Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • рыбный мурман Экономическое обозрение ТАМ, ЗАПЕРЕВАЛОМ ЛБЫ ЧНО СО ВТОРЫМ КВАРТАЛОМ рыбаки Север- ного бассейна особых надежд не связывают. Этот пе­ риод, наступающий после зимне-весенней мойвеяной пути­ ны, нередко называют «мертвым сезоном». Иное дело — третий квартал', когда вновь трубит большой сбор осенняя мойвенная страда в Баренцевом море. Здесь уже нельзя по­ терять и дня. Анализируя итоги работы во втором квартале, можно сде­ лать вывод, что промысловики все меньше и меньше дела­ ют ставку на «легкий хлеб», все увереннее начинают себя чувствовать в крайне осложнившихся с ухудшением сырье­ вой базы условиях. Расстановка флота, предприимчивость промысловиков, широко развернувшееся социалистическое соревнование по достойной встрече Дня рыбака — все это позволило значи­ тельно оживить работу в межпутинный период и с хоро­ шими экономическими показателями подойти к своему про­ фессиональному празднику, который — так уж получилось — знаменует собой своеобразный перевал на середине пу­ ти к финишу года. Итак, перевал труженики рыбного Мурмана преодолели благополучно. Но каждый знает, что спуск порой не легче подъема. Тем более что третий квартал готовит сюрприз не из приятных: облов мойвы начнется несколько позже, чем обычно. А это не что иное, как непредвиденные потери в сырье, восполнить которые будет, конечно же, нелегко. И потому уже сейчас надо готовиться к трудному «спус­ ку», тщательно проверять надежность всех звеньев производ­ ства. И особенно это относится к коллективу объединения «Мурманрыбпром», работу которого в нынешнем году ни­ как не назовешь уверенной и стабильной. Здесь уже в начале года наметилась тенденция к ухудше­ нию использования флота. Резко сократилось эксплуатаци­ онное время судов. Одновременно возросли простои трау­ леров в ожидании ремонта. За четыре месяца нынешнего года в объединении снизилось производство товарной про­ дукции почти на 9 процентов, а пищевой рыбной продук­ ции — примерно на 15 процентов. Не мог способствовать улучшению эксплуатации флота и такой факт: в то время как в Мурманском траловом флоте в районах промысла постоянно находились не менее семи флагманских специалистов механико-судовой службы, от «Мурманрыбпрома» в море работал лишь один такой спе­ циалист. А один, как известно, ни в поле, ни в море не воин. Тщательно проанализировав причины отставания мурман- рыбпромовцев, «Севрыба» усилила контроль за работой су­ дов в море, помогла улучшить организацию их промысла. Траулерам объединения обеспечивается внеочередная раз­ грузка во всех районах промысла. Со своей стороны и специалисты «Мурманрыбпрома» не­ мало сделали для того, чтобы улучшить эксплуатационные показатели. В частности, труженики судоремонтных мастер­ ских объединения досрочно отремонтировали 21 траулер. Чтобы расширить возможности плав-мастерской «Резец», мурманрыбпромовцы своими силами построили котельно-за­ готовительный участок. Сейчас он работает лишь частично, а когда будет введен в строй полностью, то сюда можно бу­ дет перевести рабочих котельно-сварочного цеха, механизи­ ровать их труд. Все это позволило флоту в значительной степени «пре­ возмочь недуг» и по итогам работы за первое полугодие ликвидировать задолженность и выполнить план по товарной продукции, стоимости пищевой рыбной продукции, выработ­ ке консервов. Есть все основания полагать, что и июльское задание коллектив выполнит. Пример этот лишний раз доказывает, какое значение имеет рациональное использование флота, улучшение его эксплуатации. По сути, речь идет о том. чтобы суда как можно больше находились на промысле, не тратя лишнего времени на ремонт. Надо сказать, в целом по «Севрыбе» в этом плане удалось добиться ощутимого успеха: в первом полугодии по сравнению с соответствующим периодом про­ шлого года виеэксплуатацнонный показатель снизился бо­ лее чем на 10 процентов. И это наверняка не предел, если моряки будут бережно относиться к своим судам и меха­ низмам. Об этом говорил в своем выступлении на торжественном собрании, посвященном Дню рыбака, начальник Всесоюз­ ного рыбопромышленного объединения «Севрыба» М. И. Каргин. А поскольку далеко не все промысловики могли присутствовать на этом собрании, то полезно, наверное, бу­ дет напомнить о вещах, которые, казалось бы. известны каждому судовому специалисту. Речь идет в данном случае о корпусных работах при ремонте судна. Известно, с каки­ ми трудностями они связаны. А вместе с тем экипажи не­ редко не следят в рейсе за тем. в каком техническом состо­ янии находятся шлюпочные и грузовые устройства, закры­ тия и т. д. В результате нарастают немалые дополнитель­ ные объемы ремонтных работ. Чтобы избежать этого, судо­ ремонтным заводом дано указание не принимать суда, на которых палубные конструкции, устройства и механизмы находятся в запущенном состоянии. Итак, до финиша года труженикам рыбного Мурмана предстоит преодолеть участок пути, который вряд ли ока­ жется легче уже,пройденного. Успех в немалой степени бу­ дет зависеть от умения хозяйственных руководителей, пар­ тийных, профсоюзных, комсомольских организаций, экипа­ жей судов направить все усилия для решения главных задач. Одна из них — улучшение эксплуатации флота. ОТДЕЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА «РЫЕНОГО МУРМАНА». 21 июля 1984 гор ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДЕТАЛЕЙ» — под та- П " ним заголовком в еженедельнике бы­ ла опубликована статья доктора технических наук А. Штейнберга, рассказывающая об одном из перспективных направлений в области порош ковой металлургии — газотермическом способе нанесения покрытий |«РМ», М 5 45, 1983 Курсом РЕМОНТ именно этот способ, потому что он сейчас является един­ ственным, который осваивакут на участке. ' :- Возникает естественный воп­ рос: какой прок от всей этой затеи судоремонтникам? По­ жалуй, главное и отличитель­ ное достоинство газотермиче­ ского нанесения покрытий в том, что можно восстанавли­ вать детали, которые иначе возвратить к жизни невозмож ­ но. Например, если раньше дорогостоящий вал главного двигателя судна после износа шел в металлический лом, то теперь появилась возмож ­ ность ремонтировать его но­ вым методом. Практически это открывает неограничен­ ные перспективы: в несколько раз сокращаются сроки ре­ монта судна, экономится ме­ талл, уменьшаются трудоза­ траты. Судите сами: з а по­ следние четыре месяца про­ шлого года экономический эффект от работы экспери­ ментального участка составил 20 тысяч рублей, сэкономлено г.|. Сегодня мы продолжим этот разговор, но уже на конкрет­ ном примере производственного объединения «Мурманская судоверфь», где год назад небольшой коллектив инженеров создал экспериментальный участок по газстермическсму на­ несению покрытий. За прошедшее время здесь накоплен оп­ ределенный опыт, по которому уже мож но судить, что дал участок предприятию и чего дущем. В Р Я Д ли непосвященному “ ^читателю скажет о чем- нибудь термин «газстермичес- кое нанесение покрытий». Не многое сн поймет и из под­ робных разъяснений специа­ листов. Но на практике все выглядит проще, чем на сло­ вах. Газовая горелка очень на­ поминает своей формой пи­ столет, с верху которого ус­ танавливается емкость со спе­ циальным порош ком. Во вре­ мя работы порошок попада­ ет в струю пламени и ровным слоем оседает на поверхно­ сти детали, которая закреп­ ляется в токарном станке. А мож но ожидать от него в бу- пссле небольшой доработки на этом же станке запасная часть начинает заново жить. Еся же операция от настрой­ ки оборудования для работы до конечного результата за­ нимает десятки минут. Прав­ да, прочность сцепления с ос­ новным металлом невелика, но и применяется этот способ для восстановления «геомет­ рии», то есть утерянной фер­ мы деталей там, где они не испытывают больших нагру­ зок. В кругу специалистов та­ кой способ нанесения покры ­ тий называется «холодным». Срезу же оговоримся, что да­ лее мы будем иметь в виду Д А, ИМЕННО МАС­ ТЕРА. Так смело мож­ но назвать моряков, запечат­ ленных на БМРТ «Вышго- род» нашим внештатным фо­ токорреспондентом Викто­ ром Кононовым. На верхнем снимке — консервный мастер Василий Александрович Черников. Ветеран — в Мурманском траловом флоте работает 30 лет. Мастерство его отточе­ но с годами, но в основе его — трудолюбие, добросовест­ ное отношение к делу. Не­ даром ему присвоено звание «Ударник коммунистическо­ го труда». Опыт мастера не лежит под спудом: Василий Александрович — наставник- молодежи. А вот и представитель мо­ лодого поколения моряков — Павел Кириченко: всего год он на траулерах (сни- мок внизу слева). Но какой год! Принят кандидатом в члены партии, избран в су­ довое комсомольское бюро, в группу народного контро­ ля. Справляясь со своей ра­ ботой матроса-камбузника (а она только со стороны ка­ жется простой), Павел ос­ воил специальности ремонт­ ного слесаря и рефмаши- ниста. Вот пример для под­ ражания новичкам! На третьем снимке — то­ карь Владимир Иванович Зо­ лотарь. Тоже мастер своего дела. И человек авторитет­ ный — избран председате­ лем судового комитета проф­ союза. Фамилии всех передови­ ков производства, представ­ ленных в этом фоторепорта­ же, — на судовой Доске по­ чета. П. КОЛИН. ФОТОРЕПОРТАЖ М А С Т Е Р А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz