Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ • в‘ >ПЕРВЫЕ встретилась я г Павлом Игоревичем Тысько года три назад. Тогда он работал старшим механиком е ре­ монтно-подменной команде. Вроде бы все складывалось удач­ но, за встречами и беседами прорисовывался очерк о старшем механике тралового флота, человеке преданном и увлеченном. Однако что-то яеишло изложить впечатления на бумаге. Что- то в наших встречах осталось недоговоренным. Не в словах даже, а в интонациях, в настроении. 11 только при новой на­ шей встрече этой весной стало понятно, что именно. Ясно по­ сле самой первой фразы,: « Знаете, у меня теперь свое судно, свое!» Сейчас Павел Игоревич ходит главным механиком на БАТ с Генерал Андрющенко», как желал — с приемки, и намерева­ ется ходить на нем долго, и, может быть, поэтому передо мной предстал несколько другой человек: уверенный, сильный, зна­ ющий, чего он хочет, человек, который сам себе готовит завт­ рашний день. Хозяин Ах, как радостно билось сердце, как светел и приятен был мир, когда Тысько ехал на прием ку нового БАТа. Сво­ его БАТа. С самого начала он сам себе постановил: все до последнего болта в ма­ шинном хозяйстве принимать лично. Раз уж послали его на БАТ, дали вырваться в мо­ ре, то ходить он на нем бу­ дет долго-долго. А поэтому и уверен должен быть в суд­ не, как в себе самом. Тысько подключился к при­ емке. Рабочие смеялись: ну и начальство! Каждое крепле­ ние чуть ли не на зуб про­ бует. Когда только мыться- стираться успевает?! Тысько на это внимания не обращал. Знай, делал свое дело. Вроде, все шло нормально, но ка­ кое то десятое чувство, то самое, которым механики по­ нимают душу машины, не да­ вало успокоиться. Залез в танк. Под те же беззлобные смешки рабочих-судостроите- лей. А там — трубопровод разобран и колено рядом ле­ жит. А потом еще хлеще. Обесточилось вдруг судно. Вскрыли распределительный щит, а внутри огромными черными буквами чьей-то ру­ кой выведено «брак»! Тысько аж похолодел: это ж какими равнодушными надо быть, чтобы заведомо бракованный агрегат на судно ставить... К р епко досталось тогда стро­ ителям от мягкого, интелли­ гентного старшего механика. А когда дела с приемкой ма­ шины были закончены, Тысько стал обживать судно, приме­ ряться к нему. В море-то на нем ему не один день ходить. И не год даже. Значит, и об­ живать пароход надо как свой дом, даже еще тщательнее. Потому что море — не суша, и когда стены надоедят, на улицу не выскочишь. Вот, например, светильники в коридоре. Идешь (главный механик строен и высок) и головой цепляешься. Неудоб­ но, некрасиво. Ну, что бы их внутрь потолка не «утопить»? У строителей от такой при­ емки скулы сводило: «послал бог зануду»... А никуда не деться. Не принимают судно хозяева в том виде, какой есть. Поневоле приходится переделывать. И только в од­ но место — свою личную ка­ юту — Тысько строителей не допустил, хотя и там дел для них хватало. Но не допустил. Сделал все сам. Потому что для себя лучше самого себя, удобнее никто не сделает. Да и приятно, когда даже сте­ ны — родные. «Генерал Андрющ енко» вы­ шел в рейс. И уже в море Тысько сам для себя твердо решил: рейса три отхожу без отпуска. Надо машину изу­ чить, все ее силы и слабо­ сти. Норов, характер ее по­ нять. Да и машинная коман­ да за это время сработается. Хоть небольшой срок, но срок. Будет на кого оставить траулер. А задание — зада­ ние на все рейсы одно: бес­ перебойная работа на про­ мысле и как можно меньше ремонтных работ в порту. Что ж, задача привычная. И тралфлотовский механик Тысько справлялся с ней от­ лично многие годы. И когда ходил старшим механиком на БМРТ «В. Гаврилов», и к о ­ гда был руководителем РПК в Кальяо, и на всех других участках, где пришлось ему работать. Потом на том же «Гавриле­ ве» было м ного случаев, где высокая квалификация стар­ шего механика, спрессованная с силой и компетентностью команды, выручали судно из беды. Свое судно. А иногда и другие суда. К ак-то на промысле сосед — БМРТ «Выш город» — по­ просил помощ и: выш ли там из строя обе рулевые м аш и­ ны . Пришел Ты сько на «Выш ­ город», а там ош ние умельцы уж е насос м аш ины разобра­ ли... Нак теперь узнать, где неисправность? А помочь-то все равно надо! Пошли на р и с к. Отдали соседям один свой насос. И сами остались с одним. Правда, глаз с него не спускали. Берегли. Зато и «Вышгород» мог насос чинить и рыбачить. Еще один экзам ен на зрелость... Из м ногих, к а ­ кие т а к лю бит море. Наверное, именно потому, что все подобные экзамены Тысько сдавал на «отлично», отправили его в РПК иностран­ ного порта. Верили в молодо­ го специалиста, знали, что и там он будет на высоте, а значит, будут гарантированы мых высших, самых щедрых наших радостей — радость от преодоления трудностей, от выдержанного экзамена на зрелость. Пути-дороги Павел всегда увлекался ра­ диотехникой и учиться этому собирался. Помешала беда. В Баренцевом море, на промыс­ ле, умер отец — молодой еще, полный сил старший м е­ ханик. Семья (трое Детей, Павел старший) осиротела. На семейном совете родствен­ ники решили: поможешь ма­ тери, пойдешь в мореходку. В первый раз он вышел в м оре восемнадцатилетним мо- TopntTOM. Мальчишкой, по су­ ти дела. В День рыбака по радио услышал поздравление матери. Точно такое, какие раньше адресовались отцу. Если бывает так, что в один момент человек вдруг начи- Н. Георгиева " ВСТРЕЧА ВПУТИ Очерк Экзамен на зрелость «Я томился в РПК, рвался в море, но все же такой ш ко­ лы, какую я прошел там, мне не видать бы ни на одном суд­ не. В РПК передо мной про­ шли почти все наши БАТы. И сразу видно, где какая команда. Где экипаж держит­ ся, а где нет. Вот у Ивана Акимовича Ботвенко на БАТе «Генерал Радзиевский» все чисто, ухожено, красиво. У меня на «Гаврилове» так же было. Вообще, экипаж должен быть стабильным, машинная команда— в особенности. Стар­ ший механик, как и капитан, обязан сам подбирать себе людей, растить и воспитывать их. Вот сейчас у меня на «Андрющенко» коллектив хо­ роший — второй механик Д. Е. Панасенков, третий ме­ ханик О. Б. Савельев, стар­ ший электромеханик Ю. П. Якимчук, рефмеханик Н. П. Мамай... Все знающие, рабо­ тящие, надежные. Младшему нашему звену есть чему у них поучиться. В компетент­ ности, надежности, сплочен­ ности — сила команды. М оре слабостей не прощает. Сколь­ ко угодно примеров могу привести, когда спасала, имен­ но спасала, вот эта самая сила команды». Ты сьно делал первы й рейс после высшей мореходки на «Гаврилове». Удачно ополови­ ненны й поход прервался на другом конце планеты аварией: полетела воздуходув­ ка. Встал главны й двигатель. И встал вопрос о немедлен­ ном прекращ ении рейса и б у к ­ сировке в порт. Это через всю-то м а туш ку землю. Нет, не мог пойти на это эки п а ж . Не могли на это пойти и стар­ ш ий м еханик Ты сько, и ф лаг­ манские специалисты . Они сде­ лали эту сугубо заводскую работу за десятидневную сто­ я н ку в бухте. В опреки всему — сделали. Чего это стоило? Решайте сами. Чего стоил один только перенос тонной гром адины ротора воздуходув­ ки из м аш ины на палубу, а потом в м астерскую . Но в ма­ стерской вы яснилось, что ро­ тор ни по диаметру, ни по длине в м аленький судовой станок не проходит. Значит, зряш ны й труд? Ну, нет. Вы ­ пилили из станка ку с о к. Сде­ лали с ротором все, что надо, а потом вы пиленны й ку с о к посадили на клей. качество ремонта и дальней­ шая эксплуатация надежды флота — БАТов. Приходили измотанные м о­ рем суда, получив положен­ ную порцию ремонтной бод­ рости, уходили обратно в си­ нюю даль. РПК оставалась встречать новых. Конечно же, среди работы будничной и обыденной выпадали горячие горькие дни, когда отсутствие рядом судоремонтного заво­ да и квалифицированных спе­ циалистов казалось непопра­ вимой бедой. Что в таких ситуациях по­ могало? Руки, голова, знания, опыт. И еще — громадное чувство ответственности за порученное дело. Ведь здесь, в далекой горячей чужой стране, РПК была форпостом своей Родины, а он — стар­ ший механик команды — пол­ номочным представителем ее. Пришел с промысла БАТ «Мар­ шал Якубовский». Привез здо­ рово хандрившую пневмати­ ческую муфту соединения гребного вала и редуктора. Сломайся она— и встало суд­ но. Тысько сказали: исправ­ ляй. Привлекай иностранных специалистов. Л егко сказать. А сделать... Самое сложное — это муфту разобрать и найти причину утечки. Но чтобы ее разобрать, нужна уйма приспособлений. Она ж здоровенная, эта муфта, — с два огромных письменных стола. И тяжеленная. А нахо­ дится под плитами в машине. Значит, трубопроводы надо разбирать. «...Чем иностранцы помогут? Своих приспособлений у них нет, будут пользоваться теми, что мы сделаем. Тан за что ж е валюту платить? С пр испо­ соблениями (все равно их де­ лать) и без иностранцев управиться можно», — вот та к прим ерно рассуждал Ты сько, когда взялся за ремонт куф - ты . Подобрал себе в пом ощ ни­ ки двух мотористов. Начали разбирать без опаски . До это­ го ремонтировали предыду­ щ ий БАТ, ту же самую муф ту, тан Ты сько чертеж в каю те повесил, месяц глазел — за­ поминал. Потому и не опасался к этой новой подступаться. А оказалось... чертеж один, а м уф ты — разны е. Неделю раз­ бирали эту м ахину, две неде­ ли — ремонтировали. Сделали! Радовался старший механик, как ребенок. А что в этом удивительного? Одна из са­ нает чувствовать себя взрос­ лым, ответственным за д ру­ гих людей, то Павел почувст­ вовал себя старшим в семье именно в тот момент. И по- летели-зашумели за кормой м орские дороги рыбака Пав- / ла Тысько. Вначале он ходил на «малышах». Обкатка, уче­ ба. Стармех РТ-211 С. П. М ак­ симов учил новичка, КАК надо работать, как теорию мате­ риализовать в практику. Хо­ рошие то были уроки. Д о б ­ рые, добротные, из тех, что на всю жизнь. Потом пришло время и для первого в жизни молодого рыбака БМРТ «Зла­ тоуст». Направили его туда третьим механиком. Зашел Павел в салон, а там все в грамотах, знаменах. «Злато­ уст» тогда гремел. Испугал­ ся: вдруг не справлюсь? Та­ кое заслуженное судно... Хо­ тел было уж проситься чет­ вертым. А д руж о к пошутил- пристыдил: «Не надоело уст­ ранять зазоры между тряпкой и плитами?» Старший механик «Златоу­ ста» Р. К. Якименко относил­ ся к новому коллеге вполне уважительно. Без назидатель ных окриков, без нравоуче ний. Он • подбадривал, когда у Павла что-то не получалось. Вместе с ним доходил до азов машины. Павел тогда был ему очень благодарен, но не совсем понимал, зачем этому именитому «деду» тра­ тить столько времени на ме ханика-неумеху. Понял позже, когда сам стал руководите­ лем, И сам стал действовать точно так же, ибо по собст­ венному опыту уже знал, как важны поддержка, участие, помощь. Как важно, когда в твоей команде не просто под­ чиненные, а единомышленни­ ки и коллеги. Пришла пора, и механик Тысько понял: надо учиться дальше. В общ еж итии К алининград­ ской высш ей м ореходки ж ило много м урм анчан с отделения ускоре нного обучения. Помога­ ли друг д ругу. Досрочно сда­ вали экзам ены . Приезжали на к а н и ку л ы и пр ан ти н у в М ур­ м анск на флот. Кем только не работал Павел во время уче­ бы: и электриком в детском саду, и кочегаром , и вахты на б уксире стоял, и сторож ем был на маслобазе. С типендия- то всего 13 рублей. И помочь неком у. Нельзя сказать, чте было легко и беззаботно, но и то немногое свободное вре­ мя между учебой и работай Павел решил по возм ож ности упл отнить. Сказал сам себе: по ка я на берегу, надо брать от этого времени все. Ходил в ш ко л у бального танца. Сдал на права (хотя м аш ины ещ е и не намечалось). П оступил ■ иняэ на а н гл и й ски й . В М ур ­ м анск привез отл и чны й диплом И ю н ую м илую ж е н у М арину. Попросился в подменный экипаж. Хотел войти в русло и изучить побольше судов. В механико-судовой службе . тралового флота пошли на­ встречу его просьбе, а груп­ повые механики А. Д . Чертов­ ской и С. Е. Харчиков внима­ тельно следили за работой м олодого специалиста, были в нужную минуту рядом. Их познания по всем типам су­ дов поражали Павла. Ему то­ ж е очень хотелось ТАК знать машины. В 1977 году его на­ правили на прием ку «В. Гаври­ лова», и это судно стало пер­ вой его командной площад­ кой, первым по-родственно­ му дорогим домом в м о р е .'' Именно там он оттачивал свое мастерство механика. Технику и тактику взаимоотношений « людьми. Там научился он со­ здавать из разнородных лю ­ дей коллектив. Сейчас на «Гаврилове» ходит старшим механиком Игорь Авраменко, вернее Игорь Владимирович, ученик Тысько, бывший вто­ рой механик. Что ж, ученик вполне достоин своего учи­ теля. Техническое состояние «Гаврилова» не вызывает на­ реканий. Тысько следит за ним по газетам, сводкам, справляется в управлении флота. И все же «Гаврилов» — хоть недавнее, но прошлое. Сейчас на повестке дня— «Ге­ нерал Андрющенко». По вечерам, когда свобод­ ные от вахт моряки собира­ ются в салоне, он достает свои конспекты и начинает лекцию. Какую нибудь одну из целого курса «Экономная экономика», который он ве­ дет. Вопросы экон ом и ки интере­ сую т его давно и серьезно. «Хочу попробовать на заочны й в финансово - экон ом и че ски й , — сказал ка к-то он. — За­ чем? Без знания )к о н о м и к и сейчас вообще никуд а. Вот и хочу освоить ее, чтобы разоб­ раться хотя бы в своей м еха­ нической части: что к чему. На том ли мы эконом им . И где бросаем деньги на ветер из-за нерадивости». Дома! «Я возвращ аю сь в М ур м а нск и каж дой клеточкой радую сь: дома! Потом первая радость проходит, и я уж е х о ж у по городу, к а к хозяин по дому. И придирчиво см отрю , что и з­ менилось здесь, пока меня н# было. Если бы я был а р х и ­ тектором ! Я ж е коренной м ур ­ м анчанин! Вот объездил почти всю наш у страну и полмира. Какие красивы е дома в Мос­ кве, Ленинграде, П рибалтике. И М урм анск должен бы ть кр а ­ сивы м . Должен. Я ворчу и пр и ­ дираюсь? М ож ет бы ть. Но это же — МОЙ город!» М урманск — это дом. Здесь семья, здесь брат, тож е мо­ ряк. Мать, вот уже больше тридцати лет провожающая и встречающая с моря своих мужчин. Здесь друзья, здесь — родина. Я представляю, как идет по улицам он, Павел Тысько. М о ­ лодой хозяин езоего города. Хозяин своей судьбы. Чело­ век, в котором целый мир. Перед которым — целый мир. И надо все познать, понять, почувствовать. Надо приме­ рить к себе печаль и радость, успех и неудачу, терпение и поиск. Все это непременно встретится Павлу на долгом и длинном пути, который назы­ вается удивительно коротким и красивым словом — жизнь. рыбный мурман 20 июля №84 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz