Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
• ОБЛАСТНОЙ РЕЙД ПРЕССЫ И НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ • ИСПЫТАНИЕ Нй ПРОЧНОСТЬ КАК ГОТОВЯТСЯ К ВЫХОДУ В МОРЕ СУДА М У Р М А Н С К И Х ФЛОТОВ ГУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ, О что сейчас, когда вы читаете эти строки, суда, о которых пойдет речь ниже, благополучно несут свою морскую вахту. Что не слу чилось у них поломок и аварий, в полном порядке снасти и груз, а экипажи морских трудяг полны сил и .умения. Будем надеяться, хотя, признаемся, сомнения в том, все ли благополучно на бортах наших знакомых, есть. Старая истина, что рейс начинается на берегу, не зыблема и непреложна. Именно на берегу заклады вается основа либо успеха, либо неудачи. Здесь, у при чальной стенки родного пор та, отмерив положенную длину трапа, обычный бере говой человек становится моряком. Здесь же, у при чала, начинается особая, отличная от береговой, жизнь, в которой время ис числяется промежутком от вахты до вахты. И в этой новой жизни не место рас хлябанности и беззаботности. Море — строгий судья. Главный козырь в борьбе с ним — дисциплина. Дисцип лина всех без исключения подразделений судна, от мат роса до капитана. Поэтому- то для своего рейда мы и выбрали время отхода, так как именно в этот пиковый момент расставания с бере гом ярче всего проявляется, насколько готовы судно и экипаж к трудной морской вахте. Первым по небольшому нашему списку шел трал- флотовский ПСТ-1304 «Ки жи». Честно говоря, было опасение, что, приехав на причал, мы увидим лишь белую корму «Кижей» — было уже 16 часов, и имен но на это время 9 июля планировался отход ПСТ. Но траулер стоял у прича ла и уходить, по крайней мере, в ближайшие минуты, не собирался: вовсю шла погрузка снабжения. Вах тенному было не до нас, и мы спокойно прошли на борт. В своей каюте нас встре тил веселый капитан С. В. Загорский. Чувствовалось, что капитан прощается с бе регом основательно и надол го. И ничто человеческое, в том числе и алкоголь, ему не чуждо. Заразительному примеру капитана последо вала добрая половина . эки пажа, которую мы застали в каютах. трансляции! — завтра в 8 утра. Его помощник В. А. Кривенков не слышал вооб ще ничего насчет отхода. Кто-то из сидящих в са лоне моряков вспомнил, что отход должен был быть сегодня в 10 утра, осталь ные не вспомнили ничего, потому что не знали. Это, собственно, и неуди вительно. Комплектация экипажа, которая должна за канчиваться за двое суток до отхода, еще продолжалась. (Вспомним, судно УЖЕ дол жно было отойти на рейд!). Недавно на траулер прибы ли 12 человек из нового по полнения, в том числе и первый помощник капитана В. Д. Евсюков. Всего за стоянку здесь сменилось 26 человек, а заболевшему ма стеру добычи замену не да ли и по сей час. Бесполезно было искать на этом траулере порядка. В неприбраниых каютах спа ли одетые люди, те, кто уже списался с корабля и в рейс не шел. На палубе было грязно. II на все это вели колепие во главе с разуда лым капитаном спокойно взирали сразу два первых помощника, старый и новый, — Г. Ф. Логинов и В. Д. Евсюков... «Реально оценив обста новку», капитан назначил себе отход на 21.00. Увы, ПСТ-1304 вышел в рейс лишь в 5 утра следующего дня и уже с новым капи таном. Веселого капитана Загорского командование флота от рейса отстранило. Следующим по списку в это небогатое на отходы вре мя значился транспортный рефрижератор управления «Севрыбхолодфлот» «Отто Гротеволь». 11 июля в 17 часов — плановое время отхода — мы были на при чале. Белая махина транспорта бросала спокойную тень на пустынный причал. Тишина, покой. Похоже, отход и здесь отменялся. Так оно и оказалось. Как объяснил капитан П. В. Ольховой, транспорт пришел в порт 1 июля. После плановой сто янки отход назначался на 12-е. Севхолодфлотовцы ре шили отправить судно на день раньше, 11-го. Собст венно, у флота были для этого все возможности. Тре бовалась лишь _поддержка берега — порта, железной дороги. Увы, сокращение стоянки ТР так и осталось «личным» делом «Севрыб- холодфлота». Железнодоро жники задержали вагоны, портовики — выгрузку. В результате пресервы из пер вого трюма были выгруже ны лишь к утру 11 июля. Той же ночью был освобож ден от груза и четвертый трюм, в который тралфлот начал грузить снабжение. Сам транспорт к отходу полностью готов. Все, что зависит от флота, идет йо намеченному графику. Прав да, комплектация команды и здесь была закончена лишь сегодня... Что день, вроде бы сэко номленный флотом, был с аппетитом съеден смежни ками. Что — день? Всего-то — день! Тем более что вы шла плановая стоянка... Но за этот день в море транс порт мог бы обработать два промысловых судна, ко торые, возможно, сейчас простаивают в ожиданни снабжения или выгрузки. Ведь только за минувшее полугодие этого года суда тралового флота потеряли в ожидании транспортов 63 суток, а траулеры «Мурман- рыбпрома» — 188 суток. Переведите-ка эти цифры в тонны невыловлеиной ры бы... А в рубли... И вот последний наш объект — БМРТ «Лазур ный» объединения «Мур- маирыбпром». Этот траулер отправлялся не на промы сел, а ремонтироваться в Польшу. С 20 июля начи нался контракт с иностран ными специалистами, стало быть, чтобы вовремя при быть по назначению, «Ла зурный» должен был про ститься с Мурманском 12 июля. Крайний срок — три надцатого. Это уже, если идти на всех парах да при наличии хорошей погоды. Итак, в 11.00 двенадцато го июля мы были на борту «Лазурного». Конечно, вне шний вид этого старичка не шел ни в какое сравнение с транспортным рефрижера тором. Ржавые перегородки, грязные, облупленные сте ны. Не будем слишком при дирчивы — судно идет в ремонт, и в установленные руководством флота жесткие сроки экипаж все же сумел привести траулер, больше года находившийся на от стое, в относительный поря док. Капитан Е. А. Черкашнн выглядел усталым и издер ганным: — Судно к отходу не го тово. Комплектация экипа жа закончилась лишь сего дня утром. Еще не предъ являлись ни Регистру, ни пожарной, ни санитарной, ни карантинной инспекциям. Вот вам и плановый от ход... Кроме всего прочего, на траулере не работал кам буз, и моряки ездили обе дать за тридевять земель, потому что здесь, па южных причалах, по талонам пи таться негде. В каютах кра совались сваленные в кучу матрацы и подушки, постель ное белье еще не выдава лось; было грязно, кое-где предприимчивые моряки прямо в каюте, на столе ор ганизовали маленький ре монтный цех. Индивидуаль ные расписания отсутство вали. Случись что, ни один человек из экипажа не зна ет, что делать в момент тре воги. На этом неприглядном фоне довольно странно вы глядели оптимистичные за верения старпома В. Г. Свет- кипа в том, что никакой за держки не будет и ни одна инспекция судно не задер жит. А санитарная, мол, так та вообще поставит оценку «хорошо». А постель, кам буз, расписания — это ерун да, секундное дело. Так почему же это «се кундное» дело растянулось на месяц? С отстоя iia «Ре зец» траулер поставили еще 10 июня. Было время и снабжение завезти, и кам буз открыть. Ц Т О Ж, подведем итоги. * Три судна, предназна ченные к отходу, проверила наша рейдовая бригада, и, увы, ни одно не отошло в срок. Причин здесь много, но все они вряд ли выдер живают испытание на проч ность. Ни в коей мере не снимая вины с экипажа тралфло- товскпх «Кижей», все же нельзя не сказать и о неоп равданных многочисленных приказах, оговаривающих разное время отхода и со стороны самого флота, и со стороны ВРПО «Севрыба». Неразбериха с отходом, ко нечно же, расхолаживает и дезорганизует экипаж. При казы, понятно, нужно вы полнять, но когда эти прика зы не дополняют, а перечер кивают друг друга, ничего хорошего из этого не полу чается. Организация работы бере говых служб так или иначе отражается па дисциплине отхода. На всех трех судах, про веренных нами, комплекта ция экипажа не выдержива ла никаких допустимых сро ков. Что, если бы судам все же было дано «добро» на отход, вышли бы в море ополовиненные команды? Не получилось четкого взаимодействия с берегом у «Севрыбхолодфлота», упу стили время на спокойное снабжение судна в «Мур- манрыбпроме», не выдали в срок измененное рейсовое задание в тралфлоте. В ре зультате — спешка, сумя тица, нервозность. Может быть, то, что уви дели мы па трех этих судах, — картины в целом для флотов не типичные. В та ком случае, еще более прин ципиальной п серьезной дол жна быть оценка этих упу щений, более дальновидны ми — выводы. А пока можно констати ровать только одно: Эти су да, и вместе с ними и руко водство флотов, и берего вые службы, не выдержали очередного, стандартного ис пытания на прочность. В результате самое актуаль ное на сегодняшний день слово «дисциплина» не полу чило существенного подкреп ления фактами. В рейде участвовали: В. ГОРЯЧЕВ, заместитель председателя КНК тралово го флота. В. ГРОМЦЕВ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыб- пром». А. ЛЕВАНОВ, капитан-на ставник управления «Сев рыбхолодфлот». И. ЛУКИЧЕВ, главный дис петчер управления «Сев рыбхолодфлот». Е. ЗАЙЦЕВ, мастер по об работке рыбы тралового флота. Н. НЕЧАЕВА, наш корр. Из путаных объяснений весельчака-командира уда лось составить целостную картину «отхода». По рейсо вому заданию отход назна чался на 7 июля. Но 6 июля был закончен мелкий ремонт в машине, и лишь 7-го ста ли грузить снабжение. По этому решением начальника флота отход перенесли на 9 июля. Однако утром 9-го приказом ВРПО «Севрыба» траулеру изменили район и объект промысла. Дали и до полнительное задание: доста вить снабжение на тралфло- товские суда. (Это снабже ние как раз и грузилось). Обо всех этих изменениях капитан узнал в 11.30, но нового рейсового задания так и не получил, а посему в экипаже никто не знал, что они будут делать со скумбрией, которую идут ловить. Лед-соль погру зили — и ладно. Экипаж вообще был ин формирован предельно ску по. Никто толком не знал, когда же отход. Рыбмастер А. С. Гармашев сообщил нам, что отход — совершен но точно, сам слышал по 20 июля 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz