Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

ПРОПЛГАНАИСТ СУЧЕТОМЗАПРОСОВПРАКТИКИ Q школах и семинарах сис« темы экономического образо­ вания -прудящихся подведены итоги минувшего учебного го ­ да. О них мы и попросили рассказать председателя М ур­ манского обкома профсоюза рабочих пищевой промышлен­ ности В. Я. Хайреча. — Вилен Якубович, поста­ новление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О дальнейшем улучшении экономического образования и воспитания тру­ дящихся» сыграло важную роль в совершенствовании экономической учебы. Что сделано по его выполнению на предприятиях и во флотах отрасли) — Прежде всего совмест­ ными решениями хозяйствен­ ных руководителей и проф ­ союзных комитетов в каждом коллективе определено коли­ чество школ коммунистическо­ го труда, выявлен состав слу­ шателей с учетом их общеоб­ разовательной и профессио­ нальной подготовки. Ныне у нас действуют 605 таких школ, в которых занимаются около половины тружеников промышленности. На заседаниях президиума обкома, проф комов тралово­ го флота, объединения «Мур- манрыбпром», управлений «Севрыбхолодфлот» и «Сев- рыбпромразведка», рыбак- колхозсоюза и других пред­ приятий анализировался ход учебы, принимались меры к улучшению ее организации. Поддерж ку оказало нам об­ суждение вопроса об органи­ зации помощи слушателям в изучении передового опыта производственной и воспита­ тельной работы в школах на областном совете по экономи­ ческому образованию. По его рекомендации в бассейновом совете по экономическому об­ разованию и на крупных пред­ приятиях созданы секции ме­ тодического руководства ш ко­ лами коммунистического тру­ да. — За это время заметные перемены ■ школах коммуни­ стического труда произошли именно в изучении конкрет­ ного передового опыта. — Передовой опыт стал ча­ ще рассматриваться на заня­ тиях. Это делается в соответ­ ствии с темами учебных прог­ рамм, тесно увязывается с теорией. Большое значение имело во флотских школах изучение опыта работы экипа­ жа большого автономного тра­ улера «Константин Душенов», одобренного обком ом партии. 8 объединении «Мурманская судоверфь» с этой же целью обобщен опыт работы бригад Георгия Николаевича Бурдей- н°го на судоремонтном заво­ де № Виктора Михайловича Кузнецова из слесарно-меха­ нического цеха головного предприятия, бригады Олега Рудольфовича Швыркина, за­ нимающейся доковым ремон­ том судов. Методической секцией бас­ сейнового совета разработаны рекомендации по изучению передового производственно- го опыта при овладении ку р ­ сом «Продовольственная про­ грамма СССР». Что касается воспитательной работы, то здесь интерес для слушателей представил опыт, •накопленный в управлении * еврыбхолодфлот» первым омощником капитана транс- П2РТН0Г0 рефрижератора '* ван Шишкин» Иваном Сер- геевичгм Богдановым, в тра- " ° аом Флоте — на большом эт°номном траулере «Гене­ рал Радзиевский», • объеди­ нении «Мурманрыбпром» — на большом морозильном траулере «Семен Лапшенков», где капитаном-директором хо­ дит кавалер ордена Ленина Андрей Николаевич Лишнев- ский. — Тут уместно будет ска­ зать и об отборе лучшей ор­ ганизации учебы, Q распрост­ ранении пропагандистского мастерства. — Этому служит, в частнос­ ти, смотр-конкурс на лучшую организацию экономической учебы. Он проводится на предприятиях и во флотах рыбной промышлзнности е ж е ­ годно. Задачи, стоящие пе­ ред ним, — выявление, обобщение и распростране­ ние всаго лучшего, что накоп­ лено в организации учебы, в Об итогах учебного года в системе экономического образования работе пропагандистов. Не­ плохо поставлен смотр-кон­ курс в траловом флоте. Здесь внимательно относятся к на­ ходкам в пропагандистской работе, умею т заметить тол­ кового руководителя школы, поощрить его, если потребу­ ется — оказать необходимую помощь. При определении призовых мест берется в рас­ чет выполнение планов и со­ циалистических обязательств тем или иным коллективом, как учеба способстзоаала ус­ пешной экономической дея­ тельности. Вот и ныне по ф лоту вышел приназ о поощ рении победите­ лей см отра-конкурса по и то­ гам учебного года. Они опре­ деляются отдельно по типам судов и береговым подразде­ лениям, награж даю тся почет­ ным и грамотами. Наиболее от­ личивш иеся пропагандисты и организаторы эконом ической учебы премированы в размере половины долж ностного о кл а ­ да. А руководитель ш колы нонкретной экон ом и ки Ольга Васильевна Блохина поощрена тури сти ческой путевкой. В управлении «Севрыбхо­ лодфлот» достоянием м ногих пропагандистов стал оп ы т ру. ководителл ш колы ко м м ун и с­ тического труда транспортного реф рижератора «Демьян Ко- ротченно» главного м еханика Станислава М ихайловича Каза­ кова. На М урм анском рыбооб­ рабатывающ ем ком бинате обо­ бщен опы т работы пр опаган­ диста завода рыбной м уки главного м еханика Н иколая Александровича Павлова. Профсоюзные комитеты стремятся и дальше раззизать патриотическое движание «Пропагандист — пятилетке», в котором участвуют многие руководители школ. Оно по­ могает конкретизировать вклад пропагандиста в выпол­ нение пятилетнего задания своим трудовым коллективам. Участники этого движения, как правило, имеют личные твор­ ческие планы на каждый учебный год. — Такие планы у большин­ ства пропагандистов содержат разделы, посвященные прак­ тическому применению тео­ рии в жизни коллективов. — Совершенно верно. Уче­ ба должна давать отдачу, иметь выход на практические дела слушателей. А как же иначе? Пропагандисты фабри­ ки орудий лова помогают ра­ бочим разрабатывать социа­ листические обязательства, прививают им навыки эконо­ мического мышления, практи­ куют отчеты слушателей на занятиях о выполнении наме­ ченного, учат коллективно на­ ходить внутренние резервы производства, регулярно зна­ комят с проблемами, которые стоят перед предприятием. Особое внимание, например, проявляется к бригадной фор­ ме организации и стимулиро­ вания труда. В одиннадцати школах коммунистического труда фабрики изучался курс «Коллективные формы орга­ низации труда. Бригадный хозрасчет». К ведению заня­ тий привлекались ведущие специалисты. В коллективе свыше 74 процентов рабочих объединены в бригады. Пос­ тавлена вполне достижимая цель — уж е в ближайшее время перейти на хозрасчет. Фабрика признана победите­ лем Всесоюзного смотра кон­ курса за вы сокую культуру производства и награждена Дипломом ВЦСПС. — Одним из условий ре­ зультативности учебы, усиле­ ния ее практической направ­ ленности являются изучение и реализация предложений слу­ шателей по совершенствова­ нию производства. Какую роль в этом играют пропа­ гандисты) — М оряки, рабочие чувст­ вуют себя полноправными хо­ зяевами на судне и береговом предприятии. Пропагандисты прививают им ответственность за общее положение дел. И, конечно, предложения и де­ ловые замечания слушателей профсоюзные комитеты, про­ пагандисты должны обяза­ тельно брать на заметку, реа­ лизовывать. Такое внимание само по себе способствует повышению активности лю ­ дей. Так, в траловом флоте слушатели школ внесли в ми­ нувшем году 870 предложений по улучшению организации труда, экономии орудий лова, топлива. Мы изучили работу ш кол ном м унистичесного труда р ы ­ бообрабатывающ его ком бина­ та по улучш ению трудовой д исциплины и росту произво­ дительности труда. П ропаган­ дисты и слуш атели этого пред­ приятия сделали анализ ис­ пользования рабочего времени в бригадах, см енах, на уча ст­ ках. Внесли нонкретны е пред­ лож ения по сокращ ению по­ терь, ликвид ац ии наруш ений д исциплины . И надо отм етить, что проф ком, хозяйственны е руководители учи ты в аю т вы ­ сказанны е в ш кол ах реком ен­ дации. К прим еру, по и н и ц и а­ тиве слушателей ш колы ном­ м унистичесного труда ко п ти л ь ­ ного завода М» 3 проводятся дни энономии ресурсов и сы ­ рья, рационального использо­ вания рабочего времени. Кол­ лектив ком бината взялся в этом году ум еньш ить потери рабочего времени только из-за наруш ений д исциплины на 800 человено-дней. Слушатели ш колы ко м м уни с­ тического труда цеха N» 1 с у ­ доверфи вы ступили с и ни ци а­ тивой о создании на станоч­ ном участке четы рех номпленс- ны х бригад. Ее поддержали адм инистрация и проф ком . С их помощ ью ком плексны е бригады организованы , и они приняли кол л екти вн ую ответ­ ственность за состояние дис­ ци пли ны на своих уча стка х. Кстати, на судоверфи сейчас 125 низовы х коллективов ра­ ботаю т без наруш ений труд о­ вой д исциплины и общ ествен­ ного порядка В новом учебном году об­ кому профсоюза, проф комам предстоит еще более повы­ сить действенность экономи­ ческой учебы, укрепить ее связь с повседневной практи­ кой коллективов, направить усилия слушателей на успеш­ ную реализацию Продоволь­ ственной программы страны. Беседу вел В. ШИГАНОВ. ПАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА ЧЕРНОУСКО — инженер производ- " ственного отдела Мурманского тарного комбината. Но вот уже десять лет ее знают ■ коллективе и как умелого пропаган­ диста. В руководимой ею экономической школе занимаются ра­ бочие лесопильного цеха: в минувшем учебном году они изу­ чали курс «Коллективная форма организации труда. Бригадный хозрасчет». Ей присуждено первое место по итогам смотра- конкурса на лучшую постановку экономического образова мя трудящихся на предприятии. Фото В. КОРЕЦКОГО. СОВЕТ ДЕЙСТВУЕТ /ОБЕСПЕЧИТЬ качество, эф- ” фективность и практиче­ скую направленность эконо­ мической учебы — вот за­ дача, которая стоит перед со­ ветом по экономическому об­ разованию управления «Сев* рыбхолодфлот». В его состав входят двадцать партийных и профсоюзных активистоз, ор­ ганизаторов учебы, методис­ тов. Действуют пять секций: методической и оператизной производственной информа­ ции, подготовки пропагандис­ тов, школ коммунистического труда, пропаганды передового опыта, а также изучения и внедрения в производство предложений слушателей и пропагандистов. Большое внимание совет уделяет контролю за ходом и качественным уровнем эко­ номического образования. Члены совета по эконом иче­ ском у образованию В. И. К ули­ ков, В. Я. Ж ивица, Е. А. Пан­ филов, В. Н. К оряк, председа­ тель проф сою зного ком итета Е. И. М ищ енко изучали орга­ низацию учебы на судах фло­ та непосредственно в море. Они оказали пр а кти ч е с кую помощ ь пропагандистам в про­ ведении сем и н арски х занятий в усилении активн ости слуш а­ телей, пр иви тии им интереса в получении эконом ических зна ни й . Совет заботится о своевре­ менной подготовке дополни­ тельного местного материала в помощ ь руководителям ш кол. Он определил прим ерную те­ м а ти ку справочно м етодических разработок. Так, инж енер от­ дела ор ганизации труда и за­ работной платы И. В. Василье­ ва представила в помощ ь про­ пагандистам работу на тем у «С оциалистическое соревнова­ ние к а к одно из важ нейш их средств повыш ения производи­ тельности труда. Моральные и материальны е ф акторы поощ ­ рения за творческий труд». Н ачальник отдела кадров Ю. М. Л итвинов подготовил м етодические реком ендации по проведению сем инарского за­ нятия на тем у «Роль ком анд­ ного состава и специалистов флота в повыш ении эфф ектив­ ности производства, улучш ении качества пр о д укц и и , совер­ ш енствовании форм и методов политико-воспитательной ра­ боты, реализации Продоволь­ ственной програм мы СССР». Принятые советом меры способствовали единству учеб­ ных, организаторских и воспи­ тательных моментов в работе пропагандистов на судах. Пропагандисты плавбазы «Виктор Кингисепп» на заня­ тиях школ обсуждают вопро­ сы развития бригадной ф ор­ мы организации труда. Их иэу чение помогло усилить мате­ риальную заинтересованность членов экипажа в повышении эффективности и улучшении качества в работы, ускорении роста их профессиональной квалификации и улучшении порядка, организованности. Вплотную знакомятся с бригад, ной формой организации тр у­ да в экономических школах плавбаз «Севрыба» \и «Дау- рия», транспортных рефриже раторов «Отто Гротезоль» и «Полярный круг», таикероэ «Минусинск», «Нефтекамск» и других судов флота. Подобных примеров, когда эконом ическая учеба дает кон- кр е тн ую пользу в реш ении производственны х вопросов, укреплении д исциплины и о р ­ ганизованности. м ож но найти • больш инстве ш кол. Х орош ими организаторам и учебы и пропагандистам и по казали себя напитаны А. В. Красавин и В. К. Н овиков, пер­ вые пом ощ ники капитанов Н. Г. Я ковен ко и С. М. Ч ину- нов, старш и й пом ощ ник ка п и ­ тана П. Я. Волошин, главны й м ехан и к А. И. Поляков, пом ощ ­ н и к кап итана по производству В. А . Березин. Во всех школах изучался передовой производственный опыт. Однако внедряется он еще не везде активно. В от­ дельных коллективах низка трудовая дисциплина. Слабо ведется поиск резервов п р о ­ изводства. Имеются упущения в организации экономической учебы на ремонтируемых су­ дах. Среди пропагандистов не получило должного распрост­ ранения движение «Там, где работает пропагандист, — ни одного отстающего рядом». Не на пользу идут внезапные изменения учебных программ и курсов. Это надо делать до начала учебного года. Ь. КОРЕЛЬСКИЙ, председатель созатз по экономическом у образо­ ванию управления «Сев­ рыбхолодфлот». 20 июля 1884 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz