Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Интервью на промысле В апреле и мае небольшая группа промысловых судов Все союзного рыбопромышленного объединения «Севрыба» работа ла далеко на севере, у острова Шпицберген. У самой кромки льдов экипажи добывали ц перерабатывали креветку. Руководил действиями группы начальник промыслового рай она, в прошлом опытный капитан-директор морозильных судов Мурманского тралового флота, Михаил Владимирович ЧЕРЕВ- КО. Почти тридцать лет своей жизни этот человек отдал мо рю: водил корабли на юг, запад и восток Мирового океана. Черевко знает людей, умеет их понимать. Грамотный, инициа тивный специалист, on и в этот раз сумел сделать все воз можное, чтобы группа смогла добиться высоких экономических показателей в работе. Наш внештатный корреспондент С. ДАНИЛОВ встретился с М. В. Черевко и задал ему ряд вопросов. ми. Перекочевав на карты, современные эти ошибки да вали себя знать. Так, на пример, капитан промысло вого траулера, ориентируясь на карту, вел судно точно по изобате, а выходил на ска листые грунты. Как резуль тат — порывы сетного по лотна трала. Определения места нахождения судна с помощью спутниковой связи показали, что ошибки на кар тах достигали 5—6 миль. П о д с о з в е з д и е м Большой Медведицы, ИЛИ КАК БЫЛ ОРГАНИЗОВАН ПРОМЫСЕЛ КРЕВЕТКИ В ВЫСОКИХ ШИРОТАХ — Михаил Владимирович, так далеко на север, сколь ко помнится, наши трауле ры еще не поднимались. С какими трудностями встре тились рыбаки, когда стали работать у кромки льдов? — Сказать, что мы сов сем ничего не знали об этом районе, нельзя. Если вспом нить историю Мурмана, то еще наши прадеды-поморы хаживали туда за нерпой, тюленем и рыбой. Просто в работе там, до поры до вре мени, не было необходимос ти. Вспомнили о районе лишь потому, что креветка стала деликатесом и любая продукция из нее хорошо реализуется как у нас на внутреннем, так и на меж дународном рынке. Что касается трудностей, то здесь хотелось бы отме тить то, что район промыс ла креветки почти постоян но закрыт льдами. Поэтому посылать туда желательно уже опытных капитанов, уме ющих разбираться в ледо вой обстановке. А особен ности ее таковы. Дующий с юга ветер по идее должен отодвигать ледяные поля на север, н он их отодвигает, обнажая на время водное пространство для лова кре ветки. Но ветер подвигает льды с такой силой, что они скорее напоминают сжатую пружину, готовую вот-вот распрямиться. Желательно момент этого распрямления не упустить и вовремя сори ентироваться в обстановке, уйти от льдов. В противном случае можно оказаться у них в плену. Такого в на шей группе ни разу не слу чалось. и хорошую помощь нам здесь оказывали экипа жи спасательных судов «Ми нула» и «Мурманрыба», дававшие исчерпывающую информацию о состоянии льдов. Вторая трудность заклю чалась в том, что карты, полученные нами, оказались не совсем точными. Так, на пример, изобаты (глубины) наносились еще бог знает когда н с большими ошибка — Расскажите, пожалуй ста. как моряки выходили из столь трудного положе ния. — Наша группа была не большой. В нее входили БМРТ № 400, 405, 447 и 239, СРТ-м № 1375 и 1356. Возможно, это было и к луч шему. Группа получилась во всех отношениях сплоченной, а флагманом стал капитан- директор БМРТ-447 «Галак тика» из Архангельского тралового флота Вениамин Федорович Фатахов. Этот траулер пришел в район об лова креветки первым. Но уже до этого Фатахов и в прошлые годы неоднократно побывал у кромки льдов, а значит, кое-какой опыт у не го был. Именно поэтому решено было превратить, если так можно сказать, «Галактику» в базовый тра улер. На этом судне был проведен целый ряд усовер шенствований по оснастке трала. Когда же стало оче видным, что орудия лова «Галактики», в отличие от ранее имевшихся, позволяют увеличить продуктивность тралений при стопроцентной сохранности улова, решили собрать тралмейстеров груп пы на совет и для обмена опытом. Таким образом, на каждом судне были при няты меры по повыше нию эффективности исполь зования промыслового вре мени. Штурманский состав БМРТ «Галактика» и дру гих судов группы выполнил очень большой объем ра бот по разведке глубин рай она. В результате па трау лерах появились рабочие планшеты с координатами наиболее благоприятных мест облова креветки с указания ми курсов и продолжитель ности тралений. Таким об разом, сообща мы сумели решить целый ряд вопросов, которые до этого для пас были просто «белыми пятна ми». Добрым словом хочется помянуть также экипаж уп равления «Ссврыбпромраз- ведка» СРТ-м 1532, где ра ботает капитаном А. Н. Боб ров. Любое мое задание он выполнял добросовестно, в короткие сроки и с высоким качеством. А это для нас было очень важно, так как беспрестанные подвижки льдов то и дело заставляли уходнть из освоенных квад ратов и приноравливаться к новым. И я не помню слу чая. чтобы экипаж СРТ-м- 1532 подвел промысловиков. Покидая «насиженный» ква драт, мы знали, что где-то СРТ-м 1532 уже имеет для нас запасной. Вот такая по становка дела, исчерпываю щая информация, переходя щая с судна на судно, о со стоянии грунтов и концент рациях креветки, широкий обмен мнениями и быстрое распространение передово го опыта позволили группе достигнуть очень высоких результатов как по добыче креветки, так и по выработ ке из нее пищевой продук ции. Пришел ответ «Деньги- на бочку!» В корреспонденции под таким названием («РМ» № 24, 1984 г.) был вы сказан ряд критических замечании по содержанию и организации работ на судах объединения «Мур- манрыбпром», находя щихся на отстос в ожида нии ремонта. В редак цию пришел ответ. «Корреспонденция «День ги — на бочку!» проработа на на совещании групповых механиков механико-судовой службы и службы морепла вания флота. Издан приказ о наказании виновных, а также об утверждении плана по консервации и сохранное тн судов. Создана комиссия по проверке находящихся на отстое судов. По данным проведенных проверок все работы на судах проводятся согласно принятому плану мероприятий. На отстойные корабли для оказания помо щи дополнительно направле ны специалисты рядового и командного состава. Экипажи судов обеспече ны горячим питанием. Н. РЕЗНИЧЕНКО, главный инженер объеди нения «Мурманрыблром». * «• * Публикуя официальный от вет, редакция надеется, что принимаемые сегодня меры по проведению профилакти ческих работ на судах, стоя щих «на бочке» в ожидании ремонта, не будут кратко временным мероприятием. При создавшемся положении дел с судоремонтом самое пристальное внимание к их судьбе поможет дальнейшей успешной эксплуатации флота. Об этом не следует забывать ни сейчас, ни в зимние меся цы. М ногое зависит и от орга низации надлежащ и* условий труда подменных экипажей. технического прогресса —— — НА ЗАВТРА 2,6 тонны металла. Причем , .надо учесть, что работает участок далеко не с полной загрузкой. Было бы преувеличением сказать, что эксперимент про ходит гладко, без проблем. — Для нашей промышлен ности дело это нозое, — го ворит один из инициаторов создания участка по газотер мическому нанесению покры тий Анатолий Иванович Тре- фильев, — поэтому еще не отлажена технология по вы пуску хороших отечественных порош ков. Так, производствен ное объединение «Тулачер мет» поставляет нам продук цию з бочках, в которых по р ош о к отсыревает, в нем со держится также мяого каль ция, а частицы металла — разного диаметра. Однако на судозерфи был найден простой выход. По со вету ученых инженеры скон струировали и собрали у, се бя оригинальные приспособ ления для промывки, просуш- , «и и просеивания порошков. После всех дополнительных операций их качество не ус тупает зарубежным образцам. Настоящим камнем преткно„ вения стал вопрос о нехват ке оборудования. Выпускае мых в стране аппаратов явно недостаточно, и распределя ются они по строгому лими ту. Две импортные горелки фирмы «Кастолин», которыми -работаю т в эксперименталь ном участке с самого его ос нования до сих пор, выделили мурманчанам коллеги из Эс тонии. В настоящий момент наметились уже положитель ные сдвиги. Приобретена оте чественная плазменная уста новка для работы так назы ваемым «горячим» способом. В этом году должны пройти первые испытания. Еще две горелки в скором времени поступят из Белоруссии, где заканчивается их доработка. Ученые тоже прилагают свои усилия к развитию и рас ширению связей с производ ством. Налажены тесные кон такты с институтом химии Кольского филиала АН СССР и непосредственно с р уково дителем лаборатории проб лем порош ковой металдур- гии доктором технических на ук А. Ш тейнбергом. М урман ская судоверфь заключила договор о сотрудничестве и с МВИМУ им. Ленинского комсомола. У ремонтников нет права на ошибку — не удача сразу скажется на про изводстве, да и времени на эксперимент, как празило, не бывает. Ученые же имеют возможность провести более тщательное изучение, поста вить опыт и затем выдать го товые «рецепты» производст венникам. Хотя работы впереди еще непочатый край, уже сейчас м ож но сказать, что экспери ментальный участок ждет большое будущее. Ведь пре имущества его неоспоримы. Во-первых, все оборудование укладывается в специальный чемодан весом 10— 15 кило граммов — при необходимо сти можно работать в любом другом цехе, где имеется токарный станок. Кроме того, рабочие процессы легко ме ханизируются: закрепив горел ку на суппоре токарного стан ка, нетрудно рассчитать необ ходимое число проходов, чтобы получить оптимальный слой покрытия. Во-вторых, по рош ки изготовляются из са мых различных металлов, сплавов и даже керамики. Это позволяет восстанавли вать дефицитные детали из цветных металлов, решать практически самые сложные инженерные задачи. По подсчетам специалистов, при правильном подборе по рошка и верном подходе к технологии работ отремонти рованные запасные части слу жат в Э— 4 раза дольше обыч ных. На практике это можно будет проверить, когда в порт возвратятся суда, на ко торых были заменены эти де тали, — подвергнуть их все стороннему анализу. Несколь ко месяцез назад на плав базе «Маточкин Шар» и боль шом автономном траулере «Иван Сивко» были заменены цилиндровые втулки глав ного двигателя. Суда эти тру дятся вдали от родных бере гов, жалоб от механиков в порт не поступало. Новые де тали не подводят моряков. На ремонте сейчас стоит тан кер «Нефтекамск», в двигате ле которого также заменяют некоторые детали на экспери ментальные. Видимо, такая замена не только оправдыва ет себя экономически, но и повысит надежность судна в эксплуатации. Это лишь не сколько примеров, а их м ож но привести, пожалуй, деся ток. Газотермическим способом нанесения покрытий мож но ремонтировать детали самой разнообразной конфигурации и назначений. Уже сейчас временная номенклатура де талей судовых двигателей, восстановленных на М урм ан ской судоверфи этим спосо бом, насчитывает более полу сотни. Число заявок на их ремонт постоянно растет. Составлен план по расши рению экспериментального участка. В нем учтен весь опыт работ. Намечены пер спективные неотложные зада чи, связанные с этими рабо тами. В управлении предприя тия думают над тем, как и где готовить специалистов по газотермическому нанесению покрытий. В общем, продела на большая работа, решено много проблем, но еще боль ше предстоит сделать. в. климоз рыбный мурман 21 июля 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz