Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ • в‘ >ПЕРВЫЕ встретилась я г Павлом Игоревичем Тысько года три назад. Тогда он работал старшим механиком е ре монтно-подменной команде. Вроде бы все складывалось удач но, за встречами и беседами прорисовывался очерк о старшем механике тралового флота, человеке преданном и увлеченном. Однако что-то яеишло изложить впечатления на бумаге. Что- то в наших встречах осталось недоговоренным. Не в словах даже, а в интонациях, в настроении. 11 только при новой на шей встрече этой весной стало понятно, что именно. Ясно по сле самой первой фразы,: « Знаете, у меня теперь свое судно, свое!» Сейчас Павел Игоревич ходит главным механиком на БАТ с Генерал Андрющенко», как желал — с приемки, и намерева ется ходить на нем долго, и, может быть, поэтому передо мной предстал несколько другой человек: уверенный, сильный, зна ющий, чего он хочет, человек, который сам себе готовит завт рашний день. Хозяин Ах, как радостно билось сердце, как светел и приятен был мир, когда Тысько ехал на прием ку нового БАТа. Сво его БАТа. С самого начала он сам себе постановил: все до последнего болта в ма шинном хозяйстве принимать лично. Раз уж послали его на БАТ, дали вырваться в мо ре, то ходить он на нем бу дет долго-долго. А поэтому и уверен должен быть в суд не, как в себе самом. Тысько подключился к при емке. Рабочие смеялись: ну и начальство! Каждое крепле ние чуть ли не на зуб про бует. Когда только мыться- стираться успевает?! Тысько на это внимания не обращал. Знай, делал свое дело. Вроде, все шло нормально, но ка кое то десятое чувство, то самое, которым механики по нимают душу машины, не да вало успокоиться. Залез в танк. Под те же беззлобные смешки рабочих-судостроите- лей. А там — трубопровод разобран и колено рядом ле жит. А потом еще хлеще. Обесточилось вдруг судно. Вскрыли распределительный щит, а внутри огромными черными буквами чьей-то ру кой выведено «брак»! Тысько аж похолодел: это ж какими равнодушными надо быть, чтобы заведомо бракованный агрегат на судно ставить... К р епко досталось тогда стро ителям от мягкого, интелли гентного старшего механика. А когда дела с приемкой ма шины были закончены, Тысько стал обживать судно, приме ряться к нему. В море-то на нем ему не один день ходить. И не год даже. Значит, и об живать пароход надо как свой дом, даже еще тщательнее. Потому что море — не суша, и когда стены надоедят, на улицу не выскочишь. Вот, например, светильники в коридоре. Идешь (главный механик строен и высок) и головой цепляешься. Неудоб но, некрасиво. Ну, что бы их внутрь потолка не «утопить»? У строителей от такой при емки скулы сводило: «послал бог зануду»... А никуда не деться. Не принимают судно хозяева в том виде, какой есть. Поневоле приходится переделывать. И только в од но место — свою личную ка юту — Тысько строителей не допустил, хотя и там дел для них хватало. Но не допустил. Сделал все сам. Потому что для себя лучше самого себя, удобнее никто не сделает. Да и приятно, когда даже сте ны — родные. «Генерал Андрющ енко» вы шел в рейс. И уже в море Тысько сам для себя твердо решил: рейса три отхожу без отпуска. Надо машину изу чить, все ее силы и слабо сти. Норов, характер ее по нять. Да и машинная коман да за это время сработается. Хоть небольшой срок, но срок. Будет на кого оставить траулер. А задание — зада ние на все рейсы одно: бес перебойная работа на про мысле и как можно меньше ремонтных работ в порту. Что ж, задача привычная. И тралфлотовский механик Тысько справлялся с ней от лично многие годы. И когда ходил старшим механиком на БМРТ «В. Гаврилов», и к о гда был руководителем РПК в Кальяо, и на всех других участках, где пришлось ему работать. Потом на том же «Гавриле ве» было м ного случаев, где высокая квалификация стар шего механика, спрессованная с силой и компетентностью команды, выручали судно из беды. Свое судно. А иногда и другие суда. К ак-то на промысле сосед — БМРТ «Выш город» — по просил помощ и: выш ли там из строя обе рулевые м аш и ны . Пришел Ты сько на «Выш город», а там ош ние умельцы уж е насос м аш ины разобра ли... Нак теперь узнать, где неисправность? А помочь-то все равно надо! Пошли на р и с к. Отдали соседям один свой насос. И сами остались с одним. Правда, глаз с него не спускали. Берегли. Зато и «Вышгород» мог насос чинить и рыбачить. Еще один экзам ен на зрелость... Из м ногих, к а кие т а к лю бит море. Наверное, именно потому, что все подобные экзамены Тысько сдавал на «отлично», отправили его в РПК иностран ного порта. Верили в молодо го специалиста, знали, что и там он будет на высоте, а значит, будут гарантированы мых высших, самых щедрых наших радостей — радость от преодоления трудностей, от выдержанного экзамена на зрелость. Пути-дороги Павел всегда увлекался ра диотехникой и учиться этому собирался. Помешала беда. В Баренцевом море, на промыс ле, умер отец — молодой еще, полный сил старший м е ханик. Семья (трое Детей, Павел старший) осиротела. На семейном совете родствен ники решили: поможешь ма тери, пойдешь в мореходку. В первый раз он вышел в м оре восемнадцатилетним мо- TopntTOM. Мальчишкой, по су ти дела. В День рыбака по радио услышал поздравление матери. Точно такое, какие раньше адресовались отцу. Если бывает так, что в один момент человек вдруг начи- Н. Георгиева " ВСТРЕЧА ВПУТИ Очерк Экзамен на зрелость «Я томился в РПК, рвался в море, но все же такой ш ко лы, какую я прошел там, мне не видать бы ни на одном суд не. В РПК передо мной про шли почти все наши БАТы. И сразу видно, где какая команда. Где экипаж держит ся, а где нет. Вот у Ивана Акимовича Ботвенко на БАТе «Генерал Радзиевский» все чисто, ухожено, красиво. У меня на «Гаврилове» так же было. Вообще, экипаж должен быть стабильным, машинная команда— в особенности. Стар ший механик, как и капитан, обязан сам подбирать себе людей, растить и воспитывать их. Вот сейчас у меня на «Андрющенко» коллектив хо роший — второй механик Д. Е. Панасенков, третий ме ханик О. Б. Савельев, стар ший электромеханик Ю. П. Якимчук, рефмеханик Н. П. Мамай... Все знающие, рабо тящие, надежные. Младшему нашему звену есть чему у них поучиться. В компетент ности, надежности, сплочен ности — сила команды. М оре слабостей не прощает. Сколь ко угодно примеров могу привести, когда спасала, имен но спасала, вот эта самая сила команды». Ты сьно делал первы й рейс после высшей мореходки на «Гаврилове». Удачно ополови ненны й поход прервался на другом конце планеты аварией: полетела воздуходув ка. Встал главны й двигатель. И встал вопрос о немедлен ном прекращ ении рейса и б у к сировке в порт. Это через всю-то м а туш ку землю. Нет, не мог пойти на это эки п а ж . Не могли на это пойти и стар ш ий м еханик Ты сько, и ф лаг манские специалисты . Они сде лали эту сугубо заводскую работу за десятидневную сто я н ку в бухте. В опреки всему — сделали. Чего это стоило? Решайте сами. Чего стоил один только перенос тонной гром адины ротора воздуходув ки из м аш ины на палубу, а потом в м астерскую . Но в ма стерской вы яснилось, что ро тор ни по диаметру, ни по длине в м аленький судовой станок не проходит. Значит, зряш ны й труд? Ну, нет. Вы пилили из станка ку с о к. Сде лали с ротором все, что надо, а потом вы пиленны й ку с о к посадили на клей. качество ремонта и дальней шая эксплуатация надежды флота — БАТов. Приходили измотанные м о рем суда, получив положен ную порцию ремонтной бод рости, уходили обратно в си нюю даль. РПК оставалась встречать новых. Конечно же, среди работы будничной и обыденной выпадали горячие горькие дни, когда отсутствие рядом судоремонтного заво да и квалифицированных спе циалистов казалось непопра вимой бедой. Что в таких ситуациях по могало? Руки, голова, знания, опыт. И еще — громадное чувство ответственности за порученное дело. Ведь здесь, в далекой горячей чужой стране, РПК была форпостом своей Родины, а он — стар ший механик команды — пол номочным представителем ее. Пришел с промысла БАТ «Мар шал Якубовский». Привез здо рово хандрившую пневмати ческую муфту соединения гребного вала и редуктора. Сломайся она— и встало суд но. Тысько сказали: исправ ляй. Привлекай иностранных специалистов. Л егко сказать. А сделать... Самое сложное — это муфту разобрать и найти причину утечки. Но чтобы ее разобрать, нужна уйма приспособлений. Она ж здоровенная, эта муфта, — с два огромных письменных стола. И тяжеленная. А нахо дится под плитами в машине. Значит, трубопроводы надо разбирать. «...Чем иностранцы помогут? Своих приспособлений у них нет, будут пользоваться теми, что мы сделаем. Тан за что ж е валюту платить? С пр испо соблениями (все равно их де лать) и без иностранцев управиться можно», — вот та к прим ерно рассуждал Ты сько, когда взялся за ремонт куф - ты . Подобрал себе в пом ощ ни ки двух мотористов. Начали разбирать без опаски . До это го ремонтировали предыду щ ий БАТ, ту же самую муф ту, тан Ты сько чертеж в каю те повесил, месяц глазел — за поминал. Потому и не опасался к этой новой подступаться. А оказалось... чертеж один, а м уф ты — разны е. Неделю раз бирали эту м ахину, две неде ли — ремонтировали. Сделали! Радовался старший механик, как ребенок. А что в этом удивительного? Одна из са нает чувствовать себя взрос лым, ответственным за д ру гих людей, то Павел почувст вовал себя старшим в семье именно в тот момент. И по- летели-зашумели за кормой м орские дороги рыбака Пав- / ла Тысько. Вначале он ходил на «малышах». Обкатка, уче ба. Стармех РТ-211 С. П. М ак симов учил новичка, КАК надо работать, как теорию мате риализовать в практику. Хо рошие то были уроки. Д о б рые, добротные, из тех, что на всю жизнь. Потом пришло время и для первого в жизни молодого рыбака БМРТ «Зла тоуст». Направили его туда третьим механиком. Зашел Павел в салон, а там все в грамотах, знаменах. «Злато уст» тогда гремел. Испугал ся: вдруг не справлюсь? Та кое заслуженное судно... Хо тел было уж проситься чет вертым. А д руж о к пошутил- пристыдил: «Не надоело уст ранять зазоры между тряпкой и плитами?» Старший механик «Златоу ста» Р. К. Якименко относил ся к новому коллеге вполне уважительно. Без назидатель ных окриков, без нравоуче ний. Он • подбадривал, когда у Павла что-то не получалось. Вместе с ним доходил до азов машины. Павел тогда был ему очень благодарен, но не совсем понимал, зачем этому именитому «деду» тра тить столько времени на ме ханика-неумеху. Понял позже, когда сам стал руководите лем, И сам стал действовать точно так же, ибо по собст венному опыту уже знал, как важны поддержка, участие, помощь. Как важно, когда в твоей команде не просто под чиненные, а единомышленни ки и коллеги. Пришла пора, и механик Тысько понял: надо учиться дальше. В общ еж итии К алининград ской высш ей м ореходки ж ило много м урм анчан с отделения ускоре нного обучения. Помога ли друг д ругу. Досрочно сда вали экзам ены . Приезжали на к а н и ку л ы и пр ан ти н у в М ур м анск на флот. Кем только не работал Павел во время уче бы: и электриком в детском саду, и кочегаром , и вахты на б уксире стоял, и сторож ем был на маслобазе. С типендия- то всего 13 рублей. И помочь неком у. Нельзя сказать, чте было легко и беззаботно, но и то немногое свободное вре мя между учебой и работай Павел решил по возм ож ности упл отнить. Сказал сам себе: по ка я на берегу, надо брать от этого времени все. Ходил в ш ко л у бального танца. Сдал на права (хотя м аш ины ещ е и не намечалось). П оступил ■ иняэ на а н гл и й ски й . В М ур м анск привез отл и чны й диплом И ю н ую м илую ж е н у М арину. Попросился в подменный экипаж. Хотел войти в русло и изучить побольше судов. В механико-судовой службе . тралового флота пошли на встречу его просьбе, а груп повые механики А. Д . Чертов ской и С. Е. Харчиков внима тельно следили за работой м олодого специалиста, были в нужную минуту рядом. Их познания по всем типам су дов поражали Павла. Ему то ж е очень хотелось ТАК знать машины. В 1977 году его на правили на прием ку «В. Гаври лова», и это судно стало пер вой его командной площад кой, первым по-родственно му дорогим домом в м о р е .'' Именно там он оттачивал свое мастерство механика. Технику и тактику взаимоотношений « людьми. Там научился он со здавать из разнородных лю дей коллектив. Сейчас на «Гаврилове» ходит старшим механиком Игорь Авраменко, вернее Игорь Владимирович, ученик Тысько, бывший вто рой механик. Что ж, ученик вполне достоин своего учи теля. Техническое состояние «Гаврилова» не вызывает на реканий. Тысько следит за ним по газетам, сводкам, справляется в управлении флота. И все же «Гаврилов» — хоть недавнее, но прошлое. Сейчас на повестке дня— «Ге нерал Андрющенко». По вечерам, когда свобод ные от вахт моряки собира ются в салоне, он достает свои конспекты и начинает лекцию. Какую нибудь одну из целого курса «Экономная экономика», который он ве дет. Вопросы экон ом и ки интере сую т его давно и серьезно. «Хочу попробовать на заочны й в финансово - экон ом и че ски й , — сказал ка к-то он. — За чем? Без знания )к о н о м и к и сейчас вообще никуд а. Вот и хочу освоить ее, чтобы разоб раться хотя бы в своей м еха нической части: что к чему. На том ли мы эконом им . И где бросаем деньги на ветер из-за нерадивости». Дома! «Я возвращ аю сь в М ур м а нск и каж дой клеточкой радую сь: дома! Потом первая радость проходит, и я уж е х о ж у по городу, к а к хозяин по дому. И придирчиво см отрю , что и з менилось здесь, пока меня н# было. Если бы я был а р х и тектором ! Я ж е коренной м ур м анчанин! Вот объездил почти всю наш у страну и полмира. Какие красивы е дома в Мос кве, Ленинграде, П рибалтике. И М урм анск должен бы ть кр а сивы м . Должен. Я ворчу и пр и дираюсь? М ож ет бы ть. Но это же — МОЙ город!» М урманск — это дом. Здесь семья, здесь брат, тож е мо ряк. Мать, вот уже больше тридцати лет провожающая и встречающая с моря своих мужчин. Здесь друзья, здесь — родина. Я представляю, как идет по улицам он, Павел Тысько. М о лодой хозяин езоего города. Хозяин своей судьбы. Чело век, в котором целый мир. Перед которым — целый мир. И надо все познать, понять, почувствовать. Надо приме рить к себе печаль и радость, успех и неудачу, терпение и поиск. Все это непременно встретится Павлу на долгом и длинном пути, который назы вается удивительно коротким и красивым словом — жизнь. рыбный мурман 20 июля №84 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz