Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

• ОБЛАСТНОЙ РЕЙД ПРЕССЫ И НАРОДНОГО КОНТРОЛЯ • ИСПЫТАНИЕ Нй ПРОЧНОСТЬ КАК ГОТОВЯТСЯ К ВЫХОДУ В МОРЕ СУДА М У Р М А Н С К И Х ФЛОТОВ ГУДЕМ НАДЕЯТЬСЯ, О что сейчас, когда вы читаете эти строки, суда, о которых пойдет речь ниже, благополучно несут свою морскую вахту. Что не слу­ чилось у них поломок и аварий, в полном порядке снасти и груз, а экипажи морских трудяг полны сил и .умения. Будем надеяться, хотя, признаемся, сомнения в том, все ли благополучно на бортах наших знакомых, есть. Старая истина, что рейс начинается на берегу, не­ зыблема и непреложна. Именно на берегу заклады­ вается основа либо успеха, либо неудачи. Здесь, у при­ чальной стенки родного пор­ та, отмерив положенную длину трапа, обычный бере­ говой человек становится моряком. Здесь же, у при­ чала, начинается особая, отличная от береговой, жизнь, в которой время ис­ числяется промежутком от вахты до вахты. И в этой новой жизни не место рас­ хлябанности и беззаботности. Море — строгий судья. Главный козырь в борьбе с ним — дисциплина. Дисцип­ лина всех без исключения подразделений судна, от мат­ роса до капитана. Поэтому- то для своего рейда мы и выбрали время отхода, так как именно в этот пиковый момент расставания с бере­ гом ярче всего проявляется, насколько готовы судно и экипаж к трудной морской вахте. Первым по небольшому нашему списку шел трал- флотовский ПСТ-1304 «Ки­ жи». Честно говоря, было опасение, что, приехав на причал, мы увидим лишь белую корму «Кижей» — было уже 16 часов, и имен­ но на это время 9 июля планировался отход ПСТ. Но траулер стоял у прича­ ла и уходить, по крайней мере, в ближайшие минуты, не собирался: вовсю шла погрузка снабжения. Вах­ тенному было не до нас, и мы спокойно прошли на борт. В своей каюте нас встре­ тил веселый капитан С. В. Загорский. Чувствовалось, что капитан прощается с бе­ регом основательно и надол­ го. И ничто человеческое, в том числе и алкоголь, ему не чуждо. Заразительному примеру капитана последо­ вала добрая половина . эки­ пажа, которую мы застали в каютах. трансляции! — завтра в 8 утра. Его помощник В. А. Кривенков не слышал вооб­ ще ничего насчет отхода. Кто-то из сидящих в са­ лоне моряков вспомнил, что отход должен был быть сегодня в 10 утра, осталь­ ные не вспомнили ничего, потому что не знали. Это, собственно, и неуди­ вительно. Комплектация экипажа, которая должна за­ канчиваться за двое суток до отхода, еще продолжалась. (Вспомним, судно УЖЕ дол­ жно было отойти на рейд!). Недавно на траулер прибы­ ли 12 человек из нового по­ полнения, в том числе и первый помощник капитана В. Д. Евсюков. Всего за стоянку здесь сменилось 26 человек, а заболевшему ма­ стеру добычи замену не да­ ли и по сей час. Бесполезно было искать на этом траулере порядка. В неприбраниых каютах спа­ ли одетые люди, те, кто уже списался с корабля и в рейс не шел. На палубе было грязно. II на все это вели­ колепие во главе с разуда­ лым капитаном спокойно взирали сразу два первых помощника, старый и новый, — Г. Ф. Логинов и В. Д. Евсюков... «Реально оценив обста­ новку», капитан назначил себе отход на 21.00. Увы, ПСТ-1304 вышел в рейс лишь в 5 утра следующего дня и уже с новым капи­ таном. Веселого капитана Загорского командование флота от рейса отстранило. Следующим по списку в это небогатое на отходы вре­ мя значился транспортный рефрижератор управления «Севрыбхолодфлот» «Отто Гротеволь». 11 июля в 17 часов — плановое время отхода — мы были на при­ чале. Белая махина транспорта бросала спокойную тень на пустынный причал. Тишина, покой. Похоже, отход и здесь отменялся. Так оно и оказалось. Как объяснил капитан П. В. Ольховой, транспорт пришел в порт 1 июля. После плановой сто­ янки отход назначался на 12-е. Севхолодфлотовцы ре­ шили отправить судно на день раньше, 11-го. Собст­ венно, у флота были для этого все возможности. Тре­ бовалась лишь _поддержка берега — порта, железной дороги. Увы, сокращение стоянки ТР так и осталось «личным» делом «Севрыб- холодфлота». Железнодоро­ жники задержали вагоны, портовики — выгрузку. В результате пресервы из пер­ вого трюма были выгруже­ ны лишь к утру 11 июля. Той же ночью был освобож­ ден от груза и четвертый трюм, в который тралфлот начал грузить снабжение. Сам транспорт к отходу полностью готов. Все, что зависит от флота, идет йо намеченному графику. Прав­ да, комплектация команды и здесь была закончена лишь сегодня... Что день, вроде бы сэко­ номленный флотом, был с аппетитом съеден смежни­ ками. Что — день? Всего-то — день! Тем более что вы­ шла плановая стоянка... Но за этот день в море транс­ порт мог бы обработать два промысловых судна, ко­ торые, возможно, сейчас простаивают в ожиданни снабжения или выгрузки. Ведь только за минувшее полугодие этого года суда тралового флота потеряли в ожидании транспортов 63 суток, а траулеры «Мурман- рыбпрома» — 188 суток. Переведите-ка эти цифры в тонны невыловлеиной ры­ бы... А в рубли... И вот последний наш объект — БМРТ «Лазур­ ный» объединения «Мур- маирыбпром». Этот траулер отправлялся не на промы­ сел, а ремонтироваться в Польшу. С 20 июля начи­ нался контракт с иностран­ ными специалистами, стало быть, чтобы вовремя при­ быть по назначению, «Ла­ зурный» должен был про­ ститься с Мурманском 12 июля. Крайний срок — три­ надцатого. Это уже, если идти на всех парах да при наличии хорошей погоды. Итак, в 11.00 двенадцато­ го июля мы были на борту «Лазурного». Конечно, вне­ шний вид этого старичка не шел ни в какое сравнение с транспортным рефрижера­ тором. Ржавые перегородки, грязные, облупленные сте­ ны. Не будем слишком при­ дирчивы — судно идет в ремонт, и в установленные руководством флота жесткие сроки экипаж все же сумел привести траулер, больше года находившийся на от­ стое, в относительный поря­ док. Капитан Е. А. Черкашнн выглядел усталым и издер­ ганным: — Судно к отходу не го­ тово. Комплектация экипа­ жа закончилась лишь сего­ дня утром. Еще не предъ­ являлись ни Регистру, ни пожарной, ни санитарной, ни карантинной инспекциям. Вот вам и плановый от­ ход... Кроме всего прочего, на траулере не работал кам­ буз, и моряки ездили обе­ дать за тридевять земель, потому что здесь, па южных причалах, по талонам пи­ таться негде. В каютах кра­ совались сваленные в кучу матрацы и подушки, постель­ ное белье еще не выдава­ лось; было грязно, кое-где предприимчивые моряки прямо в каюте, на столе ор­ ганизовали маленький ре­ монтный цех. Индивидуаль­ ные расписания отсутство­ вали. Случись что, ни один человек из экипажа не зна­ ет, что делать в момент тре­ воги. На этом неприглядном фоне довольно странно вы­ глядели оптимистичные за­ верения старпома В. Г. Свет- кипа в том, что никакой за­ держки не будет и ни одна инспекция судно не задер­ жит. А санитарная, мол, так та вообще поставит оценку «хорошо». А постель, кам­ буз, расписания — это ерун­ да, секундное дело. Так почему же это «се­ кундное» дело растянулось на месяц? С отстоя iia «Ре­ зец» траулер поставили еще 10 июня. Было время и снабжение завезти, и кам­ буз открыть. Ц Т О Ж, подведем итоги. * Три судна, предназна­ ченные к отходу, проверила наша рейдовая бригада, и, увы, ни одно не отошло в срок. Причин здесь много, но все они вряд ли выдер­ живают испытание на проч­ ность. Ни в коей мере не снимая вины с экипажа тралфло- товскпх «Кижей», все же нельзя не сказать и о неоп­ равданных многочисленных приказах, оговаривающих разное время отхода и со стороны самого флота, и со стороны ВРПО «Севрыба». Неразбериха с отходом, ко­ нечно же, расхолаживает и дезорганизует экипаж. При­ казы, понятно, нужно вы­ полнять, но когда эти прика­ зы не дополняют, а перечер­ кивают друг друга, ничего хорошего из этого не полу­ чается. Организация работы бере­ говых служб так или иначе отражается па дисциплине отхода. На всех трех судах, про­ веренных нами, комплекта­ ция экипажа не выдержива­ ла никаких допустимых сро­ ков. Что, если бы судам все же было дано «добро» на отход, вышли бы в море ополовиненные команды? Не получилось четкого взаимодействия с берегом у «Севрыбхолодфлота», упу­ стили время на спокойное снабжение судна в «Мур- манрыбпроме», не выдали в срок измененное рейсовое задание в тралфлоте. В ре­ зультате — спешка, сумя­ тица, нервозность. Может быть, то, что уви­ дели мы па трех этих судах, — картины в целом для флотов не типичные. В та­ ком случае, еще более прин­ ципиальной п серьезной дол­ жна быть оценка этих упу­ щений, более дальновидны­ ми — выводы. А пока можно констати­ ровать только одно: Эти су­ да, и вместе с ними и руко­ водство флотов, и берего­ вые службы, не выдержали очередного, стандартного ис­ пытания на прочность. В результате самое актуаль­ ное на сегодняшний день слово «дисциплина» не полу­ чило существенного подкреп­ ления фактами. В рейде участвовали: В. ГОРЯЧЕВ, заместитель председателя КНК тралово­ го флота. В. ГРОМЦЕВ, заместитель генерального директора объединения «Мурманрыб- пром». А. ЛЕВАНОВ, капитан-на­ ставник управления «Сев­ рыбхолодфлот». И. ЛУКИЧЕВ, главный дис­ петчер управления «Сев­ рыбхолодфлот». Е. ЗАЙЦЕВ, мастер по об­ работке рыбы тралового флота. Н. НЕЧАЕВА, наш корр. Из путаных объяснений весельчака-командира уда­ лось составить целостную картину «отхода». По рейсо­ вому заданию отход назна­ чался на 7 июля. Но 6 июля был закончен мелкий ремонт в машине, и лишь 7-го ста­ ли грузить снабжение. По­ этому решением начальника флота отход перенесли на 9 июля. Однако утром 9-го приказом ВРПО «Севрыба» траулеру изменили район и объект промысла. Дали и до­ полнительное задание: доста­ вить снабжение на тралфло- товские суда. (Это снабже­ ние как раз и грузилось). Обо всех этих изменениях капитан узнал в 11.30, но нового рейсового задания так и не получил, а посему в экипаже никто не знал, что они будут делать со скумбрией, которую идут ловить. Лед-соль погру­ зили — и ладно. Экипаж вообще был ин­ формирован предельно ску­ по. Никто толком не знал, когда же отход. Рыбмастер А. С. Гармашев сообщил нам, что отход — совершен­ но точно, сам слышал по 20 июля 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz