Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
• ИМЯ ТЕБЕ-ТЕАТР Довольны зал и режиссер — Идет удачно представленье... А за кулисами актер Упрямо ищет вдохновенья. ...Какой вулкан удач, обид Готов взорваться рядом с нами, Но не взрывается, дымит, Грозит подземными толчками... Ну вот и выход твой, актер!. О нет! Отставки он не просит I! «■Кушать подано, сеньор!», Конечно-, е блеском произносит. А. ПОЛЕЦКИЙ. Кто из мурманчан, бывая проездом в Москве, не мечтал попасть на спентакли МХАТа. Ведь мы хорошо помним, что именно здесь были поставлены «Чайка» и «Три сестры» А. П. Чехова, «Царь Федор Ивано вич» А. К, Толстого, «На дне» М. Горького. Великолепных мастеров сцены взрастил Х у дожественный театр: Началов и Москвин, Книппер-Чехова и Яншин, Зуева, Прудкин и Сте панова.., НА СНИМКЕ: народные ар тисты СССР А. П. Зуева, Т. В. Доронина, Е. А. Евстигнеев. ТВОРЧЕСКИЕ ВСТРЕЧИ Наши гости — артисты М осковского драматического театра им. К. С. Станиславского но только успешно гастролировали ■ Мурманске, причем они работали сразу на даух площадках, но и нашли аремя для таорческих астреч. Одна из них прошла на борту атомохода «Сибирь». С боль шим интересом моряки приняли рассказ о театре его главного режиссера, заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР Александра Товстоногова. А затем перед экипажем выступили заслуженные артисты РСФСР С. Шакуров и Л. Сатановский, ведущие актеры М. Менглет, В. Коренев, Л. Зверинцев, пред ставители молодого поколения И. Радов и Н. Трефилов. С большим успехом выступили московские гости перед ра ботниками М урманского морского пароходства, рыбаками БАТ «Адмирал Головко» и ТР «Валентин Серов», моряками- североморцами. Наш корр. п О Т II ПРОШЛО еще од - & но крупное событие в театральной и культурной жи зни Мурманска. Закончились гастроли Московского драма тического театра имени К. С. Станиславского. Труппа уже уехала, но в городе еще ви сят афиши... Предлагаемый читателю те атральный обзор не попытка расставить на афише гостей плюсы и минусы, а скорее разговор о конкретном театре и Театре вообще, о том, чего мы ждем от него и что он мо жет дать нам сегодня. Это показалось странным: театр, выбравший основным своим направлением самую современную советскую пье су, известный тем, что он на шел и «вывел в люди» многих молодых драматургов, откры вает свои гастроли спектаклем Вампилова «Прощание в июне», поставленным двенад цать лет назад по пьесе, напи санной в 1958 году. Почему? «Наш духовный учитель» — так говорят об Александре Вампилове в этом театре. И считаю т та к не только по тому, что со спектакля «Про щание в июне», в постановке которого принимал участие сам Вампилов, по сути дела началась работа созданной в театре творческой лаборато рии. Даже то немногое, что он оставил в драм атургии, назы вается теперь театром Вампи лова и стоит в одном ряду с театром Ш експира, О стровско го, Горького... Как и его вели кие предшественники, он не только в совершенстве владел жанром, но и. обладая даром человеческой чуткости, сумел вдохнуть в свои творения ж и знь и ими дать свой ответ на вопрос о смысле ж изни. Иначе говоря, он ка к бы вы шел в четвертое измерение — приобрел то качество, за ко торое классиков называю т классикам и. Соприкасаясь с пьесами Вампилова, зритель и сегодня, и в будущем непре менно испытает, хочет он то го или не хочет, духовное по трясение, очищение. Герой пьесы Колесов, имеющий прочную репутацию талантливого студента, честно го и смелого парня, всеобщий любимец, оказывается перед выбором: навсегда забыть о любимой девушке или уйти из университета... Колесов выби рает карьеру. Главный недостаток спе ктак ля в том, ка к решают актер и театр этот образ. А ктер А. Пантелеев ведет своего Колесова к развязке, когда он разорвет диплом, по лученный ценой предательства, неснолько прямолинейно. Мы не видим ни процесса ' нрав ственного опустошения, ни по ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ следующего духовного возрож дения героя. Создается впечат ление, что не он людей обма нывает, предает, а его, Коле сова, обманули, застаоили стать соучастником отврати тельной сделки, об истинном смысле которой он поначалу и не подозревает. Колесов А. Пантелеева не старается нас убедить в том, что любит Таню, а раз так, то и не кажется таким уж про тивоестественным его выбор. А ведь у Вампилова Колесов выбирает именно между любо вью и карьерой, тем и стра шен для нас этот выбор. Раз вязка психологической ситуа ции происходит в спектанле намного раньше, чем это было задумано автором пьесы, — в момент неожиданного и ничем не мотивированного предатель ства. Поэтому не потрясает и финал спектакля — торжество добра, пусть запоздалое, но прозрение героя. Может ли «прозреть» зрячий? А выле читься тот, кто не был болен? Спустя некоторое время после постановки вампилов- ских пьес заговорили о непо средственном влиянии его драматургии на современных авторов. Под впечатлением, напри мер, «Утиной охоты» появля ется ряд пьес, где на сцену выходят «антигерои». Азторы в чем-то повторяют Вампилова, его образы, повороты сюже та. Его драматургия, обладаю щая, по определению крити ки, мощной «художествен ной радиацией», вдохнов ляет авторов на поис ки решения не новых, но чрезвычайно острых челове ческих проблем. Явление это вскоре назовут «новой вол ной». В русле этих поисков строит работу своей творче ской лаборатории и коллек тив театра имени Станислав ского. Разве не похожи во многом Нечаев из спектакля «Не был... не состоял... не участ вовал...» по пьесе Ю. Мака рова и Зилов из «Утиной охо ты»? Оба живут только для себя, срывают на пути цветы удовольствия, травмируя и калеча при этом души окру жающих. Вслед за А. Вампи- ловым Ю. Макаров резко героя, стазит останавливает своего заставляет оглянуться, перед выбором. Невосполнймость душевных потерь человека, ( ж ивущ его для себя, довольно точно по казал в образе Нечаева заслу ж енный артист РСФСР, лауре ат Государственной премии СССР С. Ш акуров. Он к а к бы исполняет на сцене танец преуспевающего, влюбленного в себя без памяти человека. Ш акуров с азартом участвует в веселом карнавале, приду манном его героем. С ле гко стью меняет маски, выгодные Нечаеву в различны х случаях ж изни. И вдруг все руш ится. Жизнь предъявляет счет, по которому он не может запла тить сполна — поздно. Поздно? И тут перед нами вдруг появляется человек, осо знавший, что лучшая часть ж изни уже прож ита. С этой минуты Ш акуров переводит образ Нечаева в иное качест во. И в этом качестве ему, к сожалению, не удается благо получно, то есть правдиво до вести героя до финальной сцены. Ш акуров пытается ер ничать, хохм ить — мы сме емся, но образ ускользает. Не хватает какой-то неуловимой мелочи... Падает занавес. Жаль. Авторы спектакля почти ' дотянули его до «четвертого измерения». Мы видели ре зультат духовного опустош е ния, раскаяния, но мы таи и не пережили вместе с героем духовного потрясения, очищ е ния. Из всех героез пьес «но вой волны», представленных театром, в «четвертое изме рение» вышел, пожалуй, толь ко Андрей Буслай из спек такля «Порог» (постановка В. Портнова). Это тоже один из вариантоз Зилова — «ан тигероя». Автор пьесы А. Дударез не побоялся вызести на сцен/ алкоголика. Он появляется перед нами, пожалуй, впер вые в современной драматур гии, во всей красе: заросший, с опухшим лицом и трясущи мися руками, в грязной руба хе, в рваных войлочных бо тинках... «Бич», — не удержав шись, п.роизнес кто-то в зале знакомое мурманчанам слово. В. Стеклов играет блиста тельно, правдиво. Он беспо щаден к своему герою до конца. Но в какой-то момент мы начинаем жалеть Буслая, верить в его неминуемое ис целение — и в этом как раз успех постановки в целом. Тема спектакля — вовсе не проблема пьянства, как это может показаться. Спектакль — о Человеке, о борьбе в нем добрых и злых начал. Мало чем отличаются от Буслая люди, населяющие квартиру писателя, а По совме стительству — «целителя душ». Алина (Т. Майст) — быв шая «великосветская про ститутка», прожигательница жизни; Драгун (В. Шлыков) — бывший заключенный, неза служенно осужденный в свое время, а ныне озлоблен ный на весь мир че ловек. Они также, как и Буслай, больны, они не могут вернуться к людям, не изле чившись. Потому-то они — здесь, в квартире «целителя». Буслай «заземляет» так ни разу и не вышедшего на сцену писателя, который по началу кажется всем идеалом добра. И мы вместе с ним перестаем верить в абстрак тное добро, перестаем ждать, когда же наконец «целитель» выйдет на сцену и все устро ит. Добро — конкретно. Оно существует в каждом из нас, только иногда слишком глу боко прячется. В конечном итоге не «целитель» помог Драгуну и Алине обрести се бя до конца, а Буслай — сво ей не истраченной еще до кон ца добротой, отзывчивостью. А они помогли ему. Пьеса А. Че,рейнского «Бу мажный патефон» в принципе о том же, о чем и «Проща ние в июне». Празда, в этом случае большее значение име ет образ героини, но проб лему выбора — основную те му спектакля — предстоит все же решить курсанту Се нечке, главному герою. Здесь у А. Пантелеева видимо, та же ошибка, что и в «Проща нии в июне». Так же, как и Колесов, Сенечка в трудную минуту делает «большие гла за» и выбирает карьеру, а не любовь. Что, мол, поделаешь, если обстоятельства сильнее? В какие бы времена ни жи ли люди, идеалы добра и справедливости остаются пре жними. Сенечка уходит с чи стой совестью. И мы с запоз далым ужасом видим, что он вообще далеко пойдет. шншишммтпшшитипттшниинитшишинштштттшшпшншшппинишншипшишшнппинпшннитмптппкктшп,,,,!!,!),,! 13 июля 1984 гпдя 1 = = п g Кто остановит его? Когда? В спектакле нет ответов на эти вопросы. Из-за этой недосказанности даже рол:> героини, обаятель но, искренне, талантливо сы г ранная Л. Лишиной, как бы повисает в воздухе. Виктория ведь не Буслай, чтобы вынести на себе всю идейную нагрузку пьесы. С тилистика «новой волны» уж е завоевала право на сущ е ствование. Пьесы «на злобу дня», пусть иногда и не со вершенные, нравятся зрите*Ь лю. У них, несомненно, есть?} свои достоинства, но они пред ставляю т совершенно иной, но вый театр, где не важен сю ж ет, где вы не найдете пр и вы чны х ж анров и характеров. Театр же оказался не готов к качественному «ры вку», сде ланному новой драм атургией. На примере театра им. К. С. Станиславского можно про следить процесс становления театра нашего времени. Вспом ните, какой успех по сравне нию с болыиинстзом спек таклей «новой волны» имели спектакли театра, построенные из добротного, проверенного не раз драматургического ма териала. Мы имеем в виду прежде всего «Мелодию для павлина» О. Заградника и «Продавца дождя» Р. Нэша. Что нового, «на злобу дня» узнали из этих спектаклей? Ничего. Все старо, как мир. И все же мы смеялись и плакали все вместе потому, что это — театр. j Новое, которое есть xopW шо забытое старое, еще не освоено. Старое упорно не уходит на второй план, да и не случится такое, наверное, никогда. Выход, по-зидимому, театр видит и сам: соеди нить все лучшее воедино, уйти от заведомо бесплодных поисков, от мелких тем, попы таться снова понять или «вспомнить» Вампилова — сов ременного и потому самого близкого классика, для кото рого главным был не сюжет и даже не идея, а человек; вообще играть больше клас- • сики, способной значительно поднять общую культуру тё- атра, отточить до совершен ства мастерство актеров и режиссеров. Все это и помо жет театру достичь цели, к которой он стремится, — най ти единственно правильный путь в «четвертое измере ние». Путь к сердцу зрителя. Е. ЛАТЫШЕВ. рыбный мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz