Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

11111М1111111«1||11ЖиП111111111111111111111111И111111П|Г|111111Ж11111111111111|1111П11111111 • НАУКА-ПРОИЗВОАСТВУ • БЕРЕГ ЧУВСТВУЕТ МОРЕ Г о с у д а р с т в е н н ы й проектно-конструкторский ин­ ститут рыбопромыслового флота, больше извест­ ный всем нам под именем «Гипрорыбфлот»,— организация сугубо морская, хотя и находится на берегу. А морским этот институт был и остается по главной сути своей, пото­ му что в центре внимания его сотрудников — море, рыбо­ промысловый флот, моряки со всеми своими многочислен­ ными и нелегкими проблемами. В отделе мореходных качеств и прочности судов, к при­ меру, занимаются одним из самых больных вопросов — расчетами остойчивости и непотопляемости судов, то есть, по сути дела, расчетами безопасности мореплавания для людей и траулеров. И зменяются промысловые зоны , качественно другим стано­ вится добываемое сырье. Стало Сыть, необходимо приспосабли­ вать к новым условиям и суда — модернизировать их, изм е­ нять проектны е х а р а кте р и сти ки , определять промы словикам режим оптим альной за гр узки . Надо ли говорить, к а к важ ны эти работы для моряков? И учены е М урм анского отделения «Гипрорыбфлота» вы полняю т их, к а к правило, досрочно. Не­ давно вышли в море плавбаза «А рктика» и ТР «Иван Ш иш ки н » , оснащенные важной докум ентацией, разработанной нам ного раньше намеченного срока. , Сейчас в планах отдела новая интересная тема: разработ­ ка программы автоматизированного проектирования про­ мысловых лодок для прибрежного лова и внутренних во­ доемов. Давно и плодотворно трудятся в этом передовом коллек­ тиве (на снимке слева направо) техник-оператор ЭВМ Свет­ лана Вениаминовна Гах, главный конструктор проекта Ни­ колай Федорович Малахов, заведующий отделом Михаил Алексеевич Токарев, заведующий сектором lOpiijj Николае­ вич Федоров. Фото В. КОРЕЦКОГО. УЧИМСЯ l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l С КОРО БМРТ «Капитан Демидов» управления «Сев- рыбпромразведка» станет в ремонт. Вроде обычное дело. Но этого дня ждут десятки специалистов нашего бас­ сейна. Потому что именно здесь, на «Капитане Демидове», впервые смогут они применить свои знания, полученные по программе «Динамические системы обслуживания и ремон­ та судов». Ученые верят, что недалек тот день, когда ЭВМ будут рассчитывать объемы, сроки и периодичность ремонта для всех подразделений бассейна. Первый шаг к этому — внед­ рение динамических систем технического обслуживания н ремонта судов, которое начнется в 1985 году с перевода БАТ типа «Горизонт» на систему непрерывного техниче­ ского обслуживания и ремонта с применением ЭВМ. О проб­ лемах и перспективах новшества рассказывает сегодня Я. Г. Кузин. УПРАВЛЯТЬ РЕМОНТОМ lll ll l lll llil ll l M li l ll lll llll lll lll l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l M l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l M I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I ПРОМЫСЛОВЫ Е СУДА 11 — это суда-тружени- кн. Днем и ночью они несут свою нелегкую вахту, без праздников н выходных. Мо-. ре справа по борту, море по борту слева, и внизу под кор­ пусом — тоже море. Море — значит, постоян­ ная влажность, а значит, и коррозия обшивки, и быст­ рый износ практически, всех судовых механизмов и уст­ ройств. Поэтому-то особенно нужна в море повышенная надежность технических средств. Если же вдруг что- то вышло из строя, необ­ ходим ремонт. Конечно, ремонт ремонту рознь. Природа износов и повреждений чаще всего кро­ ется в неодинаковой проч­ ности узлов механизмов. Идеальным для эксплуатации вариантом было бы исполь­ зование на судах устройств Ъ одинаковым запасом проч­ ности, но это, как известно, практически невозможно. Вы­ ходит, нужно подбирать хо­ тя, бы просто близкие по за­ пасу прочности узлы или за­ ранее рассчитывать, на ка­ кое время хватит прочности того или иного механизма. Исследованиями по обес­ печению прочности и долго­ вечности судов занимается отраслевая лаборатория прочности Калининградско­ го технического института рыбной промышленности и хозяйства, которой руково­ дят кандидат технических наук Б. Я. Розендент. Уче­ ными лаборатории разработа­ на новая научная дисципли­ на — теория ремонта судов. В основе ее — дннамиче,-. ская модель ремонта, кото­ рая объединяет экономичен бкие и технические показа­ тели состояния элементов УДна. Такой комплексный Uf подход, вкупе со строгим . расчетом запасов прочности и учетом расходования ре-, сурсов, позволяет сделать . процесс технического обслу­ живания й ' ремонта управля­ емым. Но реализация этого под­ хода возможна только на современном научно-техни­ ческом уровне. Она требует определенного пересмотра, даже ломки сложившихся взглядов. Становится необхо­ димой и объективная оценка технического состояния суд­ на, и применение вычисли­ тельной техники, и исполь­ зование методов и средств неразрушающего контроля. Необходимо также создание алгоритмов и программ на базе самой современной ма­ тематической аппаратуры. В центре научных осцов организации ' ремонта нахо­ дится понятие динамических систем. Само это понятие было известно в технике и ранее, но в отношении таких сложных объектов, как про­ мысловые суда, оно употреб­ ляется впервые. В современ­ ной научной терминологии это направление называется программированной эксплуа­ тацией, а иногда эксплуата­ ционной кибернетикой. Предметом исследования стал на этот раз процесс перехода судна из состояния эксплуатации в состояние ремонта — то самое узкое место, которое создает в от­ расли огромпые трудности. Сложность этого процесса в том, что количество вариан­ тов возможных состояний судна — астрономическая величина, и поэтому без при­ менения компьютеров, без использования системного подхода процесс становится по сути дела неуправляемым. Одно из главных требова­ ний системного подхода — организационное и информа- ,ционное единство, внутри си­ стемы. С этой точки зрения процесс технического обслу­ живания и ремоцта не удов­ летворяет никаким услови­ ям, так как сейчас для при­ нятия верного решения не­ достаточно одного лишь во­ левого стиля управления. В Государственных стан­ дартах, определяющих систе­ му технического обслужива­ ния и, ремонта техники, есть ’прямое указание, что ремонт следует выполнять только после того, как объект выра­ ботает свой ресурс. Не рань­ ше и не' позже. Как принимаются решения о ремонте судна, того или иного оборудования, хорошо известно всем, кто сталкива­ ется с эксплуатацией про­ мысловых судов. Судовые специалисты стараются сдать в ремонт все, что может ли­ шить их в рейсе спокойной жизни: зачастую производят ремонт на всякий случай, не учитывая, сколько времени работал каждый механизм и выработал ли он свой ре­ сурс. В свою очередь, С Р З бе­ рет в ремонт лишь те рабо­ ты, которые обеспечивают стабильную загрузку цехов. Ответственность завода за выпуск судов из ремонта ог­ раничена, а целеорнентацпя судоремонтника, к сожале­ нию, не соответствует целям судовладельца. Поэтому именно здесь, в управлении процессом техни­ ческого обслуживания и ре­ монта, и скрыты большие ре­ зервы. Главный из них —■ Планирование ремонта на ос­ нове объективной оценки тех­ нического состояния судна, иначе говоря, на основе тща­ тельной диагностики. Хотя техническая диагнос­ тика корпуса судна — нау­ ка пока молодая, однако она имеет уже и Свою теорети­ ческую базу, и методологиче­ скую основу, и техническое обеспечение. В настоящее время в Северном бассейне имеются все предпосылки ’ для широкого Пстользовання методов и средств диагности­ рования корпусов Судов: есть квалифицированные спе­ циалисты, приборы; Инструк­ ции по оценке технического состояния. И тём не менее пока что положение таково.' Выпол- ' Шлются, допустим, замеры толщины корпуса самым со­ временным прибором, а ря­ дом Делается «контроль­ ное» (?!) сверление. Зачем, спрашиваемся? Ведь заранее ясно, что Точность ультра­ звуковых толщиномеров за­ ведомо выше, чём измерения после засверловки. Такие технические архаизмы задер­ живают работу, ' затягивают время. Дефектаций растяги­ вается на недели и месяцы, первоначальные результаты замеров устареваю*; И еще об о дном: подоб­ ные обследования выполня­ ются только тогда, когда судно ставят в ремонт. К этому времени корпус уже основатёйыю проржавел, про­ филактические меры приме­ нять поздно, а коррозионные разрушения уже таковы, что приходится заменять сотни квадратных метров обшнвки корпуса. Значит, разбухают и без того огромные объемы сопутствующих работ, обост­ ряется дефицит судоремонт­ ных мощностей, которые ну­ жны сейчас в Северном ре­ гионе, да и во всем рыбном хозяйстве как воздух... Ученые ставят вопрос так: уже сейчас возможен пере­ ход к такой технической экс­ плуатации, когда традицион­ ный ремонт — вырезка про­ ржавевшей и вварка новой конструкции — вообще бу­ дет ликвидирован, а корпус­ ные цехи не будут перегру­ жены работой. Для этого необходимо комплексное ■внедрение тех­ нической диагностики с при­ менением современных изме­ рительных приборов н новей­ ших; методов обработки ин­ формации. Однако внедрение прибо­ ров неразрушающего контро- , ля ставит свои вопросы: как, например, оценить техвиче- . $ков состояние проЛэррозн- ровфшой поверхности. дс1- . пуст|им| в подводной■части? Не мешает ан контакт с во­ дой проведению измерений? Не увеличивается ли погреш­ ность замеров? : ПО .мнению ученых, этн вопросы вполне разрешимы. КЬтати, подготовке диаг­ ностов,' дефбктоскблистов и специалистов по . дннамиче-, . ским системам технического обслуживания и ремонта су -, дов уделяется в отрасли большое внимание. Специа­ листов этого профиля гото­ вят во Всесоюзном институ­ те повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбцой ' про­ мышленности и хозяйства. Кроме того, в этом же ин­ ституте ведутся и теоретико- прикладные исследования по технической диагностике су­ довых энергетических уста­ новок. В заключение следует от­ метить, что научные иссле­ дования, о которых расска­ зывалось здесь, ведутся в соответствии с комплексной целевой программой «Р е­ монт». Их внедрение будет способствовать тому, чтобы завтрашний день судоремонта наступил как можно скорей. Я. КУЗИН, заведующий отделом Ка­ лининградского техниче­ ско го института рыбной промышленности и хозяй­ ства, кандидат технических наук. 13 июля 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz