишь те .механизмы, которые действительно тре буют ремонта. И только их предъявлять Регистру. Это и было бы по-настоящему эффективное, экономное ис пользование столь дефицит ных трудовых ресурсов. Подобные выводы не пре дусмотрены действующими нормативами по эксплуата ции флота. Учитывая важ ность всей начатой работы по-новому, мы поделились своими задумками и рас четами с работниками ЦПКТБ. Уже есть научная разработка о переводе су дов на беспрерывный деся тилетний срок эксплуатации. Подсчитано, что экономиче ский эффект это может дать немалый. Поддержали нас и в объ единении «Севрыба». Одна ко, как ни парадоксально, поначалу «в штыки» воспри няли эксперимент сами су доремонтники. На мой е з г л я д , со временем здравый смысл пересилит «узкую» специализацию наших смеж ников. Мне кажется, что, решая свою локальную пробле.му, мы невольно вышли на уро вень государственных задач. Уже сейчас за счет сокра щения объемов ремонтных работ на Мурманской судо верфи удалось разместить дополнительные суда. Итак, первоначальная за думка, эта «крамольная» мысль приобрела зримые очертания в исполнительном графике движения судов тра лового флота на 1984 год. Практически же к ее реали зации мы приступили со вто рой половины прошлого го да. II сегодня я с чувством удовлетворения могу рас сказать о первых результа тах. В этом году мы выпусти ли из ремонта два больших автономных траулера — «Ге нерал Родимцев» и «Капи тан Маклаков». В среднем они простояли у причала по 196 судо-суток против 370, как предыдущие однотипные «Иван Сивко» и «Петр Сгиб- нев». Результаты ощутимые! Еще более впечатляющие показатели дал ремонт по- сольно-евежьевых трауле ров. Если помните, в начале статьи мы назвали цифру 800. Столько судо-суток в среднем простоял каждый траулер на СРЗ-2. Теперь же на ремонт четырех ПСТ ушло немногим более 900 судо-суток. Досрочно вышли на промысел траулеры «Ка- липпнек». «Красносло- бодск», «Кнреевск» и «Клн- мовск». Должен- сказать, что в этом большая заслуга су доремонтников флотской плавмастерской. Конечно, благодарны мы и коллекти ву Мурманской судоверфи с его филиалами: этим судам была дана «зеленая улица». Основной эффект получен за счет выполнения в завод ских условиях лишь тех ра бот, произвести которые собственными силами не смогли. Хочу подчеркнуть, что мы имели полное право идти и по стереотипу, без внедрения задуманного экс перимента. Но жизнь вы двигает новые требования. Оправданный риск в данном случае необходим. Сегодняшняя работа по- новому, на мой . взгляд, по зволит флоту в дальнейшем успешно справляться с на- прязкенным государствен ным планом, с возложенны ми на рыбаков старейшего флота страны задачами по реализации Продовольствен ной программы. На основе всего вышеизложенного бу дет строиться работа кол лектива на двенадцатую пя тилетку. Надо еще многое продумать, предусмотреть. Уверен, что можно сделать лучше и больше. Поиск пу тей эффективного использо вания судов флота продол жается. ОТ РЕДАКЦИИ. Нет смысла говорить об актуальности подня тых в этой статье проблем. Вопросы судоремонта, грамотной эксплуатации флота в числе первых стоят сегодня на повестке дня. Свою точку зрения, вне сомнения, имеют моряки других флотов Северного бассейна, судоремонтники. Начатый раз говор требует продолжения. Лучшая агитация — агитация фактами. Полтора месяца уже находится на промысле БАТ «Генерал Родимцев», вышедший е море раньше нормативных сроков. Только в июне экипаж поднял на борт более 10,5 тысячи центнерок" рыбы, Е этом ме сяце приступил и промыслу второй «экспериментальный» трау лер — «Капитан Маклакови. Нареканий на работу судового оборудования у моряков нет. JB
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz