Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
ПРОПЛГАНАИСТ СУЧЕТОМЗАПРОСОВПРАКТИКИ Q школах и семинарах сис« темы экономического образо вания -прудящихся подведены итоги минувшего учебного го да. О них мы и попросили рассказать председателя М ур манского обкома профсоюза рабочих пищевой промышлен ности В. Я. Хайреча. — Вилен Якубович, поста новление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания тру дящихся» сыграло важную роль в совершенствовании экономической учебы. Что сделано по его выполнению на предприятиях и во флотах отрасли) — Прежде всего совмест ными решениями хозяйствен ных руководителей и проф союзных комитетов в каждом коллективе определено коли чество школ коммунистическо го труда, выявлен состав слу шателей с учетом их общеоб разовательной и профессио нальной подготовки. Ныне у нас действуют 605 таких школ, в которых занимаются около половины тружеников промышленности. На заседаниях президиума обкома, проф комов тралово го флота, объединения «Мур- манрыбпром», управлений «Севрыбхолодфлот» и «Сев- рыбпромразведка», рыбак- колхозсоюза и других пред приятий анализировался ход учебы, принимались меры к улучшению ее организации. Поддерж ку оказало нам об суждение вопроса об органи зации помощи слушателям в изучении передового опыта производственной и воспита тельной работы в школах на областном совете по экономи ческому образованию. По его рекомендации в бассейновом совете по экономическому об разованию и на крупных пред приятиях созданы секции ме тодического руководства ш ко лами коммунистического тру да. — За это время заметные перемены ■ школах коммуни стического труда произошли именно в изучении конкрет ного передового опыта. — Передовой опыт стал ча ще рассматриваться на заня тиях. Это делается в соответ ствии с темами учебных прог рамм, тесно увязывается с теорией. Большое значение имело во флотских школах изучение опыта работы экипа жа большого автономного тра улера «Константин Душенов», одобренного обком ом партии. 8 объединении «Мурманская судоверфь» с этой же целью обобщен опыт работы бригад Георгия Николаевича Бурдей- н°го на судоремонтном заво де № Виктора Михайловича Кузнецова из слесарно-меха нического цеха головного предприятия, бригады Олега Рудольфовича Швыркина, за нимающейся доковым ремон том судов. Методической секцией бас сейнового совета разработаны рекомендации по изучению передового производственно- го опыта при овладении ку р сом «Продовольственная про грамма СССР». Что касается воспитательной работы, то здесь интерес для слушателей представил опыт, •накопленный в управлении * еврыбхолодфлот» первым омощником капитана транс- П2РТН0Г0 рефрижератора '* ван Шишкин» Иваном Сер- геевичгм Богдановым, в тра- " ° аом Флоте — на большом эт°номном траулере «Гене рал Радзиевский», • объеди нении «Мурманрыбпром» — на большом морозильном траулере «Семен Лапшенков», где капитаном-директором хо дит кавалер ордена Ленина Андрей Николаевич Лишнев- ский. — Тут уместно будет ска зать и об отборе лучшей ор ганизации учебы, Q распрост ранении пропагандистского мастерства. — Этому служит, в частнос ти, смотр-конкурс на лучшую организацию экономической учебы. Он проводится на предприятиях и во флотах рыбной промышлзнности е ж е годно. Задачи, стоящие пе ред ним, — выявление, обобщение и распростране ние всаго лучшего, что накоп лено в организации учебы, в Об итогах учебного года в системе экономического образования работе пропагандистов. Не плохо поставлен смотр-кон курс в траловом флоте. Здесь внимательно относятся к на ходкам в пропагандистской работе, умею т заметить тол кового руководителя школы, поощрить его, если потребу ется — оказать необходимую помощь. При определении призовых мест берется в рас чет выполнение планов и со циалистических обязательств тем или иным коллективом, как учеба способстзоаала ус пешной экономической дея тельности. Вот и ныне по ф лоту вышел приназ о поощ рении победите лей см отра-конкурса по и то гам учебного года. Они опре деляются отдельно по типам судов и береговым подразде лениям, награж даю тся почет ным и грамотами. Наиболее от личивш иеся пропагандисты и организаторы эконом ической учебы премированы в размере половины долж ностного о кл а да. А руководитель ш колы нонкретной экон ом и ки Ольга Васильевна Блохина поощрена тури сти ческой путевкой. В управлении «Севрыбхо лодфлот» достоянием м ногих пропагандистов стал оп ы т ру. ководителл ш колы ко м м ун и с тического труда транспортного реф рижератора «Демьян Ко- ротченно» главного м еханика Станислава М ихайловича Каза кова. На М урм анском рыбооб рабатывающ ем ком бинате обо бщен опы т работы пр опаган диста завода рыбной м уки главного м еханика Н иколая Александровича Павлова. Профсоюзные комитеты стремятся и дальше раззизать патриотическое движание «Пропагандист — пятилетке», в котором участвуют многие руководители школ. Оно по могает конкретизировать вклад пропагандиста в выпол нение пятилетнего задания своим трудовым коллективам. Участники этого движения, как правило, имеют личные твор ческие планы на каждый учебный год. — Такие планы у большин ства пропагандистов содержат разделы, посвященные прак тическому применению тео рии в жизни коллективов. — Совершенно верно. Уче ба должна давать отдачу, иметь выход на практические дела слушателей. А как же иначе? Пропагандисты фабри ки орудий лова помогают ра бочим разрабатывать социа листические обязательства, прививают им навыки эконо мического мышления, практи куют отчеты слушателей на занятиях о выполнении наме ченного, учат коллективно на ходить внутренние резервы производства, регулярно зна комят с проблемами, которые стоят перед предприятием. Особое внимание, например, проявляется к бригадной фор ме организации и стимулиро вания труда. В одиннадцати школах коммунистического труда фабрики изучался курс «Коллективные формы орга низации труда. Бригадный хозрасчет». К ведению заня тий привлекались ведущие специалисты. В коллективе свыше 74 процентов рабочих объединены в бригады. Пос тавлена вполне достижимая цель — уж е в ближайшее время перейти на хозрасчет. Фабрика признана победите лем Всесоюзного смотра кон курса за вы сокую культуру производства и награждена Дипломом ВЦСПС. — Одним из условий ре зультативности учебы, усиле ния ее практической направ ленности являются изучение и реализация предложений слу шателей по совершенствова нию производства. Какую роль в этом играют пропа гандисты) — М оряки, рабочие чувст вуют себя полноправными хо зяевами на судне и береговом предприятии. Пропагандисты прививают им ответственность за общее положение дел. И, конечно, предложения и де ловые замечания слушателей профсоюзные комитеты, про пагандисты должны обяза тельно брать на заметку, реа лизовывать. Такое внимание само по себе способствует повышению активности лю дей. Так, в траловом флоте слушатели школ внесли в ми нувшем году 870 предложений по улучшению организации труда, экономии орудий лова, топлива. Мы изучили работу ш кол ном м унистичесного труда р ы бообрабатывающ его ком бина та по улучш ению трудовой д исциплины и росту произво дительности труда. П ропаган дисты и слуш атели этого пред приятия сделали анализ ис пользования рабочего времени в бригадах, см енах, на уча ст ках. Внесли нонкретны е пред лож ения по сокращ ению по терь, ликвид ац ии наруш ений д исциплины . И надо отм етить, что проф ком, хозяйственны е руководители учи ты в аю т вы сказанны е в ш кол ах реком ен дации. К прим еру, по и н и ц и а тиве слушателей ш колы ном м унистичесного труда ко п ти л ь ного завода М» 3 проводятся дни энономии ресурсов и сы рья, рационального использо вания рабочего времени. Кол лектив ком бината взялся в этом году ум еньш ить потери рабочего времени только из-за наруш ений д исциплины на 800 человено-дней. Слушатели ш колы ко м м уни с тического труда цеха N» 1 с у доверфи вы ступили с и ни ци а тивой о создании на станоч ном участке четы рех номпленс- ны х бригад. Ее поддержали адм инистрация и проф ком . С их помощ ью ком плексны е бригады организованы , и они приняли кол л екти вн ую ответ ственность за состояние дис ци пли ны на своих уча стка х. Кстати, на судоверфи сейчас 125 низовы х коллективов ра ботаю т без наруш ений труд о вой д исциплины и общ ествен ного порядка В новом учебном году об кому профсоюза, проф комам предстоит еще более повы сить действенность экономи ческой учебы, укрепить ее связь с повседневной практи кой коллективов, направить усилия слушателей на успеш ную реализацию Продоволь ственной программы страны. Беседу вел В. ШИГАНОВ. ПАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА ЧЕРНОУСКО — инженер производ- " ственного отдела Мурманского тарного комбината. Но вот уже десять лет ее знают ■ коллективе и как умелого пропаган диста. В руководимой ею экономической школе занимаются ра бочие лесопильного цеха: в минувшем учебном году они изу чали курс «Коллективная форма организации труда. Бригадный хозрасчет». Ей присуждено первое место по итогам смотра- конкурса на лучшую постановку экономического образова мя трудящихся на предприятии. Фото В. КОРЕЦКОГО. СОВЕТ ДЕЙСТВУЕТ /ОБЕСПЕЧИТЬ качество, эф- ” фективность и практиче скую направленность эконо мической учебы — вот за дача, которая стоит перед со ветом по экономическому об разованию управления «Сев* рыбхолодфлот». В его состав входят двадцать партийных и профсоюзных активистоз, ор ганизаторов учебы, методис тов. Действуют пять секций: методической и оператизной производственной информа ции, подготовки пропагандис тов, школ коммунистического труда, пропаганды передового опыта, а также изучения и внедрения в производство предложений слушателей и пропагандистов. Большое внимание совет уделяет контролю за ходом и качественным уровнем эко номического образования. Члены совета по эконом иче ском у образованию В. И. К ули ков, В. Я. Ж ивица, Е. А. Пан филов, В. Н. К оряк, председа тель проф сою зного ком итета Е. И. М ищ енко изучали орга низацию учебы на судах фло та непосредственно в море. Они оказали пр а кти ч е с кую помощ ь пропагандистам в про ведении сем и н арски х занятий в усилении активн ости слуш а телей, пр иви тии им интереса в получении эконом ических зна ни й . Совет заботится о своевре менной подготовке дополни тельного местного материала в помощ ь руководителям ш кол. Он определил прим ерную те м а ти ку справочно м етодических разработок. Так, инж енер от дела ор ганизации труда и за работной платы И. В. Василье ва представила в помощ ь про пагандистам работу на тем у «С оциалистическое соревнова ние к а к одно из важ нейш их средств повыш ения производи тельности труда. Моральные и материальны е ф акторы поощ рения за творческий труд». Н ачальник отдела кадров Ю. М. Л итвинов подготовил м етодические реком ендации по проведению сем инарского за нятия на тем у «Роль ком анд ного состава и специалистов флота в повыш ении эфф ектив ности производства, улучш ении качества пр о д укц и и , совер ш енствовании форм и методов политико-воспитательной ра боты, реализации Продоволь ственной програм мы СССР». Принятые советом меры способствовали единству учеб ных, организаторских и воспи тательных моментов в работе пропагандистов на судах. Пропагандисты плавбазы «Виктор Кингисепп» на заня тиях школ обсуждают вопро сы развития бригадной ф ор мы организации труда. Их иэу чение помогло усилить мате риальную заинтересованность членов экипажа в повышении эффективности и улучшении качества в работы, ускорении роста их профессиональной квалификации и улучшении порядка, организованности. Вплотную знакомятся с бригад, ной формой организации тр у да в экономических школах плавбаз «Севрыба» \и «Дау- рия», транспортных рефриже раторов «Отто Гротезоль» и «Полярный круг», таикероэ «Минусинск», «Нефтекамск» и других судов флота. Подобных примеров, когда эконом ическая учеба дает кон- кр е тн ую пользу в реш ении производственны х вопросов, укреплении д исциплины и о р ганизованности. м ож но найти • больш инстве ш кол. Х орош ими организаторам и учебы и пропагандистам и по казали себя напитаны А. В. Красавин и В. К. Н овиков, пер вые пом ощ ники капитанов Н. Г. Я ковен ко и С. М. Ч ину- нов, старш и й пом ощ ник ка п и тана П. Я. Волошин, главны й м ехан и к А. И. Поляков, пом ощ н и к кап итана по производству В. А . Березин. Во всех школах изучался передовой производственный опыт. Однако внедряется он еще не везде активно. В от дельных коллективах низка трудовая дисциплина. Слабо ведется поиск резервов п р о изводства. Имеются упущения в организации экономической учебы на ремонтируемых су дах. Среди пропагандистов не получило должного распрост ранения движение «Там, где работает пропагандист, — ни одного отстающего рядом». Не на пользу идут внезапные изменения учебных программ и курсов. Это надо делать до начала учебного года. Ь. КОРЕЛЬСКИЙ, председатель созатз по экономическом у образо ванию управления «Сев рыбхолодфлот». 20 июля 1884 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz