Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Интервью на промысле В апреле и мае небольшая группа промысловых судов Все­ союзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» работа­ ла далеко на севере, у острова Шпицберген. У самой кромки льдов экипажи добывали ц перерабатывали креветку. Руководил действиями группы начальник промыслового рай­ она, в прошлом опытный капитан-директор морозильных судов Мурманского тралового флота, Михаил Владимирович ЧЕРЕВ- КО. Почти тридцать лет своей жизни этот человек отдал мо­ рю: водил корабли на юг, запад и восток Мирового океана. Черевко знает людей, умеет их понимать. Грамотный, инициа­ тивный специалист, on и в этот раз сумел сделать все воз­ можное, чтобы группа смогла добиться высоких экономических показателей в работе. Наш внештатный корреспондент С. ДАНИЛОВ встретился с М. В. Черевко и задал ему ряд вопросов. ми. Перекочевав на карты, современные эти ошибки да­ вали себя знать. Так, на­ пример, капитан промысло­ вого траулера, ориентируясь на карту, вел судно точно по изобате, а выходил на ска­ листые грунты. Как резуль­ тат — порывы сетного по­ лотна трала. Определения места нахождения судна с помощью спутниковой связи показали, что ошибки на кар­ тах достигали 5—6 миль. П о д с о з в е з д и е м Большой Медведицы, ИЛИ КАК БЫЛ ОРГАНИЗОВАН ПРОМЫСЕЛ КРЕВЕТКИ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ — Михаил Владимирович, так далеко на север, сколь­ ко помнится, наши трауле­ ры еще не поднимались. С какими трудностями встре­ тились рыбаки, когда стали работать у кромки льдов? — Сказать, что мы сов­ сем ничего не знали об этом районе, нельзя. Если вспом­ нить историю Мурмана, то еще наши прадеды-поморы хаживали туда за нерпой, тюленем и рыбой. Просто в работе там, до поры до вре­ мени, не было необходимос­ ти. Вспомнили о районе лишь потому, что креветка стала деликатесом и любая продукция из нее хорошо реализуется как у нас на внутреннем, так и на меж­ дународном рынке. Что касается трудностей, то здесь хотелось бы отме­ тить то, что район промыс­ ла креветки почти постоян­ но закрыт льдами. Поэтому посылать туда желательно уже опытных капитанов, уме­ ющих разбираться в ледо­ вой обстановке. А особен­ ности ее таковы. Дующий с юга ветер по идее должен отодвигать ледяные поля на север, н он их отодвигает, обнажая на время водное пространство для лова кре­ ветки. Но ветер подвигает льды с такой силой, что они скорее напоминают сжатую пружину, готовую вот-вот распрямиться. Желательно момент этого распрямления не упустить и вовремя сори­ ентироваться в обстановке, уйти от льдов. В противном случае можно оказаться у них в плену. Такого в на­ шей группе ни разу не слу­ чалось. и хорошую помощь нам здесь оказывали экипа­ жи спасательных судов «Ми­ нула» и «Мурманрыба», дававшие исчерпывающую информацию о состоянии льдов. Вторая трудность заклю­ чалась в том, что карты, полученные нами, оказались не совсем точными. Так, на­ пример, изобаты (глубины) наносились еще бог знает когда н с большими ошибка­ — Расскажите, пожалуй­ ста. как моряки выходили из столь трудного положе­ ния. — Наша группа была не­ большой. В нее входили БМРТ № 400, 405, 447 и 239, СРТ-м № 1375 и 1356. Возможно, это было и к луч­ шему. Группа получилась во всех отношениях сплоченной, а флагманом стал капитан- директор БМРТ-447 «Галак­ тика» из Архангельского тралового флота Вениамин Федорович Фатахов. Этот траулер пришел в район об­ лова креветки первым. Но уже до этого Фатахов и в прошлые годы неоднократно побывал у кромки льдов, а значит, кое-какой опыт у не­ го был. Именно поэтому решено было превратить, если так можно сказать, «Галактику» в базовый тра­ улер. На этом судне был проведен целый ряд усовер­ шенствований по оснастке трала. Когда же стало оче­ видным, что орудия лова «Галактики», в отличие от ранее имевшихся, позволяют увеличить продуктивность тралений при стопроцентной сохранности улова, решили собрать тралмейстеров груп­ пы на совет и для обмена опытом. Таким образом, на каждом судне были при­ няты меры по повыше­ нию эффективности исполь­ зования промыслового вре­ мени. Штурманский состав БМРТ «Галактика» и дру­ гих судов группы выполнил очень большой объем ра­ бот по разведке глубин рай­ она. В результате па трау­ лерах появились рабочие планшеты с координатами наиболее благоприятных мест облова креветки с указания­ ми курсов и продолжитель­ ности тралений. Таким об­ разом, сообща мы сумели решить целый ряд вопросов, которые до этого для пас были просто «белыми пятна­ ми». Добрым словом хочется помянуть также экипаж уп­ равления «Ссврыбпромраз- ведка» СРТ-м 1532, где ра­ ботает капитаном А. Н. Боб­ ров. Любое мое задание он выполнял добросовестно, в короткие сроки и с высоким качеством. А это для нас было очень важно, так как беспрестанные подвижки льдов то и дело заставляли уходнть из освоенных квад­ ратов и приноравливаться к новым. И я не помню слу­ чая. чтобы экипаж СРТ-м- 1532 подвел промысловиков. Покидая «насиженный» ква­ драт, мы знали, что где-то СРТ-м 1532 уже имеет для нас запасной. Вот такая по­ становка дела, исчерпываю­ щая информация, переходя­ щая с судна на судно, о со­ стоянии грунтов и концент­ рациях креветки, широкий обмен мнениями и быстрое распространение передово­ го опыта позволили группе достигнуть очень высоких результатов как по добыче креветки, так и по выработ­ ке из нее пищевой продук­ ции. Пришел ответ «Деньги- на бочку!» В корреспонденции под таким названием («РМ» № 24, 1984 г.) был вы­ сказан ряд критических замечании по содержанию и организации работ на судах объединения «Мур- манрыбпром», находя­ щихся на отстос в ожида­ нии ремонта. В редак­ цию пришел ответ. «Корреспонденция «День­ ги — на бочку!» проработа­ на на совещании групповых механиков механико-судовой службы и службы морепла­ вания флота. Издан приказ о наказании виновных, а также об утверждении плана по консервации и сохранное тн судов. Создана комиссия по проверке находящихся на отстое судов. По данным проведенных проверок все работы на судах проводятся согласно принятому плану мероприятий. На отстойные корабли для оказания помо­ щи дополнительно направле­ ны специалисты рядового и командного состава. Экипажи судов обеспече­ ны горячим питанием. Н. РЕЗНИЧЕНКО, главный инженер объеди­ нения «Мурманрыблром». * «• * Публикуя официальный от­ вет, редакция надеется, что принимаемые сегодня меры по проведению профилакти­ ческих работ на судах, стоя­ щих «на бочке» в ожидании ремонта, не будут кратко­ временным мероприятием. При создавшемся положении дел с судоремонтом самое пристальное внимание к их судьбе поможет дальнейшей успешной эксплуатации флота. Об этом не следует забывать ни сейчас, ни в зимние меся­ цы. М ногое зависит и от орга­ низации надлежащ и* условий труда подменных экипажей. технического прогресса —— — НА ЗАВТРА 2,6 тонны металла. Причем , .надо учесть, что работает участок далеко не с полной загрузкой. Было бы преувеличением сказать, что эксперимент про­ ходит гладко, без проблем. — Для нашей промышлен­ ности дело это нозое, — го­ ворит один из инициаторов создания участка по газотер­ мическому нанесению покры ­ тий Анатолий Иванович Тре- фильев, — поэтому еще не отлажена технология по вы­ пуску хороших отечественных порош ков. Так, производствен­ ное объединение «Тулачер­ мет» поставляет нам продук­ цию з бочках, в которых по­ р ош о к отсыревает, в нем со­ держится также мяого каль­ ция, а частицы металла — разного диаметра. Однако на судозерфи был найден простой выход. По со­ вету ученых инженеры скон­ струировали и собрали у, се­ бя оригинальные приспособ­ ления для промывки, просуш- , «и и просеивания порошков. После всех дополнительных операций их качество не ус­ тупает зарубежным образцам. Настоящим камнем преткно„ вения стал вопрос о нехват­ ке оборудования. Выпускае­ мых в стране аппаратов явно недостаточно, и распределя­ ются они по строгому лими­ ту. Две импортные горелки фирмы «Кастолин», которыми -работаю т в эксперименталь­ ном участке с самого его ос­ нования до сих пор, выделили мурманчанам коллеги из Эс­ тонии. В настоящий момент наметились уже положитель­ ные сдвиги. Приобретена оте­ чественная плазменная уста­ новка для работы так назы­ ваемым «горячим» способом. В этом году должны пройти первые испытания. Еще две горелки в скором времени поступят из Белоруссии, где заканчивается их доработка. Ученые тоже прилагают свои усилия к развитию и рас­ ширению связей с производ­ ством. Налажены тесные кон­ такты с институтом химии Кольского филиала АН СССР и непосредственно с р уково­ дителем лаборатории проб­ лем порош ковой металдур- гии доктором технических на­ ук А. Ш тейнбергом. М урман­ ская судоверфь заключила договор о сотрудничестве и с МВИМУ им. Ленинского комсомола. У ремонтников нет права на ошибку — не­ удача сразу скажется на про­ изводстве, да и времени на эксперимент, как празило, не бывает. Ученые же имеют возможность провести более тщательное изучение, поста­ вить опыт и затем выдать го­ товые «рецепты» производст­ венникам. Хотя работы впереди еще непочатый край, уже сейчас м ож но сказать, что экспери­ ментальный участок ждет большое будущее. Ведь пре­ имущества его неоспоримы. Во-первых, все оборудование укладывается в специальный чемодан весом 10— 15 кило­ граммов — при необходимо­ сти можно работать в любом другом цехе, где имеется токарный станок. Кроме того, рабочие процессы легко ме­ ханизируются: закрепив горел­ ку на суппоре токарного стан­ ка, нетрудно рассчитать необ­ ходимое число проходов, чтобы получить оптимальный слой покрытия. Во-вторых, по­ рош ки изготовляются из са­ мых различных металлов, сплавов и даже керамики. Это позволяет восстанавли­ вать дефицитные детали из цветных металлов, решать практически самые сложные инженерные задачи. По подсчетам специалистов, при правильном подборе по­ рошка и верном подходе к технологии работ отремонти­ рованные запасные части слу­ жат в Э— 4 раза дольше обыч­ ных. На практике это можно будет проверить, когда в порт возвратятся суда, на ко ­ торых были заменены эти де­ тали, — подвергнуть их все­ стороннему анализу. Несколь­ ко месяцез назад на плав­ базе «Маточкин Шар» и боль­ шом автономном траулере «Иван Сивко» были заменены цилиндровые втулки глав ного двигателя. Суда эти тру­ дятся вдали от родных бере­ гов, жалоб от механиков в порт не поступало. Новые де­ тали не подводят моряков. На ремонте сейчас стоит тан­ кер «Нефтекамск», в двигате­ ле которого также заменяют некоторые детали на экспери­ ментальные. Видимо, такая замена не только оправдыва­ ет себя экономически, но и повысит надежность судна в эксплуатации. Это лишь не­ сколько примеров, а их м ож ­ но привести, пожалуй, деся­ ток. Газотермическим способом нанесения покрытий мож но ремонтировать детали самой разнообразной конфигурации и назначений. Уже сейчас временная номенклатура де­ талей судовых двигателей, восстановленных на М урм ан­ ской судоверфи этим спосо­ бом, насчитывает более полу­ сотни. Число заявок на их ремонт постоянно растет. Составлен план по расши­ рению экспериментального участка. В нем учтен весь опыт работ. Намечены пер­ спективные неотложные зада­ чи, связанные с этими рабо­ тами. В управлении предприя­ тия думают над тем, как и где готовить специалистов по газотермическому нанесению покрытий. В общем, продела­ на большая работа, решено много проблем, но еще боль­ ше предстоит сделать. в. климоз рыбный мурман 21 июля 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz