Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
11111М1111111«1||11ЖиП111111111111111111111111И111111П|Г|111111Ж11111111111111|1111П11111111 • НАУКА-ПРОИЗВОАСТВУ • БЕРЕГ ЧУВСТВУЕТ МОРЕ Г о с у д а р с т в е н н ы й проектно-конструкторский ин ститут рыбопромыслового флота, больше извест ный всем нам под именем «Гипрорыбфлот»,— организация сугубо морская, хотя и находится на берегу. А морским этот институт был и остается по главной сути своей, пото му что в центре внимания его сотрудников — море, рыбо промысловый флот, моряки со всеми своими многочислен ными и нелегкими проблемами. В отделе мореходных качеств и прочности судов, к при меру, занимаются одним из самых больных вопросов — расчетами остойчивости и непотопляемости судов, то есть, по сути дела, расчетами безопасности мореплавания для людей и траулеров. И зменяются промысловые зоны , качественно другим стано вится добываемое сырье. Стало Сыть, необходимо приспосабли вать к новым условиям и суда — модернизировать их, изм е нять проектны е х а р а кте р и сти ки , определять промы словикам режим оптим альной за гр узки . Надо ли говорить, к а к важ ны эти работы для моряков? И учены е М урм анского отделения «Гипрорыбфлота» вы полняю т их, к а к правило, досрочно. Не давно вышли в море плавбаза «А рктика» и ТР «Иван Ш иш ки н » , оснащенные важной докум ентацией, разработанной нам ного раньше намеченного срока. , Сейчас в планах отдела новая интересная тема: разработ ка программы автоматизированного проектирования про мысловых лодок для прибрежного лова и внутренних во доемов. Давно и плодотворно трудятся в этом передовом коллек тиве (на снимке слева направо) техник-оператор ЭВМ Свет лана Вениаминовна Гах, главный конструктор проекта Ни колай Федорович Малахов, заведующий отделом Михаил Алексеевич Токарев, заведующий сектором lOpiijj Николае вич Федоров. Фото В. КОРЕЦКОГО. УЧИМСЯ l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l С КОРО БМРТ «Капитан Демидов» управления «Сев- рыбпромразведка» станет в ремонт. Вроде обычное дело. Но этого дня ждут десятки специалистов нашего бас сейна. Потому что именно здесь, на «Капитане Демидове», впервые смогут они применить свои знания, полученные по программе «Динамические системы обслуживания и ремон та судов». Ученые верят, что недалек тот день, когда ЭВМ будут рассчитывать объемы, сроки и периодичность ремонта для всех подразделений бассейна. Первый шаг к этому — внед рение динамических систем технического обслуживания н ремонта судов, которое начнется в 1985 году с перевода БАТ типа «Горизонт» на систему непрерывного техниче ского обслуживания и ремонта с применением ЭВМ. О проб лемах и перспективах новшества рассказывает сегодня Я. Г. Кузин. УПРАВЛЯТЬ РЕМОНТОМ lll ll l lll llil ll l M li l ll lll llll lll lll l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l M l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l l l l l l M I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I ПРОМЫСЛОВЫ Е СУДА 11 — это суда-тружени- кн. Днем и ночью они несут свою нелегкую вахту, без праздников н выходных. Мо-. ре справа по борту, море по борту слева, и внизу под кор пусом — тоже море. Море — значит, постоян ная влажность, а значит, и коррозия обшивки, и быст рый износ практически, всех судовых механизмов и уст ройств. Поэтому-то особенно нужна в море повышенная надежность технических средств. Если же вдруг что- то вышло из строя, необ ходим ремонт. Конечно, ремонт ремонту рознь. Природа износов и повреждений чаще всего кро ется в неодинаковой проч ности узлов механизмов. Идеальным для эксплуатации вариантом было бы исполь зование на судах устройств Ъ одинаковым запасом проч ности, но это, как известно, практически невозможно. Вы ходит, нужно подбирать хо тя, бы просто близкие по за пасу прочности узлы или за ранее рассчитывать, на ка кое время хватит прочности того или иного механизма. Исследованиями по обес печению прочности и долго вечности судов занимается отраслевая лаборатория прочности Калининградско го технического института рыбной промышленности и хозяйства, которой руково дят кандидат технических наук Б. Я. Розендент. Уче ными лаборатории разработа на новая научная дисципли на — теория ремонта судов. В основе ее — дннамиче,-. ская модель ремонта, кото рая объединяет экономичен бкие и технические показа тели состояния элементов УДна. Такой комплексный Uf подход, вкупе со строгим . расчетом запасов прочности и учетом расходования ре-, сурсов, позволяет сделать . процесс технического обслу живания й ' ремонта управля емым. Но реализация этого под хода возможна только на современном научно-техни ческом уровне. Она требует определенного пересмотра, даже ломки сложившихся взглядов. Становится необхо димой и объективная оценка технического состояния суд на, и применение вычисли тельной техники, и исполь зование методов и средств неразрушающего контроля. Необходимо также создание алгоритмов и программ на базе самой современной ма тематической аппаратуры. В центре научных осцов организации ' ремонта нахо дится понятие динамических систем. Само это понятие было известно в технике и ранее, но в отношении таких сложных объектов, как про мысловые суда, оно употреб ляется впервые. В современ ной научной терминологии это направление называется программированной эксплуа тацией, а иногда эксплуата ционной кибернетикой. Предметом исследования стал на этот раз процесс перехода судна из состояния эксплуатации в состояние ремонта — то самое узкое место, которое создает в от расли огромпые трудности. Сложность этого процесса в том, что количество вариан тов возможных состояний судна — астрономическая величина, и поэтому без при менения компьютеров, без использования системного подхода процесс становится по сути дела неуправляемым. Одно из главных требова ний системного подхода — организационное и информа- ,ционное единство, внутри си стемы. С этой точки зрения процесс технического обслу живания и ремоцта не удов летворяет никаким услови ям, так как сейчас для при нятия верного решения не достаточно одного лишь во левого стиля управления. В Государственных стан дартах, определяющих систе му технического обслужива ния и, ремонта техники, есть ’прямое указание, что ремонт следует выполнять только после того, как объект выра ботает свой ресурс. Не рань ше и не' позже. Как принимаются решения о ремонте судна, того или иного оборудования, хорошо известно всем, кто сталкива ется с эксплуатацией про мысловых судов. Судовые специалисты стараются сдать в ремонт все, что может ли шить их в рейсе спокойной жизни: зачастую производят ремонт на всякий случай, не учитывая, сколько времени работал каждый механизм и выработал ли он свой ре сурс. В свою очередь, С Р З бе рет в ремонт лишь те рабо ты, которые обеспечивают стабильную загрузку цехов. Ответственность завода за выпуск судов из ремонта ог раничена, а целеорнентацпя судоремонтника, к сожале нию, не соответствует целям судовладельца. Поэтому именно здесь, в управлении процессом техни ческого обслуживания и ре монта, и скрыты большие ре зервы. Главный из них —■ Планирование ремонта на ос нове объективной оценки тех нического состояния судна, иначе говоря, на основе тща тельной диагностики. Хотя техническая диагнос тика корпуса судна — нау ка пока молодая, однако она имеет уже и Свою теорети ческую базу, и методологиче скую основу, и техническое обеспечение. В настоящее время в Северном бассейне имеются все предпосылки ’ для широкого Пстользовання методов и средств диагности рования корпусов Судов: есть квалифицированные спе циалисты, приборы; Инструк ции по оценке технического состояния. И тём не менее пока что положение таково.' Выпол- ' Шлются, допустим, замеры толщины корпуса самым со временным прибором, а ря дом Делается «контроль ное» (?!) сверление. Зачем, спрашиваемся? Ведь заранее ясно, что Точность ультра звуковых толщиномеров за ведомо выше, чём измерения после засверловки. Такие технические архаизмы задер живают работу, ' затягивают время. Дефектаций растяги вается на недели и месяцы, первоначальные результаты замеров устареваю*; И еще об о дном: подоб ные обследования выполня ются только тогда, когда судно ставят в ремонт. К этому времени корпус уже основатёйыю проржавел, про филактические меры приме нять поздно, а коррозионные разрушения уже таковы, что приходится заменять сотни квадратных метров обшнвки корпуса. Значит, разбухают и без того огромные объемы сопутствующих работ, обост ряется дефицит судоремонт ных мощностей, которые ну жны сейчас в Северном ре гионе, да и во всем рыбном хозяйстве как воздух... Ученые ставят вопрос так: уже сейчас возможен пере ход к такой технической экс плуатации, когда традицион ный ремонт — вырезка про ржавевшей и вварка новой конструкции — вообще бу дет ликвидирован, а корпус ные цехи не будут перегру жены работой. Для этого необходимо комплексное ■внедрение тех нической диагностики с при менением современных изме рительных приборов н новей ших; методов обработки ин формации. Однако внедрение прибо ров неразрушающего контро- , ля ставит свои вопросы: как, например, оценить техвиче- . $ков состояние проЛэррозн- ровфшой поверхности. дс1- . пуст|им| в подводной■части? Не мешает ан контакт с во дой проведению измерений? Не увеличивается ли погреш ность замеров? : ПО .мнению ученых, этн вопросы вполне разрешимы. КЬтати, подготовке диаг ностов,' дефбктоскблистов и специалистов по . дннамиче-, . ским системам технического обслуживания и ремонта су -, дов уделяется в отрасли большое внимание. Специа листов этого профиля гото вят во Всесоюзном институ те повышения квалификации руководящих работников и специалистов рыбцой ' про мышленности и хозяйства. Кроме того, в этом же ин ституте ведутся и теоретико- прикладные исследования по технической диагностике су довых энергетических уста новок. В заключение следует от метить, что научные иссле дования, о которых расска зывалось здесь, ведутся в соответствии с комплексной целевой программой «Р е монт». Их внедрение будет способствовать тому, чтобы завтрашний день судоремонта наступил как можно скорей. Я. КУЗИН, заведующий отделом Ка лининградского техниче ско го института рыбной промышленности и хозяй ства, кандидат технических наук. 13 июля 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz