Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ И НЫЕ РАБОТНИКИ, словно щитом, прикрывают ссылками на объективные причины собственную бездеятельность, неумение найти выход из трудного положения. Подчас склады­ вается мнение, что самый большой барьер на пути решения злободневных проблем в инертности нашего мышления, в следовании устаревшим стереотипам. Много сил тре­ буется, чтобы их преодолеть. Еще больше — чтобы внедрить задуманное. Ведь реализация каждой крупной идеи, новой мыс­ ли — это всегда шаг вперед, продолжение творческого поиска. «Проявлять на всех уровнях больше самостоятельности, — сказал на февральском нынешнего года Пленуме ЦК КПСС К. У. Черненко, — смело вести поиски, идти, если надо, на оправданный риск во имя повышения эффективности экономи­ ки, роста благосостояния народа — вот чего мы ждем от на­ ших хозяйственных кадров». Этими словами хотелось бы предварить сегодняшнее выступ­ ление главного инженера Мурманского тралового флота Юрия Ивановича Коношенкс. «Крамольная» мысль Результаты работы казн- , дого предприятия в конеч­ ном итоге зависят от эффек­ тивности использования его основных производственных фондов. Применительно к флоту можно сказать проще: надо, чтобы корабли мень­ ше простаивали у причалов, а больше времени находи­ лись на промысле. В Мурманском траловом флоте десятки судов, среди которых 17 больших авто­ номных траулеров. Однако «удельный вес» БАТов край­ не велик. На сегодняшний день они дают почти одну треть общего задания по вы­ лову и производству пище­ вой продукции. Естественно, управление, общественные организации, весь инженер­ ный состав флота обеспо­ коены поиском путей ре­ зультативной работы этих мощных современных про­ мысловых судов. И, на мой взгляд, один из таких резер­ вов уже найден. Здесь, как говорится, не было бы счас­ тья, да несчастье помогло. В своей деятельности мы руководствуемся рядом нор­ мативных документов, в ко­ торых даны основные поло­ жения как по технической эксплуатации, так и по ре­ монту судов рыбной промыш­ ленности. Так вот, согласно установкам Министерства, разработанным на основании действующих правил Реги­ стра СССР, после четырех лет судно надо поставить в средний ремонт. Помимо этого срока работы корабля, правилами предусмотрен еще пятый год. К сожале­ нию, подобную льготу при­ ходится использовать из-за нехватки местных судоре­ монтных мощностей. Нормативами определены объемы среднего ремонта и его продолжительность для судов типа «Горизонт» (-большие автономные трау­ леры) — 296 судо-суток, для судов типа «Баренцево море» (посолыю-свезкьевые траулеры) 1 постановка в средний ремонт означает «отдых» корабля от промыс­ ла на 229 судо-суток. Согласно этим положени­ ям мы н планировали рабо­ ту флота в первые годы ны­ нешней пятилетки. В 1982— 1983 годах на Мурманской судоверфи был произведен ремонт двух БАТов—«Иван Сивко» и «Петр Сгнбнев». Фактически каждый из них в среднем простоял не 296, а 370 судо-суток, то есть не работал более года. И это на нашем головном судоре­ монтном предприятии. Как же развивались собы­ тия на СРЗ-2, где ремонти­ руются ПСТ? Там в среднем каждый корабль простоял 800 судо-суток — более .двух лет! Кроме того, из-за некото­ рых конструктивных недос­ татков энергетических уста­ новок БАТов и ПСТ мы вы­ нуждены выделять значи­ тельные силы и средства н а . их техническое обслуживание в период • междурейсовых стоянок. Это обстоятельство заставило специалистов фло­ та наладить постоянный контроль за состоянием су­ довых механизмов. Подобный тщательный анализ работы оборудования и факты продолзкительных простоев судов натолкнули нас на мысль: а что если совсем отказаться от сред­ него ремонта данных трау- предъявленнем на класс Ре­ гистру СССР во время рас­ ширенного МРТО. БАТы было решено предъявлять Регистру в два этапа: пер­ вый — в инпорту, второй — в Мурманске с проведе­ нием доковых работ. О том, как реализовать задуманное, шел разговор на производственном совете, поддержал нас и партком флота. Надо было разрабо­ тать систему, которая за­ страховала бы рыбаков от возможных отрицательных последствий нововведения и позволила бы заинтересовать в нем каждое флотское под­ разделение. Это очень важ­ но. Назову несколько «крае­ угольных камней» экспери­ мента. Во-первых, закрепление плавсостава за судами. Ни­ каких подмен. На корабле Первые результаты На флотах сложилась по­ рочная практика, своеобраз­ ная перестраховка при по­ становке судов в капиталь­ ный ремонт. Мол, лучше в ремонтные ведомости внести лишнее, чем что-нибудь за­ быть. Таким образом, увели­ чиваются объемы работ, что неизбежно ведет к простоям кораблей в порту. Это одна сторона дела. Есть и другая проблема, более существен­ ная. Получается так: отработа­ ло судно свой срок — ставь его к причалу, ревизуй обо­ рудование. При этом мно­ гие еще исправные механиз- Ю. КОНОШЕНКО, главный инженер Мурман­ ского тралового флота. НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАДАЧ леров? Вернее, растянуть его на десятилетний цикл работы корабля после ново- строя без постановки в ре­ монт, заменив регулярной глубокой ревизией оборудо­ вания. Эта, поначалу, каза­ лось бы, «крамольная», мысль нашла на флоте поддержку. Условия работы во- новому Наши соображения были тщательно обсуждены в су­ довых службах. Ознакомили со своими задумками спе­ циалистов ВРПО «Севры­ ба». Беспокоило одно: не приведет ли отказ от сред­ него ремонта траулеров к резкому ухудшению их тех­ нического состояния после десятилетнего беспрерывно­ го цикла работы. Решение было однозначным — нет, не приведет. Как я уже говорил, в си­ лу особенностей оборудова­ ния БАТов и ПСТ эти суда требуют больших трудоза­ трат в процессе их эксплуа­ тации. И для обеспечения безотказной работы в пери­ од междурейсового техниче­ ского обслуживания (МРТО) всякий раз приходится осу­ ществлять глубокую реви­ зию оборудования, вплоть до ремонта. Это, как пока­ зывает многолетний опыт, позволяет поддерживать тех­ ническое состояние судов на достаточно высоком уровне. И в конечном итоге — экс­ плуатировать суда в течение десяти лет после иовостроя без среднего ремонта с долзкен быть хозяин, кото­ рый знает, что здесь он бу­ дет работать и завтра, и пос­ лезавтра. Во-вторых, своевремен­ ное обеспечение экипажей запасными частями, обору­ дованием и материалом для проведения полного объема ремонтных работ. Трудный вопрос, но необходимый. В-третьих, четкая органи­ зация работы при расшире­ нии ремонтно-подменных Команд во время мезкдурей- сового технического обслужи­ вания в инпортах. Четвертое. Максимальная стабилизация судовых ре­ монтных бригад при прове­ дении МРТО в Мурманске. Этого пока что нам добить­ ся не удалось. И, наконец, моральное и материальное поощрение специалистов плавсостава, ремонтно-подменных команд и подразделений управле­ ния флота в ходе экспери­ мента. Я . лично иа это де­ лаю большую ставку. Не только каждый судовой ме­ ханик, но и работник отдела снабжения, ведающий зап­ частями; инспектор отдела кадров, комплектующий команду, должен знать: ес­ ли судно в срок выйдет на промысел и в этом есть до­ ля его труда, то через ме­ сяц работник будет соответ­ ствующим образом поощрен. Повторю, что это мне пред­ ставляется непременным ус­ ловием работы по новому. И на флоте уже разработано и действует специальное по- ложение о премировании за обеспечение эксплуатации су­ дов по десятилетнему цик­ лу без среднего ремонта. мы надо разобрать. А они подчас в самом процессе ре­ монта ломаются. По совести говоря, восстанавливать на­ до бы лишь те .механизмы, которые действительно тре­ буют ремонта. И только их предъявлять Регистру. Это и было бы по-настоящему эффективное, экономное ис­ пользование столь дефицит­ ных трудовых ресурсов. Подобные выводы не пре­ дусмотрены действующими нормативами по эксплуата­ ции флота. Учитывая важ­ ность всей начатой работы по-новому, мы поделились своими задумками и рас­ четами с работниками ЦПКТБ. Уже есть научная разработка о переводе су­ дов на беспрерывный деся­ тилетний срок эксплуатации. Подсчитано, что экономиче­ ский эффект это может дать немалый. Поддержали нас и в объ­ единении «Севрыба». Одна­ ко, как ни парадоксально, поначалу «в штыки» воспри­ няли эксперимент сами су­ доремонтники. На мой е з г л я д , со временем здравый смысл пересилит «узкую» специализацию наших смеж­ ников. Мне кажется, что, решая свою локальную пробле.му, мы невольно вышли на уро­ вень государственных задач. Уже сейчас за счет сокра­ щения объемов ремонтных работ на Мурманской судо­ верфи удалось разместить дополнительные суда. Итак, первоначальная за­ думка, эта «крамольная» мысль приобрела зримые очертания в исполнительном графике движения судов тра­ лового флота на 1984 год. Практически же к ее реали­ зации мы приступили со вто­ рой половины прошлого го­ да. II сегодня я с чувством удовлетворения могу рас­ сказать о первых результа­ тах. В этом году мы выпусти­ ли из ремонта два больших автономных траулера — «Ге­ нерал Родимцев» и «Капи­ тан Маклаков». В среднем они простояли у причала по 196 судо-суток против 370, как предыдущие однотипные «Иван Сивко» и «Петр Сгиб- нев». Результаты ощутимые! Еще более впечатляющие показатели дал ремонт по- сольно-евежьевых трауле­ ров. Если помните, в начале статьи мы назвали цифру 800. Столько судо-суток в среднем простоял каждый траулер на СРЗ-2. Теперь же на ремонт четырех ПСТ ушло немногим более 900 судо-суток. Досрочно вышли на промысел траулеры «Ка- липпнек». «Красносло- бодск», «Кнреевск» и «Клн- мовск». Должен- сказать, что в этом большая заслуга су­ доремонтников флотской плавмастерской. Конечно, благодарны мы и коллекти­ ву Мурманской судоверфи с его филиалами: этим судам была дана «зеленая улица». Основной эффект получен за счет выполнения в завод­ ских условиях лишь тех ра­ бот, произвести которые собственными силами не смогли. Хочу подчеркнуть, что мы имели полное право идти и по стереотипу, без внедрения задуманного экс­ перимента. Но жизнь вы­ двигает новые требования. Оправданный риск в данном случае необходим. Сегодняшняя работа по- новому, на мой . взгляд, по­ зволит флоту в дальнейшем успешно справляться с на- прязкенным государствен­ ным планом, с возложенны­ ми на рыбаков старейшего флота страны задачами по реализации Продовольствен­ ной программы. На основе всего вышеизложенного бу­ дет строиться работа кол­ лектива на двенадцатую пя­ тилетку. Надо еще многое продумать, предусмотреть. Уверен, что можно сделать лучше и больше. Поиск пу­ тей эффективного использо­ вания судов флота продол­ жается. ОТ РЕДАКЦИИ. Нет смысла говорить об актуальности подня­ тых в этой статье проблем. Вопросы судоремонта, грамотной эксплуатации флота в числе первых стоят сегодня на повестке дня. Свою точку зрения, вне сомнения, имеют моряки других флотов Северного бассейна, судоремонтники. Начатый раз­ говор требует продолжения. Лучшая агитация — агитация фактами. Полтора месяца уже находится на промысле БАТ «Генерал Родимцев», вышедший е море раньше нормативных сроков. Только в июне экипаж поднял на борт более 10,5 тысячи центнерок" рыбы, Е этом ме­ сяце приступил и промыслу второй «экспериментальный» трау­ лер — «Капитан Маклакови. Нареканий на работу судового оборудования у моряков нет. JB

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz